Кто написал водители фрегатов

Обновлено: 06.07.2024

Книга посвящена отважным мореплавателям прошлого: Джемсу Куку, Лаперузу, Ивану Крузенштерну, Юрию Лисянскому, Рутерфорду, Дюмону Дюрвилю. Это увлекательное и яркое повествование о судьбе прославленных моряков, их жизни, полной героических путешествий и великих открытий.

Только смелым покоряются моря.

Если мы заглянем в энциклопедию, то узнаем, что фрегатом в парусном флоте именовалось военное трёхмачтовое судно с полным парусным вооружением с одной или двумя (открытой и закрытой) орудийными палубами. Они считаются предшественниками крейсеров, использовались в военных целях и в дальних экспедициях.

Книга Николай Чуковского была одной из самых любимых в моем детстве, по степени увлекательности она соперничала с лучшими романа Жюля Верна, но за счёт документальности изложения с элементами художественных отступлений формировалось ощущение подлинности описываемых событий, что делало чтение еще увлекательнее.

Книга состоит из пяти частей, каждая из которых по своему интересна и стоит отдельного упоминания.

Начинается сборник с главы, а по сути, с повести - "Капитан Джеймс Кук и три его кругосветных плавания". Про Кука тогда - в 1977 году, когда читал книгу, - я уже знал и не только из песни Высоцкого, которая была у нас на гибкой подпольной пластинке. Красочное описание трёх кругосветных путешествий - Кук стал первым человеком, обогнувший земной шар трижды - завораживало. Я вместе с писателем и главным героем переживал волнующие приключения, раскачиваясь на борту сначала "Индевора" (первое путешествие), затем "Резолюшн" (два следующих). Австралия, Новая Каледония, остров Пасхи, Гавайи. Помню, как я уличил Высоцкого в ошибке, в его песне Кук подплывал к берегам Австралии, чтобы быть съеденным аборигенами, а на самом деле он погиб на Гавайях.

Вторая повесть - "Капитан Лаперуз, который плыл от несчастья к несчастью". Если с Куком я был знаком до чтения книги, то Лаперуз стал неожиданным открытием. Хотя слово такое "Лаперуза" я уже слышал и тоже в песне: "А я бросаю камешки с крутого бережка далекого пролива Лаперуза". И вот теперь я узнал, почему так называется пролив между нашим Сахалином и японским Хоккайдо. Французский мореплаватель, отправившийся в Тихий океан с целью систематизировать открытия Джеймса Кука, ввязался в труднейшее мероприятие, ему пришлось бороться не только со стихией, но и с невезением. Порадовал визит Лаперуза в русский Петропавловск-Камчатский, откуда он и отбыл на юг - в район Соломоновых островов, где без вести пропала вся экспедиция.

Третья часть-повесть - "Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский — первые русские капитаны, которые обошли вокруг света" И снова, начиная чтение повести я припомнил песню: "Когда паруса Крузенштерна шумят над твоей головой". Я уже знал, что именем мореплавателя назван парусник, который используется в качестве учебного судна. Я не знал, что построен он был в фашистской Германии, и достался СССР по репарации, но это к делу отношения не имеет. Описание первой русской кругосветки на "Неве" и "Надежде" тоже впечатляло, освещался и конфликт Крузенштерна с Рязановым, который был оставлен в Японии в качестве первого русского посла.

Безумно интересной оказалась четвертая повесть сборника - "Матрос Рутерфорд в плену у новозеландцев", Потрясающая судьба Джона Рутерфорда, 20-летнего моряка, попавшего в плен к воинственным маори, которые к тому же были людоедами. Они убили и съели 11 спутников Джона, попавших в плен вместе с ним, но ему удалось завоевать доверие вождя Эмаи. За 10 лет, проведенных в Новой Зеландии, он превратился в настоящего маори и даже стал вождем. Вернувшись в Англию, он тосковал по новой родине и, скорее всего, вернулся туда снова, канув в безвестности. Был полностью татуирован и в этом плане послужил прообразом для Паганеля, тоже попавшего в плен к маори в романе "Дети капитана Гранта".

Замыкает книгу повесть "Капитан Дюмон-Дюрвиль и его запоздавшая находка". Она отправляет нас ко второй повести сборника. Дело в том, что француз Дюмон-Дюрвиль сумел найти следы пропавшей экспедиции своего соотечественника Лаперуза, но случилось это спустя 47 лет после её исчезновения. Это открытие мореплаватель сделал во время своего второго кругосветного путешествия, а всего их у него было три, как и у Куку, но погиб он не в желудках аборигенов, а в самой первой крупной железнодорожной катастрофе. "Се ля ви!" как говорят его соотечественники.

По морям, по волнам, - нынче здесь, завтра там!

Велик океан. Прекрасен, но суров и очень требователен к тем, кто дерзает исследовать его тайны. Сложна жизнь мореплавателя и сухопутному человеку кажется магией. Вот как управится с фрегатом, паруса которого состоят из двухсот отдельных частей, если нет у тебя на службе тысячи сказочных пикси? Как вскарабкаться по мачте на самый верх, если ты не человек-паук? Не представляю. Могу только восхищаться теми, кто раз за разом отправлялся за укрытый туманами горизонт. Хорошо еще, что на каждого романтика, мечтающего приоткрыть полог неведомого, приходится пара десятков прагматиков, отправившихся на поиски кузькиной матери, чтобы поднять уровень жизни, прикупить домик в деревне, содержать семью. Совместными усилиями эти люди не только совершали удивительные открытия, но и возвращались назад (в большинстве случаев).

Капитан Джемс Кук и три его кругосветных плавания.
Если в молодости, будучи юнгой, не пить по кабакам и не играть в карты, то можно закончить как Кук. В двадцать два года стать капитаном и поплыть наблюдать Венеру на тихоокеанский остров Таити. Три раза отправляться в путь, имея планов громадье и открыть кучу всего, кроме того, за чем посылали - ни южного материка, ни северо-западного прохода. СЗП, похоже, не только место, но и карма. Потому что быть британцем и найти его не было возможности. Возмездие за беспощадность по отношению к простым морякам? Если верить автору, совсем там плохо было морским пролетариям - бежали с кораблей как крысы, при малейшей возможности. Но Кук был редким исключением - от него не сбегали. Человеком он оказался добрым, справедливым, заботливым. Много общался с туземцами, даже хотел подружиться. Но те его путали своим поведением. То бусики им нравятся, то не нравятся. То на зеркальце меняться будут, то только на топоры и гвозди. Вот такие непостоянные. А еще каннибальствуют потихонечку и чтобы отучить их от этой вредной привычки, Кук решил им подогнать овечек (пока Даррелл не видит). Конечно, такое не могло закончится счастливо. Не пренебрегайте бокалом хорошего вина, не дайте туземцам себя облапошить.

Капитан Лаперуз, который плыл от несчастья к несчастью.
Про этого доблестного француза раньше ни разу не слышала и, возможно, если бы не книга, так и прозябала бы в невежестве. Так что, спасибо Николаю Чуковскому за своевременный ликбез. Жаль было бы пропустить такие увлекательные приключения. Открытия, совершенные Куком, не давали французам спать спокойно. Не могли они допустить, чтобы Англия все себе захапала и послали Лаперуза совершать подвиги. Ох и напутешествовались мы. Сплавали к испанцам на Тенериф, потом в богатую португальскую колонию (Бразилия которая). Тоже поискали северо-западный проход. Хоть Кук и говорил, что его не нашел. Но разве можно верить англичанам? Нашли и скрывают ото всех. Надо тоже найти для Франции и присвоить себе. И побыстрее. Пока великая французская, которая зреет, не смешала все карты. Побывать в Патагонии. Изумиться истории о переехавшем Консепсионе. Снова отметиться на острове Пасхи, вслед за Куком. На островах, хочу я заметить, надо бдить во всю. А то там воруют. у Шпака магнитофон у Кука - овец, у Лаперуза - шляпу и ведро. Да они даже мундир из-под спящего уведут. Виртуозы. Не повторяйте ошибок французов - носите облегающую одежду, а шляпу приклеивайте на скотч!

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский — первые русские капитаны, которые обошли вокруг света.
Если уж Франция волновалась, что ей после Англии ничего не достанется, то что уж про Россию говорить.

На протяжении XVIII века русский военный флот выиграл много сражений и в Балтийском море, и в Черном, и в Средиземном, но все это были воды Северного полушария, сравнительно близкие. Еще ни один русский корабль ни разу не пересек экватор, не совершил плавания вокруг земного шара.

Там, в тропических и южных морях, в далеких океанских просторах, плавали корабли Англии, Голландии, Франции, Испании, Португалии, но не России. Англичане, французы, голландцы, испанцы, плавая по этим южным морям, покоряли далекие земли, грабили их, обращали жителей в рабство и торговали рабами. Из-за этих земель они постоянно ссорились между собой и старательно оберегали их от иностранцев.

Да, мы проснулись "к шапочному разбору". Все тропические острова с аборигенами разобрали и нам осталась Антарктида. Хоть что-то успели открыть - спасибо Беллингсгаузену. Но это за скобками романа. Нашим же героям досталось проложить морской путь в Русскую Америку. Чтобы оценить всю важность такого маршрута, достаточно ознакомится с альтернативным способом передвижения - без содрогания сухопутные мытарства купцов читать не возможно. Вот и подсуетились купцы Российско-Американской компании на счет экспедиции. И поплыли мы снова по знакомым местам. Пик Тенерифа - я туда столько раз заруливала, что испанские пограничники стали узнавать меня в лицо и пропускали на берег без документов. Еще раз в богатую португальскую колонию бабочек смущать. Смахнуть пыль с истуканов острова Пасхи. Гавайские острова. Камчатка. Удивительная Япония. Чудно у них - двери сдвигаются, мебели нет, подарки для императора доставляют на руках. Особо порадовал подаренный слон. Я представляю шок бедного слоника, когда его взяли на ручки и понесли в неизвестном направлении. Берегите животных - не отнимайте у них свободу передвижения!

Одолевшим три части книги, посвященных гигантам мореплавания, бонусом достанется самая художественная часть - похождения матроса Рутерфорда в плену у новозеландцев. Душевные люди эти туземцы, как выясняется, ради них можно даже многочасовой поход в тату салон вытерпеть, но есть у них один существенный недостаток - человеченку любят. Не смог отважный матрос с таким примириться.

Заключительная часть книги знакомит с капитаном Дюмоном Дюрвилем, отправившемся искать следы исчезнувшего сорок лет назад Лаперуза. Жаль, что выражение "Лучше поздно, чем никогда" к результатам его экспедиции не очень подходит.

В меру увлекательно для книги о реальных людях и событиях. Крайне познавательно, особенно если ты - ребенок и в голове еще есть место для новых знаний. Достаточно подробно и всеобхватно. И никакой морской болезни.

Книга прочитана в рамках игр Вокруг света и Игра в классики.
За отличное настроение во время путешествия благодарю Полину LiseAlice

Почти половина земного экватора проходит по Тихому океану.

Найди Тихий океан на глобусе, и ты увидишь, что он занимает почти целое полушарие.

Когда на одном берегу Тихого океана день, на противоположном – ночь. Когда на одном берегу утро, на противоположном – вечер.

Ветры, не встречая на пути препятствий, по целым месяцам дуют в одном направлении. Громадные длинные волны катятся, не зная преград. Бутылка, брошенная в океан, может плыть столетия и не доплыть до берега.

Из вод этого безмерного океана поднимаются тысячи островов. Они покрыты густым тропическим лесом и похожи на плавучие цветущие сады.

Громадные океанские просторы лежат между этими островами.

Первым европейцем, увидевшим Тихий океан, был испанец Бальбоа. В 1513 году Бальбоа с небольшим отрядом высадился на атлантическом побережье Центральной Америки и пошел в глубь страны. Он поднялся на горный хребет и увидел впереди неведомое море. Бальбоа спустился к этому морю и, не снимая доспехов и лат, вошел в его волны. Стоя по грудь в воде, он торжественно принял весь океан, о размерах которого не знал ничего, во владения короля Испании.

Семь лет спустя, в 1520 году, Магеллан, командовавший эскадрой испанских кораблей, обогнул Американский материк с юга и вступил в Тихий океан. Много месяцев плыл он по Тихому океану, не встречая никакой земли. Несколько раз он пытался измерить лотом глубину, но лот не достигал дна. Да и как Магелланов лот мог достигнуть дна, если глубина Тихого океана во многих местах равна десяти километрам!

Магеллан пересек Тихий океан от Южной Америки до Филиппинских островов. Он был убит в сражении с филиппинцами.

Из эскадры Магеллана только один корабль вернулся в Испанию. Этот корабль, плывя сначала по Индийскому океану, потом по Атлантическому, вернулся в Европу, совершив, таким образом, первое в истории человечества кругосветное путешествие.

В течение следующих двухсот лет испанцы, голландцы и англичане не раз проходили по пути, проложенному Магелланом. Но новые путешественники не решались отклоняться в сторону от знакомой дороги, и поэтому исследование Тихого океана почти не подвигалось вперед.

Смелее других был капитан Абель Тасман, голландец.

Отойдя от Магелланова пути к югу, Тасман в 1642 году открыл Австралию, Тасманию и Новую Зеландию.

В первой половине XVIII века исследованием Тихого океана занялись русские. По указу императора Петра, капитан Беринг снарядил на Камчатке экспедицию, чтобы плыть на восток и узнать, соединяется ли Азия с Америкой. Он пересек ту северную часть Тихого океана, которая теперь носит название Берингова моря, и открыл Аляску. Возвращаясь с Аляски, Беринг потерпел крушение и умер от цинги на одном из Командорских островов, который в память этого события теперь называется островом Беринга.

И все же Тихий океан оставался почти не исследованным.

По-настоящему исследовать его европейцам удалось только во второй половине XVIII века.

В поисках удобных торговых путей и стремясь к захвату далеких стран, во второй половине XVIII века европейские моряки совершили ряд героических путешествий в Тихий океан. Большинство этих экспедиций кончилось гибелью их участников. Но благодаря им человечество узнало о множестве дотоле неведомых земель.

Вторая половина XVIII века – это эпоха высшего расцвета парусного флота. Никогда до тех пор искусство строить деревянные корабли и управлять парусами не достигало такого совершенства. Впоследствии, с изобретением пароходов, искусство это утратилось.

Сейчас нам трудно даже вообразить себе всю сложность управления гигантским фрегатом, паруса которого состоят из двухсот отдельных частей. Двести парусов, и у каждого свое назначение! При перемене ветра каждый парус поворачивали. Какой громадный опыт, какую находчивость, какие точные знания нужно было иметь, чтобы не сбиться, не спутаться!

А сколько нужно было отваги, чтобы годами блуждать по неведомым водам, не зная, что ждет тебя за линией горизонта! Деревянные днища кораблей гнили, обрастали корой из ракушек. Порой не хватало продуктов, кончалась пресная вода. Но тысячи миль оставались позади, а все те же волны по-прежнему били в борта, и менялось только расположение созвездий в небесах.

На самой высокой мачте висела корзина, в которой сидел матрос. Волны шатали корабль, и корзина качалась, как люлька. Матрос сидел в корзине, вглядываясь в даль и стараясь заметить землю. Так качался он между водой и небом, ничего не видя, кроме волн. И вот наконец замечал он на горизонте синюю туманную полосу. Стремительно спускался он вниз, на палубу, радостно крича во все горло:

Так мало-помалу люди открывали новые страны. Так все ясней становились очертания исполинского океана. Одни из этих моряков потонули, другие погибли в боях, и только немногим пришлось умереть дома, на родине. Но мир никогда не забудет бесстрашных водителей фрегатов. Вот имена самых прославленных из них: капитан Джемс Кук, капитан Лаперуз, капитан Иван Федорович Крузенштерн и капитан Дюмон Дюрвиль.

О них мы и расскажем.

Часть первая
Капитан Джемс Кук и три его кругосветных плавания.

Мальчик из лавки
Джемс Кук впервые выходит в море

Когда какому-нибудь судну, стоящему в доке города Стэйта, нужно выйти в море, подымается суматоха. Док всегда переполнен, корабли стоят борт о борт, сжатые извилистым каменным молом. С берега мачты кажутся непроходимым лесом – такое их там множество и такая там теснота.

Чтобы вывести одно судно из дока, надо переставить все до единого. А это не легкое дело.

И вот на мол взбегает служащий дока с рупором в руках.

И все приходит в движение.

Наконец освобождается узкая полоска черной воды, по которой готовое к отплытию судно выходит в море.

Капитан Джон Уокер был бородат, угрюм и скуп. Он нисколько не был похож на своего брата Генри Уокера, молодого, веселого человека.

Генри Уокер любил книги о путешествиях и часто подолгу разговаривал в порту со старыми моряками, побывавшими в далеких странах.

Когда город скрылся в сумерках, Генри спустился в трюм посмотреть, хорошо ли сложены мешки с углем, не рассыплет ли их морская качка. Джон остался на палубе. Четверть часа спустя Генри вылез из трюма, ведя за руку оборванного, грязного мальчика.

Мальчику было лет четырнадцать. Сквозь лохмотья просвечивало голое тело, из рваных башмаков вылезали пальцы, жесткие черные волосы торчали во все стороны. Левый глаз его был подбит и превратился в узкую сверкающую щелочку, зато правый смотрел смело и дерзко. Мальчик шагал с таким храбрым, независимым видом, что нельзя было решить, кто кого ведет – он ли Генри Уокера или Генри Уокер его.

– Погляди, Джон, вот так находка! – со смехом проговорил Генри, подводя мальчика к брату. – Он вылез прямо на меня из-за мешка с углем и заявил, что навсегда остается у нас на судне. Я пригрозил выбросить его в море, но он нисколько не испугался. Он мне ответил, что уж лучше лежать на морском дне и видеть, как над тобой проходят корабли, чем вернуться назад в Стэйт, к суконщику Сэндерсону. Видал ли ты когда-нибудь такого чудака? Право, он мне нравится!

Но Джон только нахмурился. С какой стати он повезет в Ирландию бесплатного пассажира?

– Как тебя зовут? – начал он грозный допрос.

– Ну, мистер Джемс Кук, ты, я вижу, хочешь есть чужой хлеб?

– Нет, сэр, я хочу работать.

– Работать? Что же ты хочешь делать?

– Я хочу стать моряком!

– Нам нужен юнга, – вставил было Генри, но Джон так посмотрел на него, что он сейчас же прикусил язык.

– Да разве такие младенцы годятся в моряки? – еще строже продолжал Джон. – Разве ты был когда-нибудь в море? Знаю я вас, дармоедов!

– Я не дармоед и никогда не буду дармоедом! Я всему выучусь, сэр!

Джон Уокер хотел было рассердиться, но внезапно увидел подбитый глаз мальчика, и ему стало жаль своего непрошеного пассажира.

– Кто это тебя так изукрасил? – спросил он.

– Мистер Сэндерсон, сэр, мой хозяин. Он бил меня, и я удрал от него. Я не хочу больше служить в лавке, я хочу уехать в Индию!

– В Индию? – спросил Джон Уокер.

– В Индию, – повторил мальчик. – Я пошел в док, пролез вместе с грузчиками к вам на корабль и спрятался в трюме, среди мешков с углем. Я буду работать и днем и ночью, – умоляюще прибавил он, – я буду делать все, что вы прикажете, только возьмите меня с собой в Индию.

Джон Уокер улыбнулся впервые. А Генри захохотал.

Джемс был огорчен. Он думал, что все корабли идут в Индию. Так сказал ему два года назад его отец, безграмотный батрак. Джемс, впервые попавший в город, был поражен множеством кораблей, стоявших в гавани.

И с тех пор мечта о путешествии в Индию на одном из таких кораблей не покидала мальчика…

Теплый, тихий вечер спустился над морем. Генри убеждал Джона принять мальчика на службу. Угрюмый Джон молчал, и только огонек его трубки разгорался все ярче и ярче.

– Юнга нам необходим, – повторил Генри. – Этот мальчик – просто находка. Старый Джэксон болен, где ему лазить по мачтам, а Дэвис занят у руля. И подумай, Джон, как дешево нам будет стоить этот мальчик!

– Ладно, попробуем, – наконец сказал старший брат.

Через минуту, положив мальчику на плечо свою тяжелую ладонь, он сказал:

Джемс глянул вверх, и сердце его сжалось от страха.

Мунсель – самый высокий парус на корабле. Снизу он кажется не больше носового платка. Вот-вот сбитые им с неба звезды посыплются на палубу и засорят глаза.

Оба брата внимательно следили за мальчиком, который безмолвно смотрел вверх.

Но Джемс Кук опустил голову и сказал:

И полез вверх по веревочным вантам.

Карабкаясь по вантам, Джемс ни разу не глянул вниз, на палубу. Но когда он добрался до мунсель-реи и сел на нее верхом, он почувствовал, что у него кружится голова и пальцы рук скользят по обмазанному жиром дереву. Мальчик выпрямился и глянул по сторонам. Он еще будет в Индии, хотя бы для этого пришлось долезть до самого неба!

Темнота скрывала от него море.

Наконец канат был отвязан и сам выскользнул из рук, завертев колесико блока.

Джемс нащупал ногой веревочную ступеньку вант и полез вниз.

– Я говорил тебе, что он годится в моряки, – сказал брату Генри Уокер.

– Да, из него выйдет толк, – согласился Джон, выпуская дым из-под усов. – Запиши ему жалованье – шесть шиллингов в месяц.

Так Джемс Кук, великий мореплаватель, первый раз вышел в море.

Юнга превращается в капитана

Это был не такой юнга, как другие. Он не проводил свои свободные часы в карточной игре, он не напивался в кабаках. Нет, Джемс Кук после тяжелой работы, после лазанья по мачтам садился за книгу.

У Генри Уокера был целый сундук старых книг, и Джемс любил читать их. Больше всего ему нравились описания знаменитых морских путешествий. Колумб, Магеллан, Абель Тасман – вот кому он завидовал всей душой. Ему хотелось совершить такие же подвиги.

Индия больше не прельщала его. Она в то время была уже слишком хорошо известна. Его привлекало гигантское пространство, лежащее на восток от Индии, между Азией и Америкой, совсем еще неведомое европейцам. Там находился Тихий океан, величайший из земных океанов. Он так огромен, что, быть может, среди его необозримых вод расположены целые материки, населенные великими народами. И Джемс Кук решил во что бы то ни стало побывать в Тихом океане.

В 1755 году Англия объявила войну Франции. Кук был взят на военную службу. Как моряка, да еще капитана, его определили в военный флот и дали ему один из младших офицерских чинов. Почти все военное время он провел в Северной Америке, в Канаде, французской колонии, захваченной англичанами.

Но война мало занимала его. Большую часть своего пребывания в Америке он посвятил измерению и изучению фарватера реки Святого Лаврентия и обследованию берегов Ньюфаундленда. Он отослал результаты своих трудов в Адмиралтейство, и его произвели в чин лейтенанта. Лондонское географическое общество сделало его своим членом. Через несколько лет после окончания войны он был уже командиром небольшого военного корабля.

В конце 60-х годов XVIII столетия весь европейский ученый мир интересовался предстоящим прохождением планеты Венера через диск Солнца. Высчитали, что это замечательное астрономическое явление произойдет 3 июня 1769 года. Наблюдать его можно было только в южной половине земного шара. Географическое общество решило послать в южные моря научную экспедицию для наблюдения за Венерой. Во главе этой экспедиции нужно было поставить человека, который был бы одновременно и добросовестным ученым, и опытным моряком.

Выбор пал на капитана Джемса Кука.

Первое плавание. От острова к острову
Бэнкс

Местом наблюдения за Венерой избрали тихоокеанский остров Таити. Этот остров открыл в 1606 году испанский капитан Квирос. С тех пор моряки не раз видели его издали, но никто не высаживался на берег.

Ученые XVIII века не могли себе представить, что почти все Южное полушарие покрыто водой. Им казалось, что если бы вся суша находилась на севере, а все моря – на юге, то земной шар потерял бы равновесие и перевернулся. Это рассуждение, которое кажется теперь смешным и детским, в те времена считалось вполне разумным.

Особенно защищал его молодой талантливый географ Бэнкс. Узнав о предполагаемой экспедиции Кука, он произнес большую речь, которая впоследствии была переведена на все европейские языки.

Решено было спросить Кука, что он думает по этому поводу.

– Я верю только в то, – сказал Кук, – что видел собственными глазами или что видели другие люди, которым можно доверять. Южного материка никто не видел, и я не могу знать, существует он или нет. Но я поплыву и посмотрю. Если Южный материк действительно существует, я его открою.

– Возьмите меня с собой! – предложил Бэнкс. – Я убежден в существовании Южного материка и хочу первым посетить его.

Таити

10 апреля 1769 года с мачты был замечен остров Таити. Издали он казался темно-зеленым кустом, выросшим посреди голубого океана.

Меж курчавых лесов серебрились быстрые речки. Круглые холмики уходили вдаль, вырастая, нагромождаясь друг на друга, и, наконец, превращались в высокие горы.

– Глядите, сколько пожаров! – кричали матросы.

Но они ошиблись, пожаров не было. Это расцветали багряные цветы на деревьях. А немного отступя от берега, из прозрачных глубин подымался длинный розовый риф, омываемый снежно-белой пеной.

Вот из бамбуковых домиков, стоящих в тени кокосовых рощ, выскочили кофейные полуголые люди и побежали на берег встречать иноземцев. За ними по пятам мчались собаки.

Прежде чем бросить якорь, Кук собрал всю команду и обратился к ней с речью.

– Мы должны показать островитянам, – сказал Кук, – что мы их друзья, и они будут поступать с нами по-дружески. От торговли с ними мы гораздо больше выгадаем, чем от грабежа.

И он объявил, что всякий матрос, обидевший или обокравший островитянина, будет посажен в карцер. Особенно строгое наказание назначил он за стрельбу из ружей.

– Стрелять можно только в том случае, если островитяне первые нападут на нас, – говорил он. – Да и тогда нужно раньше постараться уладить дело без кровопролития.

Кук распорядился бросить якорь и разрешил съезжать на берег.

Таитяне встретили англичан испуганно и недоверчиво. За несколько лет до Кука на Таити побывал корабль, которым командовал некий капитан Уоллес.

Подойдя к острову, Уоллес без всякой причины начал палить из пушек по деревне. Таитяне никогда не видели белых вблизи, однако знали, что корабли их несут смерть.

Но Кук решил во что бы то ни стало добиться дружбы таитян. Кук и Бэнкс нагрузились гвоздями, стальными топорами, красными тряпками, стеклянными бусами и сошли на берег. Они подзывали туземцев и, когда те испуганно подходили, дарили им свои сокровища. Тряпки и бусы привели таитян в восхищение. Топоров и гвоздей они сначала не брали, потому что никогда не видели железа и не знали, что с ним делать. Но, когда Кук срубил при них дерево и в две минуты починил гвоздями старую, развалившуюся пирогу, они стали считать железные вещи самой большой драгоценностью в мире и беспрестанно выпрашивали их у англичан.

Таитяне не раз приглашали Кука к себе в хижины. Хижины эти были сплетены из бамбука, как корзины, и формой напоминали перевернутую лодку. Окон в них не было. Для того чтобы пролезть в дверь, приходилось становиться на четвереньки.

Вся мебель таитян состояла из крохотных деревянных скамеечек, которые они подкладывали под голову во время сна.

Очаг, на котором готовили пищу, помещался вне хижины, на открытом воздухе. Его даже трудно было назвать очагом – скорее это был просто костер, обложенный камнями.

Бэнкс занялся изучением таитянского языка. Он знаками спрашивал, как называется тот или другой предмет, и ответы таитян записывал в книжечку. Таитяне поняли, чего от них хотят, отвечали очень охотно, и скоро у Бэнкса составился целый словарик. Мало-помалу Бэнкс и Кук стали уже понимать, о чем говорят между собой таитяне, и сами могли кое-как объясняться с ними.

Кук решил от имени Англии заключить союз с таитянами.

Он стал расспрашивать, есть ли у них какое-нибудь правительство. Таитяне ему ответили, что ими управляет королева Оберея, и Кук пожелал с нею повидаться. Он захватил с собою Бэнкса, и их повели в глубь острова. Там оказалось другое селение, немного побольше.

Дворец королевы ничем не отличался от остальных хижин. Он состоял всего из одной комнаты, в которой не было окон, – свет проникал через дверь.

Королева Оберея встретила Кука очень приветливо и беспрестанно хохотала. Вместо одной юбочки, которую носят все таитянские женщины, она носила четырнадцать юбок, надевая их одну на другую. Только по этим юбкам и можно было судить о ее высоком сане.

Кук торжественно заговорил о своей дипломатической миссии. Коверкая слова, помогая себе жестами, он попытался объяснить ей, что правительство Англии, великой заморской страны, хочет заключить союз с правительством острова Таити. Цель союза – благоденствие обоих великих народов.

Оберея хохотала над каждым словом капитана. Но скоро она догадалась, что Кук говорит о чем-то важном. Тогда она, путаясь в своих четырнадцати юбках, выбежала из дворца на двор и закричала:

Тупия был таитянским вельможей. Он пришел, седой, торжественный, и важно приветствовал гостей. Куку понравились его умные, честные глаза, и он изложил ему свое дело. Тупия слушал внимательно и серьезно. Он неодобрительно поглядывал на королеву, которая продолжала смеяться.

*
*
*
*
*
*

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Николай Чуковский - Водители фрегатов

Николай Чуковский - Водители фрегатов краткое содержание

Это увлекательное и яркое повествование о судьбе прославленных моряков, их жизни, полной героических путешествий и великих открытий.

Николай Чуковский - Водители фрегатов читать онлайн бесплатно

Николай Корнеевич Чуковский

Николай Корнеевич Чуковский начал работать в нашей литературе вскоре после Октябрьской революции, в начале 20—х годов. Это было памятное и глубоко знаменательное время. Для литературы тех лет характерны три особенности, и каждая из них нашла в творчестве Н. Чуковского свое отражение. Первая из них — образованность, вторая — чувство ответственности, вызванное сознанием принадлежности к великой русской литературе, и третья — строгий, взыскательный вкус.

Н. Чуковский вырос в литературной семье и с отроческих лет был в кругу известных деятелей русского искусства. В доме его отца, знаменитого критика, историка литературы и поэта, бывали Маяковский, Бунин, Куприн, Репин. Музыка в этом доме была рядом с живописью, а поэзия рядом с историей литературы. Еще юношей Н. Чуковский прошел прекрасную литературную школу.

Случается, что иному писателю достается легкий успех, когда его первая, быстро написанная книга находит путь к читательскому сердцу. Но легкий успех столь же легко исчезает. Для настоящего художника дороже та удача, которая возникает в результате медленного упорного труда. Это в полной мере относится к Н. Чуковскому, который был тружеником неустанным и неутомимым. Как все профессиональные, серьезные писатели, он провел большую часть своей жизни в своем кабинете, за письменным столом. Однако, если заглянуть в глубину его работы, сразу становится ясно, что он был человеком необычайно подвижным. Больше всего его интересовали поиски нового в науке, в жизни, в литературе. Недаром лучшие страницы его многочисленных книг отданы людям, находящимся в движении, в пути. Именно эта сторона его деятельности очень близка детской литературе. Он был писателем разносторонним, переводил стихи и прозу, печатал статьи и воспоминания.

Что такое фрегат? И кто такие водители фрегатов? Фрегат — это деревянный корабль, полностью зависящий от искусства управления парусами. Всемирные открытия, изменившие судьбы народов, были сделаны на этих кораблях, которые кажутся нам теперь беспомощными скорлупками в сравнении с современными мощными морскими судами. И сделали эти открытия необычайно смелые, умные и упорные люди, которых Н. Чуковский назвал водителями фрегатов.

Тихий океан вмещает почти половину всех земных вод.

Почти половина земного экватора проходит по Тихому океану.

Найди Тихий океан на глобусе, и ты увидишь, что он занимает почти целое полушарие.

Когда на одном берегу Тихого океана день, на противоположном — ночь. Когда на одном берегу утро, на противоположном — вечер.

Ветры, не встречая на пути препятствий, по целым месяцам дуют в одном направлении. Громадные длинные волны катятся, не зная преград. Бутылка, брошенная в океан, может плыть столетия и не доплыть до берега.

Из вод этого безмерного океана поднимаются тысячи островов. Они покрыты густым тропическим лесом и похожи на плавучие цветущие сады.

Громадные океанские просторы лежат между этими островами.

Первым европейцем, увидевшим Тихий океан, был испанец Бальбоа. В 1513 году Бальбоа с небольшим отрядом высадился на атлантическом побережье Центральной Америки и пошел в глубь страны. Он поднялся на горный хребет и увидел впереди неведомое море. Бальбоа спустился к этому морю и, не снимая доспехов и лат, вошел в его волны. Стоя по грудь в воде, он торжественно принял весь океан, о размерах которого не знал ничего, во владения короля Испании.

Семь лет спустя, в 1520 году, Магеллан, командовавший эскадрой испанских кораблей, обогнул Американский материк с юга и вступил в Тихий океан. Много месяцев плыл он по Тихому океану, не встречая никакой земли. Несколько раз он пытался измерять лотом глубину, но лот не достигал дна. Да и как Магелланов лот мог достигнуть дна, если глубина Тихого океана во многих местах равна десяти километрам!

Магеллан пересек Тихий океан от Южной Америки до Филиппинских островов. Он был убит в сражении с филиппинцами.

Из эскадры Магеллана только один корабль вернулся в Испанию. Этот корабль, плывя сначала по Индийскому океану, потом по Атлантическому, вернулся в Европу, совершив, таким образом, первое в истории человечества кругосветное путешествие.

В течение следующих двухсот лет испанцы, голландцы и англичане не раз проходили по пути, проложенному Магелланом. Но новые путешественники не решались отклоняться в сторону от знакомой дороги, и поэтому исследование Тихого океана почти не подвигалось вперед.

Смелее других был капитан Абель Тасман, голландец.

Отойдя от Магелланова пути к югу, Тасман в 1642 году открыл Австралию, Тасманию и Новую Зеландию.

В первой половине XVIII века исследованием Тихого океана занялись русские. По указу императора Петра, капитан Беринг снарядил на Камчатке экспедицию, чтобы плыть на восток и узнать, соединяется ли Азия с Америкой. Он пересек ту северную часть Тихого океана, которая теперь носит название Берингова моря, и открыл Аляску. Возвращаясь с Аляски, Беринг потерпел крушение и умер от цинги на одном из Командорских островов, который в память этого события теперь называется островом Беринга.

И все же Тихий океан оставался почти не исследованным.

По-настоящему исследовать его европейцам удалось только во второй половине XVIII века.

В поисках удобных торговых путей и стремясь к захвату далеких стран, во второй половине XVIII века европейские моряки совершили ряд героических путешествий в Тихий океан, большинство этих экспедиций кончилось гибелью их участников. Но благодаря им человечество узнало о множестве дотоле неведомых земель.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Читайте также: