Какими качествами должен обладать пешеход чтобы не попасть в дтп

Обновлено: 07.07.2024

Ниже будут рассмотрены основные причины наезда на пешеходов, а также вы получите и узнаете полезную, нужную информацию, которая поможет вам не попасть в переделку и неприятность по вине пешехода или по собственной невнимательности. Но для начала немного терминологии.
Пешеход – участник дорожного движения, находящийся вне транспортного средства. К пешеходам приравниваются люди в инвалидных колясках или ведущие инвалидную, детскую коляску, санки; человек, ведущий рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл (обратите внимание, что пешеход именно ведет эти транспортные средства, но не едет на них). Стоит отметить, что в большинстве стран велосипедист должен пересекать дорогу на пешеходном переходе, ведя велосипед рядом. К пешеходам не относятся рабочие, которые проводят ремонтные работы на проезжей части и сотрудники ДПС, находящиеся на дороге вне своей служебной машины, при этом регулирующие движение или проводящие проверку документов у водителей.

Причины наезда на пешехода

Как вы понимаете, не одно дорожно-транспортное происшествие не происходит просто так. На все есть своя причина: невнимательность, усталость, алкогольное опьянение и т.д. И в данном случае, когда водитель сбивает пешехода, есть и виновные и пострадавшие – хотя обычно пешеход всегда выступает в роли пострадавшего (водителю, сидящему в машине, что сделается то от того, что он наедет на пешехода – ровным счетом ничего, кроме психологической травмы).

И так, по вине водителя наезды на пешеходов совершаются по следующим причинам:

Водитель несвоевременно заметил пешехода впереди и все попытки по предотвращению наезда не увенчались успехом. Сюда же, думаю, можно приписать и ситуацию, когда водитель вообще не заметил человека переходящего/перебегающего дорогу впереди, а обнаружил его только за пару секунд до столкновения.

Для всех приведенных ситуаций, хотелось бы внести немного ясности в отсчет времени. Время, за которое водитель должен успеть принять все меры дабы избежать наезда на пешехода, начинается с того момента, когда шофер мог бы заметить возникшую на дороге опасность. То есть, если говорить проще, время здесь считается не с того момента, когда вы увидели пешехода на дороге, который, возможно, лезет под колеса вашего авто, а именно с того момента, когда вы бы могли его заметить – но почему-то не заметили. В основном, водители не замечают пешеходов вовремя, так как они невнимательно относятся к данному участнику дорожного движения, и порой не задумываются о возможных психических отклонениях или эмоциональном напряжении пешехода. Да, немного мудрено сказано, но суть вы уловили. А если нет, то объясню в двух словах.

Момент опасности? Это вообще как понимать?

Наверное, кто-то из вас задумался над тем, когда именно наступает момент опасности? Но на самом деле ответ на вопрос довольно таки прост и банален. Этот самый момент наступает тогда, когда пешеход ступает на проезжую часть. Как только человек оказался на дороге (и неважно переходит он ее или идет по обочине) водитель должен сразу заметить это и продумать свои дальнейшие действия в случае непредвиденной ситуации. Также он должен оценить общую обстановку на дороге – качество дорожного покрытия, плотность движения, дорожные знаки, скоростной режим, погодные условия, видимость и т.п. При возможности нужно рассмотреть походку пешехода – если он сильно пьян, вы этого точно не упустите из виду и обратите внимание на этот важный пункт. Пьяный пешеход – опасный пешеход.

В случае если человек идет у края обочины с вашей стороны и навстречу вам, то здесь момент опасности наступает в тот момент, когда вы заметили идущего к вам на встречу пешехода. Также возможен вариант, когда пешеход идет попутно движению или начинает пересекать дорогу вполоборота (поперечно-угловым способом) по отношению к движущемуся автомобилю. Само же пересечение проезжей части можно расценивать как второй опасный момент на дороге. И в данной ситуации, если пешеход подобным образом переходит проезжую часть, водитель должен посигналить ему – возможно человек начиная переходить дорогу, не заметил приближение автомобиля сзади (со спины).

Т.е. если говорить коротко, то при встречном или попутном движении пешехода момент опасности настает тогда, когда данный участник появляется в поле зрения водителя. Причем ночью это ограничивается только светом фар – в дневное время заметить пешехода можно на довольно большом расстоянии, что позволяет снизить вероятность наезда к минимуму.

В случае с детьми, находящимися вблизи проезжей части, момент опасности наступает в тот период времени, когда водитель заметил детей – не зависимо от того находятся они у обочины дороги или поодаль ее. Поведение ребенка, как вы, наверное, и сами знаете, – непредсказуемо. Поэтому в данном случае каждому водителю нужно быть максимально внимательным и готовым к любому повороту событий.

Адекватность

С моментом опасности мы подробно разобрались, теперь настало время поговорить об адекватной оценке ситуации. Ведь каждый водитель оценивает одинаковые ситуации на дороге по-разному. Кто-то может считать вышедшего на проезжую часть пешехода объектом повышенной опасности, а для кого-то он не опасней дорожного знака у обочины. И лучше всего, если все участники дорожного движения оценивали бы опасные ситуации одинаково.

Вообще, адекватная оценка ситуации на дороге – это больше по части психологии. Поэтому сильно углубляться в человеческий разум и поведение в той или иной ситуации мы не будем, а рассмотрим все поверхностно, доступно и понятно.

Чтобы стало ясно, о чем вообще идет речь, стоит разобрать стандартную ситуацию, которая выглядит следующим образом:
Водитель двигается по прямой дороге. Обстановка вокруг, по его мнению, безопасна и он набирает скорость или идет на необдуманный обгон. В результате он повышает опасность своего положения относительно другим участникам дорожного движения – в том числе и пешеходов. Почему опасность положения повышается? Потому что водитель неправильно оценивает опасность дальнейшего движения. И такое случается довольно часто – что и становится причинами ДТП и наездов на пешеходов.

Чтобы не создавать опасностей для пешеходов, старайтесь всегда правильно оценивать ситуацию и вовремя предпринимать меры, чтобы избежать аварии. Например, подъезжая к остановке маршрутного общественного транспорта, снизьте скорость движения, так как пассажиры такого транспорта любят выйти из-за стоящего автобуса, троллейбуса или микроавтобуса. Кроме того, постарайтесь заблаговременно заметить пешехода, который еще не выскочил из-за маршрутки на остановки. Для этого можно посмотреть в переднее окно стоящего автомобиля – вариант больше подходит к маршрутным такси – или же, в случае если это автобус или троллейбус, загляните под транспортное средство, чтобы можно было заметить ноги пешехода. Только не подумайте, что для этого нужно остановиться, упасть грудью на асфальт и наблюдать за ногами пассажиров автобуса. Достаточно в момент движении посмотреть на переднюю часть стоящего на остановке ТС. Это позволит заблаговременно заметить пешехода, который вот-вот появится на проезжей части перед вами.

Есть еще одна ситуация, которая заслуживает особой внимательности. Речь идет о том, когда на нерегулируемом пешеходном переходе соседнее авто останавливается для того чтобы пропустить пешехода. Двигаясь рядом с данной машиной, вы должны убедиться в том, что перед ним нет переходящих дорогу людей и только потом продолжить движение. Если пешеход присутствует, то его следует пропустить.

Пешеход в ночи

Особую опасность пешеходы представляют ночью – их трудно вовремя заметить, а в особенности в мало освещенных местах, где видимость ограничивается только светом фар. Поэтому двигаться в ночное время по тем участкам дороги, где возможно может появиться пешеход, нужно крайне осторожно, не превышая скорость, с повышенной внимательностью. Обязательно обращайте внимание на дорожные знаки и разметку. Если в ночное время вы ездите только по тому маршруту, который уже давно хорошо изучили, то уделяйте особое внимание тем участком, где в дневное время вам чаще всего приходилось видеть пешеходов.

Приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, снизьте скорость и убедитесь в том, что на обочине нет человека. Если он все же есть, то дайте ему возможность перейти дорогу.

Двигаясь по сельской местности, будьте предельно внимательны, не разгоняйтесь слишком быстро – скорость должна быть такой, чтобы при возникновении опасности (в нашем случае появление пешехода) вы могли быстро затормозить.

Всегда будьте на чеку, проезжая рядом со школой, детским садом и другим учебным заведением.

Медленно и не спеша двигайтесь по дворам жилых домов и частным секторам.

Всегда пропускайте пешеходов стоящих на нерегулируемых переходах.

Следите за остановками городского и иного маршрутного транспорта, а в особенности, когда на них осуществляется высадка пассажиров.
Всех этих простых советов достаточно для того, чтобы вы не попали в такую неприятность как наезд на пешехода. Выполняя их вы не только спасете свои права от лишения, но убережете чью-то жизнь – которая намного дороже вашего авто и водительского удостоверения.

Счастливого пути!

Автор и издатель книги желают Вам счастливого пути и напоминают, что только строгое соблюдение всех правил дорожного движения гарантирует полную безопасность при вождении автомобиля. Не нарушайте ПДД!

15 июня текущего года Госдума в первом чтении приняла законопроект, которым предлагается скорректировать ответственность водителей за непредоставление преимущества в движении пешеходам. Если документ и в дальнейшем одобрят в текущей редакции, то для водителей появится верхний предел штрафа – 2,5 тыс. руб. Сегодня же размер штрафа за данное правонарушение фиксированный, он составляет 1,5 тыс. руб. (ст. 12.18 КоАП РФ). Главная особенность законопроекта и одновременно основная претензия экспертов к нему – не определено, в зависимости от каких обстоятельств будет устанавливаться тот или иной размер штрафа.

Большинство участников общественной экспертизы указанного документа, которая прошла вчера в ОП РФ, считают, что ужесточить ответственность для водителей по ст. 12.18 КоАП РФ действительно необходимо, но не так, как предлагается в законопроекте. В частности, заместитель руководителя, статс-секретарь Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Андрей Корнеев указал, что вилки штрафов сегодня в принципе встречаются редко. В данном случае, по его мнению, должностным лицам будет сложно определить, в каких случаях нужно назначить меньший, а в каких – больший штраф. Эксперт пояснил, что административное расследование по подобным делам, как правило, не проводится, а протокол составляется на месте. Следовательно, установить и учесть все обстоятельства в таких условиях трудно. Поэтому представитель Департамента предложил просто повысить штраф по ст. 12.18 КоАП РФ до 2,5 тыс. руб.

Чем можно мотивировать отказ от показаний на месте ДТП? Ответ – в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный бесплатный доступ на 3 дня!

Другой предлагаемый экспертами вариант – оставить вилку штрафов, но четко определить, в каких случаях назначается штраф в том или ином размере. Например, председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов считает необходимым установить дифференциацию штрафов в зависимости от того, впервые водитель совершил правонарушение (2 тыс. руб.) либо неоднократно пренебрегал положениями ПДД (2,5 тыс. руб.). К слову, по оценке представителя Госавтоинспекции Андрея Кузнецова, дифференциация, напротив, не охватит все возможные варианты нарушений, а вилка от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб. как раз позволит инспектору учесть все необходимые обстоятельства.

В рамках ужесточения ответственности автовладельцев общественники также считают необходимым дополнить ст. 12.18 КоАП РФ частью 2, в которой будет отдельно предусмотрена ответственность за непропуск пешехода в ситуации, когда другие водители остановились перед пешеходным переходом (п. 14.2 ПДД). Общественники считают, что за такое деяние должен быть установлен штраф в размере от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб. Данное предложение содержится в проекте заключения по результатам общественной экспертизы (имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ). В нем же поясняется, что общественная опасность данного деяния высока, так как пешеход, которого уже пропустила одна машина, убежден в своей безопасности и не задумывается о приближении транспорта в соседней полосе. Также он может быть лишен возможности оценить дорожную ситуацию из-за того, что другой автомобиль перекрывает ему обзор.

Но в то же время мнения экспертов сходятся в том, что только лишь ужесточение ответственности для водителей не позволит снизить число ДТП. Общественники указывают, что статистические данные о количестве возбужденных административных дел за непредоставление пешеходам преимущества указывают на отсутствие причинно-следственной связи между повышением размера штрафа и количеством аварий.

Кроме того, эксперты видят риски в подобном шаге законодателя. Так, они не исключают, что увеличение санкций только для водителей приведет к злоупотреблениям со стороны сотрудников ДПС. Кроме того, общественники опасаются, что ужесточением ответственности автовладельцев воспользуются недобросовестные пешеходы. Речь идет о тех, которые имитируют наезд транспортного средства на нерегулируемом пешеходном переходе, повлекший якобы причинение вреда их здоровью. Водители, чтобы избежать ответственности по закону, уплачивают таким лицам денежную компенсацию. Подобные случаи фиксируются и сегодня, но увеличение санкций для водителей, предположительно, приведет к резкому росту подобных мошеннических действий.

Но и добросовестные пешеходы могут быть виноваты в ДТП – те, которые забывают о своих обязанностях. Напомним, пешеходам перед началом движения по нерегулируемому переходу нужно убедиться в его безопасности. Также они не должны создавать помех для движения транспорта (п. 4.5 ПДД). В то же время, по словам юриста Экспертно-аналитического центра ОП РФ Светланы Казакиной, сегодня судебная практика такова, что вина пешехода учитывается только в случаях, когда он переходит дорогу в неположенном месте. В иных ситуациях, например, когда он не убедился в безопасности перехода и тем не менее вышел на него, вопрос о вине пешехода не ставится.

Общественники также привели статистические данные, в соответствии с которыми смерть в ДТП происходит чаще по вине пешеходов, чем водителей. Так, в 2015 году по вине автовладельцев погибло 2835 пешеходов, а по вине самих пешеходов смертность составила 4805, за 2016 год те же показатели составили 2393 и 3942 человек соответственно.

Эксперты пришли к выводу, что ответственность за безопасность дорожного движения должна быть обоюдной и в равной степени относиться ко всем участникам движения. В связи с этим общественники считают необходимым обязать сотрудников ДПС оценивать вину пешеходов и принимать решение о наказании для всех участников движения. Наряду с этим они предлагают увеличить размер штрафов для пешеходов за нарушение ПДД по ст. 12.29 и 12.30 КоАП РФ, правда, не уточняют, на сколько именно.


versiya.info

От дорожно-транспортных происшествий не застрахован ни один водитель. Если последствия аварии серьёзны, особенно важно правильно вести себя при её оформлении, чтобы из участника происшествия не превратиться в его виновника.

Координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко побеседовал с автоюристом и узнал, как нужно вести себя после ДТП с серьёзными последствиями.

Могу вспомнить изречение старого-старого водителя, совтрансавтоского дядьки: он говорил, что у профессионального водителя три ноги. Одной ногой он стоит в больнице, второй в тюрьме, третьей в могиле. Работа профессионального водителя – это сплошные риски и высочайшая опасность попасть в ДТП. Не ты, так в тебя.

Цикл материалов, который мы готовим на эту тему посвящен тому, каким образом вести себя после ДТП, какие действия следует предпринимать, а какие ни в коем случае нельзя предпринимать, чтобы:

  • обеспечить максимальную эффективность расследования обстоятельств ДТП;
  • минимизировать для себя последствия аварии.

Признак профессионализма

Виталий Харитонов, эксперт, ассоциация специалистов по ДТП:

— Я езжу в такси и замечаю, что каждая первая машина не оборудована видеорегистратором. Я считаю, что если вы выехали на трассу без регистратора – вы непрофессионал. Вас могут обвинить в причинении ущерба, и если мы говорим о фурах, это могут быть очень большие суммы и очень большие сроки. Я считаю, что в автомобиле должно быть как минимум два регистратора. Это поможет доказать невиновность водителя, спасти его.

Я практически каждый день вижу, как невиновных привлекают к ответственности, и это страшно. На водителей, не обладающих специальными знаниями, находящихся в шоковом состоянии после ДТП часто вешают ответственность, и она бывает очень большой. Например, моральный вред за погибшего в Москве достигает миллиона рублей. Я не говорю о разбитых машинах. Поэтому как минимум два недорогих регистратора должны быть в машине. А если регистратор у водителя многоканальный и пишет в две стороны, это еще лучше.

Понятно, почему два регистратора? Потому что у одного устройства, какой бы широкий угол охвата у него не был, камера выхватывает только среднюю часть.


Две камеры выхватывают и левую, и правую сторону, что для нас, перевозчиков, критически важно. Левая – это встречка, идущие на обгон машины. Правая – обочечники, пешеходы, велосипедисты; кто угодно может выскочить на дорогу. Две камеры, установленные слева и справа, покрывают практически всё поле обзора, дают больше информации.

Момент ДТП записан. Кому и когда отдавать флеш-карту с информацией?

Кто-то где-то рассказывал о том, что карту надо сразу запечатывать в конверт и под роспись отдавать сотрудникам ГИБДД. Оказывается, это не так.

Виталий Харитонов:

— Карточку передать можно через три дня, через неделю, через месяц: это никогда не будет поздно. Есть такое понятие, как видеотехническая экспертиза. Она определяет обстоятельства ДТП: скорость автомобиля, расстояния. И в той ситуации, когда вам кажется, что водитель не виноват, по видеотехнической экспертизе можно доказать обратное. И если в этой ситуации водитель отдаст карточку регистратора, он сам докажет свою вину и помочь ему будет уже невозможно. Кроме того, мы наблюдаем случаи, когда ГАИ или следователи теряют карточки видеорегистраторов.

Поэтому запись отдаётся только после того, как водитель успокоится и проконсультируется со специалистами. Когда произошло ДТП, водитель должен снять регистратор, вытащить из него карточку и убрать её, не извещая инспектора. Через три дня можно написать ходатайство, и карточку примут.

Схема ДТП: мелочей не бывает

Что делать, когда произошло ДТП? В этот момент водители обычно находятся в шоковом состоянии. Один мой клиент признался, что после происшествия он не мог набрать номер телефона, потому что у него тряслись руки. Человек попадает в стрессовую ситуацию вне зависимости от того, по его вине произошло ДТП или нет. Но даже если он сохраняет спокойствие, он всё равно не обладает необходимыми познаниями.

Оформление ДТП происходит на месте: сперва приезжает ДПС, затем выездной дежурный. Если много погибших, выездной дежурный может вызвать следователей. На месте ДТП формируется доказательная база. Это самая основная база, которая формируется в результате осмотра места происшествия. Схема ДТП визуализирует его обстоятельства. От осыпи стекла фары может зависеть виновность или невиновность водителя, если она, например, оказалась на встречке.


Всё самое хреновое уже произошло, поэтому спешить некуда и незачем

После ДТП, как и в любой стрессовой ситуации, человек испытывает адреналиновый шок. Вот что пишут специалисты:

«…При наступлении первой фазы человеку свойственна гиперактивность, то есть он старается выполнить какое-то действие, но не отдает себе отчет какое именно. В это время ему свойственны суетливые движения, много разговоров, он может не заметить, что пострадал сам, так как чувство боли приглушено.

Виталий Харитонов:

— Все знают о 51 статье Конституции. Она даёт право не свидетельствовать против себя. Каждому её в протоколе разъясняют. Но никто ей не пользуется! Я вижу практику по ДТП по всей России: от Калининграда до Дальнего Востока, и я ни разу не видел, чтобы кто-то отказался от дачи показаний.

Точно нельзя отказываться от протокола медицинского освидетельствования, потому что это будет интерпретировано как нахождение в состоянии опьянения. Обязательно нужно пройти эту процедуру.

Но отказ от подписания протокола и дачи объяснений никак не усугубляет вину, никак не мешает прийти через три дня с адвокатом и дать соответствующие объяснения. Хуже всего, когда первоначальное объяснение является подробным, потому что если человек даёт подробные показания против себя – это очень плохо. ДТП не такая сложная тематика, это не какие-то высокие материи. Водителю-профессионалу можно разобраться самому, можно проконсультироваться у разных специалистов и принять взвешенное решение, дать осознанные показания, которые не будут использованы против водителя.


По приблизительным подсчетам в России ежемесячно фиксируются более 10 000 ДТП, это означает, что за сутки происходит более 350 аварий с различными последствиями.

Наряду с мелкими ДТП, когда машины получают незначительные повреждения, на дорогах случаются аварии с человеческими жертвами и полным уничтожением автомобилей.

В экстренной ситуации водитель должен четко понимать, что делать при аварии в первые минуты после случившегося ДТП. Как правильно оформить документы и как вести себя при общении с другими участниками аварии. Но обо всем по порядку.

Независимо от места и времени действия при ДТП нужно соблюдать следующие правила:

Если в ДТП нет пострадавших, то всем участникам рекомендуется:

  • Оставить автомобиль на месте аварии и не менять его положение до окончания разбирательства;
  • Сделать фотографии, снять на видео машины участников ДТП с разного ракурса;
  • Совместно с другими участниками определить виновника аварии;
  • Самостоятельно заполнить Европротокол, если возражений ни у одной из сторон не возникло. Или вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола и оформления ДТП.

Если в ДТП есть пострадавшие

  • Без промедления сообщите о количестве пострадавших в Службу спасения МЧС;
  • Если можете — окажите помощь раненым, но перед этим надо убедиться, что вы не навредите потерпевшему;
  • По возможности организуйте отправку пострадавших в стационар на попутном транспорте.

Правила самостоятельного оформления документов при ДТП

В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.

Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:

  • участников ДТП двое;
  • пострадавших среди водителей, пассажиров и других граждан нет;
  • у обоих участников есть полисы ОСАГО;
  • стороны единогласно определили виновника и согласились, что стоимость причиненного ущерба не превышает 100 тыс. рублей.
  • Точный адрес места происшествия с указанием названий шоссе, улицы, номеров близлежащих домов и любых построек, позволяющих определить положение на карте;
  • Количество участников аварии с повреждениями (один или два);
  • Список свидетелей (если есть) их адреса и номера телефонов;
  • Подробности аварии и рисунок-схему расположения автомобилей в момент происшествия;
  • Фотографии и видеозапись, в том числе и с видеорегистратора, указывающие на виновность одной из сторон;
  • Информацию об автомобилях и личные данные владельцев.

После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.

Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.

Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.

Когда виновник скрылся с места аварии

По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?

  • Выполнить все правила поведения при ДТП;
  • Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
  • Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
  • Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
  • Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.

Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.

Что делать, если у виновника ДТП нет страховки

К сожалению, более трети всех водителей личного автомобильного транспорта не оформляют полис ОСАГО регулярно. Штраф за езду без страховки намного меньше, чем стоимость полиса, поэтому многие автомобилисты не считают нужным страховать собственную автогражданскую ответственность. Тем самым, граждане попросту не задумываются, что в любой момент могут стать виновниками ДТП.

Если вы все же попали в ДТП, где у виновной стороны отсутствует полис ОСАГО, возместить причиненный ущерб можно тремя путями:

Первый вариант

Участник ДТП признает свою вину и согласен компенсировать ущерб собственными средствами. В подтверждение этого виновник пишет расписку в которой изложены все детали ДТП. В ней должны быть указаны:

  • наименование документа;
  • дата и место составления;
  • паспортные данные обоих участников ДТП;
  • список повреждений автомобиля пострадавшего;
  • данные об автомобилях (госномер, марка и модель, вин-номер, номер ПТС);
  • сумма ущерба и срок за который признавший вину виновник обещает ее выплатить;
  • подписи обеих сторон.

Второй вариант

Виновная сторона не признает свою ответственность. Потерпевшему необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для грамотного оформления ДТП. В протоколе должны быть паспортные данные виновника и пометка об отсутствии у виновника ДТП страховки. Далее нужно обратиться к оценщику для проведения независимой экспертизы. На основании отчета эксперта составляется досудебная претензия и отправляется по адресу виновника аварии с целью взыскания суммы ущерба

В случае, если виновник отказался платить после полученной досудебной претензии, потерпевшая сторона имеет право подать в суд с исковым заявлением.

Для суда надо подготовить:

  • справку о ДТП,
  • заключение эксперта, осмотревшего автомобиль,
  • все чеки, подтверждающие оплату сопутствующих делу издержек (самая главная трата на эксперта),
  • постановление об административном правонарушении,
  • экземпляр уведомительного письма в котором виновника аварии приглашали на независимую экспертизу (письмо должно быть с маркой),
  • все документы на автомобиль.

Призвать виновника к ответственности можно в течение 3-х лет после случившегося. Само рассмотрение дела занимает около 3-х месяцев, но все индивидуально. В любом случае придется запастись терпением, тем более если ответчик не будет появляться в суде.

Читайте также: