Основные причины опрокидывания автомобиля защитное вождение

Обновлено: 05.07.2024

Опрокидывание очень просто отличить от других ДТП по особенностям повреждений, следам, оставляемым на проезжей части и за ее пределами.

Опрокидывание можно условно разделить на четыре типа:

- при заносе на скользкой дороге;

- при заносе на крутом повороте;

- при технической неисправности.

Особенностями первого опрокидывания являются: ''■■'..-.

- следы повреждений на автомобилях, которые характерны для столкновений, — оставленные на
месте столкновения следы (осыпавшаяся грязь, осколки, следы торможения и т.д.);

- следы переворота, бокового юза колес и разброс деталей, осколков, грязи будут охватывать
большую, чем при обычном столкновении, территорию;

- при опрокидывании, происшедшем в результате столкновения, повреждаются передняя и боко­
вая облицовка, капот и т.д. — при других опрокидываниях этого не наблюдается.

При опрокидывании на скользкой дороге особенностями являются:

- следы юза, оставленные на дороге; способствующие опрокидыванию, соприкосновения с раз­
личными участками дороги, имеющими различный коэффициент сцепления;

- следы соприкосновения деталей опрокинутого автомобиля с дорожным покрытием, указываю­
щие на путь движения автомобиля до происшествия;

- следы удара на дороге, свидетельствующие о месте начала опрокидывания;

- следы обширного разброса деталей, битого стекла, грязи и т.д., указывающие на характер опро­
кидывания;

- протяженность следов Опрокидывания в зависимости от покрытия (снег, гололед, снежный на­
кат и т.д.), свидетельствующая о скорости автомобиля до опрокидывания.
Опрокидывание на крутом повороте чаще всего происходит из-за неправильного выбора води­
телем скорости движения, и это характеризуется следующими особенностями:

- происходит резкий занос на полосу встречного транспорта или обочину;

- водитель пытается занять свою полосу движения, но не справляется с рулевым управлением,
тормозит и опрокидывает ТС.

Опрокидывание может происходить при неправильной загрузке автомобиля или при неполной загрузке (автоцистерны).

Технические неисправности могут влиять на опрокидывание автомобиля в следующих случаях:

- отрыв одного из передних колес;

- неисправность рулевого механизма (обрыв пальца рулевой тяги);

- неисправность тормозной системы (когда одно из передних колес или одна сторона колес сра­
батывает раньше, чем остальные колеса);

- при поломке одной из шаровых опор передней подвески (при большом износе или вследствие
усталости металла, заводского брака).

Характерной особенностью для всех опрокидываний является большая поверхность повреж­дений, которая значительно превышает поверхность повреждений даже при сильных столкнове­ниях.

Следователь также должен помнить, что при опрокидывании автомобиля деформация металла
характеризуется многими направлениями, в то время как при столкновении металл деформируется
только в одном направлении. .

Глава 48. Расследование дорожно-транспортных происшествий

Наезд на пешеходов

Как и все виды происшествий, наезд имеет несколько типов:

1) наезд при выходе из-за передней части автомобиля;

2) наезд при переходе дороги в неустановленном месте;

3) переход дороги перед близко идущим автомобилем;

4) неожиданный выход на проезжую часть из-за расположенного вблизи дороги объекта, оста­
новившегося транспортного средства и т.д.

Большинство случаев наездов на пешеходов сводятся к тому, что пешеходы допускают грубые нарушения Правил дорожного движения.

Удельный вес ДТП по вине пешеходов весьма значителен и поэтому требует особого внимания от следователя при юридической оценке их действий, в противном случае могут возникнуть вред­ные последствия: с одной стороны, уклонение виновных лиц от уголовной ответственности, а с другой — необоснованное привлечение к ней.

Нарушения, допускаемые пешеходами, имеют особенности:

1) совершаются в четко обозначенном процессе — в дорожном движении;

2) связаны с созданием аварийной ситуации, при которой водитель лишается возможности нор­
мально управлять транспортным средством;

3) создание аварийной ситуации вызывается непосредственными действиями — перемещением
по проезжей части дороги или расположением на ней.

Вина пешехода в ДТП наступает лишь в том случае, если в его действиях имеются нарушения ПДД, вызвавшие аварийную ситуацию, и наступление вредных последствий. Основными причина­ми допускаемых пешеходами нарушений являются:

- невнимательность и рассеянность;

- легкомысленный расчет, что нарушение ПДД не повлечет последствий;

- нахождение в нетрезвом виде.

Поэтому следователю необходимо давать оценку действиям не только водителей, допустивших наезд, но и пешеходов. К сожалению, нередки случаи, когда такой оценки не дается, особенно если пешеход пострадал.

Оценка действий водителя при наезде на пешеходов должна исходить из следующих обстоя­тельств:

1) с какого времени и места он воспринимал аварийную ситуацию;

2) принял ли он меры по предотвращению ДТП;

3) своевременны ли и эффективны были действия по предотвращению ДТП;

4) в каком состоянии находился водитель в момент ДТП;

5) отношение к наступившим последствиям.

В некоторых случаях можно произвести следственные эксперименты, результаты которых ис­пользуются при проведении экспертизы. С помощью таких экспериментов определяют:




а) фактическую скорость движения транспорта, когда отсутствуют объективные данные для экспертных расчетов;

6) видимость и обзорность в разных условиях; .

в) фактическую скорость движения пешехода или время пребывания его в поле зрения водите­
ля;

г) эффективность торможения, то есть величину тормозного пути или замедления транспортных
средств;

д) время реакции водителя.

Называя величину скорости движения транспортного средства, свидетели, как правило, допус­кают ошибки. Поэтому нужно сделать следующее. На месте происшествия необходимо поставить свидетеля на ту точку, откуда он наблюдал случившееся. Затем мимо него несколько раз пропус­кают на различных скоростях транспортное средство, участвовавшее в ДТП (или другое, но такой же марки и тех же габаритов). Свидетелю дается задание, чтобы он указал на тот режим движения транспортного средства, который он воспринял во время ДТП. Данный эксперимент нужно прово­дить несколько раз и найти среднеарифметическую величину скорости по тем режимам движения, на которые указал свидетель.

Для определения экспертным пуганскорости движения транспортного средства по показаниям водителя нужно, чтобы он несколько, раз проехал на месте происшествия, управляя тем же транс­портом (или другим такой же марки), с той скоростью, которая была до и во время ДТП. При этом следователь должен сидеть в кабине и, заслонив чем-нибудь спидометр от водителя, наблюдать и фиксировать его показания. После следует определить среднюю величину скорости движения.

Экспериментальное определение предельной (максимальной) скорости движения на длинных
подъемах производится с помощью секундомера. Разделив длину подъема на время его преодоле­
ния, получают нужный результат. . . .

Необходимость в следственном эксперименте на видимость и обзорность возникает, если про­
исшествие было совершено на перекрестках, в темное время, при искусственном освещении улиц и
дорог, в условиях тумана, на пересеченной местности (при чередовании коротких подъемов и спус­
ков), на дорогах счастыми поворотами, на узких улицах, лесных дорогах и т.д. Кроме того, он не­
обходим, когда водитель ссылается на то, что случившееся невозможно было предотвратить из-за
плохой или недостаточной видимости и обзора. -

Устанавливать фактическую скорость движения пешехода необходимо на месте происшествия или рядом сним, в сходных условиях. Если есть данные, что пешеход двигался быстро, то подби­рают нескольких человек одного с ним возраста и физического развития. При средних и малых скоростях движения, можновоспользоваться услугами самих участников и свидетелей, так как они лучше воспроизведут характер и скорость движения пешехода.

На отрезке пути, равномпройденному пешеходом, несколько раз пропускают каждого участни­ка эксперимента, измеряя время секундомером. Разделив сумму результатов на их количество, по­лучим среднеарифметическую величину времени, необходимого для преодоления участка пути, а затем делением длины пути насреднее время находят искомую скорость движения пешехода.

Кроме этого, при оценке действий водителя следователю необходимо учитывать, что, управляя автомобилем, водитель при возникновении аварийной ситуации во избежание наезда на пешехода и предотвращения вредных последствий должен:

1) оценить обстановку;

2) принять решение;

3) воздействовать на систему управления; LV":.

4) снизить скорость путем торможения;

5) изменить направление движения или остановиться.

Все это требует определенного времени, а так как все происшествия происходят в движении транспортного средства ипешехода, то обстановка усложняется и водителю отводится меньше времени для избежания наезда.

Все приведенные выше особенности следователь должен учитывать при расследовании данного вида происшествий, что избавит его от ошибок и даст возможность объективно провести расследо­вание.

13 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Более 130 опрокидываний транспортных средств, при которых пострадали люди, произошло на дорогах Беларуси с начала 2016 года, сообщили БЕЛТА в УГАИ МВД Беларуси.

Например, 12 июня было два таких инцидента - на автодорогах Новый Двор-Михановичи-Пятевщина (Минский район) и Борисов-Вилейка-Ошмяны (Борисовский район). В одном из случаев погиб пешеход, на которого машина наехала перед опрокидыванием, а в другом - водитель.

В ГАИ отметили, что основные причины опрокидываний: резкий поворот рулевого колеса и вхождение в крутой поворот на высокой скорости, толчок колеса о камень или другое препятствие, неравномерное расположение груза в кузове автомобиля или его перемещение на повороте. "Немаловажную роль также играет поведение водителя. Избыточное руление и резкие движения руля могут стать причиной потери контроля над автомобилем. Такое поведение свойственно водителям в состоянии опьянения. Употребление даже малого количества алкоголя негативно влияет на мышечную координацию, зрительное восприятие и общее суждение человека", - добавили в дорожной милиции. Ухудшить управляемость автомобиля может и состояние шин (неправильное давление или сильная изношенность).

"Чтобы избежать опрокидывания, на опасных участках дорог необходимо плавно поворачивать рулевое колесо и плавно снижать скорость", - порекомендовали в ГАИ.-0-

Способы предотвращения потери автомобилем устойчивости

Как избежать заноса автомобиля?

В предыдущей статье мы рассмотрели условия, при которых может произойти занос автомобиля или даже его опрокидывание. Попробуем разобраться, каким образом необходимо действовать в случаях потери автомобилем устойчивости по той или иной причине.

Следует отметить, что одновременный занос обоих мостов автомобиля случается довольно редко. Чаще начинают скользить колеса одного моста. В этом случае сценарий потери устойчивости автомобиля имеет свои особенности.

Занос заднего моста заднеприводного автомобиля более вероятен, поскольку задние колеса нагружены силой тяги, и уже в значительной степени исчерпали возможность сцепления с дорогой, при этом резерв сцепления для восприятия боковой силы ограничен. Достаточно небольшой боковой силы, чтобы колеса начали скользить в боковом направлении.
На рис. 4, а показана схема автомобиля, у которого передние колеса движутся вперед со скоростью v1 , а задние движутся вперед со скоростью v1 и скользят в поперечном направлении со скоростью v2 . В результате задний мост перемещается со скоростью v3 , что вызывает поворот автомобиля вокруг центра О , хотя передние колеса находится в нейтральном положении.

как избежать заноса автомобиля?

Поперечная составляющая Ру возникшей при этом центробежной силы Рц действует в направлении скольжения заднего моста, способствуя его заносу. Если управляемые колеса повернуть в сторону заноса, то центр поворота сместится из точки О в точку О1 (рис. 4, б). При этом центробежная сила уменьшится, что будет способствовать гашению заноса.

Если автомобиль заднеприводный, то при заносе заднего моста одновременно с поворотом рулевого колеса в сторону заноса следует убавить силу тяги на ведущих колесах или прекратить торможение тормозной системой и начать тормозить двигателем. Это также способствует гашению заноса вследствие улучшения сцепления задних колес с дорогой.

векторы скоростей при заносе автомобиля

Если автомобиль переднеприводный, то, отпустив педаль подачи топлива и начав торможение двигателем, водитель не изменит условий сцепления задних неведущих колес, т. е. скорость заноса v2 останется неизменной (рис. 5), а скорость v1 уменьшится до v'1 .
Отклонение вектора суммарной скорости v3 движения от заданного направления движения (направление v1 ) увеличится. При этом если водитель переднеприводного автомобиля сильнее нажмет на педаль подачи топлива, то скорость v1 увеличится до v'1 , и направление вектора суммарной скорости v''3 заднего моста будет меньше отличаться от заданного, что приведет к уменьшению заноса заднего моста на этом автомобиле.

Что касается поворота управляемых колес в сторону заднего моста, то он одинаково эффективен для автомобилей с передним и задним приводом.

Таким образом, при заносе заднего моста переднеприводного автомобиля водитель должен повернуть руль в сторону заноса и увеличить скорость движения автомобиля (если позволяет дорожная обстановка).

При заносе переднего моста (рис. 6, а) поперечная составляющая Ру центробежной силы Рц направлена в сторону, противоположную скольжению. Следовательно, занос переднего моста гасится автоматически и не представляет опасности для устойчивости прямолинейного движения, но он опасен на повороте, когда поперечное скольжение препятствует движению автомобиля по заданной траектории.

схема действия сил при заносе автомобиля

На рис. 6,б видно, что в соответствии с положением управляемых колес, автомобиль должен двигаться в направлении скорости v1 , но из-за заноса передней оси со скоростью v2 он движется в направлении скорости v3 , т. е. не вписывается в траекторию поворота.

Занос переднего моста более вероятен у переднеприводного автомобиля, передние колеса которого нагружены силой тяги, снижающей степень сцепления колес с дорогой. Если занос произошел, то следует отпустить педаль подачи топлива, не изменяя положения рулевого колеса. При уменьшении силы тяги возрастет сцепление колес с дорогой, и автомобиль будет двигаться в направлении, определяемом положением управляемых колес.

Расчеты показывают, что автомобили с приводом на передние колеса имеют бȯльшую устойчивость против бокового скольжения и заноса, а, следовательно, более высокие эксплуатационные скорости движения, чем аналогичные автомобили с задними ведущими колесами.
Испытания на обледенелой горизонтальной дороге подтверждают, что критические скорости по заносу для автомобилей с приводом на передние колеса на 15…20% превышают критические скорости для заднеприводного автомобиля.

Что влияет на поперечную устойчивость автомобиля?

К основным факторам, влияющим на поперечную устойчивость автомобиля, относится ширина колеи, жесткость подвески и расположение его центра тяжести.

факторы, влияющие на поперечную устойчивость автомобиля

При определении предельных показателей устойчивости мы принимали автомобиль, как жесткое тело. В действительности же он представляет собой систему масс, связанных между собой шарнирами и упругими элементами. Под действием поперечной силы шины и упругие элементы подвески с одной стороны автомобиля разгружаются, а с другой нагружаются. В результате кузов автомобиля наклоняется и поворачивается в поперечном направлении (рис. 7).

При крене кузова плечо hц , на котором действует опрокидывающая сила Ру , остается практически неизменным, а плечо, на котором действует сила тяжести G , заметно уменьшается (на величину S ), при этом вероятность опрокидывания возрастает, поскольку этому способствует дополнительно горизонтальная составляющая силы тяжести.
Если определить скорость vо и угол βо с учетом крена кузова, то их значение окажутся на 10…15% меньше, чем при расчете без учета крена. Для уменьшения крена кузова от действия поперечных сил на автомобилях используются стабилизаторы поперечной устойчивости.

Одним из важных эксплуатационных факторов, влияющих на поперечную устойчивость автомобиля, является состояние тормозной системы. Если колеса автомобиля затормаживаются не одновременно и с разной интенсивностью, это в определенных условиях может привести к потере поперечной устойчивости, заносу или даже опрокидыванию. Особенно опасна неисправность одного из передних тормозных механизмов, поскольку во время торможения плечо S1 (рис.8, б) в этом случае увеличивается, способствуя отклонению автомобиля в сторону.

влияющие тормозной системы на поперечную устойчивость автомобиля

Немаловажное значение имеет правильное размещение груза в автомобиле, поскольку это напрямую сказывается на положении его центра тяжести. Смещение центра тяжести автомобиля в сторону повысит вероятность потери устойчивости при повороте в одну из сторон. Кроме того, загрузка автомобиля, как правило, приводит к увеличению положения центра тяжести над поверхностью дороги, увеличивая опасность заноса или опрокидывания.

Следует иметь в виду, что частичное наполнение цистерн наливного транспорта хоть и приводит к снижению расположения центра тяжести автомобиля, но при повороте вызывает эффект гидравлического удара перемещающейся в цистерне жидкости в одну из ее боковых стенок, что способствует потере автомобилем устойчивости (рис. 9). Кроме того, поднявшаяся в этом случае вдоль боковой стенки цистерны жидкость способствует и подъему центра тяжести автомобиля.

влияние степени заполнения цистерны на поперечную устойчивость автомобиля

На поперечную устойчивость автомобиля по условиям заноса оказывает влияние степень изнашивания протектора шин, поскольку в этом случае существенно уменьшается коэффициент сцепления колес с дорогой, особенно на скользких участках.

Ширина колеи оказывает большое влияние на устойчивость автомобиля по условиям опрокидывания, поскольку существенно увеличивается плечо вертикальной составляющий силы тяжести, образующей момент, препятствующей опрокидыванию.

Подобные аварии связаны, прежде всего, с неверно выбранной скоростью движения. При движении на высокой скорости большую опасность представляет касание колесами одной стороны автомобиля обочины, где может быть мягкий грунт или грязь. Колеса, встретив повышенное сопротивление, резко меняют направление движения, что значительно увеличивает опасность съезда автомобиля в кювет и его опрокидывания.
Чаще всего подобные ситуации возникают на узких дорогах при обгоне, разъезде или в процессе поворота. Под действием центробежной силы из-за высокой скорости движения колесо или колеса автомобиля попадают в кювет, общий центр тяжести машины смещается. Автомобиль оказывается в неуравновешенном состоянии, и даже небольшой импульс боковой силы вызывает его глубокий крен, а затем и опрокидывание - по причине того, что мягкий грунт препятствует боковому скольжению.

Однако непосредственным поводом для опрокидывания автомобиля в большинстве случаев служат действия самого водителя. Стремясь выбраться из кювета и вернуть машину на проезжую часть, водители обычно допускают сразу две ошибки - сбрасывают газ и резко поворачивают колеса в сторону дороги. Именно эти действия и дают тот вращательный импульс, который опрокидывает автомобиль.

Для того чтобы застраховаться от опрокидывания, необходимо прекратить торможение, с силой повернуть рулевое колесо в сторону опрокидывания, а затем выровнять машину.

Осуществляйте движение со скоростью, не превышающей установленные ограничения, при этом учитывайте интенсивность движения, особенности и состояние машины и груза, дорожные и метеорологические условия. Выбранная вами скорость должна обеспечивать возможность постоянного контроля над дорожной ситуацией.

Читайте также: