Можно ли пройти техосмотр с обманкой лямбда зонда

Обновлено: 30.06.2024

Каталитический нейтрализатор – это полноценный компонент автомобиля. Если имеет место выбивание, то это считается внесением изменений в конструкцию. Однако нельзя так однозначно все определить. При том, что удаление этого элемента имеет определенные последствия, не всегда есть шансы на них нарваться. Можно выяснить, что будет, если катализатор удален, проверяют ли его наличие сотрудники ГИБДД на дорогах или уровень выхлопа, как это скажется на возможности пройти техосмотр.

Оглавление

Можно ли удалять катализатор?

В соответствии с техническим регламентом, каталитический нейтрализатор выступает в качестве одного из компонентов транспортного средства. Поэтому его удаление является нарушением структуры автомобиля, предусмотренной производителем.

В Основных положениях ПДД прописано, что запрещено вносить изменения, не получив разрешения (пункт 7.18 ОП). Нарушение данного пункта влечет за собой наложение штрафного взыскания 500 руб. по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Однако такая тонкость способна повлечь за собой намного более существенные последствия, о них далее и будет рассказано.

Но в п. 2 ранее указано, что что-то может грозить за удаленный катализатор только в случае, если разрешение ГИБДД на это не было получено заранее. Однако получить его не всегда получается, так как в этом случае будут нарушены условия регламента, соответственно которому предписано, что к участию в дорожном движении в России допускаются только автомобили, в которых установлен катализатор.

Пробелы в законодательстве

Можно снова рассмотреть Технический регламент. Тут и прописан непосредственный запрет на выбивание катализатора. Пунктом 9.4 контролируется, что поломка или отсутствие компонентов в системе выхлопа отработавших газов, включающей катализатор, не разрешено.

Тут есть только одна тонкость, за нарушение данного регламента отсутствует наказание, так как в Административном кодексе нет ни одной статьи, которая указывает на нормативный акт в перечне санкций за нарушение в сфере движения на дорогах.

Формально у инспектора ДПС нет возможности выписать штраф за отсутствие каталитического нейтрализатора либо его повреждение. Однако важно помнить, что запрещено вносить изменения в автомобильную конструкцию без соответствующего распоряжения.

Еще одна недоработка состоит в том, что при отсутствии нейтрализатора выбросы в атмосферу становятся более вредными, при этом они не соответствуют определенным стандартам. А соответствовать они должны пункту 6.1 Основных положений ПДД, где прописаны нормы, установленные ГОСТами Р52033-2003 и Р52160-2003.

Проблема еще и в том, что эти государственные стандарты по состоянию на 2021 год считаются недействующими, так как утратили силу. Получается, что в ПДД ссылка ведет на недействительные правовые акты. По этой причине просто нельзя выписать штраф за отсутствие катализатора, хотя бы формально.

Последствия удаления катализатора

Стало понятно, что штрафа за отсутствие катализатора нет, но это совсем не значит, что можно просто так выбить нейтрализатор. На текущий момент есть два довольно серьезных последствия, о которых можно поговорить.

Техосмотр с отсутствующим нейтрализатором не получится пройти. В рамках технического осмотра проводится проверка уровня загрязняющих веществ и дымности отработанных газов, в частности, требуется их соответствие тем значениям, которые указаны в описании авто непосредственно производителем.

Требуется понять, что даже при наличии катализатора, который работает некорректно не получится пройти техосмотр, так как проводится проверка уровня вредных компонентов в составе выхлопа, а не присутствия конкретного компонента в конструкции авто. Пока еще довольно частые случаи покупки карты ТО без фактического прохождения процедуры, но в любой момент ситуация может измениться. В КоАП собираются добавить новый штраф за непройденный техосмотр.

Штраф и аннулирование регистрации авто

Ранее уже было сказано о том, что есть законодательное основание для назначения штрафа за отсутствие нейтрализатора в 500 рублей. Это взыскание будет наложено за незаконное внесение изменений в автомобильную конструкцию. Но это не все.

Если конструкция была изменена нелегально, то по закону в ГИБДД обязаны снять автомобиль с учета. Подобное решение опирается на следующие законодательные цепочки:

  • подпункт 6 ст. 18 ФЗ О регистрации содержит сведения о том, что при наличии оснований ч. 1 ст. 20 этого же законодательного акта учёт транспортного средства требуется прекратить;
  • ч.1 ст. 20 в подпункте 4 содержит указание на то, что не дозволено регистрировать ТС, если регданные не отвечают конструкции, например, если выбит либо каким-то способом удален катализатор;
  • п. 55 Постановления Правительства №1764 четко указывает на обязательство регистрационного подразделения ГИБДД временно прекратить учёт ТС при обнаружении таких проблем.

Как избежать штрафа

На практике в текущем году все в разы проще. Вероятность выявления на дороге сотрудником ГИБДД отсутствия указанного компонента в конструкции минимальна:

  • на российских дорогах технадзор почти не проводит проверку уровня выбросов, хотя формально нет запретов или ограничений на эту процедуру;
  • практически невозможно определить, что в конструкции транспортного средства отсутствует нейтрализатор, так как инспектор ДПС не будет даже смотреть под днище авто, чтобы выявить сварные швы или иные признаки удаления компонента;
  • минимальна вероятность передачи сведений об автомобиле с удаленным катализатором, а в некоторых случаях передаются просто данные об увеличенном выбросе вредных компонентов, но это не всегда свидетельствует об отсутствии компонента в конструкции.

Однако, если автомобилист намерен строго соблюдать законы, то остается только два варианта выхода из положения:

  • Можно приобрести новый компонент от производителя, чтобы установить его на автомобиль. Это будет наиболее дорогостоящий способ избежать штрафа за удаленный нейтрализатор. Для каждого автомобиля цена компонента различается, но она достаточно высокая.
  • Можно установить универсальную модель нейтрализатора вредного выхлопа, и по цене это может обойтись, как процедура извлечения катализатора с перепрошивкой ЭБУ под новые параметры.

У таких катализаторов обычно срок службы значительно более короткий, чем у оригинальных компонентов. При его внезапном разрушении или поломке велика вероятность не только крупных расходов на эвакуацию до сервиса, но и повреждения мотора, так как у многих моделей автомобилей есть свои особенности конструкции.

Как и любая другая деталь, он изнашивается, выходит из строя досрочно и требует замены. Многие прибегают к куда более дешевому варианту - просто удаляют катализатор подобно аппендиксу у человека. Можно ли покупать такой автомобиль, и какие риски за собой влечет вырезание каталитического нейтрализатора?

Коротко о главном

Катализатор - это "банка" в выпускной трубе, после мотора - утолщение со специальным фильтром внутри. Этот фильтр состоит из сот с химически активным напылением, которое превращает токсичный газ в менее токсичный. Так происходит, пока соты не забьются с течением времени или не разрушатся от внешних ударов, прочих факторов. Тогда владелец оказывается перед выбором - менять или удалять. Замена обойдется в очень приличную сумму - от 30 до 200 тыс. руб. Все зависит от объема мотора и премиальности марки. Поэтому многие выбирают удаление.

Как это происходит: цилиндр с сотами вырезают "болгаркой" и вскрывают для выбивания содержимого в мусор. Получаем пустую трубу, которая вваривается обратно либо заменяется аналогичным куском. Также катализаторы принимают в лом для извлечения ценных металлов, но мы сейчас говорим о ситуации, когда на приобретаемой машине вместо дорогого фильтра стоит прямоток. Стоит ли чувствовать себя обманутым?

Стоит ли брать машину с удаленным катализатором: плюсы и минусы

Что происходит после удаления

Преимущества вырезания нейтрализатора:

  • Исчезает проблема с давлением в выпускной системе - мотор не глохнет, хорошо тянет и даже демонстрирует прирост мощности на пару-тройку лошадиных сил.
  • Снижается расход топлива, так как эффективность работы двигателя несколько возрастает - ему не нужно проталкивать отработанные газы сквозь фильтр.
  • Можно больше не бояться, что катализатор забьется либо раскрошится, ведь его нет.

Минусы такого решения:

  • Выхлоп становится гораздо более токсичным - содержание в нем вредных веществ не вписывается даже в рамки Евро 2.
  • Появляется неприятный запах выхлопных газов, который вполне может проникать в салон через систему вентиляции либо приоткрытые окна.
  • Электронный блок управления фиксирует ошибку, и нужно принимать меры по обману системы.
  • Слегка меняется звук выхлопа - может возникнуть эффект пустой бочки.

Можно ли ездить без катализатора?

Если вопрос задавать чисто в технической плоскости, то да. Разумеется, ведь единственная функция каталитического нейтрализатора - обезвреживание опасных выбросов. Но это никак не помогает мотору работать. Удаление сот даже наоборот делает задачу по выхлопу более простой, воздух выходит наружу беспрепятственно, задерживаясь только в глушителе. Нужно помнить, что катализатор придумали не мотористы, а экологи - именно они настояли на внедрении этого элемента и его связи с "мозгами" путем установки датчиков контроля загрязненности воздуха. Но об этом ниже.

Стоит ли брать машину с удаленным катализатором: плюсы и минусы

Подводные камни

Главным минусом вырезания сот является ругань ЭБУ на их отсутствие. На приборной панели неизбежно выскочит знак Check engine, машина перейдет в аварийный режим, не позволяя ехать динамично. Это сделано для того, чтобы сообщить владельцу о проблеме: "Водитель, у вас неполадки с катализатором!"

И проблемы эти связаны конкретно с двумя датчиками - так называемыми лямбда-зондами. Первый расположен перед катализатором, второй - после него. Выполняют они одну функцию - по проверке уровня вредных веществ. Когда все работает правильно, на выходе грязи будет заметно меньше, чем на входе. Если фильтрующего элемента нет, то показатели останутся неизменными - электроника заподозрит неладное. Поэтому умельцы предлагают ряд решений.

Датчик-обманка

Вместо второго лямбда-зонда устанавливается несколько усложненная конструкция, которая словно прячет датчик от потока грязного воздуха. Таким образом уровень вредных веществ в точке замера снижается по сравнении с цифрами первого датчика. Обманки могут быть различными, но их общий плюс в том, что они устанавливаются в штатное место без переделок выхлопной системы. Монтажные работы можно выполнить самостоятельно. Владелец удаляет соты, заваривает металл или ставит обычную трубу и вкручивает обманку - готово.

Перепрошивка

Еще один способ - смена настроек ЭБУ. Сделать это самостоятельно не выйдет, нужен сервис и специалист с опытом таких вещей. Грубо говоря, блок управления двигателем заставляют забыть о том, что он заточен под нормы экологичности ЕВРО 5 (или 3-4). Вместо этого прошивка меняется под нормы токсичности ЕВРО 2 - машины того времени имели только один датчик. Поэтому второй лямбда-зонд попросту отключается и бездействует. Обновлять прошивку не нужно, и если ПО сделано качественно, то теоретически никаких проблем в эксплуатации возникать не должно. Правда, стоит хорошая перепрошивка немало - от 10 тыс. руб., в то время как обманка вместе с работой по ее установке - 3-5 тыс. руб.

Стоит ли брать машину с удаленным катализатором: плюсы и минусы

ВАЖНО:
Практика говорит о том, что альтернативные прошивки иногда могут слетать. И тогда после очередного визита на сервис ваша машина откажется ехать. Поэтому датчики-обманки выглядят более надежным вариантом, хотя и такое решение способно дать сбой. Следует быть готовым к сюрпризам - это некритичная, но все же плата за отказ менять дорогостоящую деталь.

Как насчет ТО?

Еще один момент, который интересует многих - реально ли пройти техосмотр без катализатора? В странах Евросоюза этот трюк точно не сработает: неисправный и тем более удаленный нейтрализатор считается серьезной поломкой, владельцу придется как минимум воспользоваться услугами сервиса и восстановить заводскую конструкцию выхлопной системы. Что же касается России, то никаких проблем во время проверки техсостояния не возникнет. По крайней мере, таковы реалии сегодняшнего дня. Если мотор исправен, то претензий к владельцу нет.

Выводы

Покупать автомобиль, на котором вырезали частично или полностью катализатор, можно. Если при этом нет значка Check engine, машина звучит и, что самое главное, едет нормально, то это приемлемый вариант. Преимуществ у отсутствия каталитического нейтрализатора больше, чем недостатков, а российские законы не запрещают ездить без катализатора.

Владельцы машин с пробегом часто сталкиваются с проблемой выхода из строя каталитического нейтрализатора. Новая деталь стоит дорого, поэтому редко кто меняет неисправный катализатор на исправный. Обычно вместо него устанавливают пламегаситель. О нюансах такой замены мы уже рассказывали.

Лямбда-зонд и обманка

Лямбда-зонд и обманка. Фото — drive2

Как работает лямбда-зонд

Принцип работы лямбда-зонда

Принцип работы лямбда-зонда

Важный нюанс: кислородный датчик начинает работать только после того, как прогреется до 300 градусов (что даже в выхлопной трубе происходит не мгновенно). Это не блажь разработчиков, а необходимое условие, ведь именно при такой температуре циркониевый электролит начинает проводить ток. В прошивке ЭБУ учтена такая особенность кислородного датчика, поэтому после холодного запуска первое время он может корректировать смесь без его участия. Во многих современных автомобилях используются лямбда-зонды с подогревом, на них проложен дополнительный электрический провод, который позволяет кислородному датчику быстрее выйти на рабочую температуру.

Вот именно такой датчик нам придется обманывать. Глобально все обманки делятся на два типа – механические и электронные.

Механические обманки

Механическая обманка

Механическая обманка

Обманки с мини катализатором

Обманки с мини катализатором

Плюсы механической обманки очевидны – она очень дешева, проставку можно изготовить самому, или купить за 500-1000 рублей (пустой вариант) или 1500-2000 рублей (с керамической крошкой). С установкой тоже никаких проблем – открутил лямбда, ввернул втулку, а в нее уже вкрутил кислородный датчик – справится даже школьник.

Минусы тоже имеются. Втулка заметно увеличивает длину конструкции, далеко не всегда компоновка элементов днища позволяет нарастить лямбда-зонд – удлиненная конструкция может просто-напросто не поместиться. Тогда придется переносить место установки датчика, а это дополнительная работа болгаркой и сваркой, что сводит на нет простоту этого метода.

Электронные обманки

Как мы уже убедились, лямбда-зонд преобразует количество кислорода в выхлопе в электрический сигнал, который нужен ЭБУ. В таком случае не обязательно создавать условия для датчика, чтобы он показывал правильно, можно просто имитировать нужный сигнал без реального замера. Именно по такому принципу работают электронные обманки.

Электронная обманка лямбда-зонда

Электронная обманка лямбда-зонда. Фото — drive2

Самые крутые из них оборудованы микропроцессором, могут учитывать работу первого датчика кислорода и очень точно имитируют выходной сигнал, но работают даже простые варианты, которые может собрать любой автовладелец, знакомый с паяльником. За готовые образцы в магазине попросят 1500-3000 рублей, а если делать самому, то можно уложить в несколько сотен рублей на материалы.

Самодельная электронная обманка изнутри

Самодельная электронная обманка изнутри

Кроме относительно высокой стоимости уже готовых имитаторов других минусов у электронных обманок нет, а вот плюсы есть. Например, с электронной обманкой рабочий лямда-зонд не нужен. Он может сломаться в процессе эксплуатации, но на стабильность работы системы это не повлияет. Иногда, вообще, обманки ставят только потому, что не хотят покупать новый кислородный датчик, ибо он будет дороже стоить.

Выводы

Конечно, при замене катализатора на пламегаситель можно вообще обойтись без обманки, а просто перепрошить ЭБУ под евро-2, при котором показатели второго кислородного датчика не учитываются. Это хороший вариант, но он подходит не для всех – на какие-то машины прошивок нет, по близости может не быть специалиста высокого уровня и так далее. Кроме того, перепрошивка может оказаться заметно дороже. В таких ситуациях обманки лямбда-зонда тоже дадут нужный эффект. Какую выбрать, механическую или электронную, нужно решать в каждом случае индивидуально, в зависимости от модели автомобиля, доступности запчастей и предрасположенности самого владельца – что ему нравится больше паять или работать с токарным станком.

Удаление катализатора

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Для чего нужен катализатор

У меня уже есть статья — что это такое, повторять я ее не буду. Вам нужно понять, что катализатор (а по научному каталитический нейтрализатор), нужен только для того, чтобы очистить выхлоп автомобиля от вредных выбросов и сделать их менее вредными.

катализатор

Устроен он достаточно просто – это утолщенная труба, которая внутри имеет как бы соты, только длинные и полые. Сделаны они обычно из керамических элементов с напылением благородных металлов (обычно используют металлы платиновой группы — иридий, родий, паладий).

драгоценные металлы

Именно из-за этого, стоимость его мягко сказать — не мала! От 30 до 150 000 рублей, все зависит от класса автомобиля и его объема.

Чтобы газы из токсичных превратились в менее вредные — температура катализатора должна быть около 750 градусов Цельсия, иначе химическая реакция происходить не будет. Газы которые выходят из двигателя автомобиля имеют температуру примерно 500 – 550 градусов Цельсия (что недостаточно), когда они проходят через катализатор происходит химическая реакция с выделением тепла — таким образом, разогрев как раз такой который нужен (750 – 900 градусов).

Выбил катализатор, это плохо для машины?

Как я писал сверху это просто система экологии, и если ее не будет, то машина наоборот улучшит свои характеристики (мощность, расход). Если сказать просто — изначально двигателю все равно до этого нейтрализатора, но он создает препятствие в глушителе, на преодоление которого уходит часть энергии двигателя (про это чуть ниже).

Но почему же на многих машинах, если этот узел вышел из строя (скажем, оплавился, забился или посыпался), начинает гореть CHECK ENGINE и авто начинает вести себя не нормально, пропадает тяга, иногда немного троит, да банально вообще может не запуститься.

катализатор посыпался

И тут друзья все просто. Если катализатор оплавился или забился, то отработанные газы не могут через него нормально пройти, а это означает, что часть возвращается обратно в камеру сгорания и делает вновь поступившую горючую смесь менее эффективной. Мотор душит сам себя.

Таким образом — выбивая или удаляя его, вы просто освобождаете выпускной тракт автомобиля от препятствия в виде фильтра и понижаете его экологическую норму. НО ЕЩЕ РАЗ — ЭТО НИКАК НЕ СКАЗЫВАЕТСЯ НА РЕСУРСЕ СИЛОВОГО АГРЕГАТА!

выбил катализатор

Прошивка под ЕВРО2 и обманка – что это значит?

Итак, что такое ЕВРО2. Ввели его давно, а именно в 1996 году. НА тот момент машины получили инновационную систему, а именно катализатор. Как мы все с вами знаем, со временем он может забиваться, да и топливо тогда было не такое как сейчас, в нем было много серы, что способствовало забиванию сот намного быстрее, и как мы с вами знаем, машина начинала душить сама себя. Тогда инженеры установили датчик кислорода, он был всего один, и нужен был для улавливания CO2 в камере перед каталитическим нейтрализатором.

ЕВРО 2

Загорается Check

НО как мы с вами знаем ценник, мягко говоря — ВЫСОКИЙ, поэтому многие владельцы просто удаляли эти соты и МОЩНОСТЬ ВОССТАНАВЛИВАЛАСЬ!

НО как? ДА все просто, уровень CO2 в камере перед нейтрализатором намного падал, датчик кислорода это фиксировал (что все в порядке) и машина ехала бодро и не принужденно. Устраивало это всех, НО ТОЛЬКО НЕ ЭКОЛОГОВ! Поэтому они ввели стандарт ЕВРО3 (сейчас уже существует стандарт ЕВРО5). Что изменилось, да просто появился второй датчик кислорода (нижняя лямбда) за катализатором. Принцип работы здесь такой — первая лямбда (перед фильтром) фиксирует уровень вредных веществ, вторая (после него) должна зафиксировать уровень намного меньший, потому как вредные вещества разложились.

ЕВРО 3

Что делается прошивкой под ЕВРО2? Меняется прошивка в ЭБУ, вместо норм ЕВРО3,4, ставятся нормы ЕВРО2. Суть всех этих действий банальна — просто отключаем вторую нижнюю лямбду (остается только одна верхняя), машина начинает ездить как положено, без занижения мощности.

лямба зонт (датчик кислорода)

Сейчас есть несколько вариантов обманок:

Обманки

Плюсами обманки, является то — что не нужно лезть в ЭБУ и менять стандартную прошивку, а также цена (выбил соты, накрутил обманку и все, можно уложиться в 3000 – 5000 рублей).

Расход топлива

День 5, окончательный расход топлива

Конечно, не стоит ожидать какой-то глобальной экономии, обычно это около 3% (максимум), но стоит отметить — что расход немного упадет.

Плюсы и минусы удаления

Я подготовил небольшую табличку с плюсами и минусами что будет, если удалить катализатор

Как видите плюсов немного больше, самый существенный это цена всей этой переделки (удалить будет стоять в разы, если не десятки раз — дешевле).

Сейчас видео версия, смотрим.

В заключении хочется сказать убирать катализатор – СОВСЕМ НЕ ПРАВИЛЬНО именно с точки зрения ЭКОЛОГИИ. Ведь наша планета и так загрязнена, а таким образом вы делаете ее еще грязнее!

НА этом заканчиваю, думаю, этот материал поможет сделать вам правильный выбор. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

(320 голосов, средний: 4,59 из 5)

Читайте также: