Назовите особенности вождения кукол настольного театра

Обновлено: 02.07.2024

Марионетка (приложение 1). (от итал. marionetta) — разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки принято относить к XVI веку.

Перчаточная кукла (приложение 2).

Перчаточные куклы надеваются на руку актера, как перчатки. Основу такой куклы составляет чехол, к которому крепятся ручки и голова. Костюм пришивается к чехлу.

Рука кукловода может располагаться по-разному. Ручки делают длиннее, к ним крепят палочки или проволочки-трости. При такой конструкции кукла двигается более естественно и плавно.

Перчаточная кукла невелика размером, ручки у нее небольшие и торчат кверху. У куклы чаще всего отсутствуют ноги, но их можно приделать и в спектакле приводить в движение второй рукой. Ручки у куклы шьют как варежки, набивают и прошивают пальцы, вклеивают их к патронкам (в виде кольца, наперстка по размеру пальцев кукловода). Ручки с патронками крепят к чехлу куклы. В головку куклы также вставляют патронку.

Кукла Петрушка (приложение 3)

Костюм для перчаточной куклы шьют из мягких тканей, свободного кроя. Не забывайте, что любая одежда для такой куклы кроится сразу с рукавами, обязательно торчащими немного кверху, иначе костюм будет плохо сидеть, связывать движения кукловода.

Куклы на тростях (приложение 4).

Кукла на тростях имеет иное устройство: голова ее укреплена на стержне, который кукловод держит в правой руке. К запястьям рук куклы приделываются тоненькие, длинные, но негнущиеся стержни-трости. Левой рукой артист управляет руками куклы.

У тростевой куклы руки длинные, движения — более грациозные, чем у перчаточной. Зато у куклы-петрушки возможностей орудовать различными предметами больше: она может взять в руки любой предмет, поставить его, унести — конечно, это пальцы артиста помогают кукле.

Тростевая кукла крупнее перчаточной, работать с ней гораздо сложнее. Для кукольных спектаклей изготавливают довольно сложных кукол, трости маскируют с помощью скрытых механизмов, чтобы они не отвлекали зрителей.

Пальчиковые куклы (приложение 5).

Эти куклы делаются очень просто. Основу их составляют две фетровые или драповые пластины, сшитые по краям но размеру пальца. Такие куколки подойдут вполне для домашнего представ­ления. Не обязательно делать декорации, а ширмой может стать задрапированная спинка стула.

Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку или конус из лоскута ткани.

Используйте разные формы, не только круглые. В дело пойдут мелкие коробочки, кубики, пластмассовые крышки и коробки от флаконов. Фантазия безгранична, стоит только оглянуться вокруг — и вы найдете то, что поможет реализовать вашу идею.

Куклы тени (приложение 6).

Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока — Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Кукла должна иметь четкий выразительный силуэт, поэтому ее изображают в профиль. А еще нужен плоский экран и освещение.

Представление дается за экраном. Актер-кукловод находится между экраном и источником света. Зрители видят темные силуэты персонажей. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.

Теневой театр можно сделать и цветным, использовав в оформлении кукол цветные прозрачные пленки, пластмассы. Очень эффектно смотрятся кружева, сетки, ажурные материалы. Сама кукла выполняется из картона, кожи, синтетических материалов.

Кукла из носка (приложение7).

Такая кукла называется мимирующей. Разрежьте мыс носка; из картона, фетра, драпа сделайте вкладыш и вшейте его в разрез. Глаза — пуговицы; нос, уши — из другой ткани, меха. Двигая пальцами внутри куклы, можно придавать ее лицу разное выражение. [16]

Способы управления куклами в театре

Настольные театрализованные игры

Настольный театр игрушек (приложение 8). В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок (приложение 9). Все картинки – персонажи и декорации – двухсторонние, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинки, тем больше или весомее нужна площадь опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего – радостная, грустная, жалобная. Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу действия создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Для того, чтобы создать представление о месте действия, используются элементы декорации: два-три дерева - это лес, зеленая ткань или бумага на столе -лужайка; голубая лента – ручеек.

Стендовые театрализованные игры

Стенд-книжка (приложение 10). Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Его нужно укрепить на нижней части доски. На верхней разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала воспитатель, а потом и ребенок), переворачивая листы стенд - книжки, демонстрируют различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада.

Фланеграф (приложение 11). Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает из сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов. Это доставляет детям удовольствие. Можно использовать и природный материал.

Разнообразные по форме экраны позволяют создавать “живые” картины, которые удобно демонстрировать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.

Этот вид позволяет легко изображать массовые сцены, например “Воздушный парад”, “Перелет птиц”, “Запуск космической ракеты” и др.

Теневой театр (приложение 12). Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров. Показ нужно сопровождать соответствующим звучанием.

Игры драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке “Репка” друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки: “Коза и семеро козлят”, “Двенадцать месяцев”, “Мальчиш-Кибальчиш”, ”Гуси-лебеди” и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

Игры-драматизации с куклами бибабо (приложение 13). В этих играх на пальцы рук надевают куклу. Движение ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движения пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, то есть момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое “разоблачение” не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят. [1, 5]


Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого вида деятельности дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме.

Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ. Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах.

Теперь немного о том, как организовать театральную деятельность в детском саду.

Настольный и пальчиковый театры.

Настольный театр. Театр игрушки.

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности.

Это плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол.

Каким же еще бывает настольный театр в детском саду.

Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.

Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.

Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др.

Также, можно изготовить театр из стаканчиков, баночек, коробочек и т.д.

Наручный театр.

Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы часто изготавливаются самостоятельно педагогами. Но и воспитанники и их родители также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков, связать крючком или спицами из ниток; сшить из фетра.

Особый интерес у детей вызывают куклы-варежки, выполненные из бумаги. Дети накладывают выкройку на бумагу, обводят ее, аккуратно вырезают и склеивают. Затем оформляют кукол-варежки красками, фломастерами, аппликацией и т. д. На таких варежках можно даже сделать часть декораций, например, деревья, кустарники и многое другое.

Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Материалы для изготовления персонажей.

Куклы для театра в ДОУ можно сделать из подручных материалов. Дошкольникам очень нравится изготавливать самостоятельно из необычных материалов кукол-персонажей для театрализованных игр. Из чего же можно сделать такие атрибуты? Педагог, практикующий творческий подход в работе, способен изготовить фигурки из самых неожиданных материалов. Например, театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей. Также можно использовать деревянные палочки от мороженого, обклеив их фетром, фольгой, цветной самоклеящейся пленкой.

Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы.


Пальчиковый театр хорош тем, что его можно использовать в разных режимных моментах: во время утреннего приема, в моменты самостоятельной деятельности; во время приема детьми пищи пальчиковый персонаж очеловечивается при помощи воспитателя, читает детям стихи, разговаривает с ними; также пальчиковый персонаж может использоваться и на прогулке.

Ребенок, надевая куклу на палец и действуя за персонажа, развивает мелкую моторику, активизирует словарь, учится передавать настроение и характер персонажа.

А игра в настольный театр также проста и доступна детям. Она не требует определенных умений, дети могут проигрывать самые простые сценки в самостоятельной деятельности. А педагоги могут широко использовать настольный театр в своей непосредственной образовательной деятельности, например, проигрывая сценки из прочитанных детям детских сказок, или перед началом образовательной деятельности можно ввести сказочного персонажа, который будет находиться с детьми во время занятия и чему-то у них учиться.

Пальчиковые игры, игры с настольным театром организационно могут пронизывать все режимные моменты деятельности в ДОУ. Они способствуют тому, чтобы жизнь детей в детском саду была более насыщенной, интересной и разнообразной.

Автор: Колесова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Тацинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: ст. Тацинская
Наименование материала: Реферат
Тема: Кукольный театр в детском саду.
Раздел: дошкольное образование

2
ОГЛАВЛЕНИЕ

План
ВВЕДЕНИЕ 1. Виды театров 2. Виды кукол 3. Организация театральной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах  Младшая группа  Средняя группа  Старшая группа  Подготовительная группа ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ

3 Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землёй, в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах, спинах слонов, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливание зубов у кукол. Постепенно такие зрелища всё больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, джинах, ангелах, высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость. В России в XVIIв. наиболее популярным кукольным театром был театр Петрушки. Петрушка - любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. В XVIIIв. в России появился Петрушка - перчаточная кукла, которой управлял бродячий кукольник. Кукольный театр - вид театральных представлений, в которых действуют куклы, приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.
1.ВИДЫ ТЕАТРОВ

4 Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают: - настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная); - стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка); - театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней); - верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые); - напольные куклы (марионетки, конусный театр); - театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески). Например, Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников: картонажный; магнитный; настольный; пяти пальцев; масок; ручных теней; "живых теней"; пальчиковый теневой; книжка-театр; театр кукол для одного исполнителя.
2.ВИДЫ КУКОЛ

5 Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, сто развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др. По способу управления различают пять основных видов кукол: марионетки, перчаточные, тростевые, на палке, теневые. Марионетка - кукла, ходящая по полу; к её голове, ногам и рукам прикреплены нити, с помощью которых её водит актёр, находящийся над ней, на специальном помосте. Кукол перчаточных, тростевых и на палке называют верховыми: актёр держит кукол над собой. Перчаточная кукла надевается непосредственно на руку, с тростевой куклой актёр работает двумя руками: одной держит корпус, второй управляет тростями, прикреплёнными к рукам куклы. Теневая кукла - плоское изображение живого существа, отбрасывающее тень на экран, служащий сценой. Так же используются: фланелёграф, плоские игрушки, игрушки из конусов и цилиндров, игрушки из поролона, магнитный театр, игрушки из коробок, игрушки - говорушки, игрушки из природных материалов, пальчиковый театр, куклы- перчатки, куклы из варежек, из картона, куклы-танцоры, куклы из воздушных шаров. Театральная кукла берёт начало от куклы-символа, куклы-предмета, которые действовали в различных ритуалах и обрядах Древнего Египта, Индии, в античной Европе. Самыми старыми признаются куклы стран Азии (особенно Китая).
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Аннотация: в статье представлены формы и методы приобщения дошкольников к театрализованной деятельности. Воспитатели рассказывают о том, как познакомить малышей с разными видами театра через игры-драматизации, на занятиях в творческой мастерской и изостудии. Даны примеры организации досуговых занятий. Все описания своего опыта работы авторы иллюстрируют фотографиями и ссылками на дидактические видео.

Аннотация: в статье представлены формы и методы приобщения дошкольников к театрализованной деятельности. Воспитатели рассказывают о том, как познакомить малышей с разными видами театра через игры-драматизации, на занятиях в творческой мастерской и изостудии. Даны примеры организации досуговых занятий. Все описания своего опыта работы авторы иллюстрируют фотографиями и ссылками на дидактические видео.

Театрально-игровая деятельность в детском саду – одно из основных направлений развития коммуникативных компетенций у будущих школьников, согласно требованиям ФГОС ДО. Принимая во внимание естественный интерес малышей к театрализованной игре и к театру, зрелищному и в то же время доступному для них виду искусства, в нашем дошкольном отделении мы стараемся максимально использовать развивающий потенциал театральной деятельности. Мы знакомим детей с разными видами театра через игры-драматизации, на занятиях в изостудии и творческой мастерской, ставим спектакли и ходим в настоящий театр.

Посещение театра обычно производит сильное впечатление на дошкольников: волшебная музыка, красочные декорации и костюмы, игра актеров – всё это надолго остается в памяти малышей. Подготовка к походу в театр: рассматривание красивых билетов, выбор праздничных нарядов, рассказ родителей или педагогов о предстоящем спектакле – тоже важная часть знакомства с театром.

К сожалению, не все родители имеют возможность водить своих детей в театр. Восполнить недостающие впечатления, знания и эмоции помогает организация в дошкольном учреждении театрально-игровой деятельности и специально оборудованных театральных уголков.


В мини-музее мы проводим познавательные экскурсии для различных возрастных групп детского сада и знакомим малышей с его экспонатами. Важно, что наши воспитанники тоже самостоятельно проводят экскурсии для своих одногруппников.



Мастерская оборудована всем необходимым: фломастерами, ножницами, клеем, шаблонами картонных ложек, цветной бумагой для изготовления героев в технике оригами, рекламными визитками на магнитной основе (их легко резать ножницами и наклеивать на нарисованных персонажей для магнитного театра) и т.д.

Даже малыши могут участвовать в изготовлении сказочных персонажей для магнитного театра. Ребёнок рисует героев сказки, раскрашивает и вырезает. Затем педагог помогает наклеить рисунки на магнитную основу.

Настольный театр изготавливают дети всех возрастных групп. Главное выбрать знакомую сказку. Героев и декорации могут рисовать сразу несколько маленьких художников. Мы предлагаем детям использовать контейнеры от киндер-сюрпризов как подставки для кукол-поделок (заранее прорезаем в пластиковых контейнерах щели для укрепления нарисованных персонажей).



Постановка спектакля для кукольного театра


Нарисованные детьми персонажи оказались разных размеров, и тогда родители пришли нам на помощь. Рисунки детей пришлось копировать на компьютере, делая их нужного размера. Дети вырезали своих героев уже после того, как персонажи были раскрашены гуашевой краской, иначе ребёнку неудобно было бы пользоваться кисточкой и краской. Каждый сказочный персонаж был нарисован дважды, с двух сторон, как и сама декорация. Это необходимо было сделать для того, что во время представления нарисованный герой в руках кукловода мог повернуться любой стороной. Взрослые помогли укрепить палочку между двух сторон нарисованного персонажа.

После того, как сказочные герои были готовы, дети нарисовали афишу и пригласительные билеты. Афиши были развешены по всему детскому саду Во время подготовки к спектаклю также работала билетная касса. Пригласительные билеты раздавали дети-кассиры. Дети в роли актеров и кукловодов играли сказку для родителей и дошкольников других возрастных групп.


Занятия в изостудии

Главный художник Московского театра кукол Евгения Леонидовна Шахотько провела для наших воспитанников, участников выставки, экскурсию по театральному закулисью: детям показали мастерскую кукольника и разные виды кукол (тростевые, перчаточные, из папье-маше), рассказали, как проходит процесс их создания.


Заключение

Разнообразные формы работы с дошкольниками в области театрализованной деятельности помогают развивать в детях творческие способности, навыки самостоятельного изготовления сказочных персонажей для спектаклей. Наши воспитанники получают новые знания об искусстве кукольного театра, о работе художника-кукольника, художника-декоратора, кукловода. Дети погружаются в творческий процесс с момента знакомства с новыми сказками и до постановки настоящих спектаклей. По желанию, могут быть зрителями и сопереживать своим героям или актерами – и перевоплощаться в героев. И главное – видят результат своего труда. Всё это обогащает их внутренний мир и опыт творческой деятельности.

Источники:

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: