Момент затяжки маз 238

Обновлено: 25.06.2024

Резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления:

болты крепления пластин к ведомой полумуфте 32–40 (3,2–4)

остальные 44–60 (4,4–6,0)

Гайка оси шкива натяжного устройства привода пневмокомпрессора 120–150 (12–15)

Гайка болта-натяжителя натяжного устройства привода компрессора 10–20 (1–2)

Гайки регулировочных винтов коромысел 44–56 (4,4–5,6)

Болты крепления масляного насоса 90–100 (9–10)

Пробка сливная масляного картера 140–160 (14–16)

Болты крепления топливного насоса высокого давления 28–36 (2,8–3,6)

Гайки топливопроводов высокого давления 18–25 (1,8–2,5)

Болты крепления турбокомпрессора 36–44 (3,6–4,4)

Болты крепления выпускных коллекторов 36–44 (3,6–4,4)

Болты крепления топливопроводов низкого давления:

Болты крепления картера сцепления к картеру коробки передач 137–157 (14–16)* / 216–245 (22–25)**

Болты крепления картера сцепления к картеру маховика: М12 = 70–80 (7–8)

Болты крепления проставки к картеру основной коробки 123–157 (12,5–16)

Болты крепления картера демультипликатора к проставке:

предварительная затяжка 20–30 (2–3)

окончательная затяжка 79–98 (8–10)

Болты крепления верхней крышки картера основной коробки 35–49 (3,6–5)* / 49–54 (5,0–5,5)**

Оси вилки переключения демультипликатора 118–128 (12–13)

Болты крепления крышки первичного вала 23,5–35 (2,4–3,6)

Болты крепления муфты зубчатой низшего диапазона к проставке 49–55 (5–5,6)

Болт крепления фланца выходного вала 431–490 (44–50)

* — для коробок передач типа ЯМЗ-238ВМ и ЯМЗ-2381;

** — для коробок передач типа ЯМЗ-239.

Характеристики двигателей ЯМЗ

Контакты

Директор
Просветов Алексей Владимирович
Тел.: (8552) 331-800

Коммерческий директор
Куликова Т.В.
Тел.: (8552) 331-800, 331-801

Запчасти ЯМЗ и ГТО
Специалист Кадышев И.В.
Тел.: (8552) 331-800

Запчасти МАЗ, УРАЛ , КРАЗ, ПААЗ
Заместитель директора по развитию
Кулыгин В.В.
Тел.: (8552) 331-800, 331-801

Инженер ГТО
Бормотаев Е.Н.
Тел.: (8552) 331-800

Момент затяжки Нּм (кгсּм)

Болты крепления крышек коренных подшипников:

Болт крепления ступицы коленчатого вала

Болты крепления крышек шатунов

Болты крепления картера маховика

Болты крепления маховика:

с пластинами стоп, под два болта

с пластиной под все болты

Болты крепления кронштейна передней опоры двигателя

Боты крепления верхней крышки блока цилиндров

Гайки шпилек крепления головки цилиндров

Гайки крепления осей коромысел

Болт скобы крепления стартера

Болты крепления кронштейнов стартера

Гайки скоб крепления форсунок

Гайка крепления муфты опережения впрыска

Штуцеры топливного насоса высокого давления

Гайки распылителей форсунок

Гайка крепл. шестерни распределительного вала

Гайка крепления ведомой шестерни привода топливного насоса

Резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления

болты крепления пластин к ведомой полумуфте

Гайка оси шкива натяжного устройства привода пневмокомпрессора

Гайка болта-натяжителя натяжного устройства привода компрессора

Гайки регулировочных винтов коромысел

Болты крепления масляного насоса

Болты крепления топливного насоса высокого давления

Гайки топливопроводов высокого давления

Болты крепления турбокомпрессора

Болты крепления выпускных коллекторов

Болты крепления топливопроводов низкого давления

Болты крепления картера сцепления к картеру коробки передач

137 — 157 (14 — 16)*
216 — 245 (22 — 25)**

Болты крепления картера сцепления к картеру маховика: М12

Болты крепления проставки к картеру основной коробки

123 — 157 (12,5 — 16)

Болты крепления картера демультипликатора к проставке

Болты крепления верхней крышки картера основной коробки

35 — 49 (3,6 — 5)*
49 — 54 (5,0 — 5,5)**

Оси вилки переключения демультипликатора

118 — 128 (12 — 13)

Болты крепления крышки первичного вала

Болты крепления муфты зубчатой низшего диапазона к проставке

Болт крепления фланца выходного вала

431 — 490 (44 — 50)

Примечание :
* — для коробок передач типа ЯМЗ-238ВМ и ЯМЗ-2381;
** — для коробок передач типа ЯМЗ-239.

Блок цилиндров устанавливают на стенд (см. рис. 5), закрепив его фиксирующими штифтами за четыре отверстия блока. Болтами с пружинными шайбами закрепляют кронштейн стартера. В отверстия блока ввертывают резьбовые пробки и угольник отвода масла к компрессору. Пробки и угольник ставят на нитрошпаклевке, сурике или свинцовых белилах. Затем при помощи оправки (рис. 108, а) запрессовывают сальник вала привода топливного насоса, выдержав расстояние 69 мм от торца гнезда под передний подшипник до сальника. Используя предохранительную оправку (рис. 108, б), устанавливают ведомую шестерню привода топливного насоса в сборе с валом и подшипниками. Болты крепления упорного фланца стопорят отгибанием краев замковых шайб на грани болтов. Монтаж толкателей производится в следующем порядке. В расточку задней перегородки блока цилиндров 8 устанавливают заднюю


втулку 6 (рис. 109); в заднюю втулку вставляют крайнюю ось 7 с надетыми на нее толкателями 2 и распорной втулкой 3 и ставят промежуточную втулку 5 осей толкателей. Аналогично устанавливают другие оси в сборе с толкателями и их втулки. Толкатели должны проворачиваться на осях легко, без заеданий. При установке распределительного вала в сборе с шестернями и упорным фланцем обеспечивают совпадение меток на ведущей 5 (см. рис. 54) и ведомой шестернях привода топливного насоса. Упорный фланец вала привертывают, подложив под головки болтов замковые шайбы. Фланец должен перекрывать отверстие под


ось в передней втулке оси толкателей. Окружной зазор а в зацеплении шестерен должен быть 0,09—0,22 мм. После монтажа необходимо отогнуть края замковых шайб на грани болтов.

Сняв крышки коренных подшипников коленчатого вала, протирают плоскости разъема и постели под вкладыши, ставят вкладыши и крышки коренных подшипников на место и, смазав вкладыши дизельным маслом укладывают коленчатый вал, обеспечив совпадение меток на шестерне 3 коленчатого вала и шестерне 4 распределительного вала. Вкладыши с отверстиями и канавками устанавливаются в гнезда блока. Ремонтный размер вкладышей коренных подшипников должен соответствовать ремонтному размеру коренных шеек коленчатого вала.

Затем в выточки задней коренной опоры блока устанавливают упорные полукольца коленчатого вала так, чтобы стороны колец с канавками прилегали к упорным торцам вала, проверяют выступание штифтов над привалочной плоскостью упорных полуколец в задней крышке (6,2—6,8 мм) и ставят упорные полукольца в крышку канавками к упорным торцам коленчатого вала.

Смазав дизельным маслом вкладыши, уложенные в крышки коренных подшипников, ставят крышки в соответствии с маркировкой. Порядковый номер крышки должен совпадать с номером опоры, на блоке, при этом клейменая сторона крышки должна быть обращена к левому ряду цилиндров. Нумерация опор на блоке начинается от переднего торца.


шестерен коленчатого и распределительного валов в рабочем положении 0,09—0,22 мм (размер а на рис. 54). После затяжки болтов коренных подшипников вал должен легко проворачиваться за штифты от руки.

Сальник в крышку шестерен распределения запрессовывают, используя оправку (рис. 110, а). Запрессовав сальник, ставят на место правую и левую прокладки и крышку шестерен распределения Для предохранения сальника от повреждения при установке крышки применяют оправку, изображенную на рис. 110, б.

Далее, предварительно подложив прокладки, на шпильках крышки распределительных шестерен гайками с пружинными шайбами закрепляют водяной насос, закрепляют привод вентилятора и верхнюю крышку блока. Люк верхней крышки закрывают заглушкой. Компрессор пневмотормозов монтируют после сдаточных испытаний двигателя.

Затем устанавливают кронштейн передней опоры двигателя, затягивают четыре болта (крутящий момент 9—11 кгс-м), запрессовывают шпонку шкива коленчатого вала, напрессовывают до упора шкив и закрепляют его болтом. Отвернув три гайки, снимают боковину шкива водяного насоса, надевают ремень, ставят боковину шкива на место и проверяют натяжение ремня. Прогиб ветви под действием усилия 3 кгс, приложенного к середине ветви, должен быть 10—15 мм. При необходимости увеличения натяжения ремня следует уменьшить число регулировочных прокладок между боковинами шкива. Вынутые прокладки ставят под гайки с внешней стороны боковины шкива.

Используя оправку / (рис. 111, а), запрессовывают сальник 2 в картер 3 маховика, ставят прокладку и картер маховика на место.


Для предохранения сальника от повреждения во время установки картера маховика на задний конец коленчатого вала 4 (рис. 111, б) надевают специальную оправку. Болты крепления картера затягивают в два приема (момент окончательной затяжки 8—10 кгс-м). После затяжки проверяют легкость вращения толкателей.

Маховик устанавливают на штифы коленчатого вала. Для облегчения установки маховика в требуемом положении на ступице маховика и на торце коленчатого вала выбиты цифры 2 (рис. 112), которые при сборке должны быть совмещены. Маховик крепят к коленчатому валу восемью болтами, подложив под каждые два болта замковую пластину. Болты затягивают в два приема. Момент окончательной затяжки 20—22 кгс-м. Замковые пластины отгибают на грани болтов, как показано на рис. 112.

После этого закрепляют сапун двумя болтами с пружинными шайбами к торцу блока и кляммером к картеру маховика, устанавливают фильтр центробежной очистки масла, обеспечив совпадение отверстий для прохода масла в блоке и прокладке (при необходимости прокладку следует повернуть другой стороной), крепят фильтр грубой очистки масла и фильтр тонкой очистки топлива. При монтаже ТНВД в сборе с автоматической муфтой и регулятором под выступающий конец вала 4 (рис. 113) привода насоса ставят подставку и запрессовывают шпонку, на вал 4 надевают полумуфту 7, совместив метки а на фланце 5 и полумуфте 7; устанавливают ТНВД с автоматической муфтой и регулятором; ставят шайбу 8, обеспечив зазоры между кулачками ведущей полумуфты и торцом автоматической муфты 9 в пределах 0,7—1,0 мм (метки на ведущей полумуфте должны быть совмещены), затягивают и зашплинтовывают гайку 13 крепления полумуфты.

Затем закрепляют топливные трубки низкого давления. Трубка подвода топлива к ТНВД не должна касаться болта крепления сливной трубки форсунок и верхней крышки блока. Под наконечники трубок и головки пустотелых болтов подкладывают уплотни тельные шайбы.

Протерев посадочные места гильз и блока цилиндров, устанавливают подобранный комплект гильз в расточки блока цилиндров. Выступание буртов гильз над плоскостью блока должно быть 0,07— 0,16 мм ; разница величин выступания в пределах одного ряда цилиндров не должна превышать 0,08 мм . После замера положение гильзы в блоке следует обозначить меткой, выбитой на верхней нерабочей поверхности бурта гильзы в направлении передней части



двигателя; вынуть из блока гильзы, надеть в канавки уплотнительные и антикавитационные кольца, смазанные маслом, и установить гильзы в блок. Клейменая сторона каждой гильзы должна быть обращена в сторону передней части двигателя. При сборке шатунно-поршневого комплекта с одной стороны поршня / вставляют стопорное кольцо 13 (рис. 114) поршневого пальца и при помощи приспособления (см. рис. 15) надевают последовательно нижнее и верхнее маслосъемные кольца 4 (см. рис. 114), третье, второе 3 и первое 2 компрессионные кольца. Скосы на торцах компрессионных колец должны быть направлены вверх к днищу поршня, а замки смежных колец развернуты в противоположные стороны. Далее поршень с кольцами следует выдержать в масляной ванне в течение 10 мин при температуре масла 80— 100° С, установить в поршень шатун 6 так, чтобы ось верхней головки шатуна совпала с осью отверстия под поршневой палец, и вставить палец 5 (запрессовка пальца не допускается). Камера сгорания поршня в должна быть смещена в сторону длинного болта 9 шатунной крышки. После этого устанавливают второе стопорное кольцо. Вывернув шатунные болты 9 и 10, снимают крышку 8 шатуна вместе с болтами и кладут вкладыши 7, совместив выступы вкладышей


с пазами в постелях. Размерная группа комплекта шатунных вкладышей, устанавливаемого на двигатель, должна соответствовать ремонтному (или номинальному) размеру шатунных шеек коленчатого вала. Вкладыши, бывшие в употреблении, рекомендуется ставить в те постели, где они были установлены ранее и обязательно попарно. Смазав вкладыши дизельным маслом, при помощи технологических оправок 14 вставляют поршни в сборе с шатунами в гильзы // цилиндров, предварительно смазанные маслом. Камеры сгорания в поршнях должны быть смещены к оси двигателя. Крышки шатунов затягивают болтами их крепления (момент затяжки 17— 19 кгс-м), начиная с длинного болта. Суммарный осевой зазор между торцами нижних головок шатунов и щеками коленчатого вала должен быть 0,15—0,57 мм. Замеры производят между торцами шатунов и их крышек. Если зазор


меньше указанного, ослабляют затяжку болтов и легкими ударами резинового молотка по крышке шатуна сдвигают ее до получения необходимого зазора. После установки шатунов с поршнями коленчатый вал должен проворачиваться от руки плавно, без заедания при помощи рычага длиной 0,55 м . В крышку передней опоры коленчатого вала ввертывают две шпильки крепления масляного насоса (момент затяжки 3 кгс-м). Далее устанавливают масляный насос и проверяют окружной зазор не менее чем в трех точках в зацеплении шестерни коленчатого вала с промежуточной шестерней масляного насоса. Зазор в (см. рис. 54) в рабочем положении должен быть 0.25—0,37 мм. В случае необходимости между корпусом насоса и крышкой коренного подшипника кладут регулировочные прокладки (не рекомендуется более трех). Прилегание фланцев к привалочным плоскостям блока и насоса проверяют щупом толщиной 0,05 мм . Он не должен проходить под фланцы. После проверки окружного зазора и прилегания фланцев усики замковых шайб отгибают на грани болтов. Для установки дифференциального клапана в отверстие на нижней плоскости блока ввертывают угольник 7 (рис. 115); слегка привертывают на корпусе масляного насоса / болтами 10 со стопорными шайбами отводящую трубку 2 с прокладкой 11; на нижнюю плоскость блока 8 прикрепляют болтами 9 дифференциальный клапан 4 с уплотнительным кольцом 3, окончательно затягивают болты 9 и 10, отгибают стопорные шайбы на грани болтов; закрепляют на штуцере 5 и угольнике 7 подводящую трубку 6, устанавливают поддон блока цилиндров с ввернутой сливной пробкой и головки цилиндров и затягивают гайки крепления головок (момент затяжки 22—24 кгс-м).

Порядок затяжки гаек показан на рис. 116.



оборота (это соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана закрыты).


оборота. Регулировку зазоров в каждом цилиндре производят так же, как и в первом. Клапанные зазоры рекомендуется регулировать в порядке работы цилиндров, т. е. для двигателя ЯМЗ-236: 1—4—2—


5—3—6; для двигателя ЯМЗ-238; 1—5—4—2—6—3—7—8. Схема нумерации цилиндров показана на рис. 117.

Затем устанавливают комплект форсунок, с которыми ТНВД проходил испытания и регулировку. Под гайку распылителя под-кладывают не более одной уплотнительной шайбы. Затяжку гайки крепления скобы производят крутящим моментом 5—6 кгс-м. Далее ставят дренажные трубки форсунок и отводящую топливную трубку и закрепляют последнюю кляммером на шпильке впускного коллектора. После этого необходимо установить крышки головок цилиндров, соединительный патрубок впускных коллекторов фланцем крепления трубки компрессора к передней части двигателя, воздушный фильтр, подсобрать со шлангами и хомутами соединительную и перепускную трубки водяных термостатов и установить их на двигатель, снять двигатель со стенда, поставить на подставку и установить стартер и транспортные заглушки.

Крыльчатку вентилятора, генератор и компрессор, а также сцепление и коробку передач монтируют после сдаточных испытаний двигателя.

Момент затяжки резьбовых соединений

Примечание :
* — для коробок передач типа ЯМЗ-238ВМ и ЯМЗ-2381;
** — для коробок передач типа ЯМЗ-239.

Момент затяжки корзины сцепления ямз 238

МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238Б ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238Д


Резьбовое соединение Момент затяжки Н·м (кгс·м)

Болты крепления крышек коренных подшипников:

горизонтальные 100–120 (10–12) Болт крепления ступицы коленчатого вала 431–490 (44–50) Болты крепления крышек шатунов 200–220 (20–22)

Болты крепления картера маховика 100–125 (10–12,5)

с пластинами стоп. под два болта 200–220 (20–22)

Болты крепления кронштейна передней опоры

Боты крепления верхней крышки блока

Гайки шпилек крепления головки цилиндров 240–260 (24–26)

Гайки крепления осей коромысел 120–150 (12–15)

Болт скобы крепления стартера 70–90 (7–9)

Болты крепления кронштейнов стартера 45–62 (4,5–6,2) Болты стартера с фланцевым креплением М12 98,1–122,6 (10–12,5) Гайки скоб крепления форсунок 50–62 (5–6,2)

Гайка крепления муфты опережения впрыска 130–150 (13–15) Штуцеры топливного насоса высокого давления 100–120 (10–12) Гайки распылителей форсунок 60–80 (6–8)

Гайка крепл. шестерни распределительного вала 270–300 (27–30)

Гайка крепления ведомой шестерни привода

топливною насоса 140–180 (14–18)

Резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления:

— болты крепления пластин к ведомой

Резьбовое соединение Момент затяжки Н·м (кгс·м)

Гайка оси шкива натяжного устройства привода пневмокомпрессора 120–150 (12–15)

Гайка болта-натяжителя натяжного устройства

привода компрессора 10–20 (1–2)

Гайки регулировочных винтов коромысел 44–56 (4,4–5,6)

Болты крепления масляного насоса 90–100 (9–10)

Пробка сливная масляного картера 140–160 (14–16)

Болты крепления топливного насоса высокого

Гайки топливопроводов высокого давления 18–25 (1,8–2,5)

Болты крепления турбокомпрессора 36–44 (3,6–4,4)

Болты крепления выпускных коллекторов 36–44 (3,6–4,4)

Болты крепления топливопроводов низкого давления:

Болты крепления картера сцепления к картеру коробки передач

Болты крепления картера сцепления к картеру

Болты крепления проставки к картеру

основной коробки 123–157 (12,5–16)

Болты крепления картера демультипликатора к проставке:

предварительная затяжка 20–30 (2–3)

Болты крепления верхней крышки картера основной коробки

Оси вилки переключения демультипликатора 118–128 (12–13)

Болты крепления крышки первичного вала 23,5–35 (2,4–3,6)

Болты крепления муфты зубчатой низшего

диапазона к проставке 49–55 (5–5,6)

Болт крепления фланца выходного вала 431–490 (44–50)


— для коробок передач типа ЯМЗ-238ВМ и ЯМЗ-2381;

Сцепление ЯЗМ 238 инструкция по регулировке

Сцепление, механизм, который постоянно испытывает нагрузку. Максимальных значений она достигает в моменты начала движения или переключения передач. Именно очень важно, чтобы сцепление было правильно отрегулировано – это гарантия длительно работоспособности, как самого механизма, так и сохранности других деталей трансмиссии. Особенно это правило касается сцепления ЯМЗ 238, давайте разберемся почему.

Конструктивные особенности

Сцепление этой модели обычно устанавливается на тяжелую мощную технику.

ЯМЗ 238 – это сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа цилиндрические пружины у механизма имеют периферическое расположение.

Мощность двигателя и собственно конструктивные особенности механизма очень часто приводят к тому, что неправильно настроенное сцепление запросто может выйти из строя. Дабы избежать поломки, необходимо с периодичностью как минимум раз в полгода проводить диагностику и регулировку сцепления ЯМЗ 238.

Необходимое техобслуживание сцепления

Каждый раз, приступая к ТО сцепления необходимо придерживаться строгой последовательности, дабы не упустить ничего важного и вовремя заметить неполадку:

  1. Первым делом следует проверить и в случае необходимости отрегулировать свободный ход муфты, отвечающей за включение сцепления (зазор должен составлять 3,2–4 мм).
  2. Далее, необходимо проверить механизм на отсутствие ведения. (проверка производится при заведенном двигателе на первой передаче и с выключенным сцеплением).

В случае если выяснить, что значение далеки от предельной нормы – выход один, регулировка трансмиссии ЯМЗ 238.

Регулировка сцепления

  • Начинать регулировку следует с измерения свободного хода педали сцепления. Для ЯМЗ 238 он должен составлять от 34 до 43 мм. Проверять значение следует с помощью линейки, спустив загодя воздух из пневмосистемы. Итак, если, что-то не в порядке приступаем к регулировке. Однако прежде все-таки убедитесь, зазор между торцом задней крышки корпуса клапана и стопорным кольцом в пределах нормы — 3,5+0,2 мм. При необходимости отрегулируйте и его.
  • Далее, необходимо обязательно отрегулировать зазор от второго ведомого диска до упорного кольца оттяжных рычагов. (он должен быть в пределах 64 мм).
  • Далее, регулируем и зазор упорным кольцом и подшипником муфты включение механизма ЯМЗ 238. Здесь значения колеблются в рамках 3,6 мм. Обратите внимание, что полное отсутствие этого зазора может привести к поломке нажимного подшипника и неисправности в работе ведомого диска.

Если принятые меры не помогают, а неисправность в работе сцепления сохраняется, скорее всего, регулировка не панацея и потребуется замена механизма.


Схема сцепления ЯМЗ 238

Замена сцепления

В первую очередь для того чтобы самостоятельно заменить сцепление ЯМЗ 238 на новое, необходимы специфические навыки и как минимум один помощник. Если все это имеется, то серьезных проблем, скорее всего, не возникнет. Приступаем к работе:

  • Сначала придется снять коробку передач, это необходимо, чтобы подобраться к маховику и кожуху сцепления.
  • Далее, отворачиваем крепления кожуха к маховику и снимаем выжимной диск.
  • Отворачиваем планки автоматической регулировки хода среднего диска и снимаем разрезные кольца со штока.
  • Снимаем ведомый, средний, первый ведомый и ведущий диски сцепления.

Готово, теперь можно приступать к установке нового сцепления:

  • Начинаем с установки первого ведомого диска. Он ставится удлиненным концом ступицы в сторону маховика.
  • Далее, очередь 1 и 2 дисков.
  • После ставим средний ведущий диск со штоками.
  • Устанавливаем нажимной диск и при помощи 8 болтов центрируем ведомые диски по отношению к оси коленвала. Найдя нужное положение, окончательно затягиваем боты.
  • После следует надеть разрезные кольца и установить на место упорные планки автоматической регулировки отхода для среднего нажимного диска.
  • Еще раз убедитесь, что все собранно правильно и все – можно ставить на место коробку передач.

В целом процесс получается весьма длительным и трудоемким. Проведение работ может занять в зависимости от ситуации до нескольких дней. И, главное, следует понимать, что ошибки в сборе недопустимы. Неправильно установленные детали могут привести к разрушению механизма ЯМЗ 238 и повреждению коробки передач. Поэтому в случае если вы неуверены в себе лучше обратиться к специалистам. Квалифицированные работники выполнят замену с необходимыми гарантиями.

Уход за сцеплением

Чтобы сцепление проработало как можно дольше и не вышло неожиданно из строя необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • Периодически проверяйте свободный ход педали, а также смазывайте привод и подшипник муфты включения.
  • Дабы уменьшить износ элементов сцепления не следует долго держать ногу на педали и использовать пробуксовку сцепления, для того, чтобы снизить скорость движения.

Моменты затяжек двигателя ЯМЗ

пневмокомпрессора — 120–150 (12–15)
Гайка болта-натяжителя натяжного устройства
привода компрессора- 10–20 (1–2)
Гайки регулировочных винтов коромысел- 44–56 (4,4–5,6)
Болты крепления масляного насоса- 90–100 (9–10)
Пробка сливная масляного картера- 140–160 (14–16)
Болты крепления топливного насоса высокого
давления- 28–36 (2,8–3,6)
Гайки топливопроводов высокого давления- 18–25 (1,8–2,5)
Болты крепления турбокомпрессора- 36–44 (3,6–4,4)
Болты крепления выпускных коллекторов- 36–44 (3,6–4,4)
Болты крепления топливопроводов низкого
давления:
— М 10 20–25 (2–2,5)
— М14 40–50 (4–5)
— М16 48–50 (4,8–6)
Болты крепления картера сцепления к картеру-137–157 (14–16)*
коробки передач — 216–245 (22–25)**
Болты крепления картера сцепления к картеру
маховика М12 — 70–80 (7–8)
Болты крепления проставки к картеру
основной коробки- 123–157 (12,5–16)
Болты крепления картера демультипликатора
к проставке:
— предварительная затяжка 20–30 (2–3)
— окончательная затяжка 79–98 (8–10)
Болты крепления верхней крышки картера- 35–49 (3,6–5)*
основной коробки- 49–54 (5,0–5,5)**
Оси вилки переключения демультипликатора- 118–128 (12–13)
Болты крепления крышки первичного вала- 23,5–35 (2,4–3,6)
Болты крепления муфты зубчатой низшего
диапазона к проставке — 49–55 (5–5,6)
Болт крепления фланца выходного вала- 431–490 (44–50)

Примечание:
* — для коробок передач типа ЯМЗ-238В и ЯМЗ-2381;
** — для коробок передач типа ЯМЗ-239.

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт


Автомобили ГАЗ


Автомобили ЗИЛ


Автомобили КАМАЗ


Автомобили МАЗ


Автомобили КРАЗ


Автомобили УРАЛ

Устройство и монтаж сцепления ЯМЗ-238

Двухдисковое сцепление ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 — Фрикционное, сухое, диафрагменное вытягиваемого типа.

Ведомые диски сцепления ЯМЗ-238 диаметром 400 мм, с гасителем крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа, с накладками фрикционными на асбестовой основе.

Муфта выключения сцепления ЯМЗ-238 со специальным радиально-упорным подшипником, при выключении перемещается к двигателю.

Технические параметры сцепления ЯМЗ-238

Максимальный крутящий момент двигателя, Нм. — 920

Масса вращающихся частей, кг — 70

Момент инерции диска ведомого, кг.м2 — 0,09 х 2

Размеры шлиц ведомого диска, мм — 42х34х6

Сцепления ЯМЗ-238, ЯМЗ-236 отличаются лишь количеством нажимных пружин. Сцепление ЯМЗ-238 может выполняться в герметизированном варианте.

Кожух 16 (рис. 52) сцепления ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101, штампованный из листовой стали, с нажимным диском 19 в сборе устанавливается на маховике 20 двигателя, а ведомые диски 21 – на шлицевой части первичного вала коробки передач.

Передний и задний ведомые диски сцепления ЯМЗ-238 взаимозаменяемы и устанавливаются в определенном положении, как показано на рисунке.

Ведомые диски сцепления зажимаются постоянным усилием цилиндрических нажимных пружин 17 между маховиком двигателя, средним и нажимным дисками.

Сцепление ЯМЗ-236 имеет восемнадцать нажимных пружин, сцепление ЯМЗ-238 – двадцать пружин. Под пружины со сторон нажимного диска подложены термоизолирующие прокладки 18.

Нажимной и средний ведущий диски сцепления ЯМЗ-238 связаны с маховиком четырьмя шипами, находящимися на наружной поверхности дисков.

В зажатом состоянии ведомые диски передают крутящий момент двигателя на первичный вал коробки передач.

Выключение сцепления ЯМЗ-238 производится муфтой 11. Муфта с подшипником, перемещаясь в сторону двигателя, отводит нажимной диск от ведомого диска, передавая усилие через четыре жестких оттяжных рычага 5.

Величина свободного хода регулируется механизмом выключения сцепления. Упорное кольцо оттяжных рычагов перемещается в сторону коробки передач на 27 мм за счет допустимого износа фрикционных накладок.

Гарантированные зазоры между ведомыми дисками сцепления ЯМЗ-238 и поверхностями трения маховика, среднего ведущего и нажимного дисков при выключении сцепления по мере износа накладок обеспечиваются механизмом автоматической регулировки отхода среднего диска, который состоит из штоков 1, закрепленных в каждом из четырех шипов среднего ведущего диска, разрезных колец 2, для перемещения по штоку которых необходимо определенное усилие, упорных планок 4, которые крепятся с кожухом сцепления болтами к маховику, и тарельчатых пружин 3, установленных на штоке между кольцом 2 и планкой 4.

При выключении сцепления ЯМЗ-238 нажимной диск 19 отходит назад не менее чем на 2 мм, и освобождает задний ведомый диск 21.

Средний ведущий диск 22 под действием пружины 23 так же отходит назад, до упора кольца 2 в планку 4 через тарельчатую пружину, на величину 1,2±0,1 мм, освобождая передний ведомый диск.

По мере износа фрикционных накладок сцепления ЯМЗ-238 средний ведущий диск под действием нажимных пружин нажимного диска перемещается к маховику, кольца 2 при этом упираются в кожух сцепления, перемещаясь по штокам 1 и сохраняя размер между кольцами и тарельчатыми пружинами.


Рис.52. Сцепление ЯМЗ-238

1 – шток; 2 – кольцо; 3 – тарельчатая пружина; 4 – планка; 5 –оттяжной рычаг; 6 – вилка оттяжного рычага; 7 – регулировочная гайка; 8 – распорная пластина: 9 – стопорная пластина; 10 – петля пружины оттяжного рычага; 11 – муфта выключения сцепления с подшипником; 12 – шланг подачи смазки к муфте выключения сцепления; 13 – вилка выключения сцепления; 14 – упорное кольцо оттяжных рычагов; 15 – вал вилки выключения сцепления; 16 – кожух сцепления; 17 – нажимная пружина; 18 – термоизолирующая прокладка; 19 – нажимной диск; 20 – маховик; 21 – ведомые диски; 22 – средний ведущий диск; 23 – отжимная пружина; D – минимальный ход выжимной муфты

Установка сцепления ЯМЗ-238

Если двигатель автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101, на который предусматривается установка сцепления ЯМЗ-238, подвергался разборке со снятием маховика, картера маховика или проведена их замена, то перед установкой сцепления и коробки передач на двигатель необходимо проверить расположение посадочных и установочных поверхностей на картере маховика и маховике, относительно оси коленчатого вала.

Кроме того на установочных поверхностях не должно быть забоин, следов коррозии, грязи, масла и т.п.

На поверхности трения маховика допускаются незначительные прижоги с сеткой микротрещин, равномерный износ не более 0,4 мм и износ в виде 2-х кольцевых канавок глубиной не более 0,25 мм.

На картере маховика биения торца и выточки 515 мм под установку картера сцепления ЯМЗ-238 не должны превышать 0,5 мм.

На маховике биение выточки 475 мм под установку кожуха сцепления ЯМЗ-238 и поверхности трения на диаметре 420..430 мм не должно превышать 0,3 мм.

Перед установкой сцепления ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101 проверить состояние переднего подшипника первичного вала установленного в выточку коленчатого вала – внутреннее кольцо подшипника должно вращаться без заеданий, радиальный зазор должен быть не более 0,05 мм, полость коленчатого вала и подшипника должна быть заполнена смазкой, рекомендуется использовать смазку Шрус-4.

Установку сцепления ЯМЗ-238 на двигатель необходимо производить в следующем порядке:

Вставить оправку в подшипник находящийся в коленчатом вале.

Установить ведомый диск сцепления ЯМЗ-238 на оправку таким образом, чтобы расположение удлиненной части ступицы было от двигателя.

Ввернуть в резьбовые отверстия маховика две установочные шпильки и установить на них корзину сцепления ЯМЗ-238 (для облегчения установки и предотвращения обрыва резьбы рекомендуется предварительно установить монтажные шайбы под головки болтов крепления нажимного диска).

Завернуть от руки 10 болтов крепления кожуха к маховику с предварительно установленными шайбами; вывернуть установочные шпильки и завернуть на их места два болта крепления кожуха.

Произвести затяжку болтов крепления кожуха сцепления ЯМЗ-238 автомобилей МАЗ-5516, МАЗ-64229, 6303 и Краз-255, 6510, Краз-65101.

Одновременно, при затягивании болтов, обеспечить вручную радиальное перемещение оправки в двух взаимно перпендикулярных направлениях, что обеспечит лучшее центрирование ведомого диска и последующее удаление оправки с двигателя.

Затяжку болтов производить равномерно, при этом следить, чтобы не было значительных перекосов кожуха и посадочный бурт кожуха зашел в выточку на маховике, окончательный момент затяжки болтов должен быть в пределах 60..70 Нм (6..7кгс/м).

Удалить монтажные шайбы из-под головок болтов крепления нажимного диска сцепления ЯМЗ-238 к кожуху, если они использовались.

Сцентрировать упорное кольцо запорного устройства с помощью оправки, выполненной в виде втулки. Данная оправка одевается на оправку, служащую для центрирования ведомого диска, и заводиться в упорное кольцо.


Регулировка клапанов на двигателе ямз 238 производится по разным причинам. Двигатель работает исправно. В результате трения деталей газораспределительного механизма увеличиваются зазоры. Регулировка позволяет уменьшить зазоры до рабочего состояния. Происходит износ седел и клапанов зазоры уменьшаются.

Поэтому через каждые 10000 – 20000 км необходимо проверять величину тепловых зазоров. Помимо этого случаются поломки двигателя. Снимется головка блока цилиндров. Ремонтируются коромысла. Меняется прокладка головки блока цилиндров. После ремонта так же требуется производить регулировку зазоров в клапанах.

Двигателя ЯМЗ пока они новые кажутся очень надежными, мощными. Создаётся впечатление, что этот двигатель никогда сломаться не может. Но это только первое впечатление. Потом он создаёт одну проблему за другой. Это просевшие гильзы, течь охлаждающей жидкости из под резиновых уплотнений гильз и дугие причины. Их возникает много когда приходится снимать головку блока. По окончании ремонта остаётся проблема регулировки клапанов.

Конечно же, опытные мотористы легко с этим справляются, для них это вообще не проблема. Где взять моториста если машина сломалась в поле или на трассе. Да и отдавать лишние деньги в принципе за незначительную услугу, бывает просто жалко. Поэтому лучше самому раз один раз разобраться и не на кого не рассчитывать.

При регулировке клапанов необходимо знать порядок работы цилиндров двигателя. Для того чтобы понимать клапана какого цилиндра регулировать следующими.

Порядок работы цилиндров двигателя ЯМЗ 238

Регулировка клапанов ямз 238

В таком порядке работают все v-образные восьми цилиндровые двигатели. Это означает, что поршень первого цилиндра подошел в ВМТ в момент сжатия. Произошел впрыск топлива в камеру сгорания перого цилиндра Клапана первого цилиндра закрыты. И именно в этом положении на не работающем двигателе можно регулировать клапана первого цилиндра.

Следующим согласно порядка работы двигателя в работу вступит 5 цилиндр. Поршень пятого цилиндра подойдет к вмт произойдет впрыск топлива. Клапана в этот момент закроются. Это положение и будет для регулировки клапанов пятого цилиндра. Так далее. Согласно порядка будут работать остальные цилиндры. То есть необходимо подводить поршень каждого цилиндра в верхнюю мертвую точку по очереди согласно порядка работы.

Помимо этого необходимо хорошо знать расположение цилиндров в двигателе

Расположение цилиндров в двигателе ЯМЗ 238


Как установить поршень первого цилиндра

Самое главное. Необходимо установить поршень первого цилиндра в ВМТ в момент сжатия топлива. То есть определить положение поршня первого цилиндра при котором необходимо начинать регулировку клапанов. Это очень просто. Совмещаются метки на ТНВД.

регулировка клапанов ямз 238

Этого положения будет достаточно для того чтобы начать регулировку клапанов. Правда поршень будет находится не идеально в вмт . Ниже на угол опережения зажигания То есть он немного не дойдет до вмт но на регулировку это никак не повлияет клапана закрыты, и их можно регулировать.

Коленчатый вал тоже имеет метки. И если их выставить. Поршень первого цилиндра будет находится в ВМТ. Но колен вал делает два оборота а ТНВД один за полный цикл работы двигателя. Поэтому в одном из положении меток коленвала поршень первого цилиндра может встать не в момент сжатия. Следовательно, надежно ориентироваться по положению топливного насоса. Либо по клапанам, если топливный насос снят. В момент сжатия, когда поршень подходит в ВМТ. Выпускной клапан первого цилиндра закрыт а впускной клапан закрывается. При дальнейшем вращении коленвала, до достижения поршня ВМТ. Клапана закрыты и коромысла неподвижны. Во втором положении меток коленвала один клапан до ВМТ закрывается, а после прохождения поршнем ВМТ второй клапан сразу открывается. Это положение поршня не устраивает. После того как выставлен поршень первого цилиндра можно регулировать клапана первого цилиндра.

Как проворачивать коленвал

Следующий вопрос на сколько проворачивать коленвал. и в какую сторону для регулировки пятого цилиндра. Согласно порядка работы двигателя. Как уже сказано выше коленвал делает два оборота . То есть один оборот это 360 градусов два оборота 720 градусов. Цилиндров 8 делим 720 на 8 получается 90 градусов. То есть от регулировки первого цилиндра до момента регулировки 5 цилиндра вал необходимо провернуть на 90 градусов, то есть ¼ оборота. Для того чтобы проще ориентироваться можно нанести на шкиву метки мелом. Разделить шкив на 4 части.


Заводской способ регулировки клапанов ЯМЗ 238.

В руководстве по эксплуатации предлагается выставить поршень первого цилиндра в ВМТ в момент сжатия. Таким же образом как уже написано. Отрегулировать клапана первого цилиндра. Затем перейти на пятый цилиндр. Начать вращать коленчатый вал. Выпускной клапан первого цилиндра уже закрыт. Коромысло впускного клапана движется и в какой то момент впускной клапан закрывается и коромысло становятся неподвижным. В этот момент можно еще немного провернуть коленчатый вал. Только для того чтобы убедится в том что клапана закрыты и коромысла неподвижны.

В этом положении можно регулировать клапана. Приблизительно вал должен провернуться на 90 градусов но это не очень важно. Далее переходим на четвертый цилиндр и также проворачиваем вал до тех пор пока не закроется впускной клапан четвёртого цилиндра. После того как клапана закрылись а коромысла стали не подвижны. Регулируем клапана четвёртого цилиндра. Затем переходим на 2 цилиндр и так далее до 8 цилиндра. Кажется что не очень точно. Но на самом деле очень практично. Не нужно лазить под двигателем, искать метки маховика. Достаточно того что совместились метки на топливном насосе в момент установки поршня первого цилиндра.

Торцевые отверстия маховика для проворачивания вала

Коленчатый вал можно проворачивать за маховик при помощи воротка вставляемого в торцевые отверстия. Как это принято на Камазе. Соседние отверстия делят сектор маховика на 30 градусов. То есть если установить поршень первого цилиндра как положено в момент сжатия. И отрегулировать клапана . Следующие клапана регулируются на пятом цилиндре. Для этого необходимо провернуть маховик на три отверстия. Коленвал при этом повернётся на необходимые 90 градусов. И так через каждые три отверстия регулируем следующие цилиндры.

Все эти сбособы предполагают регулировку клапанов каждого цилиндра в отдельности. Кажется, что вы затрачиваете на это много времени. Потому что приходится постоянно прокручивать маховик. Но для этих способов достаточно только знать порядок работы цилиндров V-образного восьмицилиндрового двигателя. Его вам скажет любой профессиональный водитель. Зная порядок работы, вы смело можете регулировать клапана. Есть еще альтернативный способ регулировки клапанов за два оборота.

Регулировка клапанов ЯМЗ 238 за два оборота коленчатого вала.



Но где здесь сильно экономится время. Мне не совсем понятно. Коленвал также проворачивается на два оборота. Разве что меньшее количество подходов. Требуется более точная установка коленчатого вала. Что тоже не очень выгодно. Лазить под машиной и выискивать метки которые забиты грязью или просто не читаются. Да и схему эту запомнить и держать в голове до следующей регулировки не получится. По закону подлости в нужный момент она не окажется под рукой.

Поэтому этот способ лучше забыть и не когда им не пользоваться. Крутить вал реже, а суеты на много больше. Клапана можно от большого изобилия информации просто перепутать. Оставим этот способ для очень умных водителей. Которые потом всё равно переделают клапана по другому. Если ММЗ для двигателя Д 240 предлагает регулировку клапанов за два оборота. То да это удобно и точно. Камаз и ЯМЗ ни чего об этом не говорят то и нечего лезть в дебри. Конструкторам виднее. Для них важно чтобы мотор ходил долго. Мотор не прощает даже мелких ошибок.

Зазоры клапанов ЯМЗ 238

Регулировка клапанов на ЯМЗ 238 предполагает установку зазоров в пределах 0,25-0,3 мм. Впускные и выпускные клапана имеют одинаковый зазор. Если устанавливается щуп 0,25 мм, он должен входить между коромыслом и шейкой клапана без особого усилия, свободно. Если устанавливаете щуп 0,3 мм. он должен входить с усилием, но не так что бы совсем не лезть между клапаном и коромыслом.

После того как клапана отрегулированы. Желательно завести двигатель с открытыми клапанными крышками. Это нужно для того что бы проверить тот ремонт который был сделан до регулировки клапанов. Проверить необходимо топливные трубки на возможность утечки топлива. В случае утечки топливо будет попадать в картер двигателя. Да и просто так лишний раз проверить это не мешает.

Читайте также: