На чем двигатель работает лучше на газу или на бензине

Обновлено: 04.07.2024

По мере увеличения стоимости бензина, его стараются поменять на альтернативные виды топлива. Для того чтобы понять выгодно ли использовать газ вместо бензина и можно ли сэкономить на этом, нужно рассмотреть все его преимущества и недостатки.

Для начала можно проанализировать статистику, по статистике видно, что доля потребления газа в нашей стране крайне мала, и газ как топливо, не очень популярен среди автомобилистов.

Сегодня лучшей заменой бензина, считается газ и владельцы транспортного средства переходят на газ, только для того чтобы сэкономить на топливе. Но стоит ли, игра свеч?

Недостатки:

  1. Для того чтобы установить газобаллонное оборудование (ГБО) необходимо сделать ряд регулировок.
  2. Газовый баллон занимает место в багажнике и увеличивает общую массу автомобиля.
  3. Тяга транспортного средства на газу гораздо хуже.
  4. За ГБО необходимо постоянно следить (через каждые 10 000 км регулировать клапана, сливать конденсат и тому подобное).
  5. Газ очень опасен. Возможна его утечка, а при ДТП может произойти взрыв.
  6. Для прохождения техосмотра необходима дополнительная документация. Вы должны представить документы, которые будут подтверждать исправность оборудования.
  7. У газа выше температура сгорания, поэтому двигатель интенсивнее нагревается, следовательно, система охлаждения будет работать на пределе.
  8. Газовых заправок гораздо меньше, чем бензиновых.
  9. Расход газа значительно больше (на 15%) и зависит от правильной регулировки.
  10. Двигатель больше страдает от газа.

Преимущества:

  1. Двигатель мягче работает на газе.
  2. Масло в моторе прослужит дольше, так как не происходит насыщение бензиновыми продуктами горения.
  3. Газовое топливо невозможно украсть.
  4. Выхлоп автомобиля на газу менее опасен.
  5. Если одновременно использовать бензин и газ, то без дозаправки можно проехать расстояние в два раза больше.

Какая экономия?

Во-первых, газ стоит меньше в два с лишним раза, чем бензиновое топливо. Предположим, что вы проезжаете ежегодно 100 тыс. километров. На 100 километров нужно 10 литров бензина, следовательно, газа нужно будет 11,5 литров, так как его расход на 15% больше. Если допустить, что цена на бензин будет 44 рубля за 1 литр, а на газ 24 рубля, то получается, что на бензин будет затрачено 440 тыс. рублей, а на газ 276 тыс. руб. Таким образом, на 100 000 км можно сэкономить 164 тыс. рублей.

Экономия на лицо, однако нужно учитывать затраты на эксплуатацию. Двигатель больше страдает от газа, следовательно, капитальный ремонт, нужно будет делать чаще. Плюс ко всему нужно установка ГБО также стоит денег.

Вывод

Выгодно ли использовать газ вместо бензина и что лучше газ или бензин?
Пользоваться газом будет выгодно только тем водителям, которые проезжают много километров. При обычной эксплуатации автомобиля в городе, экономия будет незначительной, поэтому устанавливать ГБО нет смысла.


Опасения перерастают в реальность: уже весной этого года цены на пропан-бутан достигли точки невозврата, когда ездить на газе стало примерно так же дорого, как на бензине. Но лето продолжает подкидывать события, а что будет в конце года – и вовсе вопрос открытый. Давайте посмотрим, почему переводить машину на газ прямо сейчас – абсурдная затея и почему до этого дошло.

Что происходит с ценами на пропан-бутан?


Почему так вышло?

При этом динамика цены на пропан-бутан может быть абсолютно любой, оставаясь лишь в рамках рыночных условий. Государство по закону не участвует в регулировании цен и не ограничивает, например, предельную отпускную стоимость литра на заправке. Более того, в отличие от бензина, цена которого более чем на 70% состоит из акцизов и пошлин и за счет этого более стабильна, газ сильнее подвержен влиянию рынка, поскольку именно корреляция спроса и предложения формирует конечную розничную стоимость. Этим же объясняется и большой разброс розничных цен: если крупные игроки вроде Газпрома могут позволить себе продавать газ по 32 рубля за литр, то мелкие сети, изначально закупающие СУГ с наценкой, вынуждены устанавливать более высокие цены, вплоть до упомянутых 40-42 рублей за литр.

Что это означает для автомобилистов?

Потребительская математика довольно проста: пропан-бутан остается выгодным топливом до тех пор, пока стоит примерно вдвое дешевле бензина. Ведь более низкая стоимость топлива отчасти нивелируется более высоким расходом: в зависимости от современности газового оборудования, режимов эксплуатации, конкретной машины и других факторов потребление газа может быть на 15-30% выше, чем бензина. Исходя из этого, минимальный порог выгоды – около 70% от стоимости бензина, и сейчас он фактически пройден. Ведь даже если отбросить экстремумы в виде 40-42 рублей за литр газа и взять средний показатель в 32 рубля за литр, то при стоимости 92-го бензина в 45,5 рублей за литр цена газа составляет от него 71%.

Еще нагляднее картина становится, если посчитать стоимость километра пробега на разных типах топлива. Например, для автомобиля со средним расходом бензина в 10 литров на сто километров эти самые сто километров будут стоить 450 рублей, а цена одного километра пробега – 4,5 рубля. Если принять расход пропан-бутана в 13 литров, то при цене в 32 рубля за литр это дает 4,2 рубля за километр пробега. Если же расход составит 14 литров на сотню, то экономия исчезает полностью: стоимость километра пробега становится равна 4,5 рублям и на бензине, и на газе. Ну а повышение стоимости газа хотя бы на рубль приводит и вовсе к абсурдной ситуации, когда ездить на газе становится дороже, чем на бензине.

Если же принять во внимание не только затраты на топливо, но и прочие накладные расходы, то выгодность газа становится сомнительной уже сейчас. Например, баллоны имеют срок службы и со временем требуют замены, система нуждается в обслуживании редуктора, форсунок и других элементов, а также регулярной замене газового фильтра. Само собой, в перспективе заплатить пару тысяч за ремонт форсунок и пару сотен за фильтр – не проблема, но если добавить все эти затраты, включая очень редкие, но дорогие, в стоимость пробега за год или несколько лет, то результаты могут быть неожиданными.

Но сильнее всего подорожание СУГ сказалось на тех, кто установил ГБО совсем недавно или только планирует его установить. Стоимость комплекта газобаллонного оборудования с установкой колеблется около 50 тысяч рублей для обычного четырехцилиндрового мотора, а кроме того, еще несколько тысяч рублей нужно отдать за его регистрацию в ГИБДД с внесением пометок в документы. Таким образом, при прошлогодней цене газа в 18 рублей за литр против 45 у бензина и расходе в 14 литров на сотню можно было бы окупить установку ГБО за 30 тысяч километров, или за 2-3 года обычной эксплуатации. Повышение цены газа до 23 рублей в начале этого года растянуло окупаемость до 47 тысяч километров, или 3-5 лет. Ну а при розничной стоимости в 32 рубля за литр вложение 60 тысяч рублей в установку ГБО и вовсе превращается в бессмысленную затею, ведь экономя 300 рублей с тысячи километров пробега, окупить его попросту невозможно.

А что с метаном?

На фоне кратных повышений стоимости сжиженного газа компримированный метан пока тоже кажется гораздо более стабильным. Правда, стоит помнить, что эта стабильность тоже обусловлена рыночными рамками. Кто-то может помнить, что в 1993 году в рамках программы по замещению моторных топлив природным газом было решено ограничить предельную отпускную цену на сжатый природный газ на отметке в половину цены реализуемого в данном регионе бензина А-76, но в 2015 году это постановление было отменено. Так что если цена природного газа для бытовых нужд населения контролируется ФАС, то к работе АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) это не относится.


Однако пока цены на метан более стабильны, чем на пропан-бутан. Если в 2018 году кубометр стоил около 14 рублей, то в 2020 – 17 рублей, а сейчас достиг отметки в 20 рублей. На фоне СУГ, которые подорожали в рознице более чем на 30% с начала года, подорожание на четверть за три года – очень неплохой результат.

Вдобавок перевод автомобилей на метан дополнительно стимулируют государство и Газпром. В 2020 году предлагались программы по субсидированию установки метанового ГБО: 60% должно было субсидировать государство, а еще 30% брал на себя Газпром. По той же схеме несколько лет назад продавались заводские битопливные модификации Lada Vesta и Largus, которые с учетом субсидий были всего на 30-50 тысяч рублей дороже обычных бензиновых. Впрочем, программы субсидирования переоборудования автомобилей во многих регионах работают и сейчас, а с их условиями можно ознакомиться на сайте Минэнерго.


Математика затрат для автомобиля на метане чуть проще, чем для пропан-бутана. Расход топлива здесь практически один к одному, то есть, один литр бензина равен одному кубическому метру газа. Правда, расчет заправки для компримированного газа отличается от сжиженного: в стандартный баллон объемом 90 литров входит около 22 кубометров метана – то есть, на одной заправке автомобиль с расходом в 10 литров на сотню проедет всего 220 километров. К тому же в последнее время динамика прироста машин с метановым ГБО превышает скорость появления новых заправок, что вкупе с более долгой, чем для бензина, процедурой заправки провоцирует очереди на АГНКС. Однако пока все это с лихвой компенсируется выгодой: даже после подорожания до 20 рублей за кубометр метан остается в 2,5 раза дешевле бензина.

Водители, которые ежедневно проезжают на автомобиле десятки километров задумываются о переводе свое железного коня на более экономное топливо, то есть на газ.

Каждый раз, заправляя полный бак бензина, они невольно начинают подсчитывать в уме количество денег, которые можно было не тратить, если бы в машине было установлено ГБО.

Переход на газ только на первый взгляд может показаться выгодным. Далее будут изложены аргументы опытного автомеханика, который, в том числе на собственном опыте, убедился в нецелесообразности подобной переделки легкового автомобиля.


Ошибочное мнение о двукратной экономии

В первую очередь следует сразу развеять миф о том, что ездить на газу выгоднее ровно в 2 раза. Стоимость литра газа в среднем составляет 24 рубля за литр. При цене бензина АИ-92 в 42 руб/л, экономия составить только 18 рублей.

Обратите внимание! Несколько лет назад 1 литр газа стоил в 3 раза меньше одного литра бензина. Тогда, при грамотно установленном и настроенном ГБО, это было действительно выгодно.

Кроме того, газа расходуется больше при одинаковом пробеге на 15 – 20%. Таким образом реальная экономия составит гораздо меньше, но это только при условии, что газ не повредит элементы двигателя.

Кроме перечисленных аргументов против ГБО, многих водителей может насторожить тот факт, что проконтролировать качество заливаемого в баллон продукта практически не представляется возможным.

Водителю могут закачать большое количество конденсата, который так и останется неизрасходованным и будет заполнять полезный объем топливной емкости.


Почему на бензине ездить выгоднее

Если автомобиль, сошедший с конвейера уже можно эксплуатировать на бензине, то чтобы появилась возможность работать двигателю внутреннего сгорания на газу, необходимо установить соответствующее оборудование в машину.

Стоимость такой работы вместе со всеми необходимыми элементами и приспособлениями обойдется владельцу машины не менее 50 000 рублей. Кроме того, переделку необходимо узаконить, поэтому потребуется потратить еще немало времени и денег, чтобы можно ездить по трассе не опасаясь штрафов за незаконное переоборудование автомобиля.

При сжигании пропанобутановой смеси вредных примесей в атмосферу поступает значительно меньше, в сравнении с использованием даже качественных сортов бензина.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Все индивидуально.
1) Газ расходуется не на 15-20% больше, а в среднем на 10%, ито зависит от настроек.
2) Чем больше расход топлива авто на 100км и чем больше ездят тем разумнее уже думать об установке газа.
3) От региона к региону разная обстановка по цене газа и бензина, где то газ и в 2 раза дешевле за литр, а где то только в 1.5 раза. Так же зависит от того какой бензин рекомендован для авто 92 или 95. Бывает газ дорогой, а 92 бензин достаточно дешовый и на нем нормально едет авто.
4) Конечно газ это во первых стоимость оборудования + стоимость тех обслуживания надо тоже учитывать. И конечно что запаску например придется в багажнике возить, или даже без нее ездить.
5) Вообщем нужно брать листочек, ручку, калькулятор и сидеть все просчитывать. Онлайн калькуляторов тоже полно на этот счет. То есть просчитать когда окупится хотя бы оборудование с документами и регистрацией. У одних может получится полгода-год, а у других больше 3 лет. Вот больше 3 лет то скорее всего смысла нет в гбо. Ну тут каждый сам решит для себя как лучше.

Газ гораздо выгоднее.Расход такой же как и на бензине. Никакие клапана не прогорают. У меня на 120 крузе стоит 4 поколение BRC. До меня прежний владелец прошел около 100 т.к. я проехал уже почти 40 т.к. полет нормальный. Разницы нет, разгон -расход одинаковый. Недавно оформил газ официально, отдал с пошлинами 13400. Экономия реально двойная. Тот кто это пишет, на газе не ездил, а только об этом слышал. Как в анекдоте: Хреново жто Утесов поет,- а ты на концерте что ли был? — Не а, мне друг напел.

Заметил закономерность: если автор заметки пишет, что ездит на газУ, то естьму не нравится! А если автор пишет на газЕ, это поклонник данного вида топлива. Вот что образованность животворящая делает!

Установка стоит 30 000. Газ надо сравнивать с 95 бензином и выше. Расход больше на 5-7%. . Прогорание клапанов бывает. Газ не любит больших оборотов ибо горит дольше и не успевает сгорать. Выгода … шкода 1,6 автомат. На 75 литрах газа проехала 1000 км. На бензине такое невозможно. При поездках за границу выгода еще больше. Двойная заправка. Газ в европе 0,65 евро. Бензин 1,7. К тому можно добавить … свечи не портятся, форсунки не изнашиваются. Топливный насос работает мало, без нагрузки. При выходе из строя топливной аппаратуры можно завестись и ехать на газе. Катализатор не забивается. Масло всегда чистое. Механик ваш малограмотный специалист.

Езжу приблизительно 6 лет на пропане. на последней машине прошел уже около 300т.км на пропане.из расходов:снятие оборудования с прежней и установка на новую машину-10к,замена редуктора и шлангов-7к(как никак уже 500т.км это гбо пробежало)настройки и диагностика в процессе эксплуатации-около 3к.капиталка движка(вовремя неотрегулировал клапана и пару штук спалил)-30к,решил заодно все там перебрать просто.кстати поршневая после 300 т.км была в полном порядке,так как от газа нет такого нагара.он гораздо полезнее для двигла,кто бы что не говорил.если на нем еще и гидрокомпенсаторы стоят,то с газом машине вообще цены не будет.к тому же на современном гбо можно выставить отсечку на 3800 оборотах,далее идет переключение на бенз и клапана чувствуют себя превосходно)расход и мощность вообще не меняются при грамотной настройке.экономия на 1км составляет 2р!итого при моем пробеге в о бщем она составила 600т.р!минус расходы -50тр,получаем итого 550тр!при этом я не беру в учет возможные расходы при езде на бензе на чистку форсунок,проблем с топливной системой,частую замену свечей и возможных проблемах с движком при больших пробегах.так что я свою машину окупил уже в 2 раза только экономией на топливе.и даже если движок накроется полностью-вообще переживать не буду))единственный момент:бак устанавливается на место запаски,так что ее приходится либо в багажнике тягать,либо,как в моем случае,датчики давления в шинах дают вовремя понять,что с колесом что-то не так.ну а далее идут в ход дорожный набор шиномонтажника и насос)

кто говорит что на газу нет выгоды , это все реклама на бензин, много лет езжу на газу даже на самом простом (не 4 поколение) выгода большая, в 3 месяца раз посмотри настройку и все будет хорошо, не знаю у кого как а у меня даже мощи в движке на газу больше чем на бензине…..

Для автомобильных двигателей внутреннего сгорания в качестве топлива применяется газ или бензин. Ряд производителей поставляет машины с двойной системой питания, рассчитанной на жидкое и газообразное топливо (например, Lada Vesta CNG). На другие автомобили потребуется установка дополнительной аппаратуры для подачи метана или пропана с последующей регистрацией внесенных изменений в ГИБДД.

Топливо для машин

Особенности использования бензина в качестве топлива

Особенности применения бензинов в качестве моторного топлива:

  1. При разработке автомобиля учитываются тип двигателя и особенности системы подачи топлива. Монтаж дополнительного баллона уменьшает полезную вместимость багажного отсека, а дополнительные магистрали могут разрушаться при столкновениях.
  2. Поскольку бензин находится в жидком состоянии при нормальном атмосферном давлении, то удельный расход ниже, чем при использовании газообразного топлива.
  3. Смесь бензина с воздухом обладает повышенной теплотворностью, обеспечивая улучшенные параметры двигателя. Газовые моторы уступают по характеристикам бензиновым аналогам (недостаток частично устранен на агрегатах с впрыском пропана или метана в полость впускного коллектора).
  4. Машины с бензиновым мотором не требуют оформления дополнительных документов. Следует учесть распространенность заправочных станций с жидким топливом и упрощенный процесс заливки горючего в бак.

Особенности использования газа

При установке газобаллонного оборудования учитывают следующее:

  1. Для двигателей внутреннего сгорания используют сжатую или сжиженную смесь пропана и бутана либо чистый метан.
  2. Повышенное октановое число газового топлива устраняет риск детонации при сгорании.
  3. Уменьшенная температура сгорания и сохранение масляной пленки на зеркалах цилиндров обеспечивают увеличение ресурса до капитального ремонта на 50-70%. Ресурс электродов свечей зажигания выше в 1,7-2,0 раза.
  4. Сниженное тепловыделение уменьшает нагрузку на детали мотора и систему охлаждения. Одновременно следует учесть падение эффективности работы системы отопления салона, подключенной к рубашке двигателя.

Сравнение газа и бензина по разным критериям

При выборе типа горючего необходимо оценить все факты за и против, которые можно разделить на категории:

  • ценовые характеристики топлива и дальность хода без дозаправки;
  • токсичность выхлопа и влияние на атмосферу в салоне;
  • ресурс поршневой группы и механизма газораспределения;
  • мощность и крутящий момент мотора;
  • простота запуска при низкой температуре окружающей среды.

Следует учесть, что для запуска мотора с системой подачи газа требуется бензин. Запас жидкого горючего хранится в стандартном баке или отдельной емкости, теоретически автомобили имеют увеличенный запас хода без дозаправки. После запуска двигателя подача бензина отключается вручную тумблером или блоком управления (алгоритм зависит от конструктивных особенностей и поколения газобаллонной аппаратуры).

Сравнение

Стоимость

При оценке финансовой рентабельности необходимо учитывать как цену топлива и оборудования, так и пробеги. Например, неэтилированный бензин сорта А-95 на середину осени 2020 г. имеет среднюю цену 45 руб. за литр, а газ (сжатая смесь пропана и бутана) обойдется водителю в сумму от 25 руб. При расчете необходимо учесть увеличение расхода горючего на 25-35%, поэтому газобаллонное оборудование окупится через 1-2 года при ежемесячных пробегах в пределах 2 тыс. км.

Экологичность

При оценке экологичности следует учитывать особенности выхлопной системы двигателя. Например, на моторах с каталитическими нейтрализаторами с обратной связью отработавшие газы дожигаются и удовлетворяют нормам Евро-3 и выше, поскольку в процессе сгорания природного газа выделяется меньше углеводородов, угарного газа и окислов азота, которые дожигаются в нейтрализаторе. В результате падает нагрузка на узел и увеличивается ресурс. На газовых машинах с карбюраторной системой питания без нейтрализатора снижаются вредные выбросы в атмосферу.

Безопасность для двигателя

При подаче газообразного топлива на стенках цилиндров сохраняется слой смазки, пары топлива не проникают в поддон и не ускоряют деградацию смазки. Улучшенные условия работы положительно сказываются на ресурсе сопрягаемых деталей, пробег до капитального ремонта увеличивается на 30-50%. Для продления срока службы двигателя необходимо проводить своевременное техническое обслуживание с использованием моторного масла с рекомендуемой производителем вязкостью.

Дополнительным преимуществом газа является сниженное количество нагара, образующегося на клапанах, стенках камеры сгорания и канавках для установки поршневых колец. Владельцы отмечают снижение угара масла, но при частых пусках мотора на бензине при низкой температуре воздуха возможно появление отложений.

Повышенное октановое число газового горючего предотвращает детонационный процесс сгорания, кроме того, в топливе отсутствуют вредные присадки и сфальсифицировать смесь невозможно.

Мощность

При применении газового оборудования на карбюраторных моторах падение мощности и крутящего момента составляет 15-20%. При эксплуатации машины с полной загрузкой водителю приходится сильнее открывать дроссельную заслонку при разгоне или движении в гору. В результате возрастает расход горючего и снижается экономическая эффективность с одновременным продлением срока окупаемости аппаратуры.

Запахи в салоне

При исправной системе выпуска отработавших газов посторонние запахи в салон не попадают. При повреждении прокладок, трубопроводов или гофрированной секции появляются посторонние звуки, часть выхлопа проникает к пассажирам. Дефект встречается на любых моторах и не зависит от типа горючего. Не допускается утечка паров топлива из резервуаров для хранения или соединительных шлангов (требование касается как бензина, так и газовой смеси).

Запах в салоне

Эксплуатация зимой

Запуск мотора с газобаллонным оборудованием зимой не сложнее процедуры старта бензинового двигателя. Водителю необходимо следить за состоянием аккумуляторной батареи, стартера, соединительных проводов и заливать в картер масло с соответствующими характеристиками вязкости. Для упрощения запуска при температурах ниже -40°С используют внешние системы обогрева или автономные отопители Webasto или Eberspacher. В зимнее время экономичность мотора падает на 10-25% вне зависимости от агрегатного состояния топлива.

Как сделать выбор между двумя видами топлива?

После того, как потенциальный покупатель или владелец автомобиля выяснил все плюсы и минусы эксплуатации газобаллонного оборудования, необходимо сделать выбор. Оснащение легковых машин баллоном в багажнике уменьшает полезный объем грузового отсека. Для компенсации недостатка резервуар монтируют в нише для запасного колеса, но в этом случае необходимо возить аптечку для ремонта шин.

При покупке новой машины следует учесть разницу в цене. Например, седан Vesta в базовом оснащении обойдется в 601 тыс. руб., а модификация на метане (CNG) имеет цену от 716 тыс. руб.

Производитель заявляет экономию на топливе в 3 раза, переключение на газ снижает мощность со 106 до 96 л. с. с соответствующим падением динамики и максимальной скорости. Одновременно запас хода без дозаправки доведен до 1000 км.

Выбирая газобаллонное оборудование, следует обращать внимание на конструктивные особенности двигателя. Перевести на газ можно не все силовые агрегаты. Например, возникают сложности при монтаже систем на моторы автомобилей концерна VAG с системой прямого впрыска топлива и наддувом или на V-образные двигатели BMW либо Mercedes Benz.

Газообразное горючее для машины выгоднее в случае больших годовых пробегов (не ниже 40 тыс. км). Следует учитывать, что установка баллонов и редуктора должна осуществляться в сертифицированном сервисе с выдачей соответствующих документов. Затем владельцу необходимо обратиться в ГИБДД и внести изменения в свидетельство о регистрации. Эксплуатация автомобиля с газовым баллоном без регистрации запрещена. В случае обнаружения нарушения на владельца налагается штраф (при повторной фиксации возможен арест на срок до 15 суток).

Читайте также: