Обязанности старшего механика водителя

Обновлено: 05.07.2024

Механик – это очень современная и распространенная профессия. Ведь мы идем в ногу со временем, не стоим на месте, а очень быстро развиваемся. Невозможно уследить за скоростью развития наших технологий. А для того, чтобы поддерживать в хорошем состоянии всю нашу технику, которая так умело вписалась в повседневную жизнь, необходимы толковые специалисты. Именно такими специалистами являются механики.

Старший механик. Обязанности и требования

Прежде всего, старший механик – это руководящая должность. Это не значит, что теперь он не должен ничего делать и будет только руководить, это значит, что он становится главенствующим над другими механиками. То есть, одной из главных задач старшого механика является правильное распределение рабочей силы. Следует напомнить, что старший механик назначается, непосредственно, руководством и за свои проступки может быть снят с этой должности. Поэтому, для того чтобы и дальше продвигаться по карьерной лестнице, быть примерным сотрудников и получать хорошую заработную плату, необходимо знать все требования к данной профессии.

Самая прямая и непосредственная обязанность старшего механика – держать в надлежащем состоянии всю доверенную технику и технологии, производить своевременный и качественный ремонт, обеспечивать бесперебойную работу всего предприятия. Также, старший механик, обязанности которого включают контролировать работу на предприятии, должен составлять графики и планы работы. То есть правильно и качественно распределять рабочие ресурсы. Необходимо знать умения и таланты других механиков, таким образом, можно улучшить качество работы и отношения в коллективе. Например, вы главный механик, и вы прекрасно знаете, что этот механик ловко справляется с тем оборудование, этот с другим, а сами вы, еще с каким-то. Таким образом, зная все это, можно распределить людей так, что работа будет в удовольствие и повысится трудоспособность. Это все очень важно в профессии старший механик. Без таких руководительских данных невозможно стать главнокомандующим и начать устанавливать свои правила.

Еще существует ряд статутных обязанностей. Они гласят, что старший техник-механик должен вести определенную отчетность и документацию. Техническая документация по исправности и неисправности оборудования, отчеты по расходу ремонтных материалов и прочих нужд.

В обязанностях старшего механика есть и необходимость производить своевременную инвентаризацию всего оборудования, активно участвовать в принятии решений по улучшению качества производства. Внедрять новые предложения по освоению нового оборудования и технических приложений. Все эти требования вполне исполнимы и не являются заоблачными. Поэтому, для того чтобы быть ответственным главным механиком необходимо учитывать и выполнять все возлагающиеся обязанности.

Старший механик. Права и ответственность

Несмотря на большой список послужных обязательств, все мы люди. И главные механики — это не исключение. Они имеют определенный ряд личностных прав, эти права не должны нарушатся и так же должны строго исполнятся всеми окружающими на предприятии. Прежде всего, старший техник-механик имеет право давать определенный служебные поручения своим подчиненным, которые, в свою очередь, должны их выполнять. Это одно из основных особенностей в руководящей должности. Также, главный механик имеет право производить определенный контроль по выполнению тех или иных поручений. Подавать официальные запросы на получение различного рода документации и сотрудничать с другими предприятиями, учитывая то, что входит в компетенцию старшего механика.

Также, старший механик должен знать все, за что он несет ответственность. Это, в первую очередь, любая документация на которой стоит его подпись, любые ремонтные работы, выполненные лично им или кем-то из его подопечных. Необходимо четко следить за выполнением приказов начальства, за их невыполнение, также, отвечает старший механик. И что еще играет большое значение – это дисциплина сотрудников. За все свои проступки и проступки своих людей, несет ответственность главный механик. Вот такая это нелегкая и интересная руководящая должность.

39. Командир танка подчиняется непосредственно командиру взвода. Он является начальником экипажа танка и во всех отношениях отвечает за танк, eгo вооружение и экипаж. Из состава экипажа командир, танка назначает своего постоянного заместителя.

Командир танка обязан:

  • поддерживать строгую воинскую дисциплину в экипаже танка и требовать точного знания и строгого выполнения экипажем своих обязанностей;
  • знать танк, уметь стрелять из танкового оружия и пользоваться радиостанцией;
  • постоянно иметь при себе карту или схему района действий своей части;— заботиться о содержании танка в полной и постоянной боевой готовности;
  • перед каждым выходом танка проверять: исправность танка, вооружения, прицельных приборов, противооткатных приспособлений и специальных приборов связи и наблюдения; обеспеченность танка боеприпасами, горюче-смазочными материалами, продовольствием и водой; боевую укладку танка;
  • содержать в исправности и обеспечивать комплектность положенного танкового и шанцевого инструмента, маскировочного имущества, средств противохимической защиты и запасных частей;
  • следить за постоянной исправностью огнетушителей;
  • руководить экипажем при войсковом ремонте танка;
  • вести формуляр танка.

40. На марше командир танка обязан:

  • до выступления изучить маршрут движения, его особенности и наиболее трудные участки пути;
  • объяснить механику-водителю характер, предстоящего маршрута;
  • организовать непрерывное наземное наблюдение и, по указанию командира взвода, наблюдение за воздухом;
  • соблюдать дисциплину марша;
  • управлять работой механика-водителя (изменение скорости, дистанции, перемена направления); на привалах указывать ему особенности предстоящего участка пути;
  • принимать и исполнять сигналы и команды, подаваемые командиром взвода и регулировщиками движения;
  • соблюдать меры маскировки;
  • на привалах докладывать командиру взвода о состоянии танка (давление масла, температура, наличие горюче-смазочных материалов и пр.);
  • в случае аварии доложить командиру взвода и принять меры к быстрому устранейию неисправностей.

41. Перед боем командир танка обязан:

  • уяснить полученную задачу;
  • изучить поле боя, направление и объекты действий;
  • определить опасные в противотанковом отношении участки и способы их преодоления или обхода;
  • составить танковую карточку, нанести на неё цели и определить способы их уничтожения;
  • поставить экипажу боевую задачу на местности, распределить секторы наблюдения между лицами экипажа; по местным предметам указать направление атаки взвода, ось боевого питания, восстановления и связи батальона (роты);
  • обеспечить своевременное приведение своего танка в боевую готовность: проверить наличие боеприпасов, горюче-смазочных материалов, продовольствия, воды и принять меры к их пополнению;
  • расположить танк на исходной позиции в соответствии с полученной задачей и замаскировать его от воздушного и наземного наблюдения;
  • установить наблюдение за сигналами командира взвода;
  • проверить знание экипажем особых сигналов, установленных для связи с командиром йзвода и с другими родами войск.

42. В бою командир танка обязан:

  • выполнять поставленную задачу; сохранять своё место в боевом порядке;
  • применяться к местности, используя закрытия для ведения огня и для манёвра;
  • непрерывно наблюдать за полем боя, отыскивать цели и уничтожать их огнём;
  • следить за точным выполнением сигналов и команд экипажем;
  • наблюдать за действиями соседних танков, особенно за танком командира взвода, за его сигналами и знаками;
  • поддерживать непрерывную связь с командиром взвода;
  • при обнаружении отравляющих веществ (ОВ) приказать экипажу танка надеть противогазы;
  • вести учёт расхода боеприпасов, доносить командиру взвода об израсходовании половины и трёх четвертей боекомплекта;
  • в случае выхода из строя других танков взвода присоединиться к другому взводу роты и продолжать бой;
  • при вынужденной остановке, организовав огневое прикрытие, принять меры к восстановлению танка и донесли об этом командиру взвода;
  • если невозможно вывести аварийный танк с поля боя силами экипажа, прибегнуть к помощи пехоты или других танков;
  • при угрозе захвата танка противником вести огонь до последнего патрона и только при полной невозможности спасти танк вывести из него экипаж с пулемётами и привести танк вместе с орудием в полную негодность.

43. После боя (марша) командир танка обязан:

  • расположить и замаскировать танк по указанию командира взвода;
  • привести танк в полную боевую готовность; в случае заражения -танка стойкими отравляющими веществами (СОВ) дегазировать его;
  • доложить командиру взвода о действиях своего танка в бою, о состоянии личного состава экипажа и танка.

Командир башни (заряжающий)

44. Командир башни подчиняется командиру танка и отвечает за состояние и. постоянную боевую готовность всего вооружения танка. Он обязан:

  • знать танковое вооружение (орудие, пулемёты, приборы наблюдения и управления огнём, боеприпасы, оборудование боевого отделения, инструмент и запасные части к вооружению) и содержать его в полной исправности;
  • уметь стрелять из танкового оружия и систематически проверять состояние прицельных приборов, противооткатных приспособлений и механизмов наведения;
  • всегда знать количество имеющихся боеприпасов; уметь подготавливать и укладывать их; вести учёт израсходованных боеприпасов, пополнять их запас при всякой возможности; принимать меры к сохранению стреляных гильз и своевременно сдавать их;
  • немедленно устранять неисправности вооружения, докладывая об этом командиру танка;
  • содержать в чистоте и порядке боевое отделение танка;
  • вести формуляр оружия танка.

Командир башни выходит из танка только с разрешения командира танка.

45. На марше командир башни обязан:

  • вести наблюдение в своём секторе, докладывая командиру танка обо всём замеченном, в первую очередь о появлении танков и самолётов противника;
  • маскировать танк на привалах по указанию командира танка;
  • помогать механику-водителю устранять неисправности в материальной части танка.

46. Перед боем командир башни обязан:

  • подготовить данные для стрельбы;
  • проверить исправность вооружения и приборов наблюдения;
  • пополнить танк боеприпасами и проверить укладку магазинов и снарядов;
  • изучить особые сигналы, установленные для связи с командиром взвода и с другими родами войск.

47. В бою командир башни обязан:

  • непрерывно наблюдать за полем боя и за танком командира взвода; докладывать командиру танка о вновь обнаруженных целях и о сигналах командира взвода;
  • заряжать оружие в соответствии с командами командира танка; вести огонь (в тяжёлом танке);
  • вести учёт расхода снарядов и патронов, докладывая командиру танка об израсходовании одной четверти, половины и трёх четвертей боекомплекта.

48. После боя командир башни обязан:

  • привести в порядок оружие; проверить исправность поворотных механизмов башни;
  • учесть остаток боеприпасов и доложить командиру танка;
  • собрать и сдать стреляные гильзы;
  • пополнить боеприпасы до нормы.

Механик-водитель старший

49. Механик-водитель старший подчиняется командиру танка. Он отвечает за полную готовность танка к движению и непосредственно управляет им. Механик-водитель старший обязан:

  • отлично знать материальную часть танка и уметь водить его в различных условиях;
  • содержать танк и все его агрегаты в чистоте, полной исправности и постоянной готовности к движению, правильно эксплоатировать танк в различное время года;
  • содержать в исправности положенный набор инструмента и запасных частей танка;
  • своевременно заправлять танк, горюче-смазочными материалами и водой;
  • вести учёт расхода горюче-смазочных материалов и запасных частей;
  • своевременно осматривать механизмы танка с целью предупреждения поломок и неисправностей; обнаруженные неисправности немедленно устранять и докладывать о них командиру танка;
  • лично участвовать в войсковом ремонте танка;
  • вести учёт работы двигателя.

Механик-водитель старший выходит из танка только с разрешения командира танка.

50. На марше механик-водитель старший обязан:

  • изучить маршрут движения;
  • вести танк в соответствии с условиями местности;
  • соблюдать правила движения;
  • следить за работой двигателя, ходовой части и контрольных приборов;
  • принимать сигналы и команды от командира танка и от впереди идущего танка; о принятых сигналах докладывать командиру танка;
  • на привалах осматривать ходовую часть и проверять наличие горючего, температуру масла и воды; результаты осмотра докладывать командиру танка;
  • немедленно устранять замеченные неисправности,

51. Перед боем механик-водитель старший обязан:

  • изучить задачу и направление действий взвода; определить, какие могут встретиться препятствия и способы их преодоления;
  • убедиться в исправности танка;
  • при всякой возможности дозаправлять танк водой и горюче-смазочными материалами независимо от количества израсходованных;
  • изучить сигналы, установленные для связи с командиром взвода и с другими родами войск.

52. В бою механик-водитель старший обязан:

  • вести танк по указанному направлению, соблюдая дистанции и интервалы, применяясь к местности и обеспечивая наилучшие условия для стрельбы из танка на ходу;
  • наблюдать за впереди лежащей местностью; о замеченном на поле боя и о результатах огня танка докладывать командиру танка;
  • обходить препятствия на пути движения, не проходимые для танка, не теряя из виду соседние танки и выдерживая своё направление;
  • при неисправности или повреждении танка на поле боя немедленно приступить к его ремонту своими силами.

53. После боя механик водитель старший обязан:

  • проверить состояние материальной части танка и наличие горюче-смазочных материалов, доложить командиру танка и принять меры к немедленной дозаправке танка;
  • быстро привести материальную часть танка в полную боевую готовность.

Механик-водитель младший

54. Механик-водитель младший подчиняется командиру танка. Он обязан:

  • знать материальную часть танка, уметь водить танк и оказывать помощь механику-водителю старшему в уходе за танком;
  • заправлять танк горюче-смазочными материалами и водой;
  • поддерживать в постоянной чистоте и порядке ходовую часть танка;
  • знать устройство пулемёта и пушки, уметь стрелять из них.

Механик-водитель младший выходит из танка только с разрешения командира танка.

55. На марше механик-водитель младший обязан:

  • вести наблюдение в своём секторе, докладывая командиру танка обо всём замеченном;
  • следить за работой двигателя;
  • на привалах маскировать танк и помогать механику-водителю старшему в осмотре материальной части танка и в устранении неисправностей; дозаправлять танк горюче-смазочными материалами и водой.

56. Перед боем механик-водитель младший обязан:

57. В бою механик-водитель младший обязан:

  • наблюдать за полем боя в указанном ему секторе и докладывать командиру танка обо всём замеченном;
  • выполнять обязанности заряжающего;
  • при необходимости - вести огонь из пулемёта.

58. После боя механик-водитель младший обязан:

Радист-пулемётчик

59. Радист-пулемётчик подчиняется командиру танка. Он обязан:

  • знать устройство радиостанции и приборов внутренней связи танка; содержать их в постоянной готовности к работе;
  • содержать в порядке и в исправности положенный инструмент и запасные - части радиоаппаратуры и приборов связи;
  • знать схему связи и радиоданные, необходимые для работы; уметь быстро входить в радиосвязь;
  • знать сигналы связи с другими родами войск;
  • знать пулемёт и уметь стрелять из него; содержать пулемёт в постоянной боевой готовности;
  • докладывать командиру танка о состоянии радиостанции и приборов внутренней связи танка.

Радист-пулемётчик выходит из танка только с разрешения командира танка и после передачи дежурства у радиостанции лицу из состава экипажа, указанному командиром танка.

60. На марше радист-пулемётчик обязан:

  • держать радиостанцию постоянно работающей "на приём"; непрерывно дежурить у неё с надетыми наушниками;
  • докладывать принятые сигналы и команды командиру танка;
  • переходить к работе "на передачу" только с разрешения командира танка;
  • по приказанию командира танка подавать сигналы по радио;
  • следить за работой внутренней связи и быстро исправлять повреждения её;
  • вести наблюдение в своём секторе, указанном командиром танка.

61. Перед боем радист-пулемётчик обязан:

  • проверить готовность радиостанции и приборов внутренней связи;
  • изучить схему радиосвязи;
  • изучить сигналы связи с артиллерией и другими родами войск; иметь постоянно при себе таблицу сигналов;
  • получить ракеты и разложить их в порядке выпуска по рубежам.

62. В бою радист-пулемётчик обязан:

  • непрерывно дежурить у радиостанции с надетыми наушниками; поддерживать связь с радиостанциями согласно схеме радиосвязи;
  • передавать по указаниям командира танка донесения и приказания, докладывать командиру танка обо всех полученных приказаниях и донесениях;
  • подавать по приказанию командира танка сигналы о достижении рубежей;
  • наблюдать за полем боя в указанном ему секторе;
  • быть постоянно готовым открыть огонь из своего пулемёта.

63. После боя радист-пулемётчик обязан:

  • проверить состояние радиостанции и устранить обнаруженные неисправности;
  • привести в порядок пулемёт;
  • дежурить у радиостанции, поддерживая связь согласно схеме радиосвязи.

2. РАЗМЕЩЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ

64. Экипаж тяжёлого танка стоит из четырёх человек и помещается (рис. 1):

  • командир танка (КТ) — в командирской башенке позади командира башни;

2. РАЗМЕЩЕНИЕ ЭКИПАЖЕЙ

Рис. 1. Размещения экипажа в тяжелом танке.
Построение у танка.

  • механик-водитель старший (MB) — в отделении управления;
  • механик-водитель младший (М) (заряжающий) — в башне, на сиденье правее орудия;
  • командир башни (КБ) — в башне, на сиденье левее орудия, у приборов наводки.

65. Экипаж среднего танка типа Т-34 состоит из четырёх человек и помещается (рис. 2):

  • командир танка (КТ) — в башне, на сиденье левее орудия, у приборов наводки;
  • механик-водитель (MB) — в отделении управления;
  • командир башни (КБ) (заряжающий) — в башне, на сиденье правее орудия;
  • радист-пулемётчик (РП) — в отделении управления, правее механика-водителя.

Размещение экипажа в среднем танке типа Т-34 и построение у танка

Рис.2. Размещение экипажа в среднем танке типа Т-34 и построение у танка.

Размещение экипажа в легком бронеавтомобиле БА-64 и построение у бронеавтомобиля

Рис.3. Размещение экипажа в легком бронеавтомобиле БА-64 и построение у бронеавтомобиля.

66. Экипаж лёгкого бронеавтомобиля типа БА-64 состоит из двух человек и помещается (рис. 3):

Механик-водитель - это человек, который занимается ремонтом, обслуживанием, а также управлением тяжелой техники с повышенной проходимостью. Такая техника может эксплуатироваться как в обычных условиях (в сельских хозяйствах, автопарках), так и в военизированных структурах (всех подразделениях армии России, а также в отделах МВД).

Где требуется

Данная должность получила большое распространение в вооруженных силах. Для того чтобы машина была исправна на протяжении всего пути, а также в целях экономии места в экипаже функции водителя и мастера по ремонту совмещает один человек.

Водитель осуществляет ремонт и управление следующих видов транспорта:

  • боевой машины десанта;
  • танка;
  • боевой машины пехоты;
  • транспортного средства ЗРК (зенитно-ракетного комплекса);
  • боевой разведывательно-дозорной машины;
  • колёсных бронетранспортеров;
  • вездеходов;
  • ТММ (тяжелого механизированного моста);
  • многоосных дизельных автомобилей (МАЗ, БАЗ, МЗКТ, КЗКТ);
  • снегоболотоходов;
  • машин-амфибий ГТ-Т, ГТ-СМ (ГАЗ-71), МТ-ЛБ, ДТ-30[4], ДТ-10.

В гражданской жизни позиция часто встречается в компаниях, имеющих свой автопарк. Для совмещения должности сотрудника с опытом работы механиком принимают на должность, подразумевающую одновременно вождение транспортного средства, а также его обслуживание.

В армии механик совмещает водителя часто. Такие должности укомплектовываются военнослужащими, которые прошли подготовку в воинской части. В период работы или службы механик может повысить свою профессиональную квалификацию.

механик водитель

Родственными являются специальности: машинист бульдозера, водитель вездехода, машинист экскаватора, тракторист, трелевщик, машинист скрепера, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.

Чем занимается

Механик-водитель обязан знать правила обслуживания и эксплуатации специальных транспортных средств, сигналы и установленные правила для движения транспорта.

Специалист управляет вверенным транспортным средством, осуществляет техническое обслуживание, регулировку двигателя, ремонт, наладку вспомогательного и специального технического оборудования.

Обязанности механика-водителя предполагают знание транспортного средства на таком уровне, чтобы была возможность осуществить ремонт в условиях бездорожья, сложной погодной ситуации, в экстремальных условиях или в отсутствии возможности получить сервисное обслуживание.

Должностная инструкция

Механик-водитель должен выполнять только те обязанности, которые прописаны в должностной инструкции. Так как позиция встречается чаще всего в военизированных структурах и в армии, то дополнительных задач практически не ставится.

В должностной инструкции должны быть указаны обязанности, права, ответственности, которые возлагаются на сотрудника.

работа механика водителя

Взаимодействие с другими подразделениями также может быть прописано в документе.

Обязательные знания

Для того чтобы качественно выполнять свою работу, механик должен обладать большим багажом профессиональных знаний. Инструкция водителя-механика содержит список обязательных знаний:

  • устройство, назначение и принцип действия агрегатов, механизмов, а также приборов автотранспортного средства, которое обслуживается; и дорожного движения для автомобилей;
  • способы обнаружения, причины возникновения, устранение неисправностей, которые возникли в процессе эксплуатации транспортного средства;
  • правила, по которым проводится техническое обслуживание автомобилей;
  • правила, согласно которым осуществляется эксплуатация аккумуляторов и автомобильных покрышек;
  • правила, согласно которым проводится хранение транспорта на открытых стоянках и в гаражах;
  • правила проведения техобслуживания;
  • способы предотвращения происшествий на дорогах;
  • приемы оказания первой медицинской помощи при произошедших несчастных случаях;
  • порядок, в котором проводится экстренная эвакуация пассажиров при ДТП;
  • правила внутреннего распорядка и техники безопасности.

Обязанности

Чтобы не было недопонимания со стороны сотрудника, а также претензий со стороны вышестоящего руководства, обязанности в инструкции прописываются максимально подробно. Двузначностей или иных толкований быть не может - все формулировки максимально просты и понятны.

обязанности механика водителя

В обязанности водителя входит:

  • обеспечение надежной и безаварийной работы всех видов оборудования;
  • обеспечение правильной эксплуатации оборудования;
  • произведение своевременного и качественного ремонта и технического обслуживания транспортного средства;
  • осуществление надзора за состоянием транспортного средства и его ремонта;
  • участие в приемке и установке нового оборудования;
  • организация учета выполнения ремонтных работ;
  • соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;
  • управление вверенным транспортным средством в любых условиях;
  • заполнение путевых листов;
  • проверка технического состояния транспортного средства перед совершением выезда;
  • прием грузов;
  • проверка сопроводительной документации на груз;
  • проверка целостности упаковки грузов, перевозимых на ТС;
  • обеспечение целостности груза при транспортировке;
  • подготовка документации для выгрузки.

Работа механика-водителя предусматривает:

  • устранение мелких неисправностей во время работы транспорта;
  • содержание транспорта в чистоте;
  • выполнение поручений руководства.

Права

Механик-водитель, как и любой сотрудник организации, имеет права, защита которых входит в юрисдикцию законодательной базы РФ.

инструкция водителя механика

Механик имеет право на:

  • внесение на рассмотрение руководству предложений по вопросам, касающимся его компетенций;
  • пользоваться утвержденными приказами, инструкциями, распоряжениями, документами, правилами, которые регламентируют его работу;
  • информировать руководство о том, какие были обнаружены неисправности во время эксплуатации или проверки вверенной техники;
  • запрашивать, а также получать необходимую для работы информацию;
  • предоставление спецодежды;
  • повышение своей квалификации;
  • оказание содействия от руководства в вопросах соблюдения его прав;
  • предусмотренные действующим законодательством гарантии;
  • права, предусмотренные действующим трудовым законодательством.

Ответственности

Механик-водитель несет ответственность за:

  • ненадлежащее исполнение или неисполнение своих прямых функциональных обязанностей, которые предусмотрены утвержденной должностной инструкцией;
  • нанесение материального ущерба организации;
  • грубое обращение с сотрудниками и коллегами, нарушение внутренних правил;
  • совершение правонарушений, произошедших во время исполнения прямых обязанностей.

Ответственности по каждому пункту возлагаются ровно в той мере, в какой они предусмотрены действующим уголовным, административным, гражданским, трудовым законодательствами Российской Федерации.

место механика водителя

Механик, независимо от того, в армии он числится, в частной организации или в государственной компании, несет ответственность за разглашение коммерческой тайны, маршрута передвижения транспорта и подвижного состава.

За разглашение государственной тайны на службе в армии Российской Федерации предполагается полная ответственность согласно законодательству РФ.

Обучение

Механиков-водителей обучают путем предоставления дополнительного образования тем людям, у кого есть удостоверения тракториста (или тракториста-машиниста). Обучение может быть пройдено как за счет организации, так и по собственному желанию. В конце обучения обязательно получают подтверждающий образование документ - удостоверение механика-водителя. Оно выдается людям, прошедшим полный курс.

удостоверение механика водителя

Обучение механиков-водителей для гражданских позиций производится в профессионально-технических училищах, а также на курсах.

Согласно законодательству, специалисты, занимающие данную позицию, должны проходить обязательную переаттестацию. В зависимости от того, где сотрудник работает, переаттестация может проводиться раз в три года или раз в пять лет. Для особых категорий, работающих с перевозками большого количества людей, переаттестации и подтверждение навыков возможны чаще.

Образование

Рабочее место механика-водителя выделяется для сотрудника, обладающего определенным набором личностных качеств и профессиональных знаний. Для того чтобы устроиться на работу на данную должность, сотрудник должен обладать важными качествами:

  • находчивостью;
  • способностью запоминать и воспроизводить различные манипуляции;
  • умением сохранять трезвость мышления и ясность реакции под воздействием страха или внезапных воздействий;
  • способностью сохранять высокую работоспособность в аварийных условиях, состоянии дефицита времени, в напряженных ситуациях и во время воздействия внешних раздражителей;
  • способностью к четкой координации движений при одновременной работе руками и ногами;
  • точным глазомером и умением оценивать величину расстояния;
  • точной и быстрой двигательной реакцией на объект, который движется;
  • выносливостью;
  • адаптивностью.

механик совмещает водителя

Для того чтобы овладеть специальностью, необходимо как минимум полное общее образование, а также начальное профессиональное образование или среднее.

Все о механиках-водителях

Механик-водитель — это специалист, в задачи которого входят ремонт, техобслуживание, а также управление гусеничной и колесной техникой повышенной проходимости. Подобные агрегаты могут использоваться в военизированных службах, в частности, во всех отделениях МВД и подразделениях армии РФ, а также в гражданских условиях — в автопарках и сельском хозяйстве.

Чем занимаются эти специалисты, какие профессиональные требования предъявляются к соискателям, рассмотрим в нашем обзоре.

Описание и классификация

Механик-водитель осуществляет управление вверенным ТС, производит его техобслуживание, плановый и срочный ремонт и наладку. Исполнение профессиональных обязанностей требует обязательного знания особенностей устройства и эксплуатации техники. Этому работнику зачастую приходится исполнять обязанности в условиях, когда отсутствует возможность получить автосервисное обслуживание, в аварийных ситуациях, при плохой погоде и на бездорожье.

Широкое распространение должность водителя-механика получила в рядах ВС. Чтобы военная машина в течение всего периода передвижения была исправна, а также для экономии места внутри экипажа обязанности специалиста по ремонту и водителя совмещает один и тот же специалист. На данной позиции он может управлять машиной и осуществлять ремонт следующих разновидностей боевой техники:

  • танк;
  • БМП;
  • многоосный дизельный автомобиль;
  • разведывательная дозорная техника;
  • вездеход;
  • снегоболотоход;
  • ТС зенитно-ракетного комплекса;
  • тяжёлый механизированный мост (ТММ);
  • машина-амфибия.

В гражданской жизни этот специалист может самореализоваться в сельском хозяйстве, а также в любой компании, имеющей собственный автопарк. На данную должность могут претендовать люди, которые обладают одновременно навыками вождения и обслуживания ТС.


Обязанности

В соответствии с действующим Единым тарифно-квалификационным справочником механик-водитель обязуется выполнять исключительно те трудовые функции, которые указаны в его должностной инструкции. Поскольку в большинстве случаев данная позиция встречается в армии и смежных структурах, то никаких дополнительных обязанностей этому работнику не вменяется.

В задачи вакансии включены:

  • поддержание безаварийного функционирования всех типов автотранспортного оборудования;
  • обеспечение корректной эксплуатации техники;
  • выполнение своевременного техобслуживания и качественного ремонта ТС;
  • мониторинг состояния ТС, проведение профилактических ремонтных работ;
  • участие в приемке и постановке на учёт ТС;
  • управление вверенной машиной в любых погодных и социально-политических условиях;
  • мониторинг технического состояния машины перед выездом;
  • оформление путевых листов;
  • проверка сохранности перевозимых на ТС грузов, обеспечение их безопасной транспортировки;
  • проверка заполнения сопроводительной документации на перевозимый груз;
  • подготовка необходимых для выгрузки документов.

Кроме этого, деятельность любого механика-водителя подразумевает устранение мелких неполадок в процессе эксплуатации транспорта. Этот сотрудник должен содержать машину в чистоте, строго выполнять все указания руководителя и соблюдать правила безопасности во время работы.


Требования

Должность механика-водителя могут занять работники, обладающие базовым набором профессиональных компетенций и личных качеств.

Личные качества

Чтобы найти работу на позиции водителя-механика, соискатель должен обладать такими личностными характеристиками, как:

  • способность быстро запоминать и воспроизводить любые манипуляции, связанные с обслуживанием автомобильной техники;
  • умение сохранять конструктивность мышления и скорость реакции в чрезвычайных ситуациях, под действием внезапных внешних воздействий или сильного страха;
  • умение сохранять повышенную работоспособность в экстремальных условиях и в авральном режиме работы;
  • четкая координация движений, умение работать одновременно и руками, и ногами;
  • быстрая и точная реакция на любой движущийся объект.

Кроме того, водитель-механик должен быть находчивым, выносливым и умеющим адаптироваться к любым некомфортным условиям работы.

Соискатель на вакансию водителя-механика должен иметь крепкое здоровье. На должность не могут утверждаться лица с патологиями нервной и сердечно-сосудистой систем, нарушениями зрения, болезнями опорно-двигательного аппарата и психическими расстройствами.


Знания и навыки

Водитель-механик должен обладать большим набором узкоспециализированных профессиональных знаний. В частности, этот человек должен иметь практические знания в следующих областях:

  • назначение, конструкционные особенности и механизмы работы агрегатов, а также любых других обслуживаемых автотранспортных средств;
  • правила БДД для автомобилей, способы предотвращения опасных ситуаций на дороге;
  • особенности технической эксплуатации автотранспорта;
  • методы обнаружения поломок, возникших в ходе эксплуатации ТС, способы их оперативного устранения;
  • требования эксплуатации и утилизации автомобильных покрышек и аккумуляторов;
  • нормы хранения ТС в гаражах, а также на открытых автостоянках;
  • меры оказания медицинской помощи;
  • порядок экстренной высадки пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.

Кроме того, в своей трудовой деятельности водитель-механик должен руководствоваться правилами внутреннего распорядка организации, в которой он работает, и правилами техники безопасности.


Права и ответственность

В процессе выполнения своих профессиональных функций водитель-механик имеет право:

  • внесения руководящему составу любых предложений, связанных с его профессиональной деятельностью;
  • пользоваться инструкциями, приказами, распоряжениями и прочими нормативными документами, регламентирующими его работу;
  • ставить в известность администрацию об обнаруженных в ходе эксплуатации вверенной техники неисправностей;
  • требовать предоставления всей нужной для исполнения должностной инструкции информации.

Этот специалист имеет право на предоставление ему бесплатной спецодежды и её своевременную очистку. Водитель-механик может рассчитывать на повышение своей квалификации, а также оказание руководством содействия во всех вопросах, связанных с соблюдением его прав.


В то же время этот специалист несёт и ответственность. Она наступает в случаях:

  • неисполнения либо ненадлежащего выполнения своих обязанностей, перечисленных в должностной инструкции;
  • причинения ущерба имуществу организации;
  • нарушения установленных правил внутреннего распорядка работы;
  • некорректного обращение с сотрудниками;
  • совершения любых правонарушений во время выполнения своих обязанностей.

В зависимости от тяжести проступка предусмотрена уголовная, материальная или административная ответственность.

Водитель-механик, работающий в частной или государственной фирме, также несет ответственность за разглашение коммерческой тайны, графиков и маршрутов передвижения транспортного средства. Для специалистов, числящихся на службе в рядах ВС, предусмотрена ответственность за разглашение государственной тайны — в этом случае предполагается уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством.


Обучение

Чаще всего водителем-механиком становятся люди, имеющие удостоверение тракториста/тракториста-машиниста после прохождения дополнительного образования. Обучение может проводиться как за счёт компании-работодателя, так и по собственному желанию. По окончании курса теоретических и практических дисциплин обучающиеся сдают экзамен и получают удостоверение, подтверждающие их новую специализацию.

Для гражданских специальностей обучение механиков-водителей проводится в ПТУ и колледжах, а также на курсах. В соответствии с действующим законодательством любой специалист, занимающий эту позицию, в обязательном порядке должен проходить переаттестацию раз в 3 года или 5 лет, вне зависимости от того, где он работает. Для некоторых категорий, деятельность которых связана с перевозками большого числа людей, возможно более частое подтверждение собственных профессиональных навыков. После переаттестации водитель-механик может претендовать на позицию старшего специалиста.

Чтобы получить специальность, потребуется уровень образования не ниже полного общего, приветствуется среднее, а также начальное профессиональное.

Читайте также: