Какие законы надо знать водителю

Обновлено: 30.06.2024

Прежде чем начать разговор о том, что же обязан выполнять водитель и на что он имеет право, в первую очередь следует выяснить, кто является водителем, на кого распространяются все эти права, обязанности и правила.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №18 от 24.10.2006 г. (с изменениями от 11.11.2008 г) в пункте 1 говорится: при определении субъекта административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует учитывать, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. К водителю также приравнивается лицо, обучающее вождению.

Под транспортным средством в указанной главе понимается автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, в том числе с прицепом, подлежащие государственной регистрации, трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.

Таким образом, если вы сели за руль и управляете автомобилем, даже не имея права управления автомобилем, то будьте любезны соблюдать требования правил дорожного движения, поскольку, согласно закона вы все равно являетесь водителем. Если же вы просто находитесь за рулем автомобиля, в том числе с включенным двигателем, сидите на переднем либо заднем сиденье, находитесь возле автомобиля или ремонтируете его, водителем вы не являетесь и при наличии достаточных на то оснований сотрудник милиции может предъявить вам претензии только как к гражданину, но не как к водителю, а, следовательно, на требование предъявить документы вы можете предъявлять исключительно паспорт. Кто является собственником автомобиля в данном случае значения не имеет – право собственности вовсе не означает наличие права управления и наоборот.

На водителя возлагается достаточно много обязанностей и связано это с тем, что водитель является лицом, управляющим средством повышенной опасности. Итак, вы обязаны в первую очередь иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение; регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп; документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца; в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях.

При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, вы обязаны пристегиваться и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. Исключением из правил является лицо, обучающее вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, водители и пассажиры автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности. Последние могут не пристегиваться ремнями, только в населенных пунктах. При управлении мотоциклом водитель должен быть в застегнутом мотошлеме и не должен перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

Перед выездом водитель должен проверить и обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Запрещено движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Вы, как водитель, обязаны также проходить по законному требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения.

Все чаще возникают случаи, когда сотрудник ДПС сообщит вам, что он обязан вызвать эвакуатор и убрать поврежденный в результате ДТП автомобиль с проезжей части. Оплату за услуги эвакуатора, разумеется, придется произвести именно вам. В данном случае вам следует знать, что законом не возлагается обязанность на сотрудника милиции эвакуировать вашу машину в случае ДТП, а обязанность освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно возлагается на вас. При этом делать вы это можете как самостоятельно, так и вызвав эвакуатора, но в данном случае вы сами принимаете решение как вы будете это делать. О дорожно-транспортном происшествии вы обязаны сообщить в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Казалось бы уже достаточно на вас возложено обязанностей и запретов, но нет, это еще не все. Вам, как водителю, также запрещается, управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке - временного разрешения кроме случаев обучения вождению; пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них; употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования; управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха; пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Об обязанностях можно говорить до бесконечности, но коснемся и другой части, а именно, прав, которыми наделено лицо, управляющее транспортными средствами.

С того момента когда инспектор начнет составлять в отношении вас протокол вы имеете право пользоваться услугами защитника или адвоката в соответствии со ст.25.5 КоАП РФ. Статья 48 Конституции гарантирует вам право на юридическую помощь при рассмотрении дела. Кроме того статья 49 Конституции РФ закрепляет, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

При остановке и предъявлении вам обвинения в совершении административного правонарушения, с которым вы не согласны, рекомендуется использовать диктофон для записи разговора с инспектором. Вы, как частное лицо можете производить любые диктофонные записи. Изъятие диктофона, видеокамеры или мобильного телефона запрещено. Конфискация предусмотрена только в случае, если предмет стал или может стать орудием правонарушения, чего в описываемом нами случае не происходит и произойти не может.

Помимо этого можете производить видеосъемку совершаемых сотрудниками ГИБДД действий, а также всего пути вашего следования. При этом ваши фото, аудио и видеозаписи могут и должны приниматься в суде как доказательства. Согласно статье 26.7. КРФобАП в качестве доказательства принимаются материалы, при этом неважно в какой форме зафиксированы сведения. Так к документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации. Инспектор же ГИБДД не вправе предъявлять в качестве доказательства фото и видеозаписи, сделанные на обыкновенную бытовую камеру или телефон, так как законом установлены требования, которым должны отвечать такие технические средства.

Конституцией вам предоставлено право на свободное получение информации (ст.29 п.4), и право обжалования действий должностных лиц в суде (ст.46 п.2). Т.е. вы имеете полное право знать, что инспектор должен поступать так, как записано в законе и требовать от него исполнения его обязанностей. Каждое действие сотрудника ГИБДД должно документально фиксироваться, что закреплено в кодексе об административных правонарушениях.

Согласно ст.51 Конституции РФ вы вправе не свидетельствовать против самого себя, а, следовательно, вы вправе не давать объяснения, которые может требовать инспектор ГИБДД при составлении протокола об административном правонарушении.

Важен и еще один момент. Необходимо выяснить кто же может предъявлять претензии за нарушение правил дорожного движения. Согласно пункта 5 Приказа МВД РФ №329 от 1.06.1998 г контроль за соблюдением водителями транспортных средств правил дорожного движения в системе органов внутренних дел Российской Федерации является исключительной компетенцией сотрудников Госавтоинспекции МВД России и участковых инспекторов милиции.

Сотрудники других служб милиции могут осуществлять указанный контроль в случаях введения в действие специальных планов, а также выполнения совместно с сотрудниками Госавтоинспекции МВД России задач, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности, по решению руководителя органа внутренних дел.

Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных контрольных пунктах - также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Проверку технического состояния могут осуществлять только сотрудники технадзора, прошедшие соответствующую подготовку. Но помните – право регулировать дорожное движение также предоставлено и дорожным рабочим.

административных правонарушениях, да и возить это все в автомобиле было бы не лишним. Особое значение имеют также Постановления Пленума ВС РФ, которые толкуют и разъясняют те или иные нормы законов. Данные постановления, кроме того, что они полезны для вас, имеют еще и обязательный характер для деятельности судей и должностных лиц. В этой книге мы даем очень много полезных ссылок под различные ситуации и вы еще успеете с ними познакомиться.

Водитель, как никто другой должен знать свои права и обязанности, чтобы уметь отстоять свою правоту в случае незаконных действий со стороны инспектора ДПС. Если оценивать действия инспекторов точке зрения правовых норм, то практические при каждой остановке водителя, нарушаются его права.

В данной статье будут приведены наиболее важные нормы, которые закрепляют права водителя в случае его остановки инспектором ДПС.

Напомню: основным документом, который регулирует правоотношения между водителем и сотрудником ДПС, является Административный регламент от 20.10.2017г., утвержденный приказом МВД №664 от 23.08.2017г. Если коротко, то просто "664-й приказ".

Обращение к водителю

Первым важным моментом является то, как сотрудник обратится к водителю. Уже не раз встречал случаи, когда звание и фамилия произносятся инспектором невнятно, а удостоверение в развернутом виде показывается так быстро, что разглядеть там что-то невозможно.

Зачем знать ФИО и звание сотрудника ДПС? Чтобы в случае любых нарушений с его стороны немедленно позвонить в службу поддержки водителей - это не только поможет разрешить ситуацию, но и заставит инспектора быть осторожнее ( Единый номер по всей России 8 - 800 - 222 - 74 - 47).

Поэтому ФИО сотрудника лучше сразу записать, или хотя бы просто запомнить, а если он назвал их невнятно, или отказывается повторить, ему следует напомнить о статье 45 Приказа №664:

"При обращении к участнику дорожного движения сотрудник обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения".

Данная статья не только закрепляет право водителя знать, кто его остановил, но и четко закрепляет, что первым делом инспектор должен сообщить причину обращения. Это правило не соблюдается в 90% случаев - после того, как инспектор представляется, обычно следует "Ваши документы". В данном случае инспектору следует напомнить о содержании приведенной выше ст. 45 приказа, и предложить назвать цель остановки.

Проверка документов

Новый административный регламент, вступивший в силу 20 октября 2017 года, содержит следующие основания для проверки документов (статья 106):

  • выявлены признаки нарушения ПДД;
  • имеются ориентировки, свидетельствующие о причастности ТС к соверешению правонарушения или угона;
  • в рамках спец. мероприятий по снижению аварийности;

Таким образом, статья четко регламентирует, что проверка документов должна иметь причину, предусмотренную ст. 106 регламента. При проверке документов водитель имеет право интересоваться, в рамках какого пункта ст. 106 инспектор обязывает его представить документы.

Права и обязанности

Еще одно правило, которое часто нарушается - водителю не сообщается о его правах и обязанностях, связанных с нарушением ПДД, или иными мерами, применяемыми к водителю, будь то предложение выйти из машины или показать багажник. Однако абзацем 2, той же 45 статьи также предусмотрено право водителя знать о своих правах и обязанностях в случае любых требований инспектора:

"Во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участника дорожного движения, сотрудник обязан разъяснить ему причину и основание применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности участника дорожного движения".

Еще одной статьей, направленной на защиту прав и обязанностей водителя является п. 52. Приказа №664:

"По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного отделения (группы) подразделения ДПС либо телефон дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне, в котором он проходит службу".

Потребовать телефон дежурной части можно в любой момент, если права водителя нарушаются. Инспектор в данной просьбе отказать не вправе, зато сообщив номер своей дежурной части, в 90% случаев инспектор проявит крайнюю осторожность в дальнейшем общении с водителем, т.к. мало кому хочется, чтобы его начальству звонили с жалобами на его работу.

Заключение

Итак, мы разобрали 3 важных статьи, которые отлично помогают водителю отстаивать свои права в споре с инспектором ДПС:

  • статья 45 Приказа №664 "Обращение к водителю";
  • статья 52 Приказа №664 "Телефон дежурной части";
  • статья 106 Приказа №664 "Основания проверки документов";

Помните о них, а лучше распечатайте себе весь приказ №664, и выделите там данные статьи, чтобы в нужный момент они были у Вас под рукой.

Спасибо за внимание! Если статья была полезна, ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал - впереди только самое полезное и интересное для автомобилистов.

Большая часть владельцев автотранспорта не знает, какие права имеет водитель, что входит в его обязанности и какие действия запрещены. В ситуации остановки сотрудниками полиции это может вызвать возникновение конфликтной ситуации. В подобных случаях многие водители не верят в благоприятный исход и соглашаются с решением сотрудника ГИБДД, не оспаривая его вердикт. Тем более что некоторые недобросовестные представители этой профессии пользуются отсутствием достаточных знаний действующего законодательства у населения.

Права и обязанности водителя должен знать любой уважающий себя автовладелец. Это необходимо для того, чтобы минимизировать подобные ситуации.

права водителя

Права водителя

Если уполномоченный сотрудник остановил транспортное средство, он обязан незамедлительно подойти к нему. Водитель же должен остановиться, не нарушая при этом правил дорожного движения. Иначе его могут за это оштрафовать. В права водителя при остановке ГАИ входит возможность не покидать транспортное средство. Можно вести разговор с сотрудником через окно. Представитель полиции, подойдя к человеку, должен внятно представиться. В права водителя также включена возможность потребовать у сотрудника ГИБДД предъявить служебное удостоверение. Документ гаишник должен показать, из рук его не выпуская. При необходимости водитель может записать данные сотрудника на случай каких-либо разногласий.

Если требование об остановке происходит одиночным нарядом на автомобилях с отсутствующими специальными обозначениями в темное время суток на неосвещенных улицах и участках дорог, и с нарушением правил, то в права водителя при остановке входит возможность не выполнять требования. После этого лицо должно сообщить об этом случае в ближайший пост ГИБДД или отдел полиции. Это обусловлено тем, что возникло предположение, что человека останавливали не сотрудники полиции.

права и обязанности водителя

В права водителя входит осуществление записи всех действий сотрудника полиции, беседы с ним - на диктофон, пути следования - на видеокамеру. Изъятие средств видеозаписи или аудиозаписи запрещено. Исключение составляют случаи, когда средства могут послужить орудием для совершения правонарушения.

Основания для остановки транспорта

Если автотранспорт остановлен сотрудником полиции, водителю рекомендуется быть вежливым, не грубить, разговаривать уважительно и корректно. Он должен спросить причину, так как для этого необходимо наличие основания, которое сотрудник ГИБДД должен четко сформулировать и разъяснить.

Если представитель ГАИ не разъяснил причину остановки, в права водителя входит продолжение пути. При этом, спросив разрешения на данное действие у остановившего его сотрудника, лицо может отправляться дальше.

Основаниями для остановки являются следующие факторы:

  • Наличие признаков нарушения, которые касаются норм обеспечения безопасности движения.
  • Причастность водителя или пассажиров к совершению административного правонарушения, совершению ДТП или преступлению.
  • Опрос лица, управляющего транспортом, или пассажиров об обстоятельствах административного правонарушения, совершения ДТП, преступления, очевидцами которых они оказались.
  • Проверка документов на право пользования и управления авто.
  • Осуществление определенных действий, направленных на проверку транспорта, перевозимого груза и перемещающихся в нем лиц.
  • Привлечение водителя для оказания помощи сотрудникам полиции или другим участникам дорожного движения.
  • С целью использования транспортного средства представителями органов власти.
  • С целью привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  • Основания полагать, что транспортное средство находится в розыске, или оно используется в противоправных целях.
  • Осуществление распорядительно-регулировочных действий.

права водителя при остановке гаи

Если возникла ситуации, в которой человек не согласен с просьбами и вердиктами сотрудника полиции, то в права водителя входит требование о том, чтобы вызвали вышестоящего представителя структуры.

Обязанности водителей автотранспортных средств

В обязанности водителя входят нижеперечисленные действия:

  • Остановка автотранспорта по требованию уполномоченного сотрудника в указанном им месте. Права водителя перед ДПС не допускают отказ от выполнения этого действия.
  • При себе нужно иметь и давать для проверки по требованию уполномоченного сотрудника водительское удостоверение (права) или временное разрешение на вождение, а также иные регистрационные документы и страховой полис.
  • Необходимо быть пристегнутым ремнем безопасности, в том числе это касается пассажиров. Хотя это правило редко выполняется. Непристегнутых пассажиров перевозить запрещается. При управлении мотоциклом водитель и его спутник обязаны быть в застегнутом мотошлеме. Без выполнения этого требования перевозить кого-либо запрещено.
  • Проверить автотранспортное средство перед выездом и в процессе пути обеспечить его исправное технического состояние. В случае неисправности рулевого управления, не горящих или отсутствующих фар и задних габаритных огней в темное время суток, тормозной системы, у автопоезда сцепного устройства со стороны водителя, использовать его нельзя. Также в случае недействующего стеклоочистителя во время снега или дождя эксплуатация авто запрещается. Если в пути возникли иные неисправности, при которых запрещено использование транспорта, водитель должен своими силами устранить их. В случае, когда это сделать невозможно, лицо может проследовать к месту ремонта или стоянки с соблюдением требуемых мер предосторожности.
  • Водитель обязан предоставить свой транспорт сотрудникам полиции, представителям органов федеральной службы безопасности или охраны в предусмотренных законом случаях. А также это касается фармацевтических и медицинских работников. Этот закон предусмотрен для обеспечения перевозки в ближайшее лечебное учреждение граждан в угрожающих случаях для их жизни.

права водителя перед дпс

Обязанности водителя в случае аварии

Если вследствие ДТП проезд других авто невозможен или нужна срочная доставка на своей машине пострадавших людей в соответствующие учреждения, то в права и обязанности водителя входит освобождение проезжей части. Сделать это необходимо, предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение, в котором находилось транспортное средство, а также предметы и следы, относящиеся к ДТП. В том числе это делают путем применения фото- и видеосъемки. Нужно принять необходимые меры для их сохранности и организации объезда другими транспортными средствами места аварии. О происшествии необходимо сообщить в полицию. Также нужно записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Когда в результате ДТП отсутствуют пострадавшие, а водители пришли к взаимному согласию в оценке обстоятельств случившегося, они имеют право предварительно составить схему происшествия. Нужно подписать ее и прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в орган полиции для оформления данного происшествия.

Если в результате ДТП двух транспортных средств причинен вред только имуществу, а обстоятельства, характер происшествия и повреждения не вызывают у сторон разногласия, разрешается урегулирование события самостоятельно. Делают это путем заполнения сторонами соответствующих бланков извещений.

Водитель обязан выйти из транспорта, если присутствуют следующие факторы:

  1. Наличие признаков, указывающих на опьянение или болезненное состояние.
  2. При надобности устранения неисправности или нарушений правил по перевозке груза.
  3. Для проведения сверки номеров узлов и агрегатов с записями в регистрационных документах в присутствии водителя.
  4. Когда необходимо участие в проведении процессуальных действий, а также оказании помощи сотрудникам полиции или иным участникам дорожного движения.
  5. Для проведения осмотра, личного досмотра или обыска автотранспорта и груза.
  6. Создание угрозы водителем транспортного средства личной безопасности сотрудникам полиции.
  7. Для того чтобы занять место в автомобиле представителя органов власти или пройти в служебное помещение. Бывает так, что участие водителя необходимо в целях оформления процессуальных документов.

новые права водителя

Что запрещено?

Водителю транспортного средства запрещаются следующие действия:

  • Нельзя управлять транспортом в состоянии опьянения или под воздействием ухудшающих внимание и реакцию лекарственных препаратов; в утомленном или болезненном состоянии, которое угрожает безопасности движения.
  • Нельзя занимать место в организованных колоннах и пересекать их.
  • Запрещается передавать управление автотранспортом лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием ухудшающих внимание и реакцию лекарственных препаратов, в утомленном или болезненном состоянии, а также при себе не имеющим водительского удостоверения соответствующей категории. Исключение составляют случаи обучения вождению.
  • Нельзя использовать во время движения телефон, не оборудованный устройством, позволяющим вести переговоры без применения рук.
  • Управлять транспортом, нарушая режим труда и отдыха, тоже запрещено.

Стоит отметить, что в права водителя при остановке ГАИ не входит употребление наркотических, алкогольных и иных одурманивающих веществ после ДТП. Речь идет о промежутке времени до момента проведения освидетельствования или до принятия решения об освобождении лица от данной процедуры.

Составление протокола

Если было совершено административное правонарушение с находящимися в автотранспорте пассажирами, не стоит забывать, что эти лица являются свидетелями. При этом не имеет значения родство или иные отношения: сестра, муж, жена и т. д. Сотрудник полиции должен внести свидетелей в протокол. Если представитель ГИБДД отказался это сделать, то лицо, в отношении которого он составляется, имеет право написать, что гаишник отказался внести в документ свидетеля. Тогда можно сделать это самому с указанием фамилии, имени и отчества, адресом места жительства.

В соответствии с Конституцией РФ, каждый водитель имеет право не свидетельствовать против самого себя. Следовательно, можно не ставить подпись в протоколе и не давать объяснения.

Если не было административного правонарушения, но инспектор ГИБДД все равно составляет протокол, то человек, не согласный с данными действиями, имеет право в документе указать, что он с протоколом не согласен, правил дорожного движения не нарушал.

Перед подписанием необходимо внимательно ознакомиться и забрать копию протокола.

Амнистия водителям

Лишенных прав водителей могут "помиловать". Под амнистией понимается полное освобождение от административного или уголовного наказания. Оно исполняется путем публикации специального постановления уполномоченным органом государственной власти. Следовательно, данное решение издается не по любому поводу, а в предусмотренных законом случаях возможности издания амнистии.

Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы имеют свои указания на рассматриваемое действие. Регламентируется его понятие, порядок и последствия издания в статьях и иных нормативно-правовых актах. Так, вопрос о предоставлении амнистии рассматривается Государственной Думой РФ. После этого вносится постановление об объявлении указа.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает возможность амнистии. Но не оговаривает порядок ее издания. То есть нет указания на орган, принимающий решение об амнистии, правовые основания ее объявления. Поэтому водители, лишенные прав и ожидающие снисхождения, не могут надеяться на это. Но они имеют законное право обжаловать решение суда.

водители лишенные прав

Получение водительского удостоверения

Как перестать быть пешеходом? Сегодня получить права водителя имеет возможность любой гражданин, достигший определенного возраста, при наличии паспорта, медицинской справки, фотографии и квитанции об оплате.

С набором всех документов человек выбирает автошколу для обучения. После прохождения курса теории и практики, которая включает вождение на автодроме и в городских условиях, будущий водитель сдает экзамен на знание правил дорожного движения, вождение на площадке и в условиях города. К экзамену ученика допускают лишь после успешной сдачи теории.

Если зачет сдан успешно, то лицо получает водительское удостоверение. Если экзамен не сдан, то повторно попробовать свои силы можно неограниченное количество раз, конкретно в той части, которая не была пройдена. Например, если не сдана практика вождения, то ученик пересдает только ее.

Категории водительских прав

До 2013 года существовало четыре категории вождения: А, В, С, D. Они остались неизменны, но к ним добавились еще подкатегории: А1, В1, С1, D1. Данные виды допускают лицо к управлению наиболее облегченным транспортом.

Права водителя категории А допускают к вождению мотоциклов, а А1 - легких мотоциклов. Если в документе указана категория В, разрешено вождение легковых автомобилей и легких грузовиков. А в подкатегории В1 речь идет о квадрициклах и трициклах. Категория С допускает к вождению грузовиков свыше 3,5 тонн, а С1 - от 3,5 до 7,5 тонн. Категория D допускает к вождению автобусов (на более чем 8 пассажирских мест). А отметка в правах D1 разрешает использовать маломестные автобусы с числом пассажиров от восьми до шестнадцати. Категория М допускает к вождению легких квадрициклов и мопедов.

С 2014 года начали производить выдачу усовершенствованных документов. Новые права водителя уже имеют на оборотной стороне вышеуказанные подкатегории. Водительские удостоверения старого образца являются действительными до истечения десятилетнего срока.

права водителя категории

Водители погрузчика

Права водителя погрузчика - что это? Правами на погрузчик является удостоверение тракториста-машиниста категорий В, С и D. Документы выдаются Гостехнадзором. Для этого организуются специальные курсы для обучения или переподготовки водителей погрузчиков. Затем проводится аттестация, сдача экзаменов и получение удостоверения в Гостехнадзоре при предъявлении необходимых документов.

Таким образом, мы рассмотрели все факторы, которые обязан знать человек, собирающийся сесть за руль транспортного средства. Свои права необходимо уметь отстаивать в любой ситуации, если есть место попытки их ущемления. Также необходимо помнить, что незнание законадательных норм не освобождает человека, нарушившего их, от ответственности. Будьте внимательны на дороге!

Обязательный техосмотр для частного транспорта отменен: кому диагностическую карту придется получать, что будет со штрафом в 2 000 руб. и когда у страховщиков появится основание предъявить к водителю регресс при ДТП


Важное изменение для водителей в 2022: постепенно затронет всех

Обязательный техосмотр в России отменен и переведен на добровольную основу. Поправки в законодательство Госдума приняла в трех чтениях в декабре 2021 года. Документ вступил в силу сразу после того, как был подписан президентом Владимиром Путиным 30 декабря. Разбираемся в нюансах, которые важно знать каждому водителю.

Что такое техосмотр и почему его отменили

Техосмотр — это проверка технического состояния транспортных средств, включая автомобили и мотоциклы. [1] Специалисты проверяют транспорт на соответствие обязательным требованиям безопасности в соответствии с российскими и международными нормами. В отличие от техобслуживания на СТО или у автодилеров, специалисты не исправляют выявленные недостатки, а только указывают обнаруженные проблемы в диагностической карте.

В дальнейшем на основе этих данных автомобилист должен провести ремонт машины в любом удобном месте и вновь приехать на техосмотр — на это ему выделяют 10 дней. После ремонта специалист на станции техосмотра снова проверит машину. Если все недостатки устранены, собственнику выдадут диагностическую карту, подтверждающую полную исправность машины.

Техосмотр 29 декабря 2021 Что будет, если попасть в ДТП без техосмотра. Страховщики все объяснили

Техосмотр 27 декабря 2021 Техосмотр 2022: проходить посоветовали всем, несмотря на отмену

Однако в июле 2021 года в МВД предложили правительству отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов. Глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что в ряде регионов не выполняются требования по обеспечению населения пунктами техосмотра. При этом он напомнил, что водители и так в любом случае обязаны содержать свои автомобили в исправном состоянии. Так, согласно ПДД, водитель должен перед выездом проверить исправность своего транспортного средства.

Позже глава Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев заявил, что обязательный техосмотр для физических лиц следовало отменить уже давно.


В пояснительной записке авторы законопроекта об отмене обязательного техосмотра для личного транспорта указали на обязанность владельца содержать свой автомобиль в исправном техническом состоянии и не выезжать на дороги при наличии проблем. Такие требования содержатся в ПДД: содержать транспортное средство исправным водитель должен вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.

Кому нужно проходить техосмотр в 2022 году

В самом конце 2021 года правила проведения техосмотра изменились. Поправки в законодательство Госдума приняла в третьем чтении 24 декабря, после чего документ одобрил Совет Федерации.

Техосмотр как обязательную процедуру сохранили для нескольких ситуаций. Диагностическую карту придется получать:

  • в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
  • в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
  • в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
  • для соблюдения требований законодательства Евразийского экономического союза по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию;
  • для такси, автобусов и грузовиков.


Пока участники отрасли только разбираются, что именно он означает. А вот для всех остальных процедуру перевели на добровольную основу. Это означает, что приехать на станцию техосмотра по желанию можно, однако совершенно необязательно. Стоимость техосмотра пока осталась прежней — в принятом законопроекте предложений по индексации тарифов для добровольной услуги нет. Возможно, скоро об этом расскажут в ФАС.

Кому не нужно приезжать на техосмотр в 2022 году

Техосмотр в обязательном порядке не нужно проходить легковым автомобилям и мотоциклам, которые принадлежат физлицам. Однако такой транспорт должен использоваться исключительно в личных целях: собственники не должны с его помощью предоставлять услуги по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси, осуществлять перевозки пассажиров. Также такой личный транспорт не должны использовать в служебных целях.

Какие будут штрафы за непройденный техосмотр

С 1 марта 2022 года заработает штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра. Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. Однако, как уточнил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На всех остальных штраф распространяться не должен.

Продадут ли полис ОСАГО без диагностической карты в 2022 году

Уже с 22 августа 2021 года автомобилисты получили право оформлять полисы ОСАГО без диагностической карты.

Что будет, если пройти техосмотр добровольно


Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр

Предлагая идею МВД об отмене техосмотра, в ГИБДД посоветовали страховым компаниям делать скидки на оформление полисов ОСАГО для водителей, которые будут проходить техосмотр даже при переводе этой обязанности на добровольную основу. Также там посчитали возможным предлагать водителям скидку при уплате транспортного налога. Однако в налоговой службе на эту идею никак не отреагировали. А страховые компании предоставлять скидки на ОСАГО в обмен на прохождение техосмотра пока отказались — представители страхового сообщества считают, что такой документ никак не влияет на показатели аварийность.

Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра

Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.

После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.

Читайте также: