Особенности осмотра места происшествия при дтп

Обновлено: 18.05.2024

Осмотр -- это одно из основных следственных действий при' расследовании дорожно-транспортных происшествий. В новом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации это следственное действие регламентируется ст. 176-177 УПК РФ, а также ст. 164-170 УПК РФ, предусматривающими: общие правила производства, порядок составления протокола, удостоверения факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия, участия специалиста, переводчика, понятых.

Не следует забывать, что протокол осмотра (ст. 180 УПК РФ) является доказательством по уголовному делу. И если он не будет соответствовать требованиям ст. 75, 83 УПК РФ, то такое доказательство может быть признано недопустимым, то есть не иметь юридической силы, его нельзя положить в основу обвинения, а также использовать для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ. Поэтому при расследовании дорожно-транспортных происшествий осмотр места ДТП приобретает особое значение, так как нередко это единственное объективное доказательство. Место осмотра ДТП условно можно подразделить на три зоны.

  • 1. Исходная зона -- это место (точка) практического восприятия водителем возникшей опасности.
  • 2. Промежуточная зона -- место, с которого водитель по прошествии времени реакции принимает меры к предотвращению ДТП (торможение, изменение направления движения и т.д.).
  • 3. Зона совершения ДТП -- включает место столкновения (удара), расположения после столкновения и следы ДТП (торможение, юз, разброс стекол и деталей, выбоины, царапины на дорожном покрытии и т.д.).

Знание, понимание и правильное применение следователем последовательности этих зон позволяет ему легко определить границы осмотра, правильно его оградить, что исключит возможность утери и уничтожения вещественных доказательств.

При осмотре следователь не должен упускать малозначительных на первый взгляд объектов и фактов, которые в совокупности с другими доказательствами в общей картине ДТП приобретают большую значимость. Вот некоторые из них:

  • * положение рычага переключения передач, нейтральное или выключенные передачи -- если выключена передача, то какая именно (это может дать представление о возможной скорости движения);
  • * чистота лобового и боковых стекол, что позволяет установить видимость и обзорность для водителя;
  • * положение переключателей осветительных приборов -- при каком свете автомобиль следовал и какая при этом была видимость в темное время суток;
  • * был ли включен обогреватель заднего стекла -- можно сделать вывод о степени ограничения видимости сзади;
  • * общее состояние системы управления и интерьера салона -- это может свидетельствовать о степени трудности управления автомобилем.

Итак, прежде чем удалить с проезжей части транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального движения, надо зафиксировать взаимное положение автомашин, следов, иных вещественных доказательств посредством фотографирования, замеров и т.д.

Выяснение обстановки, установление места и времени происшествия, а также его последствий.

Обнаружение, фиксация, изъятие следов и вещественных доказательств.

Определение технического состояния транспортного средства для установления технических , причин и условий, повлекших происшествие.

Поиск ориентирующей информации о марке, модели, особенностях и других данных о транс- I портных средствах, отсутствующих на месте ДТП, определение направления их движения после происшествия.

Установление причин происшествия и условий, способствовавших его совершению.

Построение и проверка версий об обстоятельствах происшествия.

Начинать осмотр места происшествия целесообразно с того участка дороги (улицы), на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежание их порчи.

Главная задача следователя, на наш взгляд, заключается в том, чтобы точно зафиксировать, где именно располагались обнаруженные при осмотре предметы.

Если место ДТП находится в населенном пункте, необходимо указать название улицы, номер дома и расстояние от определенного угла здания. Вне населенного пункта следует указать наименование шоссе (дороги), километр и ориентир.

Обязательно подлежат фиксации все дорожные знаки, их местонахождение:

  • * светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности и все иные объекты, имеющие отношение к месту ДТП, состояние краски;
  • * расположение отметки;

наличие подземного перехода, направление выходов, их расстояние от места происшествия.

Осмотр следует производить исходя из принципа направления движения ТС.

Характерными параметрами дорог, которые должны быть зафиксированы при осмотре, являются ширина проезжей части, обочин, радиусы закруглений, величина подъемов или спусков и поперечных углов.

Приступая непосредственно к осмотру, необходимо стремиться к тому, чтобы как можно быстрее восстановить нормальную работу транспорта, осмотреть прежде всего менее устойчивые следы, к которым относятся:

  • * следы, указывающие на точку наезда или место столкновения автомашин (осыпь грязи, стекол и т.д.);
  • * следы крови;
  • * следы вещества, которым был загружен транспорт;
  • * следы масла автомашины.

Сюда же относятся следы в виде осколков фар, частей одежды и обуви пострадавшего. Затем следователь переходит к осмотру следов протектора, торможения, повреждений на автомашинах и т.д.

Таков общий порядок осмотра МП при ДТП, который не является обязательным, однако рекомендуется при расследовании типичных ДТП. Что же необходимо выяснять и учитывать при осмотре.

Установив расстояние при помощи замера от места фактического восприятия до места начала следов торможения, юз? и т.п., следователь может, используя достижения автотехнической экспертизы, определить место столкновения ТС. При столкновении двух автомобилей можно, по следам разброса их обломков, установить место столкновения, которое будет располагаться между местами разброса.

Осыпи грязи располагаются вблизи места столкновения, так как крылья ТС препятствуют их перемещению на значительное расстояние, что облегчает следователю задачу по определению места столкновения.

Масло, вода, тосол, антифриз, вытекающие из поврежденных деталей автомашины, могут прямо указывать место столкновения, так как их разбросу препятствует другой автомобиль и поэтому они вытекают вниз, прямо на поверхность дороги в месте повреждения.

По следам бокового перемещения следов скольжения шин следователь, изучая их, может довольно точно определить место столкновения, так как отклонение от первоначального движения происходит в момент столкновения, что приводит к резкому небольшому отклонению следов скольжения шин задних колес в боковом направлении.

Следы повреждений на придорожных объектах, таких как насыпи, ограждения, деревья, опоры освещения и т.д., могут находиться на некотором расстоянии от места столкновения и места нахождения ТС после ДТП, их порой трудно обнаружить. Вот почему по прибытии на место происшествия следователь в первую очередь должен определить границы осмотра и поиска вещественных доказательств.

Следы повреждений, оставленные на придорожных объектах, помогут следователю:

  • * установить путь движения ТС до столкновения;
  • * получить информацию о возникновении ДТП;
  • * найти точки, в которых ТС выехало за пределы дороги;
  • * установить изменение направления движения до столкновения, так как в результате наезда на неподвижные объекты может заметно и резко измениться направление движения ТС, и без установления следов соприкосновения у следователя возникнут трудности в определении направления первоначального движения;
  • * обнаружить отпечатки следов шин и других следов;
  • * решить вопрос о том, где находился автомобиль перед столкновением, что можно установить при опросе свидетеля, который может указать, где впервые увидел один или другой автомобиль (возле придорожного объекта, опоры светильника, остановки и т.д.).

Однако следователю необходимо научиться различать старые следы повреждений, оставленные на придорожных объектах ранее, от следов повреждений, оставленных непосредственно перед ДТП.

Отличие в следующем. Старые следы имеют наслоения пыли, грязи и т.д., они более тусклые, затертые, имеют следы наслоения, оставленные другими транспортными средствами, другие отличия.

Первоначальная фиксация обстановки ДТП и результатов осмотра МП

ДТП происходят либо при движении двух ТС, либо при движении одного из них и неподвижности другого. ДТП возникает также в случае, когда два или более ТС оказываются в одно время в одном и том же месте.

Фиксация результатов ДТП включает в себя следующие факторы:

  • * положение каждого ТС в начальный момент попытки занятия конфликтной зоны;
  • * глубина проникновения в занятую зону и соответствующие деформации каждого ТС в результате столкновения.

Выявление и изучение следователем данных факторов ведет к необходимости определения:

  • * направления движения до удара;
  • * изменение направления движения во время удара;
  • * направление движения после удара;
  • * других данных, необходимых следователю (дознавателю) хотя бы для предварительного (впоследствии документально подтвержденного) уяснения картины и механизма образования ДТП. Помимо составления протокола осмотра места происшествия обстановка ДТП фиксируется в схеме, которая вместе с фототаблицей является приложением к протоколу осмотра. На схеме следователь может показать наиболее важные моменты механизма ДТП:
  • * точки, места столкновения или наезда;
  • * объекты -- расположение ТС или потерпевшего;
  • * следы торможения, юза, заноса, скольжения, отделившейся грязи и т.д.;
  • * отдельные следы, оставленные на дорожном покрытии (выбоины, царапины, маслянистые пятна и т.д.);
  • * отдельные узлы и детали, отделившиеся от автомобиля при столкновении, и т.д..

Оценка обстановки места происшествия осуществляется после установления фактических обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке: интенсивность, равномерность и скорость движения транспорта на дороге или улице, где произошло происшествие, характер дороги (напряженность пешеходного движения в определенное время суток), а также общее состояние дороги, ее ширины, рядности (полос) движения, наличие уклонов, подъемов, поворотов, вида покрытия. Тщательным образом исследуется видимость с места водителя. Она определяется не только освещенностью, состоянием погоды, профилем пути, наличием деревьев, но и расположением других автомашин на проезжей части. Сопоставление и анализ указанных обстоятельств позволяют правильно оценить дорожную обстановку на месте аварии и облегчить дальнейшее расследование.

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ И АНАЛИЗУ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. РАЗРАБОТАН ФГБУ "РОСДОРНИИ" (Федеральное государственное бюджетное учреждение РОСДОРНИИ) по заказу Росавтодора

2. ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Изменения внесены изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящие Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации (далее - Рекомендации) определяют единый порядок и формы учета и анализа дорожно-транспортных происшествий владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения, владельцами частных автомобильных дорог, а также балансодержателями улиц и дорог городов и сельских поселений.

2 Нормативные ссылки

В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52044-2003 Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения

ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

ГОСТ Р 52767-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящих Рекомендациях использованы следующие термины и определения:

3.1.1 владельцы автомобильных дорог: Исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.1.2 дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

3.1.3 дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек.

3.1.4 дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более.

3.1.5 дорожно-эксплуатационная организация: Подрядные дорожные организации и предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

3.1.6 линейный график ДТП - схематичное изображение дороги или улицы в плане с указанием дат, видов и мест совершения ДТП (км+м).

3.1.7 недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети: Несоответствие нормативным требованиям эксплуатационного состояния автомобильной дороги или улицы, имевшиеся на месте дорожно-транспортного происшествия и в непосредственной близости от него на момент совершения ДТП, которое установлено при его оформлении.

3.1.8 перекресток: Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

3.1.9 аварийно-опасный участок дороги (место концентрации ДТП): Участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

3.1.9 погибший в ДТП: Лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

3.1.10 раненый в ДТП: Лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

3.1.11 эксплуатационное состояние дороги (улицы): Состояние дороги, которое характеризуется транспортно-эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации, воздействии транспортных средств и метеорологических условий.

3.2 В настоящих Рекомендациях использованы следующие сокращения:

АППГ - Аналогичный период прошлого года;

УДС - Улично-дорожная сеть;

КОУ ДТП - Карточка оперативного учета ДТП;

МИАС - Многопараметрическая информационно-аналитическая система моделирования и прогнозирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

АС УДТП "ГОСУЧЁТ" - Автоматизированная система учета дорожно-транспортных происшествий, включенных в государственную статистическую отчетность.

4 Общие положения

4.1 Владельцы автомобильных дорог учитывают дорожно-транспортные происшествия (далее ДТП), совершенные на автомобильных дорогах общего пользования (далее - дороги), улицах и дорогах городов и сельских поселений (далее - улицы), находящихся в их ведении. Учет осуществляют для изучения причин и условий возникновения ДТП и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Учет и анализ ДТП на УДС проводят в целях:

- оценки общего состояния аварийности и тенденций ее изменения;

- изучения и устранения причин дорожно-транспортных происшествий;

- выявления мест концентрации ДТП*;

* Изменением, утвержденным Распоряжением Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р, по всему тексту документа: слова "участок концентрации ДТП" заменены словами "место концентрации ДТП", слова "на участках концентрации ДТП" заменены словами "на аварийно-опасных участках" с учетом изменения слов по падежам, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя баз данных.

- разработки и осуществления эффективных управленческих решений и мер по повышению безопасности движения на аварийно-опасных участках;

- оценки изменения показателей аварийности в результате реализации мер по повышению безопасности дорожного движения.

4.2 При проведении учета ДТП необходимо обеспечить:

- достоверность и оперативность получения данных о ДТП;

- своевременное обобщение и анализ сведений о ДТП.

4.3 Учет и анализ данных о ДТП, а также работы по обеспечению безопасности дорожного движения должны проводиться владельцами автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения, владельцами частных автомобильных дорог, а также балансодержателями улиц и дорог городов и сельских поселений.

4.4 Для обеспечения достоверности данных вносимых в автоматизированные системы учета, сбора и анализа сведений о ДТП органов внутренних дел Российской Федерации владельцы автомобильных дорог направляют в подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне не реже одного раза в год перечень дорог, находящихся в их ведении, по форме приведенной в Приложении К, соответственно в случае внесения в перечень изменений - не позднее чем в течение месяца с момента их внесения.

4.5 Владельцы автомобильных дорог участвуют в специальных проверках по установлению влияния дорожных условий на обстоятельства, которые могли способствовать либо сопутствовать возникновению ДТП при включении их уполномоченных представителей в состав комиссии, назначаемой соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основании предложений и при участии подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.

4.6 На основе результатов анализа ДТП владельцы автомобильных дорог принимают меры по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния в местах совершения ДТП (Приложение Г), разрабатывают планы дорожных работ и целевые программы по повышению безопасности дорожного движения, а также осуществляют необходимые для обеспечения безопасности движения виды дорожных работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

5 Учет дорожно-транспортных происшествий

5.1 Владельцы автомобильных дорог ведут учет ДТП, совершенных на автомобильных дорогах, находящихся в их ведении, на основе данных учета о дорожно-транспортных происшествиях, производимого органами внутренних дел Российской Федерации.

Учет ДТП ведут в том числе, с использованием автоматизированных систем учета, сбора и анализа сведений о ДТП органов внутренних дел.

Представление владельцам автомобильных дорог сведений о ДТП в объеме необходимом для составления соответствующих форм учета (Приложение А), осуществляется в установленном порядке.

5.2 Владельцы автомобильных дорог в целях оперативного сбора и учёта информации о ДТП, а также принятия необходимых оперативных мер по приведению эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и ликвидации последствий ДТП в установленном порядке используют в том числе автоматизированную систему учета и сбора сведений о ДТП органов внутренних дел Российской Федерации. С использованием данной автоматизированной системы осуществляется ежесуточный сбор сведений о ДТП, а также проводится анализ приобщенных к КОУ ДТП материалов.

Сведения о ДТП из КОУ ДТП ежедневно заносят для последующего анализа и хранения в формы учета ДТП (Приложение А). При занесении данных в формы учета ДТП используют коды в соответствии с Приложением Л.

В случае если в КОУ ДТП были внесены изменения (например, изменено состояние пострадавших или внесены дополнения в описание), в формы учета ДТП также должны быть внесены соответствующие изменения.

5.3 После регистрации КОУ ДТП владелец автомобильной дороги, проводит оперативный анализ приобщенных к карточке фотоматериалов, рапорта и акта по обследованию места ДТП.В случае, если сведения о ДТП включают акт по обследованию места ДТП с выводами о наличии недостатков в транспортно-эксплуатационном состоянии (содержании) УДС, владелец автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационная организация) при необходимости направляет на место ДТП уполномоченных представителей для обследования выявленных неудовлетворительных дорожных условий.

Прибытие уполномоченных представителей владельца автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационной организации) для осмотра места ДТП осуществляется не позднее 6 часов с момента поступления информации о происшествии.

По результатам осмотра недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС в месте совершения ДТП владелец автомобильной дороги (дорожно-эксплуатационная организация) составляет "АКТ обследования дорожных условий в месте совершения ДТП" (далее АКТ), форма которого приведена в Приложении Б.

АКТ должен содержать вывод о наличии или отсутствии в месте совершения ДТП недостатков транспортно-эксплуатационного состояния, указанных в акте по обследованию места ДТП, основанный на результатах оценки их характеристик с применением инструментальных измерений, в том числе передвижных дорожных лабораторий, оснащённых унифицированным, метрологически аттестованным оборудованием, средств фото- и видеофиксации.

К АКТу приобщаются фотоматериалы о выявленных недостатках транспортно-эксплуатационного состояния УДС в месте совершения ДТП. Количество фотографий по каждому из выявленных недостатков должно составлять не менее пяти, в т.ч. должны иметься крупноплановые фотографии.

В АКТе указывается перечень мероприятий по приведению эксплуатационного состояния дороги или улицы в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и сроки их проведения, при необходимости определяют иные мероприятия по профилактике совершения ДТП:

АКТ составляется в двух экземплярах, утверждается владельцем автомобильной дороги. Второй экземпляр АКТа направляется в соответствующее подразделение Госавтоинспекции на региональном уровне в срок не позднее 18 часов с момента регистрации КОУ ДТП.

Определение виновника ДТП

Как правило каждый из участников дорожно транспортного происшествия имеет свое мнение о случившимся. Не редки случаи, когда виновник, понимая тяжесть последствий, при составлении протокола умышленно искажает факты и схему ДТП. В таких случаях, вам поможет экспертиза ДТП разобраться в обстоятельствах и определить степень виновности участников ДТП поможет экспертиза обстоятельств ДТП при которых оно произошло.

Независимая ситуационная экспертиза ДТП исследует все факты при которых произошло дорожно транспортное происшествие. Она проводится для выявления механизма, произошедшего ДТП, установив действия всех участников, состояние дорожного покрытия и самих транспортных средств. Экспертиза по обстоятельствам ДТП устанавливая связь всех факторов, помогает определить виновника и размер полученного ущерба, нанесенного автомобилю.

Случаи, в которых необходима экспертиза обстоятельств ДТП

  • В случае возникновения спорной ситуации о последовательности действий водителей и пешеходов при дорожно-транспортном происшествии;
  • В случае если Вас признают виновным в ДТП, а Вы хотите оспорить решение;
  • В случае если у Вас возникли подозрения в независимости эксперта ранее проводящего экспертизу обстоятельств ДТП;
  • В случае когда авария произошла по причине плохого качества дорожного покрытия и Вы собираетесь предъявлять требование к дорожным службам;

При проведении экспертизы ДТП устанавливаются следующие факты

  • Обстоятельства при которых произошло происшествие. Рассчитываются скорость автомобиля, траектория по которой двигался каждый из участников ДТП. Определяется возможность принять меры для предотвращения ДТП. Вычисляется обстоятельства сближения, контакта и разлета;
  • Определяются действия участников ДТП относительно использования транспортного средства и установленных правил дорожного движения. Это позволяет определить достоверность показаний сторон;
  • Рассматривается связь между аварией и состоянием автомобиля;

По результатам всех перечисленных действий сопоставления следов на транспортном средстве, а также месте дорожно-транспортного происшествия специалист выдает заключение. В котором устанавливается не только причина и обстоятельства при которых произошло ДТП, но и возможность получения повреждений в рамках рассматриваемого происшествия.

Основные документы для проведения ситуационной экспертизы, которые необходимо предоставить заказчику

  • Паспорт транспортного средства;
  • Составленные ранее протоколы осмотра ТС и места происшествия;
  • Схема с места дорожно-транспортного происшествия;
  • Фотографии пострадавших транспортных средств при аварии, а также фотографии места ДТП;

По результатам проведения экспертизы ДТП выдается заключение, включающее в себя все исходные данные, описание произведенных исследований, расчётную часть, а также сделанные экспертом выводы на их основе. Заключение специалиста дополняется схемами, чертежами и фотографиями.

Заключение специалиста является юридический документом, который может быть рассмотрен в качестве доказательства в суде.

Вопросы которые решает ситуационная экспертиза обстоятельств ДТП

При проведении экспертизы обстоятельств ДТП перед специалистом ставятся вопрос, на которые по результатам исследования он должен дать ответы. Примеры вопросов, которые могут быть поставлены специалисту для разрешения:

  • Соблюдал ли водитель транспортного средства правила дорожного движения, имелась ли возможность в сложившейся ситуации придерживаться правилам ПДД?
  • Какие правила нарушены водителем транспортного средства и имеется ли связь между происшествием и не соблюдением правил?
  • Какая была скорость движения транспортного средства до начала его торможения?
  • Кокой размер остановочного и тормозного пути у транспортного средства?
  • Определение необходимого времени для реакции водителя при заданных дорожных условиях.
  • Какова максимальная разрешенная скорость на определенном участке дорожного полотна?
  • Имел ли водитель техническую возможность избежать наезд или предотвратить столкновение?
  • Имеется ли возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке?
  • Имел ли водитель транспортного средства с технической точки зрения произвести объезд препятствия?
  • Чьи именно действия с технической точки зрения послужили причиной дорожно-транспортного происшествия?
  • Определение расстояния от начала применения экстренного торможения.
  • Соответствует ли действительности с технической точки зрения версии произошедшего по объяснению участников ДТП?
  • Что послужило причиной происшествия с технической точки зрения?
  • Определение времени и пути маневра если тот имел место быть.
  • Определение скоростных характеристик столкнувшихся транспортных средств в момент столкновения.
  • В случае столкновения на перекрестке определить кто из участников первым выехал на него?
  • Вычисление при заданных условиях безопасность дистанции между участниками ДТП.
  • Для кого из водителей участников ДТП установлено преимущество при столкновении на перекресте?
  • Определение технических возможностей транспортного средства преодолеть конкретный участок пути за заданный временной промежуток.
  • Выявление обстоятельств заноса или изменений направления движения транспортного средства.

В любом случае, вам не обойтись без экспертизы обстоятельств ДТП, если виновный старается свалить на вас свою вину или исказить факты. Наши специалисты имеют многолетний опыт, и прекрасную репутацию, достаточно просто позвонить нам!

54bc193617d3f805cc1bd842be302fd6

Дорожно-транспортные происшествия, которые могут перерасти в дорожно-транспортные преступления (ДТП) случаются довольно часто. Никто из нас не застрахован от этого. Дорожно-транспортные происшествия случаются, к сожалению, всегда неожиданно для участников дорожного движения, и сопровождаются стрессом, шоковым состоянием для них. В первые минуты и часы участники ДТП не в состоянии оценить возникшую ситуацию, контролировать ход проведения первоначальных действий сотрудников ГИБДД, Чем серьезнее последствия ДТП, тем сильнее шоковое состояние. Все действия водителей после ДТП определены Правилами дорожного движения РФ, к которым закон относит следующее:
• немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия до приезда сотрудников ГИБДД, обозначить аварийную обстановку всеми возможными средствами (например, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) на расстоянии 15 метров от автомобиля в населенных пунктах и 30 метров загородом);
• принять меры к экстренному оказанию доврачебной помощи пострадавшим, ни при каких обстоятельствах не оставлять пострадавшего без помощи, оставление в опасности — уголовное преступление;
• сообщить о случившемся на пост ГИБДД;
• принять меры к сохранению следов ДТП, например, накрыть картоном, полиэтиленом, тканью, очертить мелом и т.д.
• записать фамилии, адреса и телефоны очевидцев ДТП, составить с их участием схему происшествия, указав места нахождения свидетелей, и всем надо подписать эту схему, поставить время, и только после этого можно убрать машины с дороги.
Сразу хочу отметить, что уголовное наказание и уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ, т.е. нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступает только в случае причинения потерпевшему тяжкого вреда здоровью или смерти. Если потерпевшему причинен легкий или средний вред здоровью, то наступает административная ответственность по ст.12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В данной теме я расскажу именно об уголовно-наказуемом ДТП.
Особенность этой категории преступлений состоит в том, что при ДТП очень важно, чтобы были точно и наиболее полно зафиксированы первоначальные сведения, т.е. сведения об обстоятельствах совершения ДТП, о характере ДТП, о времени совершения ДТП, о потерпевших лицах, погодных условиях, дорожном покрытии, тормозном пути и т.п.
Тем не менее, если с вами случилась такая беда, следует сначала успокоиться. Понимаю, что говорить легко, а когда человек неожиданно попадает в аварию, да еще когда имеются потерпевшие или погибшие, совладать со своими переживаниями крайне тяжело. Но, тем не менее, надо постараться успокоиться и принять активное участие в осмотре места ДТП, следить за тем, чтобы точно фиксировались все важные моменты: расположение транспортных средств, длина тормозного пути, наличие дорожных знаков, светофоров, наличие и расположение повреждений на машинах, состояние дорожного покрытия. Постарайтесь найти из зевак свидетелей ДТП, запишите их ФИО, адреса и телефоны. Это поможет вам в дальнейшем при расследовании обстоятельств ДТП.
Важным доказательством при расследовании дел о ДТП является протокол осмотра места происшествия и схема к нему. По делам о ДТП также имеют значения погодные условия, освещенность этого участка дороги, покрытие дороги, дорожная разметка. Эти факторы нужны для последующего установления факта нарушения ПДД. Если вы не будете контролировать фиксацию следов ДТП, правильность занесения сведений в протокол осмотра места ДТП и схемы к нему, то потом никакие исправление и замечания никто вносить в эти документы не будет. Тем более, что протокол осмотра места происшествия и схему к нему подписывают также два понятых. Помните, что по делам о ДТП мало нарушить ПДД, т.к. одно нарушение ПДД еще не влечет уголовную ответственность по этой статье. Необходимо, чтобы нарушение ПДД находилось в причинно-следственной связи с наступившими последствиями. Допустим, водитель нарушил ПДД и совершил столкновение с другой машиной и обнаружен умерший пассажир второй машины, у которого имелись существенные телесные повреждения. Но судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть наступила в результате сердечного приступа, которое никак не связана с ДТП и причинением потерпевшему телесных повреждений. В этом случае наступает только административная ответственность, т.к. нарушение ПДД не находятся в причинно-следственной связи со смертью пассажира. Нередки случаи, когда сотрудники ГИБДД, при проверке обстоятельств ДТП, зная, что вина водителя в смерти или в причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего отсутствует, вымогают взятку за отказ в возбуждении уголовного дела. Бывают случаи, когда водитель, находясь в легкой степени опьянения, совершает наезд на пешехода со смертельным исходом. Казалось бы, что сам факт опьянения уже является нарушением ПДД, но если будет установлено, что погибший резко и неожиданно для водителя в неположенном месте перебегал дорогу, сам является нарушителем ПДД, то вины водителя в смерти пешехода не будет. Для водителя наступит только административная ответственность. Здесь следует сказать, что совершение ДТП, повлекшее смерть человека влечет более суровое наказание. Также очень важны показания подозреваемого относительно обстоятельств совершения ДТП, особенно важен скоростной режим, скорость, с какой ехал водитель до момента наезда. Превышение скорости уже является нарушением ПДД. Знайте, что по делам о ДТП, связанным с наездом на пешехода обязательно проведение автотехнической экспертизы или комплексной медико-автотехнической экспертизы, которая ответит на многие вопросы и поможет восстановить картину ДТП и установить виновное лицо. Следует помнить, что какие данные заложит следователь в постановлении о назначении автотехнической экспертизы – такое и будет заключение эксперта. Эксперт-автотехник в основном черпает информацию из протокола осмотра места совершения ДТП и схемы к нему, а также из показаний обвиняемого, потерпевшего, свидетелей. Помните, что подозреваемого (обвиняемого) и потерпевшего следователь обязан ознакомить с постановлением о назначении автотехнической экспертизы и эти лица имеют право предложить свои вопросы для эксперта. Вот почему я ранее говорил, что важно обращать внимание на такие моменты, как скорость машины, длина тормозного пути, дорожные знаки и т.п. в показаниях подозреваемого водителя важно то, в какой момент он обнаружил помеху в виде пешехода, т.е. в какой момент для него возникла опасность. Если эксперт-автотехник в заключении укажет, что водитель не имел технической возможности предотвратить наезд, то в наезде на пешехода его вины не будет и водитель не будет привлечен к уголовной ответственности.
Знайте, что в случае причинения любого вреда здоровью или смерти участника ДТП, потерпевший (в случае смерти участника ДТП потерпевшим признается один из родственников погибшего) имеет право на возмещение материального и морального вреда даже при отсутствии вины водителя.

В криминалистической науке осмотр места происшествия определяется, как неотложное следственное действие, направленное на установление, фиксацию и исследование обстановки места происшествия, следов преступления и преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме происшествия и других обстоятельствах расследуемого события.

Осмотр места ДТП производится в соответствии с требованиями ст. 176, 177 и 180 УПК РФ, регламентирующими порядок проведения данного следственного действия.

Порядок осмотра места происшествия определенный ст. 177 УПК РФ, предусматривает обязательное наличие при осуществлении таких следственных действий присутствие понятых. Однако из этого правила по отношению к сотрудникам правоохранительных органов в законе есть исключение в части того, что понятыми не могут быть работники органов исполнительной власти, которые в соответствии с федеральным законом наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования (п. 3 ч. 2 ст. 60 УПК).

Место осмотра ДТП условно можно подразделить на три зоны.

1. Исходная зона — это место (точка) практического восприятия водителем возникшей опасности.

2. Промежуточная зона — место, с которого водитель по прошествии времени реакции принимает меры к предотвращению ДТП (торможение, изменение направления движения и т.д.).

3. Зона совершения ДТП — включает место столкновения (удара), расположения после столкновения и следы ДТП (торможение, юз, разброс стекол и деталей, выбоины, царапины на дорожном покрытии и т.д.).

Знание, понимание и правильное применение следователем последовательности этих зон позволяет ему легко определить границы осмотра, правильно его оградить, что исключит возможность утери и уничтожения вещественных доказательств.

На первом этапе общего осмотра места происшествия определяются границы осмотра, ориентируя его относительно дорожных знаков или каких-либо объектов окружающей обстановки (дома, электроопоры, постройки и т.п.). Границы места ДТП должны включать конечное положение транспортных средств, точку удара, точку, в которой каждое транспортное средство стало неуправляемым, и экстремальную точку видимости. Место ДТП может быть подразделено на три зоны: 1 - исходная зона, начинающаяся от точки возможного восприятия; 2 - промежуточная зона, начинающаяся от точки, где транспортное средство начало отклоняться от нормальной траектории движения; 3 - зона совершения ДТП, охватывающая конечное положение транспортных средств, точку удара и следы, непосредственно предшествовавшие удару (рис. 1). Поэтому легко понять необходимость ограждения места ДТП и осмотра довольно протяженного участка дороги.


Рис. 1. Зоны дорожно-транспортного происшествия: 1 – точка возможного восприятия; 2 – повреждения обочины; 3 – точка удара.

При общем осмотре объекты исследуются в том виде и положении,
в котором они были обнаружены к началу осмотра. Далее необходимо установить местонахождение центра происшествия по отделившимся частям и деталям транспортного средства (транспортных средств), по их расположению, по следам пролившейся жидкости (топливо, тормозная жидкость и т.д.), а также по следам, оставленными на дорожном покрытии колесами и иными частями транспортного средства. Для фиксации положения, пространственного размещения и особенностей объектов осмотра применяется ориентирующая, обзорная, узловая и детальная фотосъемка, составляются планы, схемы, делаются зарисовки и записи, необходимые для составления протокола.

Производится ориентирующая обзорная и узловая фото- либо видеосъемка. При этом в кадр должны попасть дорожные знаки, сигнальные приборы, обстановка вдоль дороги. При обзорной съемке место происшествия также желательно сфотографировать и сверху, например, с верхних этажей близлежащих зданий, кузова или крыши автомобиля.

Ориентирующую съемку целесообразно вести методом линейной панорамы. Обзорную фотосъемку следует производить более крупным масштабом с нескольких точек, из которых четко видно взаимное расположение транспортных средств на месте происшествия. Во время общего осмотра места происшествия производится узловая фотосъемка, в процессе которой фотографируются следы транспортного средства (тормозной след), труп, его поза и расположение, другие следы и вещественные доказательства, дорожные знаки и др. После определения границ места происшествия, фото- и видеосъемки в процессе общего осмотра места ДТП производится общий осмотр обстановки на месте происшествия. Определяя зону осмотра, необходимо убедиться, что следов или объектов, относящихся к данному ДТП, нет по ходу движения транспортного средства, как в прямом, так и в обратном направлениях.

Начинать осмотр места происшествия целесообразно с того участка дороги (улицы), на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежание их порчи.

При детальном осмотреопределяется значимость следов и объектом окружающей обстановки в пределах границ места происшествия, их от- ношение к событию ДТП, выявляются и фиксируются следы и вещественные объекты обстановки происшествия, определяются их координаты относительно границ проезжей части и друг друга, производится осмотр транспортного средства (далее — ТС), узловая и детальная фотосъемки.

Выяснение обстановки, установление места и времени происшествия, а также его последствий. Определение технического состояния транспортного средства для установления технических причин и условий, повлекших происшествие. Поиск ориентирующей информации о марке, модели, особенностях и других данных о транспортных средствах, отсутствующих на месте ДТП, определение направления их движения после происшествия. Это факторы влияющие на скорейшее установление причин происшествия и условий, способствовавших его совершению.

При необходимости изымаются: обнаруженные следы (или слепки с них), предметы, имеющие значение для расследования (части и детали ТС, осколки стекол, частицы ЛКП и т. д.), неисправные узлы и агрегаты ТС (без их разборки). Необходимо точно и полно выявить и зафиксировать следы и вещественные объекты обстановки происшествия. Последовательность фиксации определяется устойчивостью следов. Предпочтителен следующий порядок работы:

1. Фиксируется точное месторасположение места ДТП в населенном пункте по адресным данным, на дорогах вне населенных пунктов – по расстоянию до ближайшего километрового столба, перекрестка дороги или какого-либо населенного пункта, отдельно стоящего строения, любого другого неподвижно-определенного ориентира.

2. Определяется тип дорожного покрытия: асфальт, бетонные плиты, гравий, покрытый битумом, гравий в чистом виде, грунт (уплотненная песчано-гравийная смесь, глинистый, песчаный, земляной); его состояние: влажное, сухое, покрытое снегом, льдом, тающим снегом, снегом, смешанным с песком, антиобледенительным составом, нефтепродуктами и др.

3. Устанавливается наличие в зоне ДТП выбоин, ям, колдобин, разрытий, канализационных и др. люков, трещин в дорожном покрытии.

4. Устанавливается профиль дороги, наличие продольного или поперечного наклона, его величина, наличие и величина обочины, кюветов, их глубина; если ДТП имело место на закругленном участке дороги — определяется ракурс закругления.

5. Фиксируются находящиеся в зоне ДТП дорожные знаки, их местонахождение, светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение дорожной разметки, остановки общественного транспорта, рельсовые пути, неохраняемые переезды, подземные или надземные переходы, иные объекты, имеющие отношение к ДТП (дома, деревья и кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты, и др.).

Все элементы дорожного участка измеряются по ширине, а кювет, кроме того, по глубине и наклону откосов. Отмечается наличие и высота бордюра, наличие или отсутствие размеченной осевой линии и ее вид (сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие обочины.

6. Выясняется характер освещенности на месте ДТП, наличие, количество и вид осветительных приборов, находящихся в зоне ДТП, интенсивность естественного света (солнечного или лунного), погодные условия, степень видимости на этом различных объектов, имеющих отношение к ДТП (дорожных знаков, неподвижно находящихся объектов, пешеходов, движущихся транспортных средств и др.) и расстояние от них до искусственных светильников в ситуации, предшествующей ДТП и в момент возникновения ДТП.

7. Если ДТП имело место на регулируемом перекрестке, устанавливаются характер обзорности со всех сторон, место установки светофоров, режим их работы, наличие иных средств регулирования движения на перекрестке и на каждой из улиц, примыкающих к нему.

8. При заносе или опрокидывании транспортного средства на закругленном участке дороги с помощью специалиста устанавливается радиус, по которому двигалось это транспортное средство.

9. Если ДТП произошло при обгоне, осматривается участок дороги, несколько превышающий по длине расчетный путь обгона, при этом обращается внимание на состояние проезжей части, наличие и видимость дорожных знаков, характер обзорности и дальности видимости по всему участку обгона.

10. Выявляются и фиксируются признаки, указывающие на направление движения каждого из транспортных средств, причастных к ДТП.

11. Обнаруживаются, фиксируются и по возможности изымаются все следы, возникшие в результате ДТП.:

а) следы протектора шин автотранспортных средств;

б) отделившиеся от них части, частицы загрязнений; в том числе попавшие на дорожное покрытие, в кювет, на обочину, на иные транспортные средства, на одежду и тело потерпевших;

в) следы подтекания технологических жидкостей: бензина, дизельного
топлива, тосола, смазочных масел, жидкости для мытья стекол, тормозной
жидкости, электролита аккумулятора;

г) следы крови, возникшие в результате телесных повреждений любых
участников дорожного движения.

Осмотр следует производить исходя из принципа направления движения ТС. При осмотре необходимо выяснить и учесть:

1. Обзорность (видимость) на дороге по прямой зависит от марки автомашины (у грузовой видимость больше, чем у легковой), от погодных условий, времени суток и т.д.. Это влияет на восприятие водителем обстановки на дороге, позволяет принимать соответствующие меры при ее нарушении (снизить скорость, принять вправо, остановиться и т.д.).

Общая видимость — это расстояние от передней части ТС, на котором с места водителя четко различаются элементы дороги на пути движения, ориентирование на которые позволяет вести ТС в полосе движения, рекомендуемой ПДД.

На месте ДТП вполне возможно сразу определить общую видимость дороги. ТС, участвовавшие в ДТП в темное время суток, во многих случаях получают значительные повреждения, особенно при наездах на массивные неподвижные препятствия. В связи с этим повреждаются либо полностью приходят в негодность их внешние световые приборы.

В этом случае необходимо ТС заменить однотипным. Особое внимание следует обратить при этом на соответствие внешних световых приборов по регулировке фар, по мощности ламп, по степени загрязненности фарных рассеивателей, на состояние и степень загрязненности переднего стекла кабины и других элементов, которые могут оказать влияние на видимость.

Для определения видимости дороги, ТС, из которого будет определяться видимость, размещается от места наезда (столкновения) в направлении, противоположном направлению движения перед наездом. ТС должнозаниматьту же полосудвижения, которую оно занимало, двигаясь к месту наезда (столкновения). С места водителя водитель-наблюдатель и понятые определяют место, до которого дорога просматривается, например, границы правой кромки проезжей части с обочиной.

2. Фактическое время и место опасности позволяют сопоставить место (точку) видимости опасности, установленные следователем (возможного восприятия), с местом (точкой) видимости, указанным водителем (фактического восприятия), которые могут совпадать, что будет подтверждать правильность даваемых водителем показаний. И наоборот, несовпадение этих данных может уличить водителя в даче неправдивых показаний.

Установив расстояние при помощи замера от места фактического восприятия до места начала следов торможения, юза и т.п., представляется возможным, используя достижения автотехнической экспертизы, определить место столкновения ТС.

При столкновении двух автомобилей можно, по следам разброса их обломков, установить место столкновения, которое будет располагаться между местами разброса.

Осыпи грязи располагаются вблизи места столкновения, так как крылья ТС препятствуют их перемещению на значительное расстояние, что облегчает следователю задачу по определению места столкновения.

Масло, вода, тосол, антифриз, вытекающие из поврежденных деталей автомашины, могут прямо указывать место столкновения, так как их разбросу препятствует другой автомобиль и поэтому они вытекают вниз, прямо на поверхность дороги в месте повреждения.

По следам бокового перемещения следов скольжения шин, можно довольно точно определить место столкновения, так как отклонение от первоначального движения происходит в момент столкновения, что приводит к резкому небольшому отклонению следов скольжения шин задних колес в боковом направлении.

Следы повреждений на придорожных объектах, таких как насыпи, ограждения, деревья, опоры освещения и т.д., могут находиться на некотором расстоянии от места столкновения и места нахождения ТС после ДТП, их порой трудно обнаружить. Вот почему по прибытии на место происшествия следователь в первую очередь должен определить границы осмотра и поиска вещественных доказательств.

Следы повреждений, оставленные на придорожных объектах, помогут:

• установить путь движения ТС до столкновения;

• получить информацию о возникновении ДТП;

• найти точки, в которых ТС выехало за пределы дороги;

• установить изменение направления движения до столкновения, так как в результате наезда на неподвижные объекты может заметно и резко измениться направление движения ТС, и без установления следов соприкосновения у следователя возникнут трудности в определении направления первоначального движения;

• обнаружить отпечатки следов шин и других следов;

• решить вопрос о том, где находился автомобиль перед столкновением, что можно установить при опросе свидетеля, который может указать, где впервые увидел один или другой автомобиль (возле придорожного объекта, опоры светильника, остановки и т.д.).

Читайте также: