Ндс при ремонте автомобиля после дтп

Обновлено: 17.05.2024

Итак, на стоящий автомобиль некоего Саиляна наехал другой автомобиль. Вина второго была установлена. Саилян обратился к своему страховщику за прямой выплатой. Страховщик организовал осмотр автомобиля, по результатам которого специалист составил акт. В акте было указано, что объем повреждений с технической точки зрения не соответствует заявленным событиям и получен при иных обстоятельствах. На этом основании страховщик отказал в направлении на ремонт или выплате страхового возмещения.

Пострадавший провел независимую оценку, а затем предъявил страховщику претензию, страховщик повторил свой отказ по тем же основаниям. Тогда Саилян обратился в суд с просьбой взыскать страховое возмещение в размере 346 300 рублей, неустойку, штраф и прочее.

Районный суд назначил судебную автотехническую экспертизу. Согласно ее заключению, часть повреждений автомобиля соответствует заявленному механизму столкновения. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца по повреждениям, полученным в этой аварии, в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт, утвержденной Центробанком, составляет без учета износа 346 300 рублей, с учетом износа - 256 500 рублей. Районный суд взыскал со страховщика сумму без учета износа, а также штраф 100 000 рублей, неустойку до заседания суда в размере 100 000, компенсацию морального вреда (1000 рублей), а также судебные расходы.

Кроме того, со страховщика в пользу пострадавшего взыскана неустойка за каждый день просрочки до дня фактического исполнения решения суда, но не более 300 тысяч.

Апелляционный суд, в который обратился страховщик, оставил это решение без изменения. Однако Второй кассационный суд определение апелляционного суда отменил и направил дело на новое рассмотрение, указав, что страховое возмещение взыскано в денежном эквиваленте, а следовательно, размер расходов на запчасти должен определяться с учетом износа. Это решение обжаловал в Верховном суде Саилян.

И Верховный суд указал, что по закону об ОСАГО страховщик после осмотра машины или проведения независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт и осуществляет оплату стоимости восстановительного ремонта. При этом стоимость такого ремонта оплачивается без учета износа комплектующих.

Перечень случаев, когда страховое возмещение по выбору потерпевшего, по соглашению потерпевшего и страховщика либо в силу объективных обстоятельств вместо организации и оплаты восстановительного ремонта осуществляется в форме страховой выплаты, установлен законом об ОСАГО.

Страховщик не направил машину на ремонт, поэтому должен компенсировать его стоимость

Обстоятельств, в силу которых страховая компания имела право заменить без согласия потерпевшего организацию и оплату восстановительного ремонта на страховую выплату, судами не установлено.

Страховщик не исполнил своих обязательств по организации восстановительного ремонта, в связи с чем должен возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих. Поэтому Верховный суд отменил предыдущие решения и направил дело на новое рассмотрение во Второй кассационный суд.

Это новое слово в судебной практике, которое автовладельцам, конечно, выгоднее. Страховщикам дороже обойдется отказ от своих обязательств.

Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет затрат по ремонту транспортного средства, находящегося на балансе организации и явившегося участником дорожно-транспортное происшествие (ДТП).

Мнения специалистов по вопросу отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций, связанных с ДТП, часто содержат противоречивые рекомендации.

Отражение операций при ДТП с участием автотранспорта организации в бухгалтерском и налоговом учете обычно имеет особенности в зависимости от того, кто признан виновником ДТП, застрахованы ли гражданская ответственность водителя и сам автотранспорт, собирается ли организация взыскивать ущерб от ДТП с водителя и т.п.

Если водитель автотранспорта организации признан виновником ДТП, то, помимо затрат, возникающих при ремонте собственного автотранспорта, организация обязана будет скомпенсировать потери второго участника ДТП, оплатив ему расходы по восстановлению автомобиля.

Затраты на восстановление собственного автотранспорта относятся в бухгалтерском учете к прочим расходам на основании п. 13 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н (ПБУ 10/99).

На практике для восстановления собственной автомашины организация может воспользоваться услугами стороннего автосервиса или осуществить ремонт автотранспорта собственными силами.

В бухгалтерском учете при ремонте автотранспорта в сторонней организации делаются следующие проводки:
Дт 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы", Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - отнесены затраты на ремонт в прочие расходы;
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - отражен НДС по ремонту автомобиля;
Дт 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кт 19 "НДС по приобретенным ценностям" - НДС по ремонту автомобиля принят к вычету;
Дт 60 "Поставщики и подрядчики" Кт 51 "Расчетный счет" - оплачена стоимость ремонта автомобиля.

Некоторые считают, что НДС, уплаченный при ремонте автомашины, попавшей в ДТП, следует также отнести на прочие расходы. Аргументируется это тем, что расходы по восстановлению автомашины не относятся к текущей деятельности организации, а связаны с ликвидацией чрезвычайной ситуации.

Однако согласно п. 2 статьи 170 Налогового кодекса (НК) указывает исчерпывающие случаи отнесения НДС в расходы. Случай восстановления автомобиля при ДТП к ним не относится, следовательно, отнесение НДС в расходы в данном случае неправомерно.

Необходимо отметить, что и при возникающих спорах по данному вопросу суды обычно встают на сторону организаций.

В случае ремонта автотранспорта, пострадавшего в ДТП собственными силами, организация должна составить дефектную ведомость, в которой указываются повреждения, полученные автотранспортом организации в результате ДТП, определяется перечень запасных частей, требующихся для ремонта. Унифицированной формы дефектной ведомости не существует, поэтому организация должна самостоятельно ее разработать и утвердить в приказе по учетной политике.

В бухгалтерском учете организации при ремонте автотранспорта собственными силами делаются следующие записи:
Дт 10 "Материалы", субсчет "Запасные части", Кт 60 "Поставщики и подрядчики" - приобретены запчасти для ремонта автомобиля;
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - отражен НДС по приобретенным запасным частям для ремонта автомобиля;
Дт 68 "Расчеты по налогам и сборам" Кт 19 "НДС по приобретенным ценностям" - НДС по приобретенным запчастям принят к вычету;
Дт 23 "Вспомогательные производства", субсчет "Ремонтный цех", Кт 10 "Материалы", субсчет "Запасные части", - отпущены запасные части на ремонт автомобиля;
Дт 23 "Вспомогательные производства", субсчет "Ремонтный цех", Кт 70 - начислена заработная плата рабочим, выполнявшим ремонт автомобиля;
Дт 23 "Вспомогательные производства", субсчет "Ремонтный цех", Кт 69 - начислены страховые взносы на заработную плату по ремонту автомобиля;
Дт 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы", Кт 23 "Вспомогательные производства", субсчет "Ремонтный цех", - списаны накопленные затраты по ремонту автомобиля после ДТП в прочие расходы.

В налоговом учете затраты по восстановлению автотранспорта после ДТП могут быть отнесены в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли на основании п. 1 статьи 260 НК, как прочие расходы.

В случае если попавший в ДТП автотранспорт получил повреждения, которые делают его восстановление невозможным или экономически нецелесообразным, он подлежит списанию.

Процедура списания автотранспорта организации детально определена в разд. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н, и разд. 6 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 №91н.

Для списания автотранспорта приказом руководителя организации создается комиссия, которая определяет необходимость списания данного основного средства. Решение комиссии оформляется актом на списание объекта основных средств, который утверждается руководителем организации.

Форма акта о списании автотранспортных средств (форма №ОС-4а) утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 №7.

В бухгалтерском учете делают следующие проводки:
Дт 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств", Кт 01 "Основные средства" - перенесена на отдельный субсчет стоимость выбывающего автомобиля;
Дт 02 "Амортизация основных средств" Кт 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств", - перенесена на отдельный субсчет амортизация по выбывающему автомобилю;
Дт 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы", К 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств", - списана в убыток остаточная стоимость списываемого автомобиля.

В налоговом учете убыток от списания недоамортизированного автомобиля включается в состав внереализационных расходов на основании пп. 8 п. 1 статьи 265 НК. Однако это касается только автотранспорта, для которого был выбран линейный способ амортизации. В случае если использовался нелинейный метод, то вывод из амортизируемой группы таких основных средств производится в соответствии с п. 13 статьи 259.2 НК.


Смотрите далее: "Бухгалтерский и налоговый учет затрат по ремонту автомобиля – участника ДТП: часть 2" .


Г.П. Холодных
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

В 2019 г. автомобиль попал в ДТП. Мы провели внутреннее расследование, по результатам которого руководителем не было принято решения о списании автомобиля (предполагался ремонт). Сейчас принято решение о проведении независимой экспертизы, чтобы по ее результатам списать автомобиль.

Как сейчас можно списать это ОС? Правомерно ли было начислять амортизацию за период после ДТП?

Ответ

Попавший в аварию автомобиль подлежит списанию с бухгалтерского и налогового учета с даты признания его неспособным приносить организации экономические выгоды.

Если между фактом ДТП и фактом признания автомобиля, не подлежащим восстановлению, имеется временной разрыв, рекомендуем приостановить начисление амортизации.

Обоснование

Автомобиль, использование которого признано нецелесообразным из-за аварии, как неподлежащего ремонту (то есть не способный приносить экономические выгоды в будущем), следует списать с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, п. п. 75, 76 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания N 91н)). Причем такое списание необходимо обоснованно подтвердить (Письмо Минфина России от 25.12.2015 N 07-01-06/76480).

В организации должна быть создана комиссия, которая на основании акта независимой экспертизы принимает решение о нецелесообразности дальнейшего использования автомобиля, решение комиссии оформляется актом, на основании акта руководитель издает приказ о списании автомобиля (п. 77, п. п. 78, 80 Методических указаний N 91н).

Списание автомобиля с бухгалтерского учета производится на основании приказа руководителя.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются те объекты основных средств, которые используются для извлечения дохода.
Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям (пункт 5 статьи 259.1 и п. 8 ст. 259.2 НК РФ).

Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС, в том числе суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, включаются в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль на основании пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. Дата признания таких расходов при методе начисления установлена п. 7 ст. 272 НК РФ.

Налоговый кодекс РФ не разъясняет, когда необходимо учитывать расходы на ликвидацию выводимого из эксплуатации основного средства, включая недоначисленную амортизацию.

В своем Письме от 11.09.2009 N 03-05-05-01/55 Минфин разъяснял, что расходы на ликвидацию основного средства, включая недоначисленную амортизацию, признаются на дату подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации ОС

Есть несколько судебных решений, в которых говорится о том, что расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС, включая недоначисленную амортизацию, можно учесть после подписания документа о списании ОС, но до момента их фактической ликвидации (например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.06.2018 N Ф09-3164/18 по делу N А07-14482/2017).

Восстанавливать НДС при списании ОС не надо (Письмо ФНС от 16.04.2018 N СД-4-3/7167@).

В общем случае при выбытии объекта ОС комиссией также производится его оценка на предмет состояния основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. В результате произведенной оценки осуществляется приход деталей, узлов агрегатов, пригодных для ремонта других объектов ОС, а также приход других материалов по текущей рыночной стоимости на дату списания объекта ОС (п. п. 78, 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Доходы и расходы от списания автомобиля с бухгалтерского учета отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов (пункт 31 ПБУ 6/01, пункт 86 Методических указаний N 91н).

Транспортный налог начисляется до момента снятия автомобиля с учета в ГИБДД.


Г.П. Холодных
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Если страховщик отказал в ремонте


Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.

Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.

В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Новый подход

ремонт


Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.


По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.

оценка

В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.

Страховщики требуют доказать реальные убытки


осаго


По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.

страхование

Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.


В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.

дтп

По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:

Читайте также: