Когда водитель попытался немного прибавить газу автомобиль сразу стало сносить на обочину

Обновлено: 28.06.2024

Аварии с участием водителей, движущихся по обочине –не редкость, однако до недавних пор они зачастую вызывали спорные ситуации, связанные с выяснением приоритета в движении между участниками ДТП. Новое постановление Верховного Суда РФ, наконец, расставило все точки над i, избавив обочечников от всякого приоритета. Разбираемся, на что ссылаться, и как определить, кто прав, а кто виноват.

На прошлой неделе, 25 июня 2019 года, было опубликовано Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 20 дающее разъяснения некоторых спорных ситуаций при рассмотрении в суде дел, связанных с нарушением ПДД.

Водители, движущиеся по дороге с нарушениями ПДД, теперь официально лишены приоритета.

Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.

В целом порядок действий для водителей, попавших в ДТП с обочечником (равно как и с другим нарушителем, указанном в цитате выше), не изменился: при оформлении ДТП следует обязательно указать и на схеме, и в описании обстоятельств аварии тот факт, что второй участник двигался по траектории, движение по которой не допускается – по обочине, по встречной полосе в месте, где это запрещено, по односторонней дороге во встречном направлении и так далее.

Опытные водители говорят, что новичка за рулём всегда видно невооружённым глазом. Но это нормальное явление, когда человек только садится за руль, старается быть предельно аккуратным, либо неуверенно себя ведёт.

Главные ошибки начинающего водителя

Каждый когда-то с этого начинал. Здесь важен опыт, умение учиться на чужих и собственных ошибках, исправлять неточности в управлении транспортным средством и поведении в машине.

Учтите одну простую истину. Невозможно за несколько дней стать мастером по вождению, который никогда не допускает ошибок, водит идеально правильно и образцово-показательно. Даже люди с большим опытом управления транспортным средством всё равно периодически повторяют те же ошибки, что и новички. Всегда нужно продолжать учиться, совершенствоваться и повторять ПДД.

Проблема прижимания к обочине

Так сложилось, что новички за рулём очень боятся окружающих их транспортных средств. Из-за этого они, порой несознательно, стараются прижаться ближе к обочине. Причём зачастую подобное поведение обусловлено низким уровнем профессионализма инструктора, который обучал человека в автошколе.

Именно отношение к преподаванию в автошколах зачастую приводит к типичным ошибкам начинающих водителей. Прижимаясь к обочине, новичок чувствует себя в безопасности. Но это ошибочное ощущение, поскольку в действительности двигаться слишком близко к краю не рекомендуется.

Подобное поведение увеличивает вероятность выезда на тротуары, наезда на пешеходов, а также возникновения прокола. На обочине часто скапливается всевозможный мусор, среди которого могут найтись куски стекла, пластика, какие-то гвозди и прочие острые предметы. Всё это влечёт минимум к необходимости менять колесо.

Научитесь двигаться строго в полосе, никуда не прижимаясь. Это даст пространство для манёвров другим участникам движения, а также не позволит ущемлять ваше пространство при перемещении.

Игнорирование знаков

Ещё один распространённым явлением выступает ситуация, когда водитель целиком и полностью сосредоточен на вождении. Никто не говорит, что новичку следует смотреть по сторонам, рассматривать красоты окружающего мира или читать информацию с билбордов.

Но полная концентрация на дороге ведёт к тому, что начинающий автомобилист упускает важные дорожные знаки. В результате это оборачивается штрафов за превышение скорости, за проезд под кирпич, либо же за парковку в неположенном месте.

Водитель обязан распределять своё внимание на дорожную ситуацию и знаки одновременно. Их специально делают достаточно большими и яркими, что позволяет вовремя на них обратить внимание. Нужно учить себя смотреть не в одну точку, а распределяться на более обширное пространство. Это позволяет охватывать саму дорогу, а также всё то, что располагается вдоль обочин.

Громкая музыка

К распространённым ошибкам водителей новичков точно относится проблема громкой музыки. Никто не запрещает водителю во время движения слушать любимые композиции или включать радио. Не зря ведь все автопроизводители даже в базовой комплектации устанавливают соответствующие аудиосистемы.

Но новичкам лучше на некоторое время отказаться от такого удовольствие, а больше уделить внимания управлению транспортным средством. Включить музыку стоит тогда, когда вы находитесь на трассе с минимальным количеством машин вокруг вас.

В городе лучше включать радио или музыку на минимальной громкости. Это связано не только с тем, что музыка отвлекает внимание, порой заставляет подпевать и танцевать за рулём. Это не самая большая проблема.

Наибольшую угрозу таит в себе факт того, что из-за музыки водитель не слышит происходящее вокруг, игнорирует сигналы других водителей. Это прямая угроза для ДТП и аварии.

Если и включать аудиосистему, то только при такой громкости, которая не будет заглушать сигналы и звуки снаружи. Это позволит своевременно притормозить или совершить правильный манёвр.

Громкая музыка в автомобиле

Причём не только новички этим грешат. Многие водители, которые уже далеко не один год находятся за рулём, часто включают музыку на максимальных оборотах, тем самым подвергая опасности себя и других участников дорожного движения. Уже существует ряд инициатив, предусматривающих введение крупных штрафов на слишком громкую музыку в машине. И по многим объективным причинам это будет правильное решение.

Несоблюдение скоростных ограничений

Достаточно интересно выглядит ошибка новичков за рулём, связанная со скоростью движения. Ведь здесь можно выделить сразу две абсолютно противоположные проблемы.

  1. Слишком маленькая скорость. Более распространённое явление, когда новичок боится лишний раз надавить на педаль газа, и старается передвигаться на минимальных скоростях. Всё хорошо, когда он строго соблюдает скоростные лимиты на участке дороги. Но совсем иначе обстоят дела, если он двигается слишком медленно там, где не запрещено прибавить газу. Подобное поведение может привести к заторам и пробкам порой даже на тех участках, где их в принципе никогда не бывает. Излишняя медлительность также опасна. Как минимум нецензурными обращениями в адрес водителя, на которые не все умеют адекватно реагировать.
  2. Слишком высокая скорость. Есть и обратная ситуация, когда человек, только получив права, сразу же старается выжать максимум из своего автомобиля. И это огромная ошибка, поскольку управление на высоких скоростях предусматривает обязательное наличие соответствующего опыта, знаний возможностей и особенностей своего авто. Последствия от превышения скорости бывают самые разные, начиная от неуправляемого заноса и выездов на встречную полосу, заканчивая вылетами с дороги и серьёзными дорожно-транспортными происшествиями.

Как вы можете наглядно видеть, обе ситуации одинаково плохо отражаются на начинающих водителях. Да, чрезмерная осторожность и малая скорость более безопасный вариант, но и он ни к чему хорошему не приводит.

Нужно учиться двигаться в потоке, а не тормозить его и не создавать опасные ситуации, превышая или снижая скорость.

Игнорирование зеркал

Многие ошибки водителей, которые привели к авариям и различным дорожно-транспортным происшествиям на дороге, часто связаны с использованием зеркал заднего вида. Если быть точнее, то с и игнорированием или неправильным применением.

Когда водитель едет по дороге в городе или на трассе, он обязан периодически смотреть в заднее и боковые зеркала. Даже в ситуациях, когда он не собирается совершать манёвры или идти на обгон. Этому правилу учат ещё в автошколах. Но по каким-то причинам многие автомобилисты о нём забывают. Это оборачивается крайне неприятными ситуациями.

Боковое зеркало автомобиля

Если не смотреть в зеркала, можно спровоцировать серьёзную аварию, поскольку новичок попросту не видит, что происходит позади него. Пытаясь обогнать или перестроится, но при этом не посмотрев назад, в машину сзади легко может въехать другой автомобиль на высокой скорости.

Смотреть в зеркала нужно всегда, когда есть потенциальная опасность столкнуться с кем-нибудь. Это касается не только машин и дорог общего пользования, но также парковок, стоянок, выездов со дворов жилых домов.

Кидать взгляд в зеркала водитель обязан на уровне инстинктов. Сначала это может показаться сложным, поскольку при взгляде в зеркало приходится отвлекаться от ситуации на дороге. Но всё приходит с опытом. Важно лишь помнить, что игнорирование зеркал заднего вида крайне опасно для всех участников дорожного движения.

Дистанция

К списку распространённых ошибок начинающих водителей можно также отнести ситуации, когда новички очень близко держатся за впереди идущими транспортными средствами.

Не всегда водитель, только оказавшись за рулём после получения прав, может точно рассчитать дистанцию до машины впереди него. И когда возникает необходимость экстренно затормозить, расстояния не хватает для срабатывания тормозной системы, в результате чего происходит ДТП.

Водитель обязан выдерживать оптимальную дистанцию. Причём это касается не только тех автомобилей, которые находятся впереди, но также и сбоку от вас. Как утверждают эксперты, дистанцию следует выдерживать таким образом, чтобы доехать до машины можно было за 2 секунды. Но не всегда это правило удаётся соблюдать, поскольку плотный городской поток не даёт столько пространства. Да и скорость движения у автомобилей отличается.

Тут нужно проявить немного эгоизма, и соблюдать такую дистанцию, которую вы считаете безопасной и правильной. Пусть даже позади идущие машины, а точнее их водители, будут выступать против.

Проблема работы со сцеплением

Если говорить про наиболее распространённые ошибки начинающих водителей, то нельзя обойти стороной вопрос педали сцепления. Опытный шофёр легко управляет машиной, параллельно перемещая ноги по 3 разным педалям. У новичков так быстро перемещать ноги не получается. Тут нужно время и опыт.

Сцепление является наиболее проблемной педалью в автомобилях с механической коробкой передач. Ведь переход на каждую передачу требует предварительного выжимания сцепления с последующим отпусканием и нажатием на педаль газа. Этой технике учат во всех автошколах. Причём большинство с поставленной задачей успешно справляются. Иначе бы они не получили права.

Но одно дело, когда ты работаешь педалью сцепления на специальной площадке или под наблюдением инструктора, и совсем другое, когда оказывается сам на дороге.

Неоднократно можно видеть, как машина начинает трогаться, и тут же глохнет. Опять заводится, вроде как выжимается газ, дёргается, и снова останавливается. Ряд неудачных попыток заставляют новичка ещё больше нервничать. Не удивительно, ведь сзади его подгоняют другие водители, и точно не выражают слова поддержки.

Научиться быстро работать педалью сцепления можно. Для этого следует практиковаться. Но есть и другое решение проблемы, которое в настоящее время приобретает всё большую популярность. Речь идёт о покупке автомобиля с автоматической коробкой. Здесь педали сцепления нет, а потому и проблема исчезает сама собой.

Резкое торможение

Проблема недостаточного опыта и слабого изучения возможностей собственного автомобиля. Начинающий водитель ещё не чувствует свою машину, а потому не может правильно распределять торможение и разгон.

Новичку кажется, что впереди много свободного пространства, горит зелёный свет светофора, и можно разгоняться. Но вдруг светофор начинает мигать, а скорость уже приличная. Ничего другого не остаётся, как резко ударить по педали тормоза.

Резкое торможение на авто

Существуют специальные теоретические и практические занятия, где рассматривается вопрос постепенного торможения. Инструкторы рассказывают, что тормозить нужно заранее, предугадывая изменение дорожной ситуации. Слишком опасно в последний момент пытаться остановить машину. Особенно, когда дорога мокрая, покрыта снегом или обледенела. Это существенно увеличивает тормозной путь.

Педаль тормоза имеет огромное значение в вопросах безопасности движения. Потому учитесь тормозить плавно, начинать останавливаться заранее, слегка притормаживая, чтобы уже на минимальной скорости подходить к перекрёстку или ко входу в поворот.

Резкое торможение не только вредит тормозной системе и подвеске автомобиля. Останавливаясь подобным образом перед позади идущими машинами, водители просто не успеют среагировать на ваше решение. Как результат, в новичка въезжают сзади. Причём виноват будет именно тот, кто резко затормозил. У водителя сзади просто не было шансов. Хотя тут возникает вопрос относительно дистанции.

Погодные условия

Крайне распространённые ошибки начинающих водителей связаны с тем, что они забывают о разнице в состоянии дорожного полотна в зависимости от погоды. Из-за таких ошибок автомобилистов могут пострадать и другие участники движения.

Важно понимать и помнить, что сухой и мокрый асфальт по-разному воспринимается автомобилями, меняется сцепление с полотном, иначе работает тормозная система.

Водитель должен адаптироваться под текущие погодные условия, выбирая манеру вождения. Погода влияет на целый ряд факторов. А именно:

  • разгон;
  • торможение;
  • работа сцеплением;
  • тормозной путь;
  • пробуксовка;
  • дистанция; .

Снегопад на дороге

Когда машина движется по сухому асфальту, тормозной путь имеет одну дистанцию. Но стоит дороге намокнуть, и это расстояние увеличится в 1,5 раза. На зимней и обледеневшей дороге тормозной путь может увеличиваться в несколько раз. И если водитель не будет это учитывать, то высока вероятность аварии и попадания в дорожно-транспортное происшествие.

Погодные условия диктуют то, как должен вести себя водитель за рулём. Манера управления транспортным средством во многом зависит от состояния дорожного полотна, наличия осадков, температуры окружающего воздуха. Потому летом и весной автомобилисты придерживаются одного стиля, а зимой и осенью заметно меняют манеру вождения.

Влага, лёд и лужи очень опасные по своей сути, поскольку тут можно столкнуться с такими явлениями как аквапланинг, заносы, потеря управления и пр. Стоит даже зацепить одним колесом обледеневший участок, и машина способна потерять управление. Передвижение по таким дорогам требует предельной концентрации и грамотных действий от водителя.

Новички же забывают об этом или просто ещё никогда лично не чувствовали разницу между поведением машины на летней и зимней дороге. А потому и случается большое количество ДТП по порой очень банальным причинам.

Отсутствие чувства скорости и дистанции

Этому сложно научиться за несколько практических занятий в автошколах. Здесь требуется время, наработка опыта и постепенное улучшение чувства собственного автомобиля.

Не зря опытные водители говорят о том, что важно почувствовать свою машину, ощутить её габариты, понять особенности реакции автомобиля на работу педалями тормоза и газа. Постепенно новичок адаптируется к транспортному средству, понимая, как автомобиль будет вести себя в той или иной ситуации.

Новичку же приходится терпеть, быть аккуратным и внимательным, чтобы в результате почувствовать машину. Здесь очень важно понимать, когда нужно тормозить, набирать скорость и выдерживать дистанцию. Порой водитель не ощущает, что машина движется слишком быстро, и при возникновении экстренной ситуации она просто не успеет вовремя затормозить, поскольку дистанция до впереди идущего авто слишком маленькая.

Оказываясь за рулём транспортного средства, каждый начинающий водитель должен понимать, что он становится полноправным участником дорожного движения. И это означает, что водитель не просто получает право передвигаться по дорогам общего пользования, но и несёт определённую ответственность, возлагает на свои плечи обязанности, которые должен строго соблюдать и выполнять.

Именно безответственность можно считать главной ошибкой или скорее проблемой множества водителей. Получив на руки права, они становятся чрезмерно самоуверенными, думают, что знают и умеют всё. Но когда они сталкиваются с реальной жизнью, приходит разочарование и осознание того, что их путь автомобилиста только начинается.

Самое главное, чтобы это осознание пришло не через аварии, ДТП, столкновения и прочие трагедии на дорогах. В этой ситуации намного лучше отталкиваться от чужих ошибок и учиться на их печальном опыте, чем набивать собственные шишки, тем самым получая столь желанный опыт и уверенность.

Никто не спорит, получение прав действительно является знаменательным событием в жизни многих людей. Но это не просто возможность законно сесть за руль. Это огромная ответственность и большое количество потенциальных угроз. Большую роль играет культура вождения. И этому следует учиться в первую очередь. Она включает в себя знания ПДД, соблюдение действующих правил, терпимость к новичкам и уважение к остальным участникам дорожного движения. И к ним относятся не только автомобилисты, но также пешеходы и велосипедисты.

Действия, которые должен будет предпринять водитель, будут зависеть от причины, по которой машину занесло, и от типа скольжения автомобиля. Инструкторы по экстренному вождению дают много советов на эту тему, нужно их знать и прислушиваться к ним.


Существующие виды скольжений и их причины


  • Снос — это когда транспорт двигается таким образом, что управлять им невозможно. Боковое скольжение происходит за счёт передних колёс. В эту ситуацию попадают машины независимо от привода.
  • Снос передней оси очень часто происходит по причине того, что человек просто засыпает за рулём транспортного средства.
  • Вторая причина – это превышение скоростного режима.
  • Занос происходит тогда, когда скользить начинают задние колёса. То есть боковое скольжение начинается с задних колёс.
  • Автомобиль начинает вращаться вокруг передних пар колёс или уходит в дрифт. Причина этого, как правило, — очень высокая скорость транспортного средства и неаккуратные манёвры на поворотах.
  • Боковое скольжение — это когда происходит снос и передней оси автомобиля, и задней оси одновременно. Транспортное средство начинает вращаться, и водитель теряет контроль над ситуацией.

Ошибки, которые совершают водители и последствия


Движение по дороге требует большой концентрации внимания. Как только водитель зазевался, тут же может случиться авария. Нельзя допускать, чтобы одно из колёс попало на снег.

При этом происходит занос, и заднюю часть машины начинает раскачивать по нарастающей. В такой момент может произойти столкновение с другим автомобилем.

Управление машиной при сносе

  • Когда автомобиль уходит в снос, рекомендуется не поворачивать руль.
  • Необходимо педаль газа отпустить, руль постараться выровнять, это восстановит сцепление с дорогой.
  • Резкое нажатие на педаль тормоза недопустимо, после этого полностью теряется управление транспортным средством.

Что делать, если заносит заднюю часть авто


Если задние колёса заносит вправо или влево, то передние колёса эксперты рекомендуют поворачивать в том же направлении.
Угол, при котором происходит поворот передней пары колёс, должен чётко соответствовать направлению движения.
Если сносит заднюю часть машины влево или вправо, то нужно менять направление передних колёс.

Торможение на льду


Если на пути препятствие и его необходимо объехать, в этом случае совершаются манёвры:

  • Для того чтоб машина остановилась, на педаль тормоза нажимать нужно прерывисто.
  • При работе на транспортном средстве ABS-система устроена таким образом, что сама не будет давать колёсам блокироваться.

Что делать в случае ритмичного заноса

Ошибка, которую совершают все водители в этом случае — это резкая остановка автомобиля. Сцепления колёс и дороги в этом случае нет, поэтому тормозить не нужно. Выравнивать машину необходимо на скорости.

Если автомобиль стал неуправляемым, то самая первая и главная задача состоит в том, чтоб увести машину от столкновения. О жизни пассажиров нужно думать в первую очередь. Самое важное — это избежать переворачивания, прямого столкновения и жёстких ударов о преграды.


Проблема “обочечников” актуальнее с каждым годом. Мало кто из водителей может похвастаться тем, что ни разу не сталкивался с хамством и наглостью любителей объехать по обочине затор или медленно движущийся поток. Чаще всего подобное можно наблюдать на загородных трассах с широкой асфальтированной обочиной, но и гравийкой нарушители не брезгуют. Можно потерять не один час, стоя в пробке и наблюдая, как справа один за другим проносятся автомобили, забрасывая основной поток пылью и камешками из-под колёс.

Конфликт интересов

Во многих случаях такие нарушители, объезжая даже небольшой затор, превращают его в нечто совсем “мёртвое”, когда, встретив перед собой какое-либо препятствие, пытаются вклиниться обратно в ряд. Именно в этот момент чаще всего и возникают конфликты между “обочечниками” и автомобилистами, потихоньку ползущими в пробке. Первые обычно нагло пытаются влезть бампером между машинами, вторые либо пропускают, руководствуясь правилом трёх “Д”, либо идут на принцип, прижимаясь практически вплотную к двигающимся впереди автомобилям.

Нарушители зачастую аргументируют свою наглость не только банальным “тебе что, сложно пропустить?”, но и правилами дорожного движения – а именно тем, что они являются помехой справа и по действующему законодательству имеют преимущество. Так ли это?

[stextbox знать, что требование пропустить “обочечника” лишено всякой законодательной основы! Движущийся по обочине автомобиль не имеет преимущества, так как термин “помеха справа” актуален только для водителей, которые перестраиваются из левой полосы в правую, но точно не для тех, кто спокойно едет в своём ряду. Не говоря уже о том, что согласно части 1 ст.12.15 КоАП движение по обочине в принципе запрещено и карается штрафом в 1500 рублей. Следовательно, в любом ДТП с участием “обочечника” виноват будет именно он.[/stextbox]

Конечно, мало кому хочется провести половину выходного дня, дожидаясь приезда сотрудников ДПС, а потом ещё терять время со страховой компанией и ремонтом своего автомобиля. Учитывая это и понимая, что сотрудники дорожно-транспортной полиции довольно редко отслеживают подобные нарушения, обочечники чувствуют себя достаточно вольготно, раз за разом усугубляя или даже создавая пробки, а также провоцируя всё новые ДТП.


Меры воздействия

У многих законопослушных водителей в такой ситуации возникает резонный вопрос – можно ли что-то сделать с “обочечниками”. Вот самые распространённые варианты:

  • Зачастую кто-то из водителей, устав регулярно стоять в пробках из-за подобных “объездунов”, смещается вправо, частично перекрывая проезд по обочине. Таким образом иногда действуют водители фур, объехать которые в силу их габаритов весьма затруднительно. Отчасти это может помочь, однако надо понимать, что подобный манёвр сам по себе является нарушением правил дорожного движения, так как ехать между рядов запрещено. Кроме того, этот способ может сработать только в том случае, когда водитель готов к конфронтации с “обочечниками”, которые обычно агрессивно реагируют на такие действия;
  • В случае, если автомобили двигаются друг за другом плотно, не оставляя огромных “окон” между собой, то влезть с обочины в такую колонну достаточно сложно. Проблему наличия “обочечников” это, конечно, не решит, но кому-то из них наверняка не захочется трястись по гравийке, когда скорость движения на ней неминуемо снизится.

[stextbox нет уверенности в своём чувстве габаритов автомобиля или реакции, недостаточно опыта или хладнокровия – не пытайтесь жаться к бамперу машины впереди! Это опасно и можно повредить не только свой автомобиль или “обочечника”, но и двигающийся перед вами, владелец которого уж совсем ни в чём не виноват и вряд ли поблагодарит за вынужденную задержку.[/stextbox]

Резюмируя, можно сказать, что “обочечник”, объезжая пробку, однозначно нарушает правила дорожного движения и пропускать его другие водители совершенно не обязаны! В случае любого ДТП при перестроении виноватым будет он. А вот стоит ли рисковать ради этого своим автомобилем и нервами – каждый решает для себя сам.

Читайте также: