Кикстартер на русском что это такое

Обновлено: 07.07.2024

Однако есть в мире компании, движимые мечтой, а не стремлением к обогащению. Есть в мире инновационные процессы, которые направляет не экономическая целесообразность, а потребности общества. Да и среди организаций финансово успешных, известных, окруженных вниманием инвесторов, немало именно таких, созданных как раз для реализации нематериальных замыслов и устремлений своих основателей.

Наиболее известный в мире краудфандинговый сайт создан с совершенно иной миссией, задачей и целями.

Мечта о сервисе, который позволит креативным людям рассказать миру о своей задумке и собрать деньги на ее реализацию, появилась в 2002 году у музыканта-любителя по имени Перри Чен. Он хотел выступить с концертом в Новом Орлеане и понял, что специальный сервис очень бы помог ему получить аванс от зрителей, необходимый для оплаты зала и подготовки выступления. Но Перри был бедным музыкантом и не имел ни малейшей возможности реализовать задуманное. Мечта не давала ему покоя, и в 2005 году, работая официантом в бруклинском ресторане Diner, он подружился с одним из завсегдатаев по имени Янси Стриклер. Янси был на тот момент довольно известным в Нью-Йорке интернет-журналистом, и Перри решил, что именно с таким партнером он сможет реализовать задуманное, ибо был изначально уверен, что такой сервис может стать успешным и массовым только при запуске в интернете.

· Успешный проект всегда отвечает на больной для своего создателя вопрос, это и мотивирует на создание хорошего продукта.

Kickstarter — одна из первых онлайн-платформ для краудфандинга. Она была основана в 2009 году, но пик популярности площадки пришёлся на начало 2010-х годов. Многим тогда казалось, что благодаря Kickstarter у создателей контента отпадёт необходимость в издателях и партнёрских программах.

Особенно эта идея нравилась инди-студиям: на Kickstarter за разработку игры платят именно те, кого она интересует. Больше не нужно искать инвесторов, закладывать дома и машины и бояться провала. Можно сосредоточиться на творчестве и делать ту игру, которую хочешь.

Но спустя почти десять лет революции не произошло. Благодаря Kickstarter состоялись релизы многих популярных игр, но в целом инди-разработчикам до сих пор приходится искать инвесторов или заключать контракты с издателями.

В 2017 году на платформе успешно завершились более двух тысяч кампаний по финансированию настольных игр и только 347 — по финансированию видеоигр.

При этом нельзя сказать, что у видеоигр на площадке всё плохо. Доля успешных кампаний растёт: в 2015 году она составляла 16,8% от общего числа, а в 2017 — уже больше 20%.

Общее количество средств, собранных инди-разработчиками, тоже постепенно увеличивается, хотя оно очень мало по сравнению с 2013 годом: 16 миллионов долларов против 48 миллионов.

В целом, около 80% попыток краудфандинга видеоигр на Kickstarter проваливается. Это происходит по разным причинам, но одна из самых распространённых — отсутствие заранее подготовленной маркетинговой кампании. Как считает автор симулятора палача The Executioner Фуад Кулиев, отчасти из-за этого его игре не удалось собрать достаточно денег.

У нас не было специалиста по продвижению, и маркетингом занимался я. А я очень плох в этом. В результате у нас не было публикаций в СМИ к старту кампании, и мы не смогли достучаться до западных изданий вовремя.

Плюс, за пару месяцев до запуска проекта сменился художник, мы начали переделывать арты и к старту кампании успели подготовить очень мало визуальных материалов. Из-за этого страница проекта выглядела очень бледно, а люди любят глазами.

Когда готовились к запуску проекта, мы детально изучали успешные примеры, переделали всё оформление страницы раза три. Очень много внимания уделили наградам для бэкеров. Смотрели, к кому из СМИ можно обратиться за поддержкой.

Про то, что кампания на Kickstarter стоит больших денег, говорит и Юлиан Стшода (Julian Strzoda), менеджер по развитию бизнеса в King Art Games. У студии на счету три успешных краундфандинговых кампании подряд, последняя из которых — по сбору средств на стратегию Iron Harvest — завершилась 16 апреля. Разработчикам удалось привлечь полтора миллиона долларов, но перед этим пришлось потратиться на запуск проекта.

Стшода добавляет, что перед началом кампании необходимо собрать вокруг игры сообщество. King Art Games начали формировать комьюнити Iron Harvest ещё в 2016 году — за два года до запуска проекта на Kickstarter.

Когда разработчики убедились, что к игре есть интерес, они начали работу над ней, и к моменту запуска кампании у них уже был готов альфа-билд и много визуальных материалов, в том числе геймплейный трейлер.

Наличие маркетинговой стратегии, качественного видеоролика и играбельного билда значительно повышает шансы на успех. Однако бывают случаи, когда для удачной кампании хватает всего нескольких артов, скриншотов и описания идеи. Так было с This Is the Police от Weappy: в 2016 году студия вышла на Kickstarter и собрала 35 тысяч долларов — на десять тысяч больше, чем просила. Руководитель Weappy Илья Янович до сих пор не понимает, как это произошло.

Я понятия не имею, почему This Is the Police собрала нужную сумму, особенно с учётом того, что мы пришли туда с пачкой картинок, слабо напоминавших видеоигру, и несколькими абзацами текста. В то время, как некоторые проекты с геймплейными трейлерами и демоверсиями от куда более опытных команд, запустившиеся более-менее одновременно с нами, потерпели неудачу.

Как считает Янович, в последнее время известность разработчиков, работающих над игрой, и даже степень её готовности не играют большой роли в том, будет ли краудфандинговая кампания успешной.

Как показывает практика, проекты на Kickstarter, в которых не задействованы известные разработчики уровня Криса Авеллона или Тима Шейфера, или которые не поддерживаются мощной маркетинговой кампанией, имеют слабые шансы на успех. Однако есть несколько способов их повысить.

Очень важно приготовить играбельный билд к началу кампании . Как считает аналитик Томас Бидо (Thomas Bidaux), если в 2012-м студии обращались к краудфандингу, когда игра могла быть ещё на стадии препродакшена, то к 2018 году проекты запускают, когда уже готова альфа или хотя бы пре-альфа игры.

А это значит, что большинство игроков вряд ли заинтересует кампания, у которой нет геймплейного трейлера и демоверсии.

Также задолго до запуска проекта нужно начать формировать сообщество заинтересованных в игре людей . Самый простой способ — публиковать посты о ходе разработки и общаться с пользователями на тематических ресурсах: на Reddit, форумах, в социальных сетях, — там, где обитает ваша целевая аудитория.

Ещё один хороший совет — красиво оформить страницу кампании . Качественные изображения, передающие стиль и настроение игры, цепляют глаз и увеличивают вероятность, что о вашей игре хотя бы прочитают.

Это недалеко от истины: почти все опрошенные нами разработчики выразили мысль, что кампания на Kickstarter может быть полезна не только как способ напрямую профинансировать игру. Даже если проект провалится, данные о сборах можно использовать в переговорах с издателями , чтобы доказать наличие интереса к идее.

Некоторые разработчики запускают кампании только для того, чтобы создать инфоповод и получить огласку . Так, например, сделал Габриэль Кёниг (Gabriel Koenig), автор игры Jettomero: Hero of the Universe. В сентябре 2017 года он создал страницу проекта на Kickstarter, чтобы привлечь новую аудиторию и собрать деньги на перевод игры на другие языки. Считается, что запуск краудфандинговой кампании увеличивает аудиторию примерно на треть.

Самое главное, что нужно помнить: выход на Kickstarter — это всегда лотерея. Даже если у вас есть альфа-билд, продуманная маркетинговая стратегия, шикарный трейлер и большое активное сообщество, проект может провалиться.

Поэтому всегда нужно иметь запасной план . Например, заранее договориться с каким-нибудь издателем — хотя бы о том, что он присмотрится к игре и данным о сборах, если что-то пойдёт не так. Или отложить часть бюджета, чтобы в случае провала разработать упрощённую версию игры или небольшой промежуточный проект.

Ещё вариант — быть готовым запустить более скромную краудфандинговую кампанию на другой площадке или даже на своём сайте, чтобы собрать хотя бы часть денег (на Kickstarter, если цель кампании не достигнута, автор проекта не получает ничего).

Двигатель внутреннего сгорания любого типа не создаёт вращающего момента в неподвижном состоянии. Прежде чем он начнёт работать, его нужно раскрутить с помощью внешнего источника энергии. Практически используются следующие варианты:

Мускульная сила человека

Существуют также ручные инерционные стартеры, при которых ручкой (через повышающий редуктор) раскручивается небольшой маховик, а когда он запасет необходимое количество кинетической энергии, этот маховик через редуктор (понижающий) соединяется с коленвалом пускаемого двигателя. Такой способ позволяет повысить пусковую мощность и не создавать черезмерных усилий на пусковой рукоятке. В СССР такие стартеры устанавливались на часть тракторов Т-16, Т-25 и небольшие судовые дизели.

Долгое время ручной способ был основным для запуска поршневых двигателей самолётов — всем знакомы кадры хроники, когда коленвал авиадвигателя раскручивают, дёргая рукой пропеллер. Данный способ перестал применяться с ростом мощности моторов, поскольку мускульной силы уже просто не хватало, чтобы провернуть вал тяжёлого и мощного двигателя, зачастую ещё и снабжённого редуктором.

Электростартёр

Наиболее удобный способ. При запуске двигатель раскручивается коллекторным электродвигателем постоянного тока, питающимся от аккумуляторной батареи (после запуска аккумулятор подзаряжается от генератора, приводимого в движение основным двигателем). Но у него есть один существенный недостаток: чтобы провернуть коленчатый вал холодного двигателя, особенно зимой, ему необходим большой пусковой ток, который выдаётся аккумулятором, стремительно теряющим максимальный ток и ёмкость с понижением температуры. Иногда, вместе с использованием слишком вязкого масла, это делает запуск на морозе невозможным.

Электродвигатели автомобильных стартёров имеют особую конструкцию с четырьмя щётками, которая позволяет уменьшить сопротивление ротора, увеличить ток ротора и мощность электродвигателя.

Вспомогательный ДВС

Сжатый воздух

Используется для запуска больших дизелей на тепловозах, судах и бронетехнике. Ранее такой способ был основным для запуска поршневых двигателей в авиации. В цилиндрах, кроме обычных впускных и выпускных клапанов, устраиваются дополнительные пусковые клапаны. При запуске они открываются в таком порядке, чтобы входящий через них в цилиндры воздух толкал поршни и раскручивал двигатель. Ёмкости со сжатым воздухом пополняются от компрессора, приводимого главным двигателем при его работе.

Direct Start (Непосредственный запуск)

Немецкая фирма BOSCH опубликовала результаты экспериментов по исследованию возможности прямого (без внешнего прокручивания) запуска бензинового двигателя с непосредственным впрыском топлива. Суть заключается в следующем: в неработающем двигателе с 4-мя и более цилиндрами в одном из цилиндров поршень стоит в положении соотвествующем рабочему ходу. Зная положение коленчатого вала, можно расчитать объем воздуха в этом цилиндре, впрыснуть туда необходимую дозу топлива и поджечь его искрой. Поршень начнет двигаться, вращая коленчатый вал. Далее процесс развивается лавинообразно и двигатель запускается. Эксперимент признан удачным, но, как заявляет руководство фирмы BOSCH, до применения Direct Start на серийных автомобилях еще далеко.

Экзотические способы

В принципе, можно запускать мотор, раскручивая его электродвигателем, питающимся от внешней электросети. Мощность и время работы такого сетевого стартёра почти не ограничены, однако подключиться к электросети можно далеко не везде.

Для запуска двигателя после кратковременного выключения предлагался маховик-накопитель: раскручиваемый двигателем при движении, он затем позволяет запустить двигатель, не нагружая аккумулятор.

Двигатель танка или другой самоходной установки можно запустить выстрелом. Для этого включается зажигание и соответствующая передача, башня танка поворачивается в сторону, противоположную предполагаемому направлению движения. Производится выстрел. Отдача заставляет танк начать движение, а следовательно — производится запуск двигателя.

Зажигание при запуске

— С некоторыми оговорками я считаю кампанию на этой платформе обязательным этапом практически любого hardware-стартапа. Потому что это возможность:

  • Верифицировать идеи на другом рынке
  • Получить предзаказы (сбор метрик)
  • Сделать PR проекту
  • Собрать деньги

Именно в такой последовательности. Любые предзаказы — это уже цифры, с которыми можно планировать экономику проекта и общаться с инвесторами.

Тимофей Липский
CEO RocketBody

Всю кампанию я бы разделил на 6 этапов: выбор цели кампании, выбор подрядчика, подготовка к старту, первые дни и работа с аудиторией во время кампании. Цели может быть всего 2: привлечение денег и маркетинг. Каждая требует разного подхода. Нам нужен был маркетинг и предзаказы от спортсменов (для сбора релевантных данных), поэтому далее я буду рассказывать о подготовке с учетом этой цели.

Фото команды — сделано после того как в проекте появилось много негативных комментариев о том, что в проекте нет фотографий команды

Выбор подрядчика

Нужен кто-то, кто будет помогать вам в подготовке и ведении кампании. Мы воспользовались практически всеми видами сотрудничества:

2. Процент от платной рекламы по реферальным ссылкам. Агентства собирали трафик покупателей и брали за это процент. Есть 2 варианта: вы платите за трафик самостоятельно и 15% от суммы сбора по реферальной ссылке за работу агентства или покупку трафика целиком берет на себя агентство, и вы отдаете 35% от сборов по их реферальной ссылке. Мое мнение — если вам нужно продвижение и есть средства, то стоит попробовать.

5. Платформы, организующие публикацию в СМИ за % от продаж с этой публикации. Процент вы выбираете сами, и чем он больше, тем охотнее про вас пишут. Это подходит только когда вы уверены, что самостоятельно уже прошуршали всевозможные издания.

Мой вывод: первый вариант хорош, так как вы в первую очередь получаете ментора, который помогает избежать многих подводных камней. Нам позволил бюджет и стратегия поработать с компанией за 35% от трафика, это безусловно дорогой источник, но нам было важно посмотреть, на настройку других компаний. Варианты с супербэкерами, организацией кампании под ключ и платформами для СМИ для нас были малоэффективны.

Подготовка к старту

Желательно начинать за 3−4 месяца, работа будет в нескольких направлениях:

1. Организация сборов, юридическая часть. KS ужесточил политику выхода на сбор средств, главная цель ограничений — отсечь мошенников. Кроме резидентства в определенной стране, нужно соблюсти еще ряд условий.

Рассмотрев все варианты, мы открыли юрлицо в США — это можно сделать без личного присутствия (например, сервис Stripe помогает открыть компанию тем, кто выходит на Kickstarter, но помогает далеко не всем — особенно редко компаниям из СНГ). Нам повезло.

2. Покупка трафика. За несколько месяцев нужно собирать лояльную аудиторию. Это необходимо, чтобы в первые дни вы сделали максимум всех сборов — что привлечет органический трафик платформы и внимание журналистов, и тем самым даст еще +20−30% сборов. Это тривиальная закупка рекламы в Facebook и Instagram, бесконечное создание креативов и аналитики. Также часть трафика оседает в ваших группах в соцсетях. Для покупки трафика мы обратились к белорусской компании, которая сработала лучше, чем профильный консультант.

5. Работа с прессой. У нас было порядка 200 контактов журналистов — конверсия получилась 10%. Не пишите журналистам сухие обращения — они люди, которым пишут ежедневно сотни таких, как вы. Немного юмора помогут вам достучаться до нужного человека.

Нажмите, чтобы увеличить:

Скриншот письма Тимофея Липскому журналисту. Предоставлен автором

Скриншот письма Тимофея Липского журналисту. Предоставлен автором

3 дня кампании

Пример рекламного поста во время кампании. Скриншот предоставлен автором Пример рекламного поста во время кампании. Скриншот предоставлен автором

Потом остается ждать и контролировать ТОП вашей категории на платформе. Кстати, после нескольких дней в топе мы еще получали покупки, но уже поменяли категорию на KS с wearable на product design, чтобы дольше оставаться в ТОПе. Так же мы баловались с часовыми поясами, в зависимости от времени суток проект был из NY, а позднее из CA.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Также одна из историй была связана с отсутствием команды на странице — мы это сделали специально, чтобы не раздражать американцев белорусскими именами. Отсутствие описания команды вызвало такой шквал негатива, что за следующие сутки мы и сфоткались, и написали полную историю команды, и залили мое мотивационное видео годичной давности (см.ниже). Это сработало.

Кроме прочего, важно не останавливать платную рекламу в социальных сетях, активно писать СМИ, подогревать лояльную аудитории в соцсетях каким-либо челленджем. По итогу это позволит минимум в 2 раза увеличить итог первых дней.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Выводы

1. У вас обязательно должен быть бюджет — как минимум столько, сколько вы планируете собрать за 3 дня.

2. Лучше заранее создать сообщество амбассадоров вашего продукта. Это увеличит приток людей в первые дни и сгенерирует дополнительный, бесплатный трафик.

3. Максимально упростите продукт, если это не противоречит вашей стратегии.

4. Не врите и не пренебрегайте общением с аудиторией.

5. Работайте с прессой сами. Часто будут задаваться конкретные вопросы про продукт, а лучше вас никто об этом не расскажет. Также не стоит бояться быть навязчивым.

6. Лучше наймите native speakers для проверки всего вашего контента.

7. Не ставьте большую цель — бэкерам она не важна, а для PR критически важно собрать ее в первый день-два.

Читайте также: