Особенности трудового договора с водителями тк рф

Обновлено: 17.05.2024

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Комментарии к ст. 329 ТК РФ

1. Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота (далее - Положение) утв. Постановлением Минтруда России от 20 февраля 1996 г. N 11.

Оно устанавливает особенности регулирования труда и отдыха работников плавающего состава судов морского флота (далее - членов экипажей) в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Положение не распространяется на членов экипажей судов: рыболовецких и рыбной промышленности; Минобороны России, МВД России.

Положение применяется в отношении всех лиц, занятых на борту судна, включая направляемых в рейс членов судовых ремонтных бригад, кроме: судовых медицинских работников; лиц, являющихся штатными работниками учебных заведений, в обязанности которых входит исключительно учебно-воспитательная работа; работников судовых ресторанов; лиц, находящихся на борту, но состоящих на службе не у судовладельца, а у другого предпринимателя; лиц, входящих в состав экспедиции, находящейся на борту судна во время рейса; лиц, находящихся на борту судна в период рейса, в обязанности которых входит только выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах, где отсутствуют грузчики; представителей судовладельца, выходящих в рейс для выполнения работ по испытанию судовых силовых установок, контролю за выполнением правил технической эксплуатации механизмов и т.п.; лиц, не входящих в состав экипажа и осуществляющих в период пребывания судна в порту ремонт, уборку, охрану судна, погрузку или разгрузку и другие работы.

Рабочее время и время отдыха вышеуказанных работников регулируются общими нормами трудового законодательства РФ или соответствующими нормативными правовыми актами.

Рабочее время означает время, в течение которого член экипажа обязан выполнять работу по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.

Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени для членов экипажей составляет 8 ч с понедельника по пятницу, т.е. 40 ч в неделю с 2 выходными днями в субботу и воскресенье.

Для отдельных членов экипажей устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

для женщин - членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - 7,2 ч с понедельника по пятницу включительно, т.е. 36 ч в неделю с 2 выходными днями в субботу и воскресенье;

для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов атомно-технологического обслуживания (АТО) - 6 ч с понедельника по субботу включительно, т.е. 36 ч в неделю с 1 выходным днем в воскресенье.

На судах с круглосуточной работой для членов экипажей устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов АТО - четырехсменный график вахт (работ). На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двух- или односменный график вахт.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, навигационного или эксплуатационного периода, частоты захода в порты, времени стоянки в портах и т.д.) и форм организации работы экипажа (закрепления за судами периодически сменяющихся 3 экипажей на 2 судна или 2 экипажей на 1 судно, наличия жилых помещений, соответствия действующим санитарным правилам для морских судов и гигиеническим нормам и т.д.) на судах могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8, но не более 12 ч в сутки.

График вахт (работ) разрабатывается и утверждается судовладельцем или по его поручению капитаном судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива.

Для членов экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Продолжительность учетного периода определяется судовладельцем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива исходя из конкретных условий работы судна (продолжительности эксплуатационного или навигационного периода, продолжительности рейса, района плавания, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту) и установленного графика вахт (работ) членов экипажей, а также из того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между 2 периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней.

В случаях затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных или арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена экипажа связана со значительными затратами средств и времени, продолжительность работы на судне экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.

Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

Члены экипажей, за исключением работников пищеблока, могут привлекаться с их согласия к выполнению работ, не входящих в их прямые должностные обязанности (погрузочно-разгрузочные работы, очистка и мойка трюмов и танков, крепление и раскрепление груза и др.), в свободное от вахт (работ) время.

На судах допускается выполнение обязанностей недостающих по штату членов экипажа, несущих вахту, и лиц обслуживающего персонала. При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.

Судовладелец должен укомплектовать по штату экипаж судна в возможно короткий срок.

Ежедневная общая продолжительность работы члена экипажа, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей членов экипажа, не должна превышать 12 ч.

Время отдыха определяется следующим образом. Члены экипажей в соответствии с действующим законодательством пользуются правом: на ежедневный отдых, включая время для приема пищи; еженедельный отдых; отдых в праздничные дни; ежегодный отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном действующим законодательством РФ, коллективным договором (соглашением).

В тех случаях, когда по условиям работы члену экипажа перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени; при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

Временем ежедневного отдыха членов экипажей считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ.

Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 ч.

Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха по желанию членов экипажей должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту, как правило, в период эксплуатации судна и в порядке, устанавливаемом капитаном судна по согласованию с судовым выборным профсоюзным органом или уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива.

При стоянке в порту в дни еженедельного отдыха или праздничные дни капитаны должны оставлять на судах минимальное число членов экипажей для несения вахтенной службы и обеспечения безопасности судов, а также, если это необходимо, для приема и сдачи груза, устранения последствий аварии и перешвартовок. Всем остальным членам экипажа по их желанию должны быть предоставлены дни отдыха.

Проведение при стоянке в порту в дни еженедельного отдыха или праздничные дни каких-либо работ на судах, не связанных с грузовыми операциями или устранением последствий аварии, а также входом в порт или выходом из порта и перешвартовок, не допускается.

Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность рабочего дня, предусмотренную в п. 2.2 Положения.

В тех случаях, когда члену экипажа невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по его желанию и с согласия соответствующего выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа трудового коллектива производится оплата за неиспользованные дни отдыха.

Аварийные (по устранению аварийного состояния судна и исправлению повреждений и поломок, вызванных штормовой погодой и др.) и авральные (связанные с входом судна в порт и выходом из него, выполнением таможенных и других формальностей и т.п.) работы производятся по распоряжению капитанов судов в течение установленного и сверх установленного рабочего дня и являются обязательными для всех членов экипажа. Авральные работы, выполняемые членами экипажей судов сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

Условия оплаты труда членов экипажей судов за время использования суммированных дней отдыха и работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени регулируются отраслевым положением об оплате труда работников плавающего состава судов морского флота.

2. Постановлением Минтруда России от 12 июля 1999 г. N 22 определена продолжительность рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Членам экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотам, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам, бортоператорам) за работу с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, установлена 36-часовая рабочая неделя при выполнении летной работы.

3. Постановлением Минтруда России от 3 июня 1997 г. N 27 определен режим труда и отдыха членов экипажей морских судов портового флота.

Для членов экипажей морских судов портового флота установлена ежедневная продолжительность рабочего времени (вахты, смены) до 24 ч при соблюдении следующих условий:

1) работа судна осуществляется исключительно на акватории порта;

2) судно обеспечено условиями для питания и отдыха работников, соответствующими санитарным правилам для морских судов;

3) ежедневная продолжительность рабочего времени в ходовом режиме судна соответствует продолжительности, установленной п. 2.3 Положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв. Постановлением Минтруда России от 20 февраля 1996 г. N 11;

4) в течение вахты работникам предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом коллективным договором (соглашением);

5) суммированный учет рабочего времени.

4. Порядок утверждения перечня профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. N 13.

5. Конвенция N 188 МОТ "О труде в рыболовном секторе" (2007 г.) устанавливает и определяет: минимальный возраст; медицинский осмотр; укомплектованность судов экипажами и продолжительность периодов отдыха; судовую роль; трудовой договор рыбака; репатриацию: наем и трудоустройство; оплату труда; медицинское обслуживание, охрану здоровья и социальное обеспечение, безопасность и гигиену труда и предупреждение несчастных случаев, социальное обеспечение, защиту в случаях заболевания, травмы или смерти рыбака при исполнении им своих профессиональных обязанностей.

6. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16 утв. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ > Часть IV > Раздел XII > Глава 51 > Статья 329. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Комментарий к ст. 329 TК РФ

1. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16 (СЗ РФ. 2008. N 4. Ст. 268).

Данный Перечень состоит из 4-х разделов: I. Автомобильный, городской наземный электрический транспорт, дорожное хозяйство; II. Железнодорожный транспорт общего и необщего пользования, метрополитен; III. Гражданская авиация; IV. Морской и речной транспорт.

В каждом из разделов названы виды работ, выполняемые по профессиям и должностям, указанным в соответствующем разделе.

2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются, как правило, соответствующими федеральными органами исполнительной власти РФ в нормативных правовых актах, учитывающих специфику труда таких работников. См., например:

- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации РФ, утвержденное Приказом Минтранса России от 30 января 2004 г. N 10 (БНА РФ. 2004. N 11);

- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденное Приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7 (БНА РФ. 2004. N 24);

- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденное Приказом Минтранса России от 8 июня 2005 г. N 63 (БНА РФ. 2005. N 30);

- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденное Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127 (БНА РФ. 2005. N 49);

- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденное Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 133 (БНА РФ. 2003. N 10), и др.

3. В части, не противоречащей ТК РФ, продолжают действовать и некоторые нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, отражающие специфику труда работников соответствующих видов транспорта.

В качестве примера можно привести Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82 "Об утверждении раздела "Железнодорожный транспорт и метрополитен" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56" (см. СПС "КонсультантПлюс"). Данный документ применяется на территории РФ в соответствии с Постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. N 15а "О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России" (Бюлл. Минтруда РФ. 1994. N 7 - 8).

Судебная практика по статье 329 TК РФ

5) 29 апреля 2008 г. водитель Б. с 7 часов 35 минут до 17 часов 00 минут, 30 апреля 2008 г. - с 6 часов 20 минут до 17 часов 00 минут, 1 мая 2008 г., находился на рабочем месте согласно путевых листов N 2794, 2912, 2958, то есть продолжительность междусменного отдыха менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену), что является нарушением требований статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации и Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приложение к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15).

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей (часть 2 статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации).

Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к спорным отношениям постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 16 "Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств" со ссылкой на то, что оно было принято во исполнение статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующей рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

Полномочия федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по установлению особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, предусмотрены также статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации.

В заявлении указал, что оспариваемый Приказ противоречит ст. ст. 213, 329 и 423 Трудового кодекса Российской Федерации и нарушает его конституционное право на труд, приводит к дискриминации в сфере труда.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Б., считая его незаконным.

Аналогичное приведенному предписание содержится в части второй статьи 329 ТК РФ, согласно которой особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.

В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 20, 21, 24, 32 Положения по тем основаниям, что они в нарушение статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации вводят необоснованные ограничения прав наемных работников, гарантированных Трудовым кодексом Российской Федерации.

В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пп. 20, 21, 24, 32 Положения, ссылаясь на то, что они противоречат ст. 91, 99, 100, 152 и 329 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку вводят необоснованные ограничения в части оплаты труда работникам плавсостава судов, в частности за работу, которая не входит в круг их должностных обязанностей, за недостающих работников и при выполнении работы вне установленного времени вахт (смен). Заявитель также не согласен с тем, что Положение допускает в случае производственной необходимости перенос использования суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год, и привлечение работников к работе на судах и к береговым работам в период предоставления суммированных дней отдыха без переноса этих дней на другой срок. Считает, что в этом случае отгулы, не предоставленные в пределах учетного периода, должны быть компенсированы в качестве сверхурочной работы.

Аналогичная норма содержится в части второй статьи 329 ТК РФ, согласно которой особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Кодексом.

Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 329 ТК РФ, согласно которой особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными данным кодексом.

Трудовой договор заключите по тем же правилам, что и обычно, а именно включите информацию, в частности, о месте работы, оплате труда, условиях труда на рабочем месте, условие об обязательном социальном страховании и другие сведения и условия, указанные в ч. 1, 2 ст. 57 ТК РФ.

Особое внимание уделите трудовой функции, характеру работы, а также режиму труда и отдыха.

Поскольку с выполнением работы по должности водителя связаны некоторые ограничения (например, по режиму работы), то в соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ опишите трудовую функцию следующим образом: водитель автомобиля. Так она определена, например, в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102.

В качестве характера работы укажите разъездной характер работы или работу в пути (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Проверьте, прописано ли в вашем коллективном договоре (при наличии) или в локальном нормативном акте условие о возмещении расходов на служебные поездки таких работников. Если нет, то их можно указать в трудовом договоре. А именно пропишите размеры и порядок возмещения расходов по проезду, найму жилого помещения, суточных и иных расходов, которые водитель будет делать с вашего разрешения или ведома (ст. 168.1 ТК РФ).

Отметим, что по оформлению водителя на дистанционную работу специальные правила законом не предусмотрены — нет как прямого указания на возможность оформления водителя на такую работу, так и не установлен прямой запрет на это. Для оформления выполнения трудовой функции дистанционно нужно, чтобы такая работа отвечала всем обязательным условиям. Так, одно из них — использование в работе информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей связи общего пользования не только для взаимодействия между вами и работником, но и для выполнения его трудовой функции. При этом на дистанционного работника распространяется действие нормативных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом ч. 4 ст. 312.1 ТК РФ. Например, вы не должны его допускать к управлению автомобилем, если у него прекращено действие права на его управление, что может быть проблематично при дистанционной работе. Учитывайте все это в вашем конкретном случае, оценивая возможность оформления водителя как дистанционного работника и соблюдения при этом требований закона. Дополнительно можете обратиться за разъяснениями по вашему случаю, в частности, в Роструд.

Указывая режим труда и отдыха водителя в трудовом договоре, учтите все нюансы, указанные ниже.

Что учитывать, устанавливая водителю испытание при приеме на работу

Водитель допускается к самостоятельной работе только после успешного прохождения испытания (п. 7 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения).

Испытание проводите на транспортном средстве того типа и модели, на том маршруте (при наличии), на котором водитель будет дальше самостоятельно работать. Возможно испытание с выездом на дороги общего пользования и без такого выезда (п. п. 8, 9 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения). Учтите, что для водителей маршрутных ТС испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами (п. 8 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения).

Назначьте водителя-наставника, который будет руководить испытанием. Он должен отвечать следующим требованиям (п. 10 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения):

  • отсутствие за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по его вине;
  • стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств (не менее трех лет — при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле; не менее пяти лет — при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Информацию об испытаниях вносите в листы испытаний, храните их не менее пяти лет (п. п. 11, 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения).

Утвержденной формы листа испытаний нет, поэтому разработайте ее самостоятельно.

В листе испытаний нужно указывать (п. 12 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения):

  • номер листа испытаний;
  • фамилию, имя и отчество (при наличии) водителя;
  • сведения о ТС: тип, марка, модель;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
  • дату и время прохождения, испытательный период; о допуске (недопуске) водителя к самостоятельной работе.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Статья 328 начинает главу 51 ТК, посвящённую нюансам регулирования труда сотрудников транспортной отрасли. В ней описаны аспекты трудоустройства для лиц, прямо связанных с трафиком транспортных средств.

Статья 328 ТК РФ

Содержание ст. 328 ТК

В ней указано, что лица, принимаемые на работу, прямо связанную с движением транспортных средств, проходят профотбор и профобучение в установленном порядке. Его параметры утверждаются федеральной госструктурой, ответственной за разработку госполитики и регулирование в сфере транспорта.

Подчёркнуто, что оформление сотрудника на работу, прямо связанную с движением транспортных средств, происходит после его медобследования. Порядок этого обследования устанавливается федеральными госструктурами, отвечающими за регулирование транспортной отрасли и сферы здравоохранения.

Рассмотренная статья вводит обязательные базовые требования к лицам, работа которых предполагает прямую связь с движением транспортных средств. К этим требованиям относятся не только предварительный медосмотр, но и успешное прохождение профотбора и профобучения.

Основные вопросы по ст. 328 ТК

О каком установленном порядке профотбора и профобучения упоминает данная статья?

Имеется в виду Приказ Минтранса № 264 от 29.07.20. В нём описаны:

  • необходимые составляющие профотбора для лиц, собирающихся работать водителями;
  • документы, удостоверяющие уровень квалификации кандидата;
  • разновидности испытаний и принципы их проведения;
  • информация, которая вносится в документы по результатам испытаний;
  • сроки хранения документов по результатам испытаний.

Следует отметить, что этот документ актуален до начала 2027 года.

О каком порядке прохождения медосмотра упоминает комментируемая статья?

Этот порядок регулируется несколькими документами.

В Приказе Минздрава № 344н от 15.06.15 описаны следующие моменты:

  • места, где можно проходить медосмотр;
  • кем должен оплачиваться медосмотр;
  • врачи, участвующие в медобследовании кандидата;
  • разновидности обследований, которым подвергается кандидат;
  • порядок оформления результатов медосмотра;
  • порядок действий врачей при обнаружении у кандидата недопустимых показателей.

Также в этом Приказе содержатся стандартные формы документов, обязательные к заполнению по результатам медосмотра, а также медицинские ограничения для кандидатов.

Приказ Минздравсоцразвития № 302н от 12.04.11 носит более обширный характер. Он устанавливает широкий перечень вредных производственных факторов и работ, при которых медобследование (предварительное и регулярное) носит обязательный характер. В Приложении № 2 к этому документу содержится перечень профессий, для которых необходим регулярный медосмотр. В нём указано, что водителям наземного транспорта раз в два года требуется проходить медобследование. Там же перечислены врачи, у которых должен проверяться водитель, а также разновидности исследований, которым он подвергается.

Приказ Минздрава России № 835 от 15.12.14 посвящён медосмотрам до и после рейсов. В нём указаны:

  • периоды проведения этих медосмотров;
  • принципы их оплаты;
  • порядок регистрации результатов медосмотров;
  • лица, ответственные за их проведение;
  • объём исследований для данных медосмотров;
  • принципы оповещения работодателя о результатах медосмотров;
  • порядок действий медиков при отрицательных результатах анализов и т.д.

Также следует отметить, что исчерпывающий список медицинских показаний, противопоказаний и ограничений для водителей содержится в Постановлении Правительства № 1604 от 29.12.14.

Читайте также: