Миф о пандоре читать

Обновлено: 30.06.2024

…Все началось с того, что бог Прометей дал людям огонь, избавив их от холода и мрака ночи. Зевс-громовержец был разгневан этим поступком. По приказу верховного Олимпийца, Прометея приковали к скале. Каждый день прилетал орел и выклевывал у Прометея печень, но за ночь она снова восстанавливалась.

Содержание статьи:

Гнев Зевса пал не только на Прометея, но и на людей. Получив огонь, жители земли обрели независимость от богов и перестали им поклоняться. Чтобы наказать непокорных людей, Зевс-Громовержец придумал коварный план…

Ящик Пандоры (миф)

Зевс повелел создать молодую девушку, прекрасную и очень любопытную. Многие Олимпийские боги приняли участие в ее создании. Гефест смешал землю и воду, чтобы вылепить для нее тело. Гермес вдохнул в девушку душу, а Афродита подарила ей обольстительную улыбку. Афина приготовила для первой женщины среди смертных сверкающий серебряный наряд.

Ящик Пандоры приоткрылся

Любопытная женщина исследовала все уголки в доме своего супруга. Однажды ей попался на глаза странный ящик из темного дерева, который стоял в подвале, возле самой отдаленной стены.

открыть ящик пандоры

Ящичек был завязан шелковым золотым шнурком. Пандора захотела узнать у мужа, что находится в ящике. Однако Эпиметей сказал, что открывать его ни в коем случае нельзя.

Дождавшись, пока супруг уйдет из дома, женщина стянула шнурок и услышала голоса, которые взывали к ней из ящичка. Они приоткрыла крышку, и из него тотчас вылетели всевозможные болезни, несчастья и беды. Пандора отчаянно пыталась захлопнуть крышку, но когда ей это удалось, то внутри ящичка осталось лишь одно существо со сломанным крылышком.

Появление надежды

Существом, сидевшим на дне, оказалась надежда. Она излечила боль и исправила все беды. И теперь отныне за каждым несчастьем, за всяким злом всегда появляется надежда. Но людям не следует ожидать ее слишком быстро, иногда надежду задерживает сломанное крыло.

За то, что храбрый Прометей
Огонь похитил для людей,
Зевс учинил над ним расправу:
К скале цепями приковал,
Лишив его всего по праву,
А после зло на мир наслал.
Покорный Зевсу сын Гефест -
Великий мастер Бог - кузнец,
Как и велел ему отец,
Создал богиню средь невест.

Смешал он воду и песок.
Словно божественный цветок,
Прекрасную, как солнце, деву
Из смеси он явил на свет,
Как создавал когда-то Еву,
Вселенский праведный Совет.
Афина — Зевса дочь младая
Надела платье на неё
И обаяние своё
В уста вложила созидая.

Гермес ей хитрость подарил
И изворотливость внушил,
А Афродита, как красотка,
Дала ей прелесть юных лет.
Так, безымянная сиротка,
Свой первый встретила рассвет.
И нежный вздох её и голос
Не выдавали скрытых дум.
Ее коварный злобный ум
В жизнь пробивался, словно колос.

Так, всей божественною сворой
Созданье нарекли Пандорой.
Златые волосы светились,
На плечи, падая волной.
Последний штрих: глаза открылись,
Узрев мир вечный пред собой.
Уста ее таили яд.
И лесть, и ложь прозрели в ней.
Во глубине святых очей
Скрывался бесконечный ад.

На кудри пышные Пандоры
Венок из роз надели оры.
Хариты облекли её
В накидку, свитую ветрами,
А равнодушие своё
Она скрывала под слезами.
Пандора - зло для всех людей.
Окончено её ваянье -
Божественных трудов созданье.
Нет миссии ее страшней!

С небес несет Гермес девицу,
Как величавую царицу.
Эпиметей - вот цель богов.
К нему доставлена Пандора.
Мечта из призрачных миров
Сошла на Землю для раздора.
Напрасно брату Прометей
Давал совет не верить Богу,
И избирать свою дорогу
Меж горизонтов и морей.

Но, покорённый красотой,
Эпиметей стал сам не свой.
Любовь к Пандоре в нем проснулась.
От мук сердечных он страдал.
Когда ж Пандора улыбнулась,
Её рабом навеки стал.
Так, в жёны взял Эпиметей
Прекрасную, как свет, Пандору.
Её божественному взору
Не было равных средь людей.

Эпиметей не знал тогда,
Какая смертных ждёт беда.
Стальной сосуд в пустом подвале
Хранил он в ящике большом.
Ах, если бы народы знали
Какая тайна скрыта в нём.
Эпиметей и сам не знал,
Скрывая ящик от людей,
Что в нём сокрыто. Прометей
Об этом брату не сказал.

Так, в погреб дверцу отворив,
Свой тайный помысел сокрыв,
Пандора внутрь заглянула.
Сосуда крышку приподняв,
Она томительно вздохнула,
Грехи богов на душу взяв.
И разлетелись в тот же миг
По свету горести и беды.
Своей торжественной победы
Уж не скрывал Зевеса лик.

Захлопнулась сосуда крышка
И, словно маленькая мышка,
На дне Надежда задержалась.
Пандора миссией своей
Вполне довольная осталась
Меж обезумевших людей.
Не зная зла, смертей, труда,
Народы жили на Земле,
Пока не вырвалась во мгле
Из ящика на свет беда.

Теперь все бедствия небес,
Как повелел отец Зевес,
Обрушились на мир земной
Болезнями и вечным злом.
Итак, Пандориной рукой,
Он страх посеял в мире том.
Злом пропитал Зевс все вокруг
И небо, и моря, и сушу,
А с ними человека душу,
Посеяв хаос и недуг.

И днём, и ночью по земле
Плывут легенды о том зле.
Болезни тянутся по свету.
Неслышной поступью шагов,
Передавая эстафету,
По повелению богов.
Так, Грозный Зевс своим мечом
Лишил всех смертных жизни вечной
В рамках Вселенной бесконечной,
Избрав Пандору палачом.

Коварство Зевса

Божественный огонь, который похитил у Гефеста и передал людям Прометей, сделал жизнь на Земле благополучной и это рассердило ревнивого Зевса. Мифы Древней Греции повествуют, что коварный верховный Олимпиец приказал богам создать прекрасную девушку, которая должна была сделать жизнь людей несчастной. По велению Зевса ее наделили: силой людей, красотой богини, нежным голосом и любопытством.

Миф о ящике Пандоры

Боги подарили созданную прекрасную деву брату Прометея — титану Эпиметию. Прометей просил брата не принимать подарков Зевса. Однако Эпиметий, очарованный манерами и красотой девы, не предал советам должного значения, и взял красавицу в жены.

Оставшись одна в доме мужа, молодая женщина нашла красивый запертый ларец. Миф про ящик Пандоры имеет несколько интерпретаций. В одной версии говорится, что загадочная шкатулка была подарена верховным Олимпийцем Эпиметию, в другой — его жене. Однако, в любом случае, любопытная женщина заранее знала, что открывать подарок опасно.

Снова оставшись одна, красавица не смогла сдержаться: поддавшись любопытству, она открыла ларец, из которого тотчас вылетели беды, несчастья и болезни. Пандора быстро захлопнула ларец, но практически все сущности уже покинули его. Внутри осталось лишь одно создание со сломанным крылом.

Вылетевшие из ларца бедствия распространились по Земле. Злом, страданием и болезнями наполнились дни людей. Эпиметий и его жена также узнали, что такое страх и горе.

Однажды Эпиметей выпустил сущность, которая осталось на дне ларца. Этим существом оказалось Надежда.

Ящик Пандоры в древнегреческой мифологии

Люди всегда воспринимали болезни и беды как чуждое и неестественное явление, и мечтали о более радостной светлой жизни. Вероятно, поэтому в мифологии Древних Греков появилась эта история, о коварных богах и любопытной женщине.

Читая эту легенду о загадочном ящике, полном зла и болезней, каждый волен сам решать, что такое ящик Пандоры и опасно ли быть любопытным. Не стоит забывать, именно любопытные во все времена ломали стереотипы, делали открытия, создавали новое.

Любопытство - это благо или проклятье? Парадоксальная природа этой черты была одухотворена древними греками в лице мифической Пандоры.

Согласно легенде, она была первой смертной женщиной, чьё выдающееся любопытство привело к цепной реакции потрясших Землю событий. Гефест, бог огня, вдохнул жизнь в Пандору, использовав помощь своих божественных компаньонов, чтобы сделать ее исключительной.

От Афродиты она получила способность выражать эмоции, от Гермеса ей досталось совершенство во владение языками. Афина преподнесла дар идеального мастерства и внимания к деталям, а Гермес наградил ее именем. Наконец, Зевс вручил два подарка Пандоре.

Первый - черта характера - любопытство, которая укоренилась в ее душе и заставила исследовать мир. Второй - тяжелый ящик резной работы, громоздкий и надёжно закрытый. Но содержимое, наказал Зевс, было не для глаз смертных. Она не должна была открывать ящик ни при каких обстоятельствах.

На Земле, Пандора встретила и влюбилась в Эпиметея, талантливого титана, которому Зевсом было поручено создание модели мира. Он работал плечом к плечу с братом, Прометеем, создавшим первых людей, но был навечно покаран за то, что дал им огонь. Эпиметей безумно скучал по брату, но в Пандоре он обрел еще одну пламенную душу для общения.

Пандора трепетала от восторга глядя на Земную жизнь. Но ее легко было отвлечь, она могла быть нетерпеливой, учитывая ее жажду знаний и желание ставить все под сомнение. ЗАчастую, ее мучила мысль о содержимом ящика. Что же это за сокровище, которое не дано увидеть человеческому оку, и почему ее это волновало? Ее руки чесались вскрыть ящик. Иногда она была уверена, что слышала шепот и шорохи, исходящие изнутри, как будто, что-то хотело вырваться на свободу. Эта загадка превратилась в наваждение.

Со временем, Пандора становилась все более одержимой ящиком. Казалось, существовала неподконтрольная ей сила, притягивающая ее к содержимому, которое все громче называло ее по имени. Однажды, она больше не смогла сдерживаться. Незаметно ускользнув от Эпиметея, она уставилась на загадочный ящик. Если бы только заглянуть туда разочек, она смогла бы забыть о нем навеки…

Но как только она приоткрыла крышку, ящук с шумом открылся. Монструозные создания и устрашающие звуки вырвались наружу в облаке дыма и кружились вокруг нее с визгами и гоготом. Преисполненная ужасом, Пандора в отчаянии размахивала руками, пытаясь загнать их обратно в темницу. Но существа вылетели вон в отвратительном облаке. Когда они исчезли, у нее появилось плохое предчувствие. Зевс использовал ящик как вместилище для всех когда-либо созданных сил зла и страданий. Вырвавшись на свободу, они были неудержимы. Расплакавшись, Пандора расслышала звук, исходивший из ящика. Это было не жуткое шептание демонов, но светлый звук, который, казалось, мог облегчить ее страдания.

Когда она снова подняла крышку и заглянула внутрь, теплый луч света показался оттуда и выпорхнул наружу. Пока она наблюдала за его переливами, приходя в себя после освобождения зла, боль Пандоры утихла. Она понимала, что ничего изменить невозможно, но несмотря на это, у нее появилась надежда, что все может закончиться не так печально.

Сегодня, ящик Пандоры означает радикальные последствия при обращении с неизведанным, но всепоглощающее любопытство Пандоры значит двойственность, лежащую в основе человеческого поиска. И мы обречены исследовать все, чего не знаем, все глубже вгрызаться в землю. Или все же существуют загадки, которые лучше оставить без ответа?

Если бы Зевс НЕ хотел, чтобы зло вырвалось, он бы не давал ей этот ящик. Он также дал любопытство. То есть открытие ящика было неизбежным. По сути и выбора у Пандоры не было. Это как заставить голодающего сторожить ящик из которого доносятся чудесные ароматы еды. Выглядит так будто Зевс хотел на другого свалить ответственность за всю бяку.

С Евой в райском саду перекликается ток там яблоко

Впредь будете думать - вас атакуют!

Ящик Пандоры, в котором сидит кот Шредингера, хммммм.


2. Психология. Карл Юнг

Карл Юнг (1875 - 1961) - швейцарский (clock) психолог. Знаменит введением терминов "интроверт" и "экстраверт", "коллективное бессознательное", "архетип" и. и много ещё чем.

---
Душа по Юнгу
---
Многие представляют Юнгианскую систему души в форме пирамиды, где на пике стоит "Эго" или "Персона" (смотря кого спрашивать), а у основания находится коллективное бессознательное. Хочу поделиться своим подходом.

Чтобы легче представить себе то, как Карл Юнг описывал душу (психику), я рисую для себя такую картинку:
Тёмный ночной лес с высокими деревьями, растущими на горной местности. В сердце этого леса стоит небольшая избушка, её окна полны света, благодаря ему даже виден двор дома, но оставляет остальной мир во тьме.

У нас есть 2 области на этой картине: области во свете и вне света. Во свете - это области всего осознаваемого в нашей душе. Тёмный лес - это бессознательное нашей души.

В избушке живёт человек, его имя "Эго". Он то, что мы воспринимаем как "Я". "Эго" одет в закрывающую почти всё тело одежду. Эту одежду он сам себе сшил, но не без помощи из вне, она называется "Персона" - то, какими мы себя подаём другим, какими нас видят окружающие.

За пределы дома, в этом тёмном ночном лесу живёт страшный монстр, загадочное существо, которую называют "Тенью". Хоть тень и бродит по лесу, но Тень родом не из леса. Тень когда-то обитал вместе с Эго, однако Эго вышвырнул его во тьму, так как Тень - это всё то неприемлемое в обществе, что находится у Эго в доме. Чтобы защитить себя и окружающих от влияния Тени, Эго носит Персону. Тень обитает вблизи дома, в области индивидуального бессознательного.

Из темного леса время от времени к Эго приходят ещё два существа: Анима и Анимус. Анима - женский идеал, творческая сила, проводник в мир бессознательного. Анимус - мужской идеал, сила авторитарная, идеал порядка. Они не причиняюи Эго вреда, если Эго ведёт себя с ними правильно. Даже больше, они готовы прийти к нему на помощь в любую минуту, стоит ему лишь выйти во двор и окликнуть их.

Ещё, из леса медленно течёт речка, она исходит из какого-то неведомого родника, спускается по скалам и пересекает двор Эго, обеспечивая его водой. Без этого родника не было бы ни Эго, ни Персоны, ни Тени. Река называется "Самость", она даёт Эго силу быть собой.

Это не единственные обитатели бессознательного леса. Кроме уже упомянутых, можно так же встретить, существ необъяснимой природы, если уйти достаточно глубоко в лес, в область коллективного бессознательного. Эти существа, называемые "архетипами" всем знакомы, но никто не может сказать откуда они их знают. Они часто безобидны, представляют из себя коллективные представления или интуиции о мироздании, о человеческом характере и его жизненном пути.

---
Коллективное бессознательное по Юнгу
---
Будучи человеком из религиозной семьи, с развитым воображением и тягой к изучению окружающего мира, Юнг обратил своё внимание на мифы и религии разных народов. Он стал изучать вопрос о том, почему у несвязанных между собой народов имеются так много общих символов с общим значением, или мифологических персонажей с общей сюжетной ролью. Активно разбирая данную тему, он заметил, что эти символы и образы интуитивно знакомы очень многим людям (даже душевно больным), они "всплывают" в их снах и продуктах творческой деятельности. Эти наблюдения навели Карла на мысль том, что у людей есть наследуемое коллективное бессознательное, внутри которого и находятся эти архетипы, архетипические вопросы и символы.

---
Терапия по Юнгу
---
Юнг, в отличии от Фрейда, был более открыт к своим клиентам на сеансах. Он вёл с ними беседы на личные и философские темы, одобрял выражение пациентом своих переживаний через образы, сказки, поэтические сравнения, был даже не против в некоторых случаях допустить психологический перенос клиентом, в целях более плодотворной работы. Совокупность этих подходов можно описать как "лечение души душой".

При этом Юнг делал акцент на том, что психолог должен сам находится с хорошем душевном состоянии, чтобы практиковать лечение, иначе эффекта от практик не будет, или проблемы могут даже усугубиться (как у пациента, так и у врача).

Новаторские идеи психоаналитической терапии Юнга заключались в том, что они связывали различные кризисы человека с его отношением к самому себе. Во главу угла был поставлен термин "индивидуация" - становление собой. Юнг старался не описывать никаких "быстрых шагов к индивидуации" в своих трудах, считая этот путь персональным путешествием каждого человека, конец которого можно достичь лишь в старости.
Но, всё же, некоторые намёки можно найти. К примеру, он связывал развитие личности с овладением Тенью (интеграция Тени), то есть не стать злой версией себя, а освоить её глубинные качества, такие как амбициозность, твёрдость, сексуальность. Другим советом был в том, чтобы ослаблять Персону, то есть быть более откровенным, открытым, искренним.

Философски говоря, задача человека по Юнгу - это познать себя (как завещал Сократ). Как познать себя?

Юнг разработал несколько способов:
* Ассоциативный ряд слов.
Клиенту зачитывается длинный ряд слов (может доходить до 100 и больше), он, свою очередь, должен на каждое слово дать ассоциатицию. Затем человеку зачитывается список заново, и помечаются те слова, где у клиента возникают затруднения или опознания в предоставлении ассоциации. Этот метод иногда применяют даже с использованием часов.
* Интерпретация сновидений.
Клиент должен отслеживать и, желательно, записывать свои сны, после чего вместе с психоаналитиком эти сны разбираются на символы или паттерны, и интерпретируются. Юнг, в отличии от Фрейда, сновидения никогда не интерпретировал "по книжке", считая каждый образ во сне уникальным и индивидуальным.
* Терапия искусством.
Человек, в целях самовыражения, самоописания, или для передачи наиболее точного образа сцен и элементов своих снов и идей, воплощает своё видение в рисунок, в сказку, в скульптуру или другой продукт творческой деятельности. (В дальнейшем этот метод развился в терапию музыкой, терапию танцем и арт-терапию)

***
Спасибо за то, что прочитали этот пост. Пока составлял его, пришла Анима (Юнг ассоциирует её с вдохновением), и получился рисунок, которым хочу с Вами поделиться.

Читайте также: