Какой тип ошибок доминирует у водителя в процессе управления тс

Обновлено: 08.07.2024

Поэтому повышение надежности водителя становится неотложной задачей общества, без решения которой невозможно добиться существенного снижения ДТП и повышения безопасности движения. Надежность по праву можно рассматривать как социально-психологическую проблему.

Надежность – сложный целостный комплекс качеств водителя, позволяющий безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.

Надежность – это качественная характеристика водительской деятельности (работоспособности). Она определяется количественной характеристикой – результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных условиях. К основным факторам, определяющим надежность, относятся профессиональная пригодность, подготовленность и работоспособность.

Надежность – сложный целостный комплекс качеств водителя, позволяющий безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени.

Надежность – это качественная характеристика водительской деятельности (работоспособности). Она определяется количественной характеристикой – результативностью и эффективностью его работоспособности в экстремальных условиях. К основным факторам, определяющим надежность, относятся профессиональная пригодность, подготовленность и работоспособность.

Таким образом, в основе оценки надежности водителя лежит понятие ошибки, под которой понимается нарушение нормального хода транспортного процесса. Не всякая ошибка водителя ведет к аварии, но всякая авария по вине водителя – результат ошибочных действий. Вышесказанное не означает фатальной обреченности некоторых психофизиологических, личностных особенностей водителя на неизбежное попадание в ДТП. Стоит обратить внимание на существование психологической компоненты водительской деятельности. Участникам дорожного движения необходимо знать особенности своей психики, уметь компенсировать ее недостатки. Результаты исследования, проведенного в США, показали, когда водителей, неоднократно совершавших происшествия, проинформировали об имеющихся у них психофизиологических недостатках, аварийность у них снизилась на 2/3. Настало время, когда водители

должны приобщиться к психологическим знаниям. Психологическая сторона проблемы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств имеет специфические особенности, которые влияют на общее становление правильного индивидуального поведения в среде движения.

Точный расчет – это расчет с минимальными допусками в ту или иную сторону. Малейший сбой, отступление от расчета – и он может подвести. Вряд ли такая манера необходима каждому водителю в его повседневной практике. Значительно лучше, если допуски в сторону безопасности будут увеличены и надежно гарантированы. Не следует забывать и о том, что пределы всякого мастерства при управлении транспортным средством должны быть ограничены допустимыми нормами.
3.2 Слагаемые надежности водителя
Человеку, стремящемуся получить водительскую квалификацию, необходимо обладать определенными физическими и психофизиологическими качествами. Его здоровье должно удовлетворять установленным требованиям.

В эту задачу не входит детальное рассмотрение медицинских требований, предъявляемых к лицам, желающим получить водительское удостоверение. Отметим лишь некоторые связанные с ними проблемы.

Эксперимент, который был проведен с глухонемыми и глухими людьми, показал, что, несмотря на отсутствие слуха, их надежность в управлении автотранспортом не снижается. Это объясняется тем, что информация о дорожной обстановке воспринимается в основном посредством зрения. Важно и то обстоятельство, что отсутствие слуха эти люди компенсировали повышением внимания.

В последнее время в целом отмечается тенденция ослабления некоторых медицинских требований, с тем, чтобы расширить круг лиц, которые могли бы управлять транспортными средствами. Это обеспечивается за счет улучшения

средств и систем информации. Например, сигналы светофора теперь располагаются в строго определенной последовательности (красный сигнал всегда сверху), дорожные знаки помимо цветового различия имеют для каждой группы отличительную форму и т. д. Повышению надежности управления транспортным средством способствует также совершенствование конструкции автомобилей, а в необходимых случаях – внесение в конструкцию специальных изменений и дополнительного оборудования. Например, для инвалидов без ног конструкция обеспечивает управление автомобилем только с помощью рук.

В то же время не вызывает сомнения тот факт, что отдельным категориям людей не только не рекомендуется садиться за руль транспортного средства, им это просто противопоказано.


  • возраст – в пределах 25 лет, хорошая физическая форма;

  • водительский стаж – не менее 5-7 лет и знание материальной части транспортного средства, на котором предстоит работать;

  • умение уверенно управлять автомобилем на высоких скоростях и в экстремальных ситуациях;

  • коммуникабельность, а также психологическая совместимость с непосредственным начальником.

4. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
4.1 Управление автомобилем в критических ситуациях
В последнее время появляется все больше и больше рекомендаций, как избежать ДТП в экстремальных ситуациях. Они основаны на результатах исследований, на личном опыте или исключительно на логических рассуждениях. Подробно описываются десятки способов расположения рук на руле и перехвата при его вращении, разворота на 180° с применением тормозов, преодоления закруглений дороги без снижения скорости и многое другое. Все это, разумеется, знать полезно, и, действительно, каждому нужно уметь быстро принять правильное решение и самым рациональным образом осуществить его в сложной ситуации. Однако еще более важно уметь управлять автомобилем таким образом, чтобы подобная ситуация не сложилась, чтобы не вынуждать себя к рискованным действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Этим навыкам необходимо учиться.


Приучите себя держать обе руки в

верхнем секторе рулевого колеса.

Максимально прижмитесь к спинке

сидения.
Снимите со стекла и щитка прибо-

ров все, что может отвлечь ваше

автомагнитолы или выключите ее.


Опрокидывание вправо — силовое руление вправо, балансирование, выравнивание.

Опрокидывание влево — то же в другую сторону.

Критический занос — скоростное руление (полной амплитуды) двумя руками с перехватами рулевого колеса на боковом секторе.

Ритмический занос — серия скоростных импульсов руления в одну и другую сторону.

Снос передней оси автомобиля — выравнивание рулевым колесом, торможение двигателем, подтормаживание левой ногой.

Экстренное торможение — ступенчатое торможение рабочим тормозом, последовательное включение понижающих передач с перегазовкой пяткой и задержкой включения сцепления. Коррекция устойчивости автомобиля рулевым колесом в каждый период растормаживания.

Экстренный объезд препятствия — силовое руление и выравнивание с переменным дросселированием. Компенсация заноса опережающим рулением.

Вращение автомобиля — серия последовательных действий: поворот рулевого колеса, резкое дросселирование, выключение сцепления, обратное руление, выравнивание, включение сцепления, дросселирование.

Здесь перечислены только 10 типичных вариантов критических ситуаций, хотя в жизни их может встретиться намного больше.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Рассмотрено Утверждаю

На заседании ПЦК Зам. директора по УПР

Контрольные вопросы

промежуточной аттестации по предмету

1. В каком ответе дано наиболее правильное определение дорожно – транспортного происшествия?

1. Событие, возникшее на любом механическом транспортном средстве, вызвавшее повреждение этого средства или повлекшее любой материальный ущерб.

2. Событие, возникшее в процессе движения на дороге транспортного средства, сопровождаемое гибелью или ранением людей.

3. Событие, возникшее в процессе движения на дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо иной материальный ущерб.

2. Какое из перечисленных действий водителя чаще является причиной ДТП?

Нарушение правил обгона.

Несоблюдение правил проезда перекрестков.

Нарушение требований знаков или линий разметки.

3. Наиболее распространенным видом ДТП является….

3.Наезд на пешехода

4.Движение автомобиля происходит под действием тяговых сил, возникающих в местах контакта колес с дорогой. Тяговые силы воздействуют…….

1.Со стороны дороги на все колеса автомобиля.

2.Со стороны дороги на ведущие колеса

3.Со стороны ведущих колес на дорогу.

4.Со стороны всех колес на дорогу.

5.Коэффициент сцепления определяется величиной, измеряемой отношением….

1.Силы тяжести автомобиля к силе сцепления с дорогой.

2.Сцепного веса к силе сцепления колес с дорогой.

3.Силы сцепление с дорогой к сцепляемому весу.

6.На каком дорожном покрытии, находящемся в сухом состоянии, коэффициент сцепления имеет наибольшее значение?

2. На щебёночном.

3. На асфальтовом.

7. На каком покрытии коэффициент сцепления имеет наименьшее значение?

1.На уплотненном снегу.

3. На мокрой глине

4. На цементобетонном покрытии.

8. Чем характеризуется эффективность торможения?

1. Силой воздействия водителя на тормозную педаль.

2. Длиной тормозного пути.

4. Силой прижатия колодок к тормозным барабанам.

9. Личностные качества водителя…

1. Формируются под воздействием внешних условий.

2. Полностью определяются врожденными особенностями.

4. Независимы друг от друга.

10. Одна из причин дорожно – транспортного происшествия - несоответствие личностных качеств водителя профессиональным требованиям. ДТП может возникнуть вследствие…

1. Склонности к риску.

2. Завышенной самооценки водителем своего профессионального уровня.

3. Неуважительного отношения к другим участникам движения.

4. Некритического отношения к своим поступкам.

5. Любого из перечисленных качеств.

11. Какие качества должны быть присущи водителю?

1. Дисциплинированность и высокая сознательность.

2. Бережное отношение к социалистической собственности.

3. Ответственность перед всеми участниками движения.

4. Все перечисленные качества.

12. Высокий уровень профессионального мастерства предполагает овладение водителем умениями и навыками, связанными…

1. С получением и быстрой переработкой информации.

2. С воздействием на органы управления.

3. С оценкой собственных действий, прогнозированием их последствий и со своевременной корректировкой в случае необходимости этих действий.

4. Со всеми перечисленными действиями.

13. Овладение системой профессиональных знаний является…

1. Желательным условием профессиональной подготовки.

2. Необходимым и достаточным условием успешной профессиональной подготовки.

3. Необходимым, но не достаточным условием успешной профессиональной подготовки.

14. Профессиональные навыки являются результатом…

1. Однократного выполнения действий.

2. Нескольких повторений выполнения одного действия.

3. Многократных упражнений, ведущих к автоматизированному выполнению действия

15. В результате изучения психологических основ профессиональной деятельности у будущих водителей должны сформироваться…

1. Общие определения о психологических явлениях, процессах и свойствах, связанных с вождением автомобиля.

2. Основные понятия связи психики с практической деятельностью по управлению транспортным средством.

3. Умения анализировать собственную деятельность на основе учета индивидуальных психофизиологических особенностей.

4. Умения самостоятельно определять психологические истоки ошибок при управлении автомобилем и находить эффективные пути совершенствования профессионального уровня.

16. Вождение – вид сложной трудовой деятельности. В каком ответе дано наиболее полное и правильное определение деятельности водителя?

1. Любые действия, проявляющиеся в двигательной активности.

2. Действия, проявляющиеся в двигательной активности или в речевой форме.

3. Активность человека, направленная на удовлетворение личных интересов.

4. Совокупность внешней и внутренней активности человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с личными и общественными интересами.

17. Какие ощущения играют решающую роль для правильной оценки водителем дорожной ситуации в момент изменения сигналов светофора на перекрестке?

8. Какие ощущения помогают водителю оценить силы, возникающие при движении автомобиля на повороте?

19. Какие из перечисленных ощущений не связаны с практической деятельностью водителя по управлению автомобилем?

20. Что называется остротой зрения?

1. Способность глаза видеть форму предмета.

2. Способность глаза различать мелкие детали предметов.

3. Способность глаза четко видеть очертания предметов.

21. Острота зрения…

1. Одинакова при наблюдении предметов, расположенных в любой части поля зрения.

2. Уменьшается по мере удаления наблюдаемого предмета от центра поля зрения к периферии.

3. Увеличивается по мере удаления предмета от центра поля зрения к периферии.

22. Какие факторы влияют на способность зрения различать мелкие детали?

1. Интенсивность освещения.

2. Острота зрения.

3. Спектральный состав света.

4. Все факторы, перечисленные выше.

23. Что называется восприятием?

1. Процесс отражения в сознании человека предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств в виде единого образа.

2. Процесс отражения в сознании человека предметов и явлений, не приводящий к формированию единых образов этих предметов и явлений.

24. На точность восприятия водителем дорожной обстановки влияют…

1. только психофизиологические индивидуальные особенности ощущений.

2. Воздействие внешней среды (шум, вибрация, загазованность).

3. Индивидуальный опыт водителя, в том числе запас профессиональных знаний.

4. Все перечисленные факторы.

25. Какое нарушение восприятия часто возникает у неопытного водителя при оценке ширины проезжей части в местах сужения дороги?

1. Воспринимаемая ширина дороги кажется меньше, чем она есть в действительности.

2. Воспринимаемая ширина дороги кажется больше, чем она есть в действительности.

26. Как влияет туман на восприятие расстояний?

1. Все предметы в тумане кажутся более близкими, чем в действительности.

2. . Все предметы в тумане кажутся более далекими, чем в действительности.

27. Из двух одинаковых по величине предметов разной окраски большим кажется предмет…

1. Светлой окраски.

28. В каком случае более вероятна недооценка водителем скорости движения автомобиля

( воспринимаемая скорость кажется меньше действительной)?

1. При движении по участкам дорог с зелеными насаждениями (кустарниками, деревьями), расположенными в близи проезжей части дороги.

2. При движении по участкам дорог, пролегающих вдали от зеленых насаждений.

29. Как влияет применение зеркал заднего вида, имеющих сферическую форму отражающей поверхности, на восприятие водителем реальных расстояний между объектами?

1. Расстояния между объектами кажутся больше действительных.

2. Расстояния между объектами кажутся меньше действительных.

30. Как влияет на восприятие расстояний окраска автомобилей?

1. Расстояние до автомобиля, окрашенного в темный цвет (черный или синий), кажется больше, чем на самом деле.

2. Расстояние до автомобиля, окрашенного в темный цвет, кажется меньше, чем на самом деле.

Пояснительная записка

к тестовым заданиям по предмету

Тест содержит 30 заданий, на которые нужно дать точные ответы. Оценка каждого задания проводится по двухбалльной системе:

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЯ / водитель-наставник / грузовой автомобиль / Экономное вождение / экологичность / fuel and energy resources / Economy / the driver-instructor / the lorry / economical driving / ecological compatibility / Correlation analysis / formulas for calculation population / prediction of population

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов Борис Дмитриевич, Оверин Юрий Владимирович

Рассмотрена проблема экономии топливных ресурсов за счет совершенствования процесса эксплуатации транспортных средств. В качестве центрального места в ее решении выделена квалификация водителей транспортных средств.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефремов Борис Дмитриевич, Оверин Юрий Владимирович

Анализ возможности инструментальной оценки потребительских свойств автомобилей с автоматической коробкой переда

The problem of fuel resources economy account by perfection the process of operation of vehicles Is considered. The main role in decision this problem is devoted to the car driver`s qualification.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Б.Д. Ефремов1, Ю.В. Оверин2

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГСЭ),

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская,7

Аннотация - Рассмотрена проблема экономии топливных ресурсов за счет совершенствования процесса эксплуатации транспортных средств. В качестве центрального места в ее решении выделена квалификация водителей транспортных средств.

Ключевые слова: топливно-энергетические ресурсы; экономия; водитель-наставник; грузовой автомобиль; Экономное вождение; экологичность.

METHODS FOR ESTIMATION THE CAR DRIVERS PROFESSIONAL QUALITIES

B.D.Efremov, J.V.Overin The St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7

The summary - The problem of fuel resources economy account by perfection the process of operation of vehicles Is considered. The main role in decision this problem is devoted to the car driver's qualification.

Keywords: fuel and energy resources; economy; the driver-instructor; the lorry; economical driving; ecological compatibility.

Проблема экономии топливноэнергетических ресурсов в современных условиях относится к наиболее важным задачам отрасли. Множественные технические мероприятия по снижению расходов топлива постоянно разрабатываются и внедряются в автомобилестроении.

Второе направление экономии топливных ресурсов, находится в сфере совершенствования процессов эксплуатации транспортных средств. Центральное место в его решении принадлежит водителю.

Технология сокращения затрат на топливо автомобилями через повышение мастерства водителей по критерию "Экономия Топлива" заключается в целенаправленной подготовке и воспитании водительского персонала в направлении экономного расходования топлива. В автомобильных школах, на автопредприятиях, при подготовке водителей, вопросы экономного расходования топлива рассматриваются, в основном, лишь в теоретическом, рекомендательном плане.

Человек-оператор является ключевым ресурсом любой хозяйственной системы, а на автомобильном транспорте его роль отличается особой спецификой при высоком уровне ответственности. Боль-

шую роль в экономии топлива играет техника и навыки экономного вождения автомобилей.

В период административноплановой экономики на автомобильном транспорте активно действовал институт классности водителей по профессиональному уровню (первый, второй и третий класс), включавший работу опытных во-дителей-наставников со стажерами, который в настоящее время, как инструмент оценки и повышения квалификации, опыта и мотивации, практически разрушен.

Так, еще советские специалисты установили, что расход топлива на единицу транспортной работы у водителей первого класса на 10 - 14 %, а у водителей второго класса на 3 - 6 % меньше, чем у водителей третьего класса. В абсолютных показателях водитель первого класса на грузовом автомобиле средней грузоподъемности расходует на 100 км пути топлива на 2 - 3 л меньше, чем водитель второго класса, и на 4 - 5 л меньше, чем водитель третьего класса.

Эта тенденция очевидно справедлива и в настоящее время. Поэтому все большее значение приобретает разработка мероприятий по рациональному вож-

дению автомобиля. По подсчетам западных специалистов в целом квалифицированное вождение автомобиля в городских условиях может повысить степень его экономичности в среднем до 10%.

Для различных классов автомобилей предусматриваются различные мероприятия по экономному вождению автомобиля. В целом они сводятся к следующим процедурам:

- плавное начало движения,

- соблюдение соответствия ускорения автомобиля положению акселератора,

- поддержание оптимальной скорости движения с учетом дорожных и погодных условий,

- сведение к минимуму количества резких торможений, возможно меньшему манипулированию рычагами управления, педалью акселератора, выключению ближнего и дальнего света при ночных поездках при достаточном освещении и т. д.

Удельный расход топлива оказывает непосредственное влияние на базовый показатель экологичности транспортного средства - токсичность отработавших газов.

Между двумя этими показателями существует прямо пропорциональная зависимость. При увеличении расхода топлива увеличивается и количество выбросов токсичных компонентов отработавших газов.

Как видно из сказанного, топливная экономичность и экологичность напрямую зависит от квалификации водителя. Поэтому существует необходимость производить оценку квалификации води-

теля с точки зрения эксплуатационных свойств автомобиля.

Сегодня не существует метода, который позволил бы с высокой степенью достоверности посредством измерения, определить уровень профессионального мастерства водителя.

Водительское мастерство - понятие, значительно более широкое, чем техника и тактика управления автомобилем. В это понятие входят и психологические характеристики, и "чувство автомобиля", и умение прогнозировать ситуацию, и многие другие качества, обеспечивающие в итоге - способность водителя обеспечить безопасность пассажиров и других участников движения, при условии минимального расхода топлива.

Существует несколько критериев оценки квалификации водителя.

На практике применяется обязательный медицинский отбор на право управления автотранспортным средством, задачами которого является выявление и отстранение лиц, которые по состоянию здоровья непригодны к такой деятельности. Необходимо отметить, что данный отбор в России, если сравнивать его с европейским, то он не проводится по нескольким важным показателям (например, темновая адаптация водителя). Существует и образовательный отбор в виде обязательного профессионального обучения в автошколах с последующей сдачей квалификационного экзамена на право управления автотранспортным средством.

Этих двух видов профессионального отбора недостаточно для такой сложной профессии как водитель автотранспортного средства. В большинстве развитых стран применяются еще два этапа: психофизические и социальные отборы. У нас в стране такие отборы проводят только для небольшой группы водителей, работающих в органах Министерства обороны, МВД, ФСБ. Особую актуальность при проведении психофизиологического отбора водителей представляет поиск объективных, информативных методов оценки индивидуальных особенностей водителей в соответствии с профессиограммой.

Рассматривается метод оценки техники вождения по элементам, таким,

как руление, торможение, а также по сочетаниям этих приемов, которые обеспечивают безопасность в основных ситуациях движения (разгон, маневрирование, прохождение поворотов, преодоление неровностей и многие другие).

Для оценки элементов техники не требуется больших автодромов, сложных приборов и специально оборудованных автомобилей. На любом автотранспортном предприятии эту работу вполне могут выполнить один или двое работников отдела безопасности дорожного движения. За 1 час можно оценить мастерство группы из 10-12 водителей, так как любое из контрольных упражнений по продолжительности не превышает 1 минуты.

Оценка профессионального мастерства водителей может осуществляться методами индивидуального тестирования, контрольным и соревновательным.

Но все эти методы субъективны, они не отражают полностью все стороны профессиональных качеств водителя, а именно, его влияние на эксплуатационные свойства автомобиля.

За эталонные показатели принимается величины, полученные при пробном заезде водителя-инструктора с поправочными коэффициентами по скорости 0.85 .а по расходу топлива 1.3 по отношению к эталонному расходу. Так же предлагается проводить три заезда про-

тяженностью каждый по 20 километров, что экономически не выгодно.

Данный прибор рекомендован к установке на карбюраторных автомобилях.

А на сегодняшний момент практически все автомобили, задействованные на пассажирских перевозках, оборудованы либо инжекторными, либо дизельными двигателями с соответствующими системами питания. Поэтому данный прибор потерял актуальность при проверке профессиональных качеств водителя занятого на пассажирском автотранспорте.

Принятие в качестве критериев оценки квалификации водителя расходов топлива автомобилем, и тем более частоты вращения двигателя являются необоснованными и неубедительными, тем более, что их обоснования нигде и не приводится.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что существует реальная необходимость подбора таких показателей эксплуатационных свойств автомобиля, и методов их измерений, которые бы в полной мере и с большей точностью и объективностью характеризовали квалификацию водителя автотранспортного средства.

2 Оверин Юрий Владимирович, аспирант СПбГУСЭ, тел.: (812) 367-39-92, е-mail:

Профессиональная работоспособность и техника управления ТС

техника управленияводителя. Модели поведения водителя.

Профессиональная работоспособность.Личностные черты водителя.Личность водителя —это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми. Следует отметить, что человек не рождается с готовыми психическими свойствами или качествами. Они развиваются в процессе его жизни и деятельности, и они базируются на прошлый опыт. Важнейшее значение в формировании личности имеют мировоззрения и нравственные черты характера человека, которые мобилизуют его личные качества и направляют их для достижения поставленной цели. Способности также формируются в процессе жизни и деятельности человека. Способности человека к профессиональной деятельности водителя автомобиля в основном определяются следующими качествами: хорошая общая физическая форма и развитие,выносливость, ловкость и хорошая координация движений; легкость образования двигательных навыков; высокая степень развития функции органов чувств, в особенности органов зрения, слуха и мышечного чувства; скорость и точность психомоторных реакций; быстрота и точность определения скорости движения и пространственных отношений; широкое распределение, быстрая переключаемость и устойчивость внимания; хорошая зрительная память, высокая степень готовности памяти;настойчивость, решительность, смелость; склонность к технике, техническое мышление, интерес к профессиональной работе водителя; эмоциональная устойчивость, самообладание, дисциплинированность; инициативность, сообразительность. Уровни профессиональной работоспособности водителя.Работоспособность—это состояние объекта или субъекта, при котором он способен выполнять заданную функцию с параметрами, установленными требованиями технической документации.

Читайте также: