Пароход идет по волге

Обновлено: 17.05.2024

В 1914 году вышел в первый рейс по Волге пароход "Великая княжна Татьяна Николаевна", построенный по заказу пароходного общества "Самолет" на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. В советское время пароход получил название "Спартак". Он работал на Волге много десятилетий, участвовал в двух войнах. В 1980-е годы "Спартак" работал на линии Горький - Астрахань вместе с трехпалубными теплоходами, по одному с ними расписанию. Последний рейс пароход выполнил в 1991 году, и после долгих лет отстоя и разграбления сгорел в затоне под Аксаем.

Мне посчастливилось побывать на этом пароходе в детстве, в один из последних лет его работы, во время стоянки. А потом, в 2001 году, высаживался с лодки на обгоревший корпус парохода в Аксае. Что интересно: в 1991 году пароход "Спартак" еще работал на Волге, это было не так давно. Но большинство людей относятся к подобным историческим пароходам как к чему-то совсем древнему, из другого мира. Одни говорят, что это были роскошные пароходы-дворцы, другие - наоборот, считают, что на этих судах пассажиры жили в спартанских условиях. А на самом деле большой разницы для пассажира между историческим пароходом и двухпалубным судном послевоенной постройки и не было. Почти та же планировка помещений, похожие каюты и палубы. Ну, разве что бесшумный ход и особый пароходный запах.

Несколько лет назад саратовский краевед Владимир Михайлович Цыбин подарил мне два альбома, которые в свою очередь подарены ему А. и Г. Зайцевыми. В одном альбоме собраны фотографии некоторых интерьеров парохода "Спартак", в другом - парохода "Усиевич".

Давайте сегодня заглянем на пароход "Спартак", а в другой раз побываем на "Усиевиче".

В альбоме, правда, нет непарадных интерьеров парохода, а их там было много, начиная с большого и неуютного центрального пролета, напоминавшего место для приема грузов, да по сути им и являвшегося. Но поднимемся из него по широкому пологому трапу на вторую палубу. Там мы попадем в мир тишины и уюта.

Кормовая часть коридора средней палубы отделана линкрустом и не особенно привлекательна.

Зато носовая часть интереснее. Здесь коридор ведет в ресторан, который до капитального ремонта парохода, проведенного в 1950-е годы, был салоном первого класса.

Помню, что когда я зашел на однотипный пароход "Володарский", меня очень впечатлил красивый интерьер ресторана. А вот каким был ресторан на "Спартаке":

В альбоме есть всего одна фотография пассажирской каюты "Спартака". Я предполагаю, что это каюта "люкс", которая изначально называлась "каюта для молодоженов":

Выйдем на прогулочные палубы.

А теперь поднимемся наверх, туда, где находится капитанская рубка, хотя на старых пароходах доступа для пассажиров на верхнюю палубу чаще всего не было.

"Спартак" и другие исторические пароходы в течение многих десятилетий формировали облик волжского пассажирского судоходства, да и во многом облик Волги. И даже после появления современных по тем временам трехпалубных, а позднее четырехпалубных судов у исторических пароходов оставалось множество поклонников. Когда пароходы ушли, по ним скучали.

Может быть, когда-нибудь будут построены похожие суда, но с современной "начинкой".

Я только до конца не знаю (и не уверен, что кто-то уже сможет достоверно подсказать), что там с постройки, а что появилось во время послевоенного капитального ремонта. Если не ошибаюсь, во время капитального ремонта верхний ярус надстройки "Спартака" разбирался до каркаса.

Старые пароходы на Волге

У старых интерьеров есть недостаток. Точнее два. Во первых они старые. То есть время свое берет и экипаж, как бы он не старался, к этому не причастен - трещинки, царапины, сколы, лак мутнеет. Второй - они пахнут, сильно. В основном из-за состарившегося лака. На фото это невозможно заметить, но жизнь туристам отравляет в прямом смысле. Они же не с красивыми фотографиями имеют дело :)
То есть дилемма такая: хочется максимально сохранить старое и красивое, но при этом не доставить неудобства людям.
Подобрать такой лак один-в один - архисложная задача. Реставрация возможна, если смыть, зачистить и залачить по новой. Но это удесятеряет стоимость отделочных работ (я не шучу, скорее всего я еще оптимист).
Стоимость новой отделки. Возьмите по каталогу стоимость шкафа из массива ценных пород, с резьбой, накладками-барельефами и латунной фурнитурой. Посчитайте площадь его фасада и переложите на площадь отделки коридоров, салонов, кают и т.п.
Но вот насчет пластика и прочей дешевки - абсолютно согласен. Есть отличные деревянные панели, уйма цветов, фактур и т.п. Смотрится нарядно, практично, уютно. Тоже недешево (относительно пластика). И не пахнет.

Отличные фото, Александр. Мы с отцом заходили на "Спартака", когда тот стоял кажется в Саратове, в 1987 году. Тогда мне этот пароход показался больше и красивее чем наш 588 "Михаил Кутузов". Где-то на черно-белых фотопленках той поездки у меня есть фото этого парохода. Единственное, что жаль, что в России не сохранили ни один из этих пароходов, той самой дореволюционной постройки.

Edited at 2012-11-10 10:51 pm (UTC)

Конструктивно он похож, но это совсем другой проект. К тому же у современного "Гоголя" от того парохода, что был построен в 1911 году, осталась только машина и котлы.

Спасибо, Александр! Только вот вчера опять с удовольствием посмотрели "Жестокий романс", и вот от вас сюрприз - знакомые интерьеры!

Александр, большое спасибо Вам за эту подборку, многое вспомнилось.
Я был пассажиром на борту "Спартака" во время его последнего рейса в середине лета 1991 года, он работал на транспортной линии Горький - Астрахань - Горький. И воспоминания от этого последнего рейса (а я прошёл весть маршрут - от Нижнего Новгорода до Астрахани и обратно) на всю жизнь врезались в память, настолько это было интересно. Хотя сердце и сжималось во время этого рейса. Потому что я был единственный человек на борту, который с момента отправления из Горького уже знал о том, что пароход идёт в последний рейс. Поэтому и приехал специально из Москвы в Горький, чтобы успеть сходить на этом уникальном пароходе.
О том, что рейс последний, не знал ни капитан Резчиков, не знал никто из членов экипажа, не знали кассиры в городах на маршруте (когда шли обратно из Астрахани вверх - было много пассажиров, у которых были билеты с обратным возвращением из Горького, то есть например Волгоград - Горький - Волгоград). И никто не знал, что из Горького "Спартак" уже в новый рейс не пойдёт.
Что было интересно на "Спартаке", кроме замечательных интерьеров: прежде всего - балласт. В пролёте главной палубы (а пролёт был огромный!) было множество бочек с песком. И постоянно по громкой связи звучала команда вахтенного из рубки: "балласт на правый борт!" или "балласт на левый борт!". И вахтенные матросы перекатывали эти бочки на тот или иной борт. Происходило это из-за того, что пароход весьма лихо кренило при бортовом ветре, особенно в водохранилищах. И бочки с песком позволяли компенсировать этот крен (относительно, полностью выровнять пароход при сильном ветре всё равно не получалось). Очень интересны было наблюдать за манёврами при подходе к причалам и особенно при отходе. Вообще управлять "Спартаком" было намного сложнее, чем теплоходом любого проекта. Подруливающего нет, колёса вращались только синхронно, так как машина паровая была одна. И парусность у него была тоже хорошая, как у 305-го. Отход от причала "Спартака" выглядел так: вахтенный командовал: "отдаём кормовой, носовой не трогаем!". И пытался отвести корму от причала, работая колёсами то вперёд, то назад. Затем, когда это удавалось, звучала команда "быстро отдаём носовой!". После чего давался полный назад и пароход отскакивал назад под углом к причалу, чтобы не приложило обратно ветром. В общем, много чего там было интересного, есть что вспомнить. Ещё раз спасибо, Александр, за эту подборку.

Краевед, бывший директор клуба "Юный моряк" и один из организаторов третьего в истории Саратова музея речного флота Анатолий Степаненко выпустил книгу "Корабли постоят" об истории судоходства на Волге.

Анатолий Степаненко: Экспонаты для музея собирали по всей Волге: от Нижнего Новгорода до Астрахани. Фото: Андрей Куликов/РГ

Анатолий Степаненко: Экспонаты для музея собирали по всей Волге: от Нижнего Новгорода до Астрахани. Фото: Андрей Куликов/РГ

Лес мачт

Во второй половине XIX века современники описывали саратовскую набережную как "лес мачт" с видневшимися тут и там пароходными трубами.

Только в одном саратовском селе Золотом числилось около сотни судовладельцев. За историю села 300 его уроженцев стали капитанами, в основном работавшими на волжских кораблях.

Фото: Пресс-служба министерства транспорта РС(Я)

Одна из первых самых массовых рабочих профессий в стране тоже была связана с судоходством. К середине XIX века на Волге и Каме работало почти 700 тысяч судовых рабочих - бурлаков. Тяжелогруженое судно, поднимавшееся вверх по Волге, могли тащить до 300 человек. Бурлаков различали по месту жительства, оттого у уроженцев разных губерний были свои прозвища. К примеру, саратовских называли "чехонниками", по-видимому, от названия волжской рыбешки, нижегородских - "водохлебами", якобы из-за постоянной присказки "чай", самарских - "горчичниками", пензенских - "толстоногими", казанских - "сиротами" и "князьями". В современном русском языке одно из значений слова "шишка" - важный, влиятельный человек, а на Волге в старину так называли старшего, который шел во главе группы бурлаков, тащивших судно на бичеве.

Порт в степи

Длительное время на Волге не было портовых сооружений, суда разгружались у пристаней. Планы строительства первого порта в Саратове появились только в 30-е годы прошлого века. Как раз в это время на Нижней Волге планировалось построить ГЭС, но не в районе Волгограда, где она находится теперь, а гораздо выше по течению, у Камышина.

- Может, и лучше, что от этих планов отказались. Ведь тогда бы рукотворное море затопило гораздо больше территорий, в том числе города Энгельс, Балаково, а ширина Волги в районе Саратова превысила бы 10 километров, - рассказывает Анатолий Степаненко.

В Саратове из-за планирующегося возведения ГЭС строительство порта было отложено больше чем на 20 лет. А вот у Камышина порт с учетом будущей плотины тогда начали строить. В пяти километрах от берега Волги до сих пор виднеются сооружения этого "водного" комплекса, в который никогда не заходили суда.

Много интересного в книге Анатолия Степаненко можно прочитать и про волжских грузчиков. До середины прошлого века механизация при разгрузке кораблей на Волге мало применялась, большинство работ выполняли вручную. Причем грузчиков постоянно не хватало, желающих идти на тяжелую работу было мало. Когда в 30-е годы в стране началось стахановское движение, среди волжских грузчиков оказалось немало его последователей. Используя простейшие средства механизации или усовершенствуя их, волжские стахановцы на разгрузке судов многократно перевыполняли суточную норму.

Последний пароход

Когда-то основную часть волжской флотилии составляли пароходы. Некоторые из "ветеранов" продолжали работать до 90-х годов прошлого века, но до наших дней не дожил ни один. Последний колесный пароход "Память Азина" (первое название "Великий князь Александр Михайлович") в 90-е годы был продан за границу и превращен в плавучий отель на Дунае в окрестностях Будапешта. У этого корабля оказалась лучшая судьба, поскольку всех его собратьев просто уничтожили.

Одними из самых известных на Волге были корабли "Спартак" (прежде "Великая княжна Татьяна Николаевна" и "Володарский" ("Великая княжна Ольга Николаевна"). Эти суда были построены в Сормово в 1914 году и впоследствии долгие годы ходили по Волге, поражая пассажиров старинной роскошью интерьеров. Пароход "Спартак" до сих пор можно увидеть, правда, только в фильме Эльдара Рязанова "Жестокий романс", он снялся там под названием "Ласточка". Пароход "Володарский" планировалось превратить в плавучий музей. Однако вместо этого корабли списали. Весной 2000 года оба парохода были сожжены в затоне Аксай под Ростовом-на-Дону и распилены на металлолом.

Саратовский режиссер Дмитрий Ульянов в фильме "Вернуть пароход" рассказывает о судьбе других волжских кораблей. Пароходы "Первое мая", "Марксист", "Карл Маркс", "Дмитрий Фурманов", "Профессор Мечников" были уничтожены под Саратовом в 1996-2003 годах. Пароход "Ломоносов" сожгли под Нижним Новгородом в 2003 году.

В Интернете сегодня можно найти снимки еще одного парохода - "Федор Достоевский", который несколько лет назад догнивал после пожара у берега одной из турбаз под Кимрами. Сейчас в составе российского речфлота остался единственный колесный пароход "Н. В. Гоголь", еще 1911 года постройки. Он до сих пор работает, возит экскурсантов по Северной Двине в Северодвинске. А на Волге ни одного колесного судна теперь не сыскать.

Первый музей речного флота не только на Волге, но во всей стране был организован в Саратове в первые годы советской власти.

Приключения речного музея

Музей "Волгарь" занимал несколько комнат в особняке Шмидта около парка Липки, в тогдашних путеводителях его называют одной из главных достопримечательностей города. В 1935 году музей переехал в Нижний Новгород. Все экспонаты были переданы в Горьковский учебный комбинат речного транспорта (в настоящее время Волжский государственный университет водного транспорта), где музей и продолжает успешно работать до сих пор.

- Полвека спустя в Саратовском порту была предпринята попытка возродить речной музей. Ветеран порта, участник войны Юрий Андреевич Чернышев собирал экспонаты по всей Волге: от Нижнего Новгорода до Астрахани, - говорит Анатолий Степаненко.

Со временем новый музей занял почти половину первого этажа здания речпорта. Однако после смерти своего директора в 1999 году закрылся. К счастью, в этот раз большую часть музейной коллекции сберегли, и, когда музей речного флота открылся в Саратове в третий раз в 2007 году при клубе "Юный моряк", туда и передали фотографии, документы, макеты судов, сигнальные устройства с разных кораблей. В том числе и "обезьянку" - оказывается, так называлось деревянное приспособление, которое использовали волжские грузчики, чтобы тяжелая ноша не соскальзывала со спины.

История приключений музея речного флота в Саратове на этом не заканчивается. Несколько лет назад идеей создания такого же, но более масштабного музея заинтересовалось областное правительство. Причем предполагалось реализовать давнюю идею -создать музей на борту одного из легендарных волжских судов - "Саратовского ледокола". Корабль был построен в Англии по специальному заказу железнодорожников, чтобы разбивать лед на паромных переправах через Волгу, и был одним из первых кораблей такого класса. Успел ледокол повоевать на двух войнах - Гражданской и Великой Отечественной. Последней работой ветерана стало участие в строительстве автодорожного моста через Волгу. В 1968 году, после завершения строительства, корабль затонул у Энгельса. Поднять со дна Волги ледокол планировалось еще в декабре 2015 года, однако работы застопорились. Судя по всему неподъемным проект оказался не только с технической стороны, но и с финансовой.

- Реальнее сделать музей на одном из старых кораблей, которые сейчас превращены в дебаркадеры, а ледокол, если его удастся поднять в будущем, мог бы стать частью экспозиции, - считает Степаненко.

По Волге … мимо Саратова

Историей речного флота на Волге сегодня интересуются очень многие, ей посвящены десятки сайтов и форумов в Интернете. Между тем настоящее речного судоходства на великой реке внушает мало оптимизма. В 2013 году случилось то, что раньше трудно было представить: из-за разрушения причальной стенки в Саратове круизные теплоходы перестали причаливать к берегу. Потом стенку отремонтировали, теплоходы вновь могут приставать к набережной в Саратове, но их очень мало. Из полдюжины пригородных речных маршрутов тоже уцелело только два: в Сосновку и Кошели. Как объясняют чиновники, "речные трамвайчики" экономически невыгодны.

Шёл по Волге пароход.
Опрокинулся на борт.
Двадцать метров глубина.
Пассажирам всем хана.
Он на дне судьбу клянет.
Вот ведь прямо ,,не везет.
Но владелица ,,корыта,,
Ходит на свободе сыто.
Бодро трудятся суды,
От беды и до беды.
И речной дряхлеет флот,
Чуть подкрасил и плывёт.
Где ты, где ты ? Боже правый !
Правит нынче бес лукавый.

Пароход ,,Булгария,, Куйбышевское водохранилище- р.Волга.
Утонули 130 человек из них 50 детей. 10-07-11 г.
( За 2 минуты ушел под воду )

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Словно по сердцу идет ПАРОХОД!



пароход "Успех", судя по нанесению регистрационного номера - фото 20-х годов



пароход "Советская Республика" на СРВ, скорей всего - фото 50-х годов



пароход "Правда". Порт приписки - Москва



пароход "Пестель"



пароход "Моссовет", МРП




пароход "Лев Толстой". Построен в 1932 году в Горьком, завод Красное Сормово



пароход "Агитатор"



пароход "Автозавод", построен - завод "Красное Сормово", Горький



пароход "Новиков-Прибой"



пароход "Андрей Жданов"



дизель-электроход "Россия" (проект 785) до реконструкции



дизель-электроход "Азербайджан"



дизель-электроход "Иван Шишкин"



пароход "Киев" (737)

Последний раз редактировалось rivershkiper; 25.07.2011 в 15:13 .

Читайте также: