Какой день недели характеризовался самыми высокими значениями показателя тяжести последствий дтп

Обновлено: 06.07.2024

Приведены основные статистические сведения о дорожно-транспортных происшествиях в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 г., использованы данные Многопараметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения (МИАС) и Автоматизированной информационно-управляющей системы Госавтоинспекции (Журнал ДТП)

В Российской Федерации отмечалось сокращение основных показателей аварийности. Вместе с тем, несмотря на определенные позитивные изменения, уровень дорожно-транспортной аварийности в стране остается по-прежнему высоким – каждое девятое ДТП было со смертельным исходом. Тяжесть последствий ДТП составила 7,8.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВАРИЙНОСТИ

В 2018 году продолжилось снижение основных показателей аварийности относительно АППГ
в большинстве субъектов Российской Федерации. Снижение всех трех основных показателей аварийности зафиксировано в 31 регионе страны, а рост – в 8 регионах.

Количество ДТП снизилось в 53 субъектах страны. Наибольшее сокращение данного показателя зафиксировано в Нененецком автономном округе (–20,0%) и Чеченской Республике (–18,3%). Вместе с тем значение данного показателя существенно выросло в Республиках Северная Осетия-Алания (+25,8%)
и Карелии (+23,0%).

Число погибших в ДТП стало снизилось в 56 субъектах Российской Федерации. Максимальная динамика отмечена в Чукотском автономном округе (–60,0%) и Республике Хакасия (–33,0%). Наибольший рост данного показателя зафиксирован в Республике Мордовия (+26,5%).

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВАРИЙНОСТИ
ПО МЕСЯЦАМ 2018 ГОДА

Основной массив ДТП в 2018 году,
как и в предшествующие годы, локализован в июле-октябре. Так, доля ДТП, произошедших в данный период, от общего количества ДТП составила 39,9%, а числа погибших и раненых – 43,0%
и 40,0% соответственно.

в субботу. Самым аварийно-опасным временем суток являлся период с 17:00 до 20:00 часов. В это время произошло каждое пятое ДТП (20,8%). В темное время суток совершено 57341 ДТП (–4,8), что составило 34,1% от общего их количества, при этом погибло 8810 человек
(48,4% от численности всех погибших). Тяжесть последствий ДТП в это время суток составила 10,9, что почти в два раза выше аналогичного показателя ДТП в светлое время суток (6,2).

КОЛИЧЕСТВО ДТП И ИХ ДОЛЯ (%)
ИЗ-ЗА ОСНОВНЫХ НАРУШЕНИЙ ПДД

Сопутствующее влияние недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети зафиксировано в 59421 (–12,5%) ДТП. Число погибших и раненых в таких ДТП составило 5573 (–20,3%) и 75851 (–11,9%) человек соответственно.
В целом по стране с влиянием недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети связано каждое третье ДТП (35,3%). Среди всех неудовлетворительных дорожных условий, способствующих совершению ДТП, наиболее значительное влияние оказали: отсутствие, плохая различимость горизонтальной разметки проезжей части (удельный вес 53,1%), отсутствие дорожных знаков
в необходимых местах (23,5%), недостатки зимнего содержания (16,3%), отсутствие пешеходных ограждений в необходимых местах (10,1%), неправильное применение или плохая видимость дорожных знаков (9,5%). Значительно увеличилось количество ДТП, на совершение которых повлияла плохая видимость светофора (+100,0%) и несоответствие железнодорожного переезда предъявляемым требованиям (+37,1%).

МВД опубликовало подробную статистику ДТП за девять месяцев 2020 года. В ней названы самые аварийные дни недели, наиболее серьёзные недостатки улично-дорожной сети и указано, по вине граждан каких иностранных государств чаще всего происходят аварии, в том числе — смертельные.

Каждое 11-е ДТП в 2020 году привело к смертельному исходу – 9757 таких аварий произошло за девять месяцев. Это на 3,4% ниже, чем в 2019 году. Сотрудники Научного центра БДД МВД России отметили, что за истекший период года было выделено два аварийных периода:

1) С января по февраль. В этом отрезке зафиксирован рост всех основных показателей аварийности. В некоторых регионах страны процесс роста был обусловлен нехарактерными для данного времени года метеорологическими условиями - аномально высокими температурами воздуха. Ввиду этого водители применяли стиль вождения, не подходящий для создавшихся дорожных условий. Кроме того, из-за повышенных температур на дорогах было больше нехарактерного для зимнего периода транспорта: мотоциклов, велосипедов и прочего, а также было много пешеходов, что и привело к росту показателей аварийности с их участием.

2) С апреля по май. В эти месяцы отмечено наибольшее снижение показателей аварийности. Сказались ограничительные меры, введённые из-за коронавируса.

Самым аварийно-опасным временем суток являлся период с 17:00 до 20:00. В это время произошло практически каждое пятое ДТП (20,7%). Наибольшей тяжестью последствий характеризовались происшествия, совершённые в период с 23:00 до 7:00 (в среднем 14 погибших из 100 пострадавших). Происшествия с наименьшей тяжестью последствий произошли в период с 12:00 до 14:00 и с 17:00 до 18:00 (погибло 6 из 100 пострадавших в них).

За 9 месяцев 2020 года девять из десяти (88,7%) ДТП произошли из-за нарушения правил дорожного движения водителями. Всего совершено 93 976 (-11,3%) таких ДТП, в которых погибло 9703 (-5,5%) и ранены 123 654 (-12,6%) человека. Почти каждое десятое (9,9%) ДТП связано с нарушением ПДД пешеходами. Всего произошло 10 538 ДТП (-12,4%), в которых погибло 1978 (-2,4%) и ранены 8977 (14,3%) человек.

Недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети зафиксированы на местах 37 613 (-6,7%) ДТП. Число погибших и раненых в таких ДТП составило 3746 (+6%) и 47 516 (-8,4%) человек соответственно. В целом по стране с наличием неудовлетворительных дорожных условий (НДУ) связано более трети всех ДТП (35,5%).

Как и в предыдущие годы, за девять месяцев 2020 года основные виды ДТП: столкновение транспортных средств (42,8%) и наезд на пешехода (25,1%). Наибольшей тяжестью последствий характеризовались наезд на пешехода, опрокидывание авто, съезд с дороги и наезд на лицо, не являющееся участником дорожного движения (охранники, рабочие и другие).

Необходимо отметить снижение почти наполовину трёх основных показателей аварийности опрокидываний. Произошло ДТП –5582 (-46,3%), погибших – 823 (-47%), раненых – 6784 (-49,3%). В то же время зафиксирован рост трёх основных показателей аварийности такого вида ДТП, как съезд с дороги. За девять месяцев 2020 года зафиксировано 9549 (+219,6%) таких происшествий, в которых погибло 1453 (+354,1%) и получили ранения 13 285 (+222,9%) человек.

Зафиксировано снижение количества ДТП и числа погибших из-за нарушения ПДД водителями-гражданами иностранных государств. В 3478 (-18,4%) таких ДТП погибло 328 (-22,6%) и ранено 4688 (-21,7%) человек. Вопреки тенденции предыдущих лет снизились три основных показателя аварийности из-за нарушения ПДД водителями, являющимися гражданами стран СНГ. В 3070 (-16,7%) таких ДТП погиб 261 (-27,9%) и ранены 4 123 (-19,6%) человека. Больше всего ДТП (797) совершили граждане Узбекистана, в которых погибло 58, ранено 1080 человек. На втором месте – граждане Киргизии (701 ДТП, 30 погибших, 905 раненых). На третьем месте – граждане Таджикистана (599 ДТП, 76 погибших, 818 ранено).

Наиболее значительное количество наездов на детей на пешеходных переходах при одновременном росте данного показателя отмечается в Челябинской (65, +4,8%) и Самарской областях (53, +1,9%), Ставропольском крае (38, +8,6%), Омской области (32, +28%) и Приморском крае (31, +29,2%).

- весенне-осенний период 35%, из них 78% в темное время суток.

Исходя из общепринятых статистических данных ДТП, которые происходят в различные времена года можно представить сведущие причины их возникновения: неудовлетворительное качество проводимых работ по уборке снежного покрова с дорожного покрытия, гололед на проезжей части является фактором, способствующим возникновению ДТП.

Увеличение числа столкновений транспортных средств зимой может быть также связано с образованием узких мест из-за скопления снега в зоне кривых в плане малого радиуса, на обочинах. Одной из причин наездов на пешеходов служит занос тротуаров снегом в населенных пунктах, что вынуждает пешеходов идти по проезжей части.

Неудовлетворительное зимнее содержание дороги может служить фактором, способствующим возникновению участка концентрации ДТП, в случае если:

1) Общее количество совершенных в зимний период ДТП, превышает 30% от общего их числа на этом участке.

2) Если в учетных карточках ДТП основной причиной возникновения ДТП (относительно к дорожным факторам) относиться неудовлетворительное покрытие, неудовлетворительное состояние тротуаров (при ДТП, связанных с наездом на пешеходов) в качестве условий, способствовавших ДТП.

Основная часть ДТП происходит в тёмное время суток. Можно сделать вывод, что ДТП происходят из-за недостаточного освещения проезжей части, неудовлетворительного состояния обочин, ограниченной видимости.

Для обеспечения безопасности движения могут быть применены следующие воздействия:

1) установка осветительных приборов;

2) уширение и укрепление обочин;

3) установка ограждений и барьеров;

4) оборудование пешеходных переходов;

5) улучшение состояния тротуаров, пешеходных дорожек;

В ходе диагностики заданного участка были выявлены следующие параметры транспортного потока:

§ Интенсивность движения - 8500 авт./сут., со следующим распределением транспортных средств в общем потоке движения:

- легких грузовых - 26 %;

- средних грузовых - 14 %;

- тяжелых грузовых и автопоездов - 23 %;

§ Средняя динамика прироста интенсивности движения на участке дороги - 1,2 % в год.

дорожный транспортный происшествие аварийность

На участках концентрации ДТП для выявления дорожных условий, способствующих их формированию, следует оценить уровень безопасности дорожного движения, соответствующий фактическим показателям технического уровня, эксплуатационного состояния и уровня содержания дорог и искусственных сооружений.

На основе результатов диагностики состояния дорог и дорожных сооружений на участках концентрации ДТП выявляют показатели технического уровня и эксплуатационного состояния дорог, соответствующие предельному или низкому уровню безопасности дорожного движения таблица 6.4-6.8 [Руководство по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП при эксплуатации автомобильных дорог 2009 г.].. Фактические показатели технического уровня дороги в таблице 18.

Основные цели анализа ДТП сводятся к систематическому поиску возможностей предупреждения ДТП, а также к выявлению вины и определению меры наказания причастных к нему лиц.

Различают следующие виды анализа ДТП:

- анализ единичных ДТП (детерминированный, причинно-следственный, юридический анализ, экспертиза ДТП);

- анализ ДТП как массового явления (параметрический, вероятностный, статистический анализ).

Анализ единичных ДТП основан на детальном исследовании причин конкретного ДТП и его последствий, анализ ДТП как массового явления — на использовании учетных данных о ДТП, статистических данных о водителях, транспортных средствах и т. д.

Общая схема причинно-следственного подхода к анализу ДТП — построение модели механизма совершения ДТП, что позволяет выявить мероприятия по предупреждению ДТП.

Для анализа единичных ДТП с целью установления связи между фактом ДТП и нарушениями норм и правил, регламентирующих БДД (юридический анализ, экспертиза ДТП), возможности использования вероятностных оценок причинных связей очень ограничены, так как выводы анализа, являясь основанием для привлечения к уголовной ответственности, должны отвечать жестким требованиям высокой степени достоверности.

При анализе ДТП как массового явления выясняется, каковы тенденции изменения показателей, характеризующих аварийность, с какими факторами сопряжен наибольший риск возникновения ДТП, на чем должны быть сконцентрированы усилия по их предупреждению.

На основании сопоставления разных показателей можно установить, какие факторы и условия повышают вероятность ДТП и насколько.

Полученные выводы могут быть использованы также применительно к отдельным ДТП при обосновании мероприятий по их предупреждению.

В качестве основного метода анализа аварийности применяется метод сопоставления, для использования которого нужно четко представлять, какие объекты, процессы, факторы следует сопоставлять между собой, по каким характеристикам, свойствам, показателям должно проводиться сопоставление, какая конкретная расчетная процедура должна быть положена в основу сопоставления.

Объектами сопоставления являются:

- субъекты Российской Федерации при решении задачи государственного управления региональным развитием в сфере БДД;

- объединения, предприятия, организации, учреждения, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, при решении задачи по предупреждению ДТП в ДТК Российской Федерации;

- дороги различного значения и категорий, зоны обслуживания дорожных и коммунальных организаций, конкретные дороги, участки дорог, пересечения дорог и другие очаги аварийности и места концентрации ДТП при решении задачи совершенствования дорожных условий;

- категории и марки транспортных средств, характеристики их грузоподъемности, вместимости, особенности эксплуатации и др. при решении задачи повышения активной и пассивной безопасности транспортных средств.

Для анализа аварийности используют абсолютные, удельные и относительные показатели.

Абсолютные показатели образуются в результате накопления данных о единичных ДТП. Основное назначение абсолютных показателей — отражение масштабов аварийности, оценка ущерба от ДТП, анализ динамики аварийности. К абсолютным показателям относятся число ДТП, число погибших, число раненых, число ДТП из-за технической неисправности транспортных средств и др.

Для анализа аварийности необходимо использовать также абсолютные показатели, характеризующие условия, в которых осуществляется деятельность по ОБДД.

Совокупность показателей, характеризующих эти условия, зависит от уровня управления БДД (федеральный, региональный, организации, осуществляющей перевозочную деятельность), основными среди них являются следующие:

- характеристики социально-экономического развития региона (территория, численность населения);

- численность, состояние и развитие парка транспортных средств; состояние и развитие дорожной сети (протяженность дорог, интенсивность движения, в том числе по участкам дорог и в разные промежутки времени); наличие и эффективность системы оказания скорой медицинской помощи, контроля соблюдения требований БДД; число организаций, осуществляющих разные виды перевозочной деятельности;




- условия деятельности транспортных организаций (численность и структура парка; данные о маршрутах перевозок, численности,

- стаже, возрасте, квалификации водительского состава; наличие и организация предрейсовых медицинских осмотров и т.д.).

Абсолютные показатели мало пригодны для сопоставительного анализа уровня ОБДД. Например, по абсолютному числу ДТП, погибших и раненых нельзя сравнить уровень БДД в разных регионах из-за различия в численности транспортных средств, протяженности дорог и других специфических особенностей, объективно влияющих на эти показатели.

Удельные показатели представляют собой процентную долю одного абсолютного показателя аварийности от другого.

Наиболее часто используют:

- удельный вес ДТП, совершенных водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, в общем числе ДТП по вине водителей;

- удельный вес ДТП по вине водителей транспортных средств отдельных типов в общем числе ДТП по вине водителей;

- удельный вес ДТП отдельных видов в общем числе ДТП;

- удельный вес ДТП в городах, других населенных пунктах, на автомобильных дорогах в общем числе ДТП;

- удельный вес ДТП из-за определенного вида нарушений ПДД в общем числе ДТП;

- удельный вес пострадавших (погибших, раненых) разных категорий участников дорожного движения в общем числе пострадавших (погибших, раненых) и др.

Удельные показатели применяют для описания структуры аварийности.

Относительные показатели образуются делением одного абсолютного показателя на другой. Наиболее часто используют такие относительные показатели, как число ДТП, погибших или раненых на 1 млн. км пробега транспортных средств, на 10 тыс. транспортных средств, на 10 тыс. водителей, на 100 тыс. населения, на 100 км автомобильных дорог и т.д.

К основным методам анализа динамики аварийности относят оценку изменения показателей аварийности:

- по отношению к предшествующему периоду времени (точка к точке);

- отношению к базовому периоду времени;

- отношению к среднему значению за несколько предшествующих лет (точка к среднему);

- средним показателям, например по средним за два последних пятилетних периода (средние к среднему).

Результаты анализа динамики аварийности представляют в виде таблиц, графических зависимостей, диаграмм, карт.

Изучение и сопоставление динамики изменения показателей аварийности производят, как правило, для оценки результатов деятельности по ОБДД, выявлению неблагоприятных тенденций, являющихся основанием для дальнейшего анализа, направленного на выяснение причин этих неблагоприятных изменений с целью принятия необходимых предупредительных мер.

Анализ статистики отчетных ДТП по России позволяет выделить наиболее распространенные нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, с которыми связано возникновение происшествий (табл. 1).

Характер нарушений Доля ДТП в общем числе отчетных, % Характер нарушений Доля ДТП в общем числе отчетных, %
Водитель Неправильный выбор скорости водителем Выезд на полосу встречного движения Несоблюдение приоритета на нерегулируемом пересечении Нарушение правил обгона Несоблюдение дистанции 11,0 8,5 4,5 3,1 Пешеходы Переход дороги в неустановленном месте Внезапный выход на проезжую часть в непосредственной близости от транспортного средства 6,5 8,0

Доля приведенных неправильных действий водителей и пешеходов в разных регионах страны и в разных городах неодинакова и может колебаться примерно так же, как и основные виды происшествий, что показано в табл. 1. Однако важно отметить, что на все указанные нарушения можно влиять с целью их ликвидации не только усилением надзора за дисциплиной дорожного движения инспекторами ГИБДД и общественности, но также совершенствованием организации дорожного движения.

Количественный анализ дает лишь цифровые показатели и возможность сравнивать состояние аварийности по годам и за другие календарные сроки и выявлять общие тенденции изменения. Простейший количественный анализ обычно ограничивается данными об общем числе ДТП, количестве погибших и раненых людей. Важным показателем при количественном анализе является тяжесть последствий ДТП.

Коэффициент тяжести ДТП КТ может быть определен как отношение числа погибших людей nу к числу раненых np за определенный календарный срок:

Чем меньше величина этой дроби, тем меньше тяжесть ДТП. По данным официальной отчетности о ДТП, в различных странах показатель тяжести ДТП колеблется в широких пределах от 1 /5 до 1 /40. Следует, однако, учитывать, что на величину КT оказывает большое влияние степень полноты охвата ДТП с легкими телесными повреждениями людей.

В качестве оценочного показателя тяжести ДТП применяют также относительное (удельное) количество погибших людей при ДТП. Так, например, тяжесть различного вида ДТП в РОССИИ характеризуется показателями относительной тяжести последствий ДТП, количеством погибших на 1000 ДТП данного вида (табл. 2). Во многих случаях объективный сравнительный анализ ДТП может быть сделан только при вычислении удельных (относительных) показателей. Это совершенно необходимо в тех случаях, когда объем источника ДТП неодинаков, т. е., например, при сравнении ДТП для существенно различающихся по масштабам автомобильного движения стран, городов, автотранспортных предприятий.

На практике находят применение удельные показатели количества ДТП или количества погибших людей, рассчитанные по отношению к следующим данным:

- на 10000 жителей;

- на 1000 транспортных средств;

- на 1000 водителей;

- на 1 км протяжения дороги;

- на 1 млн. км пробега транспортных средств.

Наиболее объективным является последний из перечисленных показателей, так как он в отличие от остальных учитывает непосредственно важнейший фактор, обусловливающий вероятность ДТП — величину пробега транспортных средств. Здесь уместно напомнить, что, например, легковые автомобили индивидуального пользования имеют за год пробеги в 3-12 раз меньше, чем автомобили транспортных организаций. Поэтому сравнение количества ДТП на 1000 транспортных средств индивидуального пользования и находящихся в транспортных организациях (например, такси и др.) приводит к несопоставимым результатам.

Вид ДТП Относит. тяжесть последствий ДТП Вид ДТП Относит. тяжесть последствий ДТП
Падение пассажира Наезд на гужевой транспорт Опрокидывание Наезд на пешехода Наезд на велосипедиста Столкновение Наезд на препятствие Наезд на животное

Показатель относительной аварийности Ко определяют по формуле:

Читайте также: