Лучший водитель критерии оценки

Обновлено: 17.05.2024

Тема 1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движения.

Профессиональное мастерство водителя определяется как набор качеств, обеспечивающих уровень мастерства безопасного, экономичного и комфортного управления автомобилем, его предлагается рассматривать как совокупность профессионального интеллекта водителя и технических навыков управления автомобилем. При этом профессиональным интеллектом называют способность водителя предупреждать возникновение опасных ситуаций в дорожном движении. Технические навыки определяют мастерство выхода из опасных критических ситуаций. Мастерство управления автомобилем определяется качеством каждого из пяти структурных элементов модели восприятия и переработки информации водителем:

  • восприятия;
  • принятия и обработки информации;
  • подготовки и выбора решений по управлению автомобилем;
  • принятия решений;
  • технического исполнения решений.
  1. технического мастерства управления автомобилем;
  2. знаний и навыков поведения в дорожном движении;
  3. дисциплины и ответственности (включая морально-деловые качества и социально-психологическую устойчивость).

Большинство причин, регистрируемых при первичном учете ДТП, квалифицируются как нарушения ПДД участниками дорожного движения. Для обучения водителей и профилактики аварийности важно установить основные механизмы возникновения происшествий и причины ошибочных действий водителей, квалифицируемых как нарушения ПДД. Рассмотрим основные модели поведения водителей при возникновении ДТП.

Применительно к деятельности водителя понятие риска обычно рассматривают в трех взаимосвязанных значениях.

Среднестатистический риск дает лишь общее представление об опасности профессии. Конкретное значение риска существенно различается по видам и условиям перевозок и в большой степени зависит от поведения водителя, от принимаемого им уровня риска.

2) Риск - это действие, в том или ином отношении грозящее водителю возникновением дорожно-транспортного происшествия. Почему водители предпринимают такие действия, которые приводят к ДТП, как при этом оценивают степень риска, какой уровень риска считают для себя приемлемым?

3) Риск - это ситуация выбора между двумя вариантами действия: более привлекательным, но менее надежным и менее привлекательным, но более надежным. Например, водитель выбирает более короткий (привлекательный с точки зрения экономии времени) маршрут, но более опасный.

Склонность к риску - это один из показателей социально психологической устойчивости человека, она оказывает в сочетании с мотивами деятельности решающее влияние на уровень риска, принимаемый водителем. Если мотивы деятельности водителя могут быть самыми различными, то склонность к риску в значительной мере индивидуальна. Склонность к риску может быть выявлена при помощи методов психологического тестирования.

Водитель должен постоянно контролировать свое поведение в дорожном движении. Если он замечает, что регулярно в течение рабочего дня он несколько раз становится виновником опасных ситуаций, то следует или пересмотреть свое поведение или совсем отказаться от профессии водителя, поскольку он подвергает опасности жизнь и здоровье многих людей.

Как определить степень опасности ситуации, возникшей на дороге из-за рискованного поведения водителя? Водитель сам это может сделать по своим субъективным ощущениям. Всем водителям хорошо известно чувство страха в опасной ситуации, связанное с импульсивным повышением количества адреналина в крови. При этом возникает кратковременное учащенное сердцебиение, потливость, ощущение жара или холода. Водитель испытывает сложный спектр эмоций от недовольства собой до неприязни и даже агрессии по отношению к другим участникам движения, чувство страха и ощущение своей ущербности по сравнению с другими водителями и т.п. При этом он теряет присутствие духа, становится невнимательным, забывает что надо делать, т.е. подчас не способен к выполнению даже простых действий. Хуже всего, что при этом развивается как бы цепная реакция ошибок и опасных ситуаций, вводящих водителя во все более напряженное и неустойчивое состояние.

Водитель, склонный к риску, постепенно повышает его уровень. Если раньше в подобной ситуации он испытывал желанную встряску, то теперь он воспринимает опасность как должное и обычное. Такая девальвация уровня приемлемого риска ведет водителя к дорожно-транспортному происшествию. Исследования показывают, что на 1000 конфликтных ситуаций, в которых удалось избежать ДТП только благодаря экстренным действиям водителя, и вызывающих у последнего кратковременный стресс, приходится одно ДТП.

С другой стороны, следует признать, что у водителя чаще рискующего в дорожном движении вырабатываются относительно более эффективные технические навыки управления автомобилем. Это позволяет ему справляться с возрастающей сложностью дорожно-транспортных ситуаций. Но вместе с ростом сложности ситуаций быстрее растет и риск вовлечения водителя в ДТП. Систематические исследования американских ученых неоднократно показали, что рискованный стиль вождения, прежде всего выражающийся в повышенной скорости и обгонах, закономерно чаще ведет к ДТП.

С этой целью вводится понятие конфликтной ситуации. Под конфликтной ситуацией понимается такая дорожно-транспортная ситуация, при которой действия одного из участников движения или другие факторы дорожной обстановки потребовали действий других участников движения, направленных на предотвращение инцидента, не связанных с целью движения и не вызванных мероприятиями организации дорожного движения. О мере конфликтности или риска дорожно-транспортной ситуации судят по интенсивности предупредительных действий, а также по величине изменений параметров движения транспортных средств при этом, таких, как: скорость, ускорение, замедление, траектория (смена полосы, изменения дистанции, интервала).

Типичные дорожно-транспортные происшествия, связанные со склонностью водителя к риску, чаще всего возникают в условиях взаимодействия участников движения при обгонах, объездах, маневрировании, проезде перекрестков.

Недооценка опасности, наряду со склонностью к риску, является одной из устойчивых поведенческих характеристик водителя, приводящих к ДТП. Оценивая дорожную обстановку, водитель в силу накопленного опыта, имеющихся знаний прогнозирует развитие дорожно-транспортных ситуаций (ДТС). Каждой типичной ДТС соответствует некоторый объективный уровень опасности, измеряемый частотой перерастания ДТС в инцидент и или ДТП. Оценка водителя всегда субъективна. Рассогласование субъективной оценки и объективной опасности приводит к неадекватным действиям водителей.

Каково же взаимоотношение между необходимым временем приобретения навыков прогнозирования ДТС с риском вовлечения в ДТП? На эти вопросы будет дан ответ в следующем разделе, посвященном особенностям процесса развития профессионального мастерства.

По данным различных исследований, для приобретения необходимых навыков управления транспортным средством и прогнозирования возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций, водитель должен проехать от 10 до 30 тыс. км. Риск совершения ДТП водителем со стажем управления 1 - 2 года существенно выше среднестатистического -для водителей-профессионалов в 3,6 раза, для владельцев индивидуального транспорта в 4,6 раза. Представленные данные свидетельствуют о необходимости компенсации недостаточного уровня квалификации водителей этой категории, в первую очередь, на основе изучений типичных ситуаций повышенной опасности, приводящих к ДТП.

Поведенческие характеристики водителя, основанные на навыках, подчиняются определенным закономерным тенденциям развития, при этом на развитие навыков существенное влияние оказывает их интерференция (взаимное влияние).

В качестве одного из механизмов возникновения ДТП может быть рассмотрено явление интерференции навыков. Под интерференцией (взаимным влиянием) понимают процесс торможения недавно приобретенного навыка старым, более прочно усвоенным. Такое торможение сказывается в двух наиболее распространенных ситуациях. Первая состоит в том, что реализация нового навыка осложняется действием старого. Вторая ситуация связана с возникновением ошибочных действий, когда вместо необходимого нового навыка человек действует в соответствии с прочно усвоенным старым.

Все водители прекрасно знают, что на автомобилях, оборудованных запорным устройством руля, категорически запрещается выключать двигатель во время движения или начинать движение (например, на уклоне) до включения двигателя. Такие действия приводят к заклиниванию руля и самым печальным последствиям. Тем не менее у водителей, приобретших навык управления автомобилем на моделях, не имевших запорного устройства руля, имеется опасность совершить указанные ошибки под воздействием старого навыка.

Пример происшествия. Водитель-профессионал, работавший на грузовых автомобилях, управляя недавно приобретенным легковым автомобилем, на затяжном спуске механически, не задумываясь о последствиях, выключил двигатель, повернув ключ в замке зажигания. Рулевое управление заклинило - сработало запирающее устройство. Произошел съезд автомобиля в кювет с последующим опрокидыванием.

В данном случае сработал прочно приобретенный навык водителя за время работы на грузовых автомобилях. При управлении автомобилем с новыми конструктивными особенностями этот навык стал содержать в себе большую опасность.

Особая опасность явления интерференции навыков заключается в том, что сформировавшимися навыками водитель пользуется автоматически, не задумываясь. В условиях дефицита времени, расстояния, при отвлечении внимания, ситуациях, характерных для условий дорожного движения, человеку свойственно действовать в соответствии с прочно усвоенными, доведенными до автоматизма навыками.

Водитель прочно усваивает навыки, связанные с оценкой габаритов, тормозной и тяговой динамикой автомобиля. При управлении автомобилем, имеющим другие габариты и динамические характеристики, опасность интерференции остается и в условиях сложной дорожной обстановки зачастую проявляется. Отсюда возникают конфликтные и критические ситуации. Этот же механизм может приводить и к ДТП. Одним из способов нейтрализации явления интерференции навыков является обеспечение преемственности в конструкциях автомобилей, однако в последнее время в нашей стране эта проблема становится очень актуальной. Появление автомобилей новых конструкций с передним приводом, постоянным полным приводом, автоматическими коробками перемены передач (АКПП) и антиблокировочными системами (АБС), ростом числа находящихся в эксплуатации импортных автомобилей с правым расположением руля, а в недалекой перспективе кардинальное изменение расположения органов управления, требуют проведения специальной подготовки водителей для нейтрализации явления интерференции навыков при смене моделей подвижного состава.

Видео YouTube

Многие сотрудники, чьи должностные обязанности напрямую связаны с управлением автомобильным транспортом, интересуются – как и чем отличается классность водителей по категориям в 2021 году. Кроме этого, о том, как присвоить классность водителю и рассчитать её также часто стремятся узнать и работодатели. При этом следует помнить, что есть несколько критериев и целей оценки классности водителей, поэтому данное понятие может иметь серьезные отличия в зависимости от используемого контекста.

Что такое классность водителей – правовое регулирование

Классность водителей – это система, в соответствии с которой происходит разделение водителей по различным критериям, в первую очередь, затрагивающим их мастерство и уровень квалификации. В соответствии с таковыми критериями может назначаться доплата за классность водителям, а также обеспечиваться иные механизмы регулирования трудовых взаимоотношений. Однако в целом сейчас в России существует две системы классности водителей:

  • Классность как показатель трудовой квалификации. В данном случае подразумевается отнесение водителей к какой-либо из категорий классности для определения их уровня профессионализма и соответствующего назначения льгот и доплат.
  • Классность как показатель безаварийности в страховом деле. Ещё одной разновидностью классности водителей является классность по ОСАГО. Страховые компании фиксируют стаж вождения каждого их клиента, обращающегося за полисом, и в зависимости от количества страховых случаев, а также иных факторов, применяют коэффициент бонус-малус (КБМ), увеличивающий или уменьшающий стоимость страховых услуг.

Для работодателей может иметь значение как классность водителей по категориям в 2021 году, так и по оценке страховых компаний. В первом случае, работодатель будет иметь точное понимание о навыках квалификации водителя. Знание же классности водителей по КБМ ОСАГО может помочь предприятию сократить расходы, если оно оплачивает страховку сотрудников, а также просто составить понимание о фактической безаварийности езды работника.

Непосредственно законодательство на текущий момент не регулирует порядок получения классности водителей или присвоения данных критериев работникам, занятым в вождении автомобильного транспорта. Соответственно, опираясь на положения трудового законодательства и статьи 8 ТК РФ, работодатель самостоятельно решает, следует ли ему использовать разделение водителей по категориям классности в 2021 году. При этом следует помнить о том, что работодатель обязан соблюдать принятые на предприятии локальные нормативные акты.

На территории РФ действует Квалификационный справочник профессий рабочих, в котором упоминается как работа водителя, так и критерии присвоения классности данным сотрудникам. При этом профстандарт водителя, который должен был бы заменить справочник, пока еще не принят.

Классность водителей по категориям 2021 года

Как было упомянуто ранее, классность водителей по категориям в 2021 году не имеет никаких изменений в сравнении с еще даже советскими нормативами. В данном случае предполагается разделение водителей на три возможных класса. К каждому из классов водителей предъявляются особые требования, а именно:

Работодатель не обязан устанавливать и использовать разделение водителей по категориям классности на предприятии. Однако если он применяет данную систему, ему необходимо следовать и требованиям законодательства в отношении обязательного обеспечения доплат за классность. Также работодатель вправе использовать и собственные системы оценивания и классификации сотрудников, если они не противоречат действующему законодательству.

Как получить классность водителя

Вопрос того, как получить классность водителя, интересует многих занятых в данной деятельности сотрудников. Получение определенного класса возможно исключительно в том случае, если локальные нормативные акты организации предполагают использование законодательных механизмов классности на предприятии. Если же таковое внутреннее правовое регулирование отсутствует, рассчитывать на присвоение определенной классности работник не может и требовать от работодателя данного мероприятия он не вправе.

Если же на предприятии присутствует разделение водителей на классы, то при соблюдении установленных формальных требований, работник вправе подать на имя работодателя заявление с просьбой предоставить ему определенный класс. Чтобы присвоить классность водителю, работодатель в свою очередь должен сформировать на предприятии специальную оценочную комиссию, которая проверит наличествующие у сотрудника навыки и соответствие его формальным требованиям, после чего издаст решение, на основании которого работодатель либо должен будет присвоить класс сотруднику, либо отказать в повышении класса.

Альтернативным методом оценивания работника может стать использование услуг независимых центров оценивания квалификации. При несогласии с результатами оценочной комиссии на предприятии, работник вправе также пройти оценивание за свой счет в таковом центре и работодатель, использующий на предприятии механизм классификации водителей по классности, будет обязан принять решение в соответствии с документом о прохождении квалификации. В случае, если на испытание работник направляется самим работодателем – оплата услуг центра независимой оценки возлагается на работодателя. На время прохождения оценивания работник не может быть уволен за прогул и считается освобожденным от работы с сохранением среднего заработка.

Классность водителей по КБМ ОСАГО

Механизм разделения водителей по классности в страховых компаниях кардинально отличается от присвоения определенных классов в рамках рабочего процесса. В первую очередь классы КБМ по ОСАГО предоставляются всем без исключения застрахованным лицам, вне зависимости от осуществления ими какой-либо трудовой деятельности. При этом количество классов в данной системе составляет 15. Нумерация начинается с класса М, и продолжается от 0 до 13 класса.

Минимальный класс – М предусматривает повышение стоимости полиса на 145% в сравнении с его стандартной ценой. Максимальный, класс 13, предполагает установление стоимости полиса на уровне 50% от стандартной. Повышение класса происходит ежегодно на одну единицу при отсутствии страховых случаев во время действия предшествующего договора ОСАГО.

При этом наличие страховых случаев за предыдущий период снижает класс водителя по КБМ сразу на несколько пунктов. Так, наличие одного ДТП при 13 классе водителя, может привести к переводу его в 6 класс, а 2 ДТП – в третий.

Нумерация классов в данной системе предполагает при первом заключении договора ОСАГО предоставление водителю третьего класса – он не предусматривает ни надбавок к стоимости полиса, ни скидок.

Тема 1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движения.

Профессиональное мастерство водителя определяется как набор качеств, обеспечивающих уровень мастерства безопасного, экономичного и комфортного управления автомобилем, его предлагается рассматривать как совокупность профессионального интеллекта водителя и технических навыков управления автомобилем. При этом профессиональным интеллектом называют способность водителя предупреждать возникновение опасных ситуаций в дорожном движении. Технические навыки определяют мастерство выхода из опасных критических ситуаций. Мастерство управления автомобилем определяется качеством каждого из пяти структурных элементов модели восприятия и переработки информации водителем:

  • восприятия;
  • принятия и обработки информации;
  • подготовки и выбора решений по управлению автомобилем;
  • принятия решений;
  • технического исполнения решений.
  1. технического мастерства управления автомобилем;
  2. знаний и навыков поведения в дорожном движении;
  3. дисциплины и ответственности (включая морально-деловые качества и социально-психологическую устойчивость).

Большинство причин, регистрируемых при первичном учете ДТП, квалифицируются как нарушения ПДД участниками дорожного движения. Для обучения водителей и профилактики аварийности важно установить основные механизмы возникновения происшествий и причины ошибочных действий водителей, квалифицируемых как нарушения ПДД. Рассмотрим основные модели поведения водителей при возникновении ДТП.

Применительно к деятельности водителя понятие риска обычно рассматривают в трех взаимосвязанных значениях.

Среднестатистический риск дает лишь общее представление об опасности профессии. Конкретное значение риска существенно различается по видам и условиям перевозок и в большой степени зависит от поведения водителя, от принимаемого им уровня риска.

2) Риск - это действие, в том или ином отношении грозящее водителю возникновением дорожно-транспортного происшествия. Почему водители предпринимают такие действия, которые приводят к ДТП, как при этом оценивают степень риска, какой уровень риска считают для себя приемлемым?

3) Риск - это ситуация выбора между двумя вариантами действия: более привлекательным, но менее надежным и менее привлекательным, но более надежным. Например, водитель выбирает более короткий (привлекательный с точки зрения экономии времени) маршрут, но более опасный.

Склонность к риску - это один из показателей социально психологической устойчивости человека, она оказывает в сочетании с мотивами деятельности решающее влияние на уровень риска, принимаемый водителем. Если мотивы деятельности водителя могут быть самыми различными, то склонность к риску в значительной мере индивидуальна. Склонность к риску может быть выявлена при помощи методов психологического тестирования.

Водитель должен постоянно контролировать свое поведение в дорожном движении. Если он замечает, что регулярно в течение рабочего дня он несколько раз становится виновником опасных ситуаций, то следует или пересмотреть свое поведение или совсем отказаться от профессии водителя, поскольку он подвергает опасности жизнь и здоровье многих людей.

Как определить степень опасности ситуации, возникшей на дороге из-за рискованного поведения водителя? Водитель сам это может сделать по своим субъективным ощущениям. Всем водителям хорошо известно чувство страха в опасной ситуации, связанное с импульсивным повышением количества адреналина в крови. При этом возникает кратковременное учащенное сердцебиение, потливость, ощущение жара или холода. Водитель испытывает сложный спектр эмоций от недовольства собой до неприязни и даже агрессии по отношению к другим участникам движения, чувство страха и ощущение своей ущербности по сравнению с другими водителями и т.п. При этом он теряет присутствие духа, становится невнимательным, забывает что надо делать, т.е. подчас не способен к выполнению даже простых действий. Хуже всего, что при этом развивается как бы цепная реакция ошибок и опасных ситуаций, вводящих водителя во все более напряженное и неустойчивое состояние.

Водитель, склонный к риску, постепенно повышает его уровень. Если раньше в подобной ситуации он испытывал желанную встряску, то теперь он воспринимает опасность как должное и обычное. Такая девальвация уровня приемлемого риска ведет водителя к дорожно-транспортному происшествию. Исследования показывают, что на 1000 конфликтных ситуаций, в которых удалось избежать ДТП только благодаря экстренным действиям водителя, и вызывающих у последнего кратковременный стресс, приходится одно ДТП.

С другой стороны, следует признать, что у водителя чаще рискующего в дорожном движении вырабатываются относительно более эффективные технические навыки управления автомобилем. Это позволяет ему справляться с возрастающей сложностью дорожно-транспортных ситуаций. Но вместе с ростом сложности ситуаций быстрее растет и риск вовлечения водителя в ДТП. Систематические исследования американских ученых неоднократно показали, что рискованный стиль вождения, прежде всего выражающийся в повышенной скорости и обгонах, закономерно чаще ведет к ДТП.

С этой целью вводится понятие конфликтной ситуации. Под конфликтной ситуацией понимается такая дорожно-транспортная ситуация, при которой действия одного из участников движения или другие факторы дорожной обстановки потребовали действий других участников движения, направленных на предотвращение инцидента, не связанных с целью движения и не вызванных мероприятиями организации дорожного движения. О мере конфликтности или риска дорожно-транспортной ситуации судят по интенсивности предупредительных действий, а также по величине изменений параметров движения транспортных средств при этом, таких, как: скорость, ускорение, замедление, траектория (смена полосы, изменения дистанции, интервала).

Типичные дорожно-транспортные происшествия, связанные со склонностью водителя к риску, чаще всего возникают в условиях взаимодействия участников движения при обгонах, объездах, маневрировании, проезде перекрестков.

Недооценка опасности, наряду со склонностью к риску, является одной из устойчивых поведенческих характеристик водителя, приводящих к ДТП. Оценивая дорожную обстановку, водитель в силу накопленного опыта, имеющихся знаний прогнозирует развитие дорожно-транспортных ситуаций (ДТС). Каждой типичной ДТС соответствует некоторый объективный уровень опасности, измеряемый частотой перерастания ДТС в инцидент и или ДТП. Оценка водителя всегда субъективна. Рассогласование субъективной оценки и объективной опасности приводит к неадекватным действиям водителей.

Каково же взаимоотношение между необходимым временем приобретения навыков прогнозирования ДТС с риском вовлечения в ДТП? На эти вопросы будет дан ответ в следующем разделе, посвященном особенностям процесса развития профессионального мастерства.

По данным различных исследований, для приобретения необходимых навыков управления транспортным средством и прогнозирования возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций, водитель должен проехать от 10 до 30 тыс. км. Риск совершения ДТП водителем со стажем управления 1 - 2 года существенно выше среднестатистического -для водителей-профессионалов в 3,6 раза, для владельцев индивидуального транспорта в 4,6 раза. Представленные данные свидетельствуют о необходимости компенсации недостаточного уровня квалификации водителей этой категории, в первую очередь, на основе изучений типичных ситуаций повышенной опасности, приводящих к ДТП.

Поведенческие характеристики водителя, основанные на навыках, подчиняются определенным закономерным тенденциям развития, при этом на развитие навыков существенное влияние оказывает их интерференция (взаимное влияние).

В качестве одного из механизмов возникновения ДТП может быть рассмотрено явление интерференции навыков. Под интерференцией (взаимным влиянием) понимают процесс торможения недавно приобретенного навыка старым, более прочно усвоенным. Такое торможение сказывается в двух наиболее распространенных ситуациях. Первая состоит в том, что реализация нового навыка осложняется действием старого. Вторая ситуация связана с возникновением ошибочных действий, когда вместо необходимого нового навыка человек действует в соответствии с прочно усвоенным старым.

Все водители прекрасно знают, что на автомобилях, оборудованных запорным устройством руля, категорически запрещается выключать двигатель во время движения или начинать движение (например, на уклоне) до включения двигателя. Такие действия приводят к заклиниванию руля и самым печальным последствиям. Тем не менее у водителей, приобретших навык управления автомобилем на моделях, не имевших запорного устройства руля, имеется опасность совершить указанные ошибки под воздействием старого навыка.

Пример происшествия. Водитель-профессионал, работавший на грузовых автомобилях, управляя недавно приобретенным легковым автомобилем, на затяжном спуске механически, не задумываясь о последствиях, выключил двигатель, повернув ключ в замке зажигания. Рулевое управление заклинило - сработало запирающее устройство. Произошел съезд автомобиля в кювет с последующим опрокидыванием.

В данном случае сработал прочно приобретенный навык водителя за время работы на грузовых автомобилях. При управлении автомобилем с новыми конструктивными особенностями этот навык стал содержать в себе большую опасность.

Особая опасность явления интерференции навыков заключается в том, что сформировавшимися навыками водитель пользуется автоматически, не задумываясь. В условиях дефицита времени, расстояния, при отвлечении внимания, ситуациях, характерных для условий дорожного движения, человеку свойственно действовать в соответствии с прочно усвоенными, доведенными до автоматизма навыками.

Водитель прочно усваивает навыки, связанные с оценкой габаритов, тормозной и тяговой динамикой автомобиля. При управлении автомобилем, имеющим другие габариты и динамические характеристики, опасность интерференции остается и в условиях сложной дорожной обстановки зачастую проявляется. Отсюда возникают конфликтные и критические ситуации. Этот же механизм может приводить и к ДТП. Одним из способов нейтрализации явления интерференции навыков является обеспечение преемственности в конструкциях автомобилей, однако в последнее время в нашей стране эта проблема становится очень актуальной. Появление автомобилей новых конструкций с передним приводом, постоянным полным приводом, автоматическими коробками перемены передач (АКПП) и антиблокировочными системами (АБС), ростом числа находящихся в эксплуатации импортных автомобилей с правым расположением руля, а в недалекой перспективе кардинальное изменение расположения органов управления, требуют проведения специальной подготовки водителей для нейтрализации явления интерференции навыков при смене моделей подвижного состава.

Видео YouTube

Заключение о непригодности к управлению автомобилем может быть дано лишь при значительном отклонении показателей от установленных норм в результате ряда обследований при поступлении в школу водителей.

Ряд отечественных психофизиологов, работающих в области безопасности движения, считают, что обучаться и выполнять работу водителя может каждый здоровый человек. Поэтому в основе оценки пригодности человека к водительской профессии должен лежать принцип не отбора, а подбора водителей для работы на автомобилях различного назначения в зависимости от сложности управления ими и индивидуально-психологических качеств будущих водителей.

Подбор должен осуществляться с помощью специального психофизиологического обследования до обучения. В результате обследования должно быть сделано заключение и дана рекомендация о целесообразности использования будущего водителя. Например, работа на автомобиле "скорой помощи", оперативных и пожарных автомобилях или работа только на грузовых автомобилях в карьерах, в поле и т. п.

Изучение индивидуально-психологических особенностей водителя в процессе его деятельности должно проводиться прежде всего с целью решения вопроса о характере его работы (работа в городе или на междугородных перевозках, тип автомобиля, время суток, продолжительность рабочей смены, важность задания).

Следует учитывать, что отрицательные психологические особенности водителя могут компенсироваться другими качествами и проявляться лишь в сложных дорожных ситуациях, поэтому целесообразны периодические обследования водителя с использованием специальных тренажеров с имитацией различных аварийных ситуаций.

Умение водителя действовать в аварийных ситуациях должно явиться основным критерием оценки мастерства водителя. Такую проверку целесообразно проводить после длительных перерывов в работе (например после болезни, отпуска, длительного ремонта автомобилей и т. п.), в течение которых происходит разрушение выработанных профессиональных навыков в управлении автомобилем, чего, как правило, водитель не замечает. Эта проверка также необходима при переходе на работу на специализированные автомобили (пожарные, оперативные, "скорой помощи").

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при экзамене на получение высшего класса важны не только знания водителя по устройству и оборудованию автомобиля, но и мастерство безопасного движения, которое может характеризоваться данными специального обследования на тренажере, так как опыт водителя далеко не всегда определяет его умение действовать в аварийной обстановке, что должно являться основным критерием мастерства управления автомобилем.

Заключение о непригодности к управлению автомобилем может быть дано лишь при значительном отклонении показателей от установленных норм в результате ряда обследований при поступлении в школу водителей.

Ряд отечественных психофизиологов, работающих в области безопасности движения, считают, что обучаться и выполнять работу водителя может каждый здоровый человек. Поэтому в основе оценки пригодности человека к водительской профессии должен лежать принцип не отбора, а подбора водителей для работы на автомобилях различного назначения в зависимости от сложности управления ими и индивидуально-психологических качеств будущих водителей.

Подбор должен осуществляться с помощью специального психофизиологического обследования до обучения. В результате обследования должно быть сделано заключение и дана рекомендация о целесообразности использования будущего водителя. Например, работа на автомобиле "скорой помощи", оперативных и пожарных автомобилях или работа только на грузовых автомобилях в карьерах, в поле и т. п.

Изучение индивидуально-психологических особенностей водителя в процессе его деятельности должно проводиться прежде всего с целью решения вопроса о характере его работы (работа в городе или на междугородных перевозках, тип автомобиля, время суток, продолжительность рабочей смены, важность задания).

Следует учитывать, что отрицательные психологические особенности водителя могут компенсироваться другими качествами и проявляться лишь в сложных дорожных ситуациях, поэтому целесообразны периодические обследования водителя с использованием специальных тренажеров с имитацией различных аварийных ситуаций.

Умение водителя действовать в аварийных ситуациях должно явиться основным критерием оценки мастерства водителя. Такую проверку целесообразно проводить после длительных перерывов в работе (например после болезни, отпуска, длительного ремонта автомобилей и т. п.), в течение которых происходит разрушение выработанных профессиональных навыков в управлении автомобилем, чего, как правило, водитель не замечает. Эта проверка также необходима при переходе на работу на специализированные автомобили (пожарные, оперативные, "скорой помощи").

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при экзамене на получение высшего класса важны не только знания водителя по устройству и оборудованию автомобиля, но и мастерство безопасного движения, которое может характеризоваться данными специального обследования на тренажере, так как опыт водителя далеко не всегда определяет его умение действовать в аварийной обстановке, что должно являться основным критерием мастерства управления автомобилем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Ознакомится с посадкой в автомобиль. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами. Приемы действия органами управления Тренировка в регулировании положения сидения, пристегивание ремней безопасности, пуск двигателя. Выполнение контрольных заданий.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на площадке для первоначальных навыков вождения, на учебном автомобиле

2. время выполнения задания: ____90_______ мин.

Шкала оценки образовательных достижений:

- умение выполнить необходимые действия для подготовки к началу движения

Критерии оценки

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Ознакомление со схемой переключения передач, включение первой передачи, начало движения, разгон с переключением передач в восходящем порядке, замедления с переключением передач в нисходящем порядке.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на площадке для первоначальных навыков вождения, на учебном автомобиле

2. время выполнения задания: ____90_______ мин.

Шкала оценки образовательных достижений:

- умение правильно переключать передачи в восходящем и в нисходящем порядке

Критерии оценки

Урок№3 ,Урок № 4

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Изучить начало движения ,движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на площадке для первоначальных навыков вождения, на учебном автомобиле

2. время выполнения задания: ____90_______ мин.

Шкала оценки образовательных достижений:

- умение правильно начинать движение автомобиля

Критерии оценки

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Изучить повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на площадке для первоначальных навыков вождения, на учебном автомобиле

2. время выполнения задания: ____90_______ мин.

Шкала оценки образовательных достижений:

- умение правильно выполнять повороты в движении

Критерии оценки

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Изучить движение задним ходом

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на площадке для первоначальных навыков вождения, на учебном автомобиле

2. время выполнения задания: ____45______ мин.

Шкала оценки образовательных достижений:

- умение двигаться, используя заднюю передачу

Критерии оценки

Урок№7, №8, №9, №10

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на площадке для первоначальных навыков вождения, на учебном автомобиле

2. время выполнения задания: ____90мин.

Критерии оценки

Контрольное задание № 1

1.Закрепить умение выполнять упражнения на учебной площадке,

2.Проверить уровень приобретенных навыков по вождению автомобиля передним ходом по прямой с поворотами вправо , влево ,движение на подъем с фиксацией автомобиля , движение задним ходом

Посадка в автомобиль , регулировка оборудования автомобиля. Запуск двигателя производится по команде с одновременным включением секундомера. Обучающийся начинает выполнение упражнений с эстакады, затем приступает к заезду в бокс, оттуда приступает к выполнению поворотов на 90 градусов и разворот в ограниченном пространстве , завершает постановкой автомобиля на габаритную стоянку.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на площадке для первоначальных навыков вождения, на учебном автомобиле

2. время выполнения задания: ____45 мин.

Критерии оценки

2. Обучение вождению в условиях дорожного движения.

2.1 Обучение вождению на дорогах с малой интенсивностью движения

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Отработка навыка движения глаз. Выезд на улицы города (населенного пункта). Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на дороге с малой интенсивностью движения

2. время выполнения задания: ____90мин.

Критерии оценки

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Отработка движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения. Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка приемов парковки.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на дороге с малой интенсивностью движения

2. время выполнения задания: ____90мин.

Критерии оценки

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Отработать встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствий. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на дороге с малой интенсивностью движения

2. время выполнения задания: ____90мин.

Критерии оценки

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Отработать проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Оценка перекрестка (обзорность, число полос, наличие транспорта и т.д.). Перестроение в рядах. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на дороге с малой интенсивностью движения

2. время выполнения задания: ____90мин.

Критерии оценки

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Отработать проезд нерегулируемых и регулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на дороге с малой интенсивностью движения

2. время выполнения задания: ____90мин.

Критерии оценки

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Отработать проезд нерегулируемых и регулируемых перекрестков с разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно- измерительными приборами.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на дороге с малой интенсивностью движения

2. время выполнения задания: ____90мин.

Критерии оценки

2.1 Обучение вождению на дорогах с большой интенсивностью движения

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Совершенствование навыков движения глаз. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства. Выезд на дорогу. Движение в транспортном потоке.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на дороге с малой интенсивностью движения

2. время выполнения задания: ____90мин.

Критерии оценки

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Отработать остановку и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на дороге с малой интенсивностью движения

2. время выполнения задания: ____90мин.

Критерии оценки

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Отработать проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на дороге с малой интенсивностью движения

2. время выполнения задания: ____90мин.

Критерии оценки

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Отработать проезд перекрестков. Действия водителя при проезде перекрестка. Определение расстояния до приближающегося транспортного средства. Определение скорости приближающегося транспортного средства.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на дороге с малой интенсивностью движения

2. время выполнения задания: ____90мин.

Критерии оценки

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Отработать действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения. Выезд на перекресток. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно- измерительными приборами.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на дороге с малой интенсивностью движения

2. время выполнения задания: ____90мин.

Критерии оценки

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Отработать проезд регулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно- измер

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на дороге с малой интенсивностью движения

2. время выполнения задания: ____90мин.

Критерии оценки

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ: Отработать по индивидуальному плану для каждого обучаемого, в том числе с целью устранения выявленных недостатков.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на дороге с малой интенсивностью движения

2. время выполнения задания: ____90мин.

Критерии оценки

Система оценки практических навыков вождения на площадке и в условиях города.

Штрафные баллы на площадке :

Небольшие ошибки (которые можно допустить на экзамене не более 2-х раз). После третей ошибки экзамен будет не сдан.

3 и более раз сбил разметочное оборудование.

3 и более раз допустил остановку двигателя .

Сдавая экзамен на категории М, А или подкатегорию А1, коснулся ногой (ногами) поверхности площадки 3 и более раз, когда касание не предусмотрено условиями выполнения упражнения .

Средние ошибки (допустить можно только 1 раз за экзамен).

Сдавая экзамен на категории М, А или подкатегорию А1 не подал сигнал поворота 2 и более раз в случаях, когда это предусмотрено условиями выполнения упражнения

Единственной средней ошибкой является отсутствие сигнала поворота при сдаче экзамена на мопеде или мотоцикле.

1. Не приступил к выполнению испытательного упражнения в течение 30 секунд после получения команды о начале его выполнения.

2. Выехал (пересек колесом) за границы участков испытательных упражнений, обозначенных линиями дорожной разметки 1.1. белого цвета или 1.4. желтого цвета и разметочными конусами.

4. Не пересек контрольную линию внешними габаритами ТС в случаях, когда пересечение контрольной линии предусмотрено условиями выполнения упражнения.

5. Отклонился от заданной траектории движения, предусмотренной условиями выполнения упражнения.

6. Остановился до соответствующей линии разметки на расстоянии, превышающем контрольное значение.

7. Осуществлял движение задним ходом в случае, если движение задним ходом не предусмотрено условиями выполнения упражнения.

8. Превысил общее время выполнения испытательных упражнений.

12. Покинул экзамен (отказался от выполнения испытательного упражнения).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА ПО ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМ НАВЫКАМ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Читайте также: