Лямбда волны на ээг что это

Обновлено: 02.07.2024

Электроэнцефалография – это метод исследования электрической активности мозга путем размещения электродов в определенных зонах на поверхности головы.

Что такое электрическая активность мозга

Электрические импульсы, возникающие в мозге, способен уловить электроэнцефалограф. Он состоит из электродов, присоединенных к компьютеру. Электроды, закрепленные на голове пациента, улавливают импульсы и передают их на компьютер для расшифровки и отображения. На бумаге импульсы отображаются в виде волн. Волны отличаются по характеристикам (частоте и амплитуде) и делятся на альфа-, бета-, дельта-, тета- и мю-волны.

Что показывает ЭЭГ

Электроэнцефалограмма позволяет специалисту увидеть признаки различных нарушений работы головного мозга и оценить их характер. Например, с помощью ЭЭГ можно распознать:

  • Эпилептическую активность в различных долях мозга;
  • Возможные причины панических атак и потерь сознания;
  • В каких долях мозга располагаются патологические очаги;
  • Как меняется электрическая активность мозга перед приступами.


Как проводится процедура

На голову пациенту надевают шапочку с закрепленными на ней электродами. Врач исследует электрическую активность мозга пациента в состоянии покоя, просит моргнуть, чтобы учесть погрешности при моргании, а затем дополнительно воздействует на пациента, прося его глубоко подышать (гипервентиляция) и изучая его реакцию на вспышки света (фотостимуляция).

В каких случаях рекомендуют снять электроэнцефалограмму?

  • После перенесенной черепно-мозговой травмы или нейрохирургических вмешательств;
  • При нарушениях кровообращения в мозге (например, инсультах);
  • При подозрении на опухоль мозга;
  • Если в анамнезе есть случаи судорог или обмороков;
  • При частых приступах головокружения и головных болей;
  • При различных расстройствах сна (бессоница, частые ночные пробуждения, сомнабулизм и т.п.);
  • При менингитах, энцефалитах и др.заболеваниях мозговых оболочек;
  • При задержке речевого и психомоторного развития, заикании;
  • При тиках у детей;
  • При детском церебральном параличе

Противопоказания к ЭЭГ

Четких противопоказаний к процедуре нет. В некоторых случаях процедура может быть затруднена из-за открытых ран и травм, мешающих присоединению электродов, а также у детей младшего возраста и людей с некоторыми психическими расстройствами – т.к. им сложно сохранять покой, необходимый для проведения обследования и точной интерпретации результата.

Как готовиться к ЭЭГ

Не принимайте противосудорожные, седативные и бодрящие препараты за 3-4 суток до исследования, ограничьте также кофе и крепкий чай, энергетики и шоколад.
Перед процедурой голова должна быть хорошо вымыта и очищена от укладочных средств, волосы высушены;
За пару часов до исследования как следует поешьте, чтобы не допустить чувства голода и падения уровня сахара в крови – это может исказить результаты исследования;
Если планируется провести ЭЭГ в состоянии сна (обычно требуется при эпилепсии), ночь накануне исследования должна быть бессонной.

ЭЭГ врачи проводят при наличии определенных показаний, которыми могут служить нарушения функционирования, а также структуры нервной системы. Чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз врачи исследуют активность головного мозга. От грамотной расшифровки зависит эффективность назначаемого специалистом лечения. Расшифровка исследования осуществляется за 2 – 7 дней.

Показатели электроэнцефалограммы используются для определения патологического очага мозга, который может проявляться в следующих симптомах:

  • нарушения сна;
  • раздражительность;
  • головные боли;
  • нервозность.

Чтобы своевременно обнаружить любые патологии сосудов, нарушения кровоснабжения мозга, отклонения в работе нервной системы, врачи рекомендуют пройти наиболее информативный и безопасный диагностический метод – ЭЭГ.

Как расшифровать электроэнцефалограмму головного мозга

Нервные клетки объединены в целостную систему, в которой импульсы генерируются, предаются или подавляются. От этой системы зависит полноценная работа нашего организма.

Электроэнцефалограмма норма взрослого человека в состоянии бодрствования – это кривая (ритмы) с пространственной, временной организацией. В обычном состоянии наблюдается частота 8 – 13 Гц. Ее называют норморитмом. Также могут быть отклонения от нормы: учащенная, средняя частота. Указанные 2 вида частот выходят за пределы нормы, их врач может рассматривать в качестве условно патологических.

Показатели электроэнцефалограммы

Показатели электроэнцефалограммы

Для фиксации мозговой активности применяются следующие типы ритмов бодрствующего человека:

  1. Альфа (8 – 14 Гц). Максимально высокий показатель будет фиксироваться в затылочной зоне при покое. При переходе к мыслительной или другой деятельности он блокируется (полностью или фрагментарно).
  2. Бета (13 – 30 Гц). Его изменения возникают при бодрствовании обследуемого. Фиксируется в лобных зонах во время психического, эмоционального возбуждения.
  3. Лямбда (4 – 5 Гц). Фиксируется в затылочной зоне при зрительной деятельности. Исчезают колебания после концентрации глаз на одной точке.
  4. Мю (8 – 13 Гц). Он возникает в зоне затылка в покое. Его подавление происходит при каждом виде активности.

Также при ЭЭГ исследуются ритмы, возникающие во сне, которые также могут проявляться при патологиях:

  • Дельта. Он проявляется в коме или здоровых людей во сне (глубокая фаза). Такие ритмы идут и от участка коры, локализующегося на грани с пораженной зоной (онкология). Такие ритмы могут фиксироваться у детей 4 – 6 лет.
  • Тета (4 – 8 Гц). Проявляются ритмы во сне, от них зависит качество усвоения информации.

Также врачи учитывают при расшифровке альфа-ритма такие показатели:

  • амплитуда. Нормальным показателем считается 20 – 80 мкВ. Изменяться указанный показатель может зависимо от возраста пациента.
  • зональное распределение (максимальное обнаружение ритма характерно для затылочно-теменного участка);
  • модулированность (этот показатель представлен волнообразными изменениями амплитуды);
  • синусоидальность (этот показатель проявляется закругленностью вершин графика. Острые углы свидетельствуют о развитии патологии);
  • симметричность (во внимание врачи берут показатель симметричности по частоте, амплитуде);
  • реакция активации ритма. Она проявляется его угнетением во время открытия глаз при воздействии вспышки. Этот феномен считается основным при характеристике рассматриваемого ритма;
  • индекс (его норма 80%).

Для бета-ритма нормальными показателями считаются нижеприведенные:

  • частота (12 – 25 Гц);
  • зональность (для указанного ритма характерно появление в передне-центральных отделах, зоне висков);
  • амплитуда (10 – 15 мкВ).

Чтобы точно поставить диагноз врач должен проверить все параметры, указанные выше. Учитывая полученную информацию, специалист делает электроэнцефалография заключение.

Результат электроэнцефалограммы

При расшифровке результата врач берет во внимание все факторы:

  • наличие заболеваний у обследуемого;
  • возраст;
  • состояние во время обследования;
  • противопоказания.

Различные состояния (покой, сон, возбуждение) проявляются соответствующим графиком ЭЭГ. Преобладание альфа ритма на электроэнцефалограмме характерно состоянию покоя. В момент возбуждения отмечаются низкоамплитудные, высокочастотные колебания.

В норме ритм альфа составляет 8 – 13 Гц. Нарушениями врачи считают:

  • изменение волновой синусоидальности;
  • определение ритма этого типа в лобной зоне;
  • амплитуда меньше 25 мкВ или больше 95 мкВ;
  • возникновение частотного разброса;
  • фиксация разницы больше 35% между полушариями.

При таких показаниях врач может говорить об онкологии, нарушении кровообращения в области мозга (его результатом могут стать кровоизлияние, инсульт). Отсутствие ритма альфа указывает на слабоумие детей, задержку психического развития.

Преобладание бета ритма на электроэнцефалограмме возникает при неожиданном стимуле, когда нужно внимание, возникает умственное напряжение, эмоциональное возбуждение. β-ритм выражен при решении сложных вербальных задач, в стадии быстрого сна.

При получении на руки результата электроэнцефалограммы не нужно самостоятельно делать выводы. Заключение должен давать специалист, учитывая результаты ЭЭГ, дополнительные анализы и эпикризы других узкопрофильных врачей.

Здесь необходимо отметить, что в Америке и странах Европы чтением ЭЭГ занимаются неврологи, которые обучаются этому в рамках прохождения резидентуры (аналог российской ординатуры, только длительностью 4-7 лет). В связи с этим, за рубежом проблема неверного анализа ЭЭГ связывается с низким уровнем знаний врачей об ЭЭГ и умением ее интерпретировать. С учетом данной особенности, одно из предложений зарубежных коллег — оценка ЭЭГ не неврологом, а опытным нейрофизиологом. В России ЭЭГ в большинстве клиник описывается специалистами функциональной диагностики, которые в части случаев вообще имеют не медицинское образование, тогда как врач невролог зачастую не знаком даже с основами ЭЭГ. И, надо сказать, данный путь также порочен: процент диагностических ошибок в нашей стране не меньше, если не больше, так как в этом случае отсутствует интерпретация ЭЭГ в контексте клинических данных.

Неверный анализ ЭЭГ врачом-неврологом за рубежом и отсутствие анализа результатов ЭЭГ с позиции клиники — обе ситуации одинаково плохи.

Наверное, наиболее оптимальным вариантом является другое решение, которое также обсуждено в статье Benbadis S.R.:

так как в повседневной практике невролог и психиатр сталкивается с пароксизмальными состояниями и, в частности, с эпилепсией достаточно часто, то трудно представить, чтобы врач не умел читать ЭЭГ и не умел анализировать данные, с которыми работает. Но если мы считаем, что описание ЭЭГ — прерогатива врачей, то система обучения должна быть в корне изменена. ЭЭГ в рамках последипломной подготовки неврологов и психиатров должно уделяться больше времени и внимания. Нужен курс, обучающий врачей анализу ЭЭГ, затем должна быть практика под руководством опытных специалистов, а после — возможность в ходе самостоятельной работы обращаться к специалисту для разбора сложных случаев.

По мнению авторов, к описанию ЭЭГ должна быть применена система, используемая при описании ЭКГ или рентгенографии грудной клетки. Они могут быть оценены экстренно врачами скорой помощи, терапевтами, реаниматологами, но затем должны быть повторно проанализированы специалистами — кардиологами или рентгенологами, для того, чтобы избежать ошибок и неверных диагнозов.

Улучшить ситуацию может :

1. улучшение качества анализа ЭЭГ путем более высокого уровня обучения неврологов и психиатров а, главное, введением контроля уровня знаний

3. обязательная клиническая интерпретация ЭЭГ-данных в тех случаях, когда это возможно

4. создание более четких рекомендаций и руководств по описанию ЭЭГ

5. повторная оценка ЭЭГ специалистом-нейрофизиологом или эпилептологом.

Итак, вернемся к формуле:

1. Benbadis SR. "Just like EKGs!" Should EEGs undergo a confirmatory interpretation by a clinical neurophysiologist? Neurology. 2013;80(1 Suppl 1):S47-51.

2. Benbadis SR. Errors in EEGs and the misdiagnosis of epilepsy: importance, causes, consequences, and proposed remedies. Epilepsy Behav. 2007;11(3):257-62.

3. Markand ON. Pearls, perils, and pitfalls in the use of the electroencephalogram. Semin Neurol. 2003;23(1):7-46.

Статья посвящена изучению пространственно-временного распределения частотно-амплитудных характеристик волн ЭЭГ при компьютерной зависимости. Для выявления изменений в деятельности головного мозга применен наиболее информативный неинвазийный метод электроэнцефалографии. Проведен анализ спектральных характеристик основных ритмов ЭЭГ (альфа, бета, дельта, тета), исследована реакция на функциональные пробы, а также исследована межполушарная асимметрия функциональной активности головного мозга. Полученные дан¬ные свидетельствуют о дезорганизации биоэлектрической активности мозга у интернет-зависимых в состоянии фи¬зиологического покоя и при предъявлении функциональных проб, что указыва¬ют на дисфункцию и повышенную активацию мозговых регулирующих систем. Об этом свидетельствует также снижение индекса выраженности альфа-волн, повышение медленноволновой активности, ослабле¬ние реакции десинхронизации в ответ на слабую сенсорную стимуляцию (реакция на открывание глаз), усиление синхронизации в ответ на гипервентиляци¬онную пробу, а также левополушарной латерализацией волн.


1. Афтанас Л.И. Эмоциональное пространство человека: психо¬физиологический анализ. – Новосибирск, 2000. – С. 126.

2. Дрепа М.И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов : дис. … канд. пси- хол. наук : 19.00.07 / М. И. Дрепа; Северо-Кавказ. соц. ин-т. Ставрополь, 2009.

4. Бухановский А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЛРНЦ Феникс, 2002. – 360 с.

5. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, № 1. – C. 90–100.

6. Давидович Н., Глебов В. Психосоциальные особенности учащихся и студентов, зависимых от Интернета и компьютерных игр // Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. – М.: МГППУ, 2006.

7. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) // Аддиктология. – 2005. – № 1. – С. 65–77.

8. Менделевич В.Д. Расстройства зависимого поведения (к постановке проблемы) // Российский психиатрический журнал. – 2003. – № 1. – С. 5–9.

10. Griffiths M. Exercise addiction: a case study // Addiction Research, 1997. – Vol. 5(2). – P. 161–168.

11. Griffiths M.D. Internet addiction – time to be taken seriously? // Addiction Research. – 2000. – Oct. – Vol. 8. – № 5. – P. 413–419.

Компьютер является неотъемлемой частью жизни современного человека, в особенности студентов, у которых повышенная чувствительность психики обуславливает функционирование ее по типу дезадаптации и формирования аддиктивного поведения. Интерес к проблеме компьютерной зависимости сейчас актуален в психологии, что обусловлено наличием многочисленных эмпирических исследований данного феномена. С этой точки зрения интернет-зависимость анализируют как нарушенную форму поведения и познают ее по внешним социально-психологическим критериям – ограниченность в общении, отсутствие познавательного интереса, нарушение когнитивного уровня функционирования, неадекватная реакция на критику, ложь или скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве [1,2,6,9,11]. На формирование интернет-зависимости у молодых людей может оказывать влияние также индивидуально-типические свойства его личности. Однако мало исследований, касающихся рассмотрения физиологического аспекта данного феномена.

Проблема компьютерной зависимости, несмотря на достаточную теоретическую разработанность, не теряет своей актуальности, поскольку в обществе наблюдается все более негативные последствия вовлеченностью интернетом [6,10].

Длительное и неконтролируемое времяпрепровождение за компьютером вызывает изменения в сознании и в функциональном состоянии головного мозга, постепенно теряется способность обучаться и глубоко мыслить. При этом проявляются нарушения и со стороны психического статуса: развивается общая усталость, повышается чувствительность к стрессовым факторам, формируются невротические расстройства. Могут возникнуть физические и функциональные отклонения в различных органах и системах организма: ухудшается острота зрения, появляется туннельный синдром запястья, заболевания позвоночника и суставов, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта и ряд других заболеваний. Все это указывает на необходимость диагностики риска возникновения и своевременной профилактики развития компьютерной зависимости [3,4,5]. Изучение особенностей формирования и динамики аддиктивного процесса, а также электрофизиологическое обеспечение коррекции компьютерной зависимости представляются весьма актуальным. Более того, коррекция компьютерной зависимости у студентов, помимо актуальности, имеет огромное социальное значение.

Известно, что в основе формирования любой формы зависимости лежат изменения в функционировании головного мозга [7,8].

В этой связи целью нашего исследования явилось изучение пространственно-временного распределения частотно-амплитудных характеристик волн ЭЭГ при компьютерной зависимости.

Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 70 испытуемых – студентов Дагестанского государственного университета биологического факультета в возрасте от 18 – до 22 лет. На основании тестирования [9] испытуемые были разделены на 2 группы. В контрольную группу вошли студенты, не страдающие интернет-зависимостью, в опытную – интернет-зависимые студенты.

При экспресс-обработке данных используется преобразование Фурье. Для детальной обработки всего массива данных и проведения статистических расчетов использовался специально созданный пакет программ. Расчеты и хранение программ и данных производились на IBMPS.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты наших исследований по изучению электрической активности головного мозга при компьютерной зависимости представлены в табл. 1,2 и на рис. 1,2.

У здоровых лиц ЭЭГ характеризуется преобладанием значительно дезорганизованной альфа-активности в виде групп волн высокой амплитуды, среднего индекса, с преобладанием острых волн и наибольшей выраженностью в правой задневисочной области. Бета-активность представлена группами волн высокого индекса, очень высокой амплитуды, низкой частоты, наиболее выраженная в правой затылочно-теменной области (O2 P4). Альфа-активность представлена волнами с амплитудой до 62 мкВ, индексом 66 % и разбросом частот 8.6-11.9 Гц; имеется незначительная амплитудная (больше справа на 48 %) асимметрия. Бета1-активность с амплитудой до 62 мкВ, индексом до 15 %; имеется значительная амплитудная (больше справа на 58 %) асимметрия. Бета2-активность с амплитудой до 11 мкВ, индексом до 12 % и разбросом частот 24-31.2 Гц; имеется значительная амплитудная (больше справа на 52 %) асимметрия.

Читайте также: