Когда можно задать вопрос водителю автобуса

Обновлено: 02.07.2024

Опытные дальнобойщики знают, как определённые условия и нюансы в работе влияют на конечный результат, выраженный в зарплате. Поэтому при трудоустройстве важно не только презентовать себя и внимательно слушать, но и спрашивать. Рассказываем, какие вопросы стоит задавать при общении с работодателем, чтобы не ошибиться с компанией и не трудиться бесплатно.

Какие вопросы важно задать работодателю

При устройстве на новое место бывалые дальнобойщики советуют сразу спрашивать не о зарплате, а интересоваться следующими моментами:

1. Кто будет ремонтировать авто и проводить ТО.

Раньше считалось, что хороший водитель умеет устранять практически любые неполадки. Но сейчас такого нет, и основное требование к дальнобойщику — это безопасная доставка грузов в срок. Поэтому, если, например, говорят, что водитель сам делает мелкий ремонт, то лучше уточнить какой именно.

Также нужно узнать про порядок оплаты, выделяемое время и про ответственность за внеплановые поломки.

2. Норма расхода топлива.

Здесь важна контрольная цифра на 100 км. Компании часто хитрят, и придумывают нормы, не учитывающие загрузку и дорожные условия, а перерасход обещают вычитать из зарплаты. Но таким образом можно потерять почти все деньги.

3. Режим труда и отдыха.

Особенно, что касается оплаты. Также нужно поинтересоваться, привязана ли машина на скорость, и на какую. От значения будет зависеть ежедневное время работы.

4. За чей счёт стоянки, дороги и питание.

Если ответы на предыдущие вопросы устроили и условия подходят, то пора спросить про деньги и варианты оплаты. Хорошо, когда фиксированный оклад перечисляют не раз в месяц, а по частям. Также могут называть ставку за рейс, и тогда лучше, чтобы деньги приходили по факту выполнения работы. При этом суточные должны платиться постоянно.

Напоследок

Для принятия окончательного решения важно уточнить, на какой машине придётся работать. Как говорят водители, езда на грузовике должна приносить удовольствие, а не превращаться в адский труд. Но дело даже не в эмоциях. От состояния авто будут зависеть условия труда, а машины, оснащённые современными электронными системами, делают их более комфортными.

Также стоит посмотреть ремзону и оценить автопарк. Желательно пообщаться с водителями, работающими на предприятии, или, как минимум, понаблюдать за поведением.

Надеемся, наши советы помогут найти работу, которая будет приносить удовольствие и хорошие деньги. Если у вас есть, что добавить, делитесь в комментариях. И подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить советы других водителей.

Городской житель каждый день пользуется услугами общественного транспорта и нередко сталкивается с хамским поведением не только отдельных пассажиров, но и самого водителя автобуса. В статье мы обсудим, куда подать жалобу на противозаконное или просто аморальное поведение сотрудника транспортной службы, и разберемся, что делать, если бумагу не приняли.

Основания для жалоб на пассажирские перевозки в автобусе/маршрутке

Существует несколько оснований, по которым можно (и нужно) писать жалобу.

Как пожаловаться?

Конечно, в любой ситуации, прежде чем прибегать к крайним мерам, лучше всего разрешить дело миром. Но если водитель попался неадекватный и невоспитанный, то писать на него жалобу обязательно, так как бездействие пассажиров может закончиться большой бедой.

Внимание! Не только водитель должен нести ответственность за беспорядок в салоне автобуса. Жаловаться можно и на кондуктора автобуса, который ничего не делает, чтобы приструнить своего коллегу. Или же на саму компанию, нанявшую к себе непрофессионалов.

Претензионная процедура

Первым делом рассмотрим порядок действий в написании жалобы на водителя автобуса.

Куда можно написать?

Ее лучше нести сразу в несколько органов – так и дело пойдет быстрее, и вероятность положительного исхода будет намного выше, если какая-либо инстанция постарается замять дело или вовсе проигнорирует.

Вот несколько организаций, которые принимают претензии от населения к перевозчикам:

    Транспортная компания, на которую работает водитель.

В инстанции можно обращаться как в письменной форме, так и устно. Сегодня возможность подать претензию не ограничивается только личным посещением, традиционным письмом или телефонным звонком – к услугам граждан официальные сайты организаций, куда тоже можно сообщить о плохом водителе.

Как подать претензию с помощью звонка в организацию: телефоны для обращений граждан

Если не получается лично подать жалобу или составить ее текст, то нет ничего зазорного, чтобы ограничиться телефонным звонком с просьбой принять меры. Телефоны транспортной компании расположены на информационном стенде или на их официальном сайте в интернете. В разговоре с оператором помимо изложения сути конфликта нужно сообщить номер маршрута, государственный знак транспортного средства и фамилию водителя.

Последнее не является обязательным, так как в компании должны следить за тем, кто сидел за рулем в конкретный день, но это серьезно ускорит дело.

Вот несколько телефонов для обратной связи с населением:

  • Контакт-центр: 8 (495) 539-54-54; 8 (495) 951-66-53, или 3210 для мобильного.
  • Горячая линия: 8 (495) 950-42-04.

Необходимые документы и доказательства

Никаких документов, чтобы подать жалобу не нужно. Могут разве что попросить предъявить паспорт, чтобы подтвердить личность заявителя. Насчет доказательств ситуация более серьезная. Их нужно начать собирать уже в салоне автотранспорта во время самого конфликта.

Видеозапись ругающегося или курящего водителя отлично послужит доказательством его вины. Запись или фото можно записать на CD-диск и приложить к жалобе, в ее тексте обязательно сделав пометку.

Также хорошим подспорьем будут и показания свидетелей. Если с претензиями к водителю обратится не только одно единственное лицо, а жалоба будет коллективной, то это практически гарантирует положительную реакцию.

Справка. Если дело дойдет до суда, то вещественные доказательства и свидетельские показания необходимы как воздух для удачного исхода дела. Без них в суд можно даже не обращаться.

Составление

Сама претензия в письменном виде не имеет конкретного образца и составляется в свободной форме. Важно соблюдать нехитрые правила оформления заявлений и избегать ошибок и помарок. Также не допускается оскорбительная лексика или угрозы. Обязательно писать на чистом листе А4, можно распечатать наборный текст на принтере, либо написать от руки обычной шариковой ручкой.

Чтобы не было ошибок, текст лучше оформить следующим образом:

Внимание! Лучше составить два экземпляра этого документа. Один потребуется отдать уполномоченному лицу в организации, а другой оставить себе с пометкой, о том, что эту бумагу просматривали представители компании автобуса.

Если дело дойдет до суда, то дубликат поможет доказать, что вы подавали жалобу, но адекватного ответа так и не дождались.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Срок рассмотрения

Судебное разбирательство

Обращение в суд является крайней мерой, когда остальные методы воздействия на транспортную компанию и ее водителя уже исчерпаны. Если потерпевший решился обращаться в суд, то ему следует действовать по пунктам:

  1. Обратиться в ближайшее отделение Мирового суда и написать исковое заявление, где подробно изложить суть конфликта с просьбой удовлетворить его требования.
  2. О сроках начала судебного разбирательства ему должны сообщить лично.
  3. Истец должен явиться в зал суда в установленную дату и принять участие в судебном заседании, где предъявить все доказательства по делу.
  4. Принимая к сведению все обстоятельства конфликта и имеющиеся доказательства слов потерпевшего, а также показания свидетелей, судья вынесет решение – положительным оно будет или отрицательным зависит от доказательной базы.
  5. В случае положительного решения суд выберет меру пресечения в отношении виновника.

На каких основаниях могут отказать и что делать в таком случае?

Жалоба не гарантирует реакцию. Право на отказ у организации тоже есть в следующих случаях:

  • Претензии потерпевшего не подкрепляются абсолютно никакими доказательствами или подтверждениями со слов свидетелей.
  • Нет оснований для реакции – водитель вел себя абсолютно корректно.
  • Текст жалобы изобилует ошибками и составлен крайне небрежно.
  • Ведомство не занимается этой проблемой и жалобу перенаправят в другой орган.

Важно! Если на претензию получили отказ, то разбираться придется только через суд. Если и тот вынес отрицательное решение, то всегда возможно подать апелляцию, подготовив соответствующее заявление.

Обязанности и правила поведения

Всегда нужно помнить, что водитель маршрутного автобуса – это специалист, который несет ответственность за жизнь и здоровье своих пассажиров. Поэтому он имеет ряд обязательств и правил поведения во время движения:

  • Проверять свое транспортное средство на предмет технических неисправностей перед каждым выездом на маршрут.
  • Проходить медицинское освидетельствование пред выходом на рейс.
  • Строго соблюдать установленный маршрут и останавливаться только на автобусных остановках.
  • Сообщать пассажирам об остановках.
  • Не допускать в автобус пассажиров, если все места для их размещения исчерпаны.
  • Продавать билеты, если нет кондуктора, и делать это только на остановках.
  • Вести транспорт, соблюдая все правила дорожного движения.

Транспортные услуги включают в себя не только общественный транспорт, но и авиаперевозки, а также железно-дорожные, транспортно-экспедиционные и другие услуги. Из наших статей вы узнаете о правилах проезда ребенка в общественном транспорте и о том, как составить договор на оказание транспортных услуг и документы на перевозку грузов, а также как жаловаться на СДЕК и иную транспортную компанию, если услуги выполнены некачественно.

Ответственность за нарушение правил

За все проступки водитель несет ответственность по законодательству РФ:

  • Если на шофера пожалуются за курение в салоне или оскорбления пассажиров, то его ожидает наказание в виде выговора или денежной санкции по административному кодексу. Например, по статье 20.1 КоАП РФ за нарушение общественного порядка предусмотрен штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей, либо арест на срок до пятнадцати суток.
  • За нарушение ПДД водителю грозит наказание по общим правилам в зависимости от тяжести преступления. Это может быть и обычный штраф за проезд на красный свет светофора по статье 12.12 КоАП РФ – одна тысяча рублей; либо лишение прав на срок до полугода за выезд на встречную полосу в неположенном месте.

Оставить такого работника на своем месте или же уволить – это воля компании, репутацию которой он запятнал. Если он и сохранит свое рабочее место, то премии точно лишится, его еще могут снять с маршрута.

Справка. Наказать могут также и его начальство, а вместе с ним и компанию в целом, если очевидно, что действия водителя принесли вред или подвергли опасности людей, за безопасность которых организация и ее сотрудники в ответе.

По итогу сделаем несколько выводов:

  • На водителя можно подать жалобу, если он пренебрегает своими должностными обязанностями, ведет себя по-хамски, а также если не следит за техническим состоянием своего транспорта.
  • Бумагу можно подать, как в саму компанию-перевозчика, так и в более высокие инстанции, если от организации внятного ответа получить не удастся, вплоть до суда.
  • Жалоба оформляется по стандартному образцу для всех заявлений.
  • Чтобы водителя гарантировано наказали, придется заручиться свидетельскими показаниями и доказательствами (например, видео или фото).
  • Нерадивого шофера могут подвергнуть выговору, оштрафовать, а то и вовсе уволить с работы за его поведение.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

От того, насколько сотрудник квалифицирован, нередко зависит здоровье, и даже жизнь окружающих его людей. Это в полной мере относится к работе водителей автобуса. Прием на соответствующую вакансию имеет особенности: для претендентов разработаны специальные требования, которые остаются актуальными не только на момент трудоустройства, но и процессе работы. Именно об этом идет речь ниже.

Обязательные документы при устройстве на работу

Предприятия и организации, в деятельности которых предусмотрена эксплуатация различных видов транспортных средств, обязаны организовать работу водителей так, чтобы она полностью соответствовала требованиям безопасности движения на дорогах (п. 1 Ст. 20 Закон № 196-ФЗ).

При устройстве на должность водителя претендент обязан предоставить стандартный пакет документов. Перечень его содержимого предусмотрен в Ст. 65 ТК. Он актуален для всех тех, кто претендует занять любую должность.

— будет работать по совместительству;

— впервые в жизни заключает трудовой договор.

Важно! Водитель автобуса не может работать по совместительству, если на основном месте работы он занимает аналогичную должность.

Дополнительные требования к водителям автобуса

Кандидат на должность водителя должен отвечать дополнительным требованиям, которые носят обязательный характер. Они включают:

  1. Возраст. Работать водителем автобуса имеет право только человек, достигший совершеннолетия.
  2. Наличие водительского удостоверения. При этом важен не только тот факт, что этот документ у претендента присутствует. В водительском удостоверении должна быть отметка о соответствующей категории транспорта, позволяющая управлять автобусами (категория D).
  3. Медицинская справка, которая подтверждает право претендента на вождение транспортным средством. Она должна быть у будущего сотрудника до того, как с ним подпишут трудовой договор.

Работодатель обязательно направляет водителя на прохождение предварительного медосмотра (Ст. 328 ТК). Соискатель проходит его или в клинике, с которой у предприятия имеется заключенный договор, или же в ином лицензированном медучреждении. Расходы на проведение осмотра должен покрыть работодатель.

Когда претендент на водительскую должность не желает пройти медкомиссию, в приеме на работу ему следует отказать.

Важно! Если водителю автобуса предстоит перевозить пассажиров, ему должно быть не менее 21 года.

Пошаговая инструкция приема претендента на водительскую должность

Последовательность приема водителя автобуса на работу можно описать так:

Шаги Содержание
1. Изучение нанимателем предоставленного пакета обязательных документов
2. Проверка наличия водительского удостоверения и необходимой категории, позволяющей водить автобус
3. Направление претендента на медкомиссию
4. Проведение устного собеседования. Его можно заменить письменным тестовым заданием
5. Ознакомление работника с локальными трудовыми актами
6. Подписание трудового договора
7. Издание соответствующего приказа по ф. Т-1 или по установленной в компании форме
8. Ознакомление водителя с приказом. Письменное подтверждение: сотрудник ставит свою подпись и пишет дату ознакомления
9. Заполнение личной карточки водителя (ф. Т-2)
10. Кадровик заносит в трудовую книжку водителя запись, которая содержится в приказе о заполнении вакансии. Проводится она через 5 дней

В трудовом соглашении разумно указать о:

  • особенностях разъездного характера работы;
  • наличии или отсутствии материальной ответственности (частичной или полной).

Важно! Оформление договора, который предусматривает полную материальную ответственность, обязательно и правомерно тогда, когда водитель автобуса параллельно работает как экспедитор.

Проведение собеседования с претендентом на должность водителя

С кандидатом на водительскую должность проводится собеседование. Минтранс обязал нанимателей его осуществлять.

По результатам собеседования оформляются итоговые листы. Компания должна сохранять их не менее 5 лет. По решению работодателя можно провести письменный тест.

Наниматель вправе потребовать от претендента заполнить анкету. В нее важно включить вопросы, ответы на которые позволят работодателю получить максимальную информацию о будущем работнике. Стандартного образца такого документа нет. Работникам организации необходимо разработать его самостоятельно, обязательно утвердить готовый бланк.

Типовая анкета состоит из нескольких блоков. Ниже приведены возможные их виды.

Пример блоков типовой анкеты для претендента на должность водителя автобуса:

Блоки Что в них содержится
1. Персональные данные претендента
2. Информация о полученном образовании и удостоверении водителя
3. Наличие опыта работы водителем
4. Сведения о семье и детях
5. На какую зарплату рассчитывает кандидат
6. Что ожидает получить, кроме дохода

К разработке анкеты необходимо отнестись внимательно. Нужно помнить, что некоторые вопросы попросту запрещены УК РФ. Нельзя требовать от кандидата ответа на то:

  • какой он национальности;
  • какую веру исповедует;
  • кто его родители;
  • насколько обеспечен материально.

Работодатель не может заставить претендента заполнить предлагаемую форму, если тот отказывается.

Важно! Нежелание кандидата ответить на вопросы анкеты не выступает основанием отказа в приеме на работу.

Вопрос 1. Работник предоставил при собеседовании ложную информацию. Имеет ли наниматель право уволить его, ссылаясь на эту причину?

Ответ. Если сотрудник при приеме на работу представил подложные документы, у нанимателя имеется право на его увольнение (п. 11 Ст. 81 ТК).

Вопрос 2. Обязательно ли проходить стажировку водителю автобуса, и кем она организуется?

Ответ. Стажировка обязательна тогда, когда человек ранее не работал на аналогичной должности, длительное время не применял свои практические навыки, прошел переподготовку. Организует ее прохождение работодатель. Требования и порядок стажировки регламентируются внутренним документом компании.

Распространенные ошибки при оформлении на работу

Оплошности, которые допускают работодатели, принимая водителя автобуса на работу, могут никак не отразиться на его будущем труде. Но нередко они чреваты материальной ответственностью нанимателя, моральным и материальным ущербом. Поэтому лучше их предотвратить.

  1. Прием на работу без предварительного медосмотра. Соблазн сэкономить средства появляется у работодателя, когда будущий сотрудник предоставил медсправку, подтверждающую допуск кандидата к управлению транспортными средствами. Однако такой документ не может исключить прохождение осмотра в клинике. В ТК он предусмотрен, как обязательный.
  2. Кандидата не ознакомили под роспись с локальными нормативными документами (ЛНД), которые действуют в компании. В ЛНД могут содержаться дополнительные требования к водителю, обязанности и права, которые подробно не отображены в подписанном соглашении. Но ссылки на них в трудовом договоре имеются. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций возможно принятие решения не в пользу невиновного.

Вопрос к эксперту

Ответ. Присваивать ли водителю классность и выплачивать ли соответствующую надбавку – решает работодатель. Ему следует учесть, что при установлении квалификации учитывается количество лет стажа работы сотрудника в конкретной организации. Класс повыше присваивают, если отработано непрерывно:

  • не менее 3 лет водителем 3-го класса 2-й класс;
  • минимум 2 года водителем 2-го класса 1-й класс.

При переходе на новое место работы классность аннулируется. Но наниматель вправе подтвердить ее, издав соответствующий приказ.

Руководитель отдела управления персоналом Макеева Н. Л.

Труд наемных водителей автобусов используется немалым количеством работодателей. Поэтому так важно владеть информацией об особенностях приема на работу данной категории сотрудников.


Если вы на автостанции или автовокзале, то получать отметку про то, что автобус уехал раньше, а дальше обращаться к перевозчику за возмещением. Обычно такое быстро и просто решается по звонку напрямую либо по обращению дежурного к сотруднику перевозчика. Бывают случаи, когда на вокзале отметку не ставят, тогда надо звонить туда, где был куплен билет. Если же вы просто стоите на остановке в поле, то надо будет позже обратиться к перевозчику. Каждый автобус по закону оборудован тахографом, и перевозчик сможет легко установить, когда автобус уехал с вашей остановки.

— Есть ли автобусы с лежачими местами — можно ли ехать лёжа?

На смежных межрегиональных маршрутах паспорт не нужен, но при покупке онлайн паспортные данные понадобятся. Если вы едете из области в область — уже нужен в любом случае. То есть внутри одного субъекта Федерации можно покупать билет и двигаться вообще без документов. Что не исключает возможность того, что у вас их попросят предъявить для проверки по дороге.

— А кто имеет право останавливать автобус для проверок пассажиров?

На территории автовокзала автобус и документы пассажиров имеет право проверять администрация вокзала. По дороге могут проверять как самого перевозчика, так и пассажиров. МВД или ФСБ могут искать преступников, проверять багаж на наркотики и перевозку оружия и так далее. Дальше действуют обычные нормы, как если бы сотрудники подошли к вам на улице. Может быть и такое, что автобус задержала полиция, и пассажирам придется добираться самостоятельно.

— Если меня сняли с автобуса полицейские, они компенсируют мне убытки?

Если сняли правомерно, то не компенсируют. И перевозчик в этом случае ответственности не несёт. Если же сняли с нарушениями со стороны внутренних органов, то, конечно, дальше надо обращаться в суд.

— А если я не доехал до конца маршрута из-за ДТП, например?

Обычно перевозчик в таком случае отправляет дополнительный автобус, чтобы забрать пассажиров сломавшегося. Если же продолжение маршрута невозможно, то по нормативу оставшийся сегмент пути компенсируется деньгами. Например, 6,5 рубля за километр. Да, вы можете остаться где-то в степи ночью и получить 200 рублей компенсации потом, и да, дополнительный автобус может приехать через 6 часов.

— Приехали в конечный пункт маршрута на 2 часа позже, я получу компенсацию?

Билет должен быть сохранён пассажиром до конца поездки по закону. По идее, если контролирующие органы остановили ТС для проверки, а у пассажира нет билета и не может доказать, что он пассажир, и перевозчик не может предоставить список или посадочную ведомость, где пассажир вписан, — значит, он безбилетный пассажир.

Во второй ситуации, когда у вас есть билет, а у водителя нет списка или посадочной ведомости, то это уже его проблема. Главное, чтобы был билет.

Обратите внимание, что некоторые современные автовокзалы пропускают на рейс по изображению электронного билета с экрана телефона, но правильно такой билет печатать. То есть достаточно распечатать его дома (абсолютно ту же форму, что в электронном билете), часто это можно сделать на автовокзале. Это пока одна из главных причин, почему рост электронных билетов в России идёт так медленно. В перспективе стандарты могут поменяться и будет как на железной дороге, но пока терпите.

— Когда я еду в автобусе из одного города в другой, по нормативам какого города меня будут штрафовать, например, за безбилетный проезд?

— Кто отвечает за багаж в нижнем отделении автобуса?

За пассажиров и багаж на протяжении всей поездки несёт ответственность перевозчик. Крайне редко сумки в багажном отделении теряются. Но если вдруг такое случилось, ответственность перевозчика застрахована. Имея на руках багажный билет, надо обратиться к перевозчику.

Багаж вы кладёте в отделение сами, вынимаете тоже. Если у вас скоропорт в багаже, никаких претензий к перевозчику выдвигать вы не можете. А водитель и перевозчик не имеют права требовать открыть багаж перед погрузкой (но могут обратиться в МВД за этим, если происходит что-то подозрительное).

Если же вдруг из соседней с вашей сумки что-то вытекло, выбежало и покусало вашу сумку или плюнуло в неё кислотой — это уже чаще всего спор двух физлиц-пассажиров, а не пассажира и перевозчика. Но можно попробовать обратиться с претензией к перевозчику.

— У меня есть билет, я прихожу на вокзал, а меня нет в списках. Что делать?

Возможно два варианта:

  1. Вы купили поддельный билет.
  2. Что-то где-то пошло не так, и данные о покупке билета не дошли до списка.

Не стоит пугаться, если вы называете сервис по бронированию, а сотрудники автовокзала или перевозчика говорят, что впервые слышат и не работают с ними. Из-за этого клиенты часто ошибочно думают, что билеты ненастоящие. На самом деле, цепочка состоит больше чем из двух звеньев. Поэтому если вы подозреваете, что у вас поддельный билет, то позвоните туда, где этот билет покупали.

— Можно ли ехать в состоянии алкогольного опьянения?

На усмотрение перевозчика. Это среди всего прочего значит, что пьяное тело могут высадить на любой остановке по маршруту, если вдруг оно начало пахнуть, буянить или издавать неправильные звуки.

— Мой сосед начал как трезвый пассажир, но по дороге всосал две бутылки водки. Что делать?

Обратиться к водителю. Он принимает решение, высадить этого человека или нет. Если решает высадить, то может попробовать сделать это сам или вызвать полицию в помощь. С высокой степенью вероятности ваш сосед проснётся в отделении. Также можно попробовать обратиться к сотрудникам полиции на автовокзале напрямую.

— Я забыл багаж в автобусе, что делать?

Багаж доедет до конечного пункта (не того, до которого у вас билет, а того, где заканчивается весь маршрут) и там будет переложен в камеру хранения. Его могут досмотреть для поиска документов, скоропортящихся продуктов и для безопасности.

Для нашедшего вещь на автовокзале составляют акт с подробным описанием внешнего вида найденных вещей и обстоятельств их обнаружения. Одна копия акта остаётся на вокзале, одна выдаётся тому, кто принёс обнаруженную вещь. За хранение багажа (кроме дня поездки) придётся заплатить. Через 30 дней автовокзал может утилизировать или распродать ваш багаж.

Если багаж потеряли, выплатили вам за него деньги, а потом внезапно нашли, можно поменять эти деньги обратно на багаж или оставить багаж перевозчику.

Та же ситуация — это если вы не успели на автобус на промежуточной остановке, и он уехал без вас дальше.

— А если я забыл вещь в салоне, тогда что?

Сценарий выше вполне подходит. Вещь в салоне, в отличие от багажа, может быть не замечена на разворотном пункте (например, маршруте Санкт-Петербург — Петергоф — Санкт-Петербург), и поэтому стоит спросить её ещё в камере хранения начального пункта. Ещё её могут забрать пассажиры, и если это сделано не с целью вручить её вам обратно, то это уже преступление. Надо обратиться в полицию, они получат доступ к камерам салона (если они были установлены) или сделают что-то ещё, чтобы найти ваши вещи, например, попробуют найти и опросить тех, кто сидел рядом с вами. За данными камер лучше обращаться как можно быстрее.

— Что надо знать про остановки?

— Какие есть требования к автобусу для выхода на маршрут?

Автобус должен быть исправен, а водитель — пригоден. Первое проверяется механиком на начальном и конечном пунктах в дорейсовом и послерейсовом осмотрах (это может делаться в парке перевозчика в этом городе, а не на вокзале), водитель же должен иметь допуск медиков, что он здоров, трезв и способен управлять. Диспетчер вокзала также проверяет его путевые листы, чтобы понять, достаточно ли долго он отдыхал между рейсами. При ряде нарушений перевозчик в обход диспетчера вокзала может принять решение о начале рейса. Если в дороге будет выявлено нарушение, то пассажиров высадят, автобус отправят в парк, водителя и перевозчика оштрафуют. Если водитель откажется так делать, его ещё и посадят.

— Я не поехал, можно ли вернуть билет и получить часть денег обратно?

На рейсах внутри страны есть общие правила возврата:
— За два часа до рейса или больше — 95% стоимости билета (туда не входит комиссия);
— Между двумя часами и временем отправления рейса — 85%;
— Меньше, чем через 3 часа после отправления — 75%;
— Больше чем через 3 часа после отправления возврат уже не делается, т.к. позже кассиры уже не могут поставить отметку для внесения в систему.
Кроме того у перевозчиков и партнеров существуют свои дополнительные правила по возврату билетов.

Самый простой способ после звонка перевозчику (или агрегатору) — в кассе автовокзала. Если там не отдают наличными сразу, то надо поставить на билет отметку о возврате. Там нужна дата и время возврата, ФИО кассира, печать автовокзала, подпись кассира. Но это работает только с распечатанными билетами. Если билет приобретен онлайн, то кассир его печатать не будет и, соответственно, отметку ставить тоже.

Обмен билета делается через возврат одного и покупку другого.

— То есть не бывает невозвратных билетов?

Да. Любой билет, купленный по любой акции, можно вернуть по правилам выше. Обратите внимание, что это не касается трансграничных рейсов (выходящие за пределы государства) — там правила будут другие и часто установленные самим перевозчиком.

— Если автобус никак не приедет, то мне вернут деньги?

Да, если автобус задержался с выездом больше чем на час, можно сделать полный возврат. То же самое, если рейс отменён.

— Как страхуется пассажир?

На всех регулярных рейсах перевозчик обязан иметь ОСГОП — обязательное страхование ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам. Правда, если пассажира хватит кондратий во время поездки и это никак не будет связано с действиями перевозчика, то могут и не компенсировать.

— Возможен ли маршрут без туалета 12 часов?

— Вот эти ремни в автобусе — они нужны?

Да. Действуют обычные ПДД. По ПДД пассажиры должны быть пристёгнуты всё время, им нельзя ходить по салону. Если ребёнок маленький, его надо везти на руках. Специальных детских ремней нет.

— Я могу бесплатно сходить в туалет в конечном пункте?

На территории автовокзала по билету вас должны пускать в туалет бесплатно до поездки и через 2 часа после поездки в конечном пункте (отсчитывается от фактического прибытия). И ещё вас никто не погонит в это же время из зала ожидания. То же самое касается промежуточных остановок, но туалет там должен быть официально по документам — тогда он по билету для вас бесплатен. В реальности вы можете встретить туалет от соседнего помещения, кафе, например.

— Когда перестают продавать билеты?

Междугородние билеты перестают продавать за 5 минут до выезда автобуса по расписанию. Вам могут отказать в продаже билета, если вместимость автобуса закончилась (багаж некуда класть, например), но таких практических случаев мы не знаем. Зато знаем случай, когда человек купил онлайн билет, а потом оказалось, что все места уже заняты. Так называемый овербукинг. В этом случае пассажирам возвращаются деньги в полном объеме, но помощь в пересадке оказывают не все перевозчики.

Читайте также: