Момент затяжки колесных гаек хендай гетц

Обновлено: 18.05.2024

В данной статье мы поговорим о вопросе который возникает у всех автолюбителей и шиномонтажников, как и с каким усилием затягивать болты или гайки на автомобиле. Для начала нужно понять что, сначала гайки или болты устанавливаются и подтягиваются на автомобиле с помощью гайковерта или колонного ключа и уже потом ведется финальная протяжка всех четырех колес.

Для надежной установки колеса на автомобиль, необходимо при помощи динамометрического ключа равномерно ослабить или протянуть колесные болты и гайки до рекомендованного момента затяжки. Все автопроизводители устанавливают собственное требования по усилию затяжки колесных болтов, это усилие измеряется в Ньютон-метрах (НМ). Момент затяжки колесных гаек или болтов автомобиля важно протягивать строго по таблице которая представлена ниже.

Ставим новые: ремень ГРМ (Оригинальный номер: 24312-26001) цена , обводной ролик (24810-26020) болт обводного ролика (11404-10251), натяжной ролик(24410-26000) болт натяжного ролика (24433-26001) , ремень генератора(25212-26000), ремень кондиционера(97713-22060), ремень гидроусилителя (57231-29100). Первый раз взял оригинальные ремни и очень об этом пожалел. Ремень ГУРа потрескался и засвистел через год при пробеге 20 т. км. Лучше не экономить и взять приводные ремни Contitech они хоть и дороже но не намного а служить будут дольше.


CK — Crankshaft Kit Шкив коленвала
AC — Alternating Current Шкив генератора
PP- Шкив ГУРа
GE — Шкив кондиционера
CP — Шкив помпы (Их два под клиновый ремень ГУРа и ручейковый кондиционера)

SAMSUNG DIGITAL CAMERA

Ремень коленвал помпа генератор натягивается генератором.
Ремень ГУРа натягивается компрессором ГУРа.
Ремень кондиционера натягивается отдельно роликом

Инструменты: головки 10 мм, 12 мм, 14 мм, 17 мм, 22 мм. Ключ рожковый 10х12 мм, 22х24 мм. Ключ накидной 10 мм. Свечной ключ 16 мм. Удлинители для головок общей длинной 0.5 метра. Динамометрический ключ.

Двигатель можно не вывешивать, но в таком положении собрать два шкива помпы у меня так и не получилось.
Нужно снять переднее правое колесо пластмассовый пыльник и металлическую защиту двигателя(если она установлена) при некоторых операциях потребуется помощь напарника, — нужно будет давить на тормоз.

— Ставим машину на ручник. Фиксируем заднее колесо. Снимаем отрицательную клейму с аккумулятора.

— Выкручиваем свечи зажигания, чтобы легче потом крутить коленвал.

— Ослабляем головкой 12 мм два болта натяжителя ремня генератора. Снимаем ремень генератора.

— Из ямы(или поддомкратив машину) снимаем пластмассовый пыльник. Головка 10 мм с удлинителем откручиваем 4 болта.

— Головкой 14 мм ослабляем гайку ролика натяжителя ремня кондиционера. Головкой 12 мм, (без ключа, — рукой) крутя против часовой стрелки, ослабляем ролик натяжителя ремня кондиционера. Снимаем ремень.

— Ставим домкрат, через кусок деревянного бруса 50х50 длинной 20 см, под масляный поддон. Нагружаем домкрат, но пока не поднимаем.

— Ставим пятую передачу.

— Устанавливаем головку 22 мм через удлинитель на болт крепления шкива коленвала. Со стороны переднего колеса, используя удлинитель ключа (трубу около метра) против часовой стрелки отворачиваем болт.

— Головками 17 и 14 мм снимаем опору двигателя.

— Домкратом поднимаем двигатель.

— Накидным ключом 10 мм отворачиваем 4 болта шкива водяного насоса. Для удобства поворачиваем шкив гидроусилителя руля, чтобы отворачивать только верхний болт шкива помпы. Снимаем шкив и ремень.

— Ослабляем два болта 12 мм гидроусилителя руля. Двигаем насос гидроусилителя руля к двигателю.

— Откручиваем 4 болта 10 мм верхнего пластмасового пыльника. Снимаем пыльник.

— Снимаем шкив коленвала. Если не снимается, — ставим нейтралку. Ключом 17 мм крутим болт звёздочки распредвала (по часовой стрелке) на небольшой угол. После каждого небольшого прокручивания большой отвёрткой отгибаем низ шкива коленвала от двигателя. За два — три оборота должно получится. Особых усилий не прилагать. Снимаем шкив коленвала и шайбу.

— Откручиваем пять болтов пластмассовой нижней крышки пыльника головкой 10 мм. Три нижние болта лучше крутить со стороны переднего колеса. Снимаем пыльник.

— Опускаем домкратом двигатель, пока через переднее колесо не будет видна ось коленвала.

— Ставим нейтралку. Головкой 22 мм с удлинителем не сильно закручиваем болт коленвала, через переднее колесо.

— Лампочкой светим на зубчатый шкив распредвала. Через отверстие на зубчатом шкиве распредвала, которое должно быть наверху. Крутим ключом коленвал, пока свет от лампочки, проходя через отверстие, не попадет на метку на двигателе.

— Проверяем совпадения меток на зубчатом шкиве коленвала, посветив лампой из под переднего колеса. Сверху лучше не смотреть. Будет не точно.

— Головкой 12 мм откручиваем два болта ролика натяжителя ремня ГРМ. Снимаем ролик.

— Снимаем ремень ГРМ.

— Ставим пятую передачу. Откручиваем болт коленвала.

— Снимаем зубчатый шкив коленвала.

— Головкой 14 мм откручиваем болт обводного ролика. Крутим против часовой стрелки с большим усилием. Момент затяжки там 50 Нм. Крутим смело.

— Головкой 14 мм закручиваем болт крепления обводного ролика. Момент 50 Нм.

— Головкой 12 мм закручиваем, не до конца, болт натяжного ролика. Который с пружиной. Второй болт пока не ставим.

— Ложимся рядом с передним колесом. Плоскогубцами заводим конец пружины за выступ на двигателе.

— Берём рожковый ключ 22х24. Стороной на 22 опираемся одной губкой на скобу ролика натяжителя, а другой губкой ключа на выступ на двигателе. Между губками ключа на 24 вставляем любой другой ключ и вращаем против часовой стрелки. Другой рукой завёртываем болт головкой на 12 мм. Можно сразу установить два болта, только тогда будет труднее установить пружину.

— Устанавливаем зубчатый шкив коленвала.

— Устанавливаем ремень ГРМ.

— Головкой 12 мм откручиваем стопорный болт натяжителя.

— Головкой 22 мм закручиваем болт распредвала. Делаем пору оборотов коленвала.

— Лампочкой светим на зубчатый шкив распредвала через отверстие на зубчатом шкиве распредвала, которое должно быть наверху. Крутим коленвал, пока свет от лампочки, проходя через отверстие, не попадет на метку на двигателе.

— Проверяем совпадения меток на зубчатом шкиве коленвала, посветив лампой из под переднего колеса. Сверху лучше не смотреть. Будет не точно.

— Если метки не совпадают, — отводим натяжитель. Фиксируем стопорным болтом. Болт с пружиной не трогаем. Снимаем ремень со зубчатого шкива коленвала. Крутим коленвал в нужную сторону на 1-2 зуба. Целый оборот делать нельзя, так как распредвал при этом не крутится. Ставим ремень. Ослабляем натяжитель. Крутим коленвал. Проверяем метки. И так до совпадения.

— Крутим коленвал, одновременно немного пододвигая натяжной ролик на ремень. Затягиваем оба болта натяжителя.

— Пару оборотов крутим коленвал. Нажимаем пальцем на ремень в сторону стопорного болта натяжителя. Ремень должен прогибаться до середины болта. Если прогиб больше, — ослабляем стопорный болт и крутим коленвал, пододвигая натяжитель к ремню.

— Ещё раз проверяем совпадения меток.

— Проверяем затяжку двух болтов натяжителя — 30 Нм.

— Ставим пятую передачу. Откручиваем болт коленвала.

— Ставим нижний пластмассовый пыльник. Головкой 10 мм закручиваем 5 болтов.

— Устанавливаем сначала шайбу коленвала, затем шкив коленвала. Не сильно закручиваем болт коленвала.

— Домкратом поднимаем двигатель.

— Ставим верхний пластмассовый пыльник. Головкой 10 мм закручиваем 4 болта.

— Ставим шкив помпы. Четыре болта пока от руки.

— Ставим ремень гидроусилителя руля и натягиваем его головкой 12 мм. Два болта.

— Накидным ключом 10 мм затягиваем четыре болта шкива помпы.

— Проверяем натяжку ремня гидроусилителя.

— Устанавливаем опору двигателя. Головкой 14 мм две гайки и один болт. Затяжка 50 Нм.

— Домкратом окончательно опускаем двигатель. Домкрат убираем.

— Затягиваем головкой 17 мм гайку опоры двигателя. Момент 100 Нм.

— Устанавливаем ремень кондиционера. Пока не натягивая.

— Из ямы затягиваем головкой 22мм болт коленвала. Момент 150 Нм.

— Натягиваем ремень кондиционера. Головкой 12 мм от руки по часовой стрелке. Рукой проверяем натяжение. Затягиваем головкой 14 мм гайку ролика натяжителя.

— Устанавливаем пластмассовый пыльник. Четыре болта на 10 мм.

— Устанавливаем ремень генератора. Головкой 12 мм от руки натягиваем ремень. Проверяем натяжение. Головкой 12 мм затягиваем стопорный болт.

— Ставим нейтралку. Через переднее колесо пару оборотов крутим коленвал. Проверяем натяжение ремней.

— Если снимались свечи, — устанавливаем их на место. Момент затяжки 30 Нм.

1,3/1,5 л АКП (базовая комплектация), 1,5/1,6 л DOHC МКП 1,3/1,5 л АКП (остальные уровни комплектации), 1,5/1,6 л DOHC (все модели, кроме 1,5/1,6 л DOHC МКП)

Условные обозначения: МКП – автомобили с механической коробкой передач; АКП – автомобили с автоматической коробкой передач.

Телескопическая стойка передней подвески

Рис. 4.1. Телескопическая стойка передней подвески: 1 – гайка крепления верхней опоры стойки; 2 – колпачок; 3 – гайка штока стойки; 4 – верхняя опора стойки; 5 – верхняя опорная чашка пружины; 6 – защитный чехол; 7 – буфер хода сжатия; 8 – пружина передней подвески; 9 – нижняя опорная чашка пружины; 10 – корпус стойки подвески

Не прилагая чрезмерных усилий, отсоедините от стойки подвески держатель тормозного шланга и разъем датчика скорости вращения колеса.

Гайки крепления верхней опоры стойки подвески

Гайки крепления стойки подвески к поворотному кулаку

При установке стойки следите за тем, чтобы между опорными поверхностями не попали посторонние предметы.

Стойка стабилизатора поперечной устойчивости

Рис. 4.4. Стойка стабилизатора поперечной устойчивости: 1 – стойка стабилизатора поперечной устойчивости; 2 – тормозной шланг; 3 – контактный разъем датчика скорости вращения колеса

Присоедините тормозной шланг, разъем датчика скорости вращения колеса и стойку стабилизатора поперечной устойчивости ( рис. 4.4 ).

Приспособление для сжатия пружин подвески

С помощью приспособления J38402, А20 сожмите пружину подвески так, чтобы почти полностью снять усилие пружины со стойки ( рис. 4.5 ).

Зона (А) сверления отверстия для выпуска газа

Выпускаемый газ безвреден, но следует принять меры предосторожности при выбросе образовавшейся металлической стружки.

Проверка работы телескопической стойки

Проверьте телескопическую стойку на наличие чрезмерной жесткости или необычного звука во время работы ( рис. 4.7 ).

Установка подушки нижней опорной чашки пружины

Установите подушку нижней опорной чашки пружины подвески, совмещая выступы по-душки с отверстиями чашки ( рис. 4.8 ).

Установка верхней опорной чашки пружины

Правильно разместив верхний и нижний витки пружины в канавках верхней и нижней опорных чашек, предварительно затяните самоконтрящуюся гайку на штоке стойки.

Рычаг передней подвески

Рис. 4.10. Рычаг передней подвески: 1 – стойка стабилизатора поперечной устойчивости; 2 – тормозной диск; 3 – рулевая тяга; 4 – рычаг подвески; 5 – подрамник; 6 – штанга стабилизатора поперечной устойчивости

Выпрессовка пальца шарового шарнира наконечника рулевой тяги из поворотного кулака

Выпрессовка пальца шаровой опоры из поворотного кулака

Сайлентблоки рычага подвески

Рис. 4.13. Сайлентблоки рычага подвески: 1 – сайлентблок А; 2 – сайлентблок G; 3 – подрамник; 4 – рычаг подвески

Защитный чехол шаровой опоры рычага подвески

Рис. 4.14. Защитный чехол шаровой опоры рычага подвески: 1 – стопорное кольцо; 2 – чехол; 3 – отвертка

Установка стопорного кольца шаровой опоры

Рис. 4.15. Установка стопорного кольца шаровой опоры: 1 – приспособление 09545-1С000А или 09545-1C000B; 2 – стопорное кольцо; 3 – шаровая опора

Снятие шаровой опоры из рычага подвески

Запрессовка шаровой опоры в рычаг подвески

С помощью приспособления 09545-11000А/В запрессуйте в рычаг подвески новую шаровую опору ( рис. 4.17 ).

Проверка технического состояния шаровой опоры с помощью динамометрического ключа

Если момент проворачивания пальца шаровой опоры превышает указанный верхний предел, замените шаровую опору. Если момент проворачивания шарнира меньше нижнего предела, допускается его дальнейшее использование при условии отсутствия заедания и чрезмерного люфта.

Снимите суппорт в сборе с направляющей колодок и тормозными колодками с поворотного кулака и подвесьте его на технологическом крючке или проволоке к кузову автомобиля.

Поворотный кулак стойки передней подвески

Рис. 4.20. Поворотный кулак стойки передней подвески: 1 – тормозной суппорт в сборе с колодками; 2 – защитный кожух; 3 – тормозной диск; 4 – гайка крепления ступицы; 5 – ступица; 6 – поворотный кулак; 7 – рычаг подвески; 8 – подшипник ступицы; 9 – стопорное кольцо

Снятие стопорного кольца

Установка приспособлений 09517-21500 и 09517-29000 для выпрессовки подшипника ступицы

Нанесите тонкий слой универсальной смазки на сопрягающиеся поверхности поворотного кулака и наружного кольца подшипника.

С помощью приспособлений 09517-02000 и 09977-21811 выпрессуйте из поворотного ку-лака наружное кольцо подшипника ступицы.

Приспособление 09495-33100 для запрессовки ступицы в поворотный кулак

Проверка осевого зазора в подшипнике ступицы

Если после затяжки гайки ступицы осевой зазор в подшипнике ( рис. 4.24 ) превышает предельно допустимый, значит, неправильно установлен подшипник ступицы и поворотного рычага. В этом случае разберите узел и соберите его повторно.

Проверка момента сопротивления проворачиванию подшипника ступицы

Предельно допустимый момент сопротивления проворачиванию подшипника ступицы должен составлять не более 0,99 Н·м.

Штанга стабилизатора поперечной устойчивости

Рис. 4.26. Штанга стабилизатора поперечной устойчивости: 1 – кронштейн штанги стабилизатора; 2 – сайлентблок штанги стабилизатора; 3 – штанга стабилизатора; 4 – стойка передней подвески; 5 – стойка стабилизатора поперечной устойчивости; 6 – стопор; 7 – подрамник

Стойка стабилизатора поперечной устойчивости

Штанга стабилизатора поперечной устойчивости

Проверка момента проворачивания пальцев шаровых шарниров стойки стабилизатора

Заверните самоконтрящуюся гайку крепления шарового шарнира и замерьте момент проворачивания пальца шарнира. Он должен быть равен 0,7–2 Н·м.

Если момент проворачивания пальца шарнира превышает указанный верхний предел, за-мените стойку стабилизатора. Если момент проворачивания пальца шарового шарнира меньше указанного нижнего предела, допускается его дальнейшее использование при условии отсутствия заедания и чрезмерного люфта.

Предварительно затяните болты крепления кронштейна и установите кронштейн с другой стороны автомобиля.

Подрамник

Рис. 4.30. Подрамник: 1 – штанга стабилизатора поперечной устойчивости; 2 – кронштейн задней балансирной опоры подвески двигателя; 3 – подрамник; 4 – рычаг подвески

Приемная труба глушителей

Кронштейн балансирной опоры подвески двигателя

Для облегчения снятия подрамника отверните болты крепления рулевого механизма и гайки крепления пальцев шаровых шарниров стоек стабилизатора, подвесьте рулевой ме-ханизм и рулевые тяги к двигателю.

Установка домкрата под подрамник

Установите под подрамник домкрат ( рис. 4.33 ) и снимите подрамник, отвернув болты его крепления к кузову.

Для модели Getz колесо к ступице крепиться с помощью колесных гаек. Количество крепежных элементов зависит от года выпуска модели и представлено в таблице ниже.

  • Количество крепежных элементов: 4;
  • Размер крепежа: M12x1.5;
  • Диаметр расположения крепёжных отверстий (PCD): 100;
  • Диаметр центрального отверстия (DIA): 54.10.

Важно: представленные выше данные являются пределами значений для всех модификаций автомобиля, конкретные цифры зависят от года выпуска.

Для литых и штампованных дисков зачастую используется различный колесный крепёж - это касается длины болтов, так как толщина разных видов дисков может значительно различаться между собой.

Большая часть колесного крепежа имеет метрическую резьбу с мелким шагом (М12х1.25/М12х1.5/М14х1.25/М14х1.5), что должно соответствовать резьбе шпилек или резьбовых отверстий в ступице колеса.

Важно: маркировка крепежного болта М12х1.5 расшифровывается так: резьба с номинальным диаметром 12 (мм), шаг резьбы 1.5 (мм).

Субкомпактный автомобиль Hyundai Getz в различных странах продавался как Hyundai Tb (Южная Корея), Hyundai Click (Южная Корея), Dodge Brisa (Венесуэла).

Доступны два типа кузова - 3-дверный и 5-дверный хэтчбек с переднеприводной компоновкой.

Важно: годы производства всех модификаций модели: 2002-2011.

Читайте также: