Метафора чувство шерифа что означает

Обновлено: 31.05.2024

ЧТО ОЗНАЧАЮТ МЕТАФОРЫ

(Теория метафоры. - М., 1990. - С. 172-193)

*. На этой же игре слов основана и следующая прямо за репликой Нестора реплика Улисса. Весь отрывок выглядит следующим образом (далее курсив наш. — Д. Д.):
Agamemnon. Most dearly wellcome to the Greeks, sweet lady.
Nestor. Our general doth salute you with a kiss.
Ullysses. Yet is the kindness but particular
Twere better she were kissed in general.
(Shakespeare W. The History of Troilus and Cressida. N. Y., etc., 1977, p. 141.)
[Агамемнон. Приветствую прекрасную Крессиду!
Нестор. Тебя наш царь поцеловать желает.
Улисс. Но он пока один тебя целует,
А мы бы рады все поцеловать.]
(Шекспир У. Троил и Крессида. Перев. Т. Гнедич. — Шекспир У. Поли. собр. соч. в 8 тт., т. 5. М., 1959, с. 424.). — Прим. перев.

**. См.: Данте Алигьери. Божественная комедия. Рай. Песнь XXII. — Прим. перев.

***. Перевод Б. Томашевского. — Донн Джон. Стихотворения. Л., 1973, с. 55. — Прим. перев.

****. Перевод А. Сергеева. —Элиот Т. С. Бесплодная земля. Избранные стихотворения и поэмы. М., “Прогресс”, 1971, с. 37. — Прим. перев.

*****. Перевод М. Донского. — Шекспир У. Полн. собр. соч. в 8 тт., т. 7, М., 1960, с. 138. — Прим. перев.

******. Во II части “Философских исследований” [12, р. 193] Л. Витгенштейн рассуждает о том, что процесс видения с необходимостью включает в себя ментальную, интерпретаторскую деятельность (seeing as). В качестве одного из примеров, иллюстрирующих это положение, он приводит рисунок, взятый им из книги Ястроу (Jastгоw. Facts and Fable in Psychology). Рисунок представляет собой изображение, в котором можно попеременно видеть то утку, то кролика (a duck-rabbit). — Прим. перев.

1. Я думаю, что Макс Блэк не прав, когда говорит: “Правилами нашего языка задано, что некоторые выражения должны восприниматься как метафоры”. Он признает, однако, что то, что “означает” метафора, зависит и от дополнительных факторов: намерения говорящего, тона голоса, словесного окружения и т. д. [4, с. 157].

2. Нельсон Гудмен говорит, что метафора и многозначность отличаются главным образом тем, что “различные употребления многозначного слова являются сосуществующими и независимыми друг от друга”, в то время как в метафоре “слово, расширение которого закреплено обычаем, под воздействием этого обычая прилагается к чему-либо еще”. Гудмен указывает, что когда ощущение производности “двух употреблений” в метафоре исчезает, то метафорическое слово переходит в разряд многозначных [8, р. 71]. На самом же деле достаточно часто одно употребление многозначного слова возникает из другого (если пользоваться терминологией Гудмена), и они, таким образом, никак не могут быть равноправно сосуществующими. Основная ошибка многих авторов, включая Гудмена, состоит в том, что они считают, будто в метафорическом слове сосуществуют два “употребления”, и в этом оно сходно с многозначными словами.

3. Эта теория принадлежит главным образом П. Хенле [9].

4. Дж. Миддлтон Марри говорит о метафоре как о “сжатом сравнении” [10, р. 3]. Макс Блэк указывает на то, что сходная точка зрения встречается у Александра Бейна [2].

5. Поскольку отрицание метафоры, похоже, всегда является потенциальной метафорой, то среди потенциальных метафор столько же банальных, сколько абсурдных — среди имеющихся.

6. Стэнли Кавелл отмечает тот факт, что большинство попыток перефразировать метафору заканчивается словами “и так далее”, ссылаясь при этом на замечание Эмпсона о том, что метафоры “полны смысла” [5, р. 79]. Однако моя и Кавелла точки зрения на бесконечность парафразы различны. Кавелл считает, что отмеченное свойство отличает метафору от (“возможно, не всякого”) буквального текста. Я же придерживаюсь мнения, что бесконечный характер парафразы объясняется тем, что она стремится выразить то, к чему привлекает наше внимание метафора, а этому нельзя поставить предел. Я бы утверждал это же самое по отношению к любому употреблению языка.

  1. Категория или контекст,
  2. Объект внутри конкретной категории,
  3. Процесс, каким этот объект осуществляет функцию,
  4. Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.

В лексикологии — смысловая связь между значениями одного полисемантического слова, основанная на наличии сходства (структурного, внешнего, функционального).

Содержание

В современной теории метафоры принято различать диафору (резкую, контрастную метафору) и эпифору (привычную, стертую метафору) [1]

Теории

Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.

Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на

  1. номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии;
  2. образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка;
  3. когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию;
  4. генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.

Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.

Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.

Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию ( the mind is an entity, the mind is a fragile thing ), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу ( happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down ).

Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, был Ш. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.

Но зато эти высокопарные определения являются примерами и наглядными иллюстрации тематики этой статьи. Ведь сегодня речь пойдет о метафорах.

Метафора

Метафора – это литературный прием, который позволяет сделать текст более ярким и эмоциональным. Заключается он в том, что переносит свойства одного предмета или действия на другой.

Ведь руки не могут быть сделаны из золота, сердце гореть, а нервы не из стали. Все эти определения используются в переносном смысле, и мы прекрасно понимаем, о чем говорят эти примеры:

  1. золотые руки – все, что ими делается, получается хорошо, а значит, ценно;
  2. пламенное сердце – умеющее любить, переживать сильные эмоции;
  3. стальные нервы – спокойствие и рассудительность даже в экстремальных условиях.

Определение термина и примеры метафор

Первое определение, что такое метафора, дал еще Аристотель, а это ведь почти 2,5 тысячи лет назад.

Аристотель

Правда, звучало оно несколько тяжеловато, все-таки автор – философ:

Да, звучит как скороговорка, и очень по-философски. Но, по сути, означает то, что мы уже сказали – это перенос свойств одного предмета на другой, которые изначально ему и не очень подходят.

Чтобы было еще понятнее, лучше сразу привести примеры метафор:

Мельница бабочка

Если вы наблюдательны, то заметили, что метафоры в данных примерах употребляются в разных значениях. Это могут быть существительные, определения и даже глаголы.

Метафоры в литературе

Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии. Например, у Есенина практически каждое стихотворение – это целый набор таких метафорических приемчиков.

Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.

Понятно, что зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве.

А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей.

Часы - метафора в живописи

Как и время на этой известной картине Сальвадора Дали.

В кино

Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:

Грязные танцы

  1. Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
  2. Грязные танцы – что-то в кино будет на грани фола;
  3. Муравьи в штанах – что-то подростковое, да еще и связанное с сексом;
  4. Человек дождя – герой не от мира сего.

В рекламе

Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.

Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:

Разновидности метафор в примерах

Все метафоры принято делить на несколько видов:

Солнце в скорлупе - преувеличение

Все перечисленные виды относятся к простым метафорам. То есть они небольшие по конструкции и, как правило, в переносном смысле употребляется только одно слово. Но есть так называемые развернутые метафоры. Это целые куски текста. И чаще всего их можно встретить опять же в поэзии.

Обратимся за помощью к уже упомянутому Есенину:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.

Метафоры среди нас

Метафоры обогащают наш язык. И многие употребляют их в речи, даже не осознавая этого. Например, когда приписывают людям качества различных животных:

Метафоры среди нас

Очень много метафор в знакомых всем поговорках:


Кстати, ученые давно доказали, что метафоры активизируют творческую часть мозга. А человека, который в своей речи использует подобные приемы, охотнее слушают.

Джордж Лакофф

Джордж Лакофф — американский лингвист, специалист в области общего языкознания, синтаксиса и семантики, профессор когнитивной лингвистики в Калифорнийском университете в Беркли.

В своей работе Лакофф и Джонсон приводят тезис о том, что большая часть понятийной системы человека сконструирована метафорами. По словам авторов, метафоры — средство познания действительности и инструмент концептуализации опыта и речевой деятельности человека.

«Основной тезис когнитивной теории метафоры сводится к следующей идее: в основе процессов метафоризации лежат процедуры обработки структур знаний — фреймов и сценариев. Знания, реализующиеся во фреймах и сценариях, представляют собой обобщенный опыт взаимодействия человека с окружающим миром — как с миром объектов, так и с социумом.

Метафоризация основана на взаимодействии двух структур знаний — когнитивной структуры "источника" (source domain) и когнитивной структуры "цели" (target domain). В процессе метафоризации некоторые области цели структурируются по образцу источника, иначе говоря, происходит "метафорическая проекция" (metaphorical mapping) или "когнитивное отображение" (cognitive mapping).

«Устойчивые соответствия между областью источника и областью цели, фиксированные в языковой и культурной традиции данного общества, получили название "концептуальных метафор". К числу концептуальных метафор европейской культуры относятся, например, метафорические проекции время — это деньги, спор — это война, жизнь — это путешествие и др.

«Перед нами хороший пример того, что означает для метафорического понятия, а именно для концепта спор — это война, структурировать (по меньшей мере, частично) то, что мы делаем и как мы понимаем свои действия в споре. Суть метафоры — это понимание и переживание сущности (thing) одного вида в терминах сущности другого вида. Это не означает, что споры — это разновидности войны. Споры и войны — это разные сущности: вербальный дискурс, и вооруженный конфликт, и производимые ими действия — это разные виды деятельности. Но мы частично структурируем, понимаем и говорим о споре в терминах войны. Концепт метафорически структурирован, деятельность метафорически структурирована и, следовательно, язык метафорически структурирован.

«Одно из проявлений тезиса о когнитивной функции метафоры — это предположение о том, что метафора влияет на процесс принятия решений. Согласно современным представлениям, процесс принятия решений включает следующие основные этапы:

  1. осознание проблемной ситуации;
  2. выявление альтернатив разрешения проблемной ситуации;
  3. оценка альтернатив;
  4. выбор альтернативы (собственно принятие решения).

«Онтологические метафоры служат разным целям, и разнообразные виды метафор отражают разные цели. Возьмем, например, опыт человека, относящийся к феномену повышения цен, который можно метафорически представить как автономную сущность с помощью существительного inflation "инфляция". Это позволяет нам при обсуждении инфляции ссылаться на опыт:

Inflation is lowering our standard of living. — Инфляция снижает наш уровень жизни.

«The mind is a brittle object. — Душа — это хрупкий объект.

«Пожалуй, к наиболее очевидным онтологическим метафорам относятся случаи, когда материальный объект интерпретируется как человек. Это позволяет осмыслять наш опыт взаимодействия с неживыми сущностями в терминах человеческих мотиваций, характеристик и деятельности людей. Вот несколько примеров:

Life has cheated me. — Жизнь обманула меня.
Inflation is eating up our profits. — Инфляция съедает наши доходы.

«Все языковые выражения, которые мы приводили для характеристики общих метафорических концептов, относятся к образным. Примеры таковы: время — это деньги, время— это движущийся объект, контроль соответствует верху, идеи — это пища, теории — это строения и т. д. Ни одно из них не является буквальным. Это следствие того, что метафорические концепты лишь фрагментарно используются для структурирования наших обычных понятий. Метафорические концепты выходят за область буквального, так как неизбежно содержат части, которые в обычном случае не используются для осмысления обыденных представлений человека.

«Новые метафоры, как и конвенциональные метафоры, могут обладать способностью определять действительность. Они осуществляют это посредством связной сети следствий, высвечивающих одни свойства реальности и скрывающих другие. Принятие метафоры, заставляющей нас фиксировать внимание только на тех сторонах опыта, которые она высвечивает, приводит нас к суждению об истинности ее следствий. Такие "истины", конечно, могут быть истинными только относительно той реальности, которая определяется этой метафорой.

Метафора — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении. Кто-то просто любит осень, а кто-то души в ней не чает, кто-то достигает целей, а кто-то покоряет вершины. Способность человека нестандартно решать задачи и выражать мысли с помощью метафор называется метафорическим интеллектом.

Когда вы метафорически выражаете свою речь, вы не только передаёте смысл своего послания, но и создаёте целый спектр образов и ассоциаций, включаются оба полушария мозга — рациональный и творческий у себя и у слушателя.

Метафорическое мышление является невероятно важным навыком, в какой бы сфере вы не вращались. Реклама, бизнес, коммуникации, кинематограф — все эти области используют метафоры не просто для галочки, а по причине их мощнейшего влияния на воображение и мозг человека. Как и любой навык, метафорическое мышление можно развить и с успехом применять.

Чтобы креативно справляться с задачами, которые подбрасывает нам жизнь (вы заметили тут метафору? :)), нужно развивать способность соединять по-новому, на свой лад все накопленные факты, мысли и чувства. Процесс, с помощью которого мы трансформируем значение одной вещи в нечто другое, представляет собой одну из важных особенностей человеческого интеллекта. Без символов, способности их понять не было бы ни письменности, ни чисел, ни драматического искусства, ни живописи.


Метафорическое мышление в той или иной степени присуще всем нам. Более того – наш язык очень метафоричен, многие идиомы, в которые мы даже не вдумываемся, являются метафорами.

Метафора — литературоведческий термин, но его можно применять в любой сфере жизни, вплоть до технических разработок.

Метафорическое мышление также можно использовать для решения проблем: используйте их для генерирования идей. Сам процесс создания метафор запускает в мозгу обширную цепь ассоциаций и не позволяет привязываться к одному слову или словосочетанию.

Польза метафорического мышления

  • Возможность объяснить сложные вещи простым языком

Я помню, как мучительно давалось моей маме, немолодой уже женщине, понимание системы работы Windows и дополнительных программ. Мы долго совместно страдали: она – от невозможности понять новую информацию, а я – от неспособности объяснить ей принцип действия. Ситуацию спасла метафора.

Представив себе, что операционная система – это рабочий кабинет, мы сумели найти аналогии практически ко всем компонентам. Word – это белая бумага, лежащая на столе, папки – это обычные папки с бумагами (или ящики стола), а файлы – это рукописи, кассеты с музыкой, фотографии или пленки с фильмами. И как в любом кабинете, мы в стремлении к порядку стараемся рассортировать различные виды носителей по ящичкам и коробочкам. Музыка – в одном ящике, видео – в другом, важные бумаги – в третьем, развлекательная литература – в четвертом. А копирование – это лишь перекладывание документов из одной папки в другую. Аудиоплеер – магнитофон, видеоплейер – телевизор. И так далее.

После метафоричного объяснения дело пошло намного быстрее. Таким образом мы можем доносить новые идеи инвесторам или предлагать новые пути развития производства начальству. Подавая новую информацию через аналогии с уже имеющейся, намного проще донести ее, чем через самые подробные отчеты, графики и диаграммы.

  • Возможность вложить эмоции в свое послание

Известно, что эмоции играют огромную роль в принятии решений и восприятии информации. Когда мы доносим свой посыл через лишенные искры, но логически обоснованные высказывания, то затрагиваем лишь интеллектуальную часть ментального поля слушателя. Но если мы не прочувствовали информацию, если она не задела нас через восторг, радость или наоборот, возмущение и отвращение, она воспримется бледно и вскоре забудется. Именно по этой причине слоганы всегда несут эмоциональный заряд.

Метафоры используются даже в сфере технических разработок. Как это возможно? Если вдуматься, то многое из того, что мы создали, берет свои истоки из аналогов с живой природой. Даже телега и автомобиль, самые надежные и распространенные (каждый для своего времени) средства передвижения имеют 4 колеса по аналогии с животными, потому что такое расположение конечностей наиболее выгодно. И не будем забывать, что они пришли на смену лошади.

Сегодня ученые разрабатывают летательные аппараты, в которых будут использоваться аэродинамические свойства насекомых.

С помощью аналогий можно разрабатывать новые модели любого вида техники, решать проблемы в бизнесе и производстве, отыскивая неординарный подход.

При помощи ассоциаций незнакомой идеи с более привычной вы можете вызвать более глубокое понимание сложных идей и концепций. Скажем, вам нужно объяснить концепцию цикла бизнеса. Вы можете использовать много самых разных слов, определений и много еще чего объяснять десять минут, заставляя аудиторию скучать и недоумевать. Потом вы можете использовать графики и диаграммы, чтобы повысить понимание и заинтересованность.

Метафоры идеальны для создания импульса и чего-то более запоминающегося. Их использование — это техника, которая часто используется в маркетинге и рекламе. Но также она эффективна и для презентации, речи и повседневной беседы.

Когда вы используете метафору, чтобы связать две идеи вместе, вы объединяете элементы, которые имеют крайне мало или вообще не имеют логической связи. Ломая законы логики таким образом, метафоры способны развивать креативные стороны вашего мозга — те его части, которые стимулируются образами, идеями и концепциями.

Например, вы хотите сократить производственные издержки. Вы можете атаковать проблему чисто логически путем исследований, введения технологий и анализа производственного процесса. Это может помочь сберечь кое-какие финансы, однако как насчет джек-пота?

Решения проблем в самых могущественных компаниях мира часто начинаются с мозгового штурма, а затем идет тщательный анализ самых интересных идей. Мозговой штурм прекрасен для выжимания креативных соков, он способен открыть шлюзовые ворота идей (больше метафор!). Однако люди могут быть ограничены образом конкретной проблемы и не выйти за рамки очевидного.

Когда же вы используете метафоры, то связываете проблему с чем-то не столь очевидным. В этом случае проблема открывается вам с совершенно другой перспективы — такой, с какой вы даже не подумали бы ее рассматривать. Вы можете связать сокращение издержек с потерей веса. Теперь вы можете сосредоточиться именно на способах снижения веса, а не привязываться к издержкам. Если подобных метафор на вашу проблему будет десяток, вы выйдете за рамки традиционного мышления и станете способными мыслить так, как никогда до этого. Именно такие идеи и называются креативными.


Развитие метафорического интеллекта


Несмотря на то, что мы часто используем метафоры в речи, это не всегда гарантирует развитие метафорического мышления – ведь идиомы мы попросту запоминаем, а не создаем. Для того, чтобы расширить границы фантазии и научиться образному восприятию, возьмите на вооружение эти несложные упражнения.

Мы привыкли называть предметы именами существительными: чашка, табурет, пальто, бутылка, рюкзак. Попробуйте давать им новые имена, выраженные словосочетаниями, в которых не используется само название вещи.

Вместилище утренней бодрости (кофейная чашка);
Мой зимний кокон (пальто);
Твердая оболочка воды (бутылка).

  • Объясняйте суть вопроса через ассоциации

Вы можете делать это в общении с друзьями, на работе или просто прокручивать упражнение в голове. Тут уже все зависит от того, насколько окружение готово к восприятию метафор и насколько такие конструкции уместны в тех или иных ситуациях.

Предыдущие два упражнения касались создания метафор, это же предполагает обратный процесс. Мы будем расшифровывать уже существующие сравнения в речи. Читая книги, просматривая фильмы и даже просто разговаривая, вдумывайтесь: какие словосочетания являются метафорами, по каким сходным свойствам они были образованы.

Это довольно распространенный способ запоминания имен, номеров телефонов и других важных блоков информации, основанный на сравнениях.

Старайтесь почаще сравнивать новое с тем, что уже есть в вашей голове, и увидите, что информацию запоминать намного проще, чем может показаться.

Нет понятия правильной метафоры, выбирайте любой аспект жизни и придумайте что-либо. Чем более далеки ваша проблема и область метафоры, тем лучше. Если проблема включает в себя повышение чего-то, то и метафора должна иметь связь с повышением, иначе вам будет сложно визуализировать.

Повысить продажи = Нарастить мускулы
Уменьшить расходы по найму персонала = Снизить цены на хлеб
Привлечь больше инвесторов = Собрать больше кукурузы

Вы не обязаны брать любой аналог вашей проблемы и ее метафоры. Некоторые работают лучше, чем другие, а третьи не работают вообще. Вот здесь вам пригодится анализ и логика.


Давайте потренируем метафорический интеллект и попробуем выполнить следующие упражнения. Они не определят ваши умственные способности, но помогут увидеть метафоры вокруг себя, что, в свою очередь, может изменить ваше мышление.


Метафоры повсюду вокруг нас, и развивать свой MQ никогда не поздно. Практикуйтесь в создании метафор, это не так сложно как кажется. Сначала можете придумывать их на листе бумаги, а через какое-то время они будут приходить к вам автоматически.

Метафора развивает мышление: отыскивая аналогии, создавая неожиданные образы в разговорной речи, тренируя новые техники восприятия информации через ассоциативные образы, мы делаем свой интеллект более гибким. Если бы мы сравнили свой мозг со спортсменом, то сказали бы, что метафора развивает ловкость и скорость. Мысли и так быстрее света, а если придать им осмысленное ускорение… Охватите открывающиеся перспективы, и вы поймете, сколь огромные ресурсы скрыты в наших мозгах.

Читайте также: