Обязанности по охране труда водителя грузового автомобиля с краном манипулятором

Обновлено: 07.07.2024

1.4 Назначается на должность и освобождается от должности: решением руководителя организации, либо иного лица, уполномоченного органами управления общества для выполнения функций ЕИО по представлению заместителя директора.

1.5 Режим работы машиниста крана-манипулятора (далее – Работник) определяется в соответствии с Правилами труда, установленными в Организации.

1.6 В связи с производственной необходимостью работник может направляться в служебные командировки по мере необходимости.

1.8. Обученный и имеющий на руках удостоверение на право управления и обслуживания крана работник должен знать:

- руководства по эксплуатации кранов-манипуляторов и приборов безопасности предприятий-изготовителей, а также параметры и техническую характеристику крана;

- устройство кранов-манипуляторов, назначение, принципы действия и устройство узлов механизмов и приборов безопасности кранов-манипуляторов;

- требования Правил устройства электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок, касающиеся профессии крановщика;

- сроки и результаты проведенных технических освидетельствований и технических обслуживаний крана (TO-1, TO-2, TO-3, СО);

- сроки и результаты проведенных слесарями и электромонтерами профилактических периодических осмотров крана и его основных механизмов и узлов по записям в журнале периодических осмотров;

- признаки, причины и способы обнаружения и устранения неисправностей крана и установленного на нем специального оборудования и механизмов;

- приемы освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи;

- инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами;

- устройство и кинематические схемы обслуживаемого крана-манипулятора, его технические характеристики;

- требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, к рациональной организации труда на рабочем месте;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности при работе крана-манипулятора, экологической безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

2 Должностные обязанности

2.1. Прежде чем приступить к работе работник должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана-манипулятора. При этом он должен:
- осмотреть механизмы крана-манипулятора, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;
- проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
- проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
- осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.), а также металлоконструкции и сварные соединения ходовой рамы (шасси) и поворотной части;
- осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, грейфере, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;
- осмотреть крюк и его крепление в обойме;
- проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов) и стабилизаторов;
- проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности;
- проверить исправность освещения крана-манипулятора, буферных фонарей и фар;
- при приемке крана-манипулятора с гидроприводом осмотреть систему привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях;

- вместе со стропальщиком проверить соответствие грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера;

- при приемке работающего крана-манипулятора осмотр должен производиться совместно с машинистом, сдающим смену. Для осмотра крана-манипулятора владелец обязан выделить машинисту необходимое время в начале смены. Осмотр крана-манипулятора должен осуществляться только при неработающих механизмах.

- при осмотре крана-манипулятора работник должен пользоваться переносной лампой напряжением не более 12 В.

2.5. После осмотра крана-манипулятора перед его пуском в работу, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, машинист обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия:
- механизмов крана-манипулятора и электрической аппаратуры, если таковая имеется;
- приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране-манипуляторе;
-тормозов;
- гидросистемы;

2.6. При обнаружении во время осмотра и опробования крана-манипулятора неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами, не приступая к работе, должен доложить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание крана-манипулятора в исправном состоянии, и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами;

1.4 Назначается на должность и освобождается от должности: решением руководителя организации, либо иного лица, уполномоченного органами управления общества для выполнения функций ЕИО по представлению заместителя директора.

1.5 Режим работы машиниста крана-манипулятора (далее – Работник) определяется в соответствии с Правилами труда, установленными в Организации.

1.6 В связи с производственной необходимостью работник может направляться в служебные командировки по мере необходимости.

1.8. Обученный и имеющий на руках удостоверение на право управления и обслуживания крана работник должен знать:

- руководства по эксплуатации кранов-манипуляторов и приборов безопасности предприятий-изготовителей, а также параметры и техническую характеристику крана;

- устройство кранов-манипуляторов, назначение, принципы действия и устройство узлов механизмов и приборов безопасности кранов-манипуляторов;

- требования Правил устройства электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок, касающиеся профессии крановщика;

- сроки и результаты проведенных технических освидетельствований и технических обслуживаний крана (TO-1, TO-2, TO-3, СО);

- сроки и результаты проведенных слесарями и электромонтерами профилактических периодических осмотров крана и его основных механизмов и узлов по записям в журнале периодических осмотров;

- признаки, причины и способы обнаружения и устранения неисправностей крана и установленного на нем специального оборудования и механизмов;

- приемы освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи;

- инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами;

- устройство и кинематические схемы обслуживаемого крана-манипулятора, его технические характеристики;

- требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, к рациональной организации труда на рабочем месте;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности при работе крана-манипулятора, экологической безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

2 Должностные обязанности

2.1. Прежде чем приступить к работе работник должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана-манипулятора. При этом он должен:
- осмотреть механизмы крана-манипулятора, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;
- проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
- проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
- осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.), а также металлоконструкции и сварные соединения ходовой рамы (шасси) и поворотной части;
- осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, грейфере, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;
- осмотреть крюк и его крепление в обойме;
- проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов) и стабилизаторов;
- проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности;
- проверить исправность освещения крана-манипулятора, буферных фонарей и фар;
- при приемке крана-манипулятора с гидроприводом осмотреть систему привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях;

- вместе со стропальщиком проверить соответствие грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера;

- при приемке работающего крана-манипулятора осмотр должен производиться совместно с машинистом, сдающим смену. Для осмотра крана-манипулятора владелец обязан выделить машинисту необходимое время в начале смены. Осмотр крана-манипулятора должен осуществляться только при неработающих механизмах.

- при осмотре крана-манипулятора работник должен пользоваться переносной лампой напряжением не более 12 В.

2.5. После осмотра крана-манипулятора перед его пуском в работу, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, машинист обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия:
- механизмов крана-манипулятора и электрической аппаратуры, если таковая имеется;
- приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране-манипуляторе;
-тормозов;
- гидросистемы;

2.6. При обнаружении во время осмотра и опробования крана-манипулятора неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами, не приступая к работе, должен доложить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание крана-манипулятора в исправном состоянии, и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами;

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.


1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов - манипуляторов ПБ 10-257-98, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1998 г. N 79, Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ Р М-007-98, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 марта 1998 г. N 16, Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 18 и других нормативных документов, содержащих требования охраны труда, и устанавливает основные требования охраны труда для машинистов кранов-манипуляторов.

На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях вагонного хозяйства ОАО "РЖД" с учетом местных условий и специфики выполняемых работ разрабатывают инструкцию по охране труда для машиниста крана-манипулятора.

1.2. К самостоятельной работе машинистом крана-манипулятора допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие профессиональную подготовку и аттестацию, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный и первичный инструктажи по охране труда и пожарной безопасности, стажировку продолжительностью от 2 до 14 смен, проверку знаний требований охраны труда.

При вводном инструктаже по охране труда машинист должен быть ознакомлен с действиями при возникновении несчастного случая и оказанию первой помощи пострадавшим.

1.3. Машинист крана-манипулятора (далее - машинист) должен пройти обучение и проверку знаний норм электробезопасности с присвоением группы не ниже II.

Периодическая проверка знаний по электробезопасности должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев.

1.4. В процессе работы машинист должен проходить в установленном порядке: периодические медицинские осмотры, повторные инструктажи - не реже одного раза в три месяца, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, обучение, очередную и внеочередную проверки знаний требований охраны труда.

Машинист не реже одного раза в год при технической учебе должен проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве.

Повторная проверка знаний машиниста должна проводиться:

- периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;

- при переходе работника на другое место работы;

- по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов-манипуляторов или инспектора Ростехнадзора.

Машинист при перерыве в работе по специальности более двенадцати месяцев перед допуском к самостоятельной работе проходит стажировку для восстановления практических навыков.

После стажировки перед допуском к самостоятельной работе машинист должен пройти проверку знаний производственных инструкций по безопасности и инструкций по охране труда.

1.5. Допуск машиниста к работе на кране-манипуляторе должен оформляться приказом (распоряжением) по структурному подразделению.

Перед допуском к работе на кране-манипуляторе машинисту под роспись должна выдаваться производственная инструкция по обслуживанию, определяющая его обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность.

При работе с краном-манипулятором машинист при себе должен иметь удостоверение на право управления краном-манипулятором. В удостоверении должны быть указаны типы кранов-манипуляторов, к управлению которыми имеется допуск.

1.6. Машинист должен знать:

требования Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов ПБ 10-257-98, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1998 г. N 79, Типовую инструкцию для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами РД 10-107-96, с изменением N 1 РДИ 10-430(107)-02, утвержденную постановлением Госгортехнадзора России от 8 февраля 1996 г. N 3, от 30 января 2002 г. N 7, руководства завода-изготовителя по эксплуатации крана-манипулятора и приборов безопасности, настоящей Инструкции;

- устройство крана-манипулятора, назначение, принципы действия и устройство его узлов, механизмов и приборов безопасности, назначение применяемых смазочных материалов и карту смазки, предельные размеры износа основных элементов и обладать навыками управления краном-манипулятором, обслуживания его механизмов и приборов безопасности (осмотр, регулировка механизмов, проверка действия приборов безопасности и др.);

- устройство грузозахватных приспособлений и уметь определять пригодность к работе канатов, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

- способы строповки поднимаемых грузов;

- сроки и результаты проведенных технических освидетельствований, технических обслуживаний и профилактических осмотров крана-манипулятора, его отдельных узлов и механизмов, проведенных обслуживающим ремонтным персоналом;

- установленную в структурном подразделении знаковую сигнализацию и порядок обмена сигналами со стропальщиком, уметь координировать работу стропальщиков (при необходимости);

- факторы, влияющие на прочность и устойчивость крана-манипулятора от опрокидывания, уметь правильно устанавливать кран-манипулятор для работы;

- порядок организации работы на железнодорожных путях (ограждение мест производства работ, опасных мест);

- требования охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, производственной санитарии;

- требования электробезопасности, порядок заземления крана-манипулятора;

- действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих при работе, и меры защиты от их воздействия;

- правила использования и способы проверки исправности средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

- место расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими;

- место расположения аптечки для оказания первой помощи;

- приемы и способы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях.

1.7. Машинист обязан:

- выполнять только ту работу, которая входит в его должностные обязанности или поручена руководителем;

- соблюдать требования Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденых постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов - манипуляторов ПБ 10-257-98, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1998 г. N 79, руководства завода-изготовителя по эксплуатации крана-манипулятора, своей производственной инструкции по обслуживанию и настоящей Инструкции;

- содержать кран-манипулятор, его механизмы и оборудование в чистоте и исправности, с установленной в руководстве по эксплуатации крана-манипулятора периодичностью проводить техническое обслуживание, производить смазку механизмов и канатов, определять неисправности в работе крана-манипулятора для их своевременного устранения;

- применять безопасные приемы выполнения работ;

- соблюдать требования охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, электробезопасности;

- использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты;

- следовать к рабочему месту по установленным маршрутам служебных проходов;

- принимать и сдавать смену в установленном в структурном подразделении порядке, правильно вести вахтенный журнал (Приложение А);

- во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

- соблюдать правила личной гигиены;

- немедленно извещать своего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья.

1.8. Во время работы на машиниста могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

- движущиеся машины и механизмы, транспортные средства; подвижные части производственного и кранового оборудования, поднимаемый и перемещаемый груз; разрушение и падение груза, конструкций при погрузочно-разгрузочных работах и их перемещении;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень вибрации на рабочем месте;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенная влажность воздуха;

- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- повышенная подвижность воздуха;

- повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

- острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструмента, приспособлений и оборудования (тары, груза и др.).

1.9. Машинисту в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 582н, должна выдаваться следующая специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты:

- ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;

- перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;

- жилет сигнальный 2 класса защиты.

- костюм для защиты от пониженных температур "Механик";

- подшлемник для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску);

- рукавицы утепленные, или перчатки утепленные, или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;

- сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве.

1.10. При необходимости, по условиям выполнения отдельных работ, машинисту должны выдаваться защитные очки со светофильтром, респиратор, каска защитная и другие средства индивидуальной защиты.

При получении средств индивидуальной защиты машинист должен пройти инструктаж по правилам использования и простейшим способам проверки исправности этих средств, а также тренировку по их применению.

1.11. Машинист должен следить за чистотой и исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в химчистку, стирку и ремонт, а также содержать шкафы для хранения личной одежды и спецодежды в чистоте и порядке. Личную одежду и обувь следует хранить отдельно от спецодежды и специальной обуви в предназначенных для этого шкафах гардеробной.

1.12. Для защиты кожи от неблагоприятного воздействия производственных факторов (масла и др.) машинист должен применять защитные, регенерирующие и восстанавливающие средства (кремы, гели и др.) в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1122н.

Кремы и гели следует наносить на предварительно вымытые и сухие руки дважды в течение рабочей смены (перед работой и после обеденного перерыва), а после работы смывать с рук теплой водой с мылом.

1.13. Машинист должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

- курить только в установленных местах, отмеченных знаком "Место для курения" и обеспеченных средствами пожаротушения;

- не пользоваться открытым огнем вблизи легковоспламеняющихся жидкостей и горючих материалов;

- не пользоваться неисправными электроприборами и электроустановочными изделиями (розетками, рубильниками и др.);

- не пользоваться бытовыми электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих материалов;

- не пользоваться нестандартными (самодельными) электронагревательными приборами;

- не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;

- не применять для освещения открытый огонь (факелы, свечи);

- не курить и не пользоваться открытым огнем при заправке крана-манипулятора топливом, маслом;

- не производить заправку крана-манипулятора при работающем двигателе;

- не загромождать проходы, подходы к противопожарному инвентарю, электрическим распределительным устройствам;

- уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

1.14. При нахождении крана-манипулятора в районе железнодорожных путей (проезд по территории станции, проведение погрузочно-разгрузочных работ и др.) машинист должен:

- пользоваться переносной радиостанцией;

- переезжать железнодорожные пути в оборудованных настилами установленных местах согласно утвержденной схеме движения транспортных средств;

- перед проездом через пути убедиться в отсутствии движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

- объезжать стоящие на путях группы вагонов или локомотивы на расстоянии не менее 5 м;

- передвигаться по территории станции только в кабине крана-манипулятора.

1.15. Передвижение крана-манипулятора по междупутьям допускается только при отсутствии движения подвижного состава по соседним путям. При этом находящиеся на нем грузы не должны выступать по ширине за габариты крана-манипулятора.

1.16. Движение крана-манипулятора на территории структурного подразделения должно производиться только по установленным маршрутам в соответствии с утвержденной схемой движения транспортных средств.

Скорость движения транспортных средств по территории и в производственных помещениях структурного подразделения устанавливается администрацией в зависимости от конкретных условий (интенсивности движения транспортных средств, протяженности территории, состояния дорожного покрытия, ширины и профиля дорог и проездов, вида и типа транспортных средств и перевозимого груза и др.), и не должна превышать 10 км/ч по территории, 5 км/ч в производственных и других помещениях. Скорость движения на поворотах, при въезде и выезде из ворот, при выезде из-за угла здания, при переезде через железнодорожные пути, на перекрестках, в местах интенсивного движения работников, при движении задним ходом не должна превышать 3 км/ч.

Машинисту при управлении краном - манипулятором запрещается пользоваться аудиоплеером и (или) мобильным телефоном.

1.17. Машинист должен соблюдать требования электробезопасности.

- работать и находиться вблизи токоведущих частей без защитных ограждений, снимать ограждения с токоведущих частей оборудования;

- наступать на электрические провода и кабели;

- производить самостоятельно ремонт вышедшего из строя электрооборудования;

- прикасаться к оборванным и оголенным проводам, токоведущим частям оборудования, открывать дверцы электрошкафов, приближаться к оборванным проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи на расстояние менее 8 м;

- производить самовольную установку крана-манипулятора вблизи линии электропередачи;

- производить работу краном-манипулятором вблизи воздушных линий электропередачи (далее - ВЛ) при ветре, вызывающем отклонение на опасное расстояние свободных (без грузов) тросов и канатов, с помощью которых поднимается груз;

- устанавливать кран-манипулятор и производить работу краном-манипулятором непосредственно под проводами контактной сети и ВЛ, находящимися под напряжением.

1.18. Установка и работа крана-манипулятора в охранной зоне линии электропередачи производится по наряду - допуску после прохождения машинистом целевого инструктажа.

Наряд-допуск (Приложение Б), подписанный руководителем структурного подразделения, производящего работы, выдается машинисту на руки перед началом работы при наличии разрешения энергоснабжающей организации.

Выполнение работ в охранных зонах контактной сети и линий электропередачи краном-манипулятором допускается при условии, если расстояние по воздуху от крана-манипулятора или от его рабочего органа или поднимаемого груза в любом положении (в том числе и при наибольшем подъеме или вылете) до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее указанного в таблице 1:

Читайте также: