Когда лопнет тесла пузырь

Обновлено: 05.07.2024

Последние недели интерес к компании Тесла вырос в астрономических масштабах. Удивляться тут нечему: осенью 2019 года одна акция компании стоила 250$, а 4 февраля 2020 года достигла отметки 968.99$. За это же время капитализация корпорации с 44 млрд $ взлетела к 172 млрд $. Подобные скачки более характерны для финансовых пузырей. Стоит ли бежать покупать акции автогиганта или нужно держаться от Тесла подальше?

Финансовый пузырь – что это?

Для начала разберёмся, что такое финансовый пузырь и чем он опасен. Финансовый пузырь образуется, когда среди трейдеров возникает ажиотаж на какой-либо торговый актив, в результате чего цена на него взлетает и начинает превосходить истинную стоимость актива.

Распознать пузырь на ранних стадиях невозможно, так как он часто напоминает сильный восходящий тренд. Обычно начинают говорить о пузыре только тогда, когда он схлопнулся. Пузырь – это негативный фактор как для инвесторов, так и для экономики в целом. Когда пузырь схлопывается, цена с огромной скоростью летит вниз, причём обвал рынка может носить лавинообразный характер и потянуть за собой целые отрасли экономики.

Последний финансовый пузырь можно было наблюдать несколько лет назад, и связан он с биткойном и другими криптовалютами. Тогда из-за активной рекламы огромное количество инвесторов вложили свои деньги в Bitcoin, цену которого было невозможно определить при помощи привычных экономических показателей. К концу 2017 года цена на Bitcoin поднялась к 20 000 долларов за одну монету, а потом пузырь лопнул, и почти все неподготовленные инвесторы оказались в убытке.

Почему акции Тесла взлетели?

Рост акций Тесла начался в октябре 2019 года, когда эмитент отчитался по прибыли за III квартал, который по предсказаниям аналитиков должен был в очередной раз стать убыточным.

В целом медвежьи настроения постоянно окружали акции компании, которая никогда в своей истории не показывала годовой прибыли. Последние годы убытки автопроизводителя варьировались от 2 млрд $ до 860 млн $.

Прошлый 2019 год начался для Tesla как обычно: в первом и во втором кварталах отчёты показали убыток. Затем как гром среди ясного неба вышел отчёт за III квартал, который придал большой импульс акциям корпорации. За третьим успешным кварталом последовал и четвёртый, после чего рост акций Тесла напомнил взлёт ракеты.

Продавцы всегда любили компанию Тесла, предпочитая продавать её акции сразу же после выхода квартальных отчётов. К очередному росту в феврале никто не был готов, и, скорее всего, многие из сделок на продажу были принудительно закрыты по маржин-коллу, что способствовало дальнейшему ралли акций.

От банкротства до миллиардов один шаг

Итак, в феврале 2020 года американский автопроизводитель установил новый максимум торгового оборота за один день –50 млрд $. Только представьте, всего лишь за несколько часов Илон Маск заработал больше, чем весь фондовый рынок РФ за несколько месяцев.

Тесла в моменте стала своего рода лидером, опередив в этом Apple, Facebook, Амазон.

В общем с начала 2020 года ценные бумаги Тесла подорожали более чем на 80%, а за последние три месяца – на 125%.

Что способствовало росту акций

Новые мощности

Илон Маск в прошлом году увеличил свои производственные мощности, открыв завод в Китае. Вдобавок Тесла начала строительство завода в Германии. Эти два предприятия должны увеличить объёмы производства и покрыть ожидаемый спрос.

Рост поставок электромобилей

Последние годы рынок электромобилей переживает новый всплеск популярности, и растёт с удвоенной, а то и утроенной скоростью. Технологии развиваются, увеличивается дальность поездки на одной зарядке, развивается инфраструктура, такие технологии получают субсидии со стороны правительств – всё это делает рынок электромобилей перспективным направлением для инвестиций.

Растущая популярность хорошо видна в последних отчётах компании. Так, в IV квартале 2019 года поставки электрокаров выросли более чем на 20%. Т. е. Илон Маск в прошлом квартале продал 112 тысяч, а за год установил новый личный рекорд, продав 367 тысяч машин. Таким образом, Тесла справилась с поставленной перед ней задачей отгрузить 360 – 400 тысяч авто. В новом году эмитент планирует поднять планку и продать как минимум 500 тысяч машин.

Один новый друг лучше старых двух

В начале февраля 2020 года компания Panasonic заявила, что её партнерство с Тесла по производству аккумуляторов в IV квартале 2019 впервые начало приносить прибыль. Точные цифры компания не раскрыла.

А ещё в прошлом году у Илона Маска успешно прошли переговоры с китайским производителем аккумуляторов для электромобилей CATL, который подписал соглашение с американской автокомпанией о поставках для фабрики в Шанхае.

Всё ли так безоблачно?

Очевидно, что инвесторы не видят в Tesla автопроизводителя, а воспринимают её как быстрорастущую технологическую компанию.

Чему тут удивляться? Ведь помимо электромобилей Илон Маск занимается космическими программами, спутниковым интернетом и солнечными батареями. Тесла – широко распиаренная компания, и неудивительно, что многие ждут от Илона Маска чуда.

Правда, завышенные ожидания – это не самая главная проблема автопроизводителя. Так, у корпорации долгосрочных долговых обязательств примерно на 9.4 млрд $. Стремительный рост акций компании, конечно, может облегчить долговую нагрузку, но только при условии продолжения восходящей тенденции.

Следующая проблема Tesla – конкуренция. Автомобили с гибридным двигателем появились давно, но именно Tesla стала первой компанией, которая поставила на широкий поток производство электрокаров. Илон Маск протоптал хорошую дорожку, по которой пошли и другие автопроизводители. Думаем, что в ближайшие два года конкуренция на этом рынке усилится. А ещё рост сопротивления традиционного автопрома, у которого большие финансовые ресурсы и развитая дилерская сеть.

Что говорят аналитики

Сразу после выхода последнего отчёта все аналитики бросились пересматривать целевую цену акций этой американской корпорации. Например, эксперты Argus Research повысили свой годовой прогноз с 555$ до 807$ за одну бумагу.

Инвестиционная компания Ark Invest прогнозирует рост акций Тесла к 4000$, а то и к 7000$ за штуку.

Правда, часть аналитиков с Уолл-стрит сомневается в том, что успех Tesla будет долгим, опасаясь, что за стремительным ростом последует столь же стремительное падение.

Тяжела ты, шапка Мономаха

Чтобы остаться впереди планеты всей Илону Маску нужно сохранить долю рынка при растущем давлении среди конкурентов, при этом спрос на электромобили должен постоянно расти.

На данный момент электромобили показали хорошую динамику только там, где государство оказывало им значительную поддержку. А стран, готовых к таким мерам, не так уж и много, так что проблемы дальнейшего расширения рынка могут скоро встать в полный рост.

Наш вывод: Тесла находится в стадии пузыря. Думаем, что в ближайшее время акции компании могут продолжить рост и установить исторические максимумы ещё несколько раз.

Однако все участники рынка сейчас ставят на увеличение спекулятивной активности в акциях, а не на фундаментальное расширение бизнеса американского автопроизводителя. Как только Илон Маск встретит серьёзное препятствие на своём пути, розовые очки с инвесторов спадут, что может привести к коррекционному падению акций до 400$ за штуку или ниже.

Акции компании Tesla продолжают расти. Только за прошедшую торговую неделю их цена взлетела на более чем 24%. Если тенденция продолжится, то в скором времени Tesla будет дороже всех автомобильных компаний мира вместе взятых.

Акций компании Tesla продолжают демонстрировать непрерывный рост.

Илон Маск недавно стал одним из богатейших людей планеты, а акции компании Tesla за последний год взлетели в цене с $250 до $1878 за штуку. При этом капитализация компании Tesla Inc, то есть общая стоимость компании, на 19 августа 2020 года составляла $350 млрд.

При этом в 2019 году выручка у General Motors составила $137 млрд с прибылью $6,7 млрд. У Volkswagen выручка в 2019 году составила €252 млрд с прибылью €13,8 млрд, а Toyota в прошлом году имела выручку 30,2 трлн японских йен (около $280 млрд), при прибыли 2 трлн йен ($18,5 млрд).

Финансовые показатели самой дорогой автомобильной компании мира — Tesla Inc. в сравнении с вышеупомянутыми автомобильными гигантами весьма скромны. Выручка в 2019 году составила скромные $24 млрд, а прибыли до второго квартала прошлого года и вовсе не было, по общим итогам 2019 года компания Tesla получила убыток в размере $862 млн.

Обгоняя металлургов и нефтяников

Где-то 100-150 лет назад самыми богатыми людьми на планете были собственники металлургических, угольных и железнодорожных компаний. Например, всем известный Стэнфордский университет основал железнодорожный магнат Леланд Стэнфорд из личных средств, без ущерба для семейного бизнеса, в память о сыне.

Позже, уже в начале 20 века, самыми богатыми людьми были машиностроители, такие как Генри Форд. Позже, в послевоенное время, к 1960 году богатейшими людьми на планете Земля были нефтяной магнат Жан Пол Гетти и Говард Хьюз, о котором снят фильм и который занимался авиацией. Далее был Бил Гейтс с Microsoft и так далее.

Заглянуть в будущее

И с этими вводными инвесторы пытаются заглянуть в будущее через 15-20 лет, и в нем они видят тотальный переход мира на электромобили. Где мировой рынок автопрома равный производству 100 млн автомобилей в год на несколько триллионов долларов, в большей части будет состоять из электромобилей, а Tesla, будучи лидером этой отрасли, займет очень существенную долю рынка, например, как Toyota или Volkswagen сейчас. И там, в обозримом будущем, когда мир будет производить 100 млн электромобилей, Tesla будут иметь, например 10% рынка производя 10 млн электромобилей в год. И рынок не видит сегодняшних цифр по финансовой деятельности компаний. Рынок представляет будущие цифры.

Что же касается старых автомобильных гигантов, то они сегодня все стоят дешево, потому что рынок считает, что их активы производящие автомобили на двигателе внутреннего сгорания через 20 лет превратятся в никому не нужный металлолом. И образно говоря, какой-нибудь огромный завод General Motors, чья балансовая стоимость равна, допустим $5 млрд, рынком оценивается всего на $1 млрд. Потому что работает следующая логика: этот завод для акционеров через 20 лет будет стоить как металлолом, и для инвесторов важно только то, сколько за предстоящие годы он принесет им дивидендов.

Расчеты на миллиарды

И в чем-то инвесторы ведь правы. Ведь действительно в разрезе 20-30 лет, ныне существующие активы по производству продукции, которая в будущем будет не нужна, можно оценивать по остаточной стоимости, а не реальной. А это цена металлолома плюс дивиденды за будущий период до остановки производства.

Поэтому у компаний по производству автомобилей на ДВС, такой показатель как отношение прибыли к капитализации (P/E) на сегодня редко превышает 10 единиц, в то время как в среднем на американском рынке акций, входящих в индекс S&P500, этот показатель составляет 25-30 единиц. И если компанию Toyota оценивали бы с P/E равным 25 единиц, а не по 8,3 единицы как сейчас, то она бы сейчас стоила $560 млрд, а не $188 млрд.

И перенося эти цифры по компании Toyota с альтернативной стоимостью $560 млрд с долей мирового рынка автопрома равного 10% на компанию Tesla. Можно сказать, что нынешняя капитализация компании Tesla, равная $347 млрд, говорит о том, что инвесторы считают, что в будущем доля компании Tesla на мировом рынка автомобилей, а точнее сказать электромобилей, составит минимум 6-7%.

А с такой позиции, стоимость акций Tesla уже не выглядит как пузырь. Ведь компания первопроходец, в производстве электромобилей, обгоняющая по технологиям все остальные компании на пару лет, имеет все шансы для того, чтобы занять существенную долю в будущем огромном рынке производства электромобилей в мире.

На тропе экспансии

Сможет или не сможет? Вот главный вопрос, который интересовал инвесторов в акции компании. И за последний год ответ на него инвесторы вероятно уже получили. Ведь до середины 2019 года у компании Tesla не было прибыли, но начиная со второго квартала прошлого года, компания начала стабильно получать чистую прибыль, а это был большой шаг вперед для компании, поскольку расчистил ей будущие перспективы.

Компания Tesla повзрослела и прошла период становления, она стала прибыльной и теперь готова завоевать мир, и взять в будущем 6-7% мирового рынка автопрома, а возможно и больше. И поэтому инвесторы и покупают акции компании Tesla, и поэтому акции компании за последний год и выросли почти в 8 раз. Ведь важно будущее, а не прошлое.

Надутый пузырь акций Tesla: это ли компания будущего?

§ Однако один специалист предполагает, что акции Tesla, действительно, находятся в пузыре и что в какой-то момент он обязательно лопнет.

Акции Tesla в пузыре?

В своем обзоре для MarketWatch Марк Халберт сказал, что акции Tesla надуваются, как пузырь, и тем, кто покупает сейчас, следует готовиться к краху. Он отметил, что он сделал такой же прогноз в начале февраля, и за шесть недель после этого прогноза акции упали на 60% — вместе с остальной частью рынка.

Конечно, его февральский прогноз не включал в себя информацию о надвигающейся эпидемии коронавируса, которая привела к падению цен практически всех акций, но в конечном итоге это сбылось. Он не ожидает, что его последний прогноз о том, что акции Tesla лопнут, как пузырь, свершится так же быстро, как и его февральский, но он действительно ожидает, что это произойдет в какой-то момент.

Прогноз Халберта о том, что акции Tesla лопнут, как мыльный пузырь, основан на огромной величине роста цен в последние месяцы. Он также базируется на модели, построенной тремя исследователями из Гарварда, которая указывает на то, что вероятность краха увеличивается вместе с недавним ростом цены акции. По сути, чем стремительнее повышаются цены на акции, тем сильнее они падают.

Шансы на крах


В модели используется двухлетняя доходность, скорректированная на рынке. Это предполагает, что увеличение стоимости акций на 50% по сравнению с предыдущими двумя годами ставит вероятность по крайней мере 40% снижения в следующие два года на 20%. Если цена акций увеличивается на 75%, вероятность краха возрастает до 36%.

Если акция вырастет на 100%, вероятность краха возрастет до 53%, в то время как рост цены акции на 125% приведет к 76% шансу краха. Повышение цены акций на 150% увеличивает вероятность краха на уровне 80%.

Во время февральского прогноза аналитика вероятность обвала акций Tesla приближалась к 80%. Халберт сказал, что шансы на крах сейчас даже выше, чем тогда. Двухлетняя доходность производителя электромобилей на 324 процентных пункта выше, чем у индекса S&P 500.

Халберт отмечает одну ключевую слабость в использовании модели исследователей для одной акции. Она основана на отраслях, а не на отдельных акциях, поэтому он также посмотрел на другое исследование, в котором изучались риски краха отдельных акций.

Неопубликованное исследование было проведено профессорами Колумбийской школы бизнеса, Кильского университета Германии и Амстердамского университета. Они изучали акции, которые имеют меньшее давление со стороны продавцов, что обычно сдерживает цены. Эти акции не ограничены, данный факт означает, что они иногда могут стремительно расти независимо от фундаментальных показателей, как и акции Tesla.

Исследователи обнаружили, что после огромного роста неограниченных акций они в среднем отставали от рынка на 53% в течение пяти лет после их роста. Это можно было бы назвать крахом. Они сосредоточились на акциях с очень небольшим количеством продавцов в короткие позиции, что не относится к Tesla, хотя есть признаки того, что некоторые продавцы в короткие позиции, возможно, испугались бы. В июле 2019 года открытый краткосрочных интерес составлял более 40 миллионов акций, но сейчас он составляет около 15 миллионов.

Что аналитики говорят о пузыре акций Tesla?

Аналитик JMP Securities Джо Оша стал новым лидером на Уолл-стрит, когда дело касается акций Tesla (TSLA). Он повысил свою целевую цену до 1500 долларов, это означает следующее: он ожидает, что в этом году она вырастет как минимум на 24%. Экономист повысил свою целевую цену после того, как автопроизводитель сообщил, что во втором квартале поставил 90 650 автомобилей по сравнению с прогнозируемым объемом около 83 000 автомобилей.

Оша сказал, что если Tesla поставит 90 000 автомобилей в течение чрезвычайно трудного квартала, то он будет считать, что к концу года компания сможет поставлять от 130 000 до 140 000 автомобилей в квартал. Это позволило бы Tesla выпустить 757000 автомобилей в следующем году. Он также ожидает, что в 2025 году выручка Tesla достигнет 100 миллиардов долларов и в том же году поставит 2,5 миллиона автомобилей с маржой EBITDA 20%.


Аналитик Morgan Stanley Адам Джонас повысил свою целевую цену на акции Tesla до 740 долларов, хотя он также поднял свои бычьи доводы до 2070 долларов. Данные FactSet показывают, что средняя целевая цена на акции Tesla составляет 778 долларов, а у некоторых аналитиков есть параметры выше 1000 долларов.

Аналитик Wedbush Дэниел Айвз установил свою целевую цену на уровне 2000 долларов и базовую цену на уровне 1250 долларов.

Таким образом, аналитики считают, что Tesla на данном этапе — это надутый пузырь и что акции компании рано или поздно отвалятся. Но надо брать в расчет тот факт, что пандемия сильно навредила бизнесу, так что окончательные выводы можно сделать после 2021 года.

Ведущий российский эксперт рассказал, когда лопнет пузырь Tesla

Пузырь доткомов — экономический пузырь, существовавший в период приблизительно с 1995 по 2001 годы. Кульминация произошла 10 марта 2000-го, когда индекс NASDAQ достиг 5132,52 пункта (дневной пик) в течение торгов и упал более чем в полтора раза при закрытии.

Захаров считает, что обвалы могут возникнуть в секторах экономики, которые слишком быстро росли в эти годы, в основном это связано с IT и Интернетом. При этом в области медицины у производителей может наблюдаться большая прибыль, связанная с кризисом пандемии коронавируса.

Ранее ФАН рассказывал, что глава корпорации SpaceX, предприниматель Илон Маск, потерял за сутки более 15 млрд долларов из-за падения акций компании и Tesla.

Читайте также: