Кто устанавливает порядок сдачи квалификационных экзаменов водителей

Обновлено: 05.07.2024

1. Настоящим Положением в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяется порядок сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации (далее - гражданские служащие), замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должности гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее - государственный орган), а также порядок оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданских служащих.

2. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, с которыми заключены срочные служебные контракты, за исключением гражданских служащих, замещающих:

а) должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;

б) должности гражданской службы категории "помощники (советники)", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;

в) должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Указа Президента РФ от 16.11.2011 N 1504)

3. Утратил силу с 16 ноября 2011 года. - Указ Президента РФ от 16.11.2011 N 1504.

4. Квалификационный экзамен проводится:

а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - классный чин), первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы, который присваивается гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

5. В случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 4 настоящего Положения, квалификационный экзамен проводится после успешного завершения испытания, а если испытание гражданскому служащему не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность гражданской службы.

6. Утратил силу с 16 ноября 2011 года. - Указ Президента РФ от 16.11.2011 N 1504.

7. Квалификационный экзамен проводится по инициативе гражданского служащего при решении вопроса о присвоении классного чина не позднее чем через три месяца после дня подачи гражданским служащим письменного заявления о присвоении классного чина.

(п. 7 в ред. Указа Президента РФ от 16.11.2011 N 1504)

8. Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией в порядке, установленном для проведения заседаний конкурсной или аттестационной комиссии (далее - комиссия).

9. В решении представителя нанимателя о проведении квалификационного экзамена указываются:

а) дата и время проведения квалификационного экзамена;

б) список гражданских служащих, которые должны сдавать квалификационный экзамен;

в) перечень документов, необходимых для проведения квалификационного экзамена.

10. Решение о предстоящей сдаче квалификационного экзамена доводится до сведения гражданского служащего не позднее чем за месяц до его проведения.

11. Не позднее чем за месяц до проведения квалификационного экзамена непосредственный руководитель гражданского служащего направляет в комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) гражданского служащего и о возможности присвоения ему классного чина.

12. Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом, указанным в пункте 11 настоящего Положения, не менее чем за две недели до проведения квалификационного экзамена.

Гражданский служащий вправе представить в комиссию заявление о своем несогласии с указанным отзывом.

13. При проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов гражданских служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой гражданскими служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

14. Решение о результате квалификационного экзамена выносится комиссией в отсутствие гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается сдавшим квалификационный экзамен.

15. По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего комиссией выносится одно из следующих решений:

а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

16. Результат квалификационного экзамена заносится в экзаменационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению. Экзаменационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с экзаменационным листом под расписку.

Экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина хранятся в личном деле гражданского служащего.

17. Результаты квалификационного экзамена направляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после его проведения.

18. На основании результатов квалификационного экзамена представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо направляет представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

19. Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.

20. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законность нового регламента по сдаче экзаменов на права подвергнут проверке

Верховный суд (ВС) проверит законность вступившего в силу в апреле 2021 года регламента МВД по приему экзаменов на водительские права. Обратившийся в суд автоинструктор оспаривает правило, согласно которому за дублирующими педалями учебной машины может находиться только инспектор ГИБДД. Раньше управление доверялось инструкторам и, как правило, владельцам автомобилей. Поскольку статус экзаменатора законодательно не урегулирован, то в случае ДТП на экзаменах, считает истец, ремонт машины будет оплачивать автовладелец из собственного кармана.

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ / купить фото

Большая часть экзаменов по вождению (от 60% до 80%, по разным оценкам) принимается на автомобилях автошкол: ГИБДД за это не платит, но организации, как правило, берут плату с учеников за использование машин.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) пояснили “Ъ”: если заключен договор ОСАГО без ограничений по допуску за руль, потерпевший в ДТП получит возмещение ущерба в любом случае, независимо от того, кто управлял автомобилем.

Еще в 2019 году Верховный суд постановлением пленума разъяснял, что водителем признается любое лицо, управляющее транспортным средством, даже если у него нет прав (включая ученика). Для покрытия возможного ущерба в ДТП, говорит собеседник “Ъ”, экзаменатор и проверяет наличие ОСАГО без ограничений допуска к управлению. Такая схема, говорит он, применялась еще до вступления в силу нового регламента и противозаконной не является.

· расширительное толкование своих полномочий в процессе лицензирования;

· усложнение процесса регистрации групп на экзамен;

· произвольное назначение даты группового экзамена;

· выведение нужного процента сдачи экзамена с первого раза;

· выдача предписаний на улучшение подготовки;

· попытки установления контроля за учебным процессом;

· дополнительные требования к оборудованию учебных автомобилей;

· требование безвозмездного предоставления автомобилей и автодромов;

Самое любопытное, что ВСЕ эти требования и правила являются АБСОЛЮТНО НЕЗАКОННЫМИ.

И именно поэтому они иногда применяются, а иногда и нет, могут быть строгими, а могут и не очень, все зависит от степени покладистости автошколы.

ПРЕДЕЛЫ КОМПЕТЕНЦИИ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН

Для того чтобы разобраться в том, насколько действительно правомочны действия экзаменационных подразделений ГИБДД по отношению к автошколам, следует четко представлять себе пределы компетенции каждой из сторон, какими документами они установлены, какие возможности для их расширения.

Итак, основными нормативно-правовыми документами для автошкол всех форм и видов, регулирующими деятельность по подготовке водителей на сегодняшний день являются.

· Гражданский Кодекс РФ

· Трудовой Кодекс РФ

· Налоговый Кодекс РФ

· Кодекс об административных правонарушениях

· Федеральный закон "Об образовании"

· Примерная программа подготовки

Кроме этого, для отдельных категорий автошкол, например государственных или автошкол системы Министерства транспорта, системы ДОСААФ-РОСТО могут дополнительно действовать и внутриведомственные нормативные документы.

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность экзаменационных подразделений ГИБДД по осуществлению государственной функции по приему квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами подготовке водителей на сегодняшний день являются:

· Методика приема экзаменов

Обратите внимание, что документы, регулирующие деятельность экзаменационных подразделений ГИБДД по приему экзаменов не предписывают НИКАКИХ обязанностей автошколам, равно как и документы, регулирующие деятельность автошкол не содержат никаких положений про взаимоотношения с экзаменационными подразделениями ГИБДД.

МОЖЕТ ЛИ ГИБДД ДАВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ УКАЗАНИЯ АВТОШКОЛАМ

В связи с этим, возникает вопрос, может ли вообще ГИБДД или экзаменационное подразделение ГИБДД давать указания автошколам, обязательные для исполнения?

Для ответа на этот вопрос следует вспомнить, что правом издавать нормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими лицами страны обладают структуры исполнительной власти не ниже федерального уровня. ГИБДД и тем более ее экзаменационные подразделения являются одним из департаментов МВД РФ и, таким образом, не обладает правом самостоятельного нормотворчества.

С 15 мая 1992 г Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, носящих межведомственный характер. В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных нормативных правовых актов регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009.

Обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ подлежат акты, имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

Таким образом, нормативные правовые акты, не прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РФ действуют только в пределах издавшего их ведомства. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Кроме этого, в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВОПРОСЫ

Теперь, на основании этих знаний, еще раз внимательно проанализируем содержание действующей нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения автошкол и экзаменационных подразделений ГИБДД и дадим ответы на часто встречающиеся вопросы.

Какими документами регламентированы взаимоотношения ГИБДД и автошкол?

Может ли ГИБДД контролировать процесс обучения?

Нет. Контроль за процессом обучения не входит в сферу компетенции ГАИ. В соответствии с Постановлением правительства от 20.02.2007 г. № 116 к проверкам могут привлекаться эксперты из числа работников образовательных организаций, научных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также из числа специалистов организаций, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования, прошедших квалификационные испытания. Требования к уровню квалификации привлекаемых к проверкам экспертов разрабатываются и утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. (п.11 Постановления). Соответственно, органам ГИБДД не дано право контролировать трудовые, административные, имущественные, налоговые и другие отношения в автошколе. В случае, если органы ГИБДД считают, что имеют место нарушения в процессе хозяйственной деятельности автошколы, они имеют право уведомить об этом соответствующие контрольные органы, но не более того.

Может ли ГИБДД прийти с внезапной проверкой автошколы?

Что могут проверять сотрудники ГИБДД, в случае привлечения их к проверке автошколы?

Выполнения каких нормативных документов может требовать ГИБДД от автошколы?

Какие санкции может наложить ГИБДД на автошколу, ее руководителей?

ГИБДД не наделено правом применения каких-либо санкций к юридическому лицу в рамках осуществления этим юридическим лицом учебного процесса. В отношении конкретных физических лиц ГИБДД действует в пределах, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Что требуется от автошколы в процессе сдачи экзамена?

Автошколе не вменяются какие-либо обязанности в процессе сдачи экзаменов на право управления транспортным средством, поскольку экзамен сдает персонально кандидат в водители, а не группа, как ошибочно полагают многие руководители автошкол. Заблаговременное предоставление в распоряжение ГИБДД списков кандидатов в водители, предоставление своей площадки, учебных автомобилей для сдачи экзаменов является добровольным действием со стороны автошколы, направленным на поддержку своих выпускников и способствующим более четкому и организованному проведению экзамена сотрудниками ГИБДД. Обязательные функции автошколы заканчиваются в момент выдачи выпускнику автошколы свидетельства об окончании обучения.

Любые требования со стороны экзаменационных подразделений ГИБДД предоставления сведений о порядке, времени, месте прохождения обучения, квалификации педагогического состава, численности групп и т.д., выдвигаемые при подготовке к проведению квалификационного экзамена являются незаконными. Отказ автошколы от предоставления таких сведений не может служить основанием для применения каких-либо мер в отношении автошколы, и уж тем более не является препятствием для приема экзамена у выпускника автошколы, т.к. он не несет никакой ответственности за предполагаемые нарушения, допущенные автошколой.

Может ли ГАИ отказать автошколе в назначении даты приема экзамена у группы выпускников?

Можно ли отказать в приеме экзамена выпускнику автошколы, если автошкола превысила контингент?

Должна ли автошкола предоставлять в ГИБДД для сдачи квалификационного экзамена учебные автомобили?

Решение о предоставлении своих автомобилей в распоряжение экзаменационного подразделения ГИБДД для приема экзаменов у лиц, не являющихся выпускниками автошколы может быть только добровольным решением автошколы. Отказ автошколы от предоставления своих автомобилей для приема квалификационного экзамена не может служить основанием для отказа выпускнику автошколы в приеме у него экзамена.

Может ли экзаменатор сам выбрать автомобиль для сдачи экзамена?

Может, т.к. кандидат в водители экзаменуется на предмет получения права управления транспортным средством определенной категории, а не марки или модели.

Должна ли автошкола предоставлять для сдачи экзамена свою площадку?

Никаких нормативных документов, обязывающих автошколу предоставлять свою учебную площадку для приема экзаменов не существует. Решение о предоставлении экзаменационному подразделению ГИБДД своей площадки может быть только добровольным решением автошколы. Отказ автошколы от предоставления площадки для приема экзаменов не может служить основанием для отказа выпускнику автошколы в приеме у него экзамена.

Каковы требования к учебному автомобилю?

Каким документом узаконен т.н. процент сдачи экзамена с первого раза?

Какую силу имеет предписание ГИБДД о плохой сдаче экзамена учениками автошколы?

Как обжаловать результаты экзаменов в ГИБДД?

По общему правилу, результат экзамена может быть обжалован путем заявления, поданного в письменном виде на имя руководителя экзаменационного подразделения ГИБДД, принимавшего экзамен. При этом в заявлении должны быть приведены аргументированные основания для жалобы.

В заключении хочу добавить следующее. Автор, сам в недавнем прошлом учредитель и директор автошколы, старался осветить наиболее распространенные практические вопросы деятельности автошколы и дать на них максимально аргументированные ответы. При этом автор понимает, что предлагаемые ответы не всегда могут иметь буквальное практическое применение, жизнь сложнее юридических схем и не всегда имеющиеся права, безусловно, и в полном объеме реализуемы на практике. И тем не менее, опыт показывает, что знание законных границ дозволенного как своих, так и третьих лиц, существенно облегчает хозяйственную деятельность юридического лица.

г. Симферополь, ул. Маяковского , 14, лит. А, аудитория 204

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Минтранс вводит новые квалификационные требования к водителям и специалистам с 1 января 2021 года


Министерство транспорта Российской Федерации обновило профессиональные и квалификационные требования к работникам организаций при выполнении перевозок автомобильным транспортом, установленные приказом № 287. C 1 января 2021 года будет введён в действие новый Приказ Минтранса от 31.07.2020 № 282. Какие новшества он закрепляет в отношении профессиональных и квалификационных требований работников транспортной сферы? Читайте в нашем материале.


КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАСАЮТСЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ?


ДЛЯ КАКИХ ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ?


Приказом установлены профессиональные и квалификационные требования к следующим профессиям и должностям:

КАКИЕ НОВШЕСТВА В ОТНОШЕНИИ ТРЕБОВНИЙ К КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ВСТУПАЮТ В СИЛУ С 2021 ГОДА?


Большинство положений нового приказа Минтранса остаются такими же, как и в приказе №287, определявшем квалификационные требования к работникам до 2021 года. Однако есть несколько важных изменений, на которые стоит обратить внимание:

1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения:

В соответствии с новыми требованиями, специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, может иметь среднее профессиональное образование, в отличие от требований приказа №287, по которым данную должность мог занимать только специалист с высшим образованием.

2. Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта:

Контролером состояния транспортных средств автомобильного транспорта может быть назначен работник, освоивший профессию, входящую в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", однако только при условии наличия опыта работы в данной сфере не менее трех лет. Ранее должность контролера мог занимать только специалист, имеющий диплом по специальности данной группы. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199.

3. Диспетчер:

В новом прказе Минтранса требования по должности диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта полностью исключены.

4. Водитель:

В отношении квалификации водителей с 1 января 2021 года будут введены следующие новые требования:

  • Водитель, перевозящий пассажиров должен:
    • уметь оказывать помощь пассажирам, в том числе пассажирам-инвалидам, которые используют для перемещения специальные устройства;
    • знать, как в соответствии с правилами безопасности загрузить и выгрузить, а также разместить и закрепить груз в автомобиле.
  • Водитель грузового транспорта должен:
    • знать правила использования тахографов

Также установлено, что водитель грузового транспорта может иметь иностранное водительское удостоверение в случаях, установленных законодательством РФ.

Учебный центр "Сфера охраны труда" осуществляет профессиональную переподготовку специалистов по безопасности дорожного движения, контролеров технического состояния автотранспортных средств в соответствии с актуальными квалификационными требованиями, а также проводит повышение квалификации водителей авторанспортных средств по различным направлениям, в том числе по оказанию первой помощи.

Подробная информация - по телефону:

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

О других многочисленных измнениях транспортного законодательсва, вступающих в силу в 2021 году, читайте в материале на нашем сайте.

Читайте также: