На каком расстоянии работает автозапуск автомобиля

Обновлено: 15.05.2024

Но мало кто задумывается, что у автозапуска есть несколько минусов. Принципиально не буду называть их серьезными, поскольку многим они кажутся мелочью – до тех пор, пока не столкнешься с ними лично.

Долгая работа на холостых – это плохо

Это нагар и отложения в двигателе, это аккумулятор, который при включенных подогревах не может восполнить свой заряд. Кто-то будет говорить, что исправный генератор заряжает батарею на 100%. Да – но только под нагрузкой, и если не включены мощные потребители тока: обогрев лобового стекла, заднего, зеркал, сидений, руля.

Все эти подогревы быстро высаживают аккумулятор, а генератор без нагрузки не способен восполнить потери. Более того, даже при движении генератор зарядит батарею только в том случае, если вы едете без пробок и довольно долго. По-хорошему именно из-за частых коротких зимних поездок требуется подзаряжать аккумулятор раз-другой за зиму.

А если у вас дорогой автомобиль с кучей электроники, спутниковой навигацией, системой постоянной самодиагностики и так далее, у него высокие потери электричества сами по себе. Живой пример – Range Rover. Оставьте его на стоянке на две-три недели и аккумулятор разрядится так, что вы его уже не заведете.

Ну и про нагар в двигателе. Почитайте инструкцию по эксплуатации и стандарты автопроизводителей: долгая работа на холостом ходу (в режиме ожидающего такси или патрульного автомобиля) относится к тяжелым условиям эксплуатации и требует вдвое более частой замены масла.

Кто-то может возразить: мол, в любом случае греешь машину, какая разница – автозапуском или нет? Формально разницы нет, но на практике автозапуск часто включают за 10-15, а то и 20 минут до выхода из дома, а когда ты греешь машину сам, то стоишь, как правило, не дольше пяти минут, а то и меньше, и начинаешь медленно ехать.

Во-первых, время жалко, а, во-вторых, под нагрузкой мотор прогревается быстрее. Более того, на турбомоторах с высоким КПД на холостых прогрева почти нет. Яркий пример – 1,4-литровые турбомоторы VW, которые пока не поедешь, не прогреются.

Проблема экологии

Это вторая проблема автозапуска, о которой никто в России не задумывается. Недаром европейские производители, как один, пишут в инструкциях по эксплуатации, что прогрев машины не требуется. Мол, завелся – и сразу потихоньку поехал. Даже если на улице минус тридцать. Для чего они так пишут? Не для того, чтобы загубить поскорее двигатель (они прекрасно знают, что прогрев мотору нужен). Просто без нагрузки мотор будет прогреваться очень долго.

И ладно мотор. Смесь будет переобогащенная, выбросов будет в десятки раз больше, а катализатор не начнет работать, пока не прогреется до рабочей температуры в 400-800°С. А на холостых он не прогреется никогда, потому что тепла слишком мало.

Вся эта эко-ересь россиянам кажется чепухой, но даже по российским законам прогревать машину во дворе и в жилой зоне (стоять с работающим двигателем) нельзя дольше пяти минут.

Здесь должен, я считаю, срабатывать какой-то внутренней ограничитель – человечности и заботы об окружающих. Представьте, вы прогреваете машину во дворе 20 минут под чьими-то окнами, а соседи этим дышат. Дети идут мимо в школы и детские сады, а потом малыши с мамами выходят гулять. И все дышат выхлопными газами вашей ненаглядной машины.

И ведь не вы один такой. В моём дворе каждая вторая машина коптит двор без водителя внутри. Чтобы понять, как это неприятно, хоть раз прогуляйтесь утром по тротуару около дома – задохнуться можно.

Машина заводится сама, пока вас нет

Самая существенная проблема автозапуска в его плюсе. Вы не слышите, как машина заводится, не видите, что с ней происходит. А между тем – почитайте в интернете – немало случаев, когда машина загорались, когда двигатель закипал и заклинивал. По разным причинам: у кого-то помпа полетела, у кого-то термостат. У кого-то масло вытекло, у кого-то ещё что-то. Если бы человек был внутри или рядом, он бы заметил и заглушил бы двигатель, а автозапуску все равно.

Машину с автозапуском проще угнать

Если автозапуск штатный или сделан с умом профессионалами, у которых не было желания сделать все побыстрее и попроще, всё будет нормально. Защита машины никак не пострадает.

Но в жизни установщики часто халтурят. Халтурят с соединением проводов. Или вообще оставляют запасной иммобилайзер в салоне, чтобы машина завелась, но таким образом лишают автомобиль даже штатной защиты. Такую машину легко угнать с помощью соединения проводов в замке зажигания.

Вообще, автозапуск получил широкое распространение и популярность именно благодаря дешевизне. Сигнализацию на машину устанавливают почти все, а доплатить пару тысяч или даже меньше за функцию автозапуска – это недорого.

автозапуск на автомобиле

Сигнализация, освещение

Системы автоматического запуска двигателя автомобиля

Возможность автозапуска автомобильного двигателя довольно удобная. Чтобы воспользоваться функцией понадобится пульт дистанционного управления или брелок от автосигнализации. Водитель запускает мотор нажатием особой клавиши или определенной комбинации. Предусмотрена возможность включения двигателя по заранее установленным параметрам времени, температуры или заряда.

Система автозапуска способствует повышению комфорта при использовании автомобиля, ведь водитель может заблаговременно прогревать салон или охлаждать его в зависимости от времени года.

Как работает автозапуск на автомобиле

Принципы функционирования систем автоматического запуска

Даже в советском периоде, когда еще охлаждающей жидкостью была обыкновенная вода, уже тогда водители грузовых машин и автобусов использовали систему самозапуска моторов. В начале нулевых таким принципом стали пользоваться владельцы легковых автомобилей, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии при низких уличных температурах. Современный транспорт, оснащенный модернизированной программой климат-контроля, может заводиться удаленно и для охлаждения салона летом.

Разработаны два варианта запуска агрегата без непосредственного влияния человека:

  • Активация через пульт или мобильное приложение. Первый способ возможен, если расстояние не превышает 400-1500 м. Но, есть нюансы, заключающиеся в присутствии ограждений, препятствующих радиоволнам, а также проходимость сигнала зависит от марки автомобиля. Мобильное приложение позволяет запустить мотор независимо от расположения водителя. Главным условием является бесперебойная подача интернета;
  • Заранее установив параметры включения мотора, можно не учитывать дальность расположения автовладельца. В технической документации указана таблица настроек, которые осуществляются посредством брелока. Водитель может запускать агрегат зимой через определенные промежутки времени, чтобы он прогревался. Таким же образом, можно настроить активацию, зависимую от температуры окружающего воздуха.

Когда автосигнализация получает сигнал о самозапуске, она убирает блокировку с насоса. После активации запуска, владельцу приходит обратная связь об этом на брелок или приложение смартфона. На автомобиле при этом мигают поворотные огни.

Система автозапуска определяет, завелся агрегат или нет по показателям следующих приборов: датчикам вращения коленвала, масляного давления, сетевого напряжения. Когда значения их достигают нормы, стартер перестает получать напряжение, и начинается отсчет установленного времени на обогрев.

Предельно допустимая длительность вращения стартера тоже устанавливается заранее. Если запустить мотор не удалось, через несколько минут осуществится еще несколько попыток. Количество их также задается водителем. Каждая следующая попытка будет длиться несколько дольше предыдущей.

Более современные устройства при неудачных попытках включить мотор, оповещают владельца об этом с указанием причин.

Зачастую автовладельцы используют функцию запуска двигателя при низких температурах зимой. Они указывают в настройках, что необходимо запускать мотор через каждые пару часов на 15 минут, например. Или можно настроить автозапуск, когда температура масла опускается до 5 градусов.

Чтобы сохранять работоспособность АКБ, предусмотрено включение двигателя по контролю напряжения бортовой сети. Если оно упадет ниже критической отметки, вероятнее всего, батарея выйдет из строя.

Во многом такой функционал добавляет удобства автовладельцам. Ведь теперь не приходится постоянно заносить аккумулятор в тепло, или приобретать дорогущие устройства для прогревания или охлаждения салона.

Как работает автозапуск на автомобиле

Узкие места в комплексах автоматического запуска

Естественно, все гладко не бывает. Как и любое устройство, кроме положительных сторон, система имеет и некоторые нюансы, о которых нужно знать. Любой автовладелец должен быть проинформирован о возможных проблемах. Нужно уметь вовремя провести перенастройку прибора, чтобы предотвратить неполадки.

Еще как вариант можно сорвать колонки путем раскачивания транспортного средства. Неплохим помощником также выступит обычная горячая вода – колодки нужно будет полить водой из бутылки.

Опция автозапуска – уникальная система, благодаря которой водителю предоставляется возможность пользоваться массой удобств за рулем автомобиля.

Как работает автозапуск на автомобиле

Принцип установки и работы автоматического запуска в комплекте с автосигнализацией

Зачастую автозапуск идет дополнительной опцией в противоугонном устройстве. Все опции работают в двух режимах: ручном и автоматическом.

Функция автозапуска доступна для любого вида силового агрегата и КПП. Единственное, что для механической КПП обязательно наличие ручного тормоза.

Защита современных автомобилей находится на высшем уровне. Каждый почти оснащен иммобилайзером, который работает совместно с чип-ключом. В его основе лежит индивидуальный код конкретного автомобиля. Когда поступает команда автозапуска, компьютер сравнивает коды и разрешает или отклоняет ее.

Потому как система автоматического запуска предусматривает фактическое отсутствие владельца, то иммобилайзер не должен находиться в электрической схеме. Чтобы это сделать нужно установить модуль обходчика иммобилайзера.

Установить микрочип можно двумя способами:

  • Вытащить микрочип из запасного ключа и вмонтировать его в модуль. Если разобрать ключ невозможно, тогда его устанавливаются полностью. Готовое устройство размещают внутри салона в скрытом месте, чтобы защитить автомобиль от угона;
  • Существует возможность создания копии микрочипа. Специалисты предлагают такие услуги стоимостью от 4000 рублей за ключ. Цена зависит от его типа и марки машины. В первую очередь, чтобы не попасть в руки мошенников, всегда нужно обращать внимание на дилерские центры. Но, времени уйдет немало, ведь им придется отдать оба ключа на долгий срок, а они их перешлют заводу-производителю. Поэтому проще отыскать проверенное, надежное предприятие, занимающееся созданием копий.

Более дорого выходит создание виртуального ключа. Это делается путем программирования компьютера. Владельцу обойдется это примерно в 7000 рублей.

Как происходит запуск с помощью микрочипа? Водитель подает команду брелком, передающим высокочастотный сигнал. Модуль обходчика принимает его, и мотор запускается.

Сложности программирования дополнительного чипа

Большинство трудностей возникает при сопоставлении информации с микрочипа и конкретного управляющего блока. Это объясняется тем, что каждое транспортное средство имеет свой уникальный кодовый шифр, защищающий его от угона.

Несколько попыток распознавания информации с управляющего блока могут привести к обесточиванию топливного насоса. Результатом станет невозможность запуска силового агрегата. Вот почему важно, чтобы информацию сканировал специалист, работающий с техническим оборудованием. Такое обслуживание гарантирует дальнейшую функциональность.

Чтобы ключ взаимодействовал с компьютером безопасно, можно сделать прошивку второго под значение используемого микрочипа. Сделать это, конечно, непросто. Производители стараются разделить информацию на несколько блоков, чтобы все они по очереди анализировали поступающие команды. Во многом это повышает степень безопасности.

Как работает автозапуск на автомобиле

Модуль автозапуска, отдельный от системы охраны.

Несмотря на то, что сейчас трудно представить автомобиль, не оснащенный охранной системой – такие все же есть. На них можно устанавливать специальные модули автозапуска, которые обладают аналогичным функционалом. Точно также можно заводить силовой агрегат дистанционно или настроить запускаться его самостоятельно. Во многом, такое устройство проще, чем, если использовать его, как составную часть сигнализации. Автовладелец самостоятельно легко справится с его установкой.

Даже, если противоугонная система установлена, то устройство автозапуска не нуждается в согласовании с ней. С помощью такого прибора можно:

  • Назначить завод мотора на определенно время, например, за 20 минут до поездки. Когда водитель сядет за руль, салон и мотор уже будут хорошо прогреты. А это очень актуально при нашем зимнем климате;
  • Можно назначать несколько прогревов с интервалами от 30-ти минут. Также водитель может указывать необходимую длительность прогревания до 20-ти минут;
  • Водитель имеет возможность заводить агрегат, находясь на расстоянии 1500 м. Но, на этот показатель еще влияет марка автомобиля и преграды, блокирующие сигнал.

Некоторые модели работают через мобильное приложение. С помощью него можно:

  • Дистанционно заводить с помощью будильника, заранее запрограммированного;
  • Использовать для самозапуска СМС-уведомление или звонок, которые будут поступать на GSM-приемник;
  • Можно выбрать схему, в которой прописаны параметры воздуха окружающей среды или промежутки времени.

Возможность автозапуска – это наше настоящее! Тот, кто имел счастье пользоваться этой функцией, уже не представляет свою жизнь без такой возможности на следующем автомобиле.

Системы автоматического запуска и прогрева двигателя впервые появились на грузовых автомобилях, которые эксплуатировались при низких температурах. Современная электроника позволяет применять автозапуск на автомобиле любого класса и типа.

Описание модуля для автозапуска


Система работает от отдельного блока управления, который устанавливается под капотом или внутри панели приборов. Конструктивно устройство представляет собой небольшую коробку, в которой находятся микросхемы управления и несколько реле. Блок подключается к штатной проводке при помощи отдельной косы, которая идет в комплекте поставки.

Предназначение и действие

Автозапуск двигателя предназначен в первую очередь для предварительного прогрева жидкости системы охлаждения и салона автомобиля в зимнее время. Летом автозапуск может помочь заранее охладить салон перед поездкой (если присутствует кондиционер или климат-контроль).

Независимо от типа управления действие модуля для автозапуска следующее:

  • контролирует систему зажигания;
  • получает данные о давлении масла в системе смазки;
  • активирует свечи накаливания для дизелей;
  • не позволяет расти оборотам двигателя выше запрограммированного предела;
  • анализирует данные от концевых выключателей на селекторе коробки передач и рычаге стояночного тормоза;
  • получает данные от педали газа, датчика скорости и концевого переключателя замка капота.

Устройство может программироваться на такие условия:

  • пуск двигателя в определенное время;
  • запуск по данным от датчика температуры в салоне или в системе охлаждения;
  • дистанционный запуск от брелка или по сигналу сотовой связи.

Процедура запуска мотора выглядит следующим образом:

  1. При получении сигнала от таймера, термометра, брелка или сотового телефона блок управления отключает иммобилайзер.
  2. Проводится диагностика состояния бортовой сети и уровня заряда аккумулятора. При этом штатные системы электроники современного автомобиля не могут позволять запуск при низком уровне заряда батареи.
  3. Если параметры в норме, то блок включает подачу топлива, снимая блокировку с насоса. На дизельном двигателе подается питание на свечи накала.
  4. Через некоторое время, необходимое для создания давления в топливной системе и прогрева свечей, блок может подключать цепи стартера и системы зажигания (на бензиновых моторах).
  5. При положительном результате пуска блок управления подает обратную связь владельцу на телефон или брелок, а аварийная сигнализация на машине начинает мигать через равные промежутки времени. Данными о работе двигателя могут быть сигналы от датчиков давления масла или положения коленчатого вала, а также уровень напряжения в бортовой сети. По этой же информации происходит отключение стартера.
  6. При неудачном пуске автозапуск может срабатывать несколько раз (обычно не более пяти). Дорогие системы автоматического запуска определяют причины неудачного пуска и сообщают об этом на смартфон владельца через приложение.

GSM-автозапуск авто без сигнализации

Плюсами данной технологии являются:

  1. Неограниченный радиус действия. Исключения составят только места с плохим или отсутствующим сигналом от вышек сотовой связи.
  2. Не требуется дополнительных пультов управления. Достаточно обычного сотового телефона или смартфона с установленной программой.

К отрицательным сторонам можно отнести:

  1. Возможность включения автозапуска по ошибочному звонку с любого телефона. Такой проблемы нет при управлении через меню программы на смартфоне.
  2. Необходимость ежемесячной оплаты второго номера, который зашит на СИМ-карте в блоке.
  3. Неработоспособность системы при перебоях в работе сотовой связи.



Автозапуск с брелка

Этот способ автозапуска обеспечивается путем подачи кодированного сигнала с брелка на радиомодуль системы запуска или сигнализации.

К плюсам такого способа относится:

  • нет необходимости оплаты второго номера;
  • не требуется смартфон.

Но при этом следует помнить, что сигнал от брелка имеет малую мощность и автозапуск сработает на дистанции не более нескольких сотен метров. В крупных городах с плотной застройкой и большим количеством радиопомех радиус действия брелков не составляет больше 100-150 м. В таких условиях предпочтительнее технология автозапуска от сигнала сотовой связи. Существуют комбинированные модели (например, Старлайн М31), которые сочетают в себе обе функциональности.

Плюсы и минусы технологии автоматического запуска

Любое дополнительное устройство, которое устанавливается на автомобиль, имеет положительные и отрицательные стороны.

По опыту использования автозапуска владельцы машин отмечают:

  1. Экономию времени на прогрев двигателя и салона в холодное время года. К моменту прихода владельца к автомобилю он полностью готов к началу движения.
  2. Прогрев гидравлических систем, что особенно ценно на грузовых автомобилях.

Отрицательные моменты, о которых надо помнить, устанавливая систему автозапуска:

Дополнительно о плюсах и минусах автозапуска расскажет сюжет от канала Avtozvuk. ua – База Автозвука.

Как установить автозапуск?

Установка системы автозапуска выполняется путем монтажа модуля в сигнализацию или при помощи врезки проводов блока управления в цепи зажигания, контроля оборотов коленчатого вала и датчика давления масла. Поскольку электрическая схема на современных машинах сложная, то установку целесообразно проводить в авторизованных мастерских, которые обладают всем необходимым инструментом и документацией. Для подключения любого автозапуска предварительно необходимо деактивировать иммобилайзер.

Для этого есть три метода:

  1. Применение стандартного обходчика со встроенным в него вторым ключом от автомобиля. При этом важно надежно спрятать ключ, поскольку его обнаружение позволит злоумышленнику беспрепятственно завладеть машиной.
  2. Аналогичная схема, только вместо ключа используется копия кодового чипа. Иногда используется штатный ключ со снятой бородковой частью.
  3. Установка специального бесключевого устройства обхода.

Применение первого способа не всегда возможно, поскольку у машины не может быть второго ключа. Оптимальным вариантом является применение обходчика, который обеспечивает высокий уровень безопасности системы автозапуска.

На канале Карабас Барабасович демонстрируются основные этапы установки системы автозапуска на Мицубиси Аутлендер 2013 года выпуска.

Как активировать?

Для активации автозапуска на машинах с механической коробкой необходимо:

  1. Поставить рычаг коробки в нейтральное положение и поднять рычаг стояночного тормоза.
  2. Выйти из автомобиля и закрыть двери на сигнализацию или центральный замок.
  3. При использовании брелка можно установить время автозапуска. В случае GSM-модуля автозапуск активируется по мере необходимости.

На машинах с АКПП процедура отличается установкой селектора коробки в положение Parking.

Какого производителя выбрать?

Рассмотрим модели самых топовых производителей.

StarLine

Наиболее распространенными и популярными системами автозапуска на базе GSM-модуля являются изделия StarLine М22/М32, цена которых – 5700-11000 руб. или М21/М31 стоимостью 6000-8500 руб. Блоки могут устанавливаться отдельно или совместно с сигнализациями StarLine А94 или А91, Pantera SLK-675RS или 868RS. Данные модули могут подключаться по CAN-шине и контролировать все параметры работы систем по штатным каналам связи.

Основными функциями систем Старлайн являются:

Канал Лаборатория Автозвука демонстрирует функционирование автозапуска с помощью телематического GPS-блока StarLine М32.

При установке автозапуска с брелка достаточно приобрести сигнализацию с такой функцией. При этом производители не всегда задействуют остальные опции противоугонной системы. Подобные изделия производят многие фирмы, наиболее распространенными являются те же StarLine А94, цена – 11000 руб. или А91 стоимостью 8600 руб.

Стандартный набор услуг автозапуска, предоставляемый такими сигнализациями, выглядит следующим образом:

  • запуск двигателя дистанционно, нажатием на кнопку брелка;
  • запуск по таймеру, который необходимо настраивать ежедневно;
  • повторные запуски через определенные промежутки времени.

iDataLink

В случае необходимости установки автозапуска на автомобили премиум-сегмента можно применить специализированные модели. Например, для машин Мерседес-Бенц имеется сигнализация компании iDataLink – START-BZ2 стоимостью 32000 руб., которая работает от штатного ключа зажигания или смартфона.

При этом система обладает функцией глушить мотор при следующих условиях:

  • нажатии на тормоз;
  • переключении селектора коробки;
  • повышении оборотов двигателя;
  • срабатывании концевых переключателей дверей или капота;
  • падении уровня топлива до резервного остатка;
  • низком уровне заряда батареи;
  • перегреве жидкости или масла в двигателе;
  • падении давления масла.

Установка сигнализации с автозапуском на Киа Рио, оснащенной автоматической коробкой, представлена на видео от канала sigmax69.


Автозапуск увеличивает расход?

Откуда нагар в цилиндрах?


Противники автозапуска уверяют, что за этот комфорт приходится платить слишком дорогую цену – из-за этой системы в цилиндрах и на клапанах образуется налёт. Происходит это по вине переобогащённой топливной смеси, при сгорании которой появляется смолянистый налёт. Он приводит к тому, что на стенках цилиндров перестаёт удерживаться масло, и поршни начинают работать на сухую, что ведёт к износу двигателя. Звучит красиво и убедительно, но причём тут автозапуск, понять невозможно. Ведь какая разница, замыкаете вы контакты замка зажигания ключом или дистанционно, на работу мотора это никак не влияет.

Из-за автозапуска примерзают колодки?


Ещё одно обвинение в адрес дистанционного запуска двигателя касается тормозных колодок на задних колёсах, которые якобы примерзают к барабану. Действительно, на автомобилях с механической коробкой передач для срабатывания автозапуска необходимо поставить авто на стояночный тормоз. При определённых условиях такой риск есть, например, если вы перед тем, как поставить машину на парковку, проехались по большой луже, а ночью вдарили морозы, то колодки могут примёрзнуть. Но учитывая распространённость автозапуска среди российских водителей, нельзя сказать, чтобы они часто жаловались на подобные проблемы, скорее это просто страшилка и не более.

Автозапуск портит аккумулятор?


Ходит устойчивое мнение, что использование системы удалённого запуска мотора приведёт к преждевременному выходу аккумулятора из строя. Трудно понять, на чём конкретно основан этот миф. Сигнализация, частью которой и является функция автозапуска, подключена к бортовой сети машины и потребляет какой-то ток, точно также делают и остальные приборы. В этом нет ничего нештатного для аккумулятора, чтобы мог привести выход из строя АКБ. На старых батареях, которые пора давно заменить, возможен внезапный разряд, так как они утратили способность удерживать заряд.

Сгорит машина из-за автозапуска?


У этого мифа есть вполне фактологическая почва под ногами, действительно были случаи возгорания автомобилей, которые произошли по вине автозапуска. Правда, стоит отметить, что это возможно только в том случае, если инсталляция охранной системы выполнялась кустарным способом неквалифицированными мастерами. При обращении в нормальные сервисные центры, в которых работают обученные и сертифицированные установщики автомобильных сигнализаций, подобных проблем не возникнет.


Автозапуск запрещён законом?

Сама система автозапуска, конечно же, не запрещена, но вот её использование действительно находится на грани законности. Дело в том, что в жилой зоне запрещена продолжительная стоянка с запущенным двигателем. За подобное нарушение предусмотрен штраф по статье 12.28 КоАП РФ в размере 1500 рублей. Подавляющее большинство владельцев автомобилей с системой автозапуска нарушают этот закон. Но вряд ли водителей часто за это наказывают.

Удалённый запуск помогает угонщикам?


Это действительно правда. Если установленная в вашей машине сигнализация не оснащена последними системами защиты от взлома, то такое авто можно будет угнать буквально за несколько секунд. Злоумышленник при помощи кодграберра попадает в салон заведённой машины, после чего просто уезжает.

Главный минус автозапуска


Несмотря на большое количество мифов и откровенных несуразностей, у системы дистанционного запуска всё жесть один большой недостаток. Заключается он в том, что владелец машины лишает себя возможности контролировать холодный запуск двигателя. А именно тогда могут отчётливо проявляться различные неисправности, например, звон цепи, стук клапанов, свист ремней и роликов. С прогревом мотора эти звуки исчезнут, а владелец останется в неведении о состоянии машины.

Читайте также: