Опасные вторичные факторы при дтп

Обновлено: 02.07.2024

Аварийно-спасательная служба — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

АСР при ликвидации последствий ДТП характеризуются наличи-ем факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. В состав АСР входят также поисково-спасательные и другие неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий ДТП.

Основными критериями, определяющими привлечение аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных служб МЧС России к ликвидации последствий ДТП, являются:

ситуация, когда пострадавший заблокирован деформированными элементами кузова ТС, и его эвакуация невозможна без применения специального спасательного оборудования и инструментов;

-ситуация, когда ТС с пострадавшими находится в зоне разлива (угрозы разлива или возгорания) ГСМ, АХОВ и других опасных грузов;

-сложная метеорологическая обстановка на месте ДТП, требующая привлечения специальных аварийно-спасательных средств.

Аварийно-спасательные средства — это специальные приборы, оборудование и техника, материально-технические средства, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии АСР, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения АСР.

Водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, воз-никшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, первой, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержание их работоспособности.

Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Первая помощь — оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания меди-цинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).

Поисково-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, пред-назначенная для проведения АСР, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенная специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами и аттестованное.

Статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по локализации ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся ТС столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

-касательное — столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении.

Транспортное средство (ТС) — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Чрезвычайная ситуация локального характера — ЧС, в результате которой территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона ЧС), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природ-ной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. руб.

Чрезвычайная ситуация муниципального характера — ЧС, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб., а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.

Технология АСР при ликвидации последствий ДТП зависит от множества различных факторов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать: рельеф местности, состояние дорожного полот-на, количество и расположение попавших в ДТП ТС, типы их конструкций, степень их повреждений, возможное количество пострадавших, их состояние и виды полученных ими травм, возможность их деблокирования и наиболее предпочтительный способ их извлечения из поврежденных транспортных средств и другие факторы, способные осложнить проведение АСР. Решение о способе и направлении извлечения пострадавшего принимается совместно бригадой СМП и спасателями.

Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживая разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течение проведения всей спасательной операции. Если пострадавший без сознания, необходимо убедиться в наличии жизненных функций (дыхание и пульс). После чего провести первичный осмотр и подготовить пострадавшего к извлечению:

-накрыть острые части деталей корпуса ТС защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом;

В зависимости от реальной обстановки извлечение пострадавшего из аварийного ТС производится двумя вариантами:

-если существует опасность для команды спасателей или по-страдавшего (например, пожар, затопление, разлив АХОВ и т. п.);

Решение на немедленное извлечение пострадавшего принимается бригадой СМП или врачом-специалистом, прибывшим на место ДТП, а в их отсутствии или при явной угрозе гибели пострадавшего от вторичных поражающих факторов, решение может быть принято руководителем работ.

контролируемое извлечение является наиболее щадящим для по-страдавшего, и при отсутствии угрожающих факторов ему всегда отдает-ся предпочтение.

-оценку обстановки (сбор и анализ информации по виду аварии, количеству пострадавших, их состоянию, передачу информации выше-стоящий орган в случае необходимости привлечения дополнительных сил и средств);

Аварийно-спасательная служба — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

АСР при ликвидации последствий ДТП характеризуются наличи-ем факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. В состав АСР входят также поисково-спасательные и другие неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий ДТП.

Основными критериями, определяющими привлечение аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных служб МЧС России к ликвидации последствий ДТП, являются:

ситуация, когда пострадавший заблокирован деформированными элементами кузова ТС, и его эвакуация невозможна без применения специального спасательного оборудования и инструментов;

-ситуация, когда ТС с пострадавшими находится в зоне разлива (угрозы разлива или возгорания) ГСМ, АХОВ и других опасных грузов;

-сложная метеорологическая обстановка на месте ДТП, требующая привлечения специальных аварийно-спасательных средств.

Аварийно-спасательные средства — это специальные приборы, оборудование и техника, материально-технические средства, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии АСР, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения АСР.

Водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, воз-никшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, первой, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержание их работоспособности.

Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Первая помощь — оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания меди-цинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).

Поисково-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, пред-назначенная для проведения АСР, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенная специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами и аттестованное.

Статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по локализации ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся ТС столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

-касательное — столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении.

Транспортное средство (ТС) — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Чрезвычайная ситуация локального характера — ЧС, в результате которой территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона ЧС), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природ-ной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. руб.

Чрезвычайная ситуация муниципального характера — ЧС, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб., а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.

Технология АСР при ликвидации последствий ДТП зависит от множества различных факторов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать: рельеф местности, состояние дорожного полот-на, количество и расположение попавших в ДТП ТС, типы их конструкций, степень их повреждений, возможное количество пострадавших, их состояние и виды полученных ими травм, возможность их деблокирования и наиболее предпочтительный способ их извлечения из поврежденных транспортных средств и другие факторы, способные осложнить проведение АСР. Решение о способе и направлении извлечения пострадавшего принимается совместно бригадой СМП и спасателями.

Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживая разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течение проведения всей спасательной операции. Если пострадавший без сознания, необходимо убедиться в наличии жизненных функций (дыхание и пульс). После чего провести первичный осмотр и подготовить пострадавшего к извлечению:

-накрыть острые части деталей корпуса ТС защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом;

В зависимости от реальной обстановки извлечение пострадавшего из аварийного ТС производится двумя вариантами:

-если существует опасность для команды спасателей или по-страдавшего (например, пожар, затопление, разлив АХОВ и т. п.);

Решение на немедленное извлечение пострадавшего принимается бригадой СМП или врачом-специалистом, прибывшим на место ДТП, а в их отсутствии или при явной угрозе гибели пострадавшего от вторичных поражающих факторов, решение может быть принято руководителем работ.

контролируемое извлечение является наиболее щадящим для по-страдавшего, и при отсутствии угрожающих факторов ему всегда отдает-ся предпочтение.

-оценку обстановки (сбор и анализ информации по виду аварии, количеству пострадавших, их состоянию, передачу информации выше-стоящий орган в случае необходимости привлечения дополнительных сил и средств);

Пуртова Алена Владимировна

В данной работе обучающиеся выявляли фокторы, влияющие на дорожно-транспортные происшествия: "день недели", "месяц", "время", "время года", "погодные условия", "место происшествия".

ВложениеРазмер
faktory_vliyayushchie_na_dorozhno-transportnye_proisshestviya.docx 106.21 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский

Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Районная научно-исследовательская конференция

Авторы: Королев Михаил 12 лет

Игнатова Ирина 12 лет

Косичкина Мария 13 лет

Руководитель: А.В. Пуртова,

педагог дополнительного образования

Автомобильный транспорт является самым небезопасным из всех доступных человеку. Известно, что именно дорожно-транспортные происшествия (ДТП) стоят на первом месте по числу погибших и пострадавших. По этим параметрам автомобили значительно обгоняют железнодорожный, авиационный и водный транспорт.

Дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной гибели людей. Они происходят по многим причинам, среди которых есть как технологические, так и человеческие факторы.

Цель исследования: выявление факторов, значимо влияющих на число пострадавших в результате ДТП и построение модели, позволяющей давать прогноз числа жертв и аварий.

Методы и приемы исследования: сравнительный, анализа и синтеза, обобщения, опроса, описания.

Результаты и выводы данной исследовательской работы могут быть полезны для повышения безопасности на дорогах или для страховых компаний, планирующих введение программ страхования жизни и здоровья водителей и пассажиров. Однако, проведенные исследования носят по большей части поверхностный характер и не дают окончательного ответа на вопрос о модели, определяющей количество аварий и пострадавших. К сожалению, для проведения детальных исследований недостает информации систематического характера, такой, как обстоятельства столкновения, состояние водителя, скорость движения и т.д. Работа в данном направлении будет продолжена в 2013 году, после чего будет проведен сравнительный анализ аварийности на дорогах Кондинского района за два года.

Положение с безопасностью дорожного движения Организации Объединенных Наций характеризуют как глобальный кризис. По данным Всемирного Банка, ежегодный экономический ущерб в этой сфере превышает $500 млрд.

Статистика смертности Всемирной организации здравоохранения свидетельствует, что на долю транспортного травматизма приходится более трети смертельных исходов от всех несчастных случаев. Потери, связанные с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Особую остроту проблема приобрела в последнее десятилетие. Мы решили исследовать данную проблему и попытаться выяснить, какие факторы влияют на рост ДТП.

Актуальность данной проблемы неоспорима, так как ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях на территории России погибает 33-35 тыс. человек и получает травмы различной степени тяжести более 250 тыс. человек. Не исключение и наш Кондинский район.

Гипотеза: переменные: день недели, месяц, время года, время суток, погодные условия, место происшествия оказывают влияние на количество ДТП.

Объект исследования: дорожно-транспортные происшествия с пострадавшими.

Предмет исследования : день недели, месяц, время года, время суток, погодные условия, место и виды происшествий.

Цель исследования: выявление факторов, значимо влияющих на число пострадавших в результате ДТП и построение модели, позволяющей давать прогноз числа жертв и аварий.

Методы и приемы исследования:

  1. Сравнительный;
  2. Анализа;
  3. Синтеза;
  4. Обобщения;
  5. Опроса;
  6. Описания.

Для проведения исследования мы обратились в отделение Государственной Инспекции по Безопасности Дорожного Движения Отделения Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Кондинскому району (ГИБДД ОМВД РФ по Кондинскому району) за статистикой дорожно-транспортных происшествий, в которой пострадали водители, пешеходы, пассажиры на территории нашего района за 2012 год. Исследовать аварии, в которых к счастью обошлось без пострадавших, не было возможности, так как не на все такие происшествия выезжали сотрудники ГИБДД ОМВД РФ. Согласно Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО) если в ДТП пострадало всего два транспортных средства, не было пострадавших и погибших и материальный ущерб, который понесли оба участника ДТП невелик, автовладельцы могут самостоятельно решить данную ситуацию.

Исходя из поставленных задач, проанализировав статистику ДТП по Кондинскому району, в которых были пострадавшие, мы определили в какой день недели, месяц, время года, произошло наибольшее количество аварий. Также учли такой фактор, как погодные явления и место происшествия.

Выявление факторов, значимо влияющих на риск дорожно-транспортного происшествия при решении задачи повышения безопасности на дорогах должно рассматриваться как приоритетная задача. Это позволит принимать решения, которые действительно смогут устранить сторонние причины аварий. На выявление подобных причин и направлена данная исследовательская работа.

В своей работе мы пользовались следующими методами и приемами исследования.

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ВИДЫ ДТП: СТОЛКНОВЕНИЕ / НАЕЗД / ОПРОКИДЫВАНИЕ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ / ПРОЧИЕ ДТП / TRAFFIC ACCIDENT / TYPES OF TRAFFIC ACCIDENTS / CAR CRASH / RUN OVER / TYPES OF TURNOVER AND OTHER TRAFFIC ACCIDENTS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Одинцов Леонид Григорьевич, Недбайло Константин Александрович, Легошин Владимир Данатович

Дана классификация дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и приведены некоторые особенности ликвидации последствий ДТП, обусловленные характером их видов.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Одинцов Леонид Григорьевич, Недбайло Константин Александрович, Легошин Владимир Данатович

Взаимодействие структурных образований различных ведомств при ликвидации дорожно-транспортных происшествий

Types of Traffic Accidents

Types of traffic accidents classification and specific nature of traffic accident consequences elimination is given in the article.

Civil Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)

Виды дорожно-транспортных происшествий

© Технологии гражданской безопасности, 2009

Л.Г. Одинцов, Центр координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) К.А. Недбайло, Центр координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) В.Д. Легошин, Центроспас МЧС России

Дана классификация дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и приведены некоторые особенности ликвидации последствий ДТП, обусловленные характером их видов.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, виды ДТП: столкновение, наезд, опрокидывание и их разновидности, прочие ДТП.

Types of traffic accidents

ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009

Types of traffic accidents classification and specific nature of traffic accident consequences elimination is given in the article.

Key words: traffic accident, types of traffic accidents, car crash, run over, types of turnover and other traffic accidents.

Основные виды столкновений Основные виды наездов Прочие виды ДТП Выводы

Технологии гражданской безопасности, том 6, 2009, № 1-2 (19-20)

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) подразделяются на столкновения, наезды, опрокидывания и прочие ДТП [1—3]. В зависимости от вида ДТП и его масштабов, для ликвидации последствий, определяются технология и применяемые технические средства.

Столкновение — ДТП, при котором движущиеся транспортные средства (ТС) сталкиваются между собой, с элементами конструкций дороги, с неподвижными препятствиями на дороге или на прилегающей к дороге территории, с подвижным или остановившимся составом железных дорог.

Основные виды столкновений

Лобовое (фронтальное) столкновение — столкновение транспортных средств (ТС) при встречном движении. Кузов ТС сильно деформируется, в результате чего происходит сложное сдавливание пострадавших элементами кузова ТС, а сами пострадавшие получают серьезные травмы.

Боковое столкновение — столкновение лобовой (передней) части одного ТС с боковой стороной другого ТС. Имеют высокую степень травмоопасности из-за малого расстояния между боковыми поверхностями корпуса ТС и его пассажирами. В большинстве случаев при деформации кузова остается очень незначительное свободное пространство для работы спасателей.

Касательное столкновение — столкновение одного или нескольких транспортных средств, при встречном движении или движении в одном направлении. Последствиями такого вида столкновений могут быть опрокидывание ТС или столкновение с другим ТС, или с придорожным препятствием.

Опрокидывание — падение ТС на крышу или на бок в результате столкновения, резкого поворота или других факторов. Дополнительным фактором, осложняющими проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) является деформация конструкции крыши ТС, в результате которой перекрывается оперативный доступ к пострадавшим, и становятся более продолжительным по времени процесс стабилизации ТС и извлечения из него пострадавших.

Наезд — ДТП, при котором ТС наезжает на неподвижное ТС, на препятствие, либо на другой медленно двигающийся объект.

Основные виды наездов

Наезд на стоящее транспортное средство — ДТП, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС или на прицеп (полуприцеп).

Наезд на препятствие, не являющееся участником дорожного движения — ДТП, при котором ТС наехало на столб, дерево, стену, строение, открытый колодец и т.п.

При определении стратегии проведения АСДНР необходимо учитывать также вероятное наличие пострадавших в прилегающих к дороге поврежденных строениях и сооружениях.

Основная опасность при таком виде ДТП — возможное проявление вторичных поражающих факторов в зоне проведения АСДНР в виде: обрыва и падения электропроводов, нависание и падение частей поврежденных препятствий, и т.п.

Наезд на гужевой транспорт — ДТП, при котором ТС наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся ТС.

Наезд на пешехода — ДТП, при котором ТС наехало на стоящего или движущегося человека.

Наезд на животных — ДТП, при котором ТС наехало на диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), птиц, либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди и причинен материальный ущерб.

При наездах из-за резкой остановки ТС кузов ТС обычно сильно деформируется, что приводит к сложному сдавливанию пострадавших (при столкновении с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч, не пристегнутый ремнем безопасности пострадавший продолжает двигаться вперед с такой же скоростью, а пристегнутый весом 70 кг давит на ремень с силой около 3 т).

Прочие виды ДТП

Особые виды дорожно-транспортных происшествий

— ДТП, осложненные опасными факторами и во многих случаях требующие привлечения дополнительных сил и средств.

Падение перевозимого груза — ДТП, при котором перевозимый груз, упавший с ТС или предмет, отброшенный колесом ТС, причинил физический ущерб людям и животным или материальный ущерб другому ТС.

Дорожно-транспортное происшествие с падением транспортного средства в воду — ДТП, при котором ТС по каким либо причинам падает в реку, озеро, море, проваливается под лед и т. п., и для доступа к пострадавшим требуется привлечение дополнительного специального или водолазного оборудования, а так же спасателей, допущенных к водолазным спускам и к обеспечению водолазных работ.

Дорожно-транспортные происшествия на участке железной дороги — ДТП, при котором ТС сталкивается с подвижным или стоящим железнодорожным составом на железнодорожных переезде или на не предназначенном для переезда участке железной дороги; ТС сталкивается с другим ТС на железнодорожном переезде; подвижный железнодорожный состав наезжает на ТС на железнодорожном переезде или на не предназначенном для переезда участке железной дороги.

Дополнительными опасными факторами при этом являются:

— обрыв контактного провода сети с высоким напряжением (на электрифицированных ж/д) требует принятия мер по электробезопасности;

^П Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)

— проходящие мимо места ДТП ж/д составы (для обеспечения безопасности необходимо выставить предупреждающие знаки на максимально возможном расстоянии от места ДТП);

— возможное наличие на ТС и ж/д составах опасных грузов.

Попадание транспортного средства под завал — ДТП, при котором ТС с людьми в результате природных или техногенных явлений, попало под лавину, сель, обвал, камнепад и т.п.

В зависимости от масштаба и сложившейся обстановки для поиска пострадавших в завалах могут использоваться кинологические подразделения и различные поисковые приборы.

Дорожно-транспортные происшествия в туннеле (путепроводе) — ДТП осложненное спецификой ограниченного пространства, затрудняющее доступ к месту ДТП, проведение АСДНР и эвакуацию пострадавших. Основная опасность при ликвидации последствий ДТП такого вида — это возможное возникновение пожара, в результате чего возникают вторичные факторы поражения.

При проведении АСДНР спасатели должны быть одеты в боевую одежду пожарного, иметь в готовности к применению изолирующий дыхательный аппарат (ИДА) и средства пожаротушения.

Дорожно-транспортное происшествие с транспортными средствами перевозящими опасные грузы — дорожно-транспортное происшествие с ТС попадают под категорию опасных, если в результате него произошла утечка (выброс, возгорание и т. п) опасного вещества или существует опасность возникновения такой ситуации. К основным опасным грузам относятся:

• аварийно химически опасные вещества (АХОВ);

• радиационно и биологически опасные вещества;

• взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы (ВВ; ВОП).

В зависимости от вида АХОВ (его опасности для окружающих), масштаба аварии и сложившейся обстановки, к ликвидации последствий в зоне аварии могут привлекаться подразделения радиационной химической и биологической защиты (РХБЗ), ПСС и АСФ, имеющие в штате спасателей, прошедших специальную химическую подготовку, средства индивидуальной защиты спасателей и пострадавших, указанные в аварийной карточке для данного вида АХОВ, а также специальное оборудование (приборы радиационной, химической разведки, средства дегазации и прочее).

Аварийно-спасательные формирования, прибывшие к зоне аварии, разворачиваются в безопасной зоне, указанной руководителем работ подразделения РХБЗ, и поступают в его распоряжение.

Аварийно-спасательные формирования, проводящие АСДНР в зоне ДТП должны руководствоваться в своих действиях Наставлением по организации и технологии ведения АСДНР при крупных авариях на

химически опасных объектах [4]. Основными задачами АСФ при АСДНР такого вида ДТП являются:

— проведение разведки (определение размеров зоны заражения, обнаружения пострадавших и т.д.);

— деблокирование и эвакуация пострадавших в чистую зону;

— оказание пострадавшим первой помощи (ПП) и первой медицинской помощи (ПМП);

— ликвидация утечки АХОВ.

При проведении АСДНР спасатели должны иметь в готовности к применению средства индивидуальной защиты, указанные в аварийной карточке для данного вида вещества.

При ДТП с ТС, перевозящими взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы, существует угроза детонация ВВ и ВОП, вследствие их перемещения, механического воздействия на них или нагрева (горения).

Поражающие факторы взрыва:

При выезде на ликвидацию последствий ДТП необходимо вызывать специалистов взрывотехников (МВД России, ФСБ России или МО России), которые могут перед началом АСДНР определить степень угрозы и контролировать безопасность их проведения. Весь личный состав АСФ должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты (бронежилет и защитный шлем) и защиты пострадавших (бронежилеты, бронео-деяла и т.п).

Основная опасность при ликвидации последствий ДТП с ТС, перевозящими легковоспламеняющиеся вещества — это возникновение в результате столкновения пожара или возможное его возникновение в процессе проведения АСДНР, в результате которого появляются опасные факторы:

— большая площадь горения;

— выделение токсичных веществ;

Развитие пожара зависит от места его возникновения, характера и количества горючего материала.

Основные задачи спасателей — принятие мер, направленных на предотвращение возникновения пожара, эвакуация пострадавших в безопасную зону, техническая помощь в тушении пожара, проведение мероприятий по экологической защите окружающей среды.

Дорожно-транспортные происшествия с участием трамвая (троллейбуса) — ДТП, при котором трамвай (троллейбус) столкнулся (наехал) на другое ТС, или в результате обрыва и падения на ТС силовых проводов, или схода трамвая с рельсов и его опрокидывания пострадали другие ТС или люди.

Дополнительными опасными факторами при этом являются:

Технологии гражданской безопасности,

— обрыв и падение на ТС или в зоне ДТП токонесущих проводов;

— наличие высокого напряжения (около 550 в) в сети трамвая (троллейбуса);

— большая влажность и атмосферные осадки.

При наличии напряжения в оборванных токонесущих проводах или при наличии напряжения на кузове ТС в результате повреждения сети, в случае срочной эвакуации пострадавших и пассажиров из аварийного ТС при угрозе возникновения вторичных факторов поражения, необходимо объяснить пассажирам правила безопасного выхода из салона ТС (прыжок на землю на обе ноги или на постеленный токоизолирующий материал и удаление в безопасную зону, на расстояние не менее 8 метров, короткими шаркающими шажками, не отрывая ног от земли). Запрещается касаться металлических частей корпуса аварийного ТС, находящегося под напряжением и подхватывать выходящих из него пассажиров.

Срочная эвакуация пострадавших, не имеющих возможности самостоятельно покинуть аварийное ТС, находящееся под напряжением, производится только с соблюдением правил электробезопасности и с применением диэлектрических защитных средств.

Характер травм у пострадавших в ДТП и характер повреждений автомобиля непосредственно связан с видом ДТП, поэтому знание классификации видов ДТП и быстрое определение и оценка этих видов, разновидностей позволяет спасателю более точно и квалифицированно проводить работы по ликвидации последствий ДТП.

том 6, 2009, № 1-2 (19-20) /35 Литература_

1. Справочник спасателя. Книга 11. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2002, 161 с.

2. Руководство по организации, управлению и взаимодействию при выполнении спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007, 90 с.

4. Наставлением по организации и технологии ведения АСДНР при крупных авариях на химически опасных объектах. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 1999.

Сведения об авторах_

Леонид Григорьевич Одинцов: главный научный сотрудник Центра координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), д. т. н.

Константин Александрович Недбайло: начальник направления Центра координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Читайте также: