План мероприятий по устранению причин дтп

Обновлено: 08.07.2024

Одним из условий успешной борьбы с аварийностью на транспорте является проведение комплекса эффективных профилактических мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Указанная деятельность следователя должна иметь следующие цели:

  • - выявление обстоятельств, которые могут способствовать созданию аварийной ситуации или отрицательно влиять на формирование социальной ориентации личности;
  • - установление причин и условий, способствовавших совершению каждого конкретного дорожно-транспортного происшествия;
  • - разработка комплекса профилактических мероприятий по устранению выявленных криминогенных обстоятельств;
  • - осуществление контроля за реализацией намеченных предупредительных мер;
  • - оказание воспитательного воздействия на граждан формой и содержанием процесса расследования;
  • - предупреждение рецидива преступлений;
  • - проведение обще-профилактических мероприятий, направленных на снижение потенциальной опасности отдельных элементов ситуации и оказывающих корректирующее воздействие на личность;
  • - выявление полноты и правильности осуществления обще-социальных и специально-криминологических профилактических мероприятий.

Основой профилактической деятельности является наиболее полное и всестороннее выявление причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортных происшествий. Процесс их выявления -- составная часть общего процесса расследования. Однако полное выявление всех криминогенных обстоятельств может быть осуществлено только в том случае, если исследование данного вопроса будет специально выделено, что предполагает самостоятельное планирование сбора доказательственного материала с использованием всех тактических средств, имеющихся в распоряжении следователя.

Рассматриваемая категория происшествий по своей структуре представляет собой сложное, многогранное явление. Его развитие зависит от целого комплекса факторов, характеризуют с одной стороны, дорожную обстановку, с другой -- личность участников дорожного движения.

В качестве причин и условий, способствовавших совершению ДТП, наиболее часто выступает техническое состояние транспортных средств. Причиной многих происшествий могут стать личные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации. Среди них наиболее распространенными являются: а) неисправность ножного или ручного тормоза (изношенность или подгорание тормозных накладок, увеличение зазора между лодками и барабаном колеса, разрыв тормозного шланга и др.); б) неисправность рулевого управления (большой суммарный люфт рулевого колеса, заедание и разъединение тяг рулевого привода в результате износа и поломки шарового пальца и т. д.); в) различные дефекты ходовой части (изношенность шин); г) использование нестандартных деталей.

Способствовать совершению дорожно-транспортного происшествия могут также дорожные условия. Неудовлетворительное состояние дороги, плохие дорожные условия выражаются в дефектах дорожного покрытия, недостаточной ширине проезжей части, наличии насаждений, строений и других объектов, ограничивающих обзорность, недостаточной ширине или плохом состоянии обочин, слабой освещенности, производстве ремонтных работ с нарушением правил техники безопасности и других причинах. Неудовлетворительное дорожное покрытие, как правило, связано с некачественной работой дорожных служб (скользкое покрытие, неровности проезжей части, плохое состояние дороги). К этой же группе относятся недостатки в организации движения на определенном дорожном участке (отсутствие дорожных знаков, светофоров, ограждений либо их установка с нарушением действующих правил, неправильное размещение остановок общественного транспорта). Одним из наиболее опасных мест возникновения ДТП являются участки пересечения, примыкания улиц и дороги, особенно в тех случаях, когда отсутствует информация оповещения водителя о праве преимущественного проезда.

Обстоятельствами, способствующими совершению дорожно-транспортных происшествий, являются также действия пешеходов и пассажиров. Как правило, наезды происходят вследствие грубых нарушений пешеходами правил дорожного движения (переход проезжей части вне пешеходных переходов, перед близко идущим транспортом, неожиданный выход на проезжую часть из-за укрытий, ограничивающих обзорность водителей, по вине нетрезвых пешеходов). В зависимости от обстоятельств дела на такие нарушения (в совокупности с другими) необходимо обращать внимание по конкретным делам.

Обстоятельствами, способствующими дорожно-транспортным происшествиям, иногда являются действия должностных лиц, ответственных за эксплуатацию и ремонт транспортных средств, организацию движения, состояние дорог. Вопрос об ответственности должностного Лица, отвечающего за техническое состояние транспортных средств либо состояние дороги, решается на основе анализа всех материалов дела. Большую помощь в оценке фактических данных, связанных с действиями должностных лиц, в определении того, насколько их действия соответствуют нормам специальных правил, следователю могут оказать эксперты-автотехники. При анализе конкретной обстановки дорожно-транспортного происшествия эти специалисты не только устанавливают, какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться участники происшествия, но и устанавливают выполнение требований других нормативных актов.

Обстоятельства, способствующие совершению ДТП, могут быть связаны с личностью водителя. Прежде всего в качестве такого обстоятельства может выступать антиобщественная направленность (установка) личности водителя (не допустить обгона другим транспортным средством, лихачество, желание заработать путем незаконного провоза пассажиров и грузов со скоростью, превышающей установленную, и т. д.).

Обеспечение правил безопасности движения, нарушение которых влечет уголовную ответственность, не может быть сведено лишь к соблюдению правил движения. Водитель отвечает и за технически грамотное управление автомобилем. Для того чтобы следователь в числе других мог разрешить и вопрос о криминогенных обстоятельствах, необходимо всесторонне выяснить технические причины происшествия, способствовавшие его совершению.

В ходе проведения предварительного следствия необходимо также выявлять обстоятельства, характеризующие состояние здоровья водителя, его психофизиологические качества, сопоставляя их с реальными действиями в конкретной дорожной обстановке.

По материалам расследования уголовного дела следователь в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона обязан принять меры к устранению выявленных причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортного происшествия. К числу таких мер относятся: внесение представлений следователей в соответствующие предприятия, организации и учреждения; выступление на общем собрании коллектива трудящихся; использование материалов для выступления в печати, по радио, телевидению личные беседы с должностными лицами и др.

Профилактическая деятельность следователя не может ограничиваться предупреждением преступлений только по материалам конкретного уголовного дела. Большое место в ней отводится обще профилактическим мероприятиям, проводимым в широком плане борьбы с преступностью. Среди них можно выделить: анализ следователем дорожно-транспортных происшествий в отдельном автотранспортном хозяйстве, в населенном пункте или на следственном участке; обобщение материалов о причинах и условиях, способствовавших совершению того или иного вида дорожно-транспортных происшествий; обобщение практики реагирования на представления следователей соответствующими органами, учреждениями и общественными организациями и принятие мер к устранению выявленных недостатков.

Также можно отметить, что профилактику дорожно-транспортных происшествий необходимо проводить постоянно. Мы считаем, что самый большой эффект профилактика оказывает на этапе формирования личности, т.е. еще в школьном возрасте. Если в школьных учреждениях регулярно проводить профилактику, то это не только приведет к понижению уровня ДТП с участием детей, но и в дальнейшем приведет к тому, что взрослея дети будут более вежливы на дороге как в качестве пешеходов, так и в качестве водителей.

Таким образом, основой профилактической деятельности является наиболее полное и всестороннее выявление причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортных происшествий. В качестве причин и условий, способствовавших совершению ДТП, наиболее часто выступает техническое состояние транспортных средств, могут стать личные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации, могут также дорожные условия, являются также действия пешеходов и пассажиров, иногда являются действия должностных лиц, ответственных за эксплуатацию и ремонт транспортных средств, организацию движения, состояние дорог, могут быть связаны с личностью водителя.


FAQ

Дорожно-транспортные происшествия в России – довольно частое явление. В этом году (на ноябрь 2021 г.) их количество уже составило 133 203. В статье мы рассмотрим основные причины ДТП и меры по их предупреждению.

Главные причины ДТП

Если рассматривать ДТП не с научной точки зрения, то это происшествие, в нем принимает участие минимум один автомобиль, которое влечет за собой порчу собственности или вред здоровью/жизни человека. Выделяют следующие причины дорожно-транспортных происшествий.

Превышение скорости

Из-за несоблюдения скоростного режима водителями регулярно случаются аварии. Превышение скорости провоцирует наезд на пешеходов, столкновение с другими машинами. Также водители, превышающие скорость, часто не справляются с маневром, сами страдают и получают травмы.

Самые непредсказуемые и тяжелые происшествия случаются при плохой видимости на дороге, когда может случиться выезд с проезжей части и столкновение с автомобилем на встречной полосе. Также во время гололеда происходит огромное количество аварий по причине превыше-ния скорости.

Пьяный водитель

Пропаганда трезвого вождения, социальная реклама БДД и ужесточение мер по борьбе с вождением в нетрезвом состоянии позволили предупредить значительное количест-во ДТП. Однако, все еще множество водителей садятся за руль пьяными. Зачастую и превышение скорости бывает спровоцировано именно алкогольным опьянением.

Плохое качество дорог

Предупреждение дтп

Дороги давно являются опасной проблемой в нашей стране. Ухабы, ямы и другие факторы часто становятся причиной возникновения аварийных ситуаций.

Усугубляется положение отсутствием ответ-ственности дорожных служб за травматизм, спровоцированный неисправностью дорож-ного покрытия, неправильной разметкой, установленными в неположенном месте знаками, неработающими светофорами и др.

Неисправный автомобиль

Также стоит предупреждать проблемы с тормозами, ходовой частью, шинами и др. Для предотвращения ДТП надо вовремя проходить ежегодный техосмотр, а также следить за состоянием автомобиля.

Беспечность пешеходов

Некоторые люди, особенно если спешат, игнорируют ПДД и переходят дорогу на красный свет или в неположенном месте. В случае, когда пешеходом является ребенок или пожилой человек, сложно строго судить о его сознательном поведении.

Поэтому водителям стоит быть внимательными при приближении к зебрам и на дороге в принципе. Пешеходам же, особенно в темное время суток, стоит надевать одежду со светоотражающими элементами.

Основные меры предупреждения

Для профилактики ДТП принимаются меры по пропаганде ПДД. Полицейские, преподаватели школ и педагоги ДОУ объясняют, как избежать аварийных ситуаций.

Для образования населения по данному вопросу применяются:

  • разъяснение инспекторами ГАИ ПДД водителям;
  • социальная реклама;
  • лекции, семинары для взрослых, средней и старшей школы;
  • обучающие игры для детей в ДОУ и начальной школе;
  • конференции.

Общие

К общим мерам относятся: внимательная подготовка водителей и обеспечение их повышением квалификации. Также на обучающих предприятиях всегда висят памятки по пропаганде предупреждения ДТП водителями, где наглядно представ-лены правила, которые они должны соблюдать.

Для борьбы с ДТП происходит работа:

  • над усовершенствованием автомобилей;
  • внедрение средств безопасности (ремней, травмобезопасных стоек дорожных знаков);
  • повышается эффективность служб, которые принимают участие в ликвидации послеаварийных действий и т. д.

Также к общим мерам относится профилактика ДТП среди сотрудников полиции.

Специальные

К специальным мерам профилактики относится контроль сотрудниками МВД соблюдения правил на дороге. На ГИБДД лежат следующие обязанности: регулирование транспортного движения и передвижения пешеходов, пресечение нарушений, учет автотранспортных средств, учет и анализ автомобильных аварий, условий их возникновения и др.

Предупреждение дтп

Важную роль для предотвращения ДТП играет своевременное и честное расследование дорожных происшествий.

Сотрудники ГИБДД также обязаны устанавливать причины и условия происходящих ДТП, из чего впоследствии формируется статистика.

Профилактика ДТП среди детей

Хоть дети и являются обычно только пассажирами или пешеходами, это не защищает их от аварий. Любой участник дорожного движения подвержен опасности. Методы, которые применяются для информирования взрослых, не используют при просвещении несовершеннолетних, так как работа с детьми имеет свою специфику.

В ДОУ

Дошкольники являются особой категорией пешеходов и пассажиров. Обучение малышей не должно проходить так же, как у взрослых, потому что дети не могут дословно трактовать ПДД и не имеют абстрактного мышления для их восприятия. Поэтому в детском саду используются иные формы обучения, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

Ребятам объясняют про безопасность на дорогах, причины ДТП преподаватели, знающие особенности малышей.

Чем раньше начинается формирование правил, тем легче ребенку встроиться в процесс, так как нервная система в этом возрасте довольно пластична. В ДОУ для освещения ПДД используются уголки дорожного движения по всей территории детского сада, игры с транспортом, работа с сюжетными картинками, слайды с правилами, плакаты и многое другое.

В Школах

Одной из наиболее эффективных среди детских учреждений является профилактика возникновения ДТП в школах. Обычно в учебное заведение приходит инспектор, рассказывающий о БДД и правилах поведения при возникновении дорожно-транспортных происшествий.

Важно! В средней школе дети уже довольно сознательны. Они готовы ответственно подходить к соблюдению ПДД, а также получить знания о том, как предупреждать аварии.

В начальной школе объясняют, что необходимо сделать, чтобы предотвратить возможность возникновения аварии. Ребятам рассказывают о том, как избежать ДТП, как нужно вести себя на дороге, проводят тематические игры, где школьники становятся пассажирами машины, автобуса, пешеходами, рисуют с ними дорожные знаки и многое другое.

Школьная программа БЖД включает обучение оказанию первой помощи, в том числе и при ДТП. Ученикам показывают, как вести себя для предотвращения ДТП, при столкновении с травматизмом на дороге, подкрепляя теорию практикой для лучшего усвоения.

Если ребенок получает знания в детском саду и школе, но они не находят подкрепления дома, это будет малоэффективно. Дети берут пример с мамы и папы, поэтому важно, чтобы родители показывали образец разумного поведения на дороге.

Также следует контролировать безопасность при передвижении на автомобиле с детьми: использовать детские кресла, ремни безопасности. Для предупреждения рисков дорожных происшествий на одежде ребенка и его рюкзаке должны присутствовать светоотражающие элементы.

Типовой план работы по предупреждению ДТП

Предупреждение дтп

План мероприятий по предупреждению ДТП на год составляется на автотранспортных предприятиях (АТП), в фирмах, которые занимаются перевозками грузов и пассажиров.

В организациях такого типа подразделения сдают годовые отчеты о БДД и планирование на пред-стоящий год.

В плане прописываются мероприятия, которые предлагаются к проведению; человек, ответственный за это; сроки исполнения задач. Образец такого документа можно найти в интернете.

Кто ответственный

Руководитель АТП назначает ответственного за БДД на предприятии. А тот уже занимается составлением плана по предупреждению ДТП.

Роль родителей в профилактической работе

Предупреждение ДТП – ответственность не только полиции и других госорганов. Профилактика безопасности дорожного движения, которую проводят в ДОУ и школах, эффективнее, когда родственники ребенка поддерживают это мероприятие. Взрослые должны объяснить несовершеннолетним, что нарушать ПДД нельзя, виновника, ответственного за аварию, будет ждать наказание, его задержит полиция и др.

Наглядная информация и советы старших отлично усваиваются малышами. Если взрослый видит нарушение, он должен указать на него ребенку, рассказать о последствиях и о правильном поведении. Это вырабатывает ответственность у подрастающего человека.

Выводы

Число ДТП благодаря пропаганде ПДД снижается. В 2008 году количество случаев составило 218 322, а в 2018 – 168 099. Чтобы прогресс увеличивался, необходимо задействовать больше профессионалов для объяснения населению того, что такое безопасность на дорогах и причин ДТП.

Подборка наиболее важных документов по запросу План мероприятий по предупреждению дтп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: План мероприятий по предупреждению дтп

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Перевозки сотрудников требуют получения "автобусной" лицензии (комментарий к Постановлению Правительства от 27.02.2019 N 195)
(Мошкович М.Г.)
("Главная книга", 2019, N 8) - проводить инструктажи и стажировки водителей, мероприятия по предупреждению ДТП, анализ ДТП с участием своих автобусов.

1.1. Методические рекомендации по проведению мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения в целях ликвидации мест концентрации ДТП, включающие типовые решения (далее - рекомендации) содержат рекомендации по выбору мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения в целях ликвидации и профилактики возникновения мест концентрации ДТП на автомобильных дорогах (далее - дороги), дорогах и улицах городских и сельских поселений (далее - улицы).

Настоящие рекомендации предназначаются для применения при реализации владельцами дорог полномочий по осуществлению дорожной деятельности в части повышения уровня безопасности дорожного движения, а также при формировании программ дорожной деятельности (региональных проектов) в рамках федерального проекта "Дорожная сеть" федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В настоящих рекомендациях приняты следующие сокращения:

ДТП - дорожно-транспортное происшествие по Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ);

ПДД - Правила дорожного движения;

МКДТП - место концентрации ДТП по Федеральному закону N 196-ФЗ;

мероприятия по БДД - мероприятия по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения;

МТС - маршрутные транспортные средства;

УДС - улично-дорожная сеть;

ТСОДД - технические средства организации дорожного движения.

1.2. При формировании программ дорожной деятельности (региональных проектов) в соответствии с настоящими рекомендациями осуществляется планирование дорожных работ по ликвидации МКДТП и приведению участков дорог и улиц в нормативное состояние в целях профилактики возникновения новых (миграции существующих) МКДТП.

1.3. При разработке регионального проекта перечень аварийно-опасных участков (МКДТП) и мероприятия, запланированные для их ликвидации, определяются с использованием перечней аварийно-опасных участков и первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на дорогах и улицах, которые ежегодно разрабатываются и утверждаются их владельцами.

Адреса МКДТП и мероприятия по БДД в целях их ликвидации, включаемые в региональные проекты, согласовываются с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне.

1.4. Мероприятия по БДД в целях ликвидации МКДТП в зависимости от очередности их выполнения в региональных проектах рекомендуется разделять на первоочередные меры, направленные на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий (далее первоочередные меры) и мероприятия второй очереди.

К первоочередным мерам могут быть отнесены работы по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния дорог и улиц, оборудованию их элементами обустройства, поддержанию бесперебойного движения транспортных средств и безопасных условий такого движения, проводимые в рамках работ по ремонту и содержанию в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (таблица А.1 приложения А).

Ко второй очереди рекомендуется относить долгосрочные мероприятия, проводимые в течение нескольких лет в рамках работ по реконструкции или капитальному ремонту дорог и улиц (таблица А.2 приложения А), сроки проведения которых определяются при их планировании в установленном порядке.

Мероприятия по БДД в целях профилактики возникновения новых (миграции существующих) МКДТП рекомендуется предусматривать в региональных проектах в составе дорожных работ по приведению участков дорог и улиц в нормативное состояние.

При проведении мероприятий по БДД на улицах следует руководствоваться правилами благоустройства или порядком содержания УДС, установленными муниципалитетами, при этом за основу целесообразно использовать перечень видов работ по приложению А.

1.5. Выбор мероприятий по БДД второй очереди в целях ликвидации МКДТП должен осуществляться во взаимосвязи с планированием других видов дорожных работ, обеспечивающих достижение целей и показателей регионального проекта.

Разработка технических решений и проектирование запланированных мероприятий по БДД второй очереди, а также определение их сметной стоимости выполняется в установленном порядке при подготовке проектов строительства, реконструкции и ремонта участков дорог и улиц.

Принимаемые в проектах технические решения при соответствующих обоснованиях могут предусматривать: увеличение числа полос движения; расширение проезжей части, устройство разделительных полос, строительство развязок в разных уровнях, дополнительных полос движения перед пересечениями и на подъемах, пешеходных переходов в разных уровнях, улучшение параметров геометрических элементов пересечений и примыканий в одном уровне (изменения углов примыкания, устройство переходно-скоростных полос, перепланировка перекрестков и подъездных путей к ним), строительство кольцевых пересечений, увеличение радиусов кривых в плане до нормативных значений или до значений, обеспечивающих плавность трассы; устройство виражей, заездных карманов, уменьшение продольных уклонов и увеличение радиусов вертикальных кривых, тротуаров и пешеходных дорожек, велодорожек вдоль проезжей части, искусственного освещения (повышение уровня освещенности), в том числе на пешеходных переходах, остановках общественного транспорта, перекрестках, железнодорожных переездах, в местах, примыкающих к объектам придорожного сервиса, устройство мест внеуличной парковки или парковочных карманов.

Читайте также: