Момент затяжки болтов гбц d20dt

Обновлено: 02.07.2024

Чтобы увеличить прочность и срок эксплуатации резьбовых соединений, а также повысить их сопротивление различным внешним факторам необходимо правильно закрутить крепежные элементы, рассчитав усилие завинчивания. Каждое соединение имеет свою определенную степень затяжки в зависимости от посадочного места. Момент затяжки рассчитывается в зависимости от температурного режима, свойства материала и нагрузки, которая будет оказываться на резьбовое соединение.

К примеру, под воздействием температурных показателей металл начинает расширяться, а под воздействием вибрации на элемент оказывается дополнительная нагрузка. Соответственно, для минимизации воздействующих факторов, болты необходимо закручивать с расчетом правильного усилия. Предлагаем ознакомиться с таблицей силы затяжки болтов, а также методами и инструментами выполнения работ.

Что такое затяжное усилие и как его узнать?

Моментом затяжки называют показатель усилия, который необходимо приложить для резьбовых соединений в процессе их завинчивания. Если крепеж был закручен с прикладыванием небольшого усилия, чем это было нужно, то при воздействии различных механических факторов резьбовое соединение может не выдержать, теряется герметичность скрепленных деталей, что влечет за собой тяжелые последствия. Так же и при чрезмерном усилии, резьбовое соединение или скрепляемые детали могут попросту разрушиться, что приведет к срыву резьбы или появлению трещин в конструкционных элементах.


Каждый размер и класс прочности резьбовых соединений имеет определенный момент затяжки при работе с динамометрическим ключом, который указывается в специальной таблице. При этом обозначение класса прочности изделия располагается на его головке.

Маркировка и класс прочности деталей

Цифровое обозначение параметра прочности метрического болта указано на головке, и представлено в виде двух цифр через точку, к примеру: 4.6, 5.8 и так далее.

  1. Цифра до точки обозначает номинальный размер прочности предельного разрыва, рассчитывается как 1/100, и ее измерение осуществляется в МПа. К примеру, если на изделии указана маркировка — 9.2, то значение первого числа будет составлять 9*100=900 МПа.
  2. Цифра после точки является предельной текучестью по отношению к прочности, после расчета число необходимо умножить на 10, как указано в примере: 1*8*10=80 МПа.

Предельная текучесть представляет собой максимальную нагрузку на конструкцию болта. Элементы, которые выполняются из нержавеющих видов стали, имеют обозначение непосредственно самого вида стали (А2, А4), и только после этого указывается предельная прочность.

К примеру, А2-50. Значение в подобной маркировке обозначает 1/10 прочностного предела углеродистой стали. При этом, изделия, для изготовления которых используется углеродистая сталь, имеют класс прочности – 2.

Обозначение прочности для дюймовых болтов отмечается насечками на его головке.


Обозначение класса прочности дюймовых болтов

В чем измеряется затяжное усилие?

Чтобы понять как можно конвертировать одну единицу измерения в другую, посмотрим пример:

  • 1 Паскаль = 1 Нютону/м2;
  • 1 МПаскаль = 1 Ньютону/мм2;
  • 1 Ньютон/мм2 = 10 кгс/см2.

Значения усилий затяжки для различных типов болтов (таблица)

Для более удобного и точного восприятия представлена таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.

Резьба Класс прочности, Нм Головка, мм
3.6 4.6 5.8 6.8 8.8 9.8 10.9 12.9
М5 1.71 2.28 3.8 4.56 6.09 6.85 8.56 10.3 8
М6 2.94 3.92 6.54 7.85 10.5 11.8 14.7 17.7 10
М8 7.11 9.48 15.8 19 25.3 28.4 35.5 42.7 13
М10 14.3 19.1 31.8 38.1 50.8 57.2 71.5 85.8 17
М12 24.4 32.6 54.3 65.1 86.9 97.7 122 147 19
М14 39 52 86.6 104 139 156 195 234 22
М16 59.9 79.9 133 160 213 240 299 359 24
М18 82.5 110 183 220 293 330 413 495 27
М20 117 156 260 312 416 468 585 702 30
М22 158 211 352 422 563 634 792 950 32
М24 202 270 449 539 719 809 1011 1213 36

Также представим таблицу момента затяжки для дюймовых видов резьб по стандарту, который применяется в Соединенных Штатах.

Дюймы Нм Фунт
1/4 12±3 9±2
5/16 25±6 18±4.5
3/8 47±9 35±7
7/16 70±15 50±11
1/2 105±20 75±15
9/16 160±30 120±20
5/8 215±40 160±30
3/4 370±50 275±37
7/8 620±80 460±60

Значения усилий затяжки для ленточного хомута с червячным зажимом

Ниже приведенная таблица содержит ряд данных про первоначальную установку ленточных хомутов на новом шланге, а также про повторную затяжку уже обжатых шлангов.

Размер хомута Нм Фунт/Дюйм
16мм — 0,625 дюйма 7,5±0,5 65±5
13,5мм — 0,531 дюйма 4,5±0,5 40±5
8мм — 0,312 дюйма 0,9±0,2 8±2
Усилие затяжки для повторных стяжек
16мм 4,5±0,5 40±5
13,5мм 3,0±0,5 25±5
8мм 0,7±0,2 6±2


Определение момента затяжки

Динамометрическим ключом

Подбор этого инструмента должен осуществляться так, чтобы затяжной момент на крепежном элементе был на 20-30% меньше, нежели значение максимального момента на используемом ключе. Если попытаться превысить допустимый лимит, то инструмент может легко сломаться.

Затяжное усилие и марка материала должны присутствовать на каждом изделии, способы расшифровки маркировки описаны выше.

Чтобы выполнить вторичную протяжку болтов, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Точно знать значение необходимого затяжного усилия.
  2. Выполняя контрольную проверку затяжки, необходимо выставлять усилие и проверять по кругу каждый крепежный элемент.
  3. Запрещается пользоваться динамометрическим ключом как обычным, его не стоит использовать для закрутки деталей, гаек и болтов, чтобы получить лишь примерное усилие . Его стоит использовать для выполнения контрольной протяжки.
  4. У динамометрического ключа должен быть запас для измерения момента усилия.

Без использования динамометрического ключа

Чтобы выполнить проверку нам понадобится наличие:

  • накидного или рожкового ключа;
  • пружинного кантера или весов, с пределом не менее 30 кг;
  • таблицы, которая содержит сведения об усилии затяжки болтов и гаек.

Момент затяжки является усилием, которое необходимо приложить на рычаг размером в 1 метр. К примеру, требуется выполнить затяжку гайки рассчитав для этого усилие в 2 кГс/м:

  1. Нам потребуется узнать какой длины ключ. Например, длина составляет 20 см или 0,2 метра.
  2. Разделить единицу на наше полученное значение: 1/0,2 = 5.
  3. Умножить полученный результат: 5*2кГс/м = 10 кг.


Скажу сразу… Снять её не представляет воообще никаких сложностей. Минимум инструмента…
В основном нужны: Трещетка 1/2, трещотка 1/4, к ним головки 10-14 + 17, 24, 27, удлинитель на 1/2, 2 удлинителя на 1/4, карданчики на каждую на всякий пожарный. Комбинированные ключи (рожковый — накидной) 10, 12, 17, 19, 27. Отвертки в т.ч бочонки. Звездочки torx T45 помоему нужна. шестигранник 6 или 7 с битодержателем на 1/4, 12-гранная головка на 13, и 12гранник М14 желательно высокий все под трещетку на 1/2. Для сборки еще динамометрический ключ (можно шкальный за 700р)
Тазик для антифриза, распечатку с порядком и моментом раскручивания гбц и еще одну с моментом и порядком протяжки. + замазка (штрих) канцелярская. ВД-40 для спокойствия. Тряпочки, изолента, 2 пакета или пищевая пленка.
Но я этого не знал. Точнее про 12-гранники =D Поэтому у меня еще проходили сопутствующие работы, пока ждал ключей =Р

Итак у "меня" уже была снята декоративная крышка, отцеплены провода от свечей, обратка с форс и откручена крышка гбц, но не снята.
ЗЫ забыл фотик и фоткал на крышку от wd-40


Отцепляем трубку обратки с расширительного, сдергиваем её и опускаем ответную часть вниз. Внизу нас уже ждет тазик. (в просвете между защитой и кузовом)


На корпусе воздушного фильтра есть фиксатор для шланга с расширительного. Выдергиваем оттуда шланг. Смотрим не прикручен ли у нас расширительный…


А он прикручен… Тут вод видно ушки… Поднимаем вверх сколько есть шланга (пробку снимаем). Ждем пока фриз вытечет через обратку в тазик.


После чего отворачиваем хомут, и отправляем ентот шланг тудаже в таз. И пока течет скидываем воздухан… Ту байду с падрубками тоже откручиваем и маслощуп




Снял? ОК! Гаечки наживляем обратно чтобы потом небыло 20 банок с разным крепежом и хз чего откуда =) И маслощуп открутить заодно


Откручиваем трубочки, отцепляем провода. Форсы желательно сразу заткнуть, но их (трубки) сняли до меня поэтому я не спешил уже =D



Откидываем проводку, отцепляем все от датчиков (под коллектором датчик детонации и еще какая-т фигня.)


Отцеплена обратка. В том месте, где оно входит в тнвд шланг задубел и снять я его не мог. поэтому аккуратненько отрезал. Дешевле купить шланг чем востанавливать сосок на насосе.


Откручиваешь даунпайп, трубку маслоподачи. Трубка откручивается как от турбины, так и от блока двигателя. немного капнет маслиццо. Под

Моменты затяжки резьбовых соеденений ⇐ Bongo. ЧаВо

Болты крепления крышки головки
блока цилиндров. 10Н.м
Болт крепления шкива ТНВД. 64Н.м
Болт крепления крышек
ремня привода ГРМ. 10Н.м
Гайки крепления крышек подшипников
распределительного вала(R2). 23Н.м
Болты крепления крышек подшипников распределительного
вала и блока коромысел(RF-CDT). 28Н.м
Болты крепления кронштейнов компрессора, кондиционера,
и насоса усилителя рулевого управления. 45Н.м

Болты крепления . 1этап. 29Н.м
головки блока . 2этап. 90градусов
цилиндров. 3этап. 90градусов
Для двигателя RF-CDT. 4этап. 90градусов

Болты и гайки крепления выпускного
коллектора. 25Н.м
Болты крепления маховика и пластины
привода гидротрансформатора. 166Н.м
Болты крепления промежуточного ралика и ролика
натяжителя ремня привода ГРМ(R2). 45Н.м
Болт крепления шкива распредвала. 60Н.м
Болты крепления шкива
коленчатого вала. 27Н.м
Болты крепления натяжителя ремня привода
ГРМ (RF-CDT). 22Н.м
Болты крепления промежуточного ролика(RF-CDT). 52Н.м
Болт крепления зубчатого шкива
коленчатого вала. 170Н.м
Болты крепления опоры и кронштейна
опоры двигателя. 45Н.м
Болты крепления крышек. 1этап. 25Н.м
нижних головок шатунов. 2этап. 90градусов
Болты крепления держателя
заднего сальника. 10Н.м
Перепускной болт маслянных форсунок. 16Н.м
Болты и гайки
впускного коллектора. 24Н.м
Болты крепления крышек коренных
подшипников коленчатого вала. 86Н.м

Правила форума
При создании темы или вопроса с описанием проблемы обязательно указывайте полную информацию об авто (страна, год, двигатель, кпп), указывайте какие действия выполнялись. По вопросам запасных частей указывайте вин или номер кузова полностью.Не забывайте указывать в профиле город проживания.

Правильная затяжка болтов головки блока

Господа гуру, вопрос! У меня в книжке указан порядок затяжки болтов головки блока (74Нм-0Нм-20Нм-+90град.-+90град.). После каждого шага необходимо какое-то время выжидать или сразу можно к следующему шагу приступать?

З.Ы. Дайте пожалуйста еще какие-нибудь полезные советы, по поводу установки новой прокладки головки блока. Может есть какие подводные камни? Может как-то лучше по другому болты затягивать, не так как в книжке? Нужно ли прокладку доп. чем-то смазывать?

Пожалуй добавлю: нужна ли потом дополнительная протяжка головы, после определённого пробега? А то в мануалах я что-то про это не видел.

Как обычно только немечу болты при довороте на 90, спокойно. Главное ключ хороший.
Протягивается и собирается и все.

Если прокладка целиком металическая, повторно дотягивать ничего не надо. Между шагами ни каких перекуров устраивать тоже необязательно.

Наверное не лишним ещё будет отметить, что перед установкой головы надо обязательно вычистить резьбу в блоке под шпильки от попавших туда антифриза и масла.

Олег_Х писал(а): Наверное не лишним ещё будет отметить, что перед установкой головы надо обязательно вычистить резьбу в блоке под шпильки от попавших туда антифриза и масла.

+1. Голову разрывает только так!

To shpuntik: Спасибо за исчерпывающую информацию.

При установке головы на любом авто все должно быть чиисто. После первичной обтяжке очень желательно провести вторичную, а после определенного пробега проверить обтяжку.
Что могу сазать. Обтянули вечерком. На следующий день пришли и все првери ключом. Если все ок, то собрали, завели. Потом покатались недельку и еще разпроверили. Тогда точно все будет тип топ. если что не так говорю - скажите. Обсудим. Во всем есть своя логика и у всех она своя.

Нет ничего невозможного! Есть НИХАЧУ.
Владею: ЗАПОРОЖЕЦ 1982 год 1.2,
LEGNUM 1997 4G93 1.8 Механика 4WD

Не, ну написали же аффтары: 74Нм-0Нм-20Нм-+90град.-+90град. - при этом если недотянули или перетянули - то отпустить и повторить заново. Какой мне смысл им не доверять?! Не думаю, что я знаю больше их, хотя я сам думаю, что после перетяжки головы надо выкидывать прокладку и ставить новую.

В книге также указано что при доворотах на 90град момент затяжки недолжен превышать номинальный, я так понимаю 74Нм.

Книга это не заводской мануал, если болты кондиционные, резьба отверстий чистая ничего не экстраординарного не произойдёт.
И нанесение герметика на прокладку, и контроль какого-то номинального момента при угловом дотягивании болтов чистейшая отсебятина авторов книги! Ну достигли вы номинального момента и что, на этом прекратите затяжку?!

Когда я собирал свой двиг. то получилось довернуть только 1 раз на 90 град. второй доворот делать не стал поскольку получался очень большим моментом.Ведь перетягивать тоже нельзя.Я думаю что эти условия будут соблюдаться при использовании новых болтов.

Так, голову затянул прекрасно! Все правильно написано в мануале, и не смотря на то, что я боялся перетянуть, все завернулось удачно. Сначала моментом в 30Нм протянул болты в последовательности, как в книжке написано, потом в 74Нм, потом отпустил на 360градусов в обратной последовательности. При затяжке в 20Нм, подумал, что при довороте на 90градусов, больше довернуть не получится, но после протяжки последовательной на 90градусов, болты еще раз довернулись по очереди на 90градусов в притык и не надо боятся, а то может быть не надежным газовый стык, если не дотянуть. Так что думаю голова протянулась нормально. эксплуатация покажет.

Глазами видно- вытягивается часть резьбы на болте или нет. Так что смотрите. Если не вытягивается- продувайте сжатым воздухом резьбу в блоке.

Перед установкой откачивал жижу из резьбовых отверстий, так что скорее всего болт. Посмотреть пока нет возможности. Д.Ю. спасибо,что не равнодушны. Думаю выкрутить болт и закрутить по методике только его не проходя заново все. Он крайний, предпоследний по очередности затяжки.

подскажите пожалуйста по затяжке моей ГБЦ, мотор 4G37.

в мануале по этому двигателю написано: (перевожу с англ.) Каждый болт должен быть затянут в 2-3 шага, прогрессирующим моментом. Затянуть указанным моментом (73 н*м) на последнем этапе.
Т.е. в моём случае никаких шаманств не нужно? Протянуть в указанной последовательности сначала 30, потом 60, потом 73 н*м и всё ?

Изображение

Двигатель 4G93
Смотрю в мануале по затяжке ГБЦ Сперва затяжка на 74 Нм, потом зачем то откручивать обратно и затянуть на 20 Нм довернуть на 90 градусов , потом еще на 90 градусов. Что то это мне кажется странным.
Прокладка гбц вроде обычно одноразовая и усилие 20 Нм даже с доворотом 180 градусов слабовато будет?
Кто как затягивал на раз или по инструкции в 2х мануалах так написано

Не сомневайтесь, слабовато не будет. Я делал, как указано в мануале, так всё равно на одном болте сорвал резьбу (все болты были новые). Пришлось опять новый болт заказывать.

Можете раз пять затянуть и ослабить, если двс не заводили/прогревали, прокладку не испортите. Первичная затяжка и ослабление нужна для более хорошей усадки/герметичности.

Добрый день, прошу совета. Менял поршневые кольца на 4g93 gdi. Всё делал по мануалу, включая затяжку болтов. Тачка завелась без проблем,но когда залили антифриз-он побежал из под ГБЦ, в районе 2го цилиндра со стороны выпуска. Собственно вопросы: можно ли использовать старую прокладку, тупо перетянуть голову? Вытягивает ли резьбу на блоке на этих двигателях? Болты мерили,они одинаковые и в допуске
Ещё есть сомнения в правильности подбора прокладки, брал Viktor Reinz по каталогу, визуально немного отличалась в размере отверстий под антифриз, они совпадали с блоком,но на старой были меньше

Читайте также: