Момент затяжки болтов гбц вольво 940

Обновлено: 05.07.2024

Для колесных болтов в моем авто 90нм надо. Вот думаю как я раньше обходился без динамометрического ключа, почему ничего не срывалось и не откручивалась само и в связи с этим всем нужен ли он вообще для колес. Лучше что-то конкретное порекомендовал бы по распредвалу на вольвешнике :)

По справочнику, надо затянуть до усилия 60НМ, а потом затянуть на 180гр. На практики я затянул до нужного момента, а вот что бы затянуть ещё на 180гр было не реально. Боялся, что если тянуть ещё на 180гр, то просто сверну этот болт. Как быть в такой ситуации?

Мне друг сказал на 940 и без распредвала полно чем заниматься )) Все говорят как пользоваться, но никто и словом не обмолвится что внутри ключа и принцип действия. Жаль.

Желательно в деталях объяснил бы по распредвалу на 940 ;) класс прочности болта 8.8 - 8*100 = 800 MPa предел прочности на разрыв, 800*0.8 = 640 MPa предел текучести.

Постоянные геморрои с распредвалом уже задолбали. ты молодец, самое понятное видео на ютуб, спасибо тебе

Я ПОНИМАЮ, ЧТО 99% ЛЮДЕЙ ПУТАЮТ ПОНЯТИЯ 'БОЛТ' И 'ВИНТ', НО ТАБЛИЦА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЛЯ БОЛТОВ. НЕЗАВИСИМО ОТ ФОРМЫ ГОЛОВКИ В ВИНТОВЫХ СОЕДИНЕНИЯХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ВИНТЫ, А В БОЛТОВЫХ - БОЛТЫ, ХОТЯ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ОДНА И ТА ЖЕ ДЕТАЛЬ. ТАК ВОТ, БОЛТОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ БОЛТ И ГАЙКУ. СООТВЕТСТВЕННО, ГОДИТСЯ ТВОЯ ТАБЛИЦА ИМЕННО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЙ БОЛТА И ГАЙКИ (ПРИ ЧЁМ СТАЛЬНОЙ ГАЙКИ СТАНДАРТНОЙ ВЫСОТЫ). А В ПРИМЕРАХ НА ВИДЕО (И В НАЧАЛЕ И В КОНЦЕ) ТЫ ВКРУЧИВАЕШЬ В ДЕТАЛЬ, А НЕ В ГАЙКУ. ПРИ ЧЁМ ОДНА ИЗ НИХ ВОВСЕ ИЗ АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА. ТАМ ДРУГАЯ ПРОЧНОСТЬ РЕЗЬБЫ. ОШИБКА В ТОМ, ЧТО ТАБЛИЦУ ДЛЯ БОЛТОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ТЫ ХОЧЕШЬ ПРИМЕНЯТЬ ДЛЯ ВИНТОВЫХ. В ВИНТОВЫХ СОЕДИНЕНИЯХ МОЖЕТ БЫТЬ КАК МЕНЬШЕ МОМЕНТ (МЯГКИЙ СПЛАВ ТОЙ ДЕТАЛИ, В КОТОРУЮ ВКРУЧИВАЕШЬ, НАПРИМЕР), ТАК И БОЛЬШЕ, ЕСЛИ РЕЗЬБА ДЛИННАЯ, КАК, НАПРИМЕР, ГБЦ. ТАК ЧТО ВСЁ РАВНО СМОТРИТЕ МАНУАЛ, НЕ РИСКУЙТЕ. А ТАБЛИЧКА ГОДНАЯ, НО ЛИШЬ В БОЛТОВЫХ СОЕДИНЕНИЯХ)

Про распредвал все ясно! Хороший ролик. Вышел я на него пытаясь найти что то по своей ситуации. На СТО при установке шкива коленвала (безшпоночная конструкция, держит фазы ГРМ только за счёт сил трения и большого момента затяжки) мне притянули его обычным пневматическим гайковёртом. По мануалу нужно тянуть динамо-ключом 100 нМ + 90° доворот (болт М12). На мои опасения мастер ответил что ничего не провернётся и якобы много раз так делал. По прошествии периода обкатки боюсь дать машине газу, поскольку известны случаи при недостаточной затяжке загиба клапанов и сопутствующего букета радостей. Пробежавшись в интернетах по приблизительным параметрам пневмо - гайковёртов понял что моменты там действительно серьёзные, но каков будет хоть очень приблизительно конечный момент при 100 нМ + 90° так и остаётся загадкой.

Пришло время замены коренных вкладышей, поршневых колец. Нет информации по моментам затяжки болтов ГБЦ, замков шатунов ДВС. Кто в курсе, подскажите.

болты крышки шатунной шейки
первая затяжка. 20н.м
вторая затяжка. доворот на угол 90град
крепёж промежуточной части блока цилиндровк основной части цилиндров
первая затяжка(болты м-10). 20
вторая затяжка(болты м-10). 45
третья затяжка(болты м-восемь). 24
четвертая затяжка(болты м-7). 17
пятая затяжка(болты м-10). доворот на угол 90град
болт маслозаборника. 17
поддон картера. 17
болты м-10 заменить если длинна превосходит 118мм(тк затягиваются по углу, и в случае если длинна превышает указаную, болт "устал" может сломаться при затяжке, или при эксплуатации)
всегда устанавливать новые болты кайки
-----------------------------------------------------------
не придумал, в книге написано

Спасибо.

Вот бы информацию о моментах затяжки, очерёдности затяжки болтов ГБЦ к блоку ДВС, а так же крышки ГБЦ подсказали?

Очередная затяжка ГБЦ должна осуществляться при каждом текущем ремонте или обслуживании силового агрегата (смена масла или расходников). Обязательно выполнение процедуры после вмешательства в конструкцию ДВС, и дополнительная обтяжка спустя 500-700 километров пробега. Больше лазить в механизм не рекомендуется и незачем.

После полной подтяжки, болты прочно сидят в гнездах и не раскручиваются при вибрации. В противном случае возможно появление протечек или прогорания прокладки ГБЦ, что чревато капитальным ремонтом.

Современные моторы, произведенные после 2010 года, не требуют периодической подтяжки шпилек по причине обновления устройства и механизма.

Назначение и строение ГБЦ

Назначение и строение

Головка блока цилиндров — своеобразная крышка камеры сгорания. Для возможности работы ДВС здесь размещаются впускные и выпускные клапаны, свеча(и) зажигания и различные датчики (зависит от конструкции мотора).

Сложная деталь

Сложная деталь на современных авто изготавливается из алюминия и содержит сложную систему клапанных приводов, масляных и охлаждающих каналов.

Что происходит в ГБЦ во время работы мотора

  1. Внутренее давление камеры сгорания. При воспламенении топлива в цилиндре образуется избыток сил, проворачивающих коленвал. Указанная сила действует на все стенки рабочей камеры и головку в том числе.
  2. Интенсивный нагрев приводит к выворачиванию детали. Повышенная температура внутри камеры сгорания может повредить ГБЦ.
  3. Давление внутри смазочных и охладительных магистралей. Внутри картера и системы охлаждения установленные насосы, подающие жидкости к узлам агрегата.

Силы, действующие на ГБЦ во время затягивания болтов

От правильности затяжки болтов зависит стабильная работа двигателя. При закручивании элементов крепления деталь подвергается сильному давлению. В местах, где проходят шпильки. Следовательно, если нарушить последовательность действий – головку потянет и ее придется протачивать.

Особенности крепления

Независимо от разновидности двигателя, ГБЦ крепится к блоку при помощи длинных шпилек. Крепежи затягиваются в определенной последовательности и большим моментом при помощи динамометрического ключа. Использование устройства обязательно, от точности закручивания зависит стабильность работы мотора и безопасность водителя на дороге.

Особенности крепления

Также при установке детали следует использовать специальную прокладку. Уплотнитель изготавливается из материалов, устойчивых к давлению, повышенной температуре.

Динамометрический ключ и его виды

Он нужен для затяжки болтов ГБЦ. В 2021 году устройства делятся на три основных типа.

Динамометрические ключи

Щелчковый ключ

Щелчковый ключ

Достаточно популярная разновидность устройства, получившая широкое распространение благодаря умеренной стоимости и простоте эксплуатации.

Принцип действия основан на установке требуемого момента на основной и вспомогательной шкале. При достижении установленного усилия срабатывает трещотка и ключ, с характерным звуком проскальзывает.

Стрелочный ключ

Стрелочный ключ

Самая первая и простая разновидность, сохранившаяся со времен СССР во многих мастерских. Принцип действия основан на сопротивлении торсиона при повышении крутящего момента.

Основным недостатком является низкая точность прибора – со временем торсион изнашивается и ключ начинает врать в большую сторону.

Цифровой ключ

Цифровой ключ

Цифровые устройства отличаются увеличенной точностью замера, что позволяет использовать их на передовых ДВС, требующих тщательной калибровки.

Подобные ключи в 2021 году еще редкость и встречаются преимущественно в мастерских, что обусловлено их дороговизной.

Иные приспособления

При отсутствии специального инструмента можно воспользоваться подручными материалами по типу длинного рычага и обычного кантора. Суть заключается в расчете стандартной формулы.

Подручные материалы

Для примера, чтобы получить момент затягивания 10 Нм, следует использовать рычаг длинной 1 метр и приложить к его концу усилие 1 кг.

Динамометрический ключ своими руками

Своими руками

Процедура обычно выглядит так.

  1. При помощи стандартной формулы высчитать параметры рычага и груза.
  2. Подобрать рычаг требуемой длины и установить его нагайку/болт.
  3. К концу балки прикрепить кантор и тянуть за него до появления нужного показателя.

Когда необходимо производить затяжку ГБЦ

Затяжка ГБЦ

Затяжка производится только при выполнении ремонтных работ, связанных с ее снятием. Процедура выглядит так.

  1. После снятия ГБЦ и установки ее на место выполняется правильная затяжка всех болтов крепления.
  2. После 200-500 километров пробега выполняется плановая подтяжка шпилек и на этом уход заканчивается.

Что такое момент затяжки

Это прилагаемое усилие, передаваемое на закручиваемую деталь и измеряемое в Ньютонах на метр.

Правильный момент позволяет максимально закрепить деталь при этом, не повредив резьбу.

Усилие затяжки болтов головки блока цилиндров

Болты



Для ГБЦ классических моделей ВАЗ 2101-07 номиналом считается 8 кгс.м. Для других модификаций, данный момент не подойдет. В качестве образца можно принять ГБЦ мотора Хендай Д4ДД, где рекомендуемая норма составляет 18 кгс.м.

Важным фактором является чистота выполнения операции. Перед ремонтом требуется уточнить на сколько закручиваний рассчитаны болты в конкретной модели двигателя. Некоторые автопроизводители делают элементы одноразовыми. Такое положение аргументируется риском повторного использования – болты могут попросту не выдержать второго приложения нагрузки.

Болты блока

Далее требуется перед установкой в обязательном порядке удалить из резьбовых каналов и самих винтов все загрязнения, смазку или пылевые остатки. В противном случае мусор может забить дно колодца, что не даст закрутить деталь полностью.

Единицы измерения прилагаемого усилия

В странах Европы, СНГ принято использовать Ньютоны, умноженные на метр. Универсальная единица измерения присутствует на всех приборах и динамометрических ключах. В западной Европе, США и Австралии применяются Фунты*дюйм.

Таблица моментов затяжки резьбовых соединений

Среди самых распространенных автомобилей особенно выделяется следующая группа:

  • КАМАЗ;
  • 8 клапанная Деу Нексия;
  • Лада Гранта;
  • Хендай Акцент;
  • Шевроле Нива;
  • Hino Rainger;
  • УАЗ Патриот;
  • Тойота Рав-4.

Эти машины считаются самыми популярными гостями станций технического обслуживания, следовательно, логично составить список именно по силовым агрегатам машин.

Далее приведена таблица моментов протягивания болтов ГБЦ, самых популярных моделей автомобилей в России.

МоторМомент протяжки Н*м
GW 491 QE20,0
УАЗ 40913-14,5
3SFE49
2AZFE7,8
S2 Diesel24.0
Дэу Нексия 8 кл.25.0
40540-50 + доворот на 90°
Гранта все моторы75,0+90°
WL-T9,0+180°
Камаз 74020,0+180°
J07C21,0+90°
4A FE29,0/60,0
D20DT85,0
5S FE49,0+90°
1MZFE18,0+180°
ЯМЗ 53610,0+180°
ТагАЗ10,0+90°
Chevrolet NIVA77,0
X18XE25,0+270°
1ZZFE40,0+90°
УМЗ 421611,0+180°

Порядок затяжки болтов ГБЦ

Обычно последовательность действий для четырехцилиндровой модели выглядит так:

Порядок расположения болтов



От первого номера требуется следовать дальше к краям. Эффект от деформации головки и прокладки будет сведен к минимуму. Аналогично выполняется процедура и для шести или пяти цилиндровых рядных ДВС. В случае V образного блока – последовательность актуальна с поправкой на то, что там используется две головы.

К стандартным рядникам можно отнести следующие моторы:

  • ЗМЗ 406/402;
  • ГАЗ 53;
  • Д 260;
  • K24Z3;
  • ЯМЗ 236;
  • Д 240.

Так как данные агрегаты являются аналогичными по конструкции, к ним применима общая система. К данной категории можно отнести и Лада Приора на 8/16 клапанов Чери Тигго, и ВАЗ 2108. Сомнения вызывают лишь японские моторы автомобилей Мазда, некоторые Тойоты, Хонда и Mitsubishi. Ввиду высокотехнологичной, сложной конструкции, последовательность действий может отличаться.


Стандартные рядники

Работа с динамометрическим ключом

Во время использования ДМК следует соблюдать повышенную осторожность. Инструмент отличается чувствительностью к механическим повреждениям – калибровку сбить просто и инструмент придет в негодность.

В зависимости от разновидности ключа, принцип и последовательность работы отличается.

Как затянуть болты ГБЦ без динамометрического ключа

  • стандартный ключ;
  • рычаг (труба или другой предмет);
  • рулетка или линейка;
  • стандартные весы (кантер).

Чтобы затянуть болты без динамометрического ключа, необходимо вспомнить немного физики. Момент затяжки является приложенным усилием к метровому рычагу (кгс.м). Следовательно, требуется замерить длину ключа и разделить 1 на получившееся число. Далее результат умножается на момент затяжки и ответом будет необходимый показатель на весах.



Для примера можно смоделировать ситуацию:
  • гайка с требуемым усилием 3 кгс*м;
  • рожковый ключ длиной 25 см;
  • весы с показателем до 20 кг.

Таким образом, если к ключу присоединить весы, тянуть за крючок требуется с силой 12 кг. Если необходимо закрутить болт с маркировкой в Ньютонах, при помощи стандартного соотношения вычисляется усилие и здесь.

Какой из способов затяжки крепежей лучше

Способы затяжки

Наилучший способ – наиболее точный. Применение кустарного инструмента повышает погрешность, что снижает качество затяжки.

Как контролировать момент затяжки

Для контроля рекомендуется придерживаться инструкций.

  1. Если на ключе нет трещотки (советский, стрелочный инструмент) мастеру требуется соблюдать аккуратность и повышенную осторожность.
  2. В момент закручивания процесс выполняется плавно с постоянным усилием без рывков и остановок.

Особенности выполнения работ на примере некоторых авто

В разных автомобилях процедура выполняется по одному сценарию, но есть и нюансы.

ВАЗ-2112 16 клапанов

Клапаны

На 16 клапанной двенашке голова крепится при помощи 10 болтов. Каждый элемент должен ввинчиваться в определенном порядке в три приема.

  1. Первый проход выполняется на 20 Н*м.
  2. Далее нужно докрутить под 90 градусов каждый винт.
  3. Спустя 20-30 минут нужно еще раз выполнить пункт №2.

ВАЗ-2107

На семерке принцип действия немного отличается.

ВАЗ-2107

В первый проход затягиваются все болты, кроме №11 с усилием 3,5 кгс/м. Второй подход подразумевает усилие уже 11 кгс/м. Только при третьей протяжке закручивается винт №11 с показателем на ключе в 4 кило.

Приора

На Самарах закручивание происходит от центра в 4 приема, где нужно сделать протяжку на 2, затем 8кг и следом еще две подтяжки по 90 градусов.

На стандартном моторе Волги ЗМЛ 402 присутствует 10 гаек крепления ГБЦ. Их нужно затягивать в указанной последовательности в два подхода с моментом 42 и 85 КГс/м.

После первых 2-3 пусков и 5000 км пробега следует обтянуть крепления.

Волга

Распространенные ошибки

Самые популярные ошибки при выполнении процедуры.

  1. Нарушение последовательности закручивания болтов.
  2. Недостаточная чистота при переборке.
  3. Малая/большая сила затяжки.

Последствия неправильной затяжки болтов ГБЦ и других деталей двигателя

Если нарушить инструкцию – двигатель ожидают негативные последствия, приводящие к его ремонту или утилизации.

Последствия от перетяжки болтов крепления ГБЦ

Если перетянуть винты следует ожидать последствия.

  1. Выдавливание прокладки и разгерметизация камеры сгорания.
  2. Разрыв шпильки – опасное явление.
  3. Слизывание резьбы как результат серьезный ремонт блока.
  4. Образование микротрещин ГБЦ.

Что будет, если недостаточно затягивать болты крепления ГБЦ

Здесь также имеются негативные последствия:

  • недостаточный прижим прокладки к металлическим деталям;
  • течь масла/антифриза;
  • при попадании жидкостей в камеру сгорания возможет гидроудар.

Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.

Здравствуйте) Собрался менять прокладку гбц и маслосъемные колпачки, но не знаю всех тонкостей этой процедуры. Двигатель B5252S 97г.

Подскажите, какие головки понадобятся, сальники распредов сзади тоже менять? как натягивать ремень грм, может есть ссылки, где люди делали это. И можете кинуть ссылку на карту затяжки болтов.

diamant

10 и более лет в сообществе

deimilorg

Слава BCC

Семен

10 и более лет в сообществе

Главно найди удобную головку на 10 чтоб спокойно отвернуть и привернуть крышку ГБЦ. Там, дай бог памяти, то ли 36 то ли 40 болтов. Кстати срывать их очень не рекомендую. Сама ГБЦ притягивается болтами на 14. ДПРВ крепиться торксом, по моему на 40. Ну и конечно же нужен динамометрический ключ.

deimilorg

Ладно, думаю, справимся. Распечатал пару статеек) Всем спасибо) Куда позже отписать об эпичном фейле или вине?)

Семен

10 и более лет в сообществе

expluatator

За организацию мероприятий Клуба

За участие в мероприятиях 2019 года

За участие в мероприятиях Клуба

Ветераны 2005 года

За личные технические изыскания и публикации на форуме

За техническую грамотность и советы

За активность в сообществе

За очередной или редкий Volvo

Семен

10 и более лет в сообществе

expluatator

За организацию мероприятий Клуба

За участие в мероприятиях 2019 года

За участие в мероприятиях Клуба

Ветераны 2005 года

За личные технические изыскания и публикации на форуме

За техническую грамотность и советы

За активность в сообществе

За очередной или редкий Volvo

это не мысль - это опыт:bugoga. кстати и момент ставишь на шуруповерте и ничего не надо доворачивать
. меж протчим и агрегаты лучше выходят из-под нормального гайковерта, чем из под динамоключа, и тем более из-под рук "на глазок"

Eddi_360

За активность в сообществе

За участие в мероприятиях 2019 года

За участие в мероприятиях Клуба

За очередной или редкий Volvo

10 и более лет в сообществе

deimilorg

Герметик и прочее вроде все уже купил: колпачки, прокладка гбц, передние сальники распредов, кольца свечных колодцев. Ремень и сальник коленвала новые.
Установка ремня да, до сих пор пугает(ни разу не делал) и боюсь где-нить накосячить, но следуя инструкциям надеюсь все получитса)

Константин940

15 и более лет на форуме

За активность в сообществе

За участие в мероприятиях Клуба

Ветераны 2005 года

За очередной или редкий Volvo

Семен

10 и более лет в сообществе

меж протчим и агрегаты лучше выходят из-под нормального гайковерта, чем из под динамоключа, и тем более из-под рук "на глазок"

Одно дело тянуть ГБЦ и другое ее крышку.

Вообще любая деформируемая прокладка при разборке - подлежит замене.

expluatator

За организацию мероприятий Клуба

За участие в мероприятиях 2019 года

За участие в мероприятиях Клуба

Ветераны 2005 года

За личные технические изыскания и публикации на форуме

За техническую грамотность и советы

За активность в сообществе

За очередной или редкий Volvo

deimilorg

Константин940,
Прокладку оригинал взял. Меняю потому что выхлоп дымит малеха, а если газовать то не малеха)


Семен, Метки да, не забуду, еще перед любым ремонтом все детально фотаю, чтобы если что подсмотреть как было до разбора)

Eddi_360

За активность в сообществе

За участие в мероприятиях 2019 года

За участие в мероприятиях Клуба

За очередной или редкий Volvo

10 и более лет в сообществе

deimilorg, дымит белым? Антифриз уходит? Ну тода диагнос верен. Если не в падлу, то махни и масло в двигателе, для подстраховки.

Denisx1

За активность в сообществе

За участие в путешествиях и экспедициях Клуба Вольво

За участие в мероприятиях Клуба

10 и более лет в сообществе

deimilorg

Антифриз медленно, но убывает. Также периодически на щупе белая эмульсия.
Полный список действий, которые произведу в этот раз: замена прокладки, колпачков, чистка вентиляции картера, поддона и соответственно замена масла с фильтром, замена свечей и топливного фильтра.
Машина засрана предыдущими владельцами, исправляю это по-тихоньку. Поэтому езжу мало и спокойно, чтоб недоушатать двигло до ремонта)

deimilorg, приветствую. Ты писал что нашёл в нете гайд по снятию и установки гбц. Мне вот скоро предстоит примерно тоже самое, только походу с заменой гбц. Если еще не потерял ссылку можешь в личку кинуть плиз.

Читайте также: