Обозначение стартера на схеме в машине

Обновлено: 05.07.2024


На автомобилях ВАЗ применяются стартеры, представляющие собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле и роликовой муфтой свободного хода (обгонной муфтой). Стартеры служат для обеспечения минимальной частоты вращения коленчатого вала, необходимой для запуска двигателя. Питание стартера в режиме пуска осуществляется от аккумуляторной батареи.

Реле стартера имеет подключение к цепному питанию, тем самым замыкая и размыкая цепь, в зависимости от того, с какой скоростью вращается коленвал. На всех автомобилях устройство стартеров одинаковое, отличия лишь незначительные конструктивные. Если вы разбираетесь, как работает стартер в одном автомобиле, то без затруднений разберетесь и в другом.

Чтобы поломка стартера не застала врасплох, рассмотрим, как заменить его самостоятельно. Но прежде почитайте теорию и изучите все варианты схем подключения стартера на разные модели авто ВАЗ, собранные редакцией 2 Схемы.ру по знакомым автоэлектрикам.

Схема соединений стартера ВАЗ 2101

Схема подключения стартера ВАЗ

  1. стартер;
  2. удерживающая обмотка тягового реле;
  3. выключатель зажигания;
  4. генератор VAZ 2101;
  5. блок предохранителей;
  6. втягивающая обмотка тягового реле;
  7. аккумуляторная батарея.

При обычных нагрузках ток вырабатываемый стартером составляет 150 А. Когда возникают большие нагрузки, например, зимой, возникающий ток может достигнуть 500 А. Это серьезное испытание для этого электроагрегата, поэтому не рекомендуется держать ключ на запуске дольше 10 секунд, а повторные попытки запуска надо делать с перерывом не менее минуты.

Схема соединений стартера на 2105

Схема подключения стартера ВАЗ

  1. генератор;
  2. аккумуляторная батарея;
  3. шунтовая катушка обмотки статора;
  4. стартер VAZ 2105;
  5. сериесная катушка обмотки статора;
  6. удерживающая обмотка тягового реле;
  7. втягивающая обмотка тягового реле;
  8. реле включения стартера;
  9. монтажный блок;
  10. выключатель зажигания.

Схема подключения стартера ВАЗ 2106

Схема подключения стартера ВАЗ

  1. стартер;
  2. генератор;
  3. аккумуляторная батарея;
  4. втягивающая обмотка тягового реле;
  5. выключатель зажигания;
  6. удерживающая обмотка тягового реле

Схема подключения стартера ВАЗ

1 – крышка со стороны привода; 14 – крышка реле;
2 – стопорное кольцо; 15 – контактные болты;
3 – ограничительное кольцо; 16 – коллектор;
4 – шестерня привода; 17 – щетка;
5 – обгонная муфта; 18 – втулка вала якоря;
6 – поводковое кольцо; 19 – крышка со стороны коллектора;
7 – резиновая заглушка; 20 – кожух;
8 – рычаг привода; 21 – шунтовая катушка обмотки статора;
9 – якорь реле 2106; 22 – корпус;
10 – удерживающая обмотка тягового реле; 23 – винт крепления полюса статора;
11 – втягивающая обмотка тягового реле; 24 – якорь;
12 – стяжной болт реле; 25 – обмотка якоря;
13 – контактная пластина; 26 – промежуточное кольцо.

Схема стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099

Схема подключения стартера ВАЗ

Схема подключения стартера ВАЗ

В электрической цепи стартера применяется реле включения 111.3747-10.

Схема подключения стартера ВАЗ

  1. Винт крепления защитного колпака.
  2. Защитный колпак.
  3. Стопорное полукольцо.
  4. Гайка крепления задней крышки.
  5. Задняя крышка.
  6. Пружины щеток.
  7. Направляющие щеток (наружная часть).
  8. Щетки.
  9. Статор.
  10. Якорь.
  11. Рычаг привода.
  12. Привод.
  13. Ограничительное кольцо.
  14. Стопорное кольцо.
  15. Ось рычага привода.
  16. Винты крепления тягового реле.
  17. Передняя крышка.
  18. Пластмассовое уплотнительное кольцо крышки.
  19. Стяжные шпильки.
  20. Резиновая заглушка.
  21. Сердечник тягового реле.
  22. Возвратная пружина.
  23. Уплотнительное кольцо тягового реле.
  24. Тяговое реле.
  25. Уплотнительная шайба.
  26. Регулировочные шайбы.

Схема стартера для ВАЗ 2110, 2111, 2112

На автомобили ВАЗ-2110 устанавливались стартеры типа 57.3708 и имели следующие технические характеристики:

  • Номинальная мощность 1,55 кВт
  • Потребляемый ток при максимальной мощности не более 375 Ампер
  • Потребляемый ток в заторможенном состоянии не более 700 Ампер
  • Потребляемый ток в режиме холостого хода не более 80 Ампер

Схема подключения стартера ВАЗ

Схема подключения стартера на десятку приведена выше, вот ее расшифровка:

  1. АКБ
  2. генератор
  3. сам стартер
  4. замок зажигания

Схема подключения стартера ВАЗ

Схема подключения стартера 2113, 2114, 2115

Схема подключения стартера ВАЗ

Схема подключения стартера ВАЗ

Втягивающее реле стартера

Реле пускового устройства называют втягивающим. Это связано с принципом его работы – оно выполняет функцию подключения пускового устройства к электрической цепи и соединения его якоря с коленчатым валом. Происходит это так: когда ток не подается на обмотки устройства, его якорь под действием возвратной пружины пребывает в выдвинутом вперед положении. Эта же пружина через специальную вилку удерживает шестерню бендикса, не давая ей входить в зацепление с венцом маховика коленвала.

Схема подключения стартера ВАЗ

Поворачивая ключ в замке зажигания, мы подаем ток на обмотку устройства. Под воздействием электромагнитного поля якорь подается назад (втягивается в корпус), замыкая контакты питания стартера. Сдвигается и шестерня бендикса, входя в зацепление с маховиком. В этот же момент втягивающая обмотка отключается, и в дело вступает удерживающая. Усилие от вала стартера передается через шестерню на маховик, заставляя коленчатый вал вращаться до того момента, пока мы не перестанем удерживать ключ в замке зажигания в положении запуска.

Схема подключения стартера ВАЗ

Какие функции выполняет втягивающее реле:

Когда мотор запускается, напряжение от генератора идет на обмотку реле. Затем начинают работать шестерни приводной системы, за счет чего возникает магнитное поле. Маховик двигательной системы работает. Шестерня начинает свою работу благодаря обмотке удерживания, в то время когда болты замкнутся. Когда ключ возвращается в замок зажигания, то происходит обесточивание обмотки, таким образом, шестерня и маховик разъединяются. Эта схема касается современных автомобилей, включая и модели ВАЗ.

Если стартер работает с громким шумом, то это могло прослабиться крепление полюса или стартера. В первой ситуации усильте крепление, для этого затяните винт, а во второй – закрепите стартер. Если вы разобрали стартер и увидели, что муфта начинает пробуксовывать, то единственное, что нужно будет сделать, – это заменить привод стартера.

Подключение проводов к стартеру

Схема подключения стартера ВАЗ

Схема подключения стартера ВАЗ

Схема подключения стартера ВАЗ

ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ РЕМОНТА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОВОЙ СПЕЦТЕХНИКИ.

Cамые просматриваемые

дон юг авто сервис > Загрузки > автомануалы > Обозначение выводов (контактов) на электрических схемах и элементах автомобиля


31b Обратная линия отрицательной клеммы аккумулятора или заземление посредством переключателя или реле.



50b Управление стартером с параллельным функционированием двух стартеров с последовательным управлением.

50c Пусковое реле для последовательного контроля включения тока во время параллельной работы двух стартеров.

50d Пусковое реле для последовательного контроля включения тока во время параллельной работы двух стартеров.

Как сделать кнопку старта вместо ключа зажигания в автомобиле своими руками


Как ни странно, данный вопрос очень часто тревожит автомобилистов и не только из эстетических соображений — в духе времени. Контактная группа, расположенная за ключом зажигания, очень часто выходит из строя, и менять ее далеко не простая задача.

В старых автомобилях часто провода от самого стартера подключены напрямую к контактам внутри контактной группы, которые замыкаются при повороте ключа зажигания. При срабатывании стартера потребляется очень большое колличество энергии, а значит протекает большой ток (контакты бьют искру). Со временем на контактах образуется налет из гари или они вовсе перегорают, больше не обеспечивая надежный контакт. В более новых автомобилях устанавливается отдельное реле, которое замыкает контакты стартера при повороте ключа зажигания.

Схема стартера

Так называемый — щеточный узел стартера (фото 2), состоит из четырех графитовых щеток установленных в щеткодержателях. Если внимательно посмотреть по схеме, можно заметить, что две щетки имеют общее соединение с массой автомобиля, а две другие щетки изолированы от корпуса (массы автомобиля) и два провода этих щеток соединены в один провод.


Провод, который состоит в соединении с двумя щетками (фото 2), соединяется с одним концом обмотки возбуждения (19). Катушки обмотки возбуждения соединены между собой последовательно, как это видно по самой электрической схеме и на фотоснимке (фото 3).



Из фотоснимка можно понять, что четыре катушки обмотки возбуждения намотаны на четырех магнитных полюсах (20).

По данному фрагменту схемы (рис. 2) дается пояснение для якоря тягового реле (4), на котором установлен контактный диск (27), с помощью которого происходит замыкание и размыкание цепи.


На сердечнике якоря тягового реле (4) намотаны две обмотки, это удерживающая (25) и втягивающая (26) обмотки.

Как включается стартер

Многие из нас работали или продолжают работать водителями на грузовых автомобилях и знают, каких усилий требуется, чтобы завести автомобиль в зимнее холодное время, если автомобиль к примеру простоял в неотапливаемом гараже или на улице (возле Вашего дома).

Известно, что трансмиссионное масло (нигрол) применяемое для редуктора моста или моторное масло для двигателя имеют свойство застывания на морозе, что неблагоприятно сказывается при пуске двигателя. В этом примере, опытный водитель знает, как разогреть поддон картера двигателя или как разогреть редуктор моста, — для облегчения пуска двигателя.

Рассмотрим пуск автомобильного двигателя при благоприятных погодных условиях:

Постараюсь объяснить все коротко и понятно (смотрим по схеме рис. 1, б). При замыкании ключа или же, выключателя зажигания (30), ток от АКБ (21) поступает на обмотку возбуждения и на обмотку якоря (15; 19). Тем самым, создаются магнитные потоки как для обмотки возбуждения так и для обмотки якоря. Магнитные потоки, создаваемые в обеих обмотках, — приводят во вращение якорь.

Чтобы ток поступил на обмотки стартера, при включении выключателя зажигания, одновременно при этом срабатывает реле включения (23) с помощью которого замыкается цепь на контактах (24). Далее, замыкаются контакты выключателя (28) за счет якоря тягового реле (4), — на котором расположены втягивающая (26) и удерживающая (25) обмотки. Реле включения и якорь тягового реле срабатывают по принципу электромагнита.

Подробно описывать, как входит в зацепление зубчатое колесо стартера (10) с зубчатым венцом маховика коленчатого вала, — нет смысла. Достаточно и так все понятно по чертежу стартера.

Неисправности стартера

Что касается конкретно по неисправностям стартера, то к таким неисправностям можно отнести:

1. перегорание, либо межвитковое замыкание в одной из обмоток возбуждения;

2. нарушение изоляции между ламелями коллектора;

3. замыкание обмотки возбуждения на корпус стартера;

4. замыкание между обмоткой якоря и сердечником якоря;

5. окисление, подгорание контактов (смотреть по электрической схеме)

и далее, допустим механическое повреждение ламелей (пластин) коллектора.

Как проверить стартер


На представленных рисунках (3; 4; 5; 6) наглядно показано, — как проводится диагностика (проверка) стартера.

В этом примере, проводится проверка обмотки якоря (рис. 3) способом замера сопротивления между пластинами коллектора.


Здесь, прибором Омметром определяется наличие либо отсутствие замыкания между обмоткой и сердечником якоря (рис. 4).


И на последнем рисунке показано, как следует правильно проводить проверку обмотки возбуждения стартера (рис. 5). То-есть, проверяется наличие, либо отсутствие замыкания обмотки возбуждения на корпус.

На этом пока все. Следите за рубрикой.

Реле стартера описание назначение устройство ремонт фото видео


Движение любого автомобиля начинается с запуска двигателя. Если Вы хотите понимать принципы работы основных узлов авто, то рекомендуем начать изучение именно с системы пуска. Одно из самых уязвимых мест этой системы реле стартера. О такой детали слышали практически все, но далеко не многие понимают принцип ее работы. Прежде чем начать разговор о реле стартера, стоит заметить, что конструкция автомобиля имеет одновременно две детали с таким названием, только первая, отвечает за включение стартера, оно находится обычно в моторном отсеке, а вторая втягивающее реле стартера.

Установка электростартера на мотоцикл

Лучше всего из советских мотоциклов тюнингу в виде монтажа электростартеров поддаются мотоциклы Днепр от КМЗ. После установки системы электрозапуска на двигатель данного байка не нужно обустраивать последний автомобильным аккумулятором. Для этого этому МТ достаточно АКБ то мощности, которым они комплектуются.

Способов по установки электрического стартера существует несколько. К мотору советского железного коня вышеуказанный механизм либо приваривается аргоном, либо же прикручивается с использованием шпилек.

Электростартер на мотоцикл Урал устанавливается по такому же принципу, что и на Днепр. Отметим, что использование сварки подходит наилучшим образом, так как изготовитель стартерных венцов дарит выверенный кондуктор. Все же при использовании сварочного метода КПП может столкнуться с родом проблем, связанных с потребностью в переменах.

Отметим, что монтаж электростартеров на Урал или Днепр предусматривает использование удлиненных шпилек. Автоматический запуск двигателя Днепр, Урал и т.д. будет максимально надежно функционировать, если его главный элемент стоит ровно посередине. Не нужно осуществлять срезку верхнего упорного, центрирующего прилива коробки, при этом.

Электостартер на мотоцикл после установки внесет некоторые неудобства. Венец, что уже установлен, часто мешает усадке коробки на место. Дабы решить эту проблему, нужно уменьшить пальцы сцепления на пару миллиметров.

Нужна и настройка маховика. При монтаже электрического стартера на мото она нужна, дабы при большом зазоре не срезались зубья всего лишь за один сезон. Кроме того, маленький зазор приведет к возникновению писка или визга во время запуска мотора. Также это может привести вообще к отказу двигателя запускаться.

Важное в процессе установки электростартера на мотоцикл Урал/Днепр

Электростартер на мотоцикл устанавливается после того, как вы заранее предусмотрели возможность регулировки. На пластине провенчивается отверстие примерно в 12-14мм для дальнейшей установки в него эксцентриковой втулки. Если одновременно проворачиваются обе втулки, пластину нужно немного опустить или поднять. Все же, втулки лучше не проворачивать. Их перепрессовывают с проворотом. Электрический стартер, установленный на мотоцикл, после небольшой регулировки можно незначительно сместить влево или же вправо. Это несет в себе целую массу удобств в монтаже автоматического стартера на левое ухо, растяжку к правому.

Помните, не стоит гнуть шпильки для того, чтоб опустить пластину пониже. Когда шпилька уже закручена в картер, это наверняка разрушит ее посадочное место, а сама шпилька, при этом, даже не согнется.

Электростартер на мотоцикл Урал, Днепр, и т.п

оппозитники нужно устанавливать максимально осторожно, обеспечивая надежность всем узлам байка

Главный элемент автоматического запуска может опираться на левый болт крепления фильтра, расположенного на коробке. Стык, что возник между установленным электронным стартером и коробкой нужно заполнить обычным герметиком, дабы на сцепление не попадала вода.

Назначение и устройство

Стартер предназначен для запуска двигателя автомобиля. Он состоит из трех основных частей: электродвигателя постоянного тока, втягивающего реле и приводной шестерни с обгонной муфтой.

Электродвигатели применяются с электромагнитным возбуждением или с возбуждением от постоянных магнитов. Последние более современные. Они компактнее, проще, потребляют меньший ток и имеют большую скорость вращения, но меньший крутящий момент. Поэтому в конструкцию таких стартеров дополнительно вводится редуктор для увеличения крутящего момента. Редуктор – планетарный, состоящий из трех шестерён, вращающихся вокруг центральной шестерни. Конструкция электродвигателя включает в себя ротор (вращающаяся часть) и статор (неподвижная часть). Питание к ротору подводится с помощью скользящих подпружиненых контактов – щеток. Ток, потребляемый стартером при работе, в пределах 100-200 ампер, а при запуске в морозы может достигать 400 – 500 ампер. Вот почему не рекомендуется держать стартер включенным более 10-15 секунд.

Втягивающее реле предназначено для подачи питания на электродвигатель и подвода приводной шестерни к венцу маховика. При повороте ключа зажигания в положение “Старт” на контакты реле подается питание. При этом замыкается цепь питания электродвигателя, а якорь реле через приводной рычаг вводит в зацепление шестерню с венцом маховика. В более современных стартерах втягивающее реле имеет, кроме основной обмотки, еще и удерживающую. Эта дополнительная обмотка предназначена для уменьшения потребляемого стартером тока, так как для удержания реле во включенном состоянии нужен гораздо меньший ток, чем для его пуска.

Обгонная муфта (“бендикс”) предохраняет электродвигатель стартера от поломки после запуска двигателя. Как только частота вращения коленвала превысит частоту вращения стартера, обгонная муфта рассоединяет приводную шестерню и вал электродвигателя.

Актуальные буквенные и графические обозначения на электрических схемах


Если для обычного человека восприятие информации происходит при чтении слов и букв, то для слесарей и монтажников их заменяют буквенные, цифровые или графические обозначения. Сложность в том, что пока электрик закончит обучение, устроится на работу, научится чему-то на практике, как появляются новые СНиПы и ГОСТы, согласно которым вносятся коррективы. Поэтому не стоит пытаться выучить всю документацию и сразу же. Достаточно почерпнуть базовые познания, а по ходу трудовых будней добавлять актуальные данные.

Введение

Для конструкторов цепей, слесарей КИПиА, электромонтеров, умение прочитать электросхему – ключевое качество и показатель квалификации. Без специальных знаний сходу разобраться в тонкостях проектирования приборов, цепей и способах соединения электроузлов невозможно.

Условные обозначения можно считать особым криптографическим кодом, поясняющим работу и принцип действия конкретной схемы. В Японии, США и Европе значки существенно отличаются от отечественной маркировки, что необходимо учитывать.

Виды и типы электрических схем

  1. Объединенные.
  2. Расположенные.
  3. Общие.
  4. Подключения.
  5. Монтажные соединений.
  6. Полные принципиальные.
  7. Функциональные.
  8. Структурные.

Среди существующих 10 видов, указанных в данном документе, выделяют:

  1. Комбинированные.
  2. Деления.
  3. Энергетические.
  4. Оптические.
  5. Вакуумные.
  6. Кинематические.
  7. Газовые.
  8. Пневматические.
  9. Гидравлические.
  10. Электрические.

Для электриков представляет наибольший интерес среди всех вышеперечисленных типов и видов схем, а также самая востребованная и часто используемая в работе – электрическая схема.

В тексте норматива изложены четкие требования в подробностях к электросхемам всех видов. Поэтому руководствоваться при монтажных работах с электрическими схемами следует именно данным документом. Определение понятия электрической схемы, согласно ГОСТ 2.702-2011 следующее:

После определения в документе содержатся правила реализации на бумаге и в программных средах обозначений контактных соединений, маркировки проводов, буквенных обозначений и графического изображения электрических элементов.

Следует заметить, что чаще в домашней практике используются всего три типа электросхем:

  • Монтажные – для прибора изображается печатная плата с расположением элементов при четком указании места, номинала, принципа крепления и подведения к другим деталям. В схемах электропроводки для жилых помещений указывается количество, место расположения, номинал, способ подключения и другие точные указания для монтажа проводов, выключателей, светильников, розеток и т.п.
  • Принципиальные – на них указываются подробно связи, контакты и характеристика каждого элемента для сетей или приборов. Различают полные и линейные принципиальные схемы. В первом случае изображается контроль, управление элементами и сама силовая цепь; в линейной схеме ограничиваются только цепью с изображением остальных элементов на отдельных листах.
  • Функциональные – здесь без детализации физических габаритов и других параметров указывается основные узлы прибора или цепи. Любая деталь может изображаться в виде блока с буквенным обозначением, дополненного связями с другими элементами устройства.

Графические обозначения в электрических схемах

  • 2.755-87 – графические условные обозначения контактных и коммутационных соединений.
  • 2.721-74 – графические условные обозначения деталей и узлов общего применения.
  • 2.709-89 – графические условные обозначения в электросхемах участков цепей, оборудования, контактных соединений проводов, электроэлементов.

В нормативе с шифром 2.755-87 применяется для схем однолинейных электрощитов, условные графические изображения (УГО) тепловых реле, контакторов, рубильников, автоматических выключателей, иного коммутационного оборудования. Отсутствует обозначение в нормативах дифавтоматов и УЗО.

На страницах ГОСТ 2.702-2011 допускается изображение этих элементов в произвольном порядке, с приведением пояснений, расшифровки УГО и самой схемы дифавтоматов и УЗО.
В ГОСТ 2.721-74 содержатся УГО, применяемые для вторичных электрических цепей.

ВАЖНО: Для обозначения коммутационного оборудования существует:

4 базовых изображения УГО

УГО Наименование

Замыкающий

Размыкающий

Переключающий

Переключающий с наличием нейтрального положения

9 функциональных признаков УГО

УГО Наименование

Дугогашение

Без самовозврата

С самовозвратом

Концевой или путевой выключатель

С автоматическим срабатыванием

Выключатель-разъединитель

Разъединитель

Выключатель

Контактор

ВАЖНО: Обозначения 1 – 3 и 6 – 9 наносятся на неподвижные контакты, 4 и 5 – помещаются на подвижные контакты.

Основные УГО для однолинейных схем электрощитов

Обозначение измерительных электроприборов для характеристики параметров цепи

ГОСТ 2.271-74 приняты следующие обозначения в электрощитах для шин и проводов:


Буквенные обозначения в электрических схемах

Наименование Обозначение
Выключатель автоматический в силовой цепи QF
Выключатель автоматический в управляющей цепи SF
Выключатель автоматический с дифференциальной защитой или дифавтомат QFD
Рубильник или выключатель нагрузки QS
УЗО (устройство защитного отключения) QSD
Контактор KM
Реле тепловое F, KK
Временное реле KT
Реле напряжения KV
Импульсное реле KI
Фотореле KL
ОПН, разрядник FV
Предохранитель плавкий FU
Трансформатор напряжения TV
Трансформатор тока TA
Частотный преобразователь UZ
Амперметр PA
Ваттметр PW
Частотомер PF
Вольтметр PV
Счетчик энергии активной PI
Счетчик энергии реактивной PK
Элемент нагревания EK
Фотоэлемент BL
Осветительная лампа EL
Лампочка или прибор индикации световой HL
Разъем штепсельный или розетка XS
Переключатель или выключатель в управляющих цепях SA
Кнопочный выключатель в управляющих цепях SB
Клеммы XT

Изображение электрооборудования на планах

Применение этих условных обозначений используется для составления чертежей электрического освещения, силового электрооборудования, электроснабжения и других планов. Использование данных обозначений применяется также в принципиальных однолинейных схемах электрощитов.

Условные графические изображения электрооборудования, электротехнических устройств и электроприемников

Контуры всех изображаемых устройств, в зависимости от информационной насыщенности и сложности конфигурации, принимаются согласно ГОСТ 2.302 в масштабе чертежа по фактическим габаритам.


Условные графические обозначения линий проводок и токопроводов


Условные графические изображения шин и шинопроводов


ВАЖНО: Проектное положение шинопровода должно точно совпадать на схеме с местом его крепления.

Условные графические изображения коробок, шкафов, щитов и пультов


Условные графические обозначения выключателей, переключателей

На страницах документации ГОСТ 21.210-2014 для кнопочных выключателей, диммеров (светорегуляторов) отдельно отведенного обозначения не предусмотрено. В некоторых схемах, согласно п. 4.7. нормативного акта используются произвольные обозначения.


Условные графические обозначения штепсельных розеток


Условные графические обозначения светильников и прожекторов

Обновленная версия ГОСТ содержит изображения светильников с лампами люминесцентными и светодиодными.


Условные графические обозначения аппаратов контроля и управления


Заключение

Приведенные графические и буквенные изображения электродеталей и электрических цепей являются не полным списком, поскольку в нормативах содержится много специальных знаков и шифров, которые в быту практически не применяются. Для чтения электрических схем потребуется учитывать много факторов, прежде всего – страну производителя прибора или электрооборудования, проводки и кабелей. Существует разница в маркировке и условном обозначении на схемах, что может изрядно сбить с толку.

Во-вторых, следует внимательно рассматривать такие участки, как пересечение или отсутствие общей сети для расположенных с накладкой проводов. На зарубежных схемах при отсутствии у шины или кабеля общего питания с пересекающими объектами, рисуется полукруговое продолжение в месте соприкосновения. В отечественных схемах это не используется.

Если схема изображается без соблюдения установленных ГОСТами нормативов, то ее называют эскизом. Но для этой категории также есть определенные требования, согласно которым по приведенному эскизу должно составляться примерное понимание будущей электропроводки или конструкции прибора. Рисунки могут использоваться для составления по ним более точных чертежей и схем, с нужными обозначениями, маркировкой и соблюдением масштабов.





Само понятие подразумевает под собой комплекс условных обозначений, которые предназначены для определения каких-либо конструктивных элементов или частей. В соответствии с правилами и требованиями ГОСТ 2.701-84 выделяют несколько видов, отличающихся как сферой применения, так и типом устанавливаемых обозначений.

Разделение по видам приведено в таблице ниже:

Таблица: разновидности схема

Вид схемыБуквенное обозначение
1ЭлектрическиеЭ
2ГидравлическиеГ
3ПневматическиеП
4Газовые (кроме пневматических)X
5КинематическиеК
6ВакуумныеВ
7ОптическиеЛ
8ЭнергетическиеР
9ДеленияЕ
10КомбинированныеС

Так, для одного и того же устройства или объекта, при необходимости, могут разрабатываться сразу несколько схем, поясняющих принцип подключения, работы или реализации функций. Для электротехнического оборудования схемы подразделяются на несколько типов:

  • Принципиальные или полные – обозначаются цифрой 3;
  • Структурные – обозначаются цифрой 1;
  • Функциональные – обозначаются цифрой 2;
  • Общие – обозначаются цифрой 6;
  • Монтажные или схемы соединений – обозначаются цифрой 4;
  • Подключений – обозначаются цифрой 5;
  • Расположения и объединенные – обозначаются цифрой 7 и 0 соответственно.

При составлении конкретной схемы используется, как правило, буквенно-цифровые обозначения, к примеру, для электрической функциональной маркировка будет выглядеть как Э2, для газовой структурной Х1 и т.д.

Принципы графического обозначения каких-либо элементов на схемах определяются отраслевыми и государственными стандартами. Они же устанавливают требования к расположению составных частей, их размеры, нанесение шифров, наименований или маркировок.

Что называется электрической цепью

ЭЦ – это комплекс элементов, при помощи которых создаётся, передаётся и потребляется электрическая энергия. Данные элементы, или участки, содержат источники электрической энергии, а также промежуточные устройства и проводники между ними, обеспечивающие неразрывность соединений.



Как по другому называется электрическая цепь

Источниками электрической энергии являются устройства, вырабатывающие ток путём физических, химических или световых преобразований.

Важно! Приемниками электроэнергии являются устройства, работа которых напрямую зависит от активности источника.

Промежуточные элементы с функциональными устройствами служат для передачи электрической энергии от источников к приемникам. В зависимости от назначения, они непосредственно передают энергию с конкретными параметрами источника.

Определение и назначение каждой электросхемы

Каждый вид электрической схемы реализуется в виде чертежа или графического изображения, выполненного вручную или посредством печатных приспособлений. Основные отличия обусловлены описанием тех или иных функций, указанием последовательности, принципа действия или привязкой к чему-либо.

Они устанавливают:

  • требования к изображениями;
  • принципам расположения компонентов;
  • оформления чертежей;
  • нанесению обозначений и технических характеристик.

Далее детально рассмотрим особенности каждого вида электрических схем.

Принципиальная (полная)

Принципиальная схема предназначена для пояснения принципа действия того или иного устройства. Наиболее часто ее применяют для различных распределительных устройств в силовых цепях, каких-либо приборов и т.д.



Пример принципиальной схемы

На принципиальных схемах обязательно указываются действующие электрические компоненты и проводимые связи между ними, силовые контакты и электрически узлы, соединяющие радиодетали. В свою очередь, такие электрические схемы подразделяются на два подвида: однолинейные и полные.

Однолинейные также называют первичными цепями, на них, как правило, обозначается силовая часть оборудования или электроустановки. С другой стороны однолинейная схема широко распространена для обозначения трехфазных цепей, где все оборудование на трех фазах имеет идентичное расположение и подключение. За счет чего в однолинейном варианте демонстрируется только одна фаза с некоторыми отступлениями в местах, где оборудование на разных фазах отличается.

Кроме силовых цепей существуют и слаботочные, для питания защит, средств измерительной техники и различных электронных устройств. Такие схемы вторичных цепей называются полными, так как показывают полную картину всего оборудования, выделяя даже состояние некоторых контактов и частей оборудования. Увы, из-за сложности современной аппаратуры, далеко не все устройства можно изобразить на одном листе, поэтому полные бывают элементными и развернутыми.



Полная схема

Структурная

На структурных схемах осуществляется общее изображение устройства, все компоненты или отдельные узлы которого выполняются в виде блоков, обозначающих оборудование, а связи между блоками могут говорить о тех или иных операциях, связующих отдельные блоки между собой.



Структурная схема

Этот тип графического изображения призван дать общее представление об устройстве и принципе действия, поэтому на них часто проставлены стрелочки, имеются поясняющие надписи и прочие обозначения, упрощающие понимание процесса или поясняющие работу прибора. Для работы с таким изображением не нужно иметь электротехнического образования, так как ее обозначения будут понятны даже не искушенному в электричестве человеку.

Функциональная

Функциональная схема является более детальным вариантом структурной, на ней также все элементы изображаются отдельными блоками. Главное отличие в том, что каждый блок имеет уже индивидуальную форму обозначения в соответствии с его функциональным назначением. Возможно также выделение различных видов связей между частями, объединение деталей в блоки и т.д.



Функциональная схема

Общая

Общая схема предназначена для изображения мест расположения электрических аппаратов на местности или в пределах электроустановки. Определяет основные типы электрических соединений этих аппаратов, места их реализации и т.д. Данный тип является обязательным при разработке различных конструкторских документов на этапе проектирования. Но кроме общей, конструкторская документация включает в себя еще две не менее важные схемы – соединений и подключений.



Общая схема

Схема соединений (монтажная)

Схема соединения используется для графического изображения мест подключения электрооборудования. На ней указываются конкретная привязка к частям зданий, распредустановок, по отношению к которым и должен осуществляться монтаж электрооборудования, благодаря чему такой тип схем еще называют монтажными.

Наиболее часто монтажные схемы используются для обозначения разводки электрических цепей в здании, широко применяются во время ремонта, чтобы обозначить места прокладки проводки, установки распределительных коробок и вывода точек подключения к приборам и контактам аппаратов.



Монтажная схема

На рисунке выше приведен пример монтажной схемы, как видите, для каждого варианта могут устанавливаться свои условные обозначения, указываемые отдельно. Имеются привязки к каждой конкретной комнате и планируемому электрооборудованию, осветительным приборам и т.д. В дальнейшем она используется не только для монтажных работ, но может применяться и в процессе эксплуатации.

Подключений

Схема подключения используется для указания принципов соединения различных электрических или электронных блоков в единую систему. Иногда предполагается, что блоки имеют территориальное разделение, в других ситуациях они могут находиться в пределах одного распределительного устройства, шинной сборки или стойки. Ее пример приведен на рисунке ниже:



Схема подключения

В зависимости от сложности графического изображения и количества отображаемых подключений оно может дополняться таблицами соединений для пояснения порядка расположения выводов и подключения изделия.

Расположения

Также входит в состав проектной документации и помогает определить местоположения всех частей электроустановки относительно друг друга и других значимых объектов.



Схема расположения

На схеме расположения могут наноситься:

  • составные части всего объекта, а при необходимости и связи между всеми частями;
  • соединительные провода, кабели, шнуры и т.д. в упрощенном виде;
  • наименование каждого элемента, его тип и документ, на основании которого он применяется.

Такое изображение может выполняться как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. Но в любом случае изображение должно соблюдать масштаб по отношению к натурным размерам и расстояниям.



Трехмерная схема расположения

Объединенная



Объединенная схема
Объединенная схема строиться на основании нескольких типов изображений, рассмотренных нами ранее. Такое построение призвано упростить работу электромонтажников или проектировщиков за счет объединения различной информации в единое целое. Но на практике далеко не всегда целесообразно объединять несколько типов графических элементов. Это связанно со сложностью некоторых приборов и устройств, в которых из-за нагромождения элементов довольно сложно объединять разные изображения.




Техническое обслуживание автомобилей

Общие сведения и принципиальная схема электрооборудования

Cистема электроснабжения автомобиля

Общие сведения и принципиальная схема электрооборудования

Электрооборудование автомобилей (рис. 10.1) состоит из систем электроснабжения, электропуска, зажигания, освещения и световой сигнализации. Кроме того, в систему входят контрольно-измерительные приборы и дополнительное электрооборудование.

Система электроснабжения предназначена для питания электрической энергией всех потребителей и поддержания постоянства напряжения в бортовой сети автомобиля. Она состоит из источников тока — аккумуляторной батареи и генераторной установки, соединенных параллельно с потребителями тока и между собой. Генераторная установка является основным источником тока в системе электроснабжения автомобиля, в которую входят генератор и устройство, обеспечивающие постоянство его напряжения и при необходимости его защиту — регулятор напряжения, или реле-регулятор.


Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 10.1. Принципиальная схема электрооборудования автомобиля: 1— аккумуляторная батарея; 2— генераторная установка; 3— регулятор напряжения (реле-регулятор); 4— выключатель зажигания; 5— реле стартера; 6 — стартер; 7 — свеча; 8 — распределитель зажигания; 9 — катушка зажигания; 10, 20, 24 — термобиметаллические предохранители; 11, 12, 17 — указатели соответственно уровня топлива, температуры и давления; 13, 14, 15— датчики соответственно уровня топлива, температуры и давления; 16 — переключатель указателей поворота; 18 — контрольная лампа указателей поворота; 19 — реле-прерыватель указателей поворота; 21, 25 — передние фонари; 22, 23 — фары; 26 — выключатель сигналов торможения; 27 — контрольная лампа дальнего света; 28 — центральный переключатель света; 29— переключатель света фар; 30 — звуковой сигнал; 31 — электродвигатель стеклоочистителя; 32 — переключатель электродвигателя стеклоочистителя; 33— кнопка включения звукового сигнала; 34, 36 — задние фонари; 35 — фонарь освещения номерного знака

На современных автомобилях применяют источники тока и потребители с номинальным напряжением 12 или 24 В.

Система электропуска служит для принудительного проворачивания коленчатого вала двигателя при пуске с частотой вращения, при которой обеспечиваются необходимые условия для смесеообразо-вания и воспламенения рабочей смеси. Для этой цели используют стартер, питаемый от аккумуляторной батареи. Включение стартера в режим пуска осуществляется выключателем зажигания и реле стартера.

Рекламные предложения:

Читать далее: Cистема электроснабжения автомобиля

атегория: — Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум







Форма поиска

Включают предохранитель замыкают контакты нажатием кнопки.


При изображении на схеме нескольких одинаковых устройств обозначения выводов допускается указывать на одном из них, например маркировка обмоток трансформаторов на рис. При подходе к контактам каждый провод изображают отдельной линией.


Обрыв провода можно определить и другим способом. При подходе к контактам каждый провод изображают отдельной линией.



Провода жгута или жилы кабеля записывают в порядке возрастания номеров, присвоенных проводам и жилам. Подгорание контактов реле или контакторов можно устранить, зачистив их мелкой шлифовальной шкуркой и промыв бензином или спиртом. При нарушении изоляции провода могут непосредственно касаться массы автомобиля, вызывая короткие замыкания. Расположение графических обозначений устройств и элементов на схеме должно примерно соответствовать действительному размещению элементов и устройств в изделии, а расположение входных и выходных элементов внутри устройства — действительному размещению их в устройстве.

Схемы электрических соединений автомобиля BA3-11183. Лада Калина Альбом электросхем



Схематическое расположение электрических компонентов на кузове Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове. Для продолжения движения водителю требуется нажать на педаль управления дроссельной заслонкой, при этом автоматически осуществляется пуск двигателя. По этой причине конструкторы и разраобтчики автомобильной теники разработали несколько разновидностей этой системы. Запись К1.

Аналогичные явления создаются и в других цепях бортовой сети автомобиля. По схеме монтажного блока рис. Расположение графических обозначений устройств и элементов на схеме должно примерно соответствовать действительному размещению элементов и устройств в изделии, а расположение входных и выходных элементов внутри устройства — действительному размещению их в устройстве. Цифра на каждом проводе означает площадь сечения токопроводящей жилы провода в квадратных миллиметрах. Все это усложняет обслуживание электрической части автомобиля и требует необходимости умения читать электрические схемы.

Найдя на общей схеме электрооборудования выключатель стоп-сигнала, видим, что к нему подходят два провода: белый и красный пурпурный. По общей схеме можно лишь добавить некоторые предупреждения о том, что не следует делать. Подключение трехфазного двигателя по схеме звезды и треугольника

Читайте также: