Момент затяжки гбц toyota 4y

Обновлено: 30.06.2024

Инструкция по затягиванию болтов головки блока цилиндров (ГБЦ)

Очередная затяжка ГБЦ должна осуществляться при каждом текущем ремонте или обслуживании силового агрегата (смена масла или расходников). Обязательно выполнение процедуры после вмешательства в конструкцию ДВС, и дополнительная обтяжка спустя 500-700 километров пробега. Больше лазить в механизм не рекомендуется и незачем.
После полной подтяжки, болты прочно сидят в гнездах и не раскручиваются при вибрации. В противном случае возможно появление протечек или прогорания прокладки ГБЦ, что чревато капитальным ремонтом.

Современные моторы, произведенные после 2010 года, не требуют периодической подтяжки шпилек по причине обновления устройства и механизма.

Усилие затяжки болтов головки блока цилиндров

Важным фактором является чистота выполнения операции. Перед ремонтом требуется уточнить на сколько закручиваний рассчитаны болты в конкретной модели двигателя. Некоторые автопроизводители делают элементы одноразовыми. Такое положение аргументируется риском повторного использования – болты могут попросту не выдержать второго приложения нагрузки.

Далее требуется перед установкой в обязательном порядке удалить из резьбовых каналов и самих винтов все загрязнения, смазку или пылевые остатки. В противном случае мусор может забить дно колодца, что не даст закрутить деталь полностью.


Таблица моментов затяжки резьбовых соединений

Среди самых распространенных автомобилей особенно выделяется следующая группа:

  • КАМАЗ;
  • 8 клапанная Деу Нексия;
  • Лада Гранта;
  • Хендай Акцент;
  • Шевроле Нива;
  • Hino Rainger;
  • УАЗ Патриот;
  • Тойота Рав-4.

Эти машины считаются самыми популярными гостями станций технического обслуживания, следовательно, логично составить список именно по силовым агрегатам машин.

Момент протяжки Н*м

Дэу Нексия 8 кл .

40-50 + доворот на 90°

Гранта все моторы

Порядок затяжки болтов ГБЦ

Обычно последовательность действий для четырехцилиндровой модели выглядит так:

К стандартным рядникам можно отнести следующие моторы:

Так как данные агрегаты являются аналогичными по конструкции, к ним применима общая система. К данной категории можно отнести и Лада Приора на 8/16 клапанов Чери Тигго, и ВАЗ 2108. Сомнения вызывают лишь японские моторы автомобилей Мазда, некоторые Тойоты, Хонда и Mitsubishi. Ввиду высокотехнологичной, сложной конструкции, последовательность действий может отличаться.






Как затянуть болты ГБЦ без динамометрического ключа



Для этого понадобится:

  • стандартный ключ;
  • рычаг (труба или другой предмет);
  • рулетка или линейка;
  • стандартные весы (кантер).

Чтобы затянуть болты без динамометрического ключа, необходимо вспомнить немного физики. Момент затяжки является приложенным усилием к метровому рычагу (кгс.м). Следовательно, требуется замерить длину ключа и разделить 1 на получившееся число. Далее результат умножается на момент затяжки и ответом будет необходимый показатель на весах.

Для примера можно смоделировать ситуацию:

  • гайка с требуемым усилием 3 кгс*м;
  • рожковый ключ длиной 25 см;
  • весы с показателем до 20 кг.

Таким образом, если к ключу присоединить весы, тянуть за крючок требуется с силой 12 кг. Если необходимо закрутить болт с маркировкой в Ньютонах, при помощи стандартного соотношения вычисляется усилие и здесь.

Как сделать динамометрический ключ своими руками, чтобы им было удобно пользоваться?

Метровая рукоятка ключа – не самый практичный вариант. Воспользуемся правилом расчета силы в зависимости от длины рычага. Формулы изучать нет смысла, величины рассчитываются в пропорциях.

Чем короче рычаг, тем большее усилие необходимо приложить (при сохранении величины крутящего момента):

  • рычаг 1 м, крутящий момент 10 Н.м., усилие 1 кг;
  • рычаг 0,5 м, крутящий момент 10 Н.м., усилие 2 кг;
  • рычаг 33 см (уже удобно работать), крутящий момент 10 Н.м., усилие 3 кг.

Читать также: Основные инструменты для обработки древесины

Для изготовления понадобятся:

Как затягивать гбц без динамометрического ключа


Отмерив от центра вращения необходимую длину, закрепляем хомут на рычаге.

Как затягивать гбц без динамометрического ключа


Устройство готово за 15 минут. Можно наметить несколько точек установки хомута, в зависимости от измеряемого момента.

Как затягивать гбц без динамометрического ключа

Если не хочется делать своими руками отдельный инструмент – воспользуйтесь стандартным набором ключей (с одной стороны рожковый, с другой – накидной). Принцип действия такой же точно.

Как затягивать гбц без динамометрического ключа


Для каждого ключа (поскольку они разной длины), заранее составляем таблицу расчета. Можно воспользоваться готовым приложением для смартфона:

Вводим полученные данные (длина рычага, показания кантора), и видим готовый результат в ньютонах на метр.

Затягиваем болт самодельным динамометрическим ключом – видео

Вывод: Имея на руках безмен стоимостью 300 – 500 руб. (он есть практически в каждом доме), можно сэкономить на покупке фабричного динамометрического ключа: цена порядка 2000 – 3000 рублей.

Головка блока цилиндров (ГБЦ) в двигателе играет чрезвычайно важную роль. В ней размещён газораспределительный механизм, который отвечает за порядок впрыска топлива и отвода отработанных газов. ГБЦ находится под постоянным воздействием большого давления газов и высокой температуры. Крепится ГБЦ при помощи болтов, шпилек и гаек, к правильной затяжке которых предъявляются повышенные требования.

Закручиваем болты правильно

До какой степени можно затягивать резьбовые соединения

Почему важно выдерживать правильный момент затяжки? Только грамотное затягивание обеспечит надёжную фиксацию детали, с одной стороны, и предотвратит повреждение резьбы и/или самой детали — с другой стороны.

Рассмотрим, что произойдёт при превышении момента затяжки на примере болта с гайкой:

  1. Немедленная деформация резьбы. Из-за слишком большого прилагаемого усилия происходит деформация и срыв резьбы на детали. Болт или гайка не подлежит дальнейшей эксплуатации, кроме того, возникнут определённые сложности при попытке открутить гайку для замены. Скорее всего, придётся воспользоваться дрелью или пилой по металлу, чтобы срезать гайку.
  2. Повреждение металла, скрытое от глаз. Может показаться, что гайка затянута правильно, однако из-за превышения предела текучести в болте или гайке происходят необратимые изменения: деформация, нарушения кристаллической решётки металла. Такой случай особенно опасен, так незаметен сразу, но через какое-то время трещина болта может привести к печальным последствиям.



Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

Пределом текучести называют механическую характеристику материала, характеризующую напряжение, при котором деформации продолжают расти без увеличения нагрузки. Обозначение σт.

Единица измерения — Паскаль [Па] либо кратные [МПа].

Это важный параметр, с помощью которого рассчитываются допустимые напряжения для пластичных материалов.

TalisWoMan › Блог › Затяжка без использования динамометрического ключа

2) пружинный кантер(весы) с пределом до 20 кг. Я взяла электронные, купленные на Али.Теперь вспоминаем школьные знания.Момент затяжки это определенное усилие, приложенное к рычагу длиною в 1 метр. К примеру нам нужно затянуть гайку с моментом 2 кгс*м. Для этого нам нужно измерить длину накидного ключа в метрах. К примеру, длина ключа составила 0,25 метра. Делим 1 на 0,25. Получаем цифру 4. Четыре умножаем на требуемое усилие затяжки(2 кгс*м) и получаем цифру 8 кг.Так как я филолог, а не математик, свои расчеты и прилагаемые усилия я упростила метровым отрезком трубы: девочке и считать легче, и крутить)Далее устанавливаем отвёртку/ключ на болт или гайку, на другой конец ключа цепляемся крючком пружинных весов и тянем за кольцо весов до достижения требуемых кг.Тем самым, простым способом без наличия динамометрического ключа затягивается болтовое соединение необходимым моментом. Да, выглядит непрофессионально, когда ты в отвертку вставила трубу, к концу трубы подцепила весы и тянешь, посматривая на циферблат (я бы даже сказала дурковато), но ценник минимум в 2500 р за динамометрический ключ оправдывает минуту позора В=).









нам нужен ключ на 10 (удобнее всего рожковый-накидной), весы (электронные или механические, не важно)

background image

г) Убедитесь, что поршень свободно
поворачивается на поршневом
пальце.

a) (4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160))

Установите новое стопорное кольцо

в канавку отверстия одной бобышки

(4A-GE(AE101,AE111))

- Установите стопорное кольцо одним

краем в выточку "А" (см. рисунок).

- Установите край "В" в канавку под

- Надавливая в точке "С" установите

- Вставьте отвертку в выточку "D" и

окончательно установите стопорное

кольцо в канавку.

б) Постепенно нагрейте поршень в

водяной ванне до 70 - 80°С.

в) Нанесите слой моторного масла

на поршневой палец.

г) Совместите метки "ПЕРЕД": порш­

ня (выемка или стрелка) и шатуна

(выступ). Затем усилием большого

пальца протолкните поршневой па­

лец через другую бобышку и втулку

шатуна до упора в фиксатор первой

бобышки, соединив тем самым пор­

шень и шатун поршневым пальцем.

д) Установите новое стопорное

кольцо в канавку отверстия другой

2. Установите поршневые кольца.

а) Установите элементы масло­

съемного кольца (расширитель и 2

скребка).
б) Экспандером для монтажа порш­

невых колец наденьте 2 компресси­

онных кольца. При этом:

• Кодовая метка первого (№1)

компрессионного кольца ("R" или

"Т") и кодовая метка второго (№2)

компрессионного кольца ("2R" или

" 2 Т ) должны быть сверху.

(4F-FE, 5A-FE и 7F-FE)

• Кодовая метка второго (№2)
компрессионного кольца ("2R" или
"Т") должна быть сверху.

в) Расположите замки колец, как по­

казано на рисунке:

• 1 - Верхний скребок маслосъем­

ного кольца.
• 2 - Метка "ПЕРЕД" (углубление

или стрелка).
• 3 - Направление "ВПЕРЕД".

• 4 - Компрессионное кольцо №1

и расширитель маслосъемного

• 5 - Нижний скребок маслосъем-

• 6 - Компрессионное кольцо №2.

Внимание: не совмещайте замки

поршневых колец.

3. Установите вкладыши.

а) Совместите усики вкладышей с

выточкой шатуна и крышки.

б) Установите вкладыши в шатун и

Сборка блока цилиндров

Тщательно очистите детали,

предназначенные для сборки.

• Перед сборной смажьте моторным

маслом все детали, образующие уз­

лы вращения или скольжения.

• Замените все прокладки, уплот­

нители и сальники новыми.

1. Установите коренные подшипники.

Внимание: верхние половинки вкла-
дышей (устанавливаемые в расточку
блока цилиндров) имеют масляные
канавки или отверстия, а нижние
(устанавливаемые в крышки корен­
ных подшипников)
- нет.

а) Совместите усики подшипников с

выточками постелей блока цилинд­

ров и установите 5 верхних вкла­

дышей.
б) Аналогично установите 5 нижних

вкладышей в крышки подшипников.

2. Установите 2 верхних упорных по­

лукольца на среднюю коренную шей­

ку, сориентировав масляные канавки

наружу.
3. Уложите коленчатый вал в постели

4. Установите крышки коренных под­

шипников и нижние упорные полу­

а) На среднюю (№3) крышку под­

шипника установите 2 нижних упор­

ных полукольца масляными канав­

ками, обращенными наружу.

б) Установите 5 крышек подшипни­

ков (вместе с вкладышами) на ко­

ренные шейки коленчатого вала.

Внимание: каждая крышка имеет

свой номер и стрелку ориентации

("перед"), как показано на рисунке.

в) Нанесите тонкий слой моторного

масла на резьбу и под головки бол­

тов крепления крышек подшипников.

г). Заверните и затяните 10 болтов

крепления в несколько приемов и в

последовательности, указанной из

рисунке (МЗ = 60 Н м ) .

background image

Двигатель - механическая часть 81

д) Убедитесь, что коленчатый вал

вращается свободно от руки.

е) Проверьте осевой зазор коленчато­

го вала (см. параграф 5 подраздела

•Разборка блока цилиндров").

5 Установите поршень в сборе с ша­

а) Наденьте на резьбовые части

шатунных болтов куски шлангов

для предотвращения повреждения

шеек коленчатого вала.

б) Используя устройство для сжатия

колец, установите в цилиндры

поршневые комплекты в соответст­

вии с их номерами, сориентировав

метки (выемки) на поршнях по на­

правлению к передней части двига­

теля, как показано на рисунке.

6. Установите крышки шатунов

(вместе с вкладышами подшипников).

А. Установите крышки шатунов на

шатунные болты, совместив метки

крышек с соответствующими метка­

ми на стержнях шатунов. При этом

метка "перед" (выступ) на крышке

шатуна должна быть направлена в

сторону передней части двигателя

(сторону, противоположную отбору

мощности), как показано на рисунке.

Б. Установите гайки на шатунные
болты (или заверните болты 7A-FE).

• Гайки (болты 7A-FE) следует за­

тягивать в два этапа.

• Деформированные или поврежден­

ные болты необходимо заменить.

Нанесите слой моторного масла
на резьбу болтов, под гайки кры­

шек шатунов или под головки бол­

б) Доверните гайки (болты 7A-FE) на

90°, как показано на рисунках.

(4A-F, 5A-F u 4A-FE(AE92, AE95, AT171

а) Равномерно заверните гайки каж­

дой крышки шатуна в несколько

Момент затяжки 49 Нм

б) Убедитесь, что коленчатый вал

в) Проверьте величину осевого за­

зора шатунного подшипника (см. па­

раграф 2 раздела "Разборка блока

(4A-FE(AE101 и AT190), 4A-GE, 5A-FE

а) Проведите первичную затяжку га­

ек (болтов 7A-FE) крышек шатунов

равномерно в несколько проходов.

Момент затяжки:

гаек 4A-FE и 5A-FE. 29 Нм

(АЕ92, AW11 и AT160) 39 Нм

(АЕ101,АЕ111) 30 Нм

болтов 7A-FE 25 Нм

Если какая-либо гайка (болт 7A-FE)

не затягивается указанным момен­

том, замените болт и гайку.

б) Пометьте краской болты и гайки,

(или головку болта 7A-FE) как пока­

зано на рисунках.

в) Убедитесь, что метки на гайках те­

перь расположены под 90° по отно­

шению к метке на шатунных болтах

(или метки на головках болтов по­

вернуты на 90° от первоначального

г) Убедитесь, что коленчатый вал

вращается легко и плавно.

д) Проверьте величину осевого за­

зора шатунного подшипника (см. па­

раграф 2 подраздела "Разборка

7. Установите держатель заднего

сальника коленчатого вала вместе с

новой прокладкой, закрепив узел 6-ю

болтами.
Момент затяжки болтов:

4A-GE(AE101,AE111) 7,5 Нм

Остальные 9,3 Нм

Окончательная сборка

1. Установите масляный насос.

а) Положите новую прокладку на по­

верхность блока цилиндров, стыкуе­

мую с корпусом масляного насоса.

б) Совместите шпоночный паз веду­

щего ротора (ведущей шестерни) на­

соса с большой шпонкой коленчатого

вала и насадите насос на вал, как по­

казано на рисунке.

в) Закрепите насос болтами.

Момент затяжки:

4A-F, 4A-FE, 7A-FE и 4A-GE. 21 Нм

Учитывайте, что используются бол¬

ты различной длины (см. рисунки):

длинные болты 35 мм

остальные болты 25 мм

background image

82 Двигатель - механическая часть

2. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 4A-GE)
Установите масляный поддон и масло-
заборник с сетчатым фильтром.

• Удалите старый герметик с по­
верхностей разъема, стараясь не
повредить поверхности маслоус­
покоителя и блока цилиндров,
растворителем очистите кон­

Примечание: не используйте раство­

ритель который может повредить

окрашенные поверхности.

Нанесите свежий герметик на
поверхность маслоуспокоителя.

• Отверстие в тюбике должно

обеспечить диаметр выдавливае­

мого герметика 3-5 мм.

• Детали должны быть соединены

в течение 5 мин после нанесения

герметика, в противном случае

герметик доложен быть удален и

нанесен свежий.

• По окончании нанесения герме­

тика насадка тюбика должна быть

снята и очищена от следов гер­

метика, а тюбик плотно закрыт.
б) Установите маслозаборник,

предварительно установив новую

прокладку, а затем закрепите мас­

лозаборник болтами и гайками (МЗ

в) Удалите старый герметик с кон­

тактных поверхностей и очистите

г) Наносите герметик (см. пункт "а") на

поверхность поддона, как показано на

д) Закрепите поддон болтами и гай­

ками (МЗ = 4,9 Н м ) .
е) (Только для двигателей с масля­
ным радиатором)

Установите штуцер (с 2-мя новыми
прокладками) шланга масляного
радиатора с перепускным болтом,
затянув его.

Момент затяжки:

4A-FE(AE92, АЕ95, АТ171, АТ180)
и 4A-GE 25 Нм
4A-FE(AE101, AT190) 34 Нм

Установите нижнюю часть масляного
поддона, маслоуспокоитель, маслопри­
емник с сетчатым фильтром и верх­
нюю часть масляного поддона.

а) Удалите старый герметик с кон­
тактных поверхностей и очистите
их растворителем.
б) Нанесите герметик (см. пункт "а"
параграфа "2"), на поверхность верх­
ней части поддона, как показано на
рисунке.

в) Установите верхнюю часть мас­

ляного поддона. Используя специн­
струмент, закрепите ее 14 новыми

болтами "А" (МЗ = 16 Н м ) .

г) Установите и затяните 6 болтов

д) Установите маслоприемник с но­

вой прокладкой и закрепите его 3

гайками (МЗ = 9,3 Н-м).
е) Установите маслоуспокоитель,

закрепив его 2 болтами и 2 гайками

ж) Установите нижнюю часть масля­

• Удалите старый герметик с

контактных поверхностей и очи­

стите их растворителем.

Примечание: не используйте раство­

ритель который может повредить

окрашенные поверхности.

• Нанесите герметик (см. пункт "а"

параграфа "2"), на поверхность

поддона, как показан о на рисунке

• Установите нижнюю часть масля­
ного поддона, закрепив ее 13 бол­

тами и 2 гайками (МЗ = 4,9 Нм).

е) (Только для двигателей с масля­
ным радиатором)
Установите штуцер шланга масля­
ного радиатора с 2 новыми про­
кладками и затяните перепускной
болт (МЗ = 34 Нм).

Установите пластину повышения же­
сткости (ребро жесткости), затянув
болты крепления (МЗ = 39 Нм).
4. Установите датчик детонации, ис­
пользуя подходящий инструмент (МЗ
= 37 Н м ) .

5. Установите датчик аварийного дав­

ления масла или датчик давления

а) Нанесите на 2-3 нитки резьбы

Клей LOCTITE 242 или эквивалент

б) С помощью подходящего приспо­

собления заверните датчик, как по­

казано на рисунке.

6. Установите пробку для слива охла­

а) Нанесите на 2-3 нитки резьбы

пробки клей (см. параграф 5 на­

background image

Двигатель - механическая часть 83

б) Заверните пробку.

Момент затяжки:

4A-F, 5A-F и 5A-FE 13 Нм

4A-FE, 7A-FE и 4A-GE 34 Нм

7. (Для двигателей с масляным ра­

Установите кронштейн масляного

а) Установите направляющий болт

б) Установите новое уплотнитель­

ное кольцо под кронштейн масляно­

в) Установите кронштейн масляного

фильтра с плоской шайбой и пере­

пускным болтом (МЗ = 54 Н м ) .

8. Установите масляный фильтр.

а) Очистите контактную поверх­
ность, на которую устанавливается
масляный фильтр.
б) Смажьте резиновую прокладку
фильтра свежим моторный маслом.
в) Заверните фильтр вручную до тех
пор, пока его прокладка не коснется
посадочной плоскости. Затем с по­
мощью подходящего приспособле­
ния заверните фильтр дополни­

тельно на 3/4 оборота.

9. Установите насос охлаждающей

а) Установите новое уплотнитель­

ное кольцо в блок цилиндров, как

показано на рисунке.

б) Закрепите насос охлаждающей

жидкости болтами (МЗ = 14 Н м ) .

10. Установите правую опору двигателя и

закрепите её 3-мя болтами (МЗ = 51 Нм).

Установите кронштейн генератора и

генератор, затяните болты кронштей­

12. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)

Установите натяжную планку гене­

ратора, закрепив ее 2-мя болтами

13. Установите головку блока цилинд­

ров (см. подраздел "Установка головки

14. Установите ремень ГРМ и зубча­

тые шкивы (см. подраздел "Установка

15. Установите распределитель зажига­

ния или объединенный блок зажигания.

16. (Для моделей с кондиционером)

Установите монтажную опору ком­

17. Снимите двигатель с монтажного

стенда.
18. Установите заднюю пластину дви­

гателя и закрепите ее 2-мя болтами

19. (Для моделей с МКПП)

Установите маховик и равномерно, за

несколько проходов, затяните болты

крепления маховика в последователь­

ности, указанной на рисунке (оконча­

тельный МЗ = 78 Н м ) .

20. (Для моделей с АКПП)

Установите ведущую пластину гидро­

а) Установите переднюю распорную

втулку на коленчатый вал. причем,

сторона втулки, на которой выпол­

нена фаска, должна быть обращена

в сторону вала, как показано на ри­

б) Установите ведущую пластину и

заднюю распорную втулку на колен­

чатый вал.
в) Заверните и равномерно, за не­

сколько проходов, затяните кре­

пежные болты в указанной после­

довательности (окончательный МЗ

2 1 . (Для моделей с МКПП)
Установите диск и кожух сцепления.
Примечание: при необходимости про­
верьте узел сцепления перед уста­
новкой.

background image

г) Убедитесь, что поршень свободно
поворачивается на поршневом
пальце.

a) (4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160))

Установите новое стопорное кольцо

в канавку отверстия одной бобышки

(4A-GE(AE101,AE111))

- Установите стопорное кольцо одним

краем в выточку "А" (см. рисунок).

- Установите край "В" в канавку под

- Надавливая в точке "С" установите

- Вставьте отвертку в выточку "D" и

окончательно установите стопорное

кольцо в канавку.

б) Постепенно нагрейте поршень в

водяной ванне до 70 - 80°С.

в) Нанесите слой моторного масла

на поршневой палец.

г) Совместите метки "ПЕРЕД": порш­

ня (выемка или стрелка) и шатуна

(выступ). Затем усилием большого

пальца протолкните поршневой па­

лец через другую бобышку и втулку

шатуна до упора в фиксатор первой

бобышки, соединив тем самым пор­

шень и шатун поршневым пальцем.

д) Установите новое стопорное

кольцо в канавку отверстия другой

2. Установите поршневые кольца.

а) Установите элементы масло­

съемного кольца (расширитель и 2

скребка).
б) Экспандером для монтажа порш­

невых колец наденьте 2 компресси­

онных кольца. При этом:

• Кодовая метка первого (№1)

компрессионного кольца ("R" или

"Т") и кодовая метка второго (№2)

компрессионного кольца ("2R" или

" 2 Т ) должны быть сверху.

(4F-FE, 5A-FE и 7F-FE)

• Кодовая метка второго (№2)
компрессионного кольца ("2R" или
"Т") должна быть сверху.

в) Расположите замки колец, как по­

казано на рисунке:

• 1 - Верхний скребок маслосъем­

ного кольца.
• 2 - Метка "ПЕРЕД" (углубление

или стрелка).
• 3 - Направление "ВПЕРЕД".

• 4 - Компрессионное кольцо №1

и расширитель маслосъемного

• 5 - Нижний скребок маслосъем-

• 6 - Компрессионное кольцо №2.

Внимание: не совмещайте замки

поршневых колец.

3. Установите вкладыши.

а) Совместите усики вкладышей с

выточкой шатуна и крышки.

б) Установите вкладыши в шатун и

Сборка блока цилиндров

Тщательно очистите детали,

предназначенные для сборки.

• Перед сборной смажьте моторным

маслом все детали, образующие уз­

лы вращения или скольжения.

• Замените все прокладки, уплот­

нители и сальники новыми.

1. Установите коренные подшипники.

Внимание: верхние половинки вкла-
дышей (устанавливаемые в расточку
блока цилиндров) имеют масляные
канавки или отверстия, а нижние
(устанавливаемые в крышки корен­
ных подшипников)
- нет.

а) Совместите усики подшипников с

выточками постелей блока цилинд­

ров и установите 5 верхних вкла­

дышей.
б) Аналогично установите 5 нижних

вкладышей в крышки подшипников.

2. Установите 2 верхних упорных по­

лукольца на среднюю коренную шей­

ку, сориентировав масляные канавки

наружу.
3. Уложите коленчатый вал в постели

4. Установите крышки коренных под­

шипников и нижние упорные полу­

а) На среднюю (№3) крышку под­

шипника установите 2 нижних упор­

ных полукольца масляными канав­

ками, обращенными наружу.

б) Установите 5 крышек подшипни­

ков (вместе с вкладышами) на ко­

ренные шейки коленчатого вала.

Внимание: каждая крышка имеет

свой номер и стрелку ориентации

("перед"), как показано на рисунке.

в) Нанесите тонкий слой моторного

масла на резьбу и под головки бол­

тов крепления крышек подшипников.

г). Заверните и затяните 10 болтов

крепления в несколько приемов и в

последовательности, указанной из

рисунке (МЗ = 60 Н м ) .

background image

Двигатель - механическая часть 81

д) Убедитесь, что коленчатый вал

вращается свободно от руки.

е) Проверьте осевой зазор коленчато­

го вала (см. параграф 5 подраздела

•Разборка блока цилиндров").

5 Установите поршень в сборе с ша­

а) Наденьте на резьбовые части

шатунных болтов куски шлангов

для предотвращения повреждения

шеек коленчатого вала.

б) Используя устройство для сжатия

колец, установите в цилиндры

поршневые комплекты в соответст­

вии с их номерами, сориентировав

метки (выемки) на поршнях по на­

правлению к передней части двига­

теля, как показано на рисунке.

6. Установите крышки шатунов

(вместе с вкладышами подшипников).

А. Установите крышки шатунов на

шатунные болты, совместив метки

крышек с соответствующими метка­

ми на стержнях шатунов. При этом

метка "перед" (выступ) на крышке

шатуна должна быть направлена в

сторону передней части двигателя

(сторону, противоположную отбору

мощности), как показано на рисунке.

Б. Установите гайки на шатунные
болты (или заверните болты 7A-FE).

• Гайки (болты 7A-FE) следует за­

тягивать в два этапа.

• Деформированные или поврежден­

ные болты необходимо заменить.

Нанесите слой моторного масла
на резьбу болтов, под гайки кры­

шек шатунов или под головки бол­

б) Доверните гайки (болты 7A-FE) на

90°, как показано на рисунках.

(4A-F, 5A-F u 4A-FE(AE92, AE95, AT171

а) Равномерно заверните гайки каж­

дой крышки шатуна в несколько

Момент затяжки 49 Нм

б) Убедитесь, что коленчатый вал

в) Проверьте величину осевого за­

зора шатунного подшипника (см. па­

раграф 2 раздела "Разборка блока

(4A-FE(AE101 и AT190), 4A-GE, 5A-FE

а) Проведите первичную затяжку га­

ек (болтов 7A-FE) крышек шатунов

равномерно в несколько проходов.

Момент затяжки:

гаек 4A-FE и 5A-FE. 29 Нм

(АЕ92, AW11 и AT160) 39 Нм

(АЕ101,АЕ111) 30 Нм

болтов 7A-FE 25 Нм

Если какая-либо гайка (болт 7A-FE)

не затягивается указанным момен­

том, замените болт и гайку.

б) Пометьте краской болты и гайки,

(или головку болта 7A-FE) как пока­

зано на рисунках.

в) Убедитесь, что метки на гайках те­

перь расположены под 90° по отно­

шению к метке на шатунных болтах

(или метки на головках болтов по­

вернуты на 90° от первоначального

г) Убедитесь, что коленчатый вал

вращается легко и плавно.

д) Проверьте величину осевого за­

зора шатунного подшипника (см. па­

раграф 2 подраздела "Разборка

7. Установите держатель заднего

сальника коленчатого вала вместе с

новой прокладкой, закрепив узел 6-ю

болтами.
Момент затяжки болтов:

4A-GE(AE101,AE111) 7,5 Нм

Остальные 9,3 Нм

Окончательная сборка

1. Установите масляный насос.

а) Положите новую прокладку на по­

верхность блока цилиндров, стыкуе­

мую с корпусом масляного насоса.

б) Совместите шпоночный паз веду­

щего ротора (ведущей шестерни) на­

соса с большой шпонкой коленчатого

вала и насадите насос на вал, как по­

казано на рисунке.

в) Закрепите насос болтами.

Момент затяжки:

4A-F, 4A-FE, 7A-FE и 4A-GE. 21 Нм

Учитывайте, что используются бол¬

ты различной длины (см. рисунки):

длинные болты 35 мм

остальные болты 25 мм

background image

82 Двигатель - механическая часть

2. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 4A-GE)
Установите масляный поддон и масло-
заборник с сетчатым фильтром.

• Удалите старый герметик с по­
верхностей разъема, стараясь не
повредить поверхности маслоус­
покоителя и блока цилиндров,
растворителем очистите кон­

Примечание: не используйте раство­

ритель который может повредить

окрашенные поверхности.

Нанесите свежий герметик на
поверхность маслоуспокоителя.

• Отверстие в тюбике должно

обеспечить диаметр выдавливае­

мого герметика 3-5 мм.

• Детали должны быть соединены

в течение 5 мин после нанесения

герметика, в противном случае

герметик доложен быть удален и

нанесен свежий.

• По окончании нанесения герме­

тика насадка тюбика должна быть

снята и очищена от следов гер­

метика, а тюбик плотно закрыт.
б) Установите маслозаборник,

предварительно установив новую

прокладку, а затем закрепите мас­

лозаборник болтами и гайками (МЗ

в) Удалите старый герметик с кон­

тактных поверхностей и очистите

г) Наносите герметик (см. пункт "а") на

поверхность поддона, как показано на

д) Закрепите поддон болтами и гай­

ками (МЗ = 4,9 Н м ) .
е) (Только для двигателей с масля­
ным радиатором)

Установите штуцер (с 2-мя новыми
прокладками) шланга масляного
радиатора с перепускным болтом,
затянув его.

Момент затяжки:

4A-FE(AE92, АЕ95, АТ171, АТ180)
и 4A-GE 25 Нм
4A-FE(AE101, AT190) 34 Нм

Установите нижнюю часть масляного
поддона, маслоуспокоитель, маслопри­
емник с сетчатым фильтром и верх­
нюю часть масляного поддона.

а) Удалите старый герметик с кон­
тактных поверхностей и очистите
их растворителем.
б) Нанесите герметик (см. пункт "а"
параграфа "2"), на поверхность верх­
ней части поддона, как показано на
рисунке.

в) Установите верхнюю часть мас­

ляного поддона. Используя специн­
струмент, закрепите ее 14 новыми

болтами "А" (МЗ = 16 Н м ) .

г) Установите и затяните 6 болтов

д) Установите маслоприемник с но­

вой прокладкой и закрепите его 3

гайками (МЗ = 9,3 Н-м).
е) Установите маслоуспокоитель,

закрепив его 2 болтами и 2 гайками

ж) Установите нижнюю часть масля­

• Удалите старый герметик с

контактных поверхностей и очи­

стите их растворителем.

Примечание: не используйте раство­

ритель который может повредить

окрашенные поверхности.

• Нанесите герметик (см. пункт "а"

параграфа "2"), на поверхность

поддона, как показан о на рисунке

• Установите нижнюю часть масля­
ного поддона, закрепив ее 13 бол­

тами и 2 гайками (МЗ = 4,9 Нм).

е) (Только для двигателей с масля­
ным радиатором)
Установите штуцер шланга масля­
ного радиатора с 2 новыми про­
кладками и затяните перепускной
болт (МЗ = 34 Нм).

Установите пластину повышения же­
сткости (ребро жесткости), затянув
болты крепления (МЗ = 39 Нм).
4. Установите датчик детонации, ис­
пользуя подходящий инструмент (МЗ
= 37 Н м ) .

5. Установите датчик аварийного дав­

ления масла или датчик давления

а) Нанесите на 2-3 нитки резьбы

Клей LOCTITE 242 или эквивалент

б) С помощью подходящего приспо­

собления заверните датчик, как по­

казано на рисунке.

6. Установите пробку для слива охла­

а) Нанесите на 2-3 нитки резьбы

пробки клей (см. параграф 5 на­

background image

Двигатель - механическая часть 83

б) Заверните пробку.

Момент затяжки:

4A-F, 5A-F и 5A-FE 13 Нм

4A-FE, 7A-FE и 4A-GE 34 Нм

7. (Для двигателей с масляным ра­

Установите кронштейн масляного

а) Установите направляющий болт

б) Установите новое уплотнитель­

ное кольцо под кронштейн масляно­

в) Установите кронштейн масляного

фильтра с плоской шайбой и пере­

пускным болтом (МЗ = 54 Н м ) .

8. Установите масляный фильтр.

а) Очистите контактную поверх­
ность, на которую устанавливается
масляный фильтр.
б) Смажьте резиновую прокладку
фильтра свежим моторный маслом.
в) Заверните фильтр вручную до тех
пор, пока его прокладка не коснется
посадочной плоскости. Затем с по­
мощью подходящего приспособле­
ния заверните фильтр дополни­

тельно на 3/4 оборота.

9. Установите насос охлаждающей

а) Установите новое уплотнитель­

ное кольцо в блок цилиндров, как

показано на рисунке.

б) Закрепите насос охлаждающей

жидкости болтами (МЗ = 14 Н м ) .

10. Установите правую опору двигателя и

закрепите её 3-мя болтами (МЗ = 51 Нм).

Установите кронштейн генератора и

генератор, затяните болты кронштей­

12. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)

Установите натяжную планку гене­

ратора, закрепив ее 2-мя болтами

13. Установите головку блока цилинд­

ров (см. подраздел "Установка головки

14. Установите ремень ГРМ и зубча­

тые шкивы (см. подраздел "Установка

15. Установите распределитель зажига­

ния или объединенный блок зажигания.

16. (Для моделей с кондиционером)

Установите монтажную опору ком­

17. Снимите двигатель с монтажного

стенда.
18. Установите заднюю пластину дви­

гателя и закрепите ее 2-мя болтами

19. (Для моделей с МКПП)

Установите маховик и равномерно, за

несколько проходов, затяните болты

крепления маховика в последователь­

ности, указанной на рисунке (оконча­

тельный МЗ = 78 Н м ) .

20. (Для моделей с АКПП)

Установите ведущую пластину гидро­

а) Установите переднюю распорную

втулку на коленчатый вал. причем,

сторона втулки, на которой выпол­

нена фаска, должна быть обращена

в сторону вала, как показано на ри­

б) Установите ведущую пластину и

заднюю распорную втулку на колен­

чатый вал.
в) Заверните и равномерно, за не­

сколько проходов, затяните кре­

пежные болты в указанной после­

довательности (окончательный МЗ

2 1 . (Для моделей с МКПП)
Установите диск и кожух сцепления.
Примечание: при необходимости про­
верьте узел сцепления перед уста­
новкой.

Момент затяжки гбу на двигателях разных марок

Моменты затяжки головки блока цилиндров (гбц) имеют значения указанные в таблице №1. Двигатели, которые устанавливают на автомобили семейства Шевролет нива (ВАЗ-2123) — 4-х цилиндровые, с рядным вертикальным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала. Оснащенные системой распределенного впрыска топлива.

Затяжку болтов головки производят в четыре этапа (указаны в таблице). А вот что пишут об этом в руководстве по эксплуатации ВАЗ-2123:

Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров (гбц)

Рис.1 Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров (гбц)

Установите головку блока цилиндров, отцентрировав её по двум направляющим втулкам, вверните болты её крепления и затяните их в четыре приема в определенной последовательности.

Момент затяжки гбц ВАЗ-2112 16 клапанов (ПРИОРА)

Момент затяжки гбц на приоре взяты из руководства по эксплуатации автомобиля и указаны в табличке №2.

Установите головку на блок, предварительно убедившись, что коленчатый и распределительные валы находятся в положении ВМТ (оба клапана 1-го цилиндра должны быть закрыты). Затяните болты крепления головки блока в последовательности, указанной на рис. 5.6, в четыре этапа:
1-й – моментом 20 Н·м (2 кгс·м);
2-й – моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);
3-й – доверните болты на 90°;
4-й – окончательно доверните болты на 90°.

Необходимо учитывать что:

Болты крепления головки блока цилиндров вытягиваются при многократном использовании. Болты, длина которых (без учета высоты головки) превышает 98 мм, замените новыми. Перед установкой головки блока смажьте болты тонким слоем моторного масла.

гбц ПРИОРА болт

Момент затяжки гбц КАЛИНА, ГРАНТА

Момент затяжки головки блока цилиндров на двигателях модели 21114-50, установленные на автомобилях Lada Kalina указаны в таблице №3. Двигатель 21114-50 со­здан на базе двигателя ВАЗ-2111. Уве­личение рабочего объема двигателя модели 21114 до 1,6 л. по сравнению с объемом двигателя 2111 достигнуто за счет большего хода поршня при неизменном ди­аметре цилиндра.

Вот что нам говорит руководство по эксплуатации о моменте затяжки гбц на калине:

Установите головку на блок, предвари­тельно убедившись, что коленчатый и распре­делительный валы находятся в положении ВМТ (оба клапана 1-го цилиндра должны быть закрыты). Затяните болты крепления головки блока в указанной последовательности в че­тыре этапа:
1-й — моментом 20 Н-м (2 кгс*м);
2-й — моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс*м)
3-й — доверните болты на 90°;
4-й — окончательно доверните болты на 90°.

Момент затяжки гбц ВАЗ 2106, 2107, 2103

Момент затяжки головки блока цилиндров на двигателях 2106 и 21011, 2103 одинаковый и приведен в таблице №4. В зависимости от модели или модификации автомобиля устанавливались двигатели трех типов:

  • 2106 — с рабочим объемом 1.6литра. Это основной двигатель для автомобиля ВАЗ-2106.
  • 2101 — с рабочим объемом 1.3литра. Устанавливался на автомобили ВАЗ-21063. От двигателя 2106 он отличается уменьшенным на 14мм ходом поршня, поэтому имеет другие блок цилиндров, коленчатый вал и другие детали цепного привода механизма газораспределения.
  • 2103 — с рабочим объемом 1.45литра.

Момент затяжки гбц ВАЗ 2108, 2109

Момент затяжки гбц на двигателях ВАЗ-2108, ВАЗ-2111-80 совпадают, и приведены в таблице №5.

Затяните болты крепления головки в указанной последовательности в четыре этапа:
1 — моментом 20 Н-м (2 кгс-м);
2 — моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс-м);
3 — доверните болты на 90°;
4 — окончательно доверните болты на 90°.

Болты крепления головки блока цилин­дров вытягиваются при многократном ис­пользовании. Замените новыми болты, длина которых превышает 135,5 мм. Перед установ­кой головки блока смажьте болты тонким слоем моторного масла.

Момент затяжки гбц ваз 2108, 2110, 2114 8 клапанов инжектор, 2115

Момент затяжки гбц ваз 2101

Момент затяжки гбц, приведенный в таблице№7, применяется для двигателей следующих моделей:

  • ВАЗ-2101 с рабочим объемом 1.2 литра. Это основной двигатель для автомобилей ВАЗ-2101;
  • ВАЗ-21011 с рабочим объемом 1.3 литра. Устанавливался на автомобили ВАЗ 21011 и ВАЗ-21021. От предыдущей модели он отличается увеличенным на 3мм диаметром цилиндров, поэтому у него другие блок цилиндров и поршень; Момент затяжки гбц аналогичный с ВАЗ 2101;
  • ВАЗ-2103 с рабочим объемом 1.45литра. От первой модели отличается увеличенным на 14мм ходом поршня, поэтому у него другие блок цилиндров и шатунно-поршневая группа. Момент затяжки болтов гбц аналогичен двигателю ВАЗ-2101.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ОКА-1111, 11113

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) НИВА

Моменты затяжки для двигателей ВАЗ-21214 евро3.

Порядок затяжки гбц НИВА

Рис.3 Порядок затяжки гбц НИВА

Для обеспечения надежного уплотнения и исключения подтяжки болтов головки блока цилиндров при техническом обслуживании автомобиля затягиваем их в четыре приема. Порядок затяжки указан на рисунке.

Момент затяжки гбц на двигателях ЗМЗ.

Двигатели ЗМЗ представлены модификациями ЗМЗ-402.5, ЗМЗ-402.6, ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522, ЗМЗ-40524. Моменты затяжек гбц у этих моделях двигателей имеют разные значения.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 402-х двигателях (ГАЗЕЛЬ), модификации двигателей ЗМЗ-4025,4026.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 406-х двигателях, модификации ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 405-х и 405 евро3 двигателях, модификации ЗМЗ-40524.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на двигателях ЗМЗ-409.

ЗМЗ-409 Порядок затяжки гбц

Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров показана на рисунке

Момент затяжки гбц ГАЗ-53.

Момент затяжки головки блока цилиндров КАМАЗ-740

Момент затяжки на двигателях КАМАЗ-740.10, КАМАЗ-7403.10 или КАМАЗ-740.11-240 совпадает и приведен в таблице №15.

Читайте также: