Ошибка структуры данных карты тахографа атол

Обновлено: 05.07.2024

Различные ошибки карт тахографа и сбои в работе самого прибора могут доставить ряд неприятных минут водителю. Не все такие неисправности можно устранить сразу, но иногда есть шанс вернуть прибор в рабочее состояние максимально быстро.

Причины ошибок тахографа

И сами цифровые тахографы, и карты, которые используются для идентификации водителя, достаточно хорошо защищены от сбоев и ошибок. Все же ошибки в работе приборов иногда возникают — по самым разным причинам. В список таких причин войдут:

Все это может привести к неправильной работе прибора, ошибкам при считывании карт и сборе данных. Такие сбои фиксируются в отчетах и могут стать причиной для претензий со стороны проверяющих из Ространснадзора или ГИБДД.

Если тахограф выдал ошибку, то водителю нужно понять, в чем заключается неисправность, и действовать соответственно:

Замену выполняют и при поломке тахокарты, и при истечении срока годности (это стоит делать заранее). Если же неисправность заключается в самом приборе, то поможет только полноценная диагностика в сервисном центре. Самостоятельный ремонт таких устройств невозможен даже в том случае, если сломался не сам прибор, а датчик скорости или другая периферическая деталь. Все дело в том, что места подключения обязательно пломбируются. Это же касается и программных сбоев — устранять их могут только специалисты.

Любые ошибки карты водителя и неполадки в работе тахографа нельзя игнорировать. Если они произошли при выполнении рейса — по закону водитель может завершить поездку, но после этого придется разбираться в причинах и устранять их.

Как выгрузить данные с карты водителя тахографа

Этот материал о выгрузке карты водителя на компьютер, чтобы можно было хранить данные как того требует законодательство, а так же формировать и смотреть отчеты по вождению.

Требования выгрузки карты водителя есть в Приказе Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020 г. №440 “Об утверждении требований к тахографам”.

Вот выдержка из приказа:

13. Владельцы транспортных средств должны:
……
4) выгружать данные с карты водителя каждые 28 дней;
5) хранить данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных владельца транспортного средства, в течение одного года и обеспечивать их доступность для проверки контрольными органами;
…….

Какие данные содержатся в выгрузке?

Карта водителя содержит информацию о режиме труда и отдыха водителя за предыдущий месяц вождения.

Выгрузка данных с карты водителя через тахограф на флешку.

Первый способ который мы рассмотрим, это выгрузка данных карты водителя с помощью самого тахографа на флешку.

Часть тахографов (Атол, Меркурий ТА-001, Штрих, Касби) – оснащены разъемом USB. Другие, такие как ТЦА-02НК или DTCO нет.

Тахографы с разъемом USB позволяют скидывать данные с карты водителя на вставленную флешку, но с одним условием – во второй слот должна быть вставлена карта предприятия или мастерской. Карта предприятия сама по себе не хранит никаких данных и фактически является просто ключем, без которого в меню тахографа не появится пункт меню “сохранить данные”.

Цитата из 440 приказа:

4) карта предприятия – обеспечивает идентификацию и аутентификацию владельцев транспортных средств с использованием шифровальных (криптографических) средств, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей.

Процедура выгрузки схожа для всех типов тахографов. Вот инструкция которая подойдёт к большинству.

Но даже если на предприятии есть тахографы с разъемом USB использование такого способа считывания неудобно, потому что требуется физически приходить на машину с флешкой, картой предприятия и картой водителя.

Кроме этого вспомним, что карта предприятия это такая же электронная карта выдаваемая на три года. Каждые три года придётся заказывать и оплачивать новую. Всё еще сложнее если часть тахографов оказалась других типов. Конечно можно носить карты водителей в ту машину, где установлен тахограф Атол, Штрих или Меркурий, но есть гораздо более удобный вариант.

Выгрузка данных карты водителя в компьютер через считыватель.

При цене считывателя меньше чем стоимость карты, он гораздо удобнее в работе и практически вечен (и его не придется покупать каждые три года).

Программы для считывания данных с карты водителя.

Какой программой выгружать карту водителя?

Казалось бы, сохранение данных с карты простой процесс. Подключаем считыватель к компьютеру, вставляем карту, запускаем программу и сохраняем.

Итак, что сейчас нашлось в интернет доступного для скачки.

Для начала изучим сайты производителей тахографов СКЗИ, есть программы от ведущих разработчиков тахографов:

Видео с инструкцией по работе в системе ТахоREPORT:

Атол на своём сайте продвигает программу Геороут (о ней поговорим чуть позже).

Сторонние разработчики тоже предлагают несколько вариантов:

Как видите сейчас есть достаточный выбор программ. Осталось только попробовать их все и выбрать какими из них удобней работать. Не волнуйтесь, мы уже сделали это за вас. Как оказалось всё тоже не очень просто.

Видео с описанием процесса работы:

Кроме того ГР. Кардс без регистрации не позволяет смотреть отчеты, что означает лишние непонятные телодвижения пользователю, и не очень дружит с медленным интернетом.

Заметим, что далеко не все наши клиенты мастерски владеют компьютером, и мы сейчас выбираем именно самый простые варианты.

GR. Cards, скачивать данные можно, но оффлайн они не откроются. Требуется регистрация и отправка данных в интернет.

Кроме этого нам не понравилось что для анализа, файлы выгрузки карты водителя отправляются на сайт разработчика.

Меньше всего проблем доставил Тахоридер Про.

Мы уже выяснили что отчет по карте водителя хранится в файле с расширением ddd. По сути это универсальный стандарт для тахографической отрасли.

Для нас самым удобным оказалось использовать ШТРИХ-ТахоREPORT, ссылку на него мы уже приводили выше. Программа красиво и наглядно рисует режим труда и отдыха выбранного водителя.

Атол drive 5, скзи Page 1

идущие от коробки передач к тахографу. Это один из старейших способов манипуляции.

Применяется достаточно часто, при этом его трудно обнаружить, если магнит будет снят

на момент контроля. Существует так же специализиров анное электромагнитное

оборудование, дейс твующее на датчик по тому же принципу, что и магнит. Его наличие

сложно определить даже если оно не будет снято в мо мент контроля, т.к. чаще всего оно

прочно устанавливается на коробке передач и выглядит как элемент оснащения ТС. Из

косвенных признаков использования магнита может быть небольшая намагниченность

самого датчика движения. Если к датчику пр имагничиваются небольшие предметы

(иголка, скрепка) то это может служить признаком использования данной манипуляции.

Использование манипуляций магнитом или электромагнитным оборудованием может

быть определено при помощи специализированного диагностического программного

манипуляции заключается в установке на кабеле, соединяющем датчик движения и

тахограф, второго датчика движения. При этом данные на тахог раф поступают от

водитель получает возможность изме нять данные о скорости ТС и своей активности (пр и

движущемся ТС тахограф регистрирует стоянку). Этот вид манипуляции можно

определить визуально – по нарушению целостности кабеля между датчиком движения и

тахографом. Если кабельное соединение визуально проверить нев озможно, тогда можн о

провести простой эксперимент. Соединить тахограф и датчик движения дополнительным

кабел ем и сравнить показания скорости и пройденного расс тояния, получаемые по

дополнительному кабелю, с показаниям и, получаемыми по штатному кабелю. Если

показания расходятся – то это является доказательством манипуляции.

 Ввод фальшивых данных в тахограф через импульсный разделитель (или импульсный

генератор). Этот метод манипуляции аналогичен предыдущему. Разница заключается

лишь в том, что в тахограф поступают данные от оригинального датчика движения, но

они искажаются импульсным разделителем либо генерат ором. Импульсны е

соединяющем датчик движения и тахограф. Способ определения манипуляции

 Смена напряжения. Если на к онтакте B 1 разъем а ABCD повысить напряжение с 8 до 20 В ,

то это может привести в отключению или по ломке датчика движения. При этом, тахограф

будет регистрировать отдых, даже при движущемся ТС. Этот вид манипуляции можно

определить визуально – по нарушению целостности кабеля от контакта B или пломбы на

крышке разъема ABCD. А так же по несоответствию д анных о движении, получаемых от

 Манипуляция внутри датчика движения. Такой способ ма нипуляции является самым

технически сложным и встречается довольно редко. Определить данный вид манипуляции

может только опытный контролер визуально – по внешнему виду самого датчика (наличее

не нем нехарактерных сварочных швов, следов вскрытия и проч.). Так же при этом виде

Тахографу, как и любым другим устройствам в нашем материальном мире, свойственно выходить из строя, выдавать ошибки.

Ездить с нерабочим прибором нельзя. Простой ведет к убыткам. Следовательно, нужно, как можно быстрее, устранять ошибки тахографа. Только не все их можно убрать самостоятельно, даже если есть соответствующие навыки.

Если тахограф не работает, ехать в рейс нельзя. Изображение kalhh с сайта Pixabay. Используется по лицензии Simplified Pixabay License

Если тахограф не работает, ехать в рейс нельзя. Изображение kalhh с сайта Pixabay. Используется по лицензии Simplified Pixabay License

В большинстве случаев придется обращаться в организацию, имеющую лицензию Росавтотранса. Если тахограф имеет блок СКЗИ, то компания, ремонтирующая оборудование, должна быть аккредитованной в ФСБ России.

В подобных обслуживающих организациях делают следующее:

  1. Любой мелкий ремонт. Скажем, в замене кабеля нет ничего сложного, но в каждом случае после такого необходима калибровка оборудования. Водитель не сможет сделать её самостоятельно.
  2. Изменение данных: о времени, о транспортном средстве и его собственнике.
  3. Ввод ключевых параметров. Например, длины окружности колес при замене.
  4. Активация и замена блока СКЗИ. Всё, что его касается, должны выполнять специалисты.
  5. Замена тахографа.

Самостоятельно можно исправлять минимальное количество ошибок. А именно:

  1. Перезагружать тахограф, если, например, видимых повреждений нет, а устройство работает некорректно. Во многих случаях начинать нужно именно с этого.
  2. Чистить карту памяти мягкой тряпочкой от пыли. Если повезет, то после этого тахограф опять начнет работать, как следует.
  3. Вводить PUK-код для разблокировки устройства, если PIN три раза набран неправильно.
  4. Выгружать данные с тахографа на флеш-карту при заполнении его памяти. Есть устройства, где это делать не нужно. Всю информацию они передают на базу без проводов.

Это всё, что допускается делать самостоятельно. Запомните, не совершайте лишнего.

Подписывайтесь на канал , если интересна тема грузоперевозок. Именно этому посвящен канал. Ставьте лайки!

Современное российское законодательство обязывает всех перевозчиков, осуществляющих пассажирские и грузовые транспортировки на территории Российской Федерации оборудовать автомобили специальным устройством – тахографом.

Для внутрироссийских перевозок необходимо использовать прибор, в котором присутствует система криптозащиты информации – СКЗИ. Цифровое устройство со СКЗИ – это мультифункциональное устройство, фиксирующее и хранящее на протяжение всего срока службы данные о деятельности водителя, его перемещениях, скорости движения, времени на труд и отдых. Это довольно дорогостоящее устройство, поэтому его необходимо правильно эксплуатировать, не допускать поломок. Но время от времени сбои в работе все же возникают и в этом случае встает вопрос: как убрать ошибку и неисправность тахографа и продолжить пользоваться им без необходимости покупать новый?


Основные ошибки и неисправности тахографа

Цифровой тахограф – это прибор, в котором уже изначально предусмотрена профилактика возникновения сбоев и поломок. Ее обеспечивает встроенная в прибор заводом-изготовителем система самодиагностики. Это сложная программа, способная распознавать ошибки в работе прибора, контролировать его состояние и функционирование сопряженных устройств. В любой момент можно проверить, исправен ли прибор, что именно в нем барахлит и подлежит ремонту. Все данные система выводит на дисплей устройства.

Но бывает и так, что информации о поломке не поступало, при этом владелец транспортного средства сам видит, что прибор функционирует неправильно. Это повод обратиться в лицензионную мастерскую за комплексной диагностикой. Вот наиболее распространенные случаи, когда на дисплее тахографа появляется код ошибки:

механические повреждения корпуса устройства под воздействием тряски, ударов;

неправильно функционирует или неверно настроено программное обеспечение цифрового устройства;

повреждены датчики устройства;

вышла из строя система криптозащиты информации СКЗИ.

Касаемо блока СКЗИ нужно отметить, что срок его действия ограничен. При отсутствии повреждений и поломок, он служит три года, после чего его необходимо демонтировать и заменить на новый. Поэтому, вполне вероятно, что именно просроченный блок СКЗИ является причиной возникновения ошибки в работе прибора.

Почему возникают ошибки в работе цифрового тахографа?

Неполадки в датчиках

Повреждения в проводах и периферийных устройствах нередко приводят к тому, что сам тахограф выдает ошибку и начинает барахлить. Такого рода неисправности возникают, как правило, под воздействием внешней среды:

нарушение целостности и прочности соединений и контактов

Для их устранения водителю следует обратиться в сервисный центр и не предпринимать никаких самостоятельных действий.

Неисправность карт

Современные цифровые тахографы с блоком СКЗИ оборудованы слотом для ЧИП-карт – считывающим оборудованием, позволяющем контролирующему прибору выгружать и считывать информацию с электронных ключей. Они делятся на несколько видов в соответствии с целью, для которой они предназначены:

Каждый из ключей выполняет определенную функцию. Карта водителя используется для идентификации сотрудника и хранения данных о его трудовой деятельности. Карточка вставляется в устройство в начале смены, а в конце вынимается из слота. Она требует бережного использования, но зачастую владельцы обращаются с ней как попало. В результате на ней могут появиться повреждения, влекущие за собой неисправности в работе тахографа.

Загрязнения

Из-за небрежного обращения и ненадлежащего ухода на рабочей поверхности чипа образуется слой грязи. Он мешает тахографу считывать информацию и приводит к ошибкам в работе.

Воздействие прямого солнечного света

Водители часто оставляют карты на передней панели автомобиля перед лобовым стеклом. Из-за воздействия ультрафиолетового излучения специальные знаки могут выцветать и обесцвечиваться

Механические повреждения

И снова дело в небрежном отношении владельца: бросил где попало, поставил что-то сверху, пролил жидкость. В результате появляются трещины, сколы, разломы. Конечно, пользоваться таким чипом и не испытывать проблем с эксплуатацией тахографа невозможно.

Если проблема в карте, необходимо обратиться в специализированную мастерскую и заказать новую. Пользуясь неисправным чипом, водитель рискует сломать сам тахограф, а его замена стоит гораздо дороже, чем оформление новой карточки.


Как убрать ошибку тахографа?

Если вы обнаружили какую-либо из перечисленных неисправностей, ее необходимо как можно быстрее устранить.

При загрязнении – элементарно очистить поверхность карточки, после этого она должна начать работать, при условии отсутствия иных повреждений.

При наличии механических дефектов – прекратить использование чипа и приобрести новый.

При поломке кабелей или датчиков – произвести ремонт и заменить неисправные элементы.

Тахограф – это очень сложный прибор и при поломке требует качественного ремонта в профессиональной мастерской. При возникновении любой неисправности лучше не рисковать и обратиться в сервис обслуживания. Доверять починку цифрового прибора мелким и сомнительным мастерским нельзя ни в коем случае, даже если они предлагают привлекательно низкие цены на ремонт. Водитель, отдавший устройство в руки нелегальных мастеров, может поплатиться штрафом или покупкой нового дорогостоящего устройства. Денег придется потратить гораздо больше, чем на качественный ремонт. Выбирая мастерскую, нужно помнить, каким требованиям она должна соответствовать:

компания есть в утвержденном списке Ространса (доступен на официальном сайте);

фирма имеет лицензию от ФСБ Российской Федерации;

мастерская аккредитована производителем данной модели цифрового тахографа.

Как предотвратить поломку тахографа?

Проблема технического обслуживания устройства состоит в том, что практически при любой неисправности во внутренних элементах устройства возникает необходимость демонтировать контролирующий прибор, покупать и устанавливать новый. После любого ремонта тахограф подлежит обязательной калибровке в лицензионной мастерской. Это очень дорогостоящая процедура, а значит – дополнительные затраты для транспортной компании.

Гораздо разумнее не допускать поломок и ответственно относиться к его эксплуатации, техническому обслуживанию и диагностике неисправностей цифровых приборов. Для этого необходимо раз в два года производить осмотр контролирующего прибора. В него входит проверка:

обновлений в системе;

соответствия с списке разрешенных к использованию моделей;

корректной работы всех элементов устройства.

Соблюдение этих мер позволит вам избежать ненужных затрат на демонтаж и ремонт устройства, а также обеспечит долгий срок службы устройства.

Читайте также: