Переключатель п 38 схема подключения на мазе

Обновлено: 08.07.2024

Автомобили МАЗ имеют 24-вольтовую систему электрооборудования, унифицированную с основными моделями и модификациями.

Электрооборудование автомобилей MA3-54322, МАЗ-64227 отличается от электрооборудования автомобилей МАЗ ранее выпускавшихся моделей насыщенностью различными контрольными приборами, лампами и сигнализаторами, позволяющими оценить состояние агрегатов и систем автомобиля. Работа систем автомобиля контролируется световыми сигнализаторами, а в отдельных случаях и шумовым реле. Ниже приведены необходимые сведения по конструктивным особенностям, обслуживанию и ремонту электрооборудования автомобилей.

На всех приведенных в разделе схемах буквами обозначены цвета проводов: Б - белый, Г - голубой Ж - желтый; О - оранжевый; Р - розовый; С - серый; 3 - зеленый; К - красный; Кч - коричневый; Ч - черный; Ф - фиолетовый.

С целью облегчения поиска неисправности цепи на схемах имеют цифровую индикацию, которая обозначена также и на проводах.

Система электроснабжения и электропуска

Система электроснабжения автомобиля состоит из двух источников: аккумуляторных батарей и генераторной установки переменного тока. Кроме того, в систему входит ряд промежуточных реле, выключатель массы батарей и замок-выключатель приборов и стартера.

В систему электропуска входят аккумуляторные батареи, стартер, выключатель массы батарей, замок-выключатель приборов и стартера, электрофакельное устройство (ЭФУ), парожидкостный подогреватель (ПЖД), промежуточные реле.

Аккумуляторные батареи

На автомобилях МАЗ установлены батареи типа 6СТ-182ЭМ или 6СТ-132ЭМ. Номинальное напряжение каждой батареи 12 В. На автомобиле две батареи соединены последовательно, что увеличивает рабочее напряжение до 24 В.

В зависимости от условий транспортировки сухозаряженных аккумуляторных батарей они могут поставляться без электролита или с электролитом. Аккумуляторные батареи, не залитые электролитом, перед началом эксплуатации следует привести в рабочее состояние, а залитые электролитом - при необходимости откорректировать по плотности.

Генераторная установка

Генераторная установка ГУ Г273А представляет собой генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и интегрированным регулятором напряжения (ИРН)

После 50 тыс. км пробега автомобиля и в дальнейшем при каждом ТО-2 необходимо снять ГУ с двигателя, разобрать, проверить состояние шарикоподшипников и электрощёток. Поврежденные подшипники и сильноизношенные щетки следует заменить.

Стартер

На автомобилях МАЗ устанавливается стартер типа СТ-103А-01.

Выключатель массы батарей

Выключатель типа ВК 860Б предназначен для подключения аккумуляторных батарей к массе автомобиля и отключения их.

Электрофакельное устройство (ЭФУ)

Устройство служит для облегчения запуска двигателя при температурах окружающего воздуха ниже - 5 °С до -25 °С.

Электрофакельное подогревательное устройство не предусматривает отдельных работ по техническому обслуживанию. Отказы, появляющиеся в ЭФУ, устраняются путем замены неисправного элемента.

Электрооборудование предпускового подогревателя

В процессе эксплуатации могут выходить из строя электроискровая свеча, термоэлектронагреватель и топливный электроклапан. Эти устройства неразборные и при выходе из строя заменяются.

Транзисторный коммутатор выполнен на электронных элементах, герметически закрыт, обслуживания не требует и также не ремонтируется.

Электродвигатель насосного агрегата в процессе эксплуатации не обслуживается. Так как электродвигатель работает непродолжительное время, то он обеспечивает нормальную работу подогревателя при пробегах автомобилей в течение нескольких капитальных ремонтов.

Системы освещения и световой сигнализации

В систему освещения входят головные фары, фары-прожекторы, противотуманные фары, передние и задние фонари, фонари заднего хода, плафоны кабины и освещения спальных мест, подкапотный фонарь, лампы и комплект коммутационной аппаратуры (включатели, переключатели, реле и т. п.).

В систему световой сигнализации входят указатели поворота, сигналы торможения, опознавательный знак автопоезда и аппаратура для их включения.

Контрольно-измерительные приборы

На автомобилях установлены спидометр, комбинация приборов, двухстрелочный указатель давления, блоки контрольных и сигнальных ламп, сигнализаторы, указывающие водителю на экстремальное состояние в той или иной системе, комплект датчиков, выключатели и переключатели.

Система звуковой сигнализации

Автомобили оснащаются двумя звуковыми сигналами: пневматическим, установленным на крыше кабины, и электрическим, состоящим из двух сигналов: низкого и высокого тона. Установлено также шумовое реле-зуммер, сигнализирующее о снижении давления воздуха в контурах тормозной системы и засоренности воздушного и масляного фильтров двигателя, что определяется по изменению давления при засорении фильтров.

Дополнительное оборудование

К дополнительному оборудованию относятся электрические устройства, обслуживающие стеклоочиститель, систему отопления и вентиляции кабины.

Электродвигатели стеклоочистителя и системы отопления в процессе эксплуатации техническому обслуживанию не подвергаются.

Насколько бы не были унифицированными модели автомобилей минского автозавода, всегда стоит помнить, что электросхема МАЗ априори не может быть идентичной для каждого, отдельно взятого транспортного средства. И при необходимости провести диагностику электрооборудования или выполнить его ремонт следует подбирать именно тот документ, который соответствует конкретной модификации.

В первую очередь, подобная строгость нужна самому водителю или механику, чтобы избежать траты времени при поиске и сопоставлении схем с реальным расположением. Например, электросхема МАЗ 5551 предусматривает наличие на приборной панели элементов, относящихся к механизму подъема кузова, а также включатели фонарей освещения сцепки и знака автопоезда, плюс прочие специфические приборы и регуляторы.

Это вполне оправданно, так как автомобили этой модели относятся к категории самосвалов и могут быть использованы для создания автопоездов. В то же время, подобное оборудование не устанавливается на 5337-ую модель, так как это либо бортовой автомобиль, либо шасси, на котором устанавливается различное специальное оборудование – краны, мусоросборщики, автоцистерны и так далее. То есть, электросхема МАЗ 5337 должна включать в себя совсем другие элементы.

В то же время, даже внутри одной модели могут существовать ощутимые различия из-за неодинаковой мощности используемых агрегатов заводской установки или самостоятельного изменения конструкции узлов и механизмов. И если в первом варианте проблемы с идентификацией оборудования возникают достаточно редко, то самостоятельно измененная электросхема автомобиля МАЗ может поставить в тупик даже опытного автоэлектрика, а эти люди видели очень многое!

Два варианта электросхем автомобилей МАЗ. Все схемы представлены в виде уменьшенных копий — для увеличения кликните на изображении и скачайте на компьютер.

Электросхема МАЗ — вариант 1

Схема подключения стеклоочистителей маз

Схема подключения стеклоочистителей маз

Электросхема МАЗ — вариант 2

Схема подключения стеклоочистителей маз

Схема подключения стеклоочистителей маз

Контрольные лампы: HG1 — Блок контрольных ламп, HG4 — Поворотов тягача, HG5 — Поворотов прицепа, HG7 — Системы ЭФУ, HG8 — Дальнего света, HG9 — Включения делителя, HG10 — Межосевая блокировка, HG11 — Межколесная блокировка, HG12 — Включения нейтрали.

Расположение приборов электрооборудования на автобусе показано на рис. 4.9.1. Отличительной особенностью системы электрооборудования является то, что соединение жгутов проводов и подключение значительной части его изделий производится с использованием штекерных соединений.

Все основные жгуты стыкуются на блоке коммутации и в отсеке электронных блоков 36. К блоку подходят жгуты щитка приборов с разъемами XS1…XS4, жгут передка с разъемом XS5, жгут дверей с разъемом XS6, главный жгут – XS7, XS8,

Схема подключения стеклоочистителей маз

Рисунок 4.9.1 – Расположение электрооборудования:

1 подрулевой переключатель; 2 стекло с электрообогревом; 3 блок коммутации; 4 блок управления климатической установкой; 5 верхние передние габаритные огни; 6 блок управления интардером; 7 блок управления ABS/ASR; 8 головные фары; 9 звуковые сигналы; 10 внешние кнопки открывания передней двери салона; 11 противотуманные фары; 12 стеклоочистители; 13 зеркало с электрообогревом; 14 датчик тахографа; 15 боковые маркерные фонари; 16 КЭМы сиденья водителя и остановочного тормоза; 17 датчики пневмосистем; 18, 26 освещение салона; 19 освещение дверных проемов; 20 печь СВЧ; 21 концевой выключатель крышки моторного отсека; 22 система оповещения о движении задним ходом; 23 розетка 24 В; 24 освещение номерного знака; 25 задние фонари; 27 задние верхние фонари; 28 боковые повторители указателей поворота; 29 подсветка ступеней и проходов; 30 стеклоомыватель; 31 датчик уровня топлива; 32 освещение багажного отделения; 33 кухня; 34 холодильник; 35 аккумуляторные батареи; 36 отсек электронных блоков (блок управления ADM3, блок управления SCR, блок управления ГПВ силовое реле); 37 модуль MR; 38 дополнительная панель переключателей и пульт управления климатической установкой; 39 щиток приборов; 40 тахограф; 41 аудио-видео система

4.9.2 Схема электрическая принципиальная

Принципиальные схемы постоянно дорабатываются и усовершенствуются, поэтому принципиальная электрическая схема Вашего автобуса может иметь некоторые отличия от приведенной.

Пояснения к схеме электрооборудования:

А — электронные блоки; B — датчики; E — наружная светотехника;

F, FU — предохранители; G — источники энергии; H — контрольные лампы;

K — реле; M — электродвигатели; P — контрольные приборы;

Q — коммутирующие устройства; R — резисторные элементы;

S — выключатели, переключатели; V — диоды; Y — вентили электромагнитные;

X — разъемные соединения.

—= цепи блока коммутации;

—= цепи потребителей не входящие в БК;
XS8.21.8 или xs3/f = обозначение разъемов и их контактов (пример);
———>230 = цифра у стрелки указывает на номер позиции (внизу схемы);

——230—> цифра над линией указывает на номер электрической цепи.

Цепи всех потребителей электроэнергии на автобусе, кроме силовой стартерной цепи, защищены плавкими предохранителями.

Принципиальная схема предусматривает две цепи питания потребителей (рис. И1) — аккумуляторную 300 и генераторную 150. Питание к потребителям генераторной цепи подается после поворота ключа в замке зажигания SA1.

Включение наружной светотехники производится выключателем S1.1 (рис. И5), установленным на щитке приборов. При неработающем двигателе происходит включение только нижних передних и нижних задних габаритных огней. Остальную светотехнику можно включить только при работающем двигателе.

Противотуманные фары EL3 и EL4, а также задние противотуманные фонари Е19 и Е20 (рис. И6) включаются выключателем S5 при условии, что нажат главный выключатель света S1.1.

Схемой электрооборудования предусмотрено три режима работы стеклоочистителя М7 (рис. И8). Это режим первой скорости, режим второй скорости и импульсный прерывистый режим работы. При нажатии подрулевого переключателя S2.1 в положение стеклоомывателя, одновременно с подачей воды происходит движение щеток по лобовому стеклу.

Схемой предусмотрена блокировка начала движения автобуса при открытых дверях. Блокировка осуществляется с помощью реле К32 (рис. И12), которое подает сигнал на клапан остановочного тормоза Y6. Блокировка может быть снята в случае аварии при помощи тумблера S41.

Предохранители F1, F2 расположены в отсеке АКБ. Остальные предохранители — в блоке коммутации.



Электрическая система включает в себя такие механизмы:

  1. Система электроснабжения и запуска двигателя. Она состоит из промежуточного реле, выключателя массы батарей, замка-выключателя устройств и стартера.
  2. Аккумуляторная батарея. Ее номинальное напряжение — 12 В. Здесь установлено 2 батареи, которые соединены последовательно друг с другом.
  3. Генераторная установка. Это генератор переменного тока, оборудованный выпрямительным блоком.
  4. Стартер с электросхемой Евро-3. Он состоит из контактного болта, стакана, тяги якоря, реле, обмотки, резьбовых заглушек, электрорешетки.
  5. Выключатель массы батарей. Он необходим для отключения и подключения аккумулятора к массе транспортного средства.
  6. Электрофакельное устройство. Его функция заключается в облегчении запуска двигателя в условиях низких температур.
  7. Предпусковой обогреватель.
  8. Система освещения и световой сигнализации. В эту схему электрооборудования входят головные фары, прожекторы, противотуманные огни, задние фонари, освещение внутри кабины водителя.
  9. Контрольно-измерительные приборы. Сюда входят спидометр, двухстрелочный индикатор уровня давления, блок контрольных и сигнальных ламп.
  10. Звуковая сигнализация. Она предназначена для оповещения о падении уровня давления воздуха в тормозном механизме до критической отметки.

Электрическая система 1











АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСХЕМЫ

Чтобы скачать схему необходимо — кликнув по ней мышью, потом на стрелку внизу “полный размер” и правой кнопкой мыши — “сохранить рисунок как…”.


Схема электрическая соединений шасси автомобилей МАЗ -631705

Перечень элементов электрооборудования на схемах автомобиля МАЗ-631705 Al — Блок предохранителей и реле A3 — Прерыватель стеклоочистителя А6 — Прерыватель указателя поборота А7 — Магнитола А8 — Реле блокировки демультипликатора BAI, BA2— Громкоговоритель ВК — Датчик температуры ВР1.ВР2 — Датчик давления воздуха ВРЗ — Датчик давления масла ВР4.ВР5 — Датчик аварийного давления воздуха BPI0 — Датчик аварийного давления масла BV2 — Датчик спидометра BV3 — Датчик скорости ЕКЗ,ЕК4 -Свеча ЭФУ Е1,Е2 — Фара головная ЕЗ,Е4 — Фара противотуманная Е5,Е6 — Передний фонарь Е7 — Фонарь Е8 — Фонарь номерного знака Е9…Е11 — Фонарь знака автопоезда EI2 — Фонарь подкузовной



Схема электрическая соединений кабины автомобилей МАЗ-631705

Похожие авто электро схемы

  • Схемы электрические BMW 5 E39 (0)
  • Электросхемы Saab 9-5 с 1997 г.в. (0)
  • Схемы электропроводки “Приоры” — ВАЗ-2170. (0)
  • Электрическая схема автомобилей Volvo S40 — V40 (с 1996 по 2000 г.в.) (0)
  • Электрическая схема УАЗ — 469 и 3163-Patriot (0)

Обслуживание, неисправности и ремонт

Электрическая система 2

Основные неисправности и ремонт электрооборудования:

  1. Вышли из строя лампы подсветки указательных приборов. В этом случае рекомендуется проверить надежность контакта в разъемных соединениях, осмотреть предохранительное устройство на наличие повреждений и дефектов, проверить целостность реостата подсветки и исправность реле.
  2. Во время включения передачи заднего хода не загораются фонари. В этом случае следует устранить короткое замыкание в проводке фонаря, проверить надежность контактов, подключить жгут к датчику заднего хода, осмотреть лампу на наличие дефектов, привести в соответствие провода в колодке.
  3. Не загораются стоп-сигналы задних фонарей. Проблема может быть связана с обрывом цепи, возникновением короткого замыкания, неисправностью сигналов торможения, обрывом нити лампы накаливания.
  4. Не горят головные фонари. Необходимо осмотреть электропроводку на наличие короткого замыкания, провести внешний осмотр переключателя (при обнаружении повреждений — заменить), проверить исправность реле.
  5. Не работает обогрев зеркал. Следует осмотреть контакты в разъемных соединениях, проверить предохранитель на износ, заменить поврежденные детали в системе.
  6. Постоянно горят головные фары. В этом случае нужно проверить исправность переключателя, надежность контактов в колодках, осмотреть реле на наличие дефектов.
  7. Не горят указатели поворотов. Необходимо заменить лампы, осмотреть прерыватель, заменить БКА.
  8. Вышел из строя тахометр. Неисправность может быть вызвана сбоями в работе датчика, предохранительного устройства или ненадежностью контактов в колодках.

Электрическая система

Техническое обслуживание проводится после 50000 км пробега. Для исправной работы всех механизмов электрического оборудования не рекомендуется отключать провода от плюсового вывода и от аккумулятора, проверять функционирование систем путем замыкания клемм или мегомметром.

Ремонт генератора МАЗ

Для выполнения работ обычно снимают установку с силового агрегата.

Далее отключите массу аккумулятора. Затем от клемм отсоедините провода. Не забудьте ослабить болт натяжения ремней генератора МАЗ, а также гайки крепления.

инструкция ремонта генератора МАЗ

Аккуратно придержите установку, чтобы не повредить кронштейны. Высвободите болт и аккуратно достаньте палец. Затем снимите ремень генератора МАЗ со шкива и саму установку. Сборка выполняется в противоположном состоянии.

Снятый механизм необходимо очистить и разобрать согласно схеме:

  1. Отвинтите винтовое соединение проводов, а также щеткодержателя и демонтируйте деталь;
  2. Отверните ИРН и достаньте регулятор;
  3. Отвинтите крепления крышки и стяжку генератора МАЗ;
  4. Отверните гайки;
  5. Снимите крышку со статором;
  6. Отверните гайки клеммы, а также винты выпрямителя;
  7. Снимите шкив, отвинтив соединение;
  8. Выбейте шпонку;
  9. Снимите вентилятор и втулку;
  10. Освободить крышку с вала и достать подшипники.

МАЗ-54331: Замена задних ступиц на клиньях на евроступицы

МАЗ-54331: Замена задних ступиц на клиньях на евроступицы


В процессе работы, попал как то ко мне задний мост на евроступицах по сходной цене. Единственное, что меня в нем не устраивало, так это то, что редуктор в нем был 13 на 25, а у меня стоял 15 на 24. Переход же на евроступицы был нужен по причине необходимости замены резины на заднем мосту, т.к. износ на ней уже был предельный и связываться опять с камеркой не было никакого желания.
Обдумав сложившуюся ситуацию, решил за раз перейти на евроступицы и бескамерку. Имея мост на евроступицах в запасе, глупо было его не использовать и покупать бескамерные диски под клинья.

Было два варианта действий: первый — закатить мост целиком и поменять редуктор; второй — просто заменить ступицы в сборе. Второй вариант мне нравился больше, поэтому на нем и остановился. Приступил к работе и открутил колеса, а потом и крышки бортовых коробок стеллитов.


Снятая коробка сателлитов и солнечная шестерня бортовой передачи

Далее, открутил гайки на чулках и снял солнечную шестерню с подшипником и всю ступицу. Данная операция не вызвала каких бы то ни было проблем и все прошло довольно гладко.



Следующим шагом, были отогнуты концы стопорных шайб и откручены болты на 30, которые крепят чулки к мосту.

Здесь следует пояснить, что у МАЗа с бортовыми евроступицами совершенно другие чулки, ступицы и тормозные барабаны. Одинаковые только сателлиты с подшипниками, шестерня полуоси в редукторе и солнечная шестерня без ее ступицы. После снятия чулков и замены их на другие, подошла очередь установки евроступиц и сборки бортовых передач. Собрал бортовые, а также надел тормозные барабаны (они ставятся только в одном положении) и установил колеса. Все, переоборудование выполнено, пора приступать к работе.



На купленной б/у бескамерной резине с дисками 315/80 — 22.5, проездил целый год. Впечатления от эксплуатации только положительные. Следить за затяжкой колес как на клиньях нет необходимости, подтянул 2-3 раза и можно ездить спокойно.

Впоследствии, переводил на бескамерку полуприцеп МАЗ-93866, так на нем даже спаривал резину 315/80-22.5 и нашу 111АМ. Однако, никакой разницы в высоте протектора и подъедании колес не заметил, пока донашивал нашу камерку.

На первый взгляд, замена ступиц на клиньях на евроступицы — это довольно затратное мероприятие, но в процессе работы, сделал для себя вывод, что эксплуатация бескамерки в целом обходится дешевле камерки за счет меньшей трудоемкости.

Электросхема МАЗ — вариант 2



Контрольные лампы: HG1 — Блок контрольных ламп, HG4 — Поворотов тягача, HG5 — Поворотов прицепа, HG7 — Системы ЭФУ, HG8 — Дальнего света, HG9 — Включения делителя, HG10 — Межосевая блокировка, HG11 — Межколесная блокировка, HG12 — Включения нейтрали.


Обслуживание, неисправности и ремонт


Основные неисправности и ремонт электрооборудования:

  1. Вышли из строя лампы подсветки указательных приборов. В этом случае рекомендуется проверить надежность контакта в разъемных соединениях, осмотреть предохранительное устройство на наличие повреждений и дефектов, проверить целостность реостата подсветки и исправность реле.
  2. Во время включения передачи заднего хода не загораются фонари. В этом случае следует устранить короткое замыкание в проводке фонаря, проверить надежность контактов, подключить жгут к датчику заднего хода, осмотреть лампу на наличие дефектов, привести в соответствие провода в колодке.
  3. Не загораются стоп-сигналы задних фонарей. Проблема может быть связана с обрывом цепи, возникновением короткого замыкания, неисправностью сигналов торможения, обрывом нити лампы накаливания.
  4. Не горят головные фонари. Необходимо осмотреть электропроводку на наличие короткого замыкания, провести внешний осмотр переключателя (при обнаружении повреждений — заменить), проверить исправность реле.
  5. Не работает обогрев зеркал. Следует осмотреть контакты в разъемных соединениях, проверить предохранитель на износ, заменить поврежденные детали в системе.
  6. Постоянно горят головные фары. В этом случае нужно проверить исправность переключателя, надежность контактов в колодках, осмотреть реле на наличие дефектов.
  7. Не горят указатели поворотов. Необходимо заменить лампы, осмотреть прерыватель, заменить БКА.
  8. Вышел из строя тахометр. Неисправность может быть вызвана сбоями в работе датчика, предохранительного устройства или ненадежностью контактов в колодках.


Техническое обслуживание проводится после 50000 км пробега. Для исправной работы всех механизмов электрического оборудования не рекомендуется отключать провода от плюсового вывода и от аккумулятора, проверять функционирование систем путем замыкания клемм или мегомметром.

Читайте также: