Какие требования предъявляются к провайдерам занятых обучением по программам защитное вождение

Обновлено: 02.07.2024

Добрый день.
В нашей компании 80% сотрудников - это торговые представители, которые в своей работе эксплуатируют автомобили. Задался целью проводить обучение по безопасному вождению, на проверку знаний норм правил дорожного движения. Но так как наши сотрудники раскиданы по всей стране, при этом у нас только один офис (центральный) и получается, что на город, к примеру, приходится пять сотрудников, но нет офиса. В этой ситуации пришёл к выводу, проводить электронное обучение в виде презентации или какой-либо программы.
Соответственно, прошу поделиться информацией (материалами, ссылками на сайты, программами, видео) которая может мне помочь в этом нелегком деле (сам автомобиль не вожу).
Так же можете скинуть ссылки на платные электронные программы (если они дельные), если что, купим корпоративную версию, главное чтобы такая программа обновлялась и соответствовала последним веяниям законодательства в части касающейся дорожного движения.
Буду благодарен за помощь и советы, может можно что-то сделать ещё.
з.ы. Сам сейчас ищу информацию на просторах интернета.

Цитата
Владимир пишет:
Задался целью проводить обучение по безопасному вождению,

Владимир! Если Вы лично хотите этим заняться, то увы у Вас ничего не получиться. Всё, что Вы сможете сами - это составить инструкции по охране труда, но никак не по безопасному вождению.
Электронное обучение возможно, но малоэффективно. Нужен инструктор-профессионал.

Цитата
anb пишет:
Статья полезна только тогда, когда подкреплена практикой.

При наличии автомобиля и полигона, все можно попробовать и отработать. А применять правила защитного вождения можно где угодно.
Естественно лучше когда вам об этом расскажут тренеры курсов.

Цитата
Елена Пащенко пишет:
А применять правила защитного вождения можно где угодно.

Подсказка : езжай со скоростью на 2..3 км/ч медленнее, чем остальной поток. Ты потеряешь совсем немного времени, зато поток будет удаляться, помогая тебе соблюдать дистанцию. И не забудь держаться правой стороны, чтобы не мешать остальным - не надо им мешать, пусть себе ломятся.
Если применять ТАКИЕ правила, то что будет на дороге? Догадаться не трудно.

Цитата
anb пишет:
Подсказка : езжай со скоростью на 2..3 км/ч медленнее, чем остальной
поток. Ты потеряешь совсем немного времени, зато поток будет удаляться, помогая
тебе соблюдать дистанцию. И не забудь держаться правой стороны, чтобы не мешать
остальным - не надо им мешать, пусть себе ломятся.
Если применять ТАКИЕ
правила, то что будет на дороге? Догадаться не трудно.

ну вот что за манера. все надо обчудеснить!
Конечно, для тебя такие правила - смех на палочке. Ты управляешь машиной лучше чем пешком ходишь!
Но для новичков такие правила полезны.

Цитата
Елена Пащенко пишет:
Но для новичков такие правила полезны.
Цитата
Елена Пащенко пишет:
Но для новичков такие правила полезны.
Цитата
anb пишет:
Подсказка : езжай со скоростью на 2..3 км/ч медленнее, чем остальной поток.

Считаю, что это заблуждение! Лучше все же придерживаться скорости потока, соблюдая дистанцию и не делая мгновенного набора скорости и резкого торможения. Самым безопасным считаю при многорядном движении второй поток справа. Крайний справа лучше не занимать! Лучше быть обруганным за медленную езду во втором ряду, чем постоянно объезжать припаркованные к обочине машины, для новичков это лишний риск.

Цитата
Юрий Орлов пишет:
не делая мгновенного набора скорости

Быстрый набор скорости (как говорят на "форсаже", то есть с максимальным крутящимся моментом) может спасти Вам жизнь. Так что это надо уметь делать.
И хотя бы изредка это практиковать.

Научиться никогда не поздно.
Есть водители, причем девушка, которая никогда не училась (права получила экстерном, сейчас это невозможно) и при этом очень грамотно водит машину.

Цитата
anb пишет:
Быстрый набор скорости (как говорят на "форсаже", то есть с максимальным крутящимся моментом) может спасти Вам жизнь. Так что это надо уметь делать.
И хотя бы изредка это практиковать.

И всегда учитывать метеорологические условия!

Цитата
anb пишет:
девушка, которая никогда не училась (права получила экстерном, сейчас это невозможно) и при этом очень грамотно водит машину.
Цитата
anb пишет:
Есть водители, причем девушка, которая никогда не училась (права получила
экстерном, сейчас это невозможно) и при этом очень грамотно водит машину.

Ну наверное правильнее сказать, что девушка не училась на курсах. А водить машину ее ведь все равно кто то (папа, друг, сосед, наемный инструктор) учил и приэто наверняка объяснял не только как педали нажимать, но и тактику и стратегию поведения на дороге.
Экзамены экстерном вроде и сейчас можно сдавать.
Грамотных водителей женского пола знаю и не одну.

Цитата
anb пишет:
Электронное обучение возможно, но малоэффективно. Нужен инструктор-профессионал.

Насколько я понял им нужен инженер по БД или возложение его обязанностей на подходящего работника, требования в ЕТКС посмотреть можно. А работы там конечно много.

Цитата
Павел пишет:
Грамотных водителей женского пола знаю и не одну.
Цитата
Павел пишет:
Экзамены экстерном вроде и сейчас можно сдавать.
Цитата
Павел пишет:
Насколько я понял им нужен инженер по БД или возложение его обязанностей на
подходящего работника, требования в ЕТКС посмотреть можно. А работы там конечно
много.

Практически так и было.
Теперь мне нужно сделать хотя бы презентацию, этакое электронное обучение (о безопасном вождении, правильном поведении на дороге). У меня своих дел не в проворот. Вот и корпею над презентацией, а так как сам далёк от всего этого, получается в час по чайной ложке.

Цитата
Владимир пишет:
Теперь мне нужно сделать хотя бы презентацию, этакое электронное обучение (о безопасном вождении, правильном поведении на дороге). У меня своих дел не в проворот.

Водитель, я конечно еще тот, правильнее сказать, лицо допущенное к управлению автомобилем, по простому чайник. И поэтому могу не понимать все глубины вопроса, но трудно представить презентацию которая не формально, а на самом деле принесла бы ощутимую пользу.
Может пойти проверенным путем - купить экзаменационный диск, и организовать проверку знаний?


Никогда не писал в блог, хотя писать всегда умел и любил (склонности в школе, да и бывшая профессия была связана со словом). Считал, что мне нечего сказать этому миру (за исключением отчетов о джиперских мероприятиях на соответствующем форуме). Но все течет, все изменяется — созрел и я. Букафф будет многа, КДПВ – мало, а потому текст только для реально заинтересовавшихся.


Есть у нас в Казани Школа высшего водительского мастерства. Ее основатель и руководитель Шатов Олег Юрьевич aka Yurich16 . Еще до приобретения Рыжика я мечтал пройти у него обучение по так называемому экстремальному вождению. Но ни я, ни О.Ю. не любим этот термин (поскольку он достаточно сильно дискредитирован журнализдами) и предпочитаем говорить "контраварийное вождение". ЕМНИП, то сначала в КШВВМ был только зимний курс "Школа скольжения" как наиболее востребованный — отработка приемов активной безопасности при низком коэффициенте сцепления (самое распространенное и простое – занос на скользком покрытии). Потом школа развилась, появились новые программы (кому интересно — в гугл, на сайт или к упомянутой персоне).

Когда я рассказал одной своей знакомой, что за 5 часов теории и 1 час практики я отдам 6500 рублей, то она посчитала это разводом. Я — нет. И не потому, что стыдно было показаться лохом. Еще очень давно я понял достаточно простую весчь – ты не ценишь то, что досталось тебе бесплатно. И чем дороже тебе это обошлось, тем большую пользу ты из этого стараешься извлечь. А из этого курса пользу извлечь определенно можно и нужно.

Итак, что же такое защитное вождение? Это стиль вождения, при котором до минимума снижена вероятность попадания в ДТП не зависимо от условий окружающей среды и действий других водителей. По утверждению Шатова, 90% (или даже 95%) ДТП водитель при наличии соответствующей подготовки может избежать. Я скептически отнесся к этому утверждению, но к концу лекции свое мнение изменил. Если проявить чуточку больше осмотрительности, не визжать в панике, не бросать руль, а действовать умело и хладнокровно – вырулить и выехать без потерь действительно можно почти всегда. Нюанс в том, что для этого реально придется постараться. И чем больше ваш водительский стаж, тем больше придется стараться, ибо переобучаться всегда сложнее, чем учиться с нуля.

Информация была донесена в тезисах, сжато, в концентрированной форме. Если не умеете ее быстро перерабатывать и применять — идти туда нет смысла.


Сразу после окончания курса — буквально через два часа — я выехал на трассу и уже на практике начал закреплять полученные знания. В этом большой поклон моей замечательной жене – в роли штурмана и понукалова она смотрелась изумительно, подсказывая мои ошибки (в руках держала телефон с фото аттестационного листа) и заставляя ехать правильно даже тогда, когда мой головной процессор снова начинал закипать от избытка информации и скорости ее переработки. Но справились, более или менее. При этом я реально ловил кайф от езды на скорости 90 км/ч. Раньше я в это не верил, и возраст тут ни при чем. Реальное осознание контроля над ситуацией – это очень большое удовольствие. В городе будет еще сложнее, так что вход в практику у меня оказался весьма мягким, рекомендую именно такое вкатывание )))))

Ну что же, подведем итоги.

1. Кому это нужно?
1) тому, кто осознал, что ДТП избежать реально в 90% случаев. Не верите – не ходите, мне за ваш приход деньги не платят и скидку не дают )))));
2) тому, кто готов учиться и переучиваться. Чем больше ваш опыт, тем сложнее вам будет. Не надо приходить с шапкозакидательским настроением;
3) тому, кто хочет научиться водить автомобиль безопасно.

3. Минусы обучения:
1) донесение информации в весьма сжатом и тезисном виде требует от курсантов высокой мотивации к обучению;
2) нет раздаточных материалов (возможно, это осознанный выбор организаторов), успеешь законспектировать – молодец, не успел – надейся на свою память.

4. Плюсы обучения:
1) неплохой материал, доводится доходчиво, слайды и видео рулят;
2) небольшая продолжительность (можно выделить полдня своей жизни, дела не убегут); отсюда растут ноги концентрированной подачи информации;
3) относительно невысокая цена (в 4 раза меньше взноса по самой дешевой КАСКО, да и инвестиции в свое обучение являются самыми надежными).

Удачи на дорогах желать не имеет смысла. Есть смысл научиться эту самую удачу ловить, держать за хвост и никуда не отпускать. Это – реально.

Правовая база, понятие и основные правила учебной езды


Правила прохождения обучения на управление транспортными средствами регулируются несколькими нормативными актами:

В конце 2019 года было принято Постановление Правительства РФ № 1734, которым были внесены изменения в положения, касающиеся правил проведения учебной езды. В частности, были ужесточены положения, касающиеся допуска учеников к обучению и вождению автомобиля на дорогах общего пользования.

Точного понятия учебной езды в ПДД или в иных нормативных актах не дается, однако требования к ней, излагаемые в Правилах и иных нормативных документов, позволяют его дать. С точки зрения законодательства, учебная езда – это комплекс мероприятий, направленных на получение и закрепление общих навыков управления автомобилем при вождении в городе.

Выполнение упражнений на автодроме, направленное на получение первоначальных навыков управления автомобилем, не является учебной ездой.

Чтобы научиться водить машину, все же лучше обратиться на курсы и ниже вы узнаете почему.

Организация учебной езды требуют соблюдения определенных требований:

  • к обучающемуся лицу (ученику);
  • к обучающему (инструктору);
  • к автомобилю или иному ТС, используемому для учебной езды;
  • к местам, где проводится обучение.

Требования к обучающемуся лицу

Согласно ПДД обучающимся лицом признается ученик, заключивший официальный договор с обучающей организацией (автошколой) и имеющий первоначальные навыки вождения. Отдельными положениями правил установлены дополнительные требования к ученикам, в частности к их возрасту. Минимально допустимый возраст начала обучения зависит от категории прав, на которую обучается ученик:

  • с 16 лет – на ТС категорий B, C и C1 (легковые и грузовые автомобили массой не более 7,5 тонны), а также A, A1 и M (мотоциклы и мопеды);
  • с 20 лет – на ТС категорий D, D1, Tm и Tb (автобусы, трамваи и троллейбусы);
  • с 18 лет – военнослужащие при обучении на категории D и D1.

Также с 2020 года вступили в силу изменения, касающиеся последовательности проведения обучения. Пункт 21.1 ПДД РФ гласит, что обучение первоначальным навыкам управления ТС проводится на автодромах или на закрытых площадках. До того момента, пока ученик не усвоит все первоначальные навыки, он не сможет выехать на дороги общего пользования для учебной езды.

До 2020 года текст этого пункта звучал несколько иначе – его можно было понять так, что лишь первое занятие обязательно проводится на автодроме, а затем инструктор может выпустить ученика на обычную дорогу. Теперь же до того момента, пока ученик не усвоит все первоначальные навык вождения, он не будет признан обучающимся лицом, а инструктор не имеет права выпускать его на дорогу. Усвоение навыков должно быть подтверждено документально. Если ученик выполнил все упражнения на площадке и доказал получение навыков первоначального вождения, он признается обучающимся и может выезжать на дороги общего пользования, но только вместе с инструктором.

Требования к обучающему вождению (инструктору)


Минимальный набор требований к обучающему вождению (инструктору) раскрыт в ст. 1 ПДД РФ. Согласно ПДД, обучающий вождению – это педагогический работник обучающей организации (автошколы):

  • имеющий подтвержденную квалификацию;
  • соответствующий профессиональным стандартам.

Дополнительные требования к инструкторам перечисляются в нормативных актах, относящихся к области трудового законодательства и охраны труда. Автоинструктором может быть лицо:

  • с общим образованием не ниже среднего профессионального;
  • имеющее дополнительное педагогическое образование продолжительностью не менее 250 часов в случае отсутствия профильного;
  • имеющее водительские права тех категорий, на которые он обучает учеников;
  • не имеющее ограничений для занятия педагогической работой (судимости);
  • прошедшее предварительный медосмотр при устройстве на работу и проходящее периодические медосмотры;
  • прошедшее профессиональную аттестацию и проходящее программы повышения квалификации с периодичностью не менее 1 раза в 3 года;
  • прошедшее инструктаж по охране труда.

Также к числу рекомендуемых требований относится наличие стажа вождения не менее 3 лет и отсутствие фактов лишения прав управления ТС в течение 5 лет.

Требования к учебному автомобилю


ПДД и Основные положения по допуску ТС к эксплуатации устанавливают и требования к автомобилю, на котором проводится обучение. Учебный автомобиль должен иметь:

  • дополнительную (дублирующую) педаль сцепления (для ТС с механической коробкой передач);
  • дополнительную педаль тормоза;
  • зеркало заднего вида для ученика.

Требования к местам, где проводится обучение

ПДД прямо запрещают учебную езду в жилых зонах и дворовых территориях. Ранее запрещалось проводить обучения и на автомагистралях, однако с 2020 года это положение было отменено.

Также пунктом 21.1 ПДД утверждено, что обучение первоначальным навыкам вождения допускается исключительно на закрытых площадках и автодромах. Лишь после того, как ученик научится управлять автомобилем, он перестанет представлять значительную опасность для окружающих и сможет выезжать на дороги общего пользования.

Таблица требований для проведения обучения управлению ТС

Требования к обучающемуся лицу:

  • Наличие договора с автошколой
  • Минимальный возраст от 16 до 20 лет в зависимости от категории
  • Наличие первоначальных навыков вождения, доказанное на автодроме

Требования к обучающему (инструктору)

  • Официальная должность автоинструктора в автошколе
  • Наличие квалификации и прохождение аттестации
  • Наличие действующих прав соответствующей категории

Требования к учебному автомобилю

Требования к местам обучения

  • Запрещается обучение в жилых зонах и дворовых проездах
  • До момента получения первоначальных навыков вождения запрещается выезд на дороги общего пользования

Как можно и как нельзя учиться вождению


В соответствии с ПДД и основными правилами допуска ТС обучением вождению признается исключительно управление учеником автошколы специально оборудованного и отмеченного специальными знаками автомобиля вместе с инструктором, который является сотрудником обучающей организации. Автоинструктор должен располагаться на переднем пассажирском сидении с доступом к дублирующим педалям.

Все остальные варианты обучения не признаются учебной ездой и могут быть расцениваются как нарушение правил дорожного движения. Нельзя обучать человека вождению без наличия специального образования и трудоустройства в автошколе. Частные инструкторы, которые раньше были легальны, ушли в прошлое.

Родственник, друг, знакомый и т. д., посадивший за руль своего автомобиля новичка без прав, нарушает ПДД, так же как и само лицо, в данной ситуации севшее за руль. Это положение касается не только дорог общего пользования, но и открытых (общественных) автодромов. Нельзя приехать на автодром и начать учить водить девушку, сына, дочь и т. д., не имеющих водительского удостоверения. Сотрудники ГИБДД вполне могут приехать на такой автодром (площадку) и проверить правильность проведения обучения. Если будет выявлен факт совершения правонарушения, то и автовладелец, и водитель будут наказан штрафами.

Однако такие положения могут не касаться автодромов и площадок на частной территории, в закрытых автоклубах и т. д., к которым сотрудники ГИБДД не имеют свободного доступа.

Теоретически, на таких территориях можно посадить за руль не имеющего прав человека и не понести никакой ответственности. Формально такие действия являются нарушением ПДД, однако доказать правонарушение фактически нет возможности. Вся ответственность за нештатные ситуации на таких закрытых площадках ложится на их собственника.

Аналогично является нарушением управление учебным автомобилем лицом, не проходящим обучение в автошколе. Даже если машина оборудована по всем правилам, а рядом сидит инструктор со всеми разрешающими документами. Если ученик не числится в автошколе, то он и автоинструктор понесут наказание

Ну и последний случай проведения незаконного обучения – вождение учеником ТС, не предназначенного для учебной езды. Если у автомобиля нет дополнительных педалей или отличающих знаков, то собственник в лице автошколы или автоинструктор как должностное лицо понесут наказание за административное правонарушение.

Наказания за нарушение ПДД

Нарушения Правил дорожного движения при проведении обучения наказываются в соответствии с положениями Кодекса об административных нарушениях. Если инструктор не имеет подтвержденного права на проведение обучения, но передаст управление ТС лицу, заведомо не имеющему водительских прав, он будет наказан штрафом в размере 30 тыс. руб. (п.3 ст. 12.7 КоАП РФ). Управление автомобилем без наличия водительского удостоверения облегчит кошелек нарушителя на сумму от 5 до 15 тыс. руб. (п. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Иные нарушения при организации и проведении учебной езды приведут к тому, что инструктор будет предупрежден или наказан штрафом в размере 500 руб. (ст. 12.22 КоАП РФ). Однако такой штраф взимается лишь в тех случаях, когда нарушение незначительное, например, если инструктор не имеет при себе разрешающих документов или автомобиль не оборудован предупреждающими знаками учебной езды.


В письме составлены ответы на следующие вопросы:

К какому типу образовательной организации можно отнести организацию, реализующую в качестве основной цели своей деятельности образовательные программы профессионального обучения?

Можно ли относить должность инструктора (мастера) по обучению практическому вождению к педагогическим работникам и какие требования к ним предъявляются?

Какова продолжительность отпуска мастера производственного обучения?

Можно ли выполнять работу мастера производственного обучения практическому вождению по гражданско-правовому договору?

Каким образом могут осуществляться взаимоотношения между организацией, осуществляющей профессиональное обучение водителей транспортных средств и индивидуальными предпринимателями?

Допускаются ли лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, к освоению программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий?

Допускается ли использование оборудования и помещений организациями, осуществляющими профессиональное обучение водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, по договору аренды?

Какова максимальная учебная нагрузка преподавателей и мастеров производственного обучения, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств? Могут ли они работать по совместительству?

Могут ли образовательные программы организации по продолжительности быть больше или меньше объема учебных часов, зафиксированных в Примерных программах?

Могут ли программы профессионального обучения водителей транспортных средств реализовыватъся с использованием дистанционных образовательных технологий?

Должны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение создавать специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья?

Допускаются ли лица с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности по профессии водитель?

Обязаны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение водителей транспортных средств оборудовать медицинский кабинет?

В письме раскрыты вопросы профобучения водителей транспортных средств. Оно должно реализовываться средствами основных программ профподготовки, переподготовки и повышения квалификации. Готовящие водителей организации, относятся к профессиональным образовательным организациям. Программы реализуют педагогические работники.

Должность инструктора по вождению не относится к должностям педагогических работников. Должен иметь имеющих высшее или среднее профобразование, отвечать квалификационным требованиям профстандарта. По номенклатуре — это преподаватели и мастера производственного обучения.

Инструктора по вождению имеют ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск. Длительность которого 56 дней (календарных).

Законодательством не запрещено заключать гражданско-правовой договор. На работников данной категории распространяется право на сокращенное рабочее время (36 часов в неделю). Возможна деятельность по совместительству.

Образовательные организации, реализующие профессиональное обучение водителей, могут осуществлять взаимоотношения в сетевой форме с индивидуальными предпринимателями. Действуют через работников, приравнены по правам и обязанностям к образовательным организациям. Если индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность, как физлицо, то с ним заключается трудовой или гражданско-правовой договор.

Организации, организующие обучение, могут арендовать для этих целей помещения и оборудование.

Могут вносить изменения в почасовку учебных планов в образовательных программах в сторону их увеличения, а так же вносить дополнения в программы.

Не запрещено применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при проведении теоретических занятий.

Лицензионные требования:

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны создаваться специальные условия для освоения программ профессионального обучения деятельности водителя. Следует учесть, что лица с ОВЗ допускаются к профессии водитель, если не имеют противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Читайте также: