Кто сидит за рулем самолета

Обновлено: 08.07.2024

Мы представляем себе работу пилота как сплошную романтику: небо, самолет, девушки. Так и есть, более того, она неплохо оплачивается. Да, еще одна небольшая деталь: это огромный труд и ответственность за сотни жизней, постоянный стресс, борьба за рейсы и пенсия в 32 года.

В России пилот должен летать 90 часов в месяц и 900 часов в год — продолжительность полетного времени максимальна для российской гражданской авиации. Норма в США, Европе и Китае — 100 часов в месяц, 900 часов в год в Евросоюзе и 1 000 часов в США и Китае.

График выглядит следующим образом: 4/3, 4/4, 3/3, 4/3. Первая цифра перед дробью — количество дней в рейсах, а вторая — дни отдыха. Пилоты могут сделать запрос на другие виды графика, например 6/6. Между полетами обязателен минимальный отдых 12 часов, а между ночными полетами — 24 часа.

- В составе экипажа были пилоты 1-го и 2-го класса,-рассказал Евгений Филянин, менеджер авиакомпании "Сибирь". - Налет у командира, пилота 1-го класса Михаила Гурьева 3400 часов. Все летчики из Москвы, а вот бортпроводники - из Алтайского филиала в Барнауле. Почему самолет был недозагружен? Скорее всего, это вопрос сезонности. Летом в Сочи выполняется до четырех рейсов в день. По некоторым дням самолеты в одну сторону летят полупустые, в другую - полные.

Рейс N 1047 из Москвы в Сочи выполняли, помимо командира, второй пилот Юрий Андрущенко, 1970 г. р., пилот 2-го класса, штурман Юрий Король 1964 г. р., пилот 1-го класса, бортинженер Андрей Ермолаев 1966 г.р. пилот 2-го класса, старший бортпроводник Ольга Быковская, 1963 г. р., бортпроводник Сергей Иванов 1966 г. р., бортпроводник Яна Тарсукова 1974 г. р., бортпроводник Марина Худеева 1979 г. р.

Наиболее опытной из них была старший бортпроводник 41-летняя Ольга Быковская, имевшая стаж летной работы 14 лет. Самой молодой стюардессой на борту злополучного рейса была Марина Худеева. На момент трагедии девушка проработала стюардессой всего один год.

Авиакомпания "Сибирь" создана на базе одного из крупнейших региональных авиапредприятий "Аэрофлота" (в структуре МГА СССР). Авиакомпания "Сибирь" базируется в аэропорту Толмачево (Новосибирск). Филиалы действуют в нескольких городах России. Авиапарк включает более 50 воздушных судов, в том числе: самолетов Ту-154 - 38, Ил-86 - 12, Ту-204 - 2, А-310 - 2.

Разбившийся Ту-134 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс" - бортовой номер 65080 - находился в эксплуатации с сентября 1977 года. Последний ремонт проходил на Минском авиаремонтном заводе 407 в феврале 1996 года.

Начальник Волгоградского международного аэропорта Гумрак Юрий Дмитриев исключил, что причиной катастрофы Ту-134 авиакомпании могла стать ошибка пилотов. Все члены экипажа, выполнявшие полет, были профессионалами высокого класса, подчеркнул он. За штурвалом самолета находился сам генеральный директор авиакомпании, пилот 1-го класса Юрий Баичкин.

Пилот первого класса Юрий Баичкин, второй пилот Борис Архипов, штурман Николай Доцено, бортмеханик Юрий Коробкин, бортпроводницы Екатерина Салтыкова, Светлана Головина, Оксана Бобровских. Кроме них в самолете были пилот-инспектор Валерий Тришкин и пилот Владимир Дужак. В числе пассажиров Ту-134 были руководители крупнейших волгоградских компаний.

Авиакомпания "Волга-Авиаэкспресс" базируется в Волгограде, правопреемница авиакомпании "Волга". Выполняет регулярные и чартерные авиаперевозки пассажиров. Летный парк включает самолеты Як-42 и Ту-134.

Как пилоты управляют самолетом на земле?

Интересно

Огромная конструкция с грузом и людьми на борту, летящая высоко в воздухе, вызывает восхищение. Причем с управлением такой громадиной справляются всего лишь два человека. Но, прежде чем самолет полетит, необходимо выполнить ряд сложных подготовительных действий, которые начинаются еще на земле.

Подготовка к полету

Пока воздушное судно находится на земле, его тщательно осматривают сотрудники службы безопасности и механики. В это время пилоты находятся в аэропорту, где проходят медосмотр и досмотр. Далее им предоставляют полетное задание, которое подлежит дательному разбору. Должны быть учтены и оговорены все нюансы взлета, полета и посадки. После получения данных о погодных условиях капитан самолета должен принять решение – лететь или отменить рейс.

Как только завершится оформление документов, экипаж направляется к воздушному судну. Работники аэропорта заправляют самолет и загружают его багажом. Капитан снаружи осматривает транспорт, а второй пилот – бортовое оборудование и кабину. Потом они меняются обязанностями.

Буксировка самолета

Буксировка самолета

Как только поверхностный осмотр завершен, пилоты направляются в кабину, где более детально проводят проверку оборудования, закрылок, руля, уровня топлива и масла, функционирования штурвала, рычагов и прочего. Также в бортовой компьютер загружается вся информация о погоде. Проверяются системы противопожарной безопасности, кондиционирования, терморегуляции и т. д.

Интересный факт: в обязанности бортпроводника входит периодическая проверка пилотов на работоспособность. Он должен вызывать их каждые 40 минут днем и каждые 20 минут ночью.

Следующий этап – переговоры с техником и диспетчером. Двигатели запускаются, закрылки выпускаются, и пилоты выполняют рулежку – процесс выхода воздушного судна на взлетно-посадочную полосу. Задний ход самолета связан с множественными сложностями, поэтому его толкает буксир. Транспорт разворачивается и следует по рулежному пути.

Направляясь к взлетно-посадочной полосе, самолет должен получить разрешение на взлет, о чем пилотам сообщает диспетчер. Если полет одобрен, то воздушное судно на ВПП набирает мощность, берет разбег, отрывается от земли, шасси и закрылки убираются.

Как самолет поворачивает на земле?

Самолет имеет поворачивающиеся колеса, но используются они не всегда. Чаще всего поворачивается только одно колесо, расположенное на носовой стойке. В системе управления предусмотрены педали. Используются они во время полета и меняют направление воздушного судна. Также эти педали могут быть задействованы и в процессе рулежки на земле. В данной ситуации они выполняют функцию торможения колес (левой, правой опор шасси или одновременно обеих).

Во время движения самолета на земле применяются разные виды поворотов. Если идет разгон по ВПП, то следует выдерживать направление движения. Сильное отклонение в таком случае не требуется. Чтобы совсем немного повернуть колеса, пилот тоже задействует педали. Они управляют поворотом колес передней опоры шасси. Таким образом, функция педалей зависит от того, как именно ими управлять – нажимать, отводить в сторону и т.п.

Ручка для резких поворотов

Ручка для резких поворотов

Резкие повороты целесообразны, когда, к примеру, нужно сменить рулежную дорожку. Дело в том, что дорожки могут пересекаться и иметь резкие углы до 90 градусов. Для таких поворотов используется ручка, расположенная возле сайдстика.

Что интересно, на большой скорости такая ручка не будет иметь пользы, так как она отключается. На высоких скоростях резкие повороты небезопасны. В таких случаях используется руль направления, расположенный на хвосте самолета. Воздействие на него осуществляется путем нажатия на педали.

Интересный факт: полет может происходить на автопилоте, но маневрирование на взлетно-посадочной полосе осуществляется вручную.

Для маневрирования самолета используется несколько устройств. Чтобы отклонить колесо на больший угол для резкого поворота, пилот задействует специальную ручку. Она работает лишь на малых скоростях. В остальных случаях управление происходит за счет педалей, которые отклоняют колеса на малый угол для корректировки направления.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вы знали, что можете полетать за штурвалом настоящего самолета ? Это вам не автомобиль водить, ощущения не передать словами. Лучше попробовать. Рассказываю о нашем полете над Петергофом, Кронштадтом и Финским заливом.

На что похож полет на частном самолете? Такое приключение можно сравнить с поездкой на легковом автомобиле, в то время как перелет на авиалайнере напоминает перемещение на автобусе. То есть самолеты малой авиации более маневренные, на них можно закладывать виражи, боевые развороты и делать горочки.

Итак, расскажу о нашем приключении, которое началось на аэродроме Гостилицы, расположенном в Ломоносовском районе в 18 км от КАД. Нас встретила администратор Светлана, зарегистрировала на полет (с собой нужно иметь сертификат на полет и паспорта тех, кто летит). После регистрации и небольшого ожидания нас проводили к самолету и познакомили с пилотом Сергеем Кирилловичем, очень опытным летчиком, управлявшем в прошлом на истребителями МИГ-23 и СУ-27.

Сергей Кириллович рассказал о самолете, на котором нам предстояло совершить получасовое путешествие в небо. Называется этот аэроплан Cessna 172, являющийся самым популярным и массовым самолетом в мире. Его популярность объясняется простотой конструкции, повышенным запасом прочности и надежностью. Самолет 4-местный, то есть кроме пилота могут сесть еще 3 пассажира. Рассадка, как в автомобиле: 2 спереди, 2 сзади. Причем тот, кто сидит рядом с пилотом, имеет возможность попробовать управление (конечно же пилот контролирует все маневры новичка).

После того, как мы убедились в опыте пилота и надежности самолета, у нас вообще не осталось больше никаких сомнений, хотелось поскорее набрать высоту.

После набора высоты нам открылись живописные виды, мы пролетели над полем, лесом и взяли курс на Финский залив. Кстати, Лахта центр видно уже с района аэродрома. Далее пилот рассказал мне про устройства управления и разрешил мне взять штурвал. Это нереальное ощущение, когда ты понимаешь, что управляешь самолетом! Крен влево, крен вправо, набор высоты, снижение. Кайф!

И вот уже виднеется Большой Петергофский дворец, рядом можно разглядеть фонтан с золотым Самсоном. Такие знакомые достопримечательности с высоты птичьего полета открываются с совершенно другой стороны. Делаем круг над дворцом и держим курс на Кронштадт.

В Кронштадте летим над фортами, дамбой, пролетаем мимо Морского собора. На площади перед собором изображен большой якорь, который можно хорошо рассмотреть только с высоты.

После Кронштадта мы повернули обратно в сторону аэродрома. Я опять немного попрактиковался за штурвалом.

Посадка прошла мягко, после выруливания на стоянку устроили небольшой фотосет.

В общем полет очень понравился, рекомендую брать от 30 минут, чтобы полетать по маршрутам.

О том, как работает самолет, что может стать причиной его падения и о других нюансах, связанных с этой темой, известно не так много, поэтому у пассажиров и возникает большое количество вопросов. На некоторые из них решили откровенно ответить работники авиакомпаний.

1. Может ли автопилот посадить самолет?

3043090

Современные самолеты имеют систему управления, которая способна вести самолет по выставленному маршруту с высоты 300 м и до полного приземления на посадочную полосу. Приземление может происходить на автопилоте, но при этом пилот должен следить за его работой и задавать необходимые конфигурации для посадки. Непосредственно перед приземлением направлением самолета занимается курсо-глиссадная система, то есть, корректирует движение радиомаяк. Что интересно, эта система будет работать, даже если самолет полностью обесточится.

2. Пилоты спят во время полета?

пилоты спят во время

Страх многих людей: пилоты засыпают за штурвалом, и самолет падает. Но на самом деле это больше бурная фантазия, чем факт. В большинстве случаев после того, как выставлен курс, активируется автопилот, управляющий самолетом. Кроме этого, диспетчеры постоянно контактируют с пилотами, требуя от них обратной связи, поэтому если даже пилот и заснет, то это будет продолжаться не долго. На дальних рейсах может работать два экипажа или три пилота, что дает возможность сменять друг друга.

3. Как пилоты готовятся к полету?

как пилоты готовятся

За пару часов до рейса пилоты проходят медкомиссию и собираются на брифинг в специальной комнате. Там они узнают о погоде и обсуждают нюансы предстоящего рейса. За час до полета проводится осмотр самолета и начинается подготовка к вылету. После брифинга с бортпроводниками на борту начинается посадка пассажиров.

4. Почему пилота можно увидеть летящим в салоне?

почему пилота можно

Часто пилотам приходится летать до своего места работы (точки отправки рейса), поэтому их можно встретить в салоне самолета. При этом, если на них надета форма, то им категорически запрещено спать и смотреть кино в наушниках. Объясняется это тем, что за такими занятиями пилоты могут вызвать у людей много вопросов и чувство паники. В большинстве случаев, чтобы не провоцировать никаких неприятных ситуаций, пилоты летят на запасных креслах, которые расположены в кабине пилотов, или в первом классе.

5. Если ребенок родился в самолете, какое он получает гражданство?

если ребенок родился

6. Как часто происходят аварии?

как часто происходят аварии

На самом деле количество аварий, связанных с самолетами, не так велико, как кажется. В небе проблемы случаются крайне редко, и, как показывает статистика, большинство инцидентов возникает в первые три минуты после взлета и за восемь минут до посадки. Кроме этого, даже в случае возникновения авиакатастрофы выживает около 95,7%. Если есть страх, то стоит учитывать, что самыми безопасными считаются места в хвосте, а еще рекомендуется покупать места в пределах пяти рядов до запасных выходов. Интересный факт: самая крупная авиакатастрофа произошла на земле, когда в 1977 году на взлетно-посадочной полосе столкнулись два самолета. Эта авария унесла жизнь 583 человек.

На самом деле разработаны специальные маршруты, которые распределяются по высоте, так: в одну сторону самолеты летят с четной высотой, а в обратную – с нечетной.

8. Почему пилоты не носят большую бороду и усы?

почему пилоты не носят

Подобное решение не является личным, а считается неким правилом, поскольку борода, усы и другие украшения на лице, например, пирсинг, могут стать причиной того, что в случае чрезвычайной ситуации кислородная маска не будет плотно прилегать к лицу. Подобная ситуация ставит под угрозу жизнь пассажиров, поэтому пилотам разрешена лишь легкая небритость, не более того.

9. Зачем перед посадкой и взлетом заставляют открывать шторки иллюминаторов?

зачем перед посадкой

Уже упоминалось, что большинство аварийных ситуаций возникает во время посадки и взлета, и шторки нужно открывать для того, чтобы в случае чрезвычайной ситуации люди хорошо ориентировались, поэтому их глаза должны привыкнуть к солнечному свету. Кроме этого, пассажиры и бортпроводники должны видеть, что происходит за бортом.

что безопаснее «жесткая

11. Сколько времени можно будет пользоваться кислородными масками?

сколько времени можно

В результате взрыва или из-за других чрезвычайных ситуаций может произойти разгерметизация кабины. На большой высоте у человека начнет развиваться гипоксия, он потеряет сознание и может погибнуть. Чтобы этого не произошло, над креслом каждого пассажира находится персональная кислородная маска, и она рассчитана на 10-15 мин. За это время пилот успеет опустить самолет на высоту, где человек сможет нормально дышать. Кстати, у пилота есть своя персональная кислородная маска, и она рассчитана на большее время, поскольку задача пилота – посадить самолет без потери концентрации. Перед тем как поднять самолет в воздух, в обязательном порядке проверяется работоспособность масок пилота.

12. Может ли обычный человек посадить самолет?

может ли обычный

13. Почему самолет могут послать на второй круг?

почему самолет могут послать

14. Что означает спираль, нарисованная на турбине?

что означает спираль копия

Этот рисунок выполняет важную функцию, поскольку турбина может работать практически бесшумно и нужен визуальный сигнал. Было зафиксировано много случаев, как к ней подходили люди, и поток воздуха отбрасывал их на большое расстояние, что становилось причиной получения серьезных травм. Чтобы исключить подобные несчастные случаи стали наносить на середину турбины знаки, чтобы можно было понять по ним, турбина работает или нет.

15. Как можно попасть в кабину пилотов, когда дверь заблокирована изнутри?

Для безопасности полета пассажиры не могут открыть дверь в кабину пилотов, поскольку ее блокируют после того, как все занимают свое место. Всегда существует риск чрезвычайной ситуации, например, оба пилота могут потерять сознание. На этот случай бортпроводнику известен специальный код, открывающий дверь. Для каждого рейса подбирается своя комбинация, и ее сообщают перед самым отправлением. После введения кода дверь откроется в течение минуты, но если пилот через видео-камеру видит, что зайти хочет не член экипажа, то он полностью блокирует дверь и открыть ее снаружи уже не будет возможности.

16. Как питаются пилоты во время полета?

как питаются пилоты

Пассажиры и пилоты питаются по-разному, и последним предлагается несколько блюд на выбор. В большинстве случаев это курица, рыба и мясо с разными гарнирами, причем каждому пилоту всегда дается разная еда. Это необходимо для того, чтобы исключить отравление одинаковыми продуктами. Принимают пищу пилоты по очереди, и обычно это происходит прямо за штурвалом на специальных столиках.

17. Что произойдет, если перестанут работать все двигатели?

что произойдет если

Когда самолет набирает необходимую высоту, пилоты активируют режим, при котором двигатели работают на нулевой тяге. Это можно сравнить с ситуацией, когда автомобиль спускается с горки и рычаг находится в нейтральном положении. Полный отказ двигателей случается крайне редко, и на этот счет у пилотов есть инструкция для их перезагрузки. Пассажирам совсем не нужно переживать, поскольку самолет даже без двигателей может сесть на планирующем спуске. Этому есть реальное доказательство: в 1982 году самолет Boeing 747 попал в облако пыли, которое образовалось в результате извержения вулкана. В итоге все четыре двигателя отказали, но пилоты смогли посадить самолет в ближайшем аэропорту, и никто из пассажиров не пострадал.

18. Опасен ли удар молнии, град или столкновение с птицей?

опасен ли удар молнии

19. Почему пассажирам не выдают парашюты на случай катастрофы?

почему пассажирам не выдают

Полагаться на парашют во время крушения самолета – глупо, и это объясняется тем, что многие люди даже в спокойном состоянии не могут правильно надеть парашют и безопасно приземлиться после прыжка. Кроме этого, чтобы безопасно выпрыгнуть с самолета, он должен медленно лететь на высоте не больше 5 км над землей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: