Общие требования безопасности для водителей самосвала белаз

Обновлено: 04.07.2024

Эксплуатация горнотранспортных машин, а также оборудования различного технологического назначения, в том числе и импортного производства, на открытых горных работах допускается только после получения в установленном порядке в Госгортехнадзоре России разрешения на их применение.

318. Скорость и порядок движения автомобилей, автомобильных и тракторных поездов на дорогах карьера устанавливается администрацией карьера (разреза) с учетом местных условий.

Буксировка неисправных автосамосвалов грузоподъемностью более 15 т должна осуществляться специальными тягачами. Запрещается оставлять на проезжей части дорог неисправные автосамосвалы.

Допускается кратковременное оставление автосамосвала на проезжей части дороги в случае его аварийного выхода из строя при ограждении автомобиля с двух сторон соответствующими предупредительными знаками в соответствии с Правилами дорожного движения.

319. Движение на дорогах карьера должно регулироваться стандартными знаками, предусмотренными Правилами дорожного движения.

Разовый заезд в карьер автомобилей, тракторов, тягачей, погрузочных и подъемных машин и другого вида транспорта, принадлежащего другим предприятиям и организациям, допускается только с разрешения администрации карьера после обязательного инструктажа водителя или машиниста с записью в специальном журнале.

Инструктирование по технике безопасности водителей транспортных средств, работающих в карьере, производится администрацией карьера совместно с администрацией автохозяйства, и после практического ознакомления с маршрутами движения водителям должны выдаваться удостоверения на право работать в карьере.

320. Шиномонтажные работы должны осуществляться в отдельных помещениях или на специальных участках, оснащенных необходимыми механизмами и ограждениями. Лица, выполняющие шиномонтажные работы, должны быть обучены и проинструктированы.

321. Контроль за техническим состоянием автосамосвалов, соблюдением правил дорожного движения должен обеспечиваться должностными лицами автохозяйства предприятия (организации), а при эксплуатации автотранспорта подрядной организации в карьере, работающей на основании договора, - инженерно-техническими работниками этой организации.

322. На карьерных автомобильных дорогах движение автомашин должно производиться без обгона.

В отдельных случаях при применении на карьере автомобилей с разной технической скоростью движения допускается обгон автомобилей при обеспечении безопасных условий движения.

323. Очистка кузова от налипшей и намерзшей горной массы должна производиться в специально отведенном месте с применением механических или иных средств.

324. При погрузке автомобилей (автопоездов) экскаваторами должны выполняться следующие условия:

а) ожидающий погрузки автомобиль (автопоезд) должен находиться за пределами радиуса действия экскаваторного ковша и становиться под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;

б) находящийся под погрузкой автомобиль (автопоезд) должен быть заторможен;

в) погрузка в кузов автомобиля (автопоезда) должна производиться только сбоку или сзади; перенос экскаваторного ковша над кабиной автомобиля или трактора запрещается;

г) нагруженный автомобиль (автопоезд) должен следовать к пункту разгрузки только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора.

325. Кабина карьерного автосамосвала должна быть перекрыта специальным защитным козырьком, обеспечивающим безопасность водителя при погрузке. При отсутствии защитного козырька водитель автомобиля обязан выйти при погрузке из кабины и находиться за пределами радиуса действия ковша экскаватора.

326. При работе автомобиля в карьере запрещается:

а) движение автомобиля с поднятым кузовом, ремонт и разгрузка под линиями электропередачи;

б) движение задним ходом к месту погрузки на расстояние более 30 м (за исключением случаев проведения траншей);

в) переезжать через кабели, проложенные по почве, без специальных предохранительных укрытий;

г) перевозить посторонних людей в кабине. Разрешается проезд в кабинах технологических автомобилей лицам технического надзора и отдельным рабочим при наличии у них письменного разрешения администрации и места в кабине;

д) оставлять автомобиль на уклонах и подъемах. В случае остановки автомобиля на подъеме или уклоне вследствие технической неисправности водитель обязан принять меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля: выключить двигатель, затормозить машину, подложить под колеса упоры (башмаки) и т.п.;

е) производить запуск двигателя, используя движение автомобиля под уклон.

Во всех случаях при движении автомобиля задним ходом должен подаваться непрерывный звуковой сигнал, а при движении задним ходом автомобиля грузоподъемностью 10 т и более должен автоматически включаться звуковой сигнал.

327. Перевозка людей в карьере допускается только в автобусах или в специально оборудованных для перевозки людей автомашинах со скоростью и по маршрутам, утвержденными руководством предприятия (организации).

Площадки для посадки людей должны быть горизонтальными.

Запрещается устройство посадочных площадок на проезжей части дороги.

328. Погрузочно-разгрузочные пункты должны иметь необходимый фронт для маневровых операций автомобилей, бульдозеров, тракторов и автопоездов.

Для ограничения движения машин задним ходом разгрузочные площадки должны иметь надежную предохранительную стенку (вал) высотой не менее 0,7 м для автомобилей грузоподъемностью до 10 т и не менее 1 м для автомобилей грузоподъемностью свыше 10 т. При отсутствии предохранительной стенки запрещается подъезжать к бровке разгрузочной площадки ближе чем на 3 м машинам грузоподъемностью до 10 т и ближе чем 5 м грузоподъемностью свыше 10 т.

3. Ленточные конвейеры

329. Конвейерные линии и установки должны иметь:

а) устройство для аварийной остановки конвейера из любой точки по его длине;

б) сигнализацию о начале запуска;

в) блокирующие устройства, исключающие возможность дистанционного пуска после срабатывания защиты конвейера;

г) устройство, отключающее конвейер в случае остановки ленты при включенном приводе;

д) устройства, препятствующие боковому сходу ленты и датчики от бокового схода ленты, отключающие привод конвейера при сходе ленты в сторону более 10% ее ширины;

е) местную блокировку, предотвращающую пуск данного конвейера с пульта управления;

ж) переходные мостики, огражденные перилами, расстояние между которыми должно быть не более 500 м;

з) защитные устройства в местах прохода людей под конвейерами для предохранения их от падающих кусков транспортируемого материала;

и) устройства, улавливающие грузовую ветвь при ее разрыве, или устройства, контролирующие целостность тросов в выработках с углом наклона более 10 градусов.

В темное время суток все рабочие места и проходы должны быть освещены. Затемненные места галерей обязательно освещаются и в дневное время.

330. В конвейерных галереях между конвейером и стеной необходимо оставлять проход для людей шириной не менее 0,7 м, а между двумя конвейерами - не менее 1 м.

Зазор между конвейером и стеной на участках, где не происходит движение людей, должен быть не менее 0,4 м, а между наиболее высокой частью конвейера и потолком - не менее 0,6 м.

331. Приводные, натяжные, отклоняющие и концевые станции ленточных конвейеров должны иметь ограждения, исключающие возможность производить ручную уборку просыпающегося материала у барабанов во время работы конвейеров. Ограждения должны быть сблокированы с приводным двигателем конвейера таким образом, чтобы исключить всевозможность пуска его в работу при снятых ограждениях. На конвейерах необходимо устанавливать устройства для очистки ленты, исправность которых проверяется лицом сменного технического надзора ежесменно. Работа на заштыбованных конвейерах не разрешается.

332. Ремонтные работы и очистка конвейера должны производиться только при остановленном конвейере и заблокированном пусковом устройстве.

333. Ленточные конвейеры, установленные с наклоном более 6 градусов, должны быть снабжены надежным автоматически действующим тормозным устройством, срабатывающим при отключении двигателя.

а) перевозить людей на не оборудованных для этой цели конвейерах;

б) транспортировать на ленте оборудование;

в) подсыпать на приводной барабан канифоль или другие материалы с целью устранения пробуксовки ленты;

г) направлять движущуюся ленту рукой;

д) производить ручную уборку просыпавшегося материала из-под конвейеров во время их работы.

335. Спуск людей в бункера разрешается по лестницам после остановки загрузочных конвейеров и питателей. Спуск в бункера и работа в них производятся по наряду под наблюдением лица технического надзора.

На рукоятках отключенной пусковой аппаратуры загрузочных конвейеров должны вывешиваться плакаты "Не включать - работают люди".

Спускающиеся в бункер люди должны быть проинструктированы и снабжены предохранительными поясами и канатами, укрепленными в верхней части бункера.

Для ликвидации зависей и "пробок" в бункерах последние должны быть оборудованы специальными устройствами. Для освещения бункера следует применять светильники в рудничном исполнении.

336. Перед спуском людей в бункер, содержащий горную массу, выделяющую газообразные вещества, необходимо произвести анализ проб воздуха из бункера.

337. Скорость движения конвейерной ленты при ручной породоотборке не должна превышать 0,5 м/с. В месте породоотборки лента должна быть ограждена.

338. Эксплуатация подвесных грузовых канатных дорог производится с учетом требования Правил устройства и безопасности эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог (утверждены Госгортехнадзором СССР).

4. Объекты циклично-поточной технологии (ЦПТ)

339. При проектировании, строительстве и эксплуатации объектов ЦПТ необходимо руководствоваться настоящими Правилами, а также Едиными правилами безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом (на подземных объектах ЦПТ), Едиными правилами безопасности при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов на дробильных комплексах ЦПТ.

340. В подземных камерах и зданиях грохотильного, дробильного оборудования, грохотильно-дробильных перегрузочных пунктов, расположенных в карьере или на борту карьера, минимальное расстояние между габаритами смежных машин и аппаратов и от стен оборудования должно быть определено из расчета обеспечения транспортирования машин и аппаратов при их ремонте или замене, но не менее:

а) 1,5 м - на основных проходах;

б) 1 м - на рабочих площадках между машинами;

в) 0,7 м - на рабочих проходах между стеной и машиной.

341. Проемы бункеров должны ограждаться с нерабочих сторон перилами высотой не менее 1 м с обшивкой их по низу полосой на высоту 0,14 м.

Разгрузочные площадки для железнодорожного транспорта и автосамосвалов ограждаются перилами высотой не менее 1 м в местах возможного прохода людей.

342. Рабочие площадки приемных и разгрузочных устройств и бункеров обязательно оборудуются звуковой сигнализацией, предназначенной для оповещения обслуживающего персонала о прибытии железнодорожного состава. Сигналы подаются за полторы-две минуты до момента прибытия транспортных средств.

На приемных бункерах должен быть установлен светофор, разрешающий или запрещающий въезд автомобиля на площадку бункера под разгрузку.

343. Ремонт технологического оборудования производится с соблюдением требований Положения о бирочной системе.

344. В подземных выработках, камерах, тоннелях, зданиях, галереях и эстакадах со стороны прохода по всей длине конвейера должны быть ограждены ролики рабочей и холостой ветвей. Со стороны монтажного прохода ролики рабочей и холостой ветвей могут не ограждаться при условии устройства калиток, исключающих доступ людей при работе конвейера.

Конструкция ограждения роликов должна быть такой, чтобы удаление или перемещение ограждения, в случае необходимости (при ремонтах), было возможно лишь с помощью инструмента.

345. Если угол наклона конвейерного става более 10 градусов, то ленточные конвейеры должны быть оборудованы устройствами (ловителями), улавливающими ленту при ее обрыве. До освоения серийного выпуска ловителей эксплуатации ленточных конвейеров с шириной резинотросовой ленты 2,0 м и более разрешается при условии дефектоскопического контроля целостности тросиков резинотросовой ленты по всей ее длине с помощью специальных приборов, проводимого не менее одного раза в месяц и визуального периодического контроля целостности обкладок резинотканевых лент при остановленном конвейере без наличия груза на ленте.

346. Уборка просыпавшегося материала из-под ленточных конвейеров должна быть механизирована (гидравлическая уборка и др.).

347. При гидравлической уборке просыпавшегося материала конвейерный ствол должен быть оборудован шламосборником. Камера должна иметь выход в наклонный ствол шириной не менее 2,5 м и высотой 2,2 м. Место нахождения шламосборника на каждом этапе эксплуатации наклонного ствола определяется проектом. Емкости шламосборника рассчитываются на двухчасовой нормальный приток и должны систематически очищаться от шлама грейферным краном. Выгрузку шлама необходимо осуществлять только на поверхность транспортируемой конвейером горной массы.

348. Пульповодосборные установки подлежат осмотру не реже одного раза в сутки главным механиком или лицом, назначенным им. Результаты осмотра фиксируются в Журнале осмотра водоотливных установок.

349. Через конвейеры длиной более 50 м, размещенные на высоте не более 1,2 м от уровня пола (земли) до низа наиболее выступающих частей конвейера, необходимо оборудовать мостики для перехода людей и обслуживающего персонала.


н о сти в о б ра щ е н ии с г ор ю ч и ми в е щ е ств а ми и в ы п о л н я ть ре к о м е н д у е м ые н и же т ре б о в а н ия .

2 . 2 . 1 Е ж е д н ев но п ровер я ть гер м е т и ч н о с ть т о п л и в н ых и м а с л я н ых т р уб о п рово д ов с и с т ем д в и га -

т е ля , г и д ро м е х а н и ч е с кой п ере д а чи , р у л евого у п рав л е н ия , т ор м о зн ых с и с т ем и о п рок и д ы ва ющ его ме -

х а н и з ма . П овре ж д е нные ш л а н ги и у п л о тн и т е л ь ные ко л ь ца с воевре м е нно з а м е н я ть н ов ы ми .

2 . 2 . 2 Не л ь зя о т л у ч а т ь ся от с а м о с ва ла п ри ра б о т а ю щ ем п ре д п ус ко вом п о д огрева т е ле д в и га т е ля .

2 . 2 . 3 Во и з б е ж а н ие во с п л а м е н е н ия с ка п л и в а ющ и хся в с и с т е ме о х л а ж д е н ия д в и га т е ля га з ов за -

п ре щ ае т ся п о л ь з ова т ь ся о т кр ытым ог н ем п ри п роверке у ров ня о х л а ж д а ю щ ей ж и д ко с ти в ра с ш и р и т е ль -

2 . 2 . 4 Ш л а н ги г и д ро м е х а н и ч е с кой п ере д а чи в п о ж а р оо п а с ных м е с т ах з ак л ю ч е ны в ч е х лы , п р е пят -

с тв у ю щ ие ра з б р ыз г и ва н ию м а с ла и о б е с п е ч и ва ю щ ие о тв од его в п о ж аро б е з о п а с н ую з о ну п ри ра з р ы ве

Нео б х о д и мо п о с т о я нно с л е д и ть за с о с т о я н и ем п ро т и во п о ж ар ных э л е м е нт ов и п о д д ер ж и вать их в

Не д о п ус кае т ся эк с п л у а т а ц ия с а м о с в а л ов п ри с н я тых и ли п овре ж д е нн ых э л е м е нт ах п ро т и во по -

2 . 2 . 5 Са м о с вал ко м п л ек т у е т ся с и с т е м ой п о ж аро т у ш е н ия и ог н е т у ш и т е л ем .

2 . 2 . 6 Са м о с вал п о с т о я нно д о л ж ен о ч и щ а т ь ся от ог н ео п а с ных м а т ер и а л ов : п о д т еков гор ю че -

с м а з о ч н ых м а т ер и а л ов , у го л ь н ой п ы ли и д р у г их ог н ео п а с ных м а т ер и а л ов .

2 . 3 . 1 К у п рав л е н ию с а м о с ва л а ми д о л ж ны д о п у с ка т ь ся л и ца , и м е ющ ие у д о с т овере н ие на п ра во

у п рав л е н ия , в ы д а нн ое с оо тв е т с тв у ющ ей ква л и ф ик а ц и о нн ой ко м и сс и ей , и з у ч и в ш ие ус т ро й с тво , п рави -

ла эк с п л у а т а ц ии , о с о б е нн о с ти в о ж д е н ия и и м е ющ ие о п ыт ра б о ты на кар ь ер н ом ав т о т ра н с п ор те .

2 . 3 . 2 Т е х н и ч е с кое о б с л у ж и ва н ие с а м о с ва ла д о л ж ны в ы п о л н я ть м е х а н ики и э л ек т р ики , и з у ч и в ш ие

ус т ро й с тво с а м о с ва ла , п рав и ла его эк с п л у а т а ц ии , т ре б ова н ия т е х н ики б е з о п а с н о с ти и п о ж ар н ой б е зо -

2 . 3 . 3 Т е х н и ч е с кое о бс л у ж и ва н ие с а м о с ва л ов с л е д у ет в ы п о л н я ть в с оо тв е т с тв ии с у ка з а нн ой в

н а с т о я щ ем р у ко во д с тве п ер и о д и ч н о с т ью и в ус л ов и ях , и с к л ю ч а ю щ их з агр я зн е н ие д е т а л ей , у з л ов и аг -

2 . 3 . 4 Не и с п рав н о с ти , в ы я в л е нные в п ро ц е ссе эк с п л у а т а ц ии с а м о с ва ла , н ео б х о д и мо ус т ра н я ть , не

о ж и д ая о ч ере д н ого т е х н и ч е с кого о б с л у ж и ва н ия – э то п ре д у п ре д ит с ер ь е зные п о л о м ки .

2 . 3 . 5 Г о р ю че - с м а з о ч н ые м а т ер и а лы и р а б о ч ие ж и д к о с ти д о л ж ны п р и м е н я т ь ся т о л ь ко в с о о т в е т ст -

в ии с р е к о м е н д а ц и я ми н а с т о я щ его р у к ов о д с т ва . П р и м е н е н ие д р у г их м а р ок м а с ел и т о п л и ва з а п р е щ е но .

2 . 3 . 6 На д е ж н ая р а б о та г и д р о с и с т ем о б е с п е ч и в ае т ся п ри п о д д е р ж а н ии ч и с т о ты м а с ла и в н у т р е н н их

2 . 3 . 7 В э л ек т р и ч е с кой с е ти с а м о с ва ла и м ее т ся з а щ и та , о б е с п е ч и ва ю щ ая п уск д в и га т е ля т о л ь ко

п ри н е й т ра л ь н ом п о л о ж е н ии п у л ь та у п рав л е н ия г ид ро м е х а н и ч е с кой п ере д а ч ей .

2 . 3 . 8 На с а м о с ва л ах , о б ор у д ова нн ых с и с т е м ой п н ев м о с т ар т ер н ого п ус ка д в и га т е ля , по око н ч а н ии

ра б о ты с а м о с ва ла з акр ыть кран на воз д у ш н ых б а лл о н ах с ц е л ью с о х ра н е н ия з а п а са с ж а т ого во з д у ха

т е ля б ез п ре д вар и т е л ь н ого п о д огрева о х л а ж д а ющ ей ж и д ко с ти п ре д п ус ко в ым п о д огрева т е л ем до т ем -

В с и с т е ме о х л а ж д е н ия д в и га т е ля п р и м е н я ть т о л ь ко н и з ко з а м ер з а ющ ую о х л а ж д а ю щ ую ж и д ко с ть .

В с л у ч ае п р и м е н е н ия в с и с т е ме о х л а ж д е н ия д в и га т е ля в о ды по око н ч а н ии ра б о ты с л и ть ее из с и с т е мы

о х л а ж д е н ия ч ерез с л и в ные кра ны , п ре д вар и т е л ь но с н яв кр ы ш ку ра с ш и р и т е л ь н ого б а ч ка . Р а с п о л о же -

н ие с л и в н ых кра н ов у ка з а но в ра з д е ле “ Д в и га т е ли ” р у ко во д с тва по эк с п л у а т а ц ии .

Не д о п ус кае т ся ра б о та д в и га т е ля п од н агр у з кой п ри т е м п ера т у ре о х л а ж д а ю щ ей ж и д ко с ти м е н ее

С , т ак как п ри э т ом зн а ч и т е л ь но у х у д ш ае т ся с гора н ие т о п л и ва , ре з ко у ве л и ч и вает ся и зн ос г и л ьз

ц и л и н д ров и п ор ш н ев ых ко л ец , у м е н ь ш ае т ся эко н о м и ч н о с ть д в и га т е ля .

У ве л и ч и вать ч а с т о ту в ра щ е н ия х о л о д н ого д в и га т е ля н ео б х о д и мо м е дл е нно , и бо п ри ре з ком у ве -

В п р и во де ве нт и л я т оров с и с т е мы о х л а ж д е н ия д в и га т е ля и г и д ро м е х а н и ч е с кой п ере д а чи с а мо -

с ва л ов в и с п о л н е н ии д ля х о л о д н ого к л и м а та ус т а н ов л е ны э л ек т ро м аг н и тные ф р ик ц и о нные м у ф ты с


П еред вк л ю ч е н и ем ве нт ил я т ора ус т а н ов и ть ч а с т о ту в ра щ е н ия д в и га т е ля не б о л ее 1000 м ин

2 . 3 . 10 В о с е нне - з и м н ий п ер и од , п о с ле с т о я н ки с а м о с ва ла с з а г л у ш е нн ым д в и га т е л ем , о су щ е с тв -

л я ть п оворот у п рав л я е м ых ко л ес т о л ь ко п о с ле п р о грева р у л евого м е х а н и з ма ра б о ч ей ж и д ко с т ью в те -

ч е н ие вре м е ни н агрева м а с ла в г и д ро м е х а н и ч е с кой п ере д а че , но не м е н ее 10 м и н ут .

2 . 3 . 11 В з и м н их у с л ов и ях эк с п л у а т а ц ии п о с ле н агр е ва н ия д в и га т е ля н ео б х о д и мо н агре ть м а с ло в

П ри у ве л и ч е н ии т е м п ера т у ры о х л а ж д а ю щ ей ж и д ко с ти д в и га т е ля и ли м а с ла в г и д ро м е х а н и ч е с кой

п ере д а че б о л ь ше п р е д е л ь но д о п ус т и м ой н ео б х о д и мо в к л ю ч и ть с оо тв е т с тв у ющ ий ве нт ил я т ор .

2 . 3 . 12 В з и м н их ус л ов и ях эк с п л у а т а ц ии для у т е п л е н ия м о т ор н о го о т с е ка и с п о л ь з ов а ть ч е х ол ка п о та и

П о с ле п р о д о л ж и т е л ь н ой с т о я н ки с а м о с ва ла на о т кр ыт ой п л о щ а д ке п ерв ые 15 – 20 м ин реко м ен -

д у е т ся д в и га т ь ся со с коро с т ью 10 – 15 км / ч , ч т о бы д е т а ли т ра н с м и сс ии и х о д овой ч а с ти , о с о б е нно ши -

2 . 3 . 13 В ус л ов и ях го л о л е да , а т ак же п ри д в и ж е н ии по з а с н е ж е нным и в л а ж ным д рогам зн а чи -

т е л ь но с н и ж ае т ся д оро ж н ое сц е п л е н ие . П ри д в и ж е н ии в т ак их н е б л аго п р и я тных у с л ов и ях с л е д у ет с ни -

ж а ть с коро с ть д в и ж е н ия до ве л и ч и ны , о б е с п е ч и ва ю щ ей б е з о п а с н ую эк с п л у а т а ц ию .

2 . 3 . 14 П уск д в и га т е ля бу к с и рова н и ем с а м о с ва ла н ево з м о ж ен , т ак к ак н а с ос г и д ро м е х а н и ч е с кой

п ере д а чи не ра б о т ает и не п о д ает м а с ло в г и д ро с и с т е му , д и с ки ф р ик ц и о нн ых м у фт ра з о м к н у ты .

2 . 3 . 15 Б у к с и ровка н е и с п рав н ого с а м о с ва ла д о л ж на о су щ е с т в л я т ь ся с п е ц и а л ь ным т я га ч ом -

бу к с и ров щ ик ом . П ри бу к с и рова н ии с а м о с ва ла с п о в ре ж д е нным д в и га т е л ем п ри з а ч а л и ва н ии за б а м п ер

н у ж но о т с ое д и н и ть кар д а нный в ал з а д н его м о с та , ч т о бы и с к лю ч и ть п овре ж д е н ие ф р ик ц и о нных м у фт

г и д ро м е х а н и ч е с кой п ере д а чи , а т ак же ра с т ор м о з и ть м е х а н и зм с т о я н о ч н ой т ор м о зн ой с и с т е мы .

2 . 3 . 16 П ри д в и ж е н ии на с п ус ке у ве л и ч и вать ч а с т о ту в ра щ е н ия д в и га т е ля б о л ь ше н о м и н а л ь н ой не

2 . 3 . 17 Ес ли с а м о с в ал п о с т ав л ен на с т о я н ку б о л ее ч ем на 10 су т ок , то д ля ра з гр у з ки ш ин п од его

О с т ав л я ть на ш и н ах гр у ж е ный с а м о с в ал д о п у с кае т ся не б о л ее ч ем на д вое су т ок .

2 . 3 . 18 П еред м о йк ой с а м о с ва ла на воз д у х о з а б ор н ики ф и л ь т ров д о л ж ны б ыть у с т а н ов л е ны за -

щ и тные ч е х лы , ч т о бы и с к л ю ч и ть п о п а д а н ие во ды в ц и л и н д ры д в и га т е ля .

П ри м о йке с а м о с ва ла не д о п ус кае т ся н а п рав л я ть п р я м ую с т р ую во ды на т о п л и в ный н а с ос в ы со -

кого д ав л е н ия , агрега ты и п р и б оры э л ек т роо б ор у д ова н ия , з а щ и тные ч е х лы воз д у ш н ых ф ил ь т ров .

2 . 3 . 19 Нов ый и ли о т ре м о нт и р о ва нный ц и л и н др п о д ве с ки н ео б х о д и мо т ра н с п ор т и рова ть т о л ь ко в

верт ик а л ь н ом п о л о ж е н ии , как он ус т а н ов л ен на с а м о с ва ле . До п у с кае т ся о т к л о н е н ие о си ц и л и н д ра от

2 . 3 . 20 На ч и н а ть д в и ж е н ие ( т рога т ь ся с м е с та ) н е о б х о д и мо п ри ч а с т о те в ра щ е н ия д в и га т е ля не

2 . 3 . 21 С т у п е ни коро б ки п ере д ач н ео б х о д и мо п ерек л ю ч а ть в с т рогой п о с л е д ова т е л ь н о с ти : п ервая -

в т орая - т ре т ья и т . д . и н ао б орот . С т у п е нь з а д н его х о да м о ж но в к л ю ч а ть т о л ь ко п о с ле п о л н ой о с т а н овки

Не реко м е н д у е т ся п ерек л ю ч а ть с т у п е ни коро б ки п ере д ач п ри вк л ю ч е нн ой в с п о м ога т е л ь н ой т ор -

м о зн ой с и с т е ме ( г и д ро д и н а м и ч е с ком т ор м о зе - з а м е дл и т е ле ) во и з б е ж а н ие п ерегр у з ки ф р ик ц и о нн ых

Не реко м е н д у е т ся п о д к л ю ч а ть к с е ти п у л ьт у п рав л е н ия г и д ро м е х а н и ч е с кой п ере д а ч ей п ри н ера -

б о т а ющ ем д в и га т е ле , т ак как вк л ю ч и т ся авар ий ный п р и вод р у л евого у п рав л е н ия .

2 . 3 . 22 Р еко м е н д у е м ая м ак с и м а л ь н ая с коро с ть д в и ж е н ия с а м о с ва ла п ри с п ус ке с гр у з ом п р и ве де -

Т а б л ица 2 . 1 — Р е к о м е н д уе м ая м а к с и м а л ь ная с к о р о с ть д в и ж ен ия п ри спус ке с г р у з ом

Эксплуатация горнотранспортных машин, а также оборудования различного технологического назначения, в том числе и импортного производства, на открытых горных работах допускается только после получения в установленном порядке в Госгортехнадзоре России разрешения на их применение.

318. Скорость и порядок движения автомобилей, автомобильных и тракторных поездов на дорогах карьера устанавливается администрацией карьера (разреза) с учетом местных условий.

Буксировка неисправных автосамосвалов грузоподъемностью более 15 т должна осуществляться специальными тягачами. Запрещается оставлять на проезжей части дорог неисправные автосамосвалы.

Допускается кратковременное оставление автосамосвала на проезжей части дороги в случае его аварийного выхода из строя при ограждении автомобиля с двух сторон соответствующими предупредительными знаками в соответствии с Правилами дорожного движения.

319. Движение на дорогах карьера должно регулироваться стандартными знаками, предусмотренными Правилами дорожного движения.

Разовый заезд в карьер автомобилей, тракторов, тягачей, погрузочных и подъемных машин и другого вида транспорта, принадлежащего другим предприятиям и организациям, допускается только с разрешения администрации карьера после обязательного инструктажа водителя или машиниста с записью в специальном журнале.

Инструктирование по технике безопасности водителей транспортных средств, работающих в карьере, производится администрацией карьера совместно с администрацией автохозяйства, и после практического ознакомления с маршрутами движения водителям должны выдаваться удостоверения на право работать в карьере.

320. Шиномонтажные работы должны осуществляться в отдельных помещениях или на специальных участках, оснащенных необходимыми механизмами и ограждениями. Лица, выполняющие шиномонтажные работы, должны быть обучены и проинструктированы.

321. Контроль за техническим состоянием автосамосвалов, соблюдением правил дорожного движения должен обеспечиваться должностными лицами автохозяйства предприятия (организации), а при эксплуатации автотранспорта подрядной организации в карьере, работающей на основании договора, - инженерно-техническими работниками этой организации.

322. На карьерных автомобильных дорогах движение автомашин должно производиться без обгона.

В отдельных случаях при применении на карьере автомобилей с разной технической скоростью движения допускается обгон автомобилей при обеспечении безопасных условий движения.

323. Очистка кузова от налипшей и намерзшей горной массы должна производиться в специально отведенном месте с применением механических или иных средств.

324. При погрузке автомобилей (автопоездов) экскаваторами должны выполняться следующие условия:

а) ожидающий погрузки автомобиль (автопоезд) должен находиться за пределами радиуса действия экскаваторного ковша и становиться под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;

б) находящийся под погрузкой автомобиль (автопоезд) должен быть заторможен;

в) погрузка в кузов автомобиля (автопоезда) должна производиться только сбоку или сзади; перенос экскаваторного ковша над кабиной автомобиля или трактора запрещается;

г) нагруженный автомобиль (автопоезд) должен следовать к пункту разгрузки только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора.

325. Кабина карьерного автосамосвала должна быть перекрыта специальным защитным козырьком, обеспечивающим безопасность водителя при погрузке. При отсутствии защитного козырька водитель автомобиля обязан выйти при погрузке из кабины и находиться за пределами радиуса действия ковша экскаватора.

326. При работе автомобиля в карьере запрещается:

а) движение автомобиля с поднятым кузовом, ремонт и разгрузка под линиями электропередачи;

б) движение задним ходом к месту погрузки на расстояние более 30 м (за исключением случаев проведения траншей);

в) переезжать через кабели, проложенные по почве, без специальных предохранительных укрытий;

г) перевозить посторонних людей в кабине. Разрешается проезд в кабинах технологических автомобилей лицам технического надзора и отдельным рабочим при наличии у них письменного разрешения администрации и места в кабине;

д) оставлять автомобиль на уклонах и подъемах. В случае остановки автомобиля на подъеме или уклоне вследствие технической неисправности водитель обязан принять меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля: выключить двигатель, затормозить машину, подложить под колеса упоры (башмаки) и т.п.;

е) производить запуск двигателя, используя движение автомобиля под уклон.

Во всех случаях при движении автомобиля задним ходом должен подаваться непрерывный звуковой сигнал, а при движении задним ходом автомобиля грузоподъемностью 10 т и более должен автоматически включаться звуковой сигнал.

327. Перевозка людей в карьере допускается только в автобусах или в специально оборудованных для перевозки людей автомашинах со скоростью и по маршрутам, утвержденными руководством предприятия (организации).

Площадки для посадки людей должны быть горизонтальными.

Запрещается устройство посадочных площадок на проезжей части дороги.

328. Погрузочно-разгрузочные пункты должны иметь необходимый фронт для маневровых операций автомобилей, бульдозеров, тракторов и автопоездов.

Для ограничения движения машин задним ходом разгрузочные площадки должны иметь надежную предохранительную стенку (вал) высотой не менее 0,7 м для автомобилей грузоподъемностью до 10 т и не менее 1 м для автомобилей грузоподъемностью свыше 10 т. При отсутствии предохранительной стенки запрещается подъезжать к бровке разгрузочной площадки ближе чем на 3 м машинам грузоподъемностью до 10 т и ближе чем 5 м грузоподъемностью свыше 10 т.

3. Ленточные конвейеры

329. Конвейерные линии и установки должны иметь:

а) устройство для аварийной остановки конвейера из любой точки по его длине;

б) сигнализацию о начале запуска;

в) блокирующие устройства, исключающие возможность дистанционного пуска после срабатывания защиты конвейера;

г) устройство, отключающее конвейер в случае остановки ленты при включенном приводе;

д) устройства, препятствующие боковому сходу ленты и датчики от бокового схода ленты, отключающие привод конвейера при сходе ленты в сторону более 10% ее ширины;

е) местную блокировку, предотвращающую пуск данного конвейера с пульта управления;

ж) переходные мостики, огражденные перилами, расстояние между которыми должно быть не более 500 м;

з) защитные устройства в местах прохода людей под конвейерами для предохранения их от падающих кусков транспортируемого материала;

и) устройства, улавливающие грузовую ветвь при ее разрыве, или устройства, контролирующие целостность тросов в выработках с углом наклона более 10 градусов.

В темное время суток все рабочие места и проходы должны быть освещены. Затемненные места галерей обязательно освещаются и в дневное время.

330. В конвейерных галереях между конвейером и стеной необходимо оставлять проход для людей шириной не менее 0,7 м, а между двумя конвейерами - не менее 1 м.

Зазор между конвейером и стеной на участках, где не происходит движение людей, должен быть не менее 0,4 м, а между наиболее высокой частью конвейера и потолком - не менее 0,6 м.

331. Приводные, натяжные, отклоняющие и концевые станции ленточных конвейеров должны иметь ограждения, исключающие возможность производить ручную уборку просыпающегося материала у барабанов во время работы конвейеров. Ограждения должны быть сблокированы с приводным двигателем конвейера таким образом, чтобы исключить всевозможность пуска его в работу при снятых ограждениях. На конвейерах необходимо устанавливать устройства для очистки ленты, исправность которых проверяется лицом сменного технического надзора ежесменно. Работа на заштыбованных конвейерах не разрешается.

332. Ремонтные работы и очистка конвейера должны производиться только при остановленном конвейере и заблокированном пусковом устройстве.

333. Ленточные конвейеры, установленные с наклоном более 6 градусов, должны быть снабжены надежным автоматически действующим тормозным устройством, срабатывающим при отключении двигателя.

а) перевозить людей на не оборудованных для этой цели конвейерах;

б) транспортировать на ленте оборудование;

в) подсыпать на приводной барабан канифоль или другие материалы с целью устранения пробуксовки ленты;

г) направлять движущуюся ленту рукой;

д) производить ручную уборку просыпавшегося материала из-под конвейеров во время их работы.

335. Спуск людей в бункера разрешается по лестницам после остановки загрузочных конвейеров и питателей. Спуск в бункера и работа в них производятся по наряду под наблюдением лица технического надзора.

На рукоятках отключенной пусковой аппаратуры загрузочных конвейеров должны вывешиваться плакаты "Не включать - работают люди".

Спускающиеся в бункер люди должны быть проинструктированы и снабжены предохранительными поясами и канатами, укрепленными в верхней части бункера.

Для ликвидации зависей и "пробок" в бункерах последние должны быть оборудованы специальными устройствами. Для освещения бункера следует применять светильники в рудничном исполнении.

336. Перед спуском людей в бункер, содержащий горную массу, выделяющую газообразные вещества, необходимо произвести анализ проб воздуха из бункера.

337. Скорость движения конвейерной ленты при ручной породоотборке не должна превышать 0,5 м/с. В месте породоотборки лента должна быть ограждена.

338. Эксплуатация подвесных грузовых канатных дорог производится с учетом требования Правил устройства и безопасности эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог (утверждены Госгортехнадзором СССР).

4. Объекты циклично-поточной технологии (ЦПТ)

339. При проектировании, строительстве и эксплуатации объектов ЦПТ необходимо руководствоваться настоящими Правилами, а также Едиными правилами безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом (на подземных объектах ЦПТ), Едиными правилами безопасности при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов на дробильных комплексах ЦПТ.

340. В подземных камерах и зданиях грохотильного, дробильного оборудования, грохотильно-дробильных перегрузочных пунктов, расположенных в карьере или на борту карьера, минимальное расстояние между габаритами смежных машин и аппаратов и от стен оборудования должно быть определено из расчета обеспечения транспортирования машин и аппаратов при их ремонте или замене, но не менее:

а) 1,5 м - на основных проходах;

б) 1 м - на рабочих площадках между машинами;

в) 0,7 м - на рабочих проходах между стеной и машиной.

341. Проемы бункеров должны ограждаться с нерабочих сторон перилами высотой не менее 1 м с обшивкой их по низу полосой на высоту 0,14 м.

Разгрузочные площадки для железнодорожного транспорта и автосамосвалов ограждаются перилами высотой не менее 1 м в местах возможного прохода людей.

342. Рабочие площадки приемных и разгрузочных устройств и бункеров обязательно оборудуются звуковой сигнализацией, предназначенной для оповещения обслуживающего персонала о прибытии железнодорожного состава. Сигналы подаются за полторы-две минуты до момента прибытия транспортных средств.

На приемных бункерах должен быть установлен светофор, разрешающий или запрещающий въезд автомобиля на площадку бункера под разгрузку.

343. Ремонт технологического оборудования производится с соблюдением требований Положения о бирочной системе.

344. В подземных выработках, камерах, тоннелях, зданиях, галереях и эстакадах со стороны прохода по всей длине конвейера должны быть ограждены ролики рабочей и холостой ветвей. Со стороны монтажного прохода ролики рабочей и холостой ветвей могут не ограждаться при условии устройства калиток, исключающих доступ людей при работе конвейера.

Конструкция ограждения роликов должна быть такой, чтобы удаление или перемещение ограждения, в случае необходимости (при ремонтах), было возможно лишь с помощью инструмента.

345. Если угол наклона конвейерного става более 10 градусов, то ленточные конвейеры должны быть оборудованы устройствами (ловителями), улавливающими ленту при ее обрыве. До освоения серийного выпуска ловителей эксплуатации ленточных конвейеров с шириной резинотросовой ленты 2,0 м и более разрешается при условии дефектоскопического контроля целостности тросиков резинотросовой ленты по всей ее длине с помощью специальных приборов, проводимого не менее одного раза в месяц и визуального периодического контроля целостности обкладок резинотканевых лент при остановленном конвейере без наличия груза на ленте.

346. Уборка просыпавшегося материала из-под ленточных конвейеров должна быть механизирована (гидравлическая уборка и др.).

347. При гидравлической уборке просыпавшегося материала конвейерный ствол должен быть оборудован шламосборником. Камера должна иметь выход в наклонный ствол шириной не менее 2,5 м и высотой 2,2 м. Место нахождения шламосборника на каждом этапе эксплуатации наклонного ствола определяется проектом. Емкости шламосборника рассчитываются на двухчасовой нормальный приток и должны систематически очищаться от шлама грейферным краном. Выгрузку шлама необходимо осуществлять только на поверхность транспортируемой конвейером горной массы.

348. Пульповодосборные установки подлежат осмотру не реже одного раза в сутки главным механиком или лицом, назначенным им. Результаты осмотра фиксируются в Журнале осмотра водоотливных установок.

349. Через конвейеры длиной более 50 м, размещенные на высоте не более 1,2 м от уровня пола (земли) до низа наиболее выступающих частей конвейера, необходимо оборудовать мостики для перехода людей и обслуживающего персонала.

Водитель карьерного самосвала — очень востребованная на сегодняшний день профессия, однако для того чтобы получить права на БЕЛАЗ недостаточно наличия прав категории С, необходимо также пройти дополнительные целевые курсы и получить соответствующий документ. Обучение включает в себя теоретическую и практическую часть, а также организованную сдачу экзамена в ГОСТЕХНАДЗОРЕ. По результатам обучения выдается удостоверение тракториста-машиниста категории “А3” на права управления карьерным самосвалом.

Обучение подразумевает как групповые, так и индивидуальные программы, а также выезд преподавателей на объкт, без отрыва от производства.

Для зачисления на курсы водителей категории “АЗ” требуется:

  • паспорт
  • водительское удостоверение категории С
  • медицинская справка, подтвержадющая состояние здоровья, допустимое для управления БЕЛАЗОМ.

Стоит также отметить, что для получения прав на БЕЛАЗ и другие карьерные самосвалы существуют возрастные ограничения: обучаемый должен достичь 19-летнего возраста.

Так же рекомендую Вам взглянуть на управление БелАзом из кабины

Что такое БелАЗ

БелАЗ – это карьерный самосвал, предназначенный для транспортировки тяжелого груза на небольшие расстояния.
Обладает грузоподъемностью до 450 тонн, в зависимости от модели. Является крупногабаритной машиной, высота самой большой модели может достигать восьми метров, а масса – 360 000 килограмм.

Используется в горнодобывающей промышленности, при строительстве масштабных сооружений, дорог. Обладает высокой производительностью, достаточно маневренный и подвижный.

Может работать при любых климатических, дорожных условиях.

Где обучиться вождению БелАЗа

Есть разные учебные заведения, но лучше отдавать предпочтение квалифицированной автомобильной академии, у которой есть лицензия, подтверждающая официальность деятельности. Не у всех автошкол есть в наличии карьерные самосвалы, что сокращает диапазон поиска при выборе.

Перед подачей документов следует учитывать некоторые моменты:

  • поступающему должно быть не менее 19 лет на момент получения удостоверения;
  • наличие штампа с категорией C и опыта управлением этими машинами, без которых невозможно получение прав А3 на БелАЗ.

Образовательный процесс длится несколько недель. Стоимость обучения может составлять от 8 тысяч и выше, зависит от города и конкретного автомобильного центра.

На первом этапе студентам преподается теоретическая часть: правила дорожного движения, разбор устройства механизма, принципы работы транспортного средства. Важно четко понимать, как правильно и безопасно управлять агрегатом в первую очередь из-за его размеров, особенно если не было опыта работы со спецтехникой или он небольшой. Будучи невнимательным, неосторожным на стройке, карьере, можно нанести ущерб всему, что будет находиться рядом.

Занятия по практике должны проходить на специально оборудованных площадках, максимально похожих на местность, где студенту в дальнейшем предстоит работать. Система управления БелАЗом автоматизирована, и если хорошо знать, понимать принципы работы устройства, то водить эту машину будет довольно просто, несмотря на ее габариты (именно в этой особенности заключается сложность на начальном этапе).

В таком же порядке, из нескольких этапов, сдается экзамен: сначала проверяется, насколько хорошо ученик знает теорию, а потом переходят к практике.

После завершения образовательного процесса и сдачи всех экзаменов водительские права А3 можно забрать в отделении Гостехнадзора. Они будут действительны следующие 10 лет.

Бывают ситуации, когда появляется возможность устроиться на работу машинистом спецтехники, где количество мест может быть ограничено. Наличия прав для управления, например, легковым автомобилем будет недостаточно, поэтому возникает потребность купить права категории А3. Но надо помнить, что для получения удостоверения А3 необходимо еще наличие категории C и год опыта вождения этими транспортными средствами. Будет правильнее пройти все этапы обучения, несмотря на то, что это займет какое-то время.

Если у вас есть опыт вождения спецтехники, даже карьерного самосвала, но нет времени на учебу, потому что нельзя прервать рабочий процесс, то в этом случае можно воспользоваться услугами компаний, которые изготавливают удостоверения за короткий срок. Но покупка водительской карточки, как правило, обходится дороже, чем учеба в автомобильном колледже.

Бумаги, необходимые для поступления

  • Документ, подтверждающий личность (паспорт).
  • Заявление для получения образования в специальном квалифицированном автоцентре.
  • Военный билет (для лиц младше 27 лет).
  • ИНН.
  • Копия водительской карточки, выданной ранее (для того, чтобы получить права категории А3, обязательно наличие уже имеющегося удостоверения категории C).
  • 2-3 цветных фотографии 3х4.
  • Справка из медицинского учреждения, допускающая ученика управлять карьерными самосвалами, сделанная не ранее, чем год назад.
  • Квитанция об оплате госпошлины (обязательно оплачивать, но необязательно предъявлять).
  • Бумага с регистрацией, подтверждающей место проживания заявителя (для лиц, не являющихся гражданами РФ).

Права на БелАЗ

Получить достойную профессию мечтают многие люди, стремящиеся к самореализации и к возможности получения стабильного дохода. В качестве одного из вариантов, позволяющих удачно трудоустроиться, может быть рассмотрена профессия водителя спецтранспорта.

Среди большого разнообразия подобной техники, отдельного внимания заслуживают автогрейдеры, обслуживающие разнообразные площадки, требующие перемещения сыпучих материалов.

Имея желание стать профессиональным машинистом автогрейдера, вам достаточно получить права категории а3, пройдя курс обучения, позволяющий досконально изучить все тонкости вождения подобной техники.

Становясь профессиональным водителем, пройдя обучение на категорию а3, вы сможете принимать участие в строительстве железнодорожных путей, а также аэропортов и прочих крупных объектов. Такая работа сумеет подарить уверенность в завтрашнем дне, будучи хорошо оплачиваемой и постоянной.

Как стать водителем Белаза? Права какой категории получать и где учиться?

Несмотря на существование различных видов подобной спецтехники, опытный водитель с подобным образованием, без труда справится с управлением любого из них, качественно выполняя поставленные задачи.

Сами по себе автогрейдеры отличается великолепной маневренностью, а также располагают возможность смены угла наклона установки отвала. Управление таким транспортом требует множества определенных профессиональных навыков, получить которые можно детально ознакомившись с полной программой курса.

Профессионально овладев техникой вождения автогрейдера и получив права а3, вы сможете осуществлять операции по нарезке неровностей, планировке обочин, очистке от наледи и снега проезжих частей, нарезке кюветов, выполнению ремонтных и монтажных работ, и сооружению всевозможных насыпей.

Доступное и эффективное обучение А3 откроет перед вами множество перспектив самореализации. Оно позволит в полной мере изучить устройство специализированных автомобилей, а также ознакомиться с рядом их технических характеристик.

Кроме того, посещая занятия, вы сможете освоить методики устранения поломок, а также особенности связанные с заменой запчастей.

Параллельно с этим вашему вниманию будет предложен курс изучения правил дорожного движения с последующим закреплением теоретических знаний в процессе практических занятий.

водитель Белаза, где учат?

Перечень необходимых документов для обучения:

  • копия паспорта с пропиской;
  • копия водительского удостоверение (при наличии);
  • копия удостоверения тракториста-машиниста (при наличии);
  • медицинская справка с открытым пунктом №8 с отметкой о допуске к управлению тракторами и другими самоходными транспортными средствами;
  • Справка с ГИБДД об отсутствии лишения водительских прав.

Согласно Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.11.2015 N 1243 (п. 11) к сдаче экзаменов на право управления самоходными машинами допускаются лица:

Читайте также: