Кратный размер тарифной ставки 1 разряда водителя

Обновлено: 07.07.2024

Действующим законодательством предусмотрено право всех водителей автомобилей бюджетных организаций на доплату за классность. Однако с 01.01.2020 такое право сохранится только за водителями автомобилей бюджетных организаций сферы физической культуры, спорта и туризма (см. табл. 1 ниже).

То есть классность в целом потеряет свою актуальность для водителей автомобилей, т.к. за нее уже доплачивать не будут (в целом по бюджетным организациям).

Сравнение специальных выплат, которые положены водителям автомобилей бюджетных организаций, приведено ниже в таблице 1.

Сравнение оплаты труда водителей бюджетных организаций до и после 01.01.2020

Согласно законодательству с 01.01.2020

Надбавка за классность

Водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов выплачиваются ежемесячные надбавки за классность: водителям 2-го класса – в размере 10% и водителям 1-го класса – в размере 25% установленного тарифного оклада за отработанное время

Надбавка за классность водителям автомобилей бюджетных организаций сферы физической культуры, спорта и туризма выплачивается в следующих размерах от оклада:

Доплата за особый характер работы

В размере до 25% тарифного оклада за отработанное время

Особенности оплаты в отдельных ситуациях

В организациях с небольшим количеством автомобилей (до 15), где нет необходимости содержать специальный штат ремонтных и обслуживающих рабочих и водители полностью осуществляют работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в свое рабочее время (если не представляется возможным выполнить эти работы на станции обслуживания или транспортном предприятии), оплата их труда за время выполнения этих работ производится по установленным для них как водителей условиям: с выплатой надбавки за классность и доплатой за особый характер работы

В бюджетных организациях с небольшим количеством автомобилей (до 15), где нет необходимости содержать специальный штат ремонтных и обслуживающих рабочих и водители автомобилей полностью осуществляют работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в свое рабочее время, оплата труда за время выполнения этих работ производится по условиям, установленным для водителей автомобилей

В организациях здравоохранения

- надбавка за особенности профессиональной деятельности устанавливается водителям специальных легковых автомобилей, функциональным назначением которых являются обеспечение оказания медицинской, в т.ч. скорой медицинской, помощи и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, – в размере до 20% оклада включительно;

- доплата за особый характер труда устанавливается водителю, закрепленному за автомобилем скорой медицинской помощи (экстренной консультативной помощи) в размере от 5 до 20% от базовой ставки включительно

В организациях образования

Водителю автобуса, осуществляющему подвоз обучающихся в учреждениях образования, устанавливается доплата за особый характер работы в размере до 50% тарифного оклада за фактически отработанное время

Водителю автобуса, осуществляющему подвоз обучающихся в учреждения образования, устанавливается доплата за особые условия труда в размере 50% оклада

Тарификация водителей бюджетных организаций до 01.01.2020 существенно отличается от общих правил (т.е. согласно их разрядам). Так, согласно таблице 7 приложения 24 к постановлению № 6 водители грузовых автомобилей тарифицировались в зависимости от грузоподъемности (в тоннах) транспортного средства, водители легкового автомобиля – в зависимости от класса легкового автомобиля (его рабочего объема двигателя), водители автобуса – в зависимости от класса автобуса (его габаритной длины).

С 01.01.2020 тарификация водителей автомобилей бюджетных организаций также будет иметь свои особенности. Так, она будет осуществляться согласно таблице 3 приложения к постановлению Министерства труда и социальной защиты № 13.

Для примера приведено сравнение с тарификацией, которая была построена на ЕТС:

Разряд водителя автомобиля

Тарифный разряд по ТС, основанной на ЕТС

Тарифная ставка при тарифной ставке первого разряда в 41 руб.

Кратный размер базовой ставки

Оклад при базовой ставке в 180 руб.

Классность как показатель квалификации

Квалификация имеет много значений. В целом можно выделить 3 основных значения (которые актуальны для кадровика):

- квалификация как показатель присвоенной квалификационной категории, разряда, класса по должности служащего или профессии рабочего (см. определение трудовой функции, приведенное в Трудовом кодексе (до 28.01.2020 – в п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК, с 28.01.2020 – в ст. 1 ТК, определение трудового договора, приведенное в ст. 1 ТК, ч. 1 ст. 30 ТК и т.п.);

- квалификация по диплому (иному документу об образовании);

- как одни из видов дополнительного образования взрослых согласно ст. 220-1 ТК.

Квалификация в первом значении (как показатель присвоенной квалификационной категории, разряда, класса по должности служащего или профессии рабочего) лучше (четче) всего проявляется на примере разрядов по профессиям рабочих (см. табл. 2 ниже).

Влияние разряда как показателя квалификации на кадровые действия по изменению трудовых отношений

Квалификация (работа по другому разряду)

Перевод (на другую постоянную работу) (ст. 30 ТК)

Нет (т.е. изменение квалификации будет переводом)

Временный перевод в связи с производственной необходимостью (ст. 33 ТК)

Нет (т.е. изменение квалификации будет означать временный перевод)

Временный перевод в случае простоя

Да, учитывается (т.е. без согласия работника нельзя перевести на работу по другой квалификации)

Изменение существенных условий труда

Да, учитывается (т.е. ИСУ возможно только в рамках той же должности (профессии) и квалификации)

Да, учитывается (т.е. перемещение возможно, если не меняется в т.ч. квалификация работника)

В части классов водителей автомобилей полагаем, что они уже перестали обладать показателем квалификации.

Важна та квалификация, которая принимается во внимание при тарификации работ, т.к. именно она учитывает сложность работ (это отражено частично в определении заработной платы, где указано, что это вознаграждение в зависимости в т.ч. от квалификации).

С 01.01.2020 в бюджетных организациях, как правило, уже не будет надбавки за классность, что дополнительно (после утраты показателя при определении сложности оплаты труда водителей) ставит под вопрос актуальность его как показателя классификации и вообще как инструмента оценки труда водителя.

Вопрос. Надо ли указывать класс при приеме на работу в трудовом договоре и приказе о приеме на работу?

Ответ. В соответствии с п. 3 части второй ст. 19 ТК трудовой договор должен содержать в качестве обязательного условия условие о трудовой функции, т.е. работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией.

Согласно действующему определению квалификации, приведенному в ст. 1 ТК, это уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и др.) (с 28.01.2020 квалификация определяется как признание освоенных знаний, умений и полученного опыта, необходимых для осуществления трудовой деятельности, подтвержденное установленными законодательством видами документов).

На практике такими показателями квалификации являются разряды по профессиям рабочих (подтверждаются соответствующими свидетельствами согласно п. 6 ст. 99 Кодекса об образовании) и квалификационные категории по должностям служащих (по которым, как правило, требуются определенный уровень образования (т.е. подтверждаются документами об образовании или обучении) и стаж работы).

Важна та квалификация, которая принимается во внимание при тарификации работ, т.к. именно она учитывает сложность работ.

Например, рабочие тарифицируются в зависимости от разряда, у служащих, в частности у бюджетных организаций с 01.01.2020, квалификационная категория также непосредственно влияет на тарификацию (определение тарифного разряда).

Класс по профессии водителя никак не влияет на тарификацию профессии. Кроме того, в бюджетных организациях с 01.01.2020 в большинстве случаев по ней не положена уже и надбавка.

То есть класс становится больше рудиментом, неактуальным наследием прошлого, когда он определяет размер оплаты труда водителей. В настоящее время класс – это больше способ поощрения, нежели показатель квалификации.

Следовательно, т.к. класс не влияет на тарификацию работ, то нет практического смысла в указании его в штатном расписании, трудовом договоре (если речь не идет об указании надбавки за классность) и приказе о приеме на работу.

Вопрос. Можно ли лишить водителя класса?

При этом не стоит смешивать лишение класса и лишение разряда – это разные кадровые действия.

Заметим, что до 02.01.2012 Общие положения ЕТКС содержали нормы, позволяющие нанимателю понижать квалификацию работника. В настоящее время такого права у нанимателя нет.

Вопрос. Надо ли отражать класс водителя автомобиля в коде профессии рабочего при заполнении формы ПУ-2?

Так, упомянутым приложением 7 код должности служащего, профессии рабочего содержит сведения о квалификационной категории должности служащего, разряда профессии рабочего.

Заметим, что законодательство различает присвоение рабочим (водителям автомобилей) разрядов и классов. Ниже в таблице 3 приведены основные отличия между разрядом и классом.

Отличия между разрядом и классом

Разряд (как указатель квалификационных требований по профессии)

Объем и содержание трудовых обязанностей

Прямая зависимость, т.е. разряд определяет трудовую функцию водителя

Никак не влияет

Влияет непосредственно на размер оплаты труда, т.к. формирует его тарифную составляющую

Может быть основанием для соответствующей доплаты, надбавки

Зависимость от опыта и стажа

Нет, зависимость от квалификации (полученного образования, обучения)

То есть наличие у водителя автомобиля класса никак не влияет на объем и содержание трудовых обязанностей, а является своеобразным поощрением – доплатой (надбавкой) за стаж работы по профессии. Ну как платить за одну и ту же работу молодому специалисту и водителю с 20-летним стажем работы разные размеры оплаты труда? Для того чтобы не было дискриминации в оплате труда за одну и ту же работу и одновременно подчеркнуть важность опыта работника, классы и нужны.

Абсолютно иная ситуация с разрядами, т.к. они отражают характер и сложность работы, что напрямую отражается в формировании тарифной ставки (оклада). Так, у водителей 4-й разряд – это легковой автомобиль, 5-й – уже грузовой. И, в отличие от классов, разряд никак не зависит от опыта и стажа. То есть и молодой рабочий, и водитель с многолетним стажем работы при управлении легковым автомобилем тарифицируются по 4-му разряду. Разряд определяет трудовую функцию работника.

Водитель автомобиля управляет седельным тягачом (грузоподъемность тягача – 10 т, прицепа – 25 т).

Как определить кратный размер тарифной ставки 1-го разряда для расчета тарифной ставки водителя автомобиля?

В соответствии со ст. 63 ТК формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

Таким образом наниматель самостоятельно определяет порядок формирования тарифных ставок водителей автомобиля.

При этом законодательство не обязывает нанимателей устанавливать водителям автомобиля тарифные ставки исходя из тарифной ставки 1-го разряда и тарифных коэффициентов, соответствующих тарифным разрядам применительно к присвоенной квалификации.

Тарифные ставки водителей автомобиля могут определяться на основе:

– тарифных коэффициентов, соответствующих тарифным разрядам ЕТС (тарифной сетки, действующей в организации);

– кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда;

– иных условий оплаты труда, действующих у нанимателя.

Таким образом, в зависимости от действующих у нанимателя условий оплаты труда размер тарифной ставки водителя автомобиля, за которым закреплен седельный тягач с прицепом, определяется нанимателем. Например, тарифная ставка водителя автомобиля может рассчитываться исходя из кратного.

При организации перевозок пассажиров и грузов автомобилями важное значение имеет режим рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — водители).

Под режимом рабочего времени понимается порядок распределения нанимателем установленных Трудовым кодексом Республики Беларусь для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов (ст. 123 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни.

Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха водителей определяется Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 13 (далее — Положение).

Соблюдение режима труда и отдыха водителей, установленного Положением, является обязательным для коммерческих организаций всех организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, применяющих наемный труд водителей.

В той части, в которой режим рабочего времени и времени отдыха водителей не регулируется Положением, применяются общие нормы Трудового кодекса.

Началом работы водителя считается момент явки к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиками работ (сменности). Окончанием работы водителя является время освобождения от работы после проведения заключительных работ по возврату автомобиля к месту стоянки. При этом следует учитывать, что время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание и умывание перед началом и после окончания работы, на регистрацию прихода и ухода с работы, в рабочее время водителя не включается.

В отдельных случаях начало и окончание работы (смены) может устанавливаться вне места постоянной работы, о чем водителю должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены).

Согласно п. 6 Положения в состав рабочего времени водителей помимо времени движения автомобиля включается время:

■ подготовительно-заключительное — для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены (продолжительность 20 минут в смену);

■ проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью 5 минут в смену;

■ стоянки в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров;

■ простоев не по вине водителя;

■ дополнительного специального перерыва (технического), предусмотренное графиком работы (сменности) для кратковременного отдыха водителя от вождения в пути и на конечных пунктах, а также время для осмотра подвижного состава и его обслуживания;

■ стоянки при междугородных перевозках в промежуточных и конечных пунктах, предусмотренное графиком работы (сменности) для охраны груза и автомобиля.

При обслуживании автомобиля двумя водителями время, предусмотренное заданием на рейс, засчитывается им в половинном размере.

В случаях направления водителей в служебную командировку учет их рабочего времени осуществляется в порядке, установленном по месту их основной работы. Если в месте служебной командировки организована работа водителя по графику, отличному от графика работы (сменности) в месте его постоянной работы, то рабочее время водителя учитывается по его фактической продолжительности с обязательным представлением табеля учета рабочего времени, оформленного в установленном порядке.

Нормативное время пребывания водителя в служебной командировке рассчитывается исходя из:

■ дальности поездки (расстояния между пунктом отправления и пунктом назначения);

■ средней эксплуатационной скорости движения или расчетной нормы пробега автомобиля (50 км/час — для дорог с усовершенствованным покрытием; 70 км/час — для автомагистралей);

■ соблюдения требований по продолжительности рабочего времени, предоставлению перерывов для отдыха и питания и дополнительных специальных перерывов, предусмотренных законодательством и Положением.

Водителям предоставляются следующие виды отдыха:

■ перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более 2 часов;

■ дополнительные специальные перерывы (технические) продолжительностью 20 минут после управления автомобилем в течение четырех часов, если не наступает период перерыва для отдыха и питания;

■ ежедневный отдых (междусменный) продолжительностью вместе с перерывом для отдыха и питания не менее двойной продолжительности времени, затраченного на работу в предыдущий рабочий день (смену);

■ еженедельный отдых (выходные дни);

■ отдых в государственные праздники и праздничные дни;

Особенности определения тарифных ставок (окладов)

Учитывая специфику труда водителей, определение их тарифных ставок (окладов) имеет некоторые особенности.

Так как профессия водителя не тарифицируется по разрядам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, месячные тарифные ставки (оклады) водителей определяются умножением кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда на тарифную ставку 1-го разряда, установленную в коммерческой организации.

Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда для расчета тарифных ставок (окладов) водителей установлены в приложении 3 к Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123, с изменениями и дополнениями (далее — Инструкция).

Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда установлены:

■ для грузовых автомобилей — в зависимости от грузоподъемности автомобиля в тоннах и типа грузового транспортного средства (бортовые автомобили и автомобили-фургоны общего назначения; специализированные и специальные автомобили-самосвалы, рефрижераторы, седельные тягачи с прицепами и полуприцепами и др.; автомобили ассенизационные, по перевозке цемента и др.);

■ для автобусов — в зависимости от габаритной длины автобуса в метрах;

■ для легковых автомобилей — в зависимости от рабочего объема двигателя в литрах.

Некоторые особенности имеет определение грузоподъемности грузовых автомобилей в зависимости от их типа. Эти размеры устанавливаются исходя из параметров и назначения грузового автомобиля, указанных заводом-изготовителем в технической характеристике (паспорте) автомобиля. Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда определяются с учетом отдельных особенностей определения грузоподъемности автомобиля.

Когда в результате совершенствования автомобиля организациями или заводами-изготовителями увеличивается его грузоподъемность, в техническую характеристику (паспорт) автомобиля вносятся соответствующие изменения, а кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда водителей таких автомобилей определяются по новой технической (паспортной) характеристике.

Наниматель на основании коллективного договора, соглашения может уменьшить до 20 % кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда водителей в тех случаях, когда автомобильные перевозки грузов и пассажиров для него не являются основным видом экономической деятельности.

ПРИМЕР 1

В этом случае месячная тарифная ставка (оклад) водителя при отработке им установленной продолжительности рабочего времени составит:

150 000 руб. х 2,22 = 333 000 руб.

Если наниматель принял решение об уменьшении кратного размера тарифной ставки 1-го разряда на 10 %, то месячная тарифная ставка (оклад) водителя при отработке им установленной продолжительности рабочего времени будет определена исходя из уменьшенного кратного размера 2 (2,22 х ((100 – 10): 100)) и составит:

150 000 руб. х 2 = 300 000 руб.

■ тарифные ставки водителей автомобилей при работе на автомобилях с прицепами за дни их фактической работы с прицепами повышаются до 20 %;

■ тарифные ставки водителей автомобилей при работе в карьерах за дни их фактической работы в карьерах повышаются до 20 %.

Оплата труда при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

В организациях с небольшим количеством автомобилей (до 15) водители должны, как правило, полностью осуществлять работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в свое рабочее время, если не представляется возможным выполнить эти работы на станции обслуживания или в транспортной организации.

Оплата труда водителей в этом случае производится за время выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию по установленным для них, как для водителей, условиям с выплатой надбавки за классность и доплатой за ненормированный рабочий день, если таковые установлены.

Во всех остальных случаях техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны осуществляться, как правило, без привлечения водителей.

При переводе водителей на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в связи с производственной необходимостью на срок до одного месяца оплата их труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Вопросы временного перевода работника в связи с производственной необходимостью регулируются ст. 33 ТК.

При переводе водителей в случае простоя (в связи с неисправностью или некомплектностью закрепленных за ними автомобилей, отсутствием работы по специальности и т.п.) на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей на все время простоя за ними при выполнении норм выработки сохраняется средний заработок по прежней работе, а при невыполнении норм выработки или переводе на повременно оплачиваемую работу — их тарифная ставка (оклад). При этом водителю присваивается квалификационный разряд слесаря по ремонту автомобиля в установленном порядке. Вопросы временного перевода в случае простоя регулируются ст. 34 ТК.

За время привлечения водителей к выполнению работ по ремонту и техническому обслуживанию выплата надбавки за классность и доплаты за ненормированный рабочий день не производится.

Водители являются одной из категорий работников, к которым предъявляются особые требования. Специфика работы на транспортном средстве, являющемся источником повышенной опасности, особые режимы работы, отдыха накладывают свой отпечаток на подход к организации оплаты их труда. В этой статье мы постарались обобщить доступную информацию об особенностях оплаты водительского состава организации.

Содержание

Положение об оплате водителей разрабатывается на предприятиях или организациях с целью организации порядка и условий оплаты труда водителей, их материального поощрения (премирования) и стимулирования. Положение не должно нарушать нормы и стандарты, утвержденные законодательством РФ. Более подробно об общих принципах разработки Положения вы можете прочитать в моей статье .

Положение должно быть разработано согласно специфики транспортного производства, учитывая систему организации и графика работы водительского персонала, сложность и характер выполнения транспортных заданий.

Данный документ распространяет свою юридическую силу на лиц (водителей), осуществляющих свою трудовую деятельность на основании составления трудового договора с предприятием.

Здесь не будем говорить о категориях, указанных в водительском удостоверении. Большое многообразие автомобильной техники и направлений ее использования предъявляют особые требования к организации как работы, так и оплаты труда сотрудников автотранспортных подразделений. Исходя из этих особенностей, можно выделить несколько категорий специалистов по вождению и эксплуатации транспортных средств:

1. легкового ТС (вместимость ТС не превышает 5 посадочных мест).

2. микроавтобусов (вместимость ТС от 5 до 18 посадочных мест).

3. автобусов (вместимость ТС более 18 посадочных мест).

4. специально оснащенного автомобиля (спецтехники).

5. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС не превышает 3 тонны).

6. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС от 3 тонн до 12 тонн), в том числе:

  • грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
  • грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
  • грузового транспорта, производящий международные перевозки, в том числе:

7. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС более 12 тонн):

  • грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
  • грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
  • грузового транспорта, производящий международные перевозки.

Оплата труда водителей – денежные средства, выплачиваемые водителям за качественное и своевременное выполнение ими обязанностей в соответствии с законодательной базой РФ, трудовыми соглашениями, положением об оплате труда водителям, а также дополнительными нормативными документами предприятия, регулирующие отношения между работником и работодателем.

Оплата труда состоит непосредственно из зарплаты, начисленной согласно повременных или сдельных тарифных ставок, а также дополнительных надбавок за классность и/или условий работы, поощрительных доплат и премий.

Статья 129 ТК РФ

Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)

Вознаграждение труда зависит от следующих факторов:

  • категории водителя;
  • классность водителя;
  • условий труда (условий манеры вождения, уровень сложности в управлении ТС и т.п.);
  • наличия переработки (перевыполнение плановых показателей: часы работы, пассажироёмкость, тоннаж, тонно-километры и прочее);
  • графика работы (дневное время, ночное время).

В зависимости от категории водителя, расчеты с ним могут быть осуществлены в виде:

  1. Повременной (почасовой) ставки. Данная система расчетов применяется для специалистов, обязанности которых не включают прохождения длительных расстояний, а требуют определенных навыков и мастерства. В основном, почасовая выплата начисляется водителям:
  • определенной спецтехники;
  • пассажирского транспорта (легковые ТС, микроавтобусы, автобусы), если их работа совмещает ожидания (например, время ожидания руководителя или клиентов, время ожидания погрузки);
  • грузового ТС в случае перевозки на незначительные расстояния небольшого веса груза.
  1. Сдельной ставки за пройденный километраж. Данная система расчетов может применяться для водителей легкового транспорта или микроавтобусов, производящие междугородние или международные перевозки.
  2. Сдельной ставки за пассажирооборот. Данная система оплаты актуальна для водителей автобусов или микроавтобусов.
  3. Сдельной ставки за перевезенный тоннаж или произведенные тонно-километры. Сдельный заработок выгоден для специалистов, управляющих грузовым автотранспортом, и перевозящие объемные грузы на значительные расстояния (например, зарплата международников, которая является одной из самых высоких среди водительского состава).

Думаю, что все знают о том, что заработная плата не может быть меньше установленного в РФ минимального размера оплаты труда .

Применение повременной системы расчетов актуально в следующих случаях:

Данный вид оплаты требует организации правильного и своевременного табельного учета фактически отработанного времени каждого работника.

Рассчитывается повременная оплата труда следующим образом:

Расчет повременной оплаты

Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.

Оплата труда водителей, когда ТС на ремонте или во время простоя транспорта не по причине самого водителя производится по его почасовому тарифу без надбавок на классность и прочих.

. Внимание: на сайт добавлен материал по оплате водителей на ремонте.

Сдельный заработок обусловлен выработкой ТС, которая зависит от производительности водителя. Сдельная оплата рассчитывается, согласно сдельных расценок, по следующим критериям:

  • за пройденное расстояние (км),
  • пассажирообъём (Vп),
  • тонны (т),
  • тонно-километры (ткм).

Применение сдельной системы оплаты водителей актуально в следующих случаях:

  • когда применение повременной данной выплаты не актуально и не целесообразно для исполнителя;
  • в случае, когда следует оценить все тонкости условий труда и сложности производства ТС.
  • когда нужно стимулировать исполнителей к увеличению производительности труда: чем больше сделал, тем больше заработал.

Данный вид вознаграждения выгоден специалистам по управлению ТС, которые за сравнительно оптимальный промежуток времени выполняют трудоёмкие и направленные на результат транспортные работы. Сдельная оплата труда подразделяется на:

  • коллективную (применяется, когда транспортное производство непрерывное или достаточно длительное, что требует посменного чередования работников с целью организовать необходимый отдых водителей). Коллективная сдельная оплата распределяется между водителями, согласно удельному весу их личной выработки или коэффициенту трудового участия.
  • индивидуальную – чаще всего используемый вид сдельного расчета. Применяется, когда нормы охраны труда не требуют смены водителя (обычно рабочая смена не превышает 12 часов).

Индивидуальное управление ТС более приемлема, поскольку водитель полностью отвечает за объем производства, что отражается на его заработной плате, а также за состояние ТС индивидуально. Коллективная работа предусматривает конкуренцию, что может вызвать недовольства среди водительского состава.

Сдельная оплата труда утверждается работодателем и соответствует нормативам коллективного договора, трудового соглашения или договора.

Данный вид заработка требует организации достоверного учета фактических показателей выработки ТС.

Рассчитывается сдельная оплата водителей следующим образом:

Формула 2: Расчет сдельной оплаты

Выработка может исчисляться в:

  1. Пройденном расстоянии – километрах. Свойственно для работы легковых ТС, перевозящих пассажиров на длительные расстояния, когда транспорт работает без простоев. Единица измерения выработки: км;
  2. Пассажирообороте – транспортное производство исчисляется в перевезенном объеме пассажиров на определенное расстояние. Единица измерения выработки: Vп или Vп*км= Vпкм
  3. Тоннаже – производство ТС исчисляется в перевезенных тоннах. Единица измерения выработки: т.
  4. Тонно-километрах. Самый распространенный вид выработки, исчисляемый в объеме перевезенного груза на определенное расстояние. Единица измерения выработки: т*км = ткм.

Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.

Качественно разработанная система премирования является отличной мотивацией труда для работников и разрабатывается с целью улучшения различных показателей финансово-экономической деятельности транспортного предприятия (подразделения).

Отсутствие премиальных может стать достойным наказанием (а также примером для других) при производственных упущениях работника и несоблюдении водителем должностной инструкции.

Показатели, условия и размеры премирования должны быть разработаны в положении об оплате труда, как неотъемлемой части коллективного договора.

Показатели премирования работников могут зависеть от:

  • высококачественного и своевременного выполнения заданий, указанных в путевых листах;
  • отсутствия жалоб от грузоотправителя и/или грузополучателя;
  • соответствия пробега автомобиля с нормами расстояний;
  • выполнения или перевыполнения месячного плана выработки.;
  • уровня качества работы в коллективе;
  • роста выработки транспортного средства (роста производительности труда самого водителя);
  • управления ТС в рамках пригородных и междугородных маршрутов:
  • соблюдения графика движения, указанного в путевом листе;
  • высокого сервиса обслуживания пассажиров;
  • содержания транспортного средства в технически исправном состоянии;
  • целесообразного и бережного использования ТС;
  • экономии ГСМ и РТИ (зависит от манеры и характера вождения);
  • совмещения профессий, например для водителей экспедиторов;
  • расширения зоны обслуживания автомобилем (увеличение объема транспортного производства);
  • выполнения обязанностей временно отсутствующего работника.

Премия может иметь вид фиксированной суммы (ЗП=ОТ+П) или быть в виде процентной ставки (ЗП=ОТ*Кп), где

ЗП – заработная плата водителя

ОТ – оплата труда(повременная, сдельная или комбинированная)

П – фиксированная сумма премии

Кп – премиальный коэффициент.

Если премиальный коэффициент утверждается в коллективном договоре и является большим рычагом для мотивации труда, то фиксированная сумма премии может варьироваться каждый отчетный период и зависит от решения руководителя предприятия (подразделения).

Категория водителя зависит от ТС, на котором он работает и специфики работы данного ТС. Присужденная категория непосредственно влияет на размер заработной платы, поскольку тарифная ставка на определенный вид транспортной услуги разрабатывается, согласно соответствующей категории.

Классность водителей (повышение или понижение) определяется на предприятии квалификационной комиссией, которая проводит соответствующую аттестацию. Решение о присвоении классности утверждается приказом по предприятию, также производится соответствующая запись в трудовую книжку работника уполномоченным лицом.

Закон РФ не предусматривает нормы касательно продления классности водителям, которая присвоена им на предыдущем месте работы. Решение о сохранении классности принимает руководитель на новом месте работы. Чаще всего на новой работе придется снова подтверждать свою классность.

Классность водителей имеет три ступени:

Надбавка за классность утверждается руководителем предприятия в виде фиксированного коэффициента. В основном, для специалистов управления транспортных средств II класса размер надбавки за классность составляет 10%, а I класса — 25% от тарифной ставки за фактически отработанное водителем время на рейсе. Цифры примерные, могут быть изменены по решению администрации организации.

Структура положения оплаты труда может иметь, например, следующий вид:

1. Общие положения:

  • введение со ссылками на основные издания (законодательную базу) положения;
  • общее определение применяемой системы оплаты труда и ее основных составляющих;
  • определение и описание свойств системы расчетов, применяемой для отдельных категорий работников.

2. Условия и порядок оплаты труда:

  • основные условия материального вознаграждения.
  • порядок установления и размеры минимальных тарифных ставок в соответствии с водительскими категориями и личностными навыками работы;
  • порядок, условия и размеры повышающих коэффициентов к минимальным тарифам на основании классности, режима работы, т.п..
  • Условия, порядок и объем выплат водителям, компенсирующих определенные условия труда.

3. Условия, порядок и объем премиальных выплат, стимулирующих работу исполнителей в разрезе их категорий:

  • по результатам работы работников (за отчетный период);
  • за качество и сервис производимых транспортных работ;
  • за качественное и своевременное выполнение особо важных и срочных поручений;
  • за интенсивную производительность и добросовестное отношение к работе.

4. Дополнительные моменты по оплате труда, учитывая специфику работы предприятия.

5. Заключительные (итоговые) положения.

Положение об оплате водителей разрабатывается отделом труда и заработной платы (ОТиЗ) предприятия (или уполномоченным специалистом).

Данное положение регулирует правовые отношения между работодателем и водителем, а также является мотивирующим фактором не только для исполнителя, но и для самого руководителя, как потребителя качественных транспортных услуг с целью получения выручки и уменьшения риска понесения дополнительных расходов по причине некачественной транспортной услуги (дополнительный ремонт, штрафы и прочее).

В основе оплаты труда водителей лежит часовая тарифная ставка водителя III класса. Она зависит от назначения автомобиля и его грузоподъемности.

По назначению автомобили подразделяются на три группы:

- I группа – бортовые автомобили и автомобили фургоны общего назначения;

- II – специализированные и специальные автомобили, самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, пожарные, технической помощи, снегоочистительные, поливочно-моечные, подметально-уборочные, автокраны, автопогрузчики и другие; седельные тягачи с полуприцепами и балластные тягачи с прицепами;

- III автомобили по перевозке цемента, ядохимикатов, трупов, безводного аммиака, аммиачной воды, гниющего мусора, ассенизационных грузов.

По грузоподъемности автомобили разбиты на 12 групп.

С возрастанием группы назначения и грузоподъемности автомобилей часовые тарифные ставки водителей увеличиваются. Они устанавливаются по грузоподъемности базового автомобиля независимо от массы смонтированного на нем оборудования (фургона, оборудование для природного газа, цистерны, механизмы и др.).

Для водителей, работающих на седельных и балластных тягачах, часовые тарифные ставки устанавливаются соответственно по грузоподъемности полуприцепа и прицепа (без учета грузоподъемности второго полуприцеп), а на автомобиле с прицепами – без учета грузоподъемности этих прицепов.

В виду того, что в основе оплаты труда водителей лежит часовая тарифная ставка водителя III класса, то водителям второго класса делается доплата за классность 10% к тарифной ставке, а первого класса – 25 %.

Затем к определенной оплате труда с учетом назначения автомобиля, его грузоподъемности и классности водителя, а также других видов доплат делается доплата за районный коэффициент.

Для оплаты труда водителей грузовых автомобилей, как правило, применяется сдельная индивидуальная система оплаты труда (сейчас широко применяется бригадная сдельная) на основе единых норм времени на перевозку грузов и сдельных расценок для оплаты труда водителей. Сдельную заработную плату (тарифная заработная плата) начисляют за количество перевезенных тонн груза и за выполненный грузооборот по соответствующим сдельным расценкам, рассчитанным на основе тарифных ставок и норм и норм времени с учетом класса груза по выражению

где СТ – сдельная расценка на погрузку и разгрузку одной тонны груза, руб;

СТКМ – сдельная расценка на выполнение одного тоннокилометра, руб;

Нврт – норма времени на погрузку и разгрузку одной тонны груза, мин;

Сминij – минутная тарифная ставка водителя автомобиля i-го назначения и j-ой грузоподъемности, руб;

НТКМ – норма времени на выполнение одного тоннокилометра, мин;

k – коэффициент класса груза.

Единые нормы разработаны с учетом рациональной организации перевозок грузов и проведения погрузочно-разгрузочных работ, применения соответствующих способов механизации, особенностей перевозимых грузов, максимального использования грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава и контейнера, различных дорожный условий эксплуатации автомобилей, соблюдений правил дорожного движения и других правил (см. приложение 2).

Единые нормы времени и сдельные расценки установлены:

- при простое автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов I класса – на 1 тонну; для контейнеров – на 1 контейнер; для наливных и пылевидных грузов в автоцистернах, не имеющих класса, - на полный эксплуатационный объем цистерны;

- при перевозке грузов I класса – на один тоннокилометр.

Для грузов II класса нормы времени и сдельные расценки применяются с поправочным коэффициентом 1,25; III класса – 1, 66; IV класса – 2,0. Класс грузов определяют в соответствии с номенклатурой и классификацией грузов перевозимых автотранспортом (утверждены Постановлением Госкомтруда СССР от 08.04.1982 №84, см. приложение 4). Если груз не подпадает под соответствующую классификацию, то определяют поправочный коэффициент как отношение единицы на фактический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля. Учет поправочных коэффициентов не допускает потери в заработной плате не по вине водителя.

На предприятиях грузового автомобильного транспорта рекомендуется утверждать местные нормы с учетом конкретных условий эксплуатации по следующим выражениям

Здесь tП-Р – регламентируемое время простоя под погрузкой и разгрузкой на одну ездку с грузом, мин;

qН – номинальная грузоподъемность автомобиля, т.;

γ – коэффициент использования грузоподъемности;

VТ – расчетная норма пробега грузового автомобиля, принимаемая для расчета норм по соответствующей группе дорог, км/ч;

β – коэффициент использования пробега, равный 0,5, а для спецавтомобилей 0,45.

При работе автомобилей с загрузкой в обоих направлениях, а также при перевозке в обратном направлении возвратной тары (контейнеров) к расценкам за 1ткм применяется поправочный коэффициент в размере от 0,5 до 1,0 за тоннокилометр, выполненные в обратном направлении. При перевозке грузов в автомобилях-фургонах нормы времени могут быть увеличены не более чем на 10%; при перевозке грузов, требующих особую осторожность и пересчета, нормы времени увеличивают, но не более 25%. При работе седельного тягача с полуприцепом нормы времени на 1 ткм применяются с поправочным коэффициентом, равным 1,2.

Нормы времени простоя под погрузкой и разгрузкой 1 т груза и соответствующие сдельные расценки для оплаты труда водителей устанавливаются в зависимости:

- от способа производства погрузочно-разгрузочных работ (механизированный или ручной);

- типа погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.

Оплата труда водителей грузовых автомобилей, занятых перевозкой контейнеров, производится за фактически выполненные тоннокилометры по нормам времени и сдельным расценкам, исчисленным исходя из среднего фактического коэффициента использования грузоподъемности автомобиля.

Конкретные размеры поправочных коэффициентов и доплат могут устанавливаются самостоятельно руководителями предприятий с учетом местных условий.

Премирование водителей грузового автотранспорта устанавливаются руководством предприятия по согласованию с профсоюзными организациями с учетом выполнения плана по основным показателям, основными из которых являются:

- выполнение плана по доходам и перевыполнение его;

- за улучшение эксплуатационных показателей;

- за выполнение графика перевозок;

- за экономию топлива;

- за пробег шин сверх норм и тд.

3.4.4.1.2 Повременная оплата труда

Повременная оплата труда водителей грузовых автомобилей может производиться по прямой простой повременной или повременно-премиальной системам. По первой системе оплата производится по часовым тарифным ставкам водителей автомобилей соответствующего назначения и грузоподъемности за фактически отработанное время. По второй системе дополнительно выплачивается премия в соответствии с положением о премировании на предприятии за качественное выполнение работы и перевыполнение установленных показателей.

3.4.4.2 Автобусного парка

Поскольку часовые тарифные ставки рассчитаны для водителей III класса, то водителям других классов производится доплата за классность как и водителям грузового транспорта.

Дополнительно водители могут получать доплаты за выполнение обязанностей кондуктора; с выручки от реализации проездных билетов; работу в ночное время, праздничные дни, сверхурочные работы и бригадирство. Размер доплат должен соответствовать действующему законодательству и коллективным договорам на предприятии.

Премия начисляется в соответствии с действующим положением о премировании на предприятии. Основными показателями для премирования является выполнение каждого рейса по графику, каждый процент перевыполнения плана выручки и качество перевозок.

3.4.4.3 Оплата труда водителей автомобилей-такси

Их труд (а также водителей грузовых) оплачивается по повременно-премиальной или сдельно-премиальной системам оплаты труда. При первой системе оплата труда производится за фактически отработанное время на линии по часовым тарифным ставкам, которые дифференцированы в зависимости от рабочего объема двигателя и численности населенного пункта.

При применении сдельно-премиальной системы заработная плата может быть рассчитана по выражению

где ВПЛ КМ, ВПОСПЛ ПР – выручка соответственно за платные километры пробега, посадки и платного простоя, руб;

СПЛ КМ, СПОС, СПЛ ПР – сдельные расценки с каждого рубля выручки соответственно за платные километры, посадки и часы платного простоя, руб.

Сдельную расценку с рубля выручки платного километра пробега определяют на основе плановых показателей среднеэксплуатационной скорости (VЭ) и коэффициента пробега. При этом норму пробега исчисляют на пять километров платного пробега по выражению

где tДВ = 60 мин – время движения автомобиля, мин;

В качестве расценки с одного рубля выручки за оплаченный пассажиром простой автомобиля можно принимать 50% часовой тарифной ставки водителя.

Расценка с рубля выручки за посадку пассажиров определяется руководителем предприятия по согласованию с комитетом профсоюза.

Все сдельные расценки устанавливаются на период не менее одного года.

Водителям такси также предусматриваются доплаты и начисление премии за выполнение в основном аналогичных показателей как и у водителей автобусов.

3.4.4.4 Оплата труда ремонтных рабочих

Оплата труда ремонтных рабочих АТП формируется в основном с использованием повременной и сдельной формы. Повременная форма оплаты труда реализуется, как правило, в виде повременно-премиальной системы оплаты труда ремонтных рабочих. Премирование рабочих производится чаще всего по следующим основаниям:

- обеспечение своевременного и качественного выполнения программы или нормируемых заданий по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и другим видам работ;

- выполнение и перевыполнение задания по выпуску состава на линию;

- снижение эксплуатационных расходов, стоимости обслуживания и ремонта подвижного состава при соблюдении показателей качества работ;

- улучшение результатов хозрасчетной деятельности бригады, участка, колонны, цеха и др.

Повременно-премиальная система оплаты труда проста при начислении заработной платы и должна обеспечивать рабочим материальную заинтересованность.

При сдельно-премиальной системе оплаты труда в ее основе лежат сдельные расценки за единицу работы и объем выполненной работы. За единицу работы принимают количество изготовленных деталей, проведение капитального ремонта агрегатов, проведение технического обслуживания автомобилей и др.

Индивидуальная прямая сдельная система оплаты труда ограничивается сложностью учета фактических трудовых затрат каждым рабочим по элементам работ. Поэтому для ремонтных рабочих применяется коллективная форма оплаты труда и заработная плата коллективу начисляется по сдельным расценкам за километр пробега (Ссдкм), час (Ссд.ч) и день (Ссд.день) соответственно по выражениям

где LОБЩ – общий пробег одной марки автомобиля, км;

ТН – время работы в наряде, ч;

АДР – автомобиле-дни работы одной марки.

Здесь НКМ – норма времени на все виды технического обслуживания и текущего ремонта в расчете на километр пробега одной марки, км;

СЧ – часовая тарифная ставка рабочего среднего разряда работ, км;

LСС – среднесуточный пробег автомобиля одной марки, км.

В положении по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей нормы времени установлены на 1000 км пробега. Следовательно, для расчета сдельной премиальной заработной платы ремонтным рабочим целесообразно применять сдельную расценку на 1000 км пробега.

При обеих формах оплаты труда ремонтным рабочим производят доплаты и надбавки в соответствии с действующим законодательством и положением о премировании на предприятии.

3.4.4.5 Оплата труда руководителей, специалистов и служащих

В последнее десятилетие наряду с формами и системами оплаты труда, основанными на применении тарифных ставок (окладов) и расценок, получает распространение бестарифная система, которая характеризуется:

- тесной связью уровня оплаты труда работников с фондом заработной платы, начисленной по коллективным результатам работы;

- присвоением каждому работнику относительно постоянных коэффициентов, комплексно характеризующих его квалификационный уровень и определяющих его трудовой вклад в общие результаты труда по данным о предыдущей деятельности работника;

- присвоением каждому работнику коэффициента трудового участия в текущих результатах деятельности, дополняющих оценку его квалификационного уровня.

При определении коэффициента квалификационного уровня возможны два подхода:

- исходя из соотношений в оплате труда, фактически сложившихся в период, предшествующий переходу к бестарифной системе оплаты труда;

- исходя из соотношений в оплате труда, вытекающих из действующих условий оплаты труда работников в период введения бестарифной системы.

Для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих установлены должностные оклады. В настоящее время получила распространение контрактная система оплаты труда аппарата управления. При этом величина заработной платы зависит от деловых качеств, уровня квалификации, специфики деятельности, масштабов и сложности управления. В условиях работ по контракту оплата является элементом договора найма и должна быть фиксирована на определенный период времени. В условиях договора должен быть определен круг обязанностей и ответственности за невыполнение принятых на себя обязательств, отражен механизм экологических санкций за каждый вид нарушения.

При оплате труда всех категорий работающих вводятся поясные поправочные коэффициенты.

При планировании расходов на оплату труда участвуют следующие три составляющие.

I Основную заработную плату за отработанное время, которая включает в себя:

- заработную плату за выполненную работу, работником по сдельным расценкам;

- заработную плату работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время;

- премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер, независимо от источника их выплат;

- стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам;

- ежемесячные и ежеквартальные вознаграждения за выслугу лет, стаж работы;

- компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;

- доплаты за работу в ночное время;

- оплата работы в выходные и праздничные дни;

- оплата сверхурочной работы.

Затем к сумме основной заработной платы со всеми возможными премиями, вознаграждениями и надбавками вводится районный коэффициент.

II Дополнительную заработную плату, которая предусматривает оплату:

- ежегодных и дополнительных отпусков;

- учебных отпусков, представленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях;

- на период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку повышения квалификации или обучения вторым профессиям;

- труда работников, отвлекаемых к выполнению государственных и общественных обязанностей;

- простоев не по вине работника;

- за время вынужденного прогула;

- льготных часов подростков.

Дополнительная заработная плата определятся в процентах от основной заработной платы по выражению

где П% - процент дополнительной заработной платы, определяемый по выражению

Здесь ДОТП – продолжительность отпуска, дни;

ДК – продолжительность календарного периода, дни;

ДВЫХ – количество выходных дней;

ДПР – количество праздничных дней;

1 – процент, предусматривающий выполнение государственных и общественных обязанностей.

III Выплаты социального характера, которые направлены на:

- отчисления в пенсионный фонд, учреждения и организации здравоохранения;

- оплату путевок работникам и членам их семей, экскурсий, путешествий за счет предприятия;

- оплату проезда к месту работы транспортом общего пользования;

- возмещение платы родителям за детей дошкольных учреждений;

- компенсации женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (без пособий по социальному страхованию);

- выходное пособие по прекращению трудового договора.

Выплаты социального характера определяются также в процентах от фонда оплаты труда, т.е. суммы основной и дополнительной заработной платы. Величина процента устанавливается государством.

Сумма всех трех составляющих расходов на оплату труда составляет общий фонд заработной платы работников, которая учитывается при расчете себестоимости соответствующих видов транспортных услуг.

Читайте также: