Нужно ли ставить знак аварийной остановки при дтп на парковке

Обновлено: 02.07.2024

Штраф за отсутствие аварийного знака можно получить в двух ситуациях — при досмотре багажника или в случае ДТП. Рассказываем, какие штрафы за знак аварийной остановки, можно ли этого штрафа избежать и где лучше оплатить.

Штраф за невыставленный аварийный знак при ДТП

Статья 12.27 КоАП

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Наличие аварийного знака в машине: законодательная база

Когда нужно размещать на дороге знак аварийной остановки. Таких ситуаций по закону три:

Как правильно ставить знак при ДТП. Существует минимальное расстояние, которое необходимо соблюсти между транспортом и знаком:

  • 15 метров — в городе,
  • 30 метров — за городом.

Водитель по правилам сам должен выбирать оптимальное расстояние из условий видимости, но не меньше этих значений. Это значит, что ночью в тумане на загородной трассе лучше поставить знак за 100-150 метров. Скорости на загородных трассах выше, чем в городе — другие водители должны успеть затормозить.

Такой знак можно купить в наборе — в нем есть аптечка и огнетушитель. Или приобрести отдельно

Такой знак можно купить в наборе — в нем есть аптечка и огнетушитель. Или приобрести отдельно

В каких случаях выписывают штраф

Отсутствие аварийного знака в автомобиле. Если в машине знак аварийной остановки отсутствует, шоферу оформят денежную санкцию — штраф. Такое может обнаружить инспектор при досмотре багажника.

Это не тот штраф, который выписывают за отсутствие знака при аварии. Здесь дело в списке требований к авто, при невыполнении которых машина не может выезжать на трассу. В этом списке есть пункт, где говорится об отсутствующем знаке аварийной остановки. Это значит, что без этого обязательного предмета на дорогу выезжать нельзя.

Неправильное размещение аварийной отметки. Если знак стоит недопустимо близко к авто, проезжающие водители при недостаточной ясности могут не успеть среагировать и врежутся в стоящую машину.

Несоответствие аварийного знака установленным законом требованиям. Штрафа за несоответствие знака госту не будет. ПДД ссылаются на гост 1997 года, но он устарел. Да и нарушение этого запрета сложно вообразить: стоимость знака — около 150 рублей, изготавливать самостоятельно его никто не станет.

Невыставленный аварийный знак в случае ДТП. Если водители, устроившие ДТП, не поставили знак аварийной остановки, работник дорожной полиции оформит протокол на каждого, а потом — постановление о штрафе.

Штраф за отсутствие знака аварийной остановки

Административный штраф. Если знака не оказалось во время обычной проверки на дороге, будет штраф — 500 рублей.

Вынесение предупреждения. Инспектор имеет право предупредить, а не выписывать штраф. Предупреждение вместо штрафа инспектор выносит, если не было следующих факторов:

  • повторное нарушение;
  • вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, а также имуществу;
  • вреда окружающей природе;
  • угроза безопасности государства;
  • угроза природных или техногенных аварий.

Размер штрафа за невыставленный аварийный знак при ДТП

Представим, что водители, попавшие в аварию, не поставили знак или сделали это не по правилам. Тогда инспектор, который приедет на оформление дорожного происшествия, оштрафует участников на 1000 рублей.

Можно ли избежать наказания

Это невозможно. Отсутствие знака означает наказание. Штрафа можно избежать, только когда знак лежит в багажнике или стоит рядом с местом ДТП.

Кто выписывает штраф

Зафиксировать несоблюдение правил может только инспектор ГИБДД. Камеры еще не научились это отслеживать.

Как и где оплатить штраф за аварийный знак

Для оплаты штрафа существует несколько методов, рассмотрим наиболее удобные.

Поле с электронной почтой нужно заполнить, чтобы уведомления о новых штрафах приходили вовремя

Поле с электронной почтой нужно заполнить, чтобы уведомления о новых штрафах приходили вовремя



Заполните поля с данными карты — на сайте они не хранятся.


Квитанции после оплаты хранятся в соответствующей части сайта.

Сайт Госуслуг. Перед тем как оплатить, необходимо пройти регистрацию на сайте и заверить личность в одном из отделений МФЦ.

Верховный суд разъяснил, когда водитель может не сообщать никому об аварии, уехать с места происшествия и его при этом не привлекут к ответственности за оставление места ДТП.

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом "О безопасности дорожного движения" и Правилами дорожного движения "дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб".

Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми - с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности - СИМ - и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

На парковках (особенно вблизи крупных торговых или офисных центров) всегда большое скопление автомобилей. Это способствует большому количеству мелких аварий. Согласно пункту 1.2 ПДД, такие происшествия подпадают под понятие ДТП.Следовательно, в случае дорожно-транспортного происшествия на парковке необходимо действовать по общим принципам. Далее рассмотрим основные нюансы оформления и расскажем, можно ли обойтись без участия сотрудников автоинспекции. Нередки ситуации, когда виновник аварии на парковке скрывается с места происшествия. Поэтому также приведем подробный алгоритм действий в такой ситуации.

Что делать при ДТП на парковке?

Позвонить в ГИБДД со стационарного телефона можно по номеру 02, с мобильного по двум номерам 112 (это МЧС, там выслушав проблему, вас переключат на необходимое отделение) или 102 (полиция, здесь вас переключат на дежурного сотрудника ГИБДД).


Попав в аварию на парковке, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  • Полностью остановить и поставить транспортное средство на ручной тормоз.
  • Активировать аварийный режим (кнопкой, расположенной на панели приборов автомобиля).
  • В 15 метрах от места происшествия поставить аварийный знак. Этого требуют правила дорожного движения. Если проигнорировать это требование, вам будет выписан штраф 1000 рублей (согласно ст.12.27 КоАП), причем вне зависимости от того, являетесь вы виновником ДТП на парковке или нет.

Запрещается как-то корректировать расположение автомобилей и других деталей происшествия. Всё должно остаться на своих местах до приезда автоинспекторов или до составления схемы ДТП по европротоколу. Если в результате аварии вред причинен только имуществу, а машины попавшие в ДТП на парковке мешают движению других автомобилей, позвонив в ГИБДД и проконсультировавшись с дежурным сотрудником, нужно убрать ТС с проезжей части, после того, как необходимые факты зафиксированы на фото и видео (в соответствии ПДД пункт 2.6.1). В случае неисполнения данного требования, участникам аварии грозит штраф 1000 рублей.

Рассмотрим дальнейшие действия, без участия автоинспекторов ДПС:

  1. Произвести фото и видеосъемку места аварии. Особых требований к качеству снимков нет, поэтому подойдут фотографии, сделанные на любой смартфон. Главное, чтобы на изображениях присутствовали регистрационные номера ТС (они должны быть отчетливо видны), общая панорама места происшествия и повреждения.
  2. После чего составляется схема аварии на парковке. Оба участника должны согласовать её и поставить на ней подписи. Более подробно об этом аспекте расскажем в отдельном пункте. Если не удаётся придти к согласию, лучше вызвать сотрудников ГИБДД.
  3. Если есть возможность, найдите свидетелей ДТП. Они помогут в дальнейшем разбирательстве. Для дачи показаний, возьмите их контакты, чтобы при необходимости они смогли присутствовать в суде.
  4. Все полученные сведения заносятся в Европротокол (более подробно о его заполнении расскажем в отдельном пункте).
  5. Согласно п. 2.6 ПДД РФ, водители обязаны освободить проезжую часть, если последствия аварии делают невозможным движение транспортных средств. Освободить место ДТП на парковке следует только с разрешения дежурного ГИБДД. За игнорирование этого требования предусмотрен штраф 1000 р. В некоторых ситуациях (например, если нет возможности произвести съемку места происшествия) лучше получить этот штраф ради того чтобы сохранить детали аварии и не стать её виновником.

Помните, что получить компенсацию от страховой компании можно будет только в том случае, если следовать всем описанным выше рекомендациям.

Когда вызов сотрудников ГИБДД обязателен?

Выше мы рассмотрели примерный алгоритм действий, при составлении ДТП без участия автоинспекторов. Большинство аварий на парковке происходят именно по такой схеме. Однако возможны случаи, когда без вызова автоинспекторов обойтись нельзя. К таковым относятся следующие ситуации:

Последние нововведения, касающиеся вызова сотрудников ГИБДД на место аварии, прописаны в приказе МВД №664.

Как составляется Европротокол?


Отметим основные правила составления Европротокола в случае ДТП на парковке:

  • На фотоснимках должны быть запечатлены все аспекты происшествия (ТС, последствия и т.д.).
  • В бланке европротокола можно писать только обычной шариковой ручкой. Карандашом, фломастером и другими канцелярскими приборами пользоваться нельзя.
  • Документ должен быть заполнен в 2 экземплярах – для каждого из участников аварии на парковке.
  • В примечании необходимо указать модель устройства, на которое были сделаны снимки.
  • В обоих экземплярах должны быть одинаковые сведения.

Европротокол представляет собой двухсторонний бланк, с множеством пунктов. В каждом из них необходимо указать достоверные сведения, в противном случае документ не будет иметь юридической ценности. Рассмотрим каждый из пунктов:

Примеры ДТП и определение виновника

Поскольку авария на парковке подпадает под определение ДТП, виновники определяются по общим принципам ПДД. Рассмотрим несколько примеров:

Какие действия предпринять, если виновник аварии скрылся?

Нередки случаи, когда водители, став виновником ДТП на парковке просто оставляют место происшествия, надеясь избежать наказания. Не будем углубляться в моральный аспект такого действия, и расскажем, как действовать в данной ситуации. Первым делом убедитесь, что автомобиль действительно скрылся со стоянки. Некоторые водители (особенно неопытные) в случае столкновения с другим автомобилем впадают в панику и могут просто отъехать подальше, чтобы успокоиться. Убедившись в том, что виновник скрылся с парковочной территории и не собирается возвращаться, сделайте следующее:


  • Обозначьте место аварии аварийным знаком за 15 метров до вашего ТС.
  • Активируйте аварийный режим.
  • Произведите фото и видеосъемку места происшествия. Идеально будет если получится запечатлеть регистрационные номера автомобиля виновника.
  • Если есть возможность, найдите свидетелей произошедшей аварии на парковке. При этом нельзя корректировать положение вашего автомобиля. Также желательно взять у водителей соседних автомобилей запись с видеорегистратора.
  • И последнее действие – вызвать сотрудников автоинспекции позвонив по номеру 02 (020, 112 с мобильного). Они, на месте проведут предварительное расследование.

На большинстве автостоянок имеются видеокамеры в большом количестве. Поэтому высока вероятность, что ДТП было запечатлено и удастся найти виновника происшествия.

Водитель, покинувший место ДТП на парковке, будет привлечен к административной ответственности по статье 12.27 КоАП РФ. Согласно данному законодательному акту, он будет приговорен к лишению прав на 12-18 месяцев, либо к аресту на 15 дней и аресту транспортного средства. Компенсация за причиненный ущерб будет назначена в общем порядке.

Является ли страховым случаем ДТП на парковке?

Согласно пункту 1.2 ПДД РФ, ДТП – это столкновение одного или нескольких транспортных средств, произошедшее на дороге или прилегающей территории. Отсюда следует, что авария, произошедшая на парковке, подпадает под общие принципы. Поэтому ДТП на стояночной территории являются страховым случаем.

Действует ли ОСАГО при аварии на автостоянке?

В данном случае всё будет зависеть от типа и причины столкновения, а также от установления виновника происшествия. Данные аспекты будут влиять на размер ущерба. Так, к примеру, удар дверью не считается ДТП (согласно ФЗ №40 от 25.04.02).

Происшествие на парковке может называться ДТП, если оно имеет следующие характерные признаки:

  • В происшествии задействовано двое или более участника (ТС, пешеходы или велосипедист).
  • Хотя бы одному из участников происшествия был нанесен ущерб (материальный или физический).
  • Только один участник столкнулся со статичным объектом.

Таким образом, не важно, в каком месте произошло происшествие, оно в любом случае подпадает под понятие ДТП. Отсюда следует вывод, что при аварии на парковке действует ОСАГО. Автостоянка считается прилегающей территорией.

Действует ли КАСКО?

В случае с КАСКО применяются те же принципы, что и с ОСАГО. Полис добровольного автострахования не может защитить водителя от всех рисков (вопреки обещаниям многих страховых агентов, которые пытаются быстрее продать полис).

Транспортное средство будет застраховано только от тех рисков, которые прописаны в договоре КАСКО. Чаще всего указывают следующие:

Пожар и поджог это разные вещи. Пожар – это ситуации, когда, к примеру, загорелся гараж, в котором стоял автомобиль. Поджог – это когда транспортное средство намеренно подожгли (обычно такие ситуации не обходятся без вмешательства полиции).

Таким образом, если происшествие на парковке не попало под понятие ДТП, то компенсация по КАСКО будет выплачена только в том случае, если в договоре прописан соответствующий пункт.

ДТП на парковке со шлагбаумом

Наличие на парковке шлагбаума предполагает внесение фиксированной платы за стоянку. Только после этого он откроется, и транспортное средство сможет проехать. Аварии со шлагбаумом случаются, если водитель:

  • Не желает оплачивать стоянку и осознанно нарушил правила парковки.
  • Не справился с управлением ТС и случайно задел преграду.
  • Отвлекся (например, при оплате стоянки по терминалу) и задел шлагбаум.

Если ДТП со шлагбаумом произошло без злого умысла (по невнимательности) и кроме преграды ничего не пострадало, то к водителю не будут применены административные меры. Ему останется только компенсировать нанесенный ущерб (ремонт или замену шлагбаума). В противном случае (т.е. если порча имущества была осознанной) водителя ожидает административное наказание (размер и характер санкций будет зависеть от масштабов последствий).

Авария при парковке задним ходом

Как показывает практика, аварии на парковке в большинстве случаев связаны с пренебрежением ПДД во время движения задним ходом. Причинами таких дорожно-транспортных происшествий являются следующие моменты:

  • При движении задним ходом водитель не убедился в наличии препятствия для других участников движения.
  • Имело место действие третьих лиц (пешеходы, велосипедисты, другие водители и т.д.).
  • Водитель пренебрег запретом на движение задним ходом в пешеходной зоне.

Каждая ситуация индивидуальна, но в большинстве случаев виновником ДТП на парковке признается водитель, который двигался задним ходом. Он должен обязательно убедиться в том, что не создает помех другим участникам движения. Какого-либо дополнительного штрафа за подобное нарушение не предусмотрено.

Какие могут быть применены штрафные санкции?

Сумма штрафа, который может быть выписан, зависит от типа и характера происшествия на парковочной территории. Как мы уже отмечали ранее, львиная доля аварий на парковке связана с несоблюдением ПДД (особенно при движении задним ходом). Поэтому при установлении размера штрафа учитывается тот факт, были ли нарушены правила дорожного движения.

Если виновник, совершая маневр, нарушил ПДД, он будет привлечен к административной ответственности по статье Нарушение правил маневрирования 12.14 КоАП РФ. За подобное нарушение предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Если у одного из водителей отсутствует (или просрочен) полис ОСАГО, его будет ждать штраф 800 рублей (вне зависимости от того, является он виновником или нет).

Удар дверью на территории парковки

Если водитель задел соседний автомобиль дверью, то такая ситуация подпадает под статью 15 ГК РФ. Она обязывает виновника полностью возместить причиненный ущерб. В большинстве случаев подобные происшествия не вызывают сложностей и водителям удается договориться самостоятельно, ибо определение виновника не требуется.

Если вы нанесли удар дверью, и с водителем пострадавшего автомобиля удалось договориться, то перед выплатой компенсации возьмите со второго участника происшествия расписку, в которой он подтвердит, что больше не имеет к вам претензий. В противном случае после получения денежных средств он может обратиться в суд за повторным возмещением причиненного ущерба.

Нюансы

Разные типы и места аварий имеют отличительные черты и особенности. Отметим ключевые нюансы ДТП на парковке, которые необходимо знать:

Даже самые опытные водители не застрахованы от попадания в непростую и порой опасную ситуацию на дороге. Чаще всего дорожно-транспортные происшествия, происходят на дорогах, трассах или местах, отведенных для стоянок. Однако случаются и в таком месте как парковка. И если на дороге в большинстве случаев сразу понятно, что делать и какие могут быть последствия, то вот ДТП на парковке для правильного разрешения требует знания некоторых нюансов.

Является ли авария на парковке ДТП?

Под ДТП понимается дорожно-транспортное происшествие, в ходе которого происходит столкновение автомашины из с другим транспортным средством, а также совершается наезд на стационарный объект. Все специалисты в этой области, начиная с автоюристов, адвокатов, аварийных экспертов и заканчивая страховщиками, одинаково трактуют данную законодательную норму на практике. Выглядит трактовка следующим образом: отнести к категории ДТП можно любое столкновение от одного и более автомобиля, произошедшее как на территории автодороги, так и на прилегающей к ней автодорожной инфраструктуре, к которой и относится парковка.

Действия при аварии на прилегающей территории

Первым вопросом, который появляется у каждого, кто столкнулся с проблемой ДТП на парковке, естественно является, что делать. Существует некий определенный алгоритм поведения, который схож с другими при возникновении такой ситуации, но имеет несколько отличительных особенностей.

  1. В первую очередь, когда произошло столкновение на парковке, как впрочем, и в любом другом месте, необходимо сохранять спокойствие и не поддаваться паническому состоянию.
  2. В тех случаях, когда в происшествии участвуют транспортные средства и хотя бы одно из них совершает движение, нужно его немедленно прекратить, для того чтобы избежать ухудшения ситуации и предотвратить вовлечение в ДТП на парковке других транспортных средств или стационарных объектов.
  3. Далее производится установка знака, сообщающего об аварийной остановке, также включается световая сигнализация. Эти моменты важны не только для соблюдения всех дорожных правил, но и для того, чтобы предупредить других водителей о существующей опасности.
  4. В тех случаях, когда ДТП носит более тяжелый характер, и в его результате человеческому здоровью был нанесен вред, то до приезда скорой помощи и сотрудников ГИБДД, необходимо оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, используя для этого сподручные средства и аптечку.

Кто виноват при ДТП на парковке?

Согласно существующим статистическим данным, приблизительно каждое пятое ДТП происходит именно в таком месте как парковка. При этом абсолютно неважно, расположена она на территории около дома, офиса или крупного торгового центра.

Определением виновника в ДТП на парковке занимаются сотрудники ГИБДД, вызов которых является желательным, если стороны происшествия не могут урегулировать конфликт по взаимному согласию, используя европротокол. Как правило, виновником является лицо, не соблюдающее или незнающее правил совершения маневрирования транспортным средством.

Виновник скрылся с места дорожно-транспортного происшествия

При ДТП на парковке многие люди поддаются панике и оставляют место происшествия. В первую очередь это связано с желанием уйти от ответственности, надеясь на то, что никаких доказательств участия не будет обнаружено или же они будут не достаточны для того, чтобы подтвердить вину.

Чаще всего такая ситуация бывает, когда ДТП происходит в результате свершения движения автотранспортным средством задним ходом. В таком случае задевается припаркованный вблизи автомобиль. Решая скрыться с места происшествия, человек способен создать дополнительные проблемы. А тот, кто пострадал от подобного рода действий, в будущем может рассчитывать на одну из самых суровых мер наказания виновной стороны, а именно – лишения нарушителя водительских прав (как следствие оставление места происшествия).

Лучшим вариантом при такой ситуации является дождаться владельца того транспортного средства, которое было повреждено. Вызов сотрудников ГИБДД обязателен в том случае, если виновник скрылся.

Оформление ДТП на парковке

Для того чтобы избежать проблем с правоохранительными органами и в плюс ко всему решить сложившуюся ситуацию в рамках действующего законодательства, необходимо правильно провести процедуру оформления ДТП на парковке.

  1. Для начала необходимо определиться, будет ли оформление дорожно-транспортного происшествия на парковке проводиться самостоятельно с помощью составления европротокола или же есть необходимость вызова экипажа ГИБДД.
  2. Когда принимается решение о втором варианте, нужно произвести видео или фотосъемку места аварии, затем убрать с него свои автотранспортные средства, чтобы не создавать помех другим водителям и не повышать риск нового ДТП.

Сотрудники экипажа ГИБДД также обязаны произвести ряд определенных действий, исполнение которых желательно проконтролировать. Это обязательное составление схемы места происшествия ДТП, произведение осмотра пострадавших транспортных средств и (или) стационарных объектов с целью выявления и классификации имеющихся повреждений.

В их компетенции находится и определение человека, виновного в ДТП, затем опрос свидетелей происшествия. При отсутствии очевидцев дорожно-транспортного происшествия на парковке – выемка и изучение видеозаписи, которая зафиксировала происходящее (в тех случаях, когда парковка оснащена необходимым оборудованием). По итогам всех перечисленных выше процедур составляется протокол.

Копия протокола передается всем сторонам, участвующим в аварии. Именно данный документ в будущем становится главным доказательством вины одной из сторон при судебном разбирательстве, а также при сборе и подаче документов в страховую компанию для получения причитающихся выплат за нанесенные повреждения автотранспортному средству.

Чтобы европротокол имел законную силу необходимо соблюсти несколько простых правил:

  1. Произвести фиксацию места ДТП на парковке при помощи фото или видеосъемки.
  2. При наличии возможности привлечь в процесс его составления свидетелей.
  3. При согласии обеих сторон составляется схема и включается в бланк извещения.
  4. Повреждения подлежат подробной описи.
  5. В извещении указывается виновная в случившемся сторона.
  6. Извещение подписывается обеими сторонами, только после его заверения подписями можно убрать автомобили с места происшествия.

Для того чтобы в будущем иметь возможность воспользоваться нормами, указанными в ОСАГО, которые в некоторых случаях действуют при ДТП на парковке, очень важно правильно составить схему. Она обязана содержать в себе следующие данные:

  1. Для начала изображается часть парковки, на которой расположено место ДТП. В тех случаях, когда рядом есть другие транспортные средства, их месторасположение необходимо отразить на схеме.
  2. Фиксации подлежит и точное расположение транспортных средств, участвующих в аварии.
  3. В европротоколе обязательно отражается направление, в котором автомобили совершали свое движение. Даже в том случае, когда только один из них двигался, это подлежит обязательной фиксации в схеме.
  4. Разметка парковочных мест и прочие знаки, находящиеся как непосредственно на месте дорожно-транспортного происшествия, так и на близко прилегающей к нему территории, должны отражаться в данном документе.
  5. Когда парковка, где произошло происшествие, расположена на территории какой-либо организации, то в схеме отражаются такие моменты как: название компании, наименование соседних улиц, близко расположенных предприятий и т. п.
  6. Дополнительное описание содержит в себе информацию о том, в какой части транспортного средства имеется повреждение.

Когда в качестве оформления ДТП на парковке отдается предпочтение именно в пользу европротокола, то об этом обязательно нужно уведомить страховую службу и подать заявление о возмещении причиненного ущерба. Здесь следует понимать, что в тех случаях, когда в аварии участвовало свыше 2-х машин, то страховая выплата по порядку прямого возмещения вреда не производится.

Является ли страховым случаем дорожно-транспортное происшествие на прилегающей территории?

После изменений 2016 года в Правилах страхования ОСАГО, ДТП на парковке относится к категории страховых случаев. Парковки попадают в такое определение как внутренние территории. Получить страховку при происшествии в подобном месте можно, если оно находится в одной из перечисленных ниже категорий:

  1. Паркинги, расположенные на цокольном этаже торгового центра.
  2. Места для парковки около многоквартирного дома.
  3. Парковки, находящиеся около государственного, муниципального или общественного здания.

Действует ли ОСАГО если ДТП произошло на парковке?

Отталкиваясь от того факта, что в законодательство были внесены изменения и добавлено такое понятие как внутренняя территория, вполне логичным становится то, что при определенных обстоятельствах ОСАГО действует при ДТП на парковке.

Для того чтобы получить страховые выплаты, гражданин должен быть готов к некоторым требованиям со стороны страховщиков, в числе которых можно выделить следующие:

  1. В обязательном порядке наличие страховки ответственности водителей по ОСАГО или КАСКО.
  2. В ДТП должны участвовать минимум 2 транспортных средства.
  3. Причиненный ущерб личному транспортному средству не является результатом неправильных действий его водителя.
  4. Сотрудниками ГИБДД был установлен виновник аварии.

Дорожно-транспортное происшествие при движении задним ходом

В подавляющем большинстве случаев ДТП на парковке – это результат несоблюдения правил движения автотранспортного средства задним ходом. Среди причин такой ситуации можно выделить следующие моменты.

Во-первых, во время движения задним ходом необходимо обращать внимание, не создает ли оно препятствия для других машин и не угрожает ли водителям. Во-вторых, были ли привлечены третьи лица (прохожие, другие водители, пассажиры и т.д.) для полноценной оценки ситуации в том случае, когда наблюдается плохая видимость. В-третьих, не было ли нарушено правило о запрете заднего хода на месте, выделенном в качестве пешеходного перехода на парковке и т. п.

В случае ДТП на парковке, виновником аварии признается водитель ехавший назад, так как он обязан убедиться в отсутствии создания помех другим автомобилям. Штраф виновнику дорожно-транспортного происшествия ехавшего задним ходом не предусмотрен.

Штраф за ДТП на парковке

Конечно, размер штрафа будет напрямую связан с характером и классификацией аварии. Но как уже отмечалось, большее количество аварий связано с несоблюдением правил движения задним ходом, то определяя размер штрафа необходимо учитывать, не были ли нарушены правила его свершения, описанные выше.

Согласно действующему законодательству, а именно ст. 12.14 КоАП, виновник аварии с нарушениями, описанными в третьем случае, несет административную ответственность в виде штрафа, назначенного за несоблюдение основных правил свершения маневрирования. В соответствии с этим, необходимо быть готовым, что в 90 % случаев (исходя из анализа статистики ДТП на парковке), когда авария – итог нарушения правил заднего хода, виновной признается та сторона, автотранспорт которой двигался назад.

Удар дверью на парковке ДТП

Поскольку только они выдадут заключение о том, что попадает конкретная ситуация в разряд ДТП или же регулируется другими действующими законодательными нормами. Но можно обойтись и собственными силами, если водитель уверен, что обладает всеми необходимыми знаниями и способен оценить произошедшее в соответствии с регулирующими подобные ситуации нормативными правовыми актами.

Особенности ДТП на парковке

Поскольку для каждого места ДТП существуют определенные отличительные черты, которые также можно отнести к категориям особенностей, так и к причинам появления, то вполне логичным становится факт того, что они есть и у происшествия на парковке. Среди них выделяют такие как:

  1. На первом месте стоит неумение человека, управляющего автотранспортным средством, совершать маневренные движения и осуществлять движения задним ходом. Чаще всего такая причина обнаруживается у водителей с небольшим стажем, как следствие неквалифицированной подготовки во время обучения, а также при отсутствии практического опыта.
  2. Плохо освещенные парковки создают такое препятствие как плохая видимость, которая в конечном итоге может привести к столкновению.
  3. Некачественное дорожное покрытие также нередко приводит к ДТП на парковке.
  4. Невнимательность водителя, вызванная различными причинами, в том числе и обычной усталостью, приводит к тому, что он не в полном объеме способен ощущать габариты управляемого им автотранспортного средства, что и приводит к столкновению. Особенно актуальной подобная проблема является для парковок на территории около дома и в супермаркетах в вечернее время суток.
  5. Немаловажным фактором становится и соблюдение всех правил при постройке парковки, а именно размера парковочного места, нанесение разметки и т. п., при нарушениях в этой области многие водители сталкиваются с проблемой ДТП.
  6. Оборудование автоматическим шлагбаумом или же терминалом оплаты также может стать причиной аварии, в особенности, если водитель не слишком хорошо или вообще не умеет пользоваться этими элементами.
  7. Помутнение сознания, вызванное алкогольным, наркотическим или другими видами опьянения, как и в любом другом месте, способно привести к тому, что произойдет ДТП на стоянке.

Подводя итог всего вышеизложенного, можно говорить о том, что вопреки расхожему мнению, ДТП, произошедшие на парковке, при наличии определенных обстоятельств попадают под действие страховки, что волнует практически всех водителей. Однако для того чтобы иметь возможность получить от своей страховой компании причитающиеся выплаты, необходимо соблюдать ряд определенных стандартных правил. Независимо от того, является ли человек потерпевшей или пострадавшей стороной, ни в коем случае нельзя покидать место аварии, чтобы в будущем не иметь проблем с законодательством и все также иметь возможность получить финансовое возмещение.

При разрешении дорожно-транспортного происшествия на парковке, нельзя не уделять должного внимания даже самым мелким деталям, так или иначе имеющим отношение к такой аварии, поскольку даже одна неточность может привести к абсолютно нежелательному результату, как для пострадавшей, так и для виновной стороны.

Читайте также: