Ошибки водителя связанные с дефицитом времени

Обновлено: 02.07.2024

По теме

Не проверять шины

Это может показаться слишком простым действием, на которое не стоить тратить время. А между тем, состояние шин очень важно, это единственный физический контакт автомобиля с дорогой, будь то спортивный, городской автомобиль или внедорожник — это всего лишь четыре маленьких пятна резины.

Проверяйте глубину протектора шин с помощью монеты или хотя бы визуально. Раз в месяц, когда заправляетесь на АЗС, проверьте уровень давления. И перед каждый раз перед тем, как сесть за руль, визуально осмотрите колеса.

Неправильно использовать кнопку рециркуляции воздуха

Большинство водителей смутно представляют, когда нужно включать рециркуляцию. Ее используют, когда едут за старым фургоном, который изрыгает черный дым из выхлопной трубы, будто бы это гигантский контейнеровоз.

По теме

И это правильное применение этой функции. Но рециркуляцию не нужно включать зимой при запуске двигателя, потому что тогда потребуется гораздо больше времени, чтобы отогреть окна.

Рециркуляция пригодится в жаркие дни в первые минуты после запуска мотора — она быстрее снизит температуру воздуха в салоне. В жару стоит опустить окна на пару минут, чтобы выпустить обжигающий воздух из салона перед началом движения, включить рециркуляцию и наслаждаться всеми благами кондиционера.

Очень громко слушать музыку

Мы все автоматически увеличиваем громкость, когда из колонок играет наш любимый трек. Однако громкая музыка пагубно влияет на способность сосредоточиться, это доказали исследования одного из канадских университетов, ученые выявили прямую зависимость между повышенной громкостью звука и временем реакции. Когда музыка звучала на уровне всего 95 децибел (средний динамик смартфона способен выдавать более 100 дБА), время реакции увеличилось на 20% у всех участников. Кроме того, громкая музыка может маскировать шум двигателя, посторонние звуки и шум с улицы.

Не оставлять пространство перед капотом во время движения

Большинство водителей в пробке сокращают дистанцию до минимума между капотом своей машины и бампером впереди едущего автомобиля — и муха с трудом протиснется между ними. Пространство для маневра должно составлять не меньше 1 метра — этого хватит, чтобы объехать автомобиль, если он сломается или столкнется с другими участниками движения.

Не использовать педаль тормоза

Этот пункт относится сразу к нескольким категориям водителей. Любители тормозить двигателем считают, что они так экономят топливо. Экономия незначительная по сравнению с тем, что водители за рулем машин, едущих сзади, — не экстрасенсы и не должны угадывать момент начала торможения.

По теме

Неправильно сидеть за рулем

Лежать в водительском кресле, как водители седанов BMW, сидеть вплотную к рулю, как часто делают женщины-новички, задирать руль выше носа, как за рулем внедорожников — все это неправильные позы, несмотря на то, что они могут быть удобными. Найти правильное положение за рулем довольно просто. В автомобиле с механической коробкой передач водитель начинает движение с выжимания сцепления до упора, поэтому нога должна быть слегка согнута. Если она прямая, нужно передвинуть сиденье вперед. Запястья должны опираться на верхнюю часть рулевого колеса таким образом, чтобы руки были слегка согнуты. Удобно и правильно настроиться помогут вылет руля и наклон спинки кресла.


Инспекторы ГИБДД назвали наиболее типичную ошибку водителей, связанную с движением задним ходом. По их словам, она заключается в неправильном распределении внимания.

При недостаточном обзоре сзади стоит попросить о помощи пассажира или прохожего или оценить пространство для маневра самостоятельно, выйдя из автомобиля. Во время движения нужно включать поворотники и периодически смотреть в зеркала заднего вида, советуют инспекторы.

В ГИБДД назвали поездки задним ходом достаточно опасными, несмотря на их кажущуюся простоту. Они могут привести к ДТП, наездам на пешеходов во дворах или внутриквартальных проездах.

При этом Госавтоинспекция напомнила автомобилистам, что двигаться задним ходом нельзя в некоторых местах. Согласно п. 8.12 ПДД, это перекрестки, пешеходные переходы, мосты, тоннели и путепроводы. Такое движение запрещено на эстакадах и под ними, а также на железнодорожных переездах, рядом с остановками общественного транспорта и в местах с видимостью дороги менее 100 метров.

БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПЫТ / ОЩУЩЕНИЯ / ВОСПРИЯТИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ЭМОЦИИ / РЕАКЦИЯ / ПСИХИКА / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SAFETY / EXPERIENCE / SENSING / PERCEPTION / REFLEXION / MEMORY / ATTENTION / THINKING / EMOTIONS / REACTION / MENTALITY / MENTAL CONDITION / INTERACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берлова Илона Сергеевна

В статье анализируются психологические причины дорожно-транспортных происшествий, раскрываются факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, дается подробная характеристика психических процессов и явлений, влияющих на состояние участников дорожного движения, подробно описаны психологические особенности взаимоотношений между участниками дорожного движения.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Берлова Илона Сергеевна

Некоторые психолого-криминологические особенности личности водителей, допускающих систематические нарушения правил дорожного движения

Psychological features of traffic participants as the safety factor

The article analyzes the psychological reasons for road and transport accidents, factors influencing on traffic safety , the detailed characteristics of mental processes and phenomena influencing on condition of traffic participants is given, the psychological features of mutual relations between participants of traffic have been described in detail.

умении самостоятельно конструировать личностную активность и, как следствие, досуговую ситуацию, что также оказывает значительное влияние на уровень социальной адаптации, кроме того, подростки второй группы не только стремятся к самостоятельности, они желают проявить себя как инициативные и взрослые личности.

3. Для подростков, склонных к бесцельному времяпрепровождению, свойственна большая экспрессивность, подозрительность и низкая нормативность. Учитывая в целом низкую предрасположенность подростков к лени, по сравнению со взрослыми, им приходится прибегать к обширному арсеналу психологических защит (отрицание, регрессия, компенсация, проекция, вытеснение), чтобы допустить проявление лени в поведении. Таким образом, у подростков с явлениями социальной дезадаптации лень оказывается связанной с проблемами саморегуляции поведения, организации досуга и эмоциональной зрелости личности. Однако организация досуга у подростков при относительно низкой социальной активности (лени) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, но и превращается в криминогенный фактор для подростков.

1. Горьков, В. А. Девиантная виктимность как антропологическая проблема / В.А. Горьков [и др.]. - М. : Высь, 2000. - 184 с.

2. Копытин, А.И. Делинквентное поведение несовершеннолетних / А.И. Ко-пытин. - СПб. : Гиппократ, 2003. - 128 с.

3. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии : учеб. пособие / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2007. - 350 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ

Илона Сергеевна Берлова, адъюнкт,

Санкт-Петербургский университет МВД России

В статье анализируются психологические причины дорожно-транспортных происшествий, раскрываются факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, дается подробная характеристика психических процессов и явлений, влияющих на состояние участников дорожного движения, подробно описаны психологические особенности взаимоотношений между участниками дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность, опыт, ощущения, восприятие, рефлексия, память, внимание, мышление, эмоции, реакция, психика, психическое состояние, взаимодействие.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF TRAFFIC PARTICIPANTS AS THE SAFETY

FACTOR Ilona Sergeevna Berlova, the adjunct,

The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article analyzes the psychological reasons for road and transport accidents, factors influencing on traffic safety, the detailed characteristics of mental processes and phenomena influencing on condition of traffic participants is given, the psychological features of mutual relations between participants of traffic have been described in detail.

Keywords: safety, experience, sensing, perception, reflexion, memory, attention, thinking, emotions, reaction, mentality, mental condition, interaction.

Среди многих проблем автомобилизации важную роль играют взаимоотношения людей, участвующих в дорожном движении: водителей, пешеходов, сотрудников

ГИБДД. Это понятно, ибо от взаимоуважения во многом зависит безопасность на дорогах.

Опыт - основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков [2]. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Опытный водитель - это, прежде всего, культура на дороге; сознание и понимание того, что ты не один участвуешь в движении; умение своими действиями не только не создавать помех другим водителям, но и при необходимости помочь им выйти из затруднительного положения.

Большинство ученых считают, что водителей можно разбить на 3 группы:

1. Предрасположенные или склонные к ДТП.

2. Нейтральные или индифферентные водители.

3. Безопасные или надежные водители.

Исследования В.В. Амбарцумяна, В.Н. Бабина, О.П. Гуджояна и А.В. Петриди-са показали, что 69% всех водителей не совершают ДТП, 12% совершают ДТП, 12% совершают 33% ДТП, а 19% водителей совершают оставшиеся 67% ДТП. Часть ученых считают, что ДТП может случиться с каждым водителем как результат бессознательных или неконтролируемых действий в опасных ситуациях, в которые может попасть несколько раз в день любой водитель [1].

Непрерывность движения постоянно нарушается дорожными знаками, запрещающими сигналами и участниками движения. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению транспортным средством, но если водитель куда-то торопится, то часть из этих действий оказывается ошибочной. Да, дефицит времени часто является причиной ДТП.

Например, Коноплянко В.И. отмечает следующие ошибки водителей, связанные с дефицитом времени:

- ошибка в проведении ситуационного анализа (например, водитель при приближении к перекрестку считает, что включенный желтый сигнал светофора смениться на зеленый, но включается красный);

- неверное принятие решения (например, вместо маневра, единственно необходимого в данной дорожно-транспортной ситуации, водитель применяет экстренное торможение);

- ошибочность действия (например, принято правильное решение применить экстренное торможение, однако, водитель ошибочно нажимает педаль акселератора, увеличивая, тем самым, скорость) [4].

Перечисленные факторы могут являться следствием психического состояния водителя в данный момент. Поэтому водителю при управлении транспортным средством необходимо длительное время сохранять оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает процесс восприятия информации. Отклонения от нормального психического состояния затрудняют процесс восприятия и переработки информации и, тем самым, увеличивают вероятность ошибочных действий водителя.

Психические свойства людей неодинаковы. На психические свойства человека влияют факторы окружающей среды, которые, оказывая влияние на нервную систему, изменяют глубину и скорость протекания психических процессов.

Для понимания индивидуально-психологических особенностей водителя недостаточно только изучения отдельных психических процессов, характеризующих человека как личность. Способности человека - это совокупность врожденных анатомофизиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности [2].

В структуре способностей очень важны творческое отношение личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность их оценки. Способности раз-

личных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний.

Способности человека к профессиональной деятельности водителя транспортных средств в основном определяются следующими качествами:

1. Хорошим физическим развитием, выносливостью, ловкостью и хорошей координацией движений.

2. Легкостью образования и изменения двигательных навыков.

3. Высокой степенью развития функций органов чувств, в особенности органов зрения, слуха и мышечного чувства.

4. Скоростью и точностью сенсомоторных реакций.

5. Быстротой и точностью определения скорости движения и пространственных отношений.

6. Широким распределением, быстротой переключения и устойчивостью внимания.

7. Хорошей зрительной памятью, высокой степенью готовности памяти.

8. Настойчивостью, решительностью, смелостью.

9. Склонностью к технике, техническому мышлению, интересом к профессиональной работе водителя.

10. Эмоциональной устойчивостью, самообладанием, дисциплинированностью.

11. Инициативностью и сообразительностью.

12. Развитым воображением, умением предвидеть и рефлексировать действия других участников дорожного движения.

Психофизиологические характеристики показывают способность водителя воспринимать дорожную информацию, осмысливать ее, принимать решения и своевременно выполнять действия по управлению транспортным средством. Психофизиологические свойства человека определяют особенности психических и физиологических процессов его организма. К этим свойствам относятся восприятие (ощущение), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества [1].

Различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вибрационные, двигательные и другие [2]. В процессе движения зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей человека обстановке. Если снизить возможность видеть дорожную остановку, то это может повлечь за собой увеличение числа ДТП. Как показывает статистика, большое количество ДТП (до 60%) происходит в темное время суток, несмотря на снижение в это время суток интенсивности движения до 10-15% от её дневной величины [1].

Наибольшее количество ДТП происходит в вечерние часы "пик" - с 16.00 до 21.00 ч. На это время приходится около 38% ДТП, 41% погибших и 39% раненых от общего числа пострадавших за сутки. В период времени с 1.00 до 7.00 ч. из-за низкой интенсивности движения аварийность сравнительно невелика, но она характеризуется особой тяжестью последствий [3].

Можно предположить, что низкая интенсивность движения ночью вызывает у водителя чувство ложной безопасности и самоуверенности. В условиях плохой видимости проявляется постоянный недостаток информации о дорожно-транспортной обстановке. Ночью деятельность водителя затрудняет недостаток зрительной информации. Этот фактор и возникающие при этом отрицательные эмоции утомляют водителя. Можно сделать вывод, что некоторые особенности физиологии зрения должны учитываться водителем при выборе режима движения в условиях искусственного освещения дороги.

Время реакции является важным показателем профессиональной подготовленности и надежности. Каждый водитель должен знать время своих реакций и стараться снизить его. Важнейшим фактором, обеспечивающим надежность водителя, является внимание.

Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности

на чем-либо определенном [2]. Внимание водителя может быть отвлечено его действиями, которые не связаны с управлением транспортного средства. Мышление водителя в процессе профессиональной деятельности совершенствуется и оказывает организующее влияние на его действия в различных дорожных условиях и опасных ситуациях. Чем глубже знания человека, тем продуктивнее процесс мышления. Однако сами по себе знания еще не могут обеспечить правильного мышления, если человек не умеет ими распоряжаться. Правильное мышление водителя определяется его специальными знаниями и опытом.

Усвоение правил дорожного движения и запоминания последовательности действий в различных ситуациях будет тем успешнее, чем больше водитель будет связывать правила и действия с конкретными дорожными ситуациями. Хорошо запоминается эмоционально насыщенный и с интересом воспринимаемый учебный материал. Всё, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Человек не только воспринимает окружающие предметы и явления, но и воздействует на них.

Большое нервное напряжение часто возникает у водителей в неожиданных опасных и сложных дорожных ситуациях. Многое зависит от опыта водителя. Молодой водитель, для которого каждая такая ситуация возникает впервые, естественно, испытывает большое нервное напряжение, что при недостатке опыта нередко приводит к ошибкам. Есть категория людей, которых называют неуравновешенными или эмоционально неустойчивыми. У них положительные или отрицательные эмоции протекают очень бурно. Сильное нервное возбуждение возникает даже по незначительному поводу. Нередко таких людей можно встретить за рулем автомобиля. Это создает серьезную угрозу для безопасности дорожного движения.

Большое значение для безопасности дорожного движения имеет способность водителя преодолевать эмоциональное напряжение, чувство страха. Каждый человек отличается целым рядом особенностей, совокупность которых составляет его индивидуальность. Для безопасности дорожного движения очень важно, какой человек сидит за рулем, что он представляет собой как личность. Отрицательные черты личности затрудняют деятельность водителя, ведут к ошибкам и ДТП. Водители, допускающие наименьшее количество нарушений, характеризуются не только высокой дисциплинированностью, но и уравновешенностью, рассудительностью, находчивостью, более широкими интересами, высокими нравственными и моральными качествами. Воспитание этих качеств у водителей должно быть первостепенной задачей руководителей всех учебных и автотранспортных предприятий.

Конфликтные ситуации в отношениях между водителями и пешеходами возникают как на обозначенных пешеходных переходах, где чаще могут быть виновниками водители, так и на проезжей части. В последнем случае вина почти полностью ложится на пешеходов. Анализ дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов, говорит о том, что в большинстве случаев, с технической точки зрения, их можно было предотвратить. Водителю достаточно было снизить скорость перед тем участком дороги, где пешеход может появиться неожиданно.

Рассматривая вопросы взаимоотношения между участниками движения, нельзя не коснуться взаимоотношений между водителями и сотрудниками ГИБДД. От этих взаимоотношений в значительной степени зависит моральный климат на дороге. Водители не всегда знакомы с правами и обязанностями сотрудников ГИБДД. Это незнание часто является причиной разногласий между водителем и инспектором. По роду своей службы сотрудники ГИБДД обязаны принимать все меры для обеспечения безопасности всех, кто находится на дороге. В зависимости от того, как они относятся к своим служебным обязанностям, какими методами добиваются обеспечения безопасности дорожного движения, в значительной мере зависит отношение к ним водителей.

Кроме различных мер воспитательного и предупредительного характера, инспектор имеет право налагать на водителей взыскания.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что серьезные причины недостатков в обеспечении безопасности дорожного движения связаны и с главными участниками его - водителями, и с пешеходами, и с сотрудниками ГИБДД.

1. Безопасность дорожного движения : учебное пособие для подготовки и повышения квалификации кадров автомобильного транспорта / В.В. Амбарцумян, В.Н. Бабанин, О.П. Гуджоян, А.В. Петридис ; под ред. чл. корр. Рос. акад. наук, проф. В.Н. Луканина. - М. : Машиностроение, 2008. - 304 с.

2. Гуревич, П.С. Психологический словарь / П.С. Гуревич. - М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.

3. Дорожно-транспортные происшествия : нормативные акты, материалы судебной практики, образцы документов / под ред. М.Ю. Тихомирова. - 4-е изд., доп. и перераб. - М. : Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. - 284 с.

4. Коноплянко, В.И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения : учеб. пособие / В.И. Коноплянко, В.В. Зырянов, Ю.В. Воробьев. - М. : Высш. шк. 2005. - 271 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

Виктория Валерьевна Вязанкова, старший преподаватель,

Зарема Аскарбиевна Маушева, преподаватель,

Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарский колледж управления, техники и технологий

Цель исследования - формирование информационной компетентности студентов колледжа и вуза. Авторами предложена методика оценки информационной культуры личности будущих специалистов.

Ключевые слова: информационная культура, личность, оценка, образовательный процесс.

FORMATION OF STUDENTS' INFORMATIONAL COMPETENCE INSIDE STRUCTURE OF EDUCATIONAL PROCESS MANAGEMENT Victoria Valerevna Vjazankova, the senior teacher,

Zarema Askarbievna Mausheva, the teacher,

Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Krasnodar College of Management, Techniques and Technologies

The purpose of studying - formation of students' informational competence. The authors proposed the evaluation methodologies of students' informational competence.

Key words: informational competence, personality, valuation, educational process.

Информационное общество ставит перед профессиональным образованием задачу подготовки специалистов, способных к самообразованию и саморазвитию, свободному определения себя в профессии, владению различными средствами обработки информации [2, 6]. Неотъемлемым компонентом многих видов профессиональной деятельности является информационная деятельность, поэтому формирование информационной компетентности студентов является важной задачей образовательного процесса. Информационная культура личности - один из главных компонентов профес-

Проспект Баклановский вдоль рощи и Черемушек

1. Вождение в нетрезвом виде. Самая очевидная причина дорожно-транспортных происшествий – вождение под воздействием наркотиков или алкоголя. По этой причине происходит большинство ДТП со смертельным исходом. Все водители знают, что алкоголь притупляет внимание и лучше в таком состоянии вообще за руль не садиться, однако некоторые продолжают упорно игнорировать это правило. Результат – покалеченные люди.

2. Усталость водителя. У сонного или уставшего водителя притупляется внимание и увеличивается время реакции. Поведение таких водителей практически также непредсказуемо, как и вождение нетрезвых водителей. В сводках ГИБДД достаточно часто мелькают дорожно-транспортные происшествия с участием уснувших водителей.

3. Превышение скорости. Превышение скорости является второй наиболее распространенной причиной ДТП со смертельным исходом. Многочисленные исследования подтвердили, что вероятность попасть в аварию повышается, если водитель двигается быстрее или медленнее средней скорости потока. Замечено, что при быстрой езде водитель привыкает к скорости и не способен адекватно оценить быстро меняющуюся ситуацию на дороге, в результате чего происходят самые ужасные аварии с самыми трагическими последствиями.

5. Недооценка погодных и дорожных условий. Зачастую даже небольшое превышение скорости на мокрой дороге или несоблюдение дистанции чревато заносом и последующим столкновением. Своевременная смена резины в зависимости от времени года убережет водителей от многих неприятностей на дорогах.

6. Игнорирование ремней безопасности. Эффективность ремней безопасности доказана годами их существования, тем не менее, многие водители и пассажиры продолжают игнорировать их использование, тем самым ставят под угрозу свою жизнь и здоровье. Статистика говорит, что применение ремней безопасности уменьшает риск гибели и тяжёлых травм при фронтальном столкновении в 2-2,5 раза, при боковом — в 1,8 раза, а при опрокидывании — в 5 раз!

7. Отсутствие детского кресла или удерживающего устройства. Несмотря на значительное увеличение штрафов за нарушение правил перевозки детей многие водители и родители продолжают нарушать правила перевозки несовершеннолетних. Не пристегнутый ребенок во время аварии получит тяжелые травмы и увечья, что подтверждает статистика.

Читайте также: