Могут ли гаишники забрать биту

Обновлено: 05.07.2024

Лучше отказаться от провоза такого инвентаря в машине, поскольку полицейские нередко специально устраивают рейды, целью которых является изъятие потенциально опасных предметов. Придется потратить немало времени, чтобы объяснить назначение биты. Хотя по закону инспектор и не может отобрать инвентарь, нередко полицейские пытаются это сделать. Многие водители отдают инвентарь: цена его невелика, купить новую биту часто проще, чем пытаться доказать сотрудникам правоохранительных органов, что предмет используется только для игры.

Если у человека есть какие-либо проблемы с законом, он не соблюдает правила безопасности (например, не имеет аптечки в багажнике), ему тоже не следует брать с собой биту. Инспектор при отказе отдать инвентарь способен настаивать на необходимости более тщательно осмотреть машину, из-за чего у водителя могут возникнуть дополнительные неприятности.

Разрешается ли возить бейсбольную биту в авто

Тем временем сотрудники ГИБДД часто изымают биту, называя причиной то, что она является холодным оружием.

Сегодня разберёмся в этом вопросе. Заглянем в закон, приведём примеры из судебной практики.

Итак, разрешается ли перевозить бейсбольную биту в авто.

По закону

Обратимся к законам Российской Федерации.

Интересно, правда? Этим методом получится любой ломик или гаечный ключ признать холодным оружием, ведь главное — приложить усилие.

Важно: ни о каких битах речи не ведётся. Более того, в конце статьи 1 данного закона сказано, что при наличии сертификатов разные изделия, спортивные снаряды и хозяйственные предметы не относятся к оружию, даже если они конструктивно схожи с ним (кроме тех, которые содержат в строении элементы огнестрельного вооружения).

На дороге

Случается, что Госавтоинспекция устраивает даже рейды, во время которых бейсбольные биты у автовладельцев изымаются. При этом происходят проверки багажника, салона автомобиля.

Инспекторы обращают внимание на то, что при наличии биты у водителя отсутствуют сопутствующие спортивные атрибуты — чехол для биты, бейсбольные мячи, специальные перчатки. Делается вывод, что бита не для спортивных целей, а значит таит потенциальную опасность. Итогом становится изъятие снаряда.

Когда водитель — законопослушный гражданин, у него большие шансы победить в суде.

В суде

Рассмотрим два случая, когда у человека изъяли данный спортивный снаряд.

Первый — забрали и гражданина, имеющего судимость за нанесение тяжких телесных повреждений. Вероятно, этот человек возит биту не для спортивных целей. Суд, скорее всего, вынесет решение не в пользу хозяина биты, потому что в его владении она может представлять угрозу.

Важно не забывать

Возить бейсбольную биту в автомобиле — абсолютно законно, изымать её без причины — нельзя.

Мы живём в эпоху смартфонов, видеокамер и видеорегистраторов. На дороге, особенно в городе, доказать подобное преступление автолюбителя не составит труда. Помните об этом!

Как избежать лишних вопросов от инспектора?

Необходимо знать свои права и не бояться их озвучивать. Поскольку в законе не сказано, что принадлежности для бейсбола запрещены к перевозке, полицейский не может производить изъятие при отсутствии подозрений на то, что данная бита является орудием совершения преступления (избиения, убийства). Кроме того, осмотр багажника не должен производиться, если нет наводки на похожую машину. Если бита все же была изъята, но владелец автомобиля не согласен, он с выданным протоколом может обратиться в суд.

Бита в машине. Законно или нет?

Код для встраивания видео

Настройки

Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9

Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео

Сотрудник ГИБДД может остановить любой автомобиль на дороге для стандартной проверки документов. При этом инспектор имеет право посмотреть машину и сверить номер двигателя и VIN-номер. А вот чтобы досмотреть автомобиль, то есть посмотреть, что лежит в багажнике или под сидением, нужны серьезные основания.

Алексей Павлов, командир взвода 6-го специального батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД по городу Москве: Если подозрительная машина по ориентировке, по перехвату, по операции, мы имеем полное право досмотреть на законных основаниях.

Сообщить об основаниях для досмотра инспектор обязан заранее. При досмотре сотрудник ДПС должен пригласить двух понятых и составить протокол. Если в машине обнаружатся запрещенные предметы — наркотики или оружие — вызывают следственно-оперативную группу. За хранение и провоз холодного оружия наказание административное — штраф до 2 тысяч рублей, и изъятие запрещенного предмета. Но участие двух понятых и составлении протокола обязательны. Только за последний месяц в Москве сотрудники ГИБДД изъяли у водителей 15 травматических пистолетов, 180 ножей и больше 300 экземпляров бит.

Алексей Павлов, командир взвода 6-го специального батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД по городу Москве: Если бита как спортивный инвентарь — в чехле и с мячиком, ее можно перевозить в багажнике. Без чехла бита идет как ударный инструмент.

На самом деле не все так просто и ясно. В административном кодексе есть статья за перевозку и ношение холодного оружия ударно-раздробляющего действия. Но в перечень входят нунчаки, телескопические дубинки и кастеты. Про биты в законе ни слова. Биты с точки зрения закона — спортивный инвентарь. Изъять их можно, только если есть подозрение, что с помощью этих предметов совершено преступление. И это должно быть оформлено документально.

Ответы на самые частые вопросы гаишников про бейсбол. Смешно, но помогает.

Отвечать на вопросы сотрудников ГИБДД об игре человек не обязан. Однако это нередко помогает избежать потери большого количества времени и дальнейших разбирательств. Следует знать несколько терминов, правил, чтобы доказать, что бита в машине принадлежит игроку, используется только по прямому назначению.

На поле от атакующей команды присутствует 4 человека, от защищающейся — 9. Главные игроки — питчер (подает мяч) и баттер (отбивающий). Одновременно на поле находится лишь 1 питчер. Удачный бросок называется страйком.

Теперь вы знаете можно ли возить с собой биту на законных основаниях и даже сможете похвастаться знаниями правил в бейсболе, чтобы оставить сотрудника ГИБДД без слов.

Ставьте лайк и подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, чтобы получать новые материалы!

Что грозит за использование топора или биты?

Перевозка биты и ее применение в целях самообороны – это совсем разные вещи. Если битой или другим предметом повредить чужой автомобиль, то дело будет рассматриваться в рамках гражданского права: нарушителя просто заставят возмещать ущерб. Если же данный ущерб превысит 5.000р., то потерпевший может подать заявление в полицию по ст. 167 УК РФ.

Но намного серьезнее наказания выносятся за причинение вреда здоровью людей. В зависимости от тяжести нанесенных увечий, изменяется и наказание:

Статья УК РФТяжестьИсправительные работыОграничение свободыПринудительные работыЛишение свободы
116Причинение физической боли без последствий для здоровьяДо 1 годаДо 2 летДо 2 летДо 2 лет
115Легкий вред здоровьюДо 1 годаДо 2 летДо 2 летДо 2 лет
112Средний вред здоровьюДо 5 лет
111Тяжкий вред здоровьюДо 10 лет
114Превышение самообороныДо 1 годаДо 1 годаДо 1 годаДо 1 года

Никогда не возите эти вещи в автомобиле


Автомобилисты забывают, что есть предметы, которые опасно или просто не стоит возить в машине. К каким предметам могут возникнуть вопросы у инспекторов ДПС, по новому регламенту МВД?

Опасные вещи

Это, прежде всего, опасные грузы, которые водитель может перевозить в таре, неприспособленной для этого — нельзя иметь с собой горючие вещества, кислоты, различные химвещества в пластиковой бутылке.

У инспектора ГИБДД могут быть вопросы к вещам, которые водитель может использовать как средство для обороны: бейсбольную биту, пневматический пистолет без документа, охотничье оружие патроны без спецразрешения и т. д.


Как сотрудник ГИБДД узнает, что вы везете с собой? Следует различать осмотр и досмотр автомобиля. Осмотр бывает внешним и техническим. Для внешнего осмотра открывать багажник или пускать кого-то в салон не нужно. Досмотр проводится только при составлении соответствующего протокола и в присутствии двух понятых. Так что инспектор может узнать о том, что у вас, например, бита в машине, только если её видно или вы ей размахивали.


Бита как оружие?

Самая распространенная вещь, которую российские автомобилисты возят, из перечисленного перечня — бейсбольная бита. Ходят шутки про необычайный интерес наших граждан к бейсбольному инвентарю, причем только к битам, без перчаток и мячей.


Какая ответственность грозит водителю за перевозку биты в автомобиле?

Приветствую Вас, друзья!

Вопрос о том, правомерно ли возить биту в салоне или багажнике автомобиля — является дискуссионным, начиная с 2013 года, когда в г. Москва, в ходе дорожного конфликта водитель погиб от травм, нанесенных ему бейсбольными битами. Тогда этот вопрос вызвал широкий общественный резонанс, и МВД провело мероприятия по повышению безопасности на дорогах, в ходе которого было досмотрено около 10 тыс. автомобилей, в которых обнаружено 912 бейсбольных бит.

Согласно данной формулировке, бита относится к спортивному снаряду, конструктивно сходному с оружием. Поэтому с точки зрения закона, провоз биты в салоне или в багажнике автомобиля абсолютно правомерен.

Что говорит закон?

Я буду рассматривать последнюю редакцию закона об оружии, № 150 – ФЗ, (редакция 2015 года). Напомню, что принят он был еще 13 декабря 1996 года, но практически каждый год, разрабатываются новые редакции.

Что в нем написано, Статья 1:

Таким образом, можно приравнять хоть биту, хоть любую палку к этому холодному оружию! Главное приложить мускульную силу! Но с другой стороны, здесь нет никаких ограничений, то есть не перечисляется список того что нельзя с собой возить.


Интерес инспектора к нештатному ксенону, тонировке или самодельному фаркопу тоже возникает не на пустом месте. Задавая вопрос именно в такой формулировке, инспектор заведомо ставит вас в позицию нарушителя. Хорошо это работает с теми автолюбителями, которые плохо разбираются в ПДД. Водитель автомобиля всегда должен быть уверен в том, что его транспортное средство полностью пригодно к использованию. Любые изменения кузовной части автомобиля подлежат регистрации в установленном законом порядке. Соответственно, если в автомобиле есть какие-либо изменения, то это указывается в документах на данный транспорт.

Здравствуйте! Меня остановили на посту для проверки документов и попросили открыть багажник. Когда я его открыл, сотрудник УДП увидел лежащую в нём биту. Полицейский заявил, что это холодное оружие, забрал биту и попросил пройти с ним для составления протокола. Правомерны ли его действия?

Теоретически биту можно отнести к холодному оружию ударно-раздробляющего действия. Другой вопрос, что таковой она становится после употребления её не по назначению, то есть не в спортивной игре, а в драке. По закону запретить перевозить с собой этот спортивный снаряд вам не может никто. С тем же успехом можно объявить холодным оружием гантель, лопату, монтировку или даже гаечный ключ. Если ваша бита не являлась орудием преступления или нарушения, то действия полицейских неправомерны. При повторении подобного случая вы имеете право обжаловать действия инспектора.


Алексей Старков

Похожие вопросы

Отвечая на ваш первый вопрос, скажем: да, беспокоиться стоит. Статьёй 917 Гражданского кодекса установлено, что вред, причинённый неправомерными действиями (бездействием) имущественным или…

Если внимательно прочитать статью 449 Кодекса, то там чётко указано, что приставание, то есть назойливое обращение в общественных местах в целях покупки, продажи, обмена или приобретения вещей иным…

Пунктом 7.3. Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, не разрешено ездить на автомобиле с тонированными передними стёклам…

Верховный суд разъяснил, когда водитель может не сообщать никому об аварии, уехать с места происшествия и его при этом не привлекут к ответственности за оставление места ДТП.

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом "О безопасности дорожного движения" и Правилами дорожного движения "дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб".

Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми - с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности - СИМ - и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Читайте также: