Медицинское освидетельствование водителей в беларуси

Обновлено: 30.06.2024

Многие водители удивляются: зачем вообще нужна эта медсправка? Сотрудник ДПС, остановивший автомобиль на трассе, не имеет права ее потребовать. Техосмотр можно попросить соседа пройти. Раньше отсутствие медицинской справки было чревато, например, финансовыми неприятностями. В случае ДТП страховая компания могла выставить регрессный иск виновнику. Что изменилось теперь?

Часть первая. Формальности

Еще месяц назад порядок был таков: с истечением срока действия медсправки водительское удостоверение автоматически становилось недействительным (в соответствии со статьей 27 закона о дорожном движении). Большинство узнавало, чем это чревато, только после совершения ДТП. Формальный повод поинтересоваться, а есть ли действующие (это ключевое слово) права у виновника аварии, появлялся у страховщиков. Они отправляли запрос в ГАИ, оттуда его переадресовывали в медицинские учреждения.

Такие случаи, впрочем, редко афишировались и мало обсуждались. Хотя в минской поликлинике № 24 (где проходят медосмотр многие минские водители) сообщили, что каждую неделю приходило по несколько запросов из разных подразделений ГАИ.


По неофициальной информации, якобы юридический нонсенс был устранен, чтобы не считалось, будто медсправка главнее водительского удостоверения. Но что ж — теперь медосмотр водителям вообще можно не проходить?


Это не так. Водительскую медсправку по-прежнему могут потребовать предъявить. Во-первых, при выдаче и обмене удостоверения, выдаче талона к нему, а также при возврате этих документов (например, после оплаты штрафа в ГАИ). Во-вторых, при прохождении техосмотра. И в-третьих, при приеме на работу водителей механических транспортных средств, самоходных машин и в период трудовых отношений с ними.

Так что проходить медосмотр как минимум раз в пять лет водителям все же придется. Эта процедура порой сильно затягивается. Но если знать свои права, то можно получить заветный квиток гораздо быстрее.

Часть вторая. Медосмотр

Несколько лет назад в Минске пройти водительскую медкомиссию абсолютному большинству автолюбителей можно было только в 24-й поликлинике. Тогда она находилась возле железнодорожного вокзала. В узких коридорах было не развернуться. Неудобно и водителям, и медикам. Сейчас она переехала на ул. Филимонова, 53, а водительские медкомиссии работают и в центральных районных поликлиниках города.


Мы с коллегой решили устроить небольшой эксперимент и пройти медосмотр одновременно: один в 24-й, другой — в районной поликлинике города. Забегая вперед, заметим, что собственно само прохождение медосмотра занимает не так уж много времени, а вот сбор необходимых документов затягивается.

Зато есть время заняться бюрократической зарядкой — сбором нужных документов, решили мы. Что нужно? Паспорт. Ну, тут все понятно. У мужчин еще потребуют военный билет, у женщин — справку от гинеколога. Два фото (3x4) сделать сейчас можно очень быстро. Главная проблема возникла с выпиской из амбулаторной карточки.


По оплате. В 24-й придется заплатить 30 210 рублей, в обычной поликлинике — вдвое меньше, чуть больше 14 тысяч. Почему такая разница? Возможно, это связано и с тем, что в 24-й в комиссии восемь врачей: терапевт, хирург, невролог, отоларинголог, офтальмолог, эксперт, а также психиатр и нарколог. Двух последних специалистов в обычной поликлинике не было.


У дверей в кабинет отоларинголога в обычной поликлинике образовались две очереди: те, кто с талоном, и те, кто на профосмотр. Все время они между собой выясняли отношения. Сам осмотр водителей, как нам показалось, был скорее формальным. Это неудивительно: врач за час вынужден был принять около 30—40 человек! Загруженность в 24-й куда меньше, и осмотр у отоларинголога был более тщательным.

Офтальмолог из районной поликлиники попросил распознать на карточках цифры и фигуры и проверил остроту зрения. А вот глазное дно смотреть не стал.

Опять-таки в 24-й визит к окулисту занял куда больше времени. Пожилой врач долго расспрашивал про травмы и даже включал светофоры, которые находились в кабинете, — проверял на дальтонизм.


У обоих терапевтов все ограничилось измерением давления, дежурным вопросом о жалобах и изучением выписки из амбулаторной карты. В 24-й еще предстояло пройти психиатра и нарколога. Правда, они больше наблюдали, чем задавали вопросы.

Общее впечатление совпадает с мнением большинства участников соответствующей ветки на форуме Auto Onliner: в районных поликлиниках города процесс затягивается из-за того, что врачи одновременно принимают и пациентов по талонам, и водителей, пришедших на профосмотр. Осмотр часто бывает формальным, зато там меньше придираются. Визит в 24-ю, возможно, займет меньше времени, но и осмотр там доскональный. Водители, ожидавшие в очереди, рассказывали, что их отправляли на дополнительные обследования при малейшем подозрении. Кроме того, там часто выдают справки не на пять лет, а на три года или меньше.

Часть третья. Комментарий

После прохождения всех формальных процедур мы обратились к медикам за комментариями. На вопросы, которые интересуют многих пользователей форума Auto Onliner, согласилась ответить главврач 24-й минской поликлиники Ирина Жарикова.

Ирина Жарикова

— В какое время лучше всего проходить медосмотр? Когда очереди меньше?

— В декабре и летом людей обычно меньше. Сейчас в связи с получением новых водительских удостоверений поток возрос. Призываем всех записываться заранее, но кто-то приходит внезапно. Мы не отказываем, принимаем, однако это занимает больше времени, чем по записи. Придется подождать. Кстати, утром в понедельник почти всегда пусто и в будни после 18:00.

Всего по статистике в 2008 году к нам обратились 106 тысяч водителей, в 2009-м — 94 тысячи, в 2010-м — 114 тысяч.

— Вообще медосмотр водителей — не формальность ли?

У нас работают опытные медики, которые могут даже по косвенным признакам диагностировать серьезное заболевание. Как-то пришел водитель, которому нужно было продлить медсправку. Невролог обратил внимание, что у мужчины абстинентный синдром и дрожат руки, ему предложили прийти повторно через неделю. А у того через несколько минут случился эпилептический приступ. В поликлинику, как оказалось позже, он приехал за рулем.

— Некоторые аварии случаются из-за того, что водителю становится плохо прямо за рулем…

— Об этом я и говорю. Значит, были предпосылки. По статистике в 35—40 лет у мужчин нередко случается так называемый внезапный инфаркт, но ранее наверняка были симптомы, на которые они не обратили внимания. Скажем, повышенное давление. Конечно, в каждом случае все решается индивидуально, однако к таким пациентам у нас повышенное внимание.

— Все это регламентировано документами Минздрава (постановления министерства № 89 от 18.12.2002 и № 78 от 28.04.2008). С повышенным артериальным давлением — в кардиодиспансер, с сахарным диабетом — в эндокринологический диспансер, с обмороками — в РНПЦ неврологии и нейрохирургии. Это не значит, что в выдаче справки откажут. Но мы должны быть уверены, что человек способен управлять автомобилем безопасно.

— На нашем форуме многие жаловались, что врачи из 24-й часто придираются. Из-за обморока, который случился 10 лет назад в душном автобусе, отправляют на допобследование.

— Обмороки могут говорить о том, что у человека не в порядке сосуды. Из всех пассажиров автобуса только он один потерял сознание. Почему? В экстремальной, стрессовой ситуации, что часто бывает на дороге, это может проявиться опять. Водителей, у которых ранее были такие проблемы, мы направляем на дополнительное обследование для уточнения диагноза.

— А что насчет заболеваний легких?

— Допустим, у человека бронхиальная астма. Кажется, какое противопоказание для управления автомобилем? А теперь представьте ситуацию: у водителя случается приступ и он не знает — то ли ему ингалятор искать, то ли руль держать.

— Водители часто интересуются: каким должно быть зрение, чтобы можно было управлять без очков?

— Лучший глаз — не менее 0,6, худший — не менее 0,2.


— А когда нужен рецепт на очки?

— В случае если они имеют сложные стекла. Рецепт на очки или линзы желательно иметь с собой. Но при его отсутствии мы можем проверить силу очковых линз на платной основе — около 6 тысяч.

— Тот, у кого были разрывы сетчатки, может забыть о получении медсправки?

— Почему? Все решается очень индивидуально.

— Многие спрашивают, зачем нужен военный билет? Неужели нет доверия к выписке из амбулаторной карты?

— Ситуации разные бывают. Подлогов много, обманов тоже. У нас был такой случай. Первоначально человек принес выписку из амбулаторной карты, в которой были указаны данные о всех перенесенных заболеваниях. При прохождении комиссии было выявлено, что у него есть противопоказания к вождению. Этот человек обманным путем хотел получить медсправку в своей поликлинике. Однако в ГАИ из 24-й уже поступили сведения, что он не годен к управлению транспортными средствами.

В военном билете тех, кто не служил в армии, указана причина, по которой была предоставлена отсрочка. В том числе по медпоказаниям, а в амбулаторной карте такая информация часто отсутствует.

Вообще когда-то наверняка будет сделано единое информационное пространство между медучреждениями, и запросить данные из амбулаторной карты не составит труда. Но пока эти пробелы есть, и мы вынуждены подстраховываться.

— Что делать, если водитель потерял медсправку?

— Приехать к нам и получить дубликат. Нужен паспорт, два фото 3x4, 3600 рублей и соответствующее заявление. Оформляется в течение получаса.

UPD!

В начале марта мы получили ответ из УГАИ МВД на наш запрос, о котором говорилось в статье (см. выше).

Там также уточняется: «В соответствии с частью 10 статьи 23 закона о дорожном движении, контроль за своевременным прохождением обязательного медицинского переосвидетельствования водителями механических транспортных средств, самоходных машин осуществляется:

- при выдаче и обмене водительского удостоверения, выдаче талона к нему, а также при их возврате;

- при выдаче разрешения на допуск транспортных средств, самоходных машин к участию в дорожном движении;

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 26 мая 2008 г.

СОГЛАСОВАНО
Министр внутренних дел
Республики Беларусь
В.В.Наумов
03.05.2008

СОГЛАСОВАНО
Министр сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь
С.Б.Шапиро
07.05.2008

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства здравоохранения
Республики Беларусь
08.05.2008 № 87
(в редакции постановления
Министерства здравоохранения
Республики Беларусь
08.09.2010 № 123)

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин (далее, если не указано иное, – предрейсовое обследование).

2. Для целей настоящей Инструкции под предрейсовым обследованием понимается оценка состояния здоровья водителя колесного трактора и самоходной машины, работающего у юридического лица, индивидуального предпринимателя, водителя колесного трактора и самоходной машины, являющегося индивидуальным предпринимателем (далее, если не указано иное, – водитель), осуществляемая перед выездом в рейс или во время рейса, включающая в себя в обязательном порядке определение наличия или отсутствия клинических признаков состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (далее, если не указано иное, – состояние опьянения), наличия или отсутствия паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (далее – наркотические средства или иные вещества) в биологических образцах (моча или слюна), взятых в установленном порядке (далее – биологический образец), и решение вопроса о возможности допуска к работе водителя (необходимости его отстранения от работы).

3. Предрейсовые и иные медицинские обследования водителей проводятся:

  • юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия);
  • юридическими лицами, осуществляющими деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими.

4. Предрейсовое обследование водителя проводится медицинским работником, прошедшим обучение по предрейсовому медицинскому обследованию:

  • состоящим в штате юридического лица;
  • на договорной основе между юридическим лицом (водителем) и организацией здравоохранения, другой организацией или индивидуальным предпринимателем.

5. Предрейсовое обследование включает в себя:

  • опрос водителя о состоянии здоровья;
  • измерение пульса и артериального давления;
  • измерение при наличии медицинских показаний температуры тела;
  • использование прибора, предназначенного для определения концентрации паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, соответствующего требованиям технических нормативных правовых актов (далее – прибор);
  • использование экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или иных веществ (далее – экспресс-тесты) в биологических образцах;
  • определение наличия клинических признаков состояния опьянения.

Водителем выполняются указания медицинского работника, касающиеся проведения предрейсового обследования.

6. По результатам предрейсового обследования в отношении водителя медицинским работником принимается одно из следующих решений:

  • о невозможности допуска к работе (о необходимости отстранения от работы);
  • о допуске к работе (о возможности продолжения работы).

7. Решение о невозможности допуска водителя к работе (о необходимости отстранения от работы) принимается медицинским работником при выявлении по результатам предрейсового обследования следующих признаков и условий:

  • наличие признаков острых заболеваний (травм), обострения (декомпенсации) хронических заболеваний, когда осуществление трудовой деятельности водителем недоступно или противопоказано;
  • наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе водителя при использовании прибора;
  • наличие наркотических средств или иных веществ в биологических образцах при использовании экспресс-тестов;
  • наличие у водителя клинических признаков состояния опьянения при отсутствии паров алкоголя в выдыхаемом воздухе водителя, наркотических средств или иных веществ в биологических образцах;
  • отказ водителя от выполнения указаний медицинского работника, касающихся проведения предрейсового обследования;
  • отказ водителя от прохождения предрейсового обследования.

8. Решение о допуске водителя к работе (о возможности продолжения работы) принимается медицинским работником при отсутствии признаков, перечисленных в абзацах втором–пятом пункта 7 настоящей Инструкции.

9. Каждый случай предрейсового обследования (сведения о водителе, результаты предрейсового обследования и решение, принятое по его результатам) фиксируется и удостоверяется подписью медицинского работника, проводившего предрейсовое обследование, в журнале предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции, который должен быть пронумерован и прошнурован.

10. О каждом случае вынесения решения о невозможности допуска к работе (о необходимости отстранения от работы) в отношении водителя медицинский работник представляет руководителю юридического лица, в котором работает данный водитель (далее – наниматель), в письменном виде рапорт о вынесении решения о невозможности допуска к работе (необходимости отстранения от работы) водителя колесного трактора и самоходной машины по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.

Приложение 1
к Инструкции о порядке проведения
предрейсовых и иных медицинских
обследований водителей колесных
тракторов и самоходных машин

ЖУРНАЛ
предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин

Фамилия, собственное имя, отчество

(если таковое имеется) водителя колесного трактора и самоходной машины

Место работы водителя

Дата и точное время проведения предрейсового и иного медицинского обследования водителя колесного трактора и самоходной машины

Результаты предрейсового и иного медицинского обследования

Решение, принятое по результатам предрейсового и иного медицинского обследования

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и подпись лица, проводившего предрейсовое и иное медицинское обследование

Приложение 2
к Инструкции о порядке проведения
предрейсовых и иных медицинских
обследований водителей колесных
тракторов и самоходных машин

РАПОРТ
о вынесении решения о невозможности допуска к работе (о необходимости отстранения от работы) водителя колесного трактора и самоходной машины

в отношении __________________________________________________________________
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) водителя

_____________________________________________________________________________
колесного трактора и самоходной машины)

мною ________________________________________________________________________
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), должность лица,

______________________________________________________________________________
проводившего предрейсовое и иное медицинское обследование)

было вынесено решение о невозможности допуска к работе

(о необходимости отстранения от работы) (ненужное зачеркнуть) ,

так как при предрейсовом и ином медицинском обследовании водителя выявлено:

_____________________________________________________________________________
(указать конкретные результаты

_____________________________________________________________________________
предрейсового и иного медицинского обследования)

Водитель с результатами предрейсового обследования __________________________

_____________________________________________________________________________
(ознакомлен, согласен, не согласен)

_________________________________
(подпись водителя)

________________________________
(фамилия, инициалы лица, проводившего предрейсовое и иное медицинское обследование)

___________________________
(подпись лица, проводившего предрейсовое и иное медицинское обследование)

Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84 (далее – Инструкция № 84).

Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).

Обязательное медицинское освидетельствование соискателя на должность водителя механического транспортного средства (за исключением колесных тракторов) и обязательное медицинское переосвидетельствование таких водителей (далее – освидетельствование и переосвидетельствование) проводят для определения возможности их допуска к управлению механическими транспортными средствами (по медицинским показаниям). Стоит отметить, что освидетельствование (переосвидетельствование) может происходить как с указанием права найма на работу, так и без него. После прохождения осмотра соискателю выдается медицинская справка о состоянии здоровья установленной формы. При этом указывается цель ее выдачи – годность к управлению механическими транспортными средствами. Справка действительна в течение указанного в ней срока. По его истечении водители должны пройти переосвидетельствование. Ниже приведены сроки переосвидетельствования различных категорий водителей (см. таблицу).

через количество лет

Выполняющие перевозки пассажиров, опасных грузов

Выполняющие перевозки пассажиров, опасных грузов, достигшие 50-летнего возраста

Достигшие 60-летнего возраста, водители-инвалиды I и II группы

При наличии медицинских показаний в случаях, определяемых законодательством

При трудоустройстве на должность водителя соискатель обязан предъявить нанимателю медицинскую справку о годности к управлению транспортным средством. При этом некоторые кандидаты на работу убеждают нанимателя, что при представлении ими такой справки необходимость в прохождении предварительного медосмотра отпадает. Однако справка о годности к управлению транспортным средством выдается на довольно длительный период времени, в течение которого состояние здоровья может измениться. К тому же справка о годности к управлению транспортным средством не привязана к условиям труда водителя на конкретном рабочем месте, а указывает только на возможность управления автомобилем.

Предварительный медосмотр (при поступлении на работу)

В определенных законодательством случаях установлена обязанность нанимателя организовать проведение предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра соискателей на должности либо профессии, подпадающие под факторы, работы, указанные в приложениях 1–3 к Инструкции № 47. В ней приведены 3 перечня, в которых перечислены:

– факторы производственной среды (химические, физические и т.д.), показатели тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры;

– работы, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры (работы на высоте, подземные работы и т.д.);

– работы, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний (например, при работе водителей, перевозящих продукты).

По окончании предварительного медосмотра соискателю выдают медицинскую справку установленной формы (форма утверждена постановлением № 92). Справка содержит информацию о состоянии здоровья на момент прохождения медосмотра с учетом условий труда на конкретном рабочем месте . В справке указывают цель ее выдачи – годность к работе в данной профессии, в условиях воздействия факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса.

При приеме на работу водитель обязан пройти обязательный наркологический осмотр (п. 13 Перечня категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется только после прохождения предварительного профилактического и наркологического медосмотра при поступлении на работу, утвержденного постановлением Минздрава, МВД, Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 08.08.2005 № 23/243/104).

Если предварительный медосмотр не пройден

С кандидатом на работу, который не прошел обязательный предварительный медосмотр, трудовой договор не может быть заключен (ст. 26 ТК), а без прохождения медицинского осмотра наниматель не вправе допускать работника к выполнению трудовых функций (ст. 49 ТК).

Прием работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья, может повлечь наложение штрафа на нанимателя в размере от 5 до 40 базовых величин (ч. 1 ст. 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Если подобные действия нанимателя влекут за собой профессиональное заболевание работника либо тяжкое (менее тяжкое) телесное повреждение, его должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности (ч. 1 ст. 336 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Справка о годности к управлению транспортным средством не заменяет справку о годности к работе по профессии в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды, с указанием показателей тяжести и напряженности трудового процесса.

Предрейсовые медосмотры и обследования

Предрейсовые и иные медицинские обследования водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) проводят (п. 3 Инструкции № 84):

– юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия);

– юридические лица, осуществляющие деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими.

Предрейсовое обследование водителя механического транспортного средства (за исключением колесного трактора), работающего у юридического лица, водителя механического транспортного средства (за исключением колесного трактора), являющегося индивидуальным предпринимателем, проводится медицинским работником, имеющим среднее специальное медицинское образование, врачом-специалистом:

– состоящим в штате юридического лица – при наличии у юридического лица специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе, составляющие данный вид деятельности;

– на договорной основе между юридическим лицом (водителем, являющимся индивидуальным предпринимателем) и государственной организацией здравоохранения, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе, составляющие данный вид деятельности.

Предрейсовое обследование включает в себя:

– опрос водителя о состоянии здоровья;

– измерение пульса и артериального давления;

– измерение при наличии медицинских показаний температуры тела;

– использование прибора, предназначенного для определения концентрации паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, соответствующего требованиям технических нормативных правовых актов;

– использование экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или иных веществ в биологических образцах;

– определение наличия клинических признаков состояния опьянения.

Водитель обязан выполнять указания медицинского работника, касающиеся прохождения им предрейсового обследования.

По результатам предрейсового обследования в отношении водителя медицинским работником принимается одно из следующих решений:

– о невозможности допуска к работе (о необходимости отстранения от работы);

– о допуске к работе (о возможности продолжения работы).

Решение о невозможности допуска водителя к работе (о необходимости отстранения от работы) принимается медицинским работником при выявлении по результатам предрейсового обследования следующих признаков и условий:

– наличие признаков острых заболеваний (травм), обострения (декомпенсации) хронических заболеваний, когда осуществление трудовой деятельности водителем недоступно или противопоказано;

– наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе водителя при использовании прибора;

– наличие наркотических средств или иных веществ в биологических образцах при использовании экспресс–тестов;

– наличие у водителя клинических признаков состояния опьянения при отсутствии паров алкоголя в выдыхаемом воздухе водителя, наркотических средств или иных веществ в биологических образцах;

– отказ водителя от выполнения указаний медицинского работника, касающихся проведения предрейсового обследования;

– отказ водителя от прохождения предрейсового обследования.

В случае принятия решения о невозможности допуска к работе водителя (о необходимости отстранения от работы) отметка о допуске к работе (о возможности продолжения работы) и подпись медицинского работника, проводившего предрейсовое обследование, в путевом листе не ставятся.

В случае принятия медицинским работником решения о допуске к работе (о возможности продолжения работы) водителя в путевом листе ставится отметка о допуске к работе (о возможности продолжения работы) и подпись медицинского работника, проводившего предрейсовое обследование.

Каждый случай предрейсового обследования (сведения о водителе, результаты предрейсового обследования и решение, принятое по его результатам) нужно фиксировать и удостоверять подписью медицинского работника, проводившего предрейсовое обследование, в журнале предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 84, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.

В случае вынесения решения о невозможности допуска к работе (о необходимости отстранения от работы) водителя колесного трактора и самоходной машины медработник должен представить нанимателю письменный рапорт о вынесении такого решения по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 84.

специалист, который осуществляет проверку технического состояния транспортного средства перед выходом на линию и ставит соответствующую отметку в путевом листе, должен иметь соответствующее техническое образование и квалификацию. Это лицензионное требование в области автомобильного транспорта (за исключением внутриреспубликанских перевозок для собственных нужд) (подп. 26.1.49 п. 26 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций).

Нужно ли проводить предрейсовый медосмотр при выполнении перевозок для собственных нужд?

Автомобильная перевозка для собственных нужд – это автомобильная перевозка, выполняемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для собственных целей и за собственный счет. Автомобильная перевозка для собственных нужд является вспомогательной по отношению к основной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и выполняется для перемещения (перевозке) своих работников или собственных грузов для собственных целей автомобильными транспортными средствами, находящимися в их распоряжении. Управлять автомобильными транспортными средствами при такой перевозке могут только работники юридического лица или индивидуального предпринимателя. И в этом случае предрейсовые медицинские осмотры водителей не производятся.

Александр Лиходиевский, инженер по охране труда

А.Г. Холодов, инженер по охране труда и технике безопасности

В Минздраве Беларуси прокомментировали нововведения, которые связаны с изменением перечня противопоказаний к управлению автомобилем. Изменения относятся к людям со злокачественными образованиями и некоторыми другими заболеваниями.

Об этом сообщила журналистам Ирина Болдырева, консультант управления медэкспертизы главного управления организации медицинской помощи, экспертизы, обращений граждан и юрлиц Минздрава.

Как отметила представитель Минздрава, согласно новому перечню, теперь противопоказанием к управлению автомобилем являются только злокачественные образования 4-й клинической группы без каких-либо условий допуска, передает БЕЛТА . Это люди, которые нуждаются в паллиативной помощи.

Раньше противопоказаниями считались злокачественные образования на любой стадии. И к управлению авто пациентов допускали только после лечения и по заключению врача-онколога при условии ремиссии.

Расширены медицинские показания к управлению авто для инвалидов

Теперь, согласно новому перечню, при нарушении функций опорно-двигательного аппарата люди имеют возможность трудовой занятости. Также и людей с нарушением слуха допускают к управлению авто, и они могут работать водителями.

Водители с двусторонней глухотой раньше раз в 2 года проходили медицинское переосвидетельствование, а теперь для категории В оно требуется только раз в 5 лет. Требования по управлению авто категории С, Д, а также тракторами не изменились.

Водить авто могут беременные на любом сроке

В связи с нововведениями, беременные женщины, у которых есть водительские права для категории В, теперь могут водить автомобиль на любом сроке беременности.

До этого был запрет на вождение для женщин с 30 недель беременности.

Изменились сроки медицинского переосвидетельствования водителей

При некоторых заболеваниях увеличены сроки обязательного медицинского переосвидетельствования водителей. Так, если раньше после инфаркта миокарда управлять авто разрешали через год, то теперь через 6 месяцев. Ранее проходить переосвидетельствование нужно было ежегодно, а теперь это требуется только в первые два года после инфаркта, а затем раз в два года.

В отношении противопоказаний по зрению пересмотрены сроки наблюдения после проведенных оперативных вмешательств.

Изменился также объем обследований и консультаций врачей-специалистов в отношении людей с заболеваниями, которые входят в перечень.

При этом порядок медицинского освидетельствования и работа водительских комиссий не изменились. Нововведения были утверждены постановлением Минздрава №88 от 6 декабря 2018 года.

Сколько стоит медосвидетельствование на управление авто

Myfin.by поинтересовался тем, сколько сейчас в Минске стоит медицинское освидетельствование на управление автомобилем. Так, в популярной у водителей 24-й поликлинике, справка для водителей будет стоить 17 рублей.

В основной пакет по освидетельствованию входит регистрация освидетельствуемого за 1,55 рубля, осмотр врачом-терапевтом, неврологом и офтальмологом за 2,78 рубля (каждый осмотр), осмотр врачом-оториноларингологом за 2,56, вынесение заключительного экспертного решения 4,55. В итоге – 17 рублей.

Тем, кто не берет выписку из медицинских организаций по месту обслуживания и хочет в 24-й поликлинике пройти необходимые исследования и сдать анализы, за дополнительные услуги в целом понадобится заплатить 14 рублей (на сайте поликлиники можно посмотреть цены по отдельным позициям подробнее).

Читайте также: