Особенности темперамента не отражаются на работоспособности водителя

Обновлено: 16.05.2024

На манеру вождения автомобиля во многом влияют индивидуальные особенности характера человека. Если ваша компания владеет большим автопарком, потребуется осуществлять мониторинг транспорта . Подобный контроль позволяет исключить вероятность использования служебного автомобиля в личных целях, а также дает возможность своевременно отреагировать на угон или дорожно-транспортное происшествие.

Что влияет на стиль вождения?

На то, как ведет себя человек за рулем, влияет множество факторов. Важен не только водительский стаж, но и стрессоустойчивость, воспитание, социальное положение, особенности работы. Доминирующее влияние оказывает характер человека.

Разновидности стилей вождения

Принято различать агрессивный, обиженно-агрессивный, инертный и наглый стили вождения. Категория автомобилистов, которым свойственная первая разновидность поведения, часто подрезает, обгоняет и сигналит на дорогах. Они резко тормозят, делают рискованные маневры, игнорируют правила дорожного движения. Такие люди, как правило, своей манерой вождения пытаются самоутвердиться перед окружающими.

Обиженно-агрессивный стиль вождения выражается в том, что человек будет педантично соблюдать правила. Но если кто-то из автомобилистов проявит по отношению к нему небрежность, он поспешит наказать обидчика доступным его способом - попытается обогнать, начнет сигналить и прилюдно ругаться. Такие люди бескомпромиссны, их поступки продиктованы гипертрофированным чувством собственного достоинства.

Приверженцы инертного стиля вождения перемещаются по автостраде с минимальной скоростью. Они могут забыть включить поворотник или не посмотреть в зеркало заднего вида, когда это требуется. Такие люди не всегда способны быстро отреагировать на изменившуюся ситуацию на дороге. Они могут попасть в ДТП из-за банальной невнимательности. Такой тип вождения характерен для начинающих водителей, которые еще не чувствуют себя уверенно на дороге.

Наглый стиль вождения характеризуется в первую очередь быстрой ездой. Автомобилисты, которые часто подрезают и обгоняют на дороге, создают аварийные ситуации. Для таких людей свойственно ощущение вседозволенности и безнаказанности. Установка ГЛОНАСС позволит своевременно реагировать на ДТП с участием машин компании.

Тип темперамента и стиль вождения

Холерик представляет собой довольно неуравновешенный тип личности. Такой водитель часто придерживается агрессивного стиля вождения. Он порывист, может выйти из себя при возникновении препятствий на дороге. Сангвиники отличаются решительностью и повышенной работоспособностью. Однако им тоже далеко не всегда удается взять под контроль собственные эмоции, что в определенных ситуациях может стать причиной ДТП. У меланхоликов замедленная реакция. Кроме того, такие водители подвержены сомнениям и нерешительности на дороге. В экстренных ситуациях они могут потерять контроль. Флегматики становятся достаточно уравновешенными водителями. Они могут создать помеху на дороге лишь из-за своей неспешности.

Medium

Чего ждать от незнакомцев за рулем соседних машин? Предугадать сложно, но можно: достаточно научиться вычислять психотипы водителей.


Классическое деление на четыре темперамента актуально и на дороге. Правда, водительский темперамент не всегда совпадает с тем, который проявляется в быту: бывает, что в сангвинике за рулем просыпается холерик, а кроткий флегматик начинает подрезать всех подряд. Впрочем, вам-то что, как собратья по трассе ведут себя в обычной жизни? Главное - понимать, чего от них ждать на следующем перекрестке!

ОБЫВАТЕЛЬ-МЕЛАНХОЛИК


Общий план.
Консерватор, не любит, а порой и не умеет быстро принимать решения, склонен к шаблонному поведению. Характерные водительские стереотипы: "Если ехать 60 км/ч в среднем ряду, все будет хорошо"; "Повышать водительское мастерство? Я, слава богу, 15 лет за рулем, и все нормально!" На дороге составляет абсолютное большинство.

Отношение к машине.
Склонен очеловечивать автомобиль, особенно в первое время после приобретения. Это выражается в покупке неоправданно дорогих аксессуаров, часто не подходящих к модели машины. При этом плохо знает технические особенности своей "ласточки", так как не читал руководство по эксплуатации. После того как автомобиль приобретает первые вмятины или начинает приносить хозяину мелкие неприятности (выход из строя датчиков, необходимость замены лампочки. ), отношение к нему меняется на чисто потребительское с примесью раздражения.

Повадки.
Манера управления - непритязательная и недостаточно квалифицированная. Меланхолик нередко невнимателен за рулем при завышенной самооценке. Не всегда помнит о приближающемся нужном перекрестке, поэтому на светофоре от него можно ждать сюрпризов вроде внезапных поворотов направо из среднего ряда без включения поворотников. Неуверенные маневры, скованная посадка, частое торможение без видимых причин, несоблюдение рядности - это все о нем.

Ой! Врезался.
При ДТП меланхолик не уверен в собственной правоте, поэтому начинает разговор с печальной улыбкой на лице - а вдруг вы его простите и отпустите на все четыре стороны? Однако, если чувствует, что теряет контроль над ситуацией, становится агрессивным, особенно по отношению к женщинам. Разговор с ним обычно неконструктивен, он может в процессе поменять свою позицию на противоположную. Договориться вряд ли удастся - сразу вызывайте ГАИ.

ЭКСКЛЮЗИВ-САНГВИНИК


Общий план.
Стремится эпатировать окружающих любыми средствами. И неважно, плохое или хорошее впечатление он произведет - главное, чтобы оно было сильным! Чаще всего встречается среди людей до 35 лет.

Отношение к машине.
Машина нужна такая, чтобы ею можно было гордиться, и точка! Престижная модель, яркий и необычный цвет, навороченный тюнинг - предел определяют только деньги и фантазия. При этом легко может забыть застраховать всю эту красоту.

Повадки.
Манера езды агрессивная и в то же время беззаботная. Поворотники не включаются принципиально -ведь все и так должны видеть, что на дороге "эксклюзив"! Дорога для сангвиника - арена для самоутверждения: он едет быстро, часто подрезает, не соблюдает безопасную дистанцию ни с боков, ни спереди. Очень азартен: если решил перестроиться именно перед вами, совершит маневр во что бы то ни стало, даже если вокруг полно свободного места. Часто без повода гудит, мигает дальним светом, требуя уступить ему скоростной ряд, сам же не уступает никогда. Все эти проявления усиливаются при наличии пассажиров, особенно противоположного пола. Завидев сангвиника, любым способом избавьтесь от него - пропустите вперед, даже если для этого надо будет включить аварийку и остановиться.

Ой! Врезался.
При ДТП сразу идет в атаку, пытаясь сломить вас психологически. Козыряет связями (в большинстве случаев несуществующими), запугивает, в худшем случае способен на рукоприкладство, а то и вовсе может скрыться с места ДТП. Ни в какие переговоры с таким человеком вступать нельзя: лучше вообще запереться в автомобиле и ждать ГАИ, на всякий случай записав номер машины "эксклюзива".

САМУРАЙ-ХОЛЕРИК


Общий план.
Человек действия. Любит и умеет принимать решения, самолюбив, порывист, но всегда слышит голос разума. В пробках доходит до исступления, потому что не умеет распоряжаться своим временем и вечно находится в цейтноте. При этом, как ни странно, это менее опасный водитель, чем меланхолик или сангвиник.

Отношение к машине.
Автомобиль рассматривает прежде всего как средство для быстрого попадания из точки А в точку Б. Поэтому приобретает мощную модель со спортивными характеристиками. Техосмотр всегда пройден вовремя, колодки заменены, страховка не просрочена - однако в багажнике бардак, а на капоте уже пару недель красуется чья-то надпись "Помой меня!".

Повадки.
Ездит быстро, поскольку постоянно куда-то опаздывает, но умело. Движется быстрее общего потока, выбирая траекторию, близкую к оптимальной. Часто перестраивается, но не пугает других водителей. В пробках может поехать по встречной, если уверен в безопасности подобной авантюры. Холерика обычно подводит скорость реакции: во-первых, он бывает недостаточно внимателен (в том числе из-за того, что постоянно разговаривает по мобильнику), а во-вторых, он совершенно не готов к неадекватным действиям других участников движения.

Ой! Врезался.
Часто попадает в мелкие ДТП. Контактен, вменяем, пытается договориться на месте. Ему легче отдать деньги, чем терять время на разборки с ГАИ: больше необходимого он с вас не сдерет. Слово свое "самурай" держит, с ним можно вступать в переговоры, однако навязать ему свою точку зрения, скорее всего, не удастся. Впрочем, если ущерб невелик, а виновник - женщина, может и отпустить с миром.

ПЕДАНТ-ФЛЕГМАТИК


Общий план.
Практически идеал водителя. Основной принцип существования: "На Бога надейся, а сам не плошай!" Зануда в хорошем смысле слова. Педантичен, пунктуален и аккуратен во всем.

Отношение к машине.
Начинает изучать выбранную модель еще до приобретения, а после покупки внимательно штудирует руководство по эксплуатации и сопутствующие документы. Никогда не пропускает техосмотр, обслуживается в тщательно выбранной автомастерской, страхует все риски в проверенной компании. Автомобиль флегматика не только технически исправен, но и всегда чист и вообще выглядит достойно, даже будучи далеко не первой свежести. В салоне чистота, в багажнике порядок и комплект всех вещей, которые могут пригодиться в дороге.

Повадки.
Ездит неторопливо, размеренно. Соблюдает правила, но соотносит их требования с дорожной обстановкой. Всегда рассчитывает время в пути и маршрут с учетом пробок. Не создает проблем другим участникам движения, но рассматривает их как потенциальный источник опасности. Едет аккуратно, соблюдает дистанцию, лучше воздержится от маневра, чем совершит его, не будучи до конца уверенным в безопасности. За рулем предельно собран, постоянно анализирует дорожную обстановку, но из-за этого сравнительно быстро устает, особенно если водит недавно

Ой! Врезался.
В аварии флегматик попадает редко, так как хорошо "читает" дорогу и избегает опасных ситуаций. После ДТП ведет себя спокойно, контролирует ситуацию, как правило, сам вызывает ГАИ. Пытаться договориться с ним бесполезно: он будет следовать букве закона. До приезда инспектора изучит лежащие в бардачке Правила дорожного движения и потом четко аргументирует свою позицию. Доказать его виновность очень сложно.


Последние исследования психологов показывают, что манера вождения автомобиля во многом зависит от типа темперамента человека. В зависимости от особенностей каждого конкретного человека выделяют много подвидов темперамента, но на практике чаще всего анализируются четыре его классических типа: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический.

Для каждого из этих видов темперамента характерно следующие, водители с темпераментом холерика хорошо чувствуют машину в движении, однако часто ошибаются при торможении или выборе безопасной дистанции. И наоборот, водители с темпераментом флегматика испытывают затруднения при движении в скоростном потоке, они предпочитают вести себя и свой автомобиль спокойно, особенно не рискуя. Сангвинический темперамент характеризуется большой работоспособностью и энергией. Сангвинику подходит вождение, в котором встречаются разные ситуации, оно постоянно ставит перед ним новые задачи, однако количество допускаемых им ошибок выше, чем у водителей с другими типами темперамента. Меланхолик отличается повышенной чувствительностью к внешним раздражителям. Как правило, водители с таким темпераментом педантично соблюдают правила дорожного движения, но испытывают существенные затруднения, когда попадают в неординарные ситуации, например, в городской пробке или в сложных погодных условиях, требующих повышенного внимания.

Связь между стилем вождения и настроением человека.

Стиль вождения во многом зависит от настроения.





Как не пропустить главное?

Аварийноопасность представителей знаков Зодиака

Если верить результатам исследований социологов из страховых компаний, чаще всех попадают в аварии водители, рожденные под знаком Близнецов. Как правило, этих людей легко вывести из себя. За ними следуют Тельцы, страдающие невероятным упрямством и всегда уверенные в собственной правоте. А рожденные под знаком Рыб известны астрологам как люди рисковые и беззаботные, что сказывается на стиле их вождения. Классические образцы безопасного управления автомобилем демонстрируют Козероги.

Крупнейшая транснациональная корпорация DuPont в результате исследования выяснила, что сейчас покупателями наиболее востребованы белые автомобили. Такую моду диктуют покупатели из Северной Америки – им захотелось чего-то светлого, они устали от мировых кризисов, различных неприятных событий и траура, их сопровождающих. В западной культуре белый цвет символизирует чистоту, покой, мир, тишину, свет и полноту жизни. А самыми популярными остаются серебристый и серый, далее идут чёрный и белый. Выяснилось также, что светлые автомобили потребляют меньше топлива: корпус автомобиля меньше нагревается, и автовладелец экономит за счёт менее интенсивной работы кондиционера в салоне.

От цвета автомобиля зависит, насколько он заметен на дороге другим участникам движения. Чаще всего в ДТП попадают машины чёрного, коричневого, а также зелёного цвета: они сливаются с окружающей средой и неразличимы в условиях плохой видимости. Самые безопасные цвета по убывающей – серебристый, белый, красный. Водители автомобилей таких цветов в два раза реже становятся участниками аварий, нежели владельцы среднестатистических по цвету авто. А чересчур пёстрые и броские автомобили небезопасны, они отвлекают внимание остальных участников движения.

В исследовании, проведённом недавно Мичиганской Colburn Group Insurance, выяснилась прямая взаимосвязь между цветом автомобиля и стилем вождения. Хотите знать, что цвет автомобиля говорит о вашей индивидуальности?

Автомобиль серебряного цвета (престиж, богатство и роскошь) выбирают элегантные, спокойные, уравновешенные люди, зелёного – наоборот, эгоистичные, иногда ревнивые и капризные (выбор ярко-зелёного), зато очень серьёзные и добросовестные. Этот цвет приносит спокойствие и умиротворённость, снижает стресс. Чаще всего любители зелёных оттенков знают, как держать эмоции в равновесии.

Жёлтый автомобиль – признак беззаботного оптимиста с богатым воображением, золотой – независимого человека, а серый выбирают спокойные люди, трезво мыслящие, полностью посвятившие себя своей работе. Этот цвет символизирует стабильность и уверенность в своих силах.

Самые осторожные – водители синих автомобилей, этот цвет связывают с флегматическим типом темперамента. Синие оттенки даже в большей степени, чем зелёные, способны привнести спокойствие в повседневную жизнь. Водители автомобилей тёмно-синих оттенков очень уверенные, и на них можно положиться – не подведут.

Энергичные люди, с быстрой реакцией, находящиеся в постоянном движении, выбирают автомобили красного цвета. Красный цвет – это смелый выбор, позволяющий выделиться из толпы, выбор страстного человека, немного резкого. Иногда красный выбирают те, кому не хватает уверенности в себе. Розовые автомобили часто выбирают нежные, любящие люди. Они любят улыбаться.

Чёрный цвет машины – выбор консервативного человека, профессионала в карьере и жизни. Человеком с чёрным автомобилем сложно манипулировать. Чёрный автомобиль является воплощением силы и власти. Стиль вождения зачастую носит экстремальный характер.

Белый подойдёт перфекционистам, любящим чистоту, аккуратность, молодым в душе. Грязно-белый автомобиль заставляет вас выглядеть неряшливо и равнодушно.

Оранжевый – очень энергичный, подходит для эксцентричных, общительных, весёлых и открытых.

Если у вас коричневый автомобиль, это означает, что вы надёжны. Вы верны себе и окружающим, ответственны и достойны дружбы.

Что касается фиолетового цвета, сиреневого и его оттенка – лилового, то этот редкий цвет подойдёт для творческих людей – оригиналов и индивидуалистов, однако тёмно-фиолетовый – очень тяжёлый цвет, при избытке приводит к депрессии. Часто оттенки фиолетового выбирают люди, желающие перемен.


Музыка может улучшить настроение, поспособствовать созданию положительных эмоций либо снижению тревожности. Может отвлечь от неприятных мыслей, а может, наоборот, вызвать раздражение и запустить агрессию.

Почему психологи считают, что водителям необходимо аккуратнее относиться к выбору музыки?

Словом, чем громче мы делаем музыку в машине, тем наше внимание становится более избирательным и, соответственно, ограниченным, а это значит, что какие-то моменты дорожной обстановки остаются без нашего контроля (музыка запускает биохимические процессы в организме человека, которые от сознания не зависят). Многие автопроизводители знают об этом, и во время движения задним ходом музыка в некоторых автомобилях автоматически приглушается (чтобы водитель не отвлекался) и включается звуковой парктроник.

Установка мощного динамика для самых низких частот — сабвуфера может, как помочь раскрыть такие нюансы и тонкости исполнения музыкальной композиции, о существовании которых вы и не подозреваете, так и принести вред вашему организму, если акустика будет настроена неоптимально. Чрезмерное ритмичное воздействие низких частот на организм в течение относительно длительного времени ухудшает работу мозга, притупляя внимание и повышая уровень агрессии водителя, что, конечно, приводит к увеличению вероятности ДТП.

За рулём лучше слушать радио или сборники, приготовленные для себя, а не музыкальные альбомы, переключающие с одного настроения на другое. Кстати, существует список музыкальных композиций и направлений (составленный современными европейскими психологами), прослушивание которых повышает вероятность ДТП. К их числу относят тяжёлый рок, хип-хоп.

Тест для водителей автомобилей: КАКОЙ ТЫ ВОДИТЕЛЬ?
Тебе кажется, что ты на удивление хороший водитель автомобиля? В таком случае ты ничем не отличаешься от большинства. Именно поэтому результаты нашего теста могут тебя сильно удивить.

Предлагаем пройти небольшой тест – ответить на несколько вопросов, после чего можно будет подсчитать баллы и ознакомиться с результатами.


1. Как часто ты водишь автомобиль?

А. Предпочитаю городской транспорт: он закаляет характер.

В. Как минимум час в неделю.

С. Я живу за рулем.

2. Куда ты смотришь, когда ведешь машину?

А. Любуюсь пейзажами.

В. Разглядываю соседние машины.

С. Внимательно изучаю капот и кусочек шоссе перед ним.

3. Как ты оцениваешь свой уровень вождения по сравнению с другими участниками дорожного движения?

А. До этого момента никак не оценивал.

В. Что тут сказать… средний уровень.

С. Я — прекрасный водитель. Можно даже сказать, фантастический.

4. Как лучше всего подготовиться к правому повороту?

А. Замедлить скорость незадолго до поворота.

В. Максимально отклониться влево и только потом повернуть.

С. Повернуть на нейтральной скорости.

5. Кто ты по профессии?

Статистика доказывает, что после студентов в аварии чаще всего попадают доктора, юристы, архитекторы, риэлторы и солдаты срочной службы. Причины следующие: агрессивность, рассеянное внимание, хронический недосып. Так что дважды подумай, прежде чем садиться за руль в плохом настроении.

6. Задние колеса скользят и машину начинает заносить. Что ты сделаешь в первую очередь?

А. Увеличу скорость.

В. Сбавлю газ и поверну руль в сторону заноса.

С. Резко заторможу.

7. Когда ты за рулем, радио…

В. Смеется голосами известных ведущих и передает последние известия.

С. Поет про наколочку и зеленое море тайги.

От 18 до 21. Ты отлично водишь. Совершенно не важно, сидят ли у тебя в автомобиле две очаровательные подруги или машина под завязку набита ящиками с брюссельской капустой. Ты быстро и аккуратно довезешь до дома и то и другое.

Меньше 9. Возможно, ты заглянул на эту страницу по ошибке. У тебя водительские права вообще-то есть?

Для водителя очень важно широкое распределение внимания и быстрое переключение. Они определяют успешность управления движущимися механизмами в условиях многообразного воздействия внешнего мира на водителя. Необходимо научиться управлять своим вниманием, заставлять себя произвольно сосредотачивать внимание в любой момент и на любом предмете, уметь бороться с отвлекающими раздражителями, никогда не ездить невнимательно. Следует хорошо знать особенности своего внимания, его сильные и слабые стороны.

Предлагаемые тесты в какой-то степени помогут понять суть тех процессов, о которых идет речь.

Задание 1

На каждой прилагаемой таблице нужно отыскать по порядку все 25 чисел. Время, затраченное на поиск, у здорового человека с хорошим вниманием составляет 25-30 секунд на одну таблицу.

Попытайтесь глазами как можно скорее проследить каждую из линий. На листе бумаги напишите номер и букву всех 25 линий. Проверив себя повторно, вы возможно отметите несколько ошибок. Эти ошибки будут вызваны недостаточностью внимания в местах пересечения линий с другими.

В течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка.

Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя.

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма — 22 числа и выше.


Как правило, профессии неоднородны по своей психофизиологической характеристике. Задачи, составляющие профессиональную деятельность, требуют мобилизации различных психофизиологических функций, и для их успешного решения нужны различные индивидуальные особенности. Чем больше таких задач входит в профессиональную деятельность, и чем они разнообразнее, тем труднее овладение профессией [1, с. 218].

В нашей стране, как и во многих странах, наибольший объем перевозок приходится на городские автобусные маршруты.

Работа водителей в городах связана со значительными нервно-эмоциональными нагрузками, причинами которых являются повышенное внимание, быстро изменяющаяся ситуация на дороге, необходимость воспринимать и перерабатывать большое количество информации.

Организация труда водителей городского пассажирского транспорта по сравнению с водителями других транспортных средств имеет свои особенности. Их работа связана с выполнением социально значимого заказа — перевозки пассажиров. Водитель автобуса несет ответственность за находящихся в салоне пассажиров и не должен подвергать опасности своими действиями других участников дорожного движения. В отличие от большинства транспортных средств, движение автобусов происходит по заданному маршруту и строго регламентированному графику.

В случаях отсутствия кондуктора в салоне в обязанности водителя входят продажа и проверка проездных билетов.

Таким образом, можно сделать вывод, что управление автотранспортными средствами, особенно перевозящими большое количество пассажиров, является сложным и ответственным делом. Чтобы эффективно и качественно управлять транспортным средством, водитель должен обладать необходимыми психофизиологическими, психологическими и личностными качествами.

Первая группа — мотивационные компоненты. В мотивах раскрывается, насколько данная профессия желательна или нежелательна человеку.

Вторую группу переменных составляют компоненты квалификации. Знания и умения, независимо от того, приобретаются ли они в учебном заведении или на практике, естественно, сказываются на отношении к профессии и на формирование пригодности к ней.

Подготовка, по крайней мере, в некоторых профессиях, не предусматривает всех тех ситуаций, которые возникают в трудовой деятельности, причем не из-за того, что что-то не учли при составлении программ обучения, а в силу специфики самой профессиональной деятельности. Вряд ли можно так обучить шофера, чтобы у него была готовая программа действий при любом дорожном происшествии.

Третью группу переменных составляют индивидуальные психофизиологические особенности личности [1, с. 9–10].

Особое место в изучении профессиональной деятельности специалистов занимает исследование психологических составляющих успешности. Изучение данных составляющих всегда привлекало внимание ученых.

Существуют исследования, рассматривающие характерологические и темпераментальные особенности в качестве ключевых факторов профессиональной успешности. Так, например, в исследованиях психологии операторской деятельности (В. А. Бодров, А. М. Емельянов, М. А. Котик, А. И. Куперман, Л. С. Нерсесян, Р. В. Ротенберг и др.) показано влияние личностных особенностей на эффективность и надежность профессиональной деятельности операторов в гражданской авиации, на железной дороге и автотранспорте.

Огромная роль человеческого фактора проявляется и в процессе эксплуатации автотранспортных средств.

Для того чтобы спрогнозировать действия и поступки водителя в сложной и опасной дорожной обстановке, необходимо изучить не только его психофизиологические свойства, обеспечивающие высокий уровень водительского мастерства, но и личностные качества.

От поведения человека в семье, в обществе, по отношению к людям, его взглядов, интересов и убеждений будет завесить его профессиональная надежность за рулем автотранспортного средства.

Люди, которые ведут себя в обществе агрессивно, нагло, надменно, эгоистично, проявляя явное неуважение к другим, и в качестве водителя создают много опасных дорожных ситуаций.

Личностные качества во многом определяются такими факторами, как семейное воспитание, круг общения, образование, семейное положение, возраст, стаж работы, и другими. Они, безусловно, могут быть изменены, но это довольно длительный процесс.

В исследованиях Митракова В. М. по определению психолого — акмеологических условий развития профессиональной готовности водителей автотранспорта к действиям в экстремальных ситуациях были выделены личностные качества, имеющие большое значение для профессиональной пригодности водителей и ряд социально-психологических качеств, которые создают предрасположенность к совершению ошибок в экстремальных ситуациях.

Личностные качества, имеющие большое значение для профессиональной пригодности водителей (по данным Митракова В. М.):

- отношение к работе, интерес к ней;

- точность, аккуратность, чувство ответственности;

- отношение к другим людям: коллективизм, гуманность, чуткость, вежливость;

- отношение к себе (самооценка);

- скромность, самокритичность, способность правильно, объективно оценивать собственное поведение [3, с. 106].

В первые две недели после начала лекций, чтобы приступить к практическим занятиям, необходимо пройти медицинскую водительскую комиссию и получить справку установленного образца.

В состав водительской комиссии входят терапевт, хирург, невролог, офтальмолог, оториноларинголог (ЛОР — врач), нарколог и психиатр [5].

Выводы о несоответствии кандидата требованиям профессии водителя до обучения делаются на основании явных и резких отклонений от средних показателей состояния здоровья и функций органов зрения и слуха.

Таким образом, в настоящее время, пригодность водителя определяется медицинским отбором.

Продолжительность обучения в автошколе составляет около четырех месяцев с момента начала занятий до сдачи экзаменов в ГИБДД (ГАИ) и получения водительских прав.

В настоящее время, практически любой желающий, который имеет права категории B или С, водительский стаж три года и достиг 21-летнего возраста, в течение нескольких месяцев обучения может стать водителем автобуса.

По мнению ряда отечественных психофизиологов, работающих в областях авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта (Н. А. Игнатов, В. В. Козлов и др.) обучаться и качественно выполнять операторскую работу могут люди, психофизиологические особенности которых соответствуют требованиям профессии.

Люди различны по своим психологическим особенностям, а, следовательно, по психофизиологическим возможностям при управлении автомобилем. Дисциплинированный, старательный водитель в сложной дорожной ситуации может допустить ошибку в управлении автомобилем, если его психофизиологические возможности ограничены.

Возникает необходимость изучать психофизиологические особенности водителя не после дорожно-транспортного происшествия, а до его совершения или еще лучше до получения водительских прав [7, с. 45].

Большое, а иногда решающее значение в водительской деятельности имеет ответственное отношение к своим профессиональным обязанностям. Каковы бы ни были психофизиологические данные, если у водителя не достаточно развиты морально — нравственные качества, он периодически будет подвергать опасности жизнь пассажиров из-за агрессивной езды, неоправданному риску и пренебрежительному отношению к водительскому труду.

Не стоит также забывать, что на качество и производительность любого труда влияет удовлетворенность человека своей профессией.

Таким образом, можно сделать вывод, что при профессиональном отборе водителей пассажирского транспорта, необходимо учитывать целый комплекс психофизиологических, психологических и личностных качеств конкурсантов. И применение только медицинского отбора нельзя считать средством для выявления профессиональной пригодности будущих водителей автобусов.

1. Гуревич, К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М.: Наука, 1970.

2. Дятлов, М. Н. Престиж профессии и профессиональный отбор водителей автобусов в России и Германии / М. Н. Дятлов, О. А. Мишустин, С. Н. Мишустина, С. Б. Хантимирова // Молодой ученый. — 2014. — № 10.

3. Митраков, В. М. Психолого — акмеологические условия развития профессиональной готовности водителей автотранспорта к действиям в экстремальных ситуациях. Дисс. канд. психол. наук. Шуя, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): водитель автобуса, дорожное движение, качество, группа переменных, категория, медицинский отбор, пассажирский транспорт, профессиональная деятельность, профессиональная пригодность водителей, управление автомобилем.

Похожие статьи

Оценка профессиональной пригодности водителя с помощью.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Методика профессионального отбора водителей на.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Профессиональная надежность водителя автомобильного.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Исследование профессионально-важных качеств водителей.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Престиж профессии и профессиональный отбор водителей.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Мотивация профессиональной деятельности водителей.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Значимость и методы диагностики психологических качеств.

тест, высокая оценка, респондент, тест Белова, Тип темперамента, психологический отбор, пассажирский транспорт, дорожное движение, успешная деятельность водителя, анализ темпераментов.

Влияние психофизиологических особенностей водителей на.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, вина водителей, водитель, волгоград, процент ДТП, ошибка, ситуация

Профессиональная надежность водителя автомобильного.

Уменьшение аварийных ситуаций пассажирских автобусных.

Основные факторы, снижающие работоспособность водителя.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Похожие статьи

Оценка профессиональной пригодности водителя с помощью.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Методика профессионального отбора водителей на.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Профессиональная надежность водителя автомобильного.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Исследование профессионально-важных качеств водителей.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Престиж профессии и профессиональный отбор водителей.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Мотивация профессиональной деятельности водителей.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Значимость и методы диагностики психологических качеств.

тест, высокая оценка, респондент, тест Белова, Тип темперамента, психологический отбор, пассажирский транспорт, дорожное движение, успешная деятельность водителя, анализ темпераментов.

Влияние психофизиологических особенностей водителей на.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, вина водителей, водитель, волгоград, процент ДТП, ошибка, ситуация

Профессиональная надежность водителя автомобильного.

Уменьшение аварийных ситуаций пассажирских автобусных.

Основные факторы, снижающие работоспособность водителя.

водитель автобуса, дорожное движение, качество, управление автомобилем, группа переменных, профессиональная пригодность водителей, профессиональная деятельность, пассажирский транспорт, медицинский отбор.

Читайте также: