Особенности осмотра места происшествия при дтп презентация

Обновлено: 05.07.2024

Осмотр места происшествия позволяет доказательственно ответить на целый ряд вопросов, относящихся к точному расположению наезда, столкновений или иного вида ДТП, к дорожным условиям и организации движения в этом месте, к положению и состоянию транспортных средств, к нахождению потерпевших и последствиям ДТП, к вещественным доказательствам и следам. Он позволяет с начального этапа расследования построить правильную версию о механизме происшествия.

Главная задача осмотра места происшествия заключается в комплексном выявлении обстоятельств, характеризующих механизм происшествия в целом.

В процессе осмотра, наряду с выявлением и фиксацией объектов и следов, необходимо получить предварительную устную информацию от очевидцев ДТП, которая позволит действовать более целенаправленно, сконцентрировать внимание на обстоятельствах, непосредственно относящихся к механизму ДТП, разумно ограничить территорию осмотра и скорректировать деятельность членов следственно - оперативной группы.

Составной частью осмотра места происшествия являются сведения о местности, характеристика дорожных условий, обнаруженных на дороге предметов и следов.

Начинать осмотр рекомендуется начинать с определения постоянного ориентира, к которому можно '' привязать '' все другие объекты осмотра. Таким предметом может быть километровый столб, перекресток, стационарное сооружение и другие предметы. Задача следователя заключается в том, чтобы записи в протоколе при необходимости позволили точно определить, где именно располагались обнаруженные при осмотре объекты.

Если место ДТП находится в населенном пункте—указывается название улицы, номер дома. Вне населенных пунктов - указывается номер шоссе (дороги), километр и ориентир.

Неточная '' привязка '' места или недостаточные сведения о предмете, который взят за основной ориентир, может в последствии серьезно затруднить расследование и послужить основанием для направления дела на доследование.

Осмотр следует производить, исходя из конкретных условий, учитывая рекомендации изложенные ранее. Направление дорожного полотна (направление осмотра) в населенном пункте определяется по расположению улиц, площадей, а за городом - по населенным пунктам.

Важными элементами дорожного участка являются; проезжая часть, обочина, кювет, тротуар, а за городом - так называемый надрез (т.е. та часть полосы отвода дороги, которая расположена за кюветом при отсутствии тротуара.)

Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечаются наличие и высота бордюров, наличие или отсутствие размеченной осевой линии и её вид (сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие перекрестков и их характер.

В протоколе осмотра места ДТП отражается сведения о типе дорожного покрытия, его состоянии (сухое, влажное, глинистое, песчаное, наличие выбоин и разрытий), наличие продольного или поперечного наклона дороги и его величина.

При опрокидывании транспортного средства важное значение приобретает определение радиуса поворота, величины поперечного наклона дороги (виража). Однако надо предостеречь от увлечения линейными измерениями на дороге. Трудно согласится с авторами (Стешниц В.К., Якушко В. И.) которые предлагают при проведении осмотра измерять, применяя специальные приборы: угол схождения улиц или дорог, радиус закругления, крутизну спуска или подъёма и т.п.

Если перечисленные величины остаются неизменными, производить эти измерения в процессе осмотра места происшествия не следует, поскольку это займёт много времени, а сама обстановка места происшествия динамично и быстро изменяется.

Так, например, частицы резины протектора, образующие след юза на покрытие, с течением времени выветриваются или смываются, вследствие чего длинна следа уменьшается. За 1-2 часа следы торможения на асфальтобетонном покрытии могут стать короче на 20-30 см, на влажных покрытиях малозаметными, а на обледеневшей и укатанной заснеженной дороге - исчезнуть совсем.

В ходе осмотра в первую очередь должны быть произведены измерения таких параметров, которые подвержены быстрым изменениям. Что же касается крутизны спуска или подъёма, радиуса закругления и др., то все эти точные данные могут быть получены следователем в соответствующих государственных организациях, в ведении которых находятся дороги.




Указания в протоколе условий осмотра (атмосферные явления, видимость, освещенность и т.п.) важны для уяснения механизма ДТП.

Не менее важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, являются конкретные дорожные условия.

Поэтому следователем очень точно должно быть определено и качество дорожного покрытия, и его фактическое состояние (мокрое, заметённое, обледенелое и т.п.). В этих целях принята следующая терминология:

асфальт, бетон, гравий, грунт и т. п.;

сухое, ровное, шероховатое, очень чистое;

сухое, ровное, чистое (запылённое);

влажное, ровное, чистое;

ровное, мокрое, грязное;

снежный наст с песочно - солевой подсыпкой (или без неё);

Практика показывает, что в момент ДТП на поверхности проезжей части, как правило, отсутствует ровный слой воды или снега, льда, грязи и т.п., отсутствует и его однородность. Чаще на дороге имеются лужи воды, выбоины, фрагменты наслоения жидкой грязи. Все эти обстоятельства должны найти отражение в протоколе. В понятие дорожных условий входит также характеристика и состояние обочин дороги, наличие или отсутствие тротуаров, разделительных полос, автобусных остановок и т.п. Все эти сведения должны быть также зафиксированы в ходе осмотра места ДТП.

Освещенность участка дороги также относится к характеристике дорожных условий. В зависимости от неё водитель выбирает скорость с тем, чтобы в случае необходимости успеть остановить транспортное средство, а также определяет, с учетом видимости, какой свет ему включить.

На расстояние видимости влияет множество других факторов: размер и цвет различных объектов, фон, на котором эти объекты выступают, чистота ветрового стекла, состояние погоды, наличие встречного транспорта и т.д. Одни из них фиксируются при осмотре, другие - выясняются при допросе свидетелей.

Важными, а порой определяющими элементами организации движения являются светофоры, дорожные знаки, разметка и другие атрибуты дороги.

Обязательно подлежат фиксации все дорожные знаки, их местонахождение; светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение разметки, наличие подземного перехода, направления выходов, их расстояние до места происшествия, т.е. все объекты, имеющие отношение к движению в районе ДТП. Потом в процессе расследования будет установлено, какое значение они имеют в конкретном ДТП.

Приступая к осмотру места ДТП, следователь должен помнить, что нередко причиной происшествия является неосторожное поведение пострадавшего или лиц, управлявших другими транспортными средствами, которые появляются на проезжей части неожиданно для водителя, в непосредственной близости от проезжающего транспорта. Непрозрачные препятствия, из-за которых обычно появляются участники движения, как правило, образуются густо посажеными кустарниками и деревьями, заборами строительных площадок, припаркованными к обочине дороги крупногабаритными транспортными средствами. Именно из-за них чаще всего внезапно появляются пешеходы, выезжают автомобили и мотоциклы.

К числу объектов внешнего окружения, которые необходимо фиксировать в протоколе осмотра места происшествия, относятся; дома, деревья, кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты, арки, подъезды, остановки трамвая, троллейбуса, автобуса. Нужно также определять удаление этих объектов от места происшествия. В необходимых случаях все эти данные будут использованы при проведении следственного эксперимента.

Теперь о тех следах, которые могут быть обнаружены при проведении осмотра места происшествия.

Непременным объектом осмотра являются следы транспортных средств. При их изучении может возникнуть немало частных версий о виде, модели, направлении и скорости движения транспортного средства. При отражении в следах индивидуальных особенностей протектора шины, с помощью трассологической экспертизы возможна идентификация следообразавателя. С целью установления вида, модели и марки транспортного средства измеряются ширина колеи и база автомобиля, ширина беговой дорожки. Для установления модели шины (что дает возможность по справочным таблицам определить модель транспортного средства) важно зафиксировать форму рисунка протектора. Для описания в протоколе осмотра места происшествия формы рисунка протектора, отграничивается часть следа равная одному шагу (шаг - это участок протектора, на котором находятся все элементы, определяющие строение рисунка), а на схеме делается зарисовка.

Кроме того, измеряются размеры элементов рисунка. При обнаружении в следе, оставленным свободно вращающимся колесом, индивидуальных признаков шины, изготавливается гипсовый слепок этой части следа.

Изучение следов транспортных средств позволяет решить и иную важную задачу на месте происшествия: установить направление движения транспортного средства особенно в тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия.

Следы торможения являются одним из наиболее важных объектов, подлежащих осмотру при ДТП, поскольку они являются исходным пунктом для установления ряда обстоятельств: направления движения и скорости автомобиля, взаимного удаления машины и человека при наездах на людей, транспортных средств при столкновении, остановочного пути автомобиля и др.

Точная фиксация следов торможения важна для уяснения механизма происшествия, позволяет установить расположение, длину, характер и форму следов. Основными способами фиксации являются описание, измерение, нанесение следов на схему места происшествия и фотографирование.

Презентация: Экспертное исследование дорожно - транспортного происшествия

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Содержание

Презентация: Экспертное исследование дорожно - транспортного происшествия

Экспертное исследование дорожно - транспортного происшествия


Слайд 2

Материалы , предоставленные эксперту:

Справка по дорожно-транспортному происшествию; Объяснение; Протокол осмотра места административного правонарушения; Схема места дорожно-транспортного происшествия.


Слайд 3

Исходные данные

Место ДТП: ул.Камозина; Профиль участка дороги: горизонтальный; Тип дорожного покрытия: асфальт; Состояние дорожного покрытия: сухое; Проезжая часть: для движения в двух направлениях, дорожная разметка и знаки отсутствуют, ширина 8 м; Транспортное средство: автомобиль ГАЗ 3221.


Слайд 4

Анализ , предоставленных для экспертизы материалов


Слайд 5

Экспериментальным путём установлено:

путь движения пешехода в опасной зоне 7 м; скорость автомобиля А/м составляет 40 км/ч; время реакции водителя принимаем равным 0,8 с; время запаздывания срабатывания тормозной системы принимаем равным 0,1 с; коэффициент сцепления шин с дорогой - 0,8; время нарастания замедления будет 0,2 с; автомобиль относится к категории транспортных средств М1,следовательно jуст = 5,8 м/с2 скорость движения пешехода, переходившего дорогу равна 1,3 м/с.


Слайд 6

Методика проведения исследования

Экспертиза проведена с применением ЭВМ по методикам, разработанным ЭКЦ МВД России. Проведя исследование , выяснилось время движения пешехода в опасной зоне (5,4с) , путь движения автомобиля в опасной зоне(60м) , а так же остановочный путь автомобиля (21,7м). Исходя из этого: 60 м. больше чем 21,7 м, указанная техническая возможность избежать наезда на пешехода путем применения экстренного торможения при условии движения автомобиля со скоростью 40 км/ч присутствовала.


Слайд 7

Вывод

На основании изучения материалов, представленных для экспертизы и проведенных исследований можно сделать вывод о том, что водитель автомобиля имел техническую возможность предотвратить наезд на пешехода и тем самым предотвратить ДТП, однако не применил все возможные меры к его предотвращению и скрылся. Действия водителя а/м с технической точки зрения не соответствовали ПДД РФ. Пешеход так же двигался с нарушениями ПДД.


Слайд 8

Экспертное исследование технического состояния автомобиля


Слайд 9

Материалы предоставленные для экспертного исследования:

Обстоятельства дела; Результаты осмотра; Фото-таблица.


Слайд 10

Обстоятельства дела:

АвтомобильHYUNDAI ELANTRA гражданина Н. А. Н, идентификационный номер (VIN) RFD664263F85BN94-7, государственный номер А 001 АА 32 RUS, 2007 года выпуска(на гарантии) с двигателем 1,5 л. и ручной КПП. Отказ двигателя возник при запуске после стоянки. Так как запуск ДВС был удачным, то специалисты начали замену свечей зажигания. При замене 3-ей свечи зажигания обнаружили повреждение свечи и прекратили все работы. С помощью эвакуатора, автомобиль был доставлен в дилерский центр для установления причин неисправности.


Слайд 11

При осмотре ДВС в сервисе установлено:

- уровень масла в ДВС в норме; - уровень охлаждающей жидкости в ДВС в норме; - внешних механических повреждений ДВС - нет; - течи масла из ДВС - нет. По результатам разборки ДВС установлено: - разрушение 6го впускного клапана; - деформация 5го впускного клапана; - разрушение 6го седла впускного клапана; - деформация камеры сгорания ГБЦ 3го цилиндра; - разрушение 3го цилиндра с отрывом шатуна и поршневого пальца; - задиры на стенках 3го цилиндра.


Слайд 12

Идентификация транспортного средства:

При идентификации транспортного средства установлено, что предоставленное для осмотра автомобиль HYUNDAI ELANTRA идентификационный номер (VIN) RFD664263F85BN94-7, государственный номер А 001 АА 32 RUS,показание одометра составляет 70095 тыс. км (рис.1, в), что соответствует регистрационный документам, свидетельство о регистрации транспортного средства № 32 РО 41876. а ) б) в) а) б) в) Фото №1 . Идентификация автомобиля: а – вид слева; б – вид спереди и сзади; в – показания одометра.


Слайд 13

Установление наличия и характера механических повреждений двигателя автомобиля HyundaiElantra

На Фото№2 визуально можно увидеть разрушение 3 цилиндра(б) блока цилиндров(а) с отрывом поршня от поршневого пальца(в,г). а) б) в) г) Фото№2. Блок цилиндров: а-блок цилиндров; б- поршень (вид сверху); в- поршень(вид сбоку); г- поршень (вид снизу)


Слайд 14

Обнаружены задиры на зеркале 3 цилиндра(Фото№3). Фото№3. Зеркало цилиндра; Так же при осмотре было обнаружено(Фото№4) разрушение 6 клапана(б) и его седла, деформация 5 клапана(б), отсоединение тарелки от стержня 6 клапана(в,г). а) б) в) г) Фото№4. Впускные и выпускные клапаны: а-головки блока цилиндров; б-головка 3 цилиндра; в-тарелка; г-стержень.


Слайд 15

На Фото№5 обнаружено повреждение центрального электрода третьей свечи зажигания Фото№5. Свеча зажигания . На Фото№6 обнаружена деформация зубчиков на звёздочке цепи механизма газораспределения(а), на носке коленчатого вала остался след трения по нему звёздочки(б),нарушена установка фазы газораспределения(в). а) б) в) Фото№6. Коленчатый вал: а- звёздочка цепи механизма газораспределения ; б- носок коленчатого вала; в- метки установки фазы ГРМ.


Слайд 16

Причинно-следственная связь неисправности двигателя

Из-за неплотной посадки звёздочки на носок коленчатого вала, произошла её прокрутка, оставив следы трения на валу, вследствие чего нарушилась установка фазы газораспределения, поршень произвёл удар по клапану. Произошло разрушение 6 впускного клапана, отсоединилась тарелка от стержня и продолжила хаотичное перемещение внутри цилиндра, повредив поршень, стенки цилиндра и 5 клапан, так же был разрушен центральный электрод 3 свечи зажигания 3 цилиндра.


Слайд 17

Вывод

На основании изучения материалов, представленных для экспертизы и проведенных исследований можно сделать вывод о том, что отказ двигателя автомобилHyundai Elantra регистрационный знак А 001 АА32 RUS, принадлежащий П.С., произошел по причине производственного брака.


Как в варианте с преднамеренным убийством, так и при несчастном случае составляется документ, позволяющий фиксировать нарушение. Это может касаться не только убийства: дорожные аварии, несчастные случаи на производстве и другие моменты также заверяются документально. В этом помогают схема места происшествия и протокол осмотра. Правила их оформления требуют от следователя особых знаний. Каких? То, что должен учитывать специалист, ведущий документацию, подробно описано в этой статье.

важность планов и схем в криминалистике

Способы заверения документально

Чтобы документ имел силу, есть определенный порядок его оформления. Протоколы составляют по образцам, для заявлений есть необходимые требования. Это ожидается и от графического способа ведения документации – схемы имеют правила изображения, в этом они похожи на план местности. Кроме письменных документов, графических, существуют видео- и аудиоматериал. Они имеют большую силу: при разбирательстве в суде такой материал может рассматриваться как существенное доказательство вины или невиновности.

Основная функция схем – это наглядная иллюстрация случившегося. Схема места происшествия прикрепляется к протоколу и дополняет информацию в нем. Основные реквизиты практически всегда состоят из масштаба (если таковой соблюдается), условных обозначений, сторон света, даты и подписи понятых, следователя. Масштаб в полевых условиях соблюсти очень тяжело, а потому достоверности достигают благодаря соблюдению приблизительных пропорций.

На схеме фиксируется местоположение улик

Схема происшествия

Обязательной схему места происшествия считают в случае больших происшествий или когда расположение объектов, следов, улик может повлиять на дальнейший ход расследования. Такой документ составляют при ДТП, взрывах, пожарах. Всегда, кроме указания расположения объектов по отношению к сторонам света, изображают два неподвижных ориентира. Нельзя использовать как ориентиры все, что можно передвинуть: любая мебель, транспорт, мусорные контейнеры, кучи сена. В помещениях ориентирами служат стены, углы и дверные проемы, а на улицах – столбы, деревья, здания.

как начертить схему места происшествия

Часто могут понадобиться сразу две схемы: общая и частная. Общую есть смысл составлять в случае больших площадей, затронутых в происшествии (несколько очагов возгорания, связанные между собой аварии или преступления). Тогда дополнительно прикрепляется частная схема, иллюстрирующая то расположение объектов, которое было после происшествия именно в этом месте. Следователь может обойтись без помощи специалиста-криминалиста, однако лучше привлечь к работе такого сотрудника. Это обеспечит результативность из-за точности документа.

Протокол осмотра места происшествия

Свои обязательные реквизиты имеются и в протоколе осмотра. Прежде всего, это название документа и время осмотра. Примечательно, что обращается внимание не только на дату, но и на время начала осмотра и конец. Указывается наличие и вид освещения, погода (при проведении осмотра на улице) и статья, нормирующая данную ситуацию. Следователь пишет свои данные, адрес места преступления и данные понятых. Указывается, что понятым объяснили их обязанности, и они ставят подпись. Данные специалиста, заверенные им, находятся после подписей понятых в правом углу.

Несчастный случай: схема места происшествия

Иной случай, когда не было совершено ограбления, насильственных действий злоумышленника по отношению к жертве. К примеру, случился несчастный случай на производстве. Как составить схему места происшествия в таком случае? Даже в условиях произведения осмотра на производстве, следует придерживаться правил использования материалов для документации: не чертить схему на просвечивающей бумаге, писать тем, что потом смоется (нельзя писать тушью, не рекомендуется красная паста). Соблюдение отступов необходимо для дальнейшей подшивки документов – тогда не окажется часть чертежа недоступной для просмотра.

Несчастный случай на производстве

Заполнение бланка при ДТП

Дорожно-транспортные аварии – одни из самых неожиданных несчастных случаев, когда могут быть не только один или два пострадавших, но и число, превышающее десятки жертв. Бланк осмотра места происшествия составляется с учетом не только УКП РФ, но и КоАП, ПДД. Обращается внимание на регулирование этого участка движения, измеряется расстояние до бордюра. Указывается время суток, сезон, дорожное покрытие, погода и состояние водителя. Конкретно оговаривается дорожная разметка, наличие знаков, светофора и его сигнала (если работает).

Схема места происшествия составляется даже участниками происшествия в страховом полисе – там есть место для обозначения положения машин при столкновении. В случае, когда не было нанесено физического ущерба для здоровья ни одному из участников аварии, водители могут разойтись без того, чтобы дожидаться расследования (если один из пострадавших - пешеход, то шанс физического вреда значительно увеличивается). Тогда они сами схематически изображают свои ТС, игнорируя находящиеся рядом объекты.

дорожные аварии - частые несчастные случаи

Нюансы графического изображения

как начертить схему места происшествия

Глазомерная съемка

На то место, где стоит следователь, ставится точка на схеме. К этой точке приставляют визирную линейку двумя углами на бумагу, а одним - в воздух. Планшет с линейкой подносят к уроню глаз, и объект визуально совмещается с ее верхним ребром. Вдоль линейки на схеме чертят линию. Потом измеряют расстояние до выбранного объекта (рулеткой, шагами) и указывают на линии. Далее эта прямая глазомерной съемки может служить как основа для других вычислений.

схема места происшествия

В заключение

Схема места происшествия – это, прежде всего, способ фиксации информации о следах преступления или тех нюансах, которые могли привести к несчастному случаю. Хотя существует образец их составления, планы, схемы и сам протокол могут немного отличаться содержимым по требованию конкретной ситуации. В то время как образец помогает не упустить мелкие детали, порой такие необходимые при расследовании, следователь может успеть сделать некоторые выводы после использования стандарта, внеся свои коррективы в документ.

Виды ДТП

Наезд на неподвижный объект

Наезд на движущийся объект, в том числе на пешехода

Столкновение транспортных средств


Опрокидывание транспортного средства

Основные понятия


Момент опасностиВремя реакции водителяВидимость

Техническая возможность предотвращения ДТП

Схема торможения

Обстоятельства, подлежащие доказыванию:


Событие дорожно-транспортного преступления

Механизм ДТП и действия всех участников происшествия с момента возникновения опасной ситуации, а также состояние транспортных средств и характер повреждений

Обстоятельства, предшествовавшие ДТП и явившиеся его причинами

Обстоятельства, подлежащие доказыванию:

Обстановка ДТППоследствия ДТП


Имеется ли причинная связь между нарушением Правил дорожного движения и наступившими общественно опасными последствиями

Характеристика личности участников происшествия

Обстоятельства, подлежащие доказыванию:


Вина каждого из участников происшествия

Обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания

Обстоятельства, способствовавшие совершению преступления

Типичные следственные ситуации при наезде на пешехода


водитель, транспортное средство и пострадавший находятся на месте происшествия;

потерпевший и транспортное средство находятся на месте происшествия, а водитель отсутствует;

на месте происшествия присутствует только потерпевший, а водитель и транспортное средство отсутствуют;


на месте ДТП имеются только следы происшествия, тогда как все участники события и транспортное средство отсутствуют.

Типичные следственные действия

Осмотр места происшествия

Допрос участников и очевидцев ДТП, иных свидетелей

Назначение судебных экспертиз: судебно-медицинской, автотехнической, психофизиологической по определению времени реакции водителя, криминалистических, иных

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.


К обстоятельствам, подлежащим установлению при расследовании дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), относятся: характер происшедшего (преступление, несчастный случай, стихийное бедствие); время, место и другие обстоятельства ДТП; виновность водителя в нарушении правил дорожного движения; причинная связь между нарушением правил дорожного движения и наступившими последствиями; механизм ДТП; наличие отягчающих либо смягчающих вину водителя обстоятельств; характер и размер ущерба; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Одним из первых следственных действий при ДТП производится осмотр. Именно в результате осмотра по горячим следам мы можем установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовному делу. Эффективность осмотра зависит от его правильного планирования и законного проведения, с соблюдение норм УПК РФ. Грамотный осмотр ДТП является предпосылкой раскрытия преступления и привлечения виновного к уголовной ответственности в кратчайшие сроки.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, методика расследования, осмотр места происшествия, участи специалиста, следователя-криминалиста, эксперта, использование 3-D сканирования, фотографирования

The circumstances to be determined in the investigation of road accidents (hereinafter — road accidents) include: the nature of the incident (crime, accident, natural disaster); Time, place and other circumstances of the accident; Driver's guilt in violation of traffic rules; Causal relationship between the violation of traffic rules and the consequences; The mechanism of the accident; Presence of aggravating or mitigating guilt drivers circumstances; Nature and extent of damage; Circumstances conducive to the commission of a crime. One of the first investigative actions during an accident is an inspection. It is as a result of the inspection in hot pursuit that we can establish all the circumstances that are included in the subject of proof in the criminal case. The effectiveness of the inspection depends on its proper planning and lawful conduct, with compliance with the norms of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation. A competent inspection of an accident is a prerequisite for the disclosure of the crime and for bringing the culprit to justice in the shortest possible time.

Keywords: road accident, investigation technique, inspection of the scene, specialist's fate, criminal investigator, expert, use of 3-D scanning, photographing

Дорожно-транспортное происшествие является событием, которое фактически возникает в процессе движения транспортных средств и порою влечет за собой гибель или физиологическое травмирование людей, повреждение транспортных средств, сооружений, а также иной материальный ущерб.

Процесс расследования ДТП нельзя назвать простым, в практической деятельности возникает немало сложностей. Особая роль принадлежит при расследовании дорожно-транспортных происшествий такому следственному действию, как осмотр. В первую очередь отметим то, что при осмотре места происшествия учитывается факт возникновения именно в процессе движения автотранспорта. Перечень таких происшествий приводится в Правилах дорожного движения.

Конечно, не все дорожно-транспортные происшествия являются преступлениями, отдельные подпадают под юрисдикцию КоАП РФ. Однако, в общей структуре преступности в России их количество весьма значительно и составляет около 10 %.

В этой связи заметим, что на место происшествия сотрудники ДПС выезжают без оперативно-следственной группы, еcли у автомобилей имеются только механические повреждения, а у водителей и пассажиров отсутствуют телесные повреждения, либо вместе с оперативно-следственной группой при нaличии тяжких последствий aварии, например, в виде гибели людей.

Современные авторы справедливо подчеркивают, что наличие на месте происшествия следователя предполагает более высокое качество проведения всех неотложных следственных действий, так как тяжкие последствия ДТП подразумевают вероятность незамедлительного возбуждения уголовного дела [1, 6, 8].

Качественное проведение осмотра места происшествия выступает предпосылкой в дальнейшем эффективного расследования преступления. Именно при осмотре места происшествия есть вероятность собирания доказательств, которые в дальнейшем позволят установить все факты события преступления.

По нашему мнению, во избежание ошибок при производстве осмотра механических повреждений, целесообразно учитывать рекомендации современных ученых, которые пишут о том, что наиболее распространенными недостатками осмотра места дорожно-транспортного происшествия являются:

1) следователи забывают фиксировать в протоколах данные о направлении движения автотранспортных средств перед началом аварийной ситуации;

2) при определении длины тормозного пути не указывается: до передних или задних колес проводилось измерение;

3) в редких случаях изымаются микрочастицы;

4) при осмотре не составляется масштабная схема ДТП

5) масштабная схема ДТП не во всех случаях может быть компенсирована наличием проведенной проверки показаний на месте либо следственного эксперимента, которые не всегда устраняют данный пробел;

6) имеют место неполные сведения о дорожной обстановке: местоположение транспортных средств на дороге, характеристика дороги (ширина, количество полос движения, наличие дорожной разметки, знаков регулирования движения, характера дорожного покрытия и его состояния, главная дорога или второстепенная, вид пересечения, обзорность дороги с места водителя, условия видимости, уклон дороги в продольном направлении — положительный или отрицательный, радиус поворота);

7) отсутствует полное описание характера повреждений автомобилей (не указываются, что имело место, первичное столкновение или последующее);

8) нет точной фиксации по местам положения транспорта после ДТП;

9) не указывается, перемещался ли автомобиль после аварии [3, С. 207].

Хотелось бы подчеркнуть, что осмотр места ДТП характеризуется как сложное следственное действие: ввиду необходимости его проведения в сжатые сроки. Такое обстоятельство обусловлено тем, что осмотр места ДТП чаще всего проходит в условиях интенсивного автомобильного движения, где при быстро меняющейся обстановке сложно сохранить в неизмененном виде картину происшествия. Кроме того, осмотру места происшествия ДТП свойственно наличие достаточно большого количества следов на месте ДТП.

По этой причине необходимо внедрять технические средства, которые позволят автоматизировать некоторые отдельные процессы осмотра места происшествия при расследовании ДТП.

Мы согласны с теми авторами, которые полагают, что автоматизация процесса составления схемы ДТП, иных составляемых в результате события ДТП документов позволит в достаточной степени разгрузить лицо осуществляющее осмотр, а также снизить роль человеческого фактора при осмотре. В частности, человеческий фактор подразумевает невнимательный осмотр, в силу обстоятельств, например, плохого освещения, можно упустить следы происшествия. Думается, внедрение в практику фотограмметрических технологий и технологии 3-D сканирования является перспективным направлением [7, С. 80].

При осмотрах мест происшествий по делам о ДТП обязательно нужно производить фотографирование. Фотографирование — это одно из дополнительных криминалистических средств фиксации результатов осмотра. Тактические приемы, используемые при фотографировании обстановки места происшествия, ее узлов и деталей, должны гарантировать достоверность фиксации. С целью закрепления осмотра места происшествия посредством фотографии следователю целесообразно пригласить эксперта -криминалиста, который поможет сделать грамотную фотосьемку и окажет содействие в построении плана последующих следственных действий.

Все приложенные к протоколу фотоснимки (фототаблица) должны отражать действительную и наглядную информацию о месте ДТП, автомобилях и их повреждениях, потерпевших. Обязательному фотографированию при расследовании ДТП в первую очередь подлежат следующие объекты:

– потерпевший и следы транспортного происхождения;

– автомобиль (автомобили), их расположение на проезжей части дороги — для последующего восстановления движения;

– повреждения автомобилей, следы повреждений, следы, словесное описание которых невозможно или затруднено из-за сложности формы или их состояния в момент осмотра.

Значение фотоснимков, выполненных сразу после ДТП, очень важно. В данной ситуации осмотр выступает в качестве неотложного следственного действия, по горячим следам, фото позволяет запечатлеть детали, которые не очевидны с первого взгляда [9, С. 38].

Заметим то, что большую роль в раскрытии ДТП имеет факт наличия видеорегистратора, поскольку велика вероятность видеосъемки посредством регистратора. Конечно, возможно в транспортных средствах, участвовавших в ДТП и не будет видеорегистратора, но можно оперативно-розыскным путем установить транспортные средства, водители которых были очевидцами происшедшего и в их автомобилях были видеорегистраторы, сьемка с которых позволит восстановить картину происшедшего. Более того, в центральных городах имеет место достаточное оснащение на улицах видеокамерами, на которых может быть зафиксирован весь процесс ДТП. Такие видеосъемки подлежат изъятию и приобщению к материалам уголовного дела.

В случае осмотра места ДТП при наличии признаков состава преступления осмотр должен производить в любом случае следователь. Следователь в состоянии самостоятельно построить следственные версии, определить план оперативных и следственных мероприятий, определиться с методикой предварительного расследования ДТП.

В настоящее время имеет место специализация следователей, которые, производя расследование по соответствующим составам преступлений, имеют опыт и обладают квалификацией при расследовании ДТП. Специфика совершения ДТП, особые правила их расследования, своеобразие взаимодействия элементов и следов, образующихся при этом, требуют от следователя специальных теоретических знаний и опыта.

Перед выездом на место происшествия следователю необходимо получить первоначальную информацию от дежурного по органу внутренних дел или ГИБДД. В частности, следователю было бы не плохо заранее удостовериться в том, какое ДТП произошло, как организована охрана места происшествия, о количестве пострадавших, последующее оставление в опасности, его характер; сколько пострадавших, оказана ли им медицинская помощь, куда они направлены, кем; какие транспортные средства участвовали в происшествии, их номерные знаки, следует заранее узнать данные о заявителе (фамилия, имя, отчество, телефон, домашний адрес), его местонахождение; данные очевидцев происшествия.

Такая информация позволяет грамотно спланировать первоначальные следственные действия и определиться с составом следственно-оперативной группы [5, С. 100].

В отдельных случаях следователь может решить вопрос о необходимости участия в осмотре специалиста.

Специалист при производстве осмотра места ДТП оказывает помощь следователю в собирании данных, которые в последующем будут востребованы для назначения судебных экспертиз различных видов и родов, и в первую очередь, трасологической, автотехнической, судебно– медицинской.

Специалисты, принимая участие в осмотре, собирают криминалистически значимую информацию, посредством которой возможно построение следственных версий о происшедшем событии. С учетом специфики проведения судебных автотехнических экспертиз и компетенции специалиста-автотехника, в идеале, если в осмотре места дорожно-транспортного происшествия будет участвовать именно он. Это позволит качественно провести фотофиксацию, замеры дорожного участка, следов торможения, их начало и окончание, уточнить локализацию отделившихся частей, составить план-схему. Более того, например, специалист-автотехник квалифицированно зафиксирует качество технического состояния транспортного средства, его узлов, частей и деталей, проверит функциональность диагностических приборов и аппаратуры транспортного средства, окажет консультационную помощь в составлении протокола осмотра места происшествия, в вопросах буксировки разрушенных транспортных средств, возможных особых примет скрывшегося транспортного средства.

Участие специалиста обусловлено тем, что квалифицированно проведенный осмотр места ДТП, является основой для последующих трасологической или автотехнической судебных экспертиз.

Специалист также сможет оказать помощь на первоначальном этапе работы с предметами, которые могут быть носителями микрообъектов.

В свете исследования микрообъектов необходимо учитывать, что направление поиска должно быть основано на анализе механизма произошедшего события, его мысленном моделировании и выдвижении версий о возможных контактных взаимодействиях, сопровождающихся переносом этих особых объектов. При этом следователю нужно обратить внимание на обнаружение микрообъектов, нехарактерных для места их нахождения. Их выявление вызывает сомнения в правильности предполагаемого механизма ДТП и свидетельствует о наличии каких-то иных неустановленных обстоятельств дела. Если же механизм ДТП до конца не понятен, следователю необходимо обратить свое внимание на зоны наружных деформаций транспортного средства (следы скольжения, вмятины), места повреждения преград (например, столбов, деревьев), участки со стертой пылью, грязью, ссадины и раны на телах участников ДТП, потертости и разрывы их одежды, ее детали (пуговицы, молнии). Именно в этих местах велика вероятность выявления микрообъектов. Подобные обстоятельства относятся и к осмотру транспортного средства ДТП [2, С. 143].

При исследовании дорожного покрытия необходимо учитывать, что механизм формирования следов на твердом дорожном покрытии может быть самым различным.

При осмотре места совершения ДТП необходимо обратить внимание на наличие линий горизонтальной дорожной разметки, в том числе не стоит игнорировать и временные разметки. Целесообразно проверить соответствие правил временных дорожных знаков требованиям линий горизонтальной дорожной разметки. Исключение составляют случаи, когда осуществляется ремонт покрытия проезжей части, например, связанный со срезом слоя асфальта, в связи с чем линии горизонтальной дорожной разметки не могут быть выполнены по техническим причинам.

Важное значение при расследовании ДТП, связанного с наездом на препятствие или на стоящее транспортное средство, к примеру, автомобиль, осуществляющий дорожные работы, является фиксация расположения строительных материалов, техники на участке производства работ.

Для расследования таких преступлений необходимо объективно рассмотреть вопрос о возможности водителем объезда препятствия, а для этого целесообразно установить наличие ограды участка производства дорожных работ, направляющих конусов, дорожных знаков.

В случаях, когда происходит наезд на препятствие, в результате которого погибли или получили травмы различной степени тяжести люди, важно произвести не только осмотр, но и в кратчайшие сроки назначить экспертизу конструкции временных ограждающих и направляющих устройств [10, С. 54].

Итак, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что следователь, выезжая на осмотр ДТП должен заранее установить информацию, которая имеется в дежурной части соответствующего подразделения, по факту случившегося. На основе данной информации ему целесообразно определить, каких участников уголовного судопроизводства нужно привлечь к осмотру. В этой связи особенное значение придается участию специалистов и эксперт-криминалистов, разумеется, в случае летального исхода ДТП, при осмотре обязан участвовать судмедэксперт. При грамотном распределении ролей в осмотре ДТП может быть гарантирован эффективный осмотр, поскольку хорошая слаженность работы следователя и оперативных сотрудников, экспертов, специалистов, поможет наиболее полно установить информацию происшедшего события, максимально полно будут собраны доказательства, грамотно, с соблюдением процессуальной формы, приобщены к материалам уголовного дела.

Основные термины (генерируются автоматически): следователь, дорожно-транспортное происшествие, дорожное покрытие, место происшествия, осмотр, осмотр места происшествия, расследование ДТП, средство, транспортное средство, горизонтальная дорожная разметка, ДТП, место ДТП, след.

Читайте также: