План схема к протоколу осмотра места происшествия дтп

Обновлено: 05.07.2024

Если же все серьезней, без представителей правоохранительных органов не обойтись. Задача водителей – содействовать достоверному изложению сведений в документе, который после станет базовым в рамках административного или уголовного производства.

Когда выдается и кем составляется?

Протокол составляют только сотрудники полиции. Какое именно подразделение документирует осмотр, определяется в зависимости от потенциальной квалификации правонарушения (о том, как вызвать на место происшествия сотрудника ГИБДД, куда звонить, что сообщать и как действовать на месте ДТП, читайте тут).

Фиксацией обстановки на месте таких происшествий занимаются полицейские следственно-оперативной группы органа внутренних дел, к которому территориально относится место аварии

Важно! Сотрудник полиции при составлении протокола не просто выполняет функции стенографиста, а выполняет ряд процессуальных норм, следование отразится на дальнейшей правовой оценке происшествия.

Как оформить, если нет тяжело раненых и погибших?

Протокол осмотра места ДТП составляется сотрудником полиции на специальном номерном бланке сразу по прибытию экипажа на место аварии. Осмотр производится при участии двух понятых или с видеофиксацией (ч. 3 ст. Статья 28.1.1 КоАП РФ). Документ состоит из трех структурных блоков:

  • общие сведения;
  • описательная часть;
  • заключительные положения.

Общие сведения

  1. Вводной части – сведения о сотруднике ГИБДД, составляющем протокол (ФИО, звание, должность), и понятых (ФИО, контактные данные). Дата, точное время ДТП и заполнения протокола.
  2. Описания правонарушения:
  3. сведения о водителях – участниках аварии (ФИО, номер страхового полиса, водительского удостоверения, контактные данные);
  4. место аварии и тип (столкновение, наезд на пешехода и прочее);
  5. марки, регистрационные номера и другая информация об автомобилях участников.

Описательный блок

Непосредственно фиксирует все обстоятельства ДТП, его следы на дороге и окружающих поверхностях и сооружениях, состояние автомобилей после аварии.

Основная часть

Протокол обязательно содержит описания и характеристики:

  • дороги – автомагистраль, общего пользования, главная или второстепенная на перекрестке и прочие;
  • дорожного покрытия участка и его качество – наличие ям, придорожной территории;
  • знаков и разметки – наличие, особенности, является ли участок аварийным;
  • освещенности участка, видимости водителей;
  • направления движения на участке;
  • расположения транспортных средств (с точными замерами);
  • отпечатков протекторов, тормозного пути, если есть обломки, лужи потекших жидкостей – указывается наличие и расположение;
  • следов пострадавшего, в том числе следы крови, отпечатки рук и ног, элементы одежды.

Включает все предварительные технические сведения, которые можно собрать на месте. Они, вместе с последующими экспертными выводами, лягут в основание окончательного установления обстоятельств аварии и определения виновника. В него входит полное описание:

  • видимых повреждений транспортных средств;
  • следов внутри и на поверхности авто, в том числе биологических материалов, отпечатков пальцев и прочего;
  • состояния колес (давление, степень износа протектора);
  • состояние органов управления – положение рулевого колеса, рычагов, показания приборов;
  • состояния тормозов, включая стояночный;
  • работоспособности осветительных приборов, состояния остекления и зеркал;
  • груза и его состояния, если таковой был.

Важно! В случае необходимости будет назначена автотехническая экспертиза для установления технического состояния авто на момент аварии. Водители могут обратиться за независимой экспертизой для оценки ущерба.

Завершающий раздел

Включает в себя:

  • Дополнительную информацию – перечень приложений к протоколу: ;
  • фототаблица;
  • водительские удостоверения;
  • список изъятых предметов;

Если у участников осмотра есть замечания, комментарии которые хотят внести в протокол, или они хотят отметить несогласие с указанными данными, эти сведения также вносятся в заключительную часть. Сотрудник ГИБДД обязан это сделать, указав от кого поступило заявление.

Как составить при аварии со смертельным исходом и тяжкими телесными повреждениями?

В отличие от вышеприведенного примера, протокол осмотра места аварии с тяжкими последствиями составляется согласно ст. 166, 167, 180 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Закон требует составлять документ ясно и доступно, избегая неопределенных или субъективных оценок и терминов. Он не может содержать предположений, разъяснений и выводов – только объективное описание обнаруженного.

Единого бланка протоколов по УПК не существует, однако закон регламентирует его содержание и структуру. Она подобна структуре административного протокола и также состоит из трех блоков, но есть и различия.

Как заполнять вводную часть?

Общие сведения о лицах, участвующих в осмотре, времени, месте, обстоятельствах процессуального действия. В этом разделе обязательно указываются:

  • дата, время начала и время окончания осмотра;
  • место;
  • ФИО, должности, звания сотрудников полиции и привлеченных специалистов, производящих осмотр;
  • ФИО, при необходимости адрес и контактные данные понятых и других участников процедуры (участников аварии, их представителей и так далее);
  • правовое основание и повод для осмотра;
  • текущие условия – погода, освещенность участка, автомобилей и прилегающей территории;
  • роспись участников об ознакомлении с правами и обязанностями в ходе осмотра;
  • сведения о применении технических средств – измерительных приборов, фото и видеоаппаратуры.

Основная

Подробно описывает обстановку на месте и установленные обстоятельства происшествия. Автомобиль рассматривается как один из предметов на месте преступления, и его описание не выделяется в отдельный логический раздел. Сведения излагаются в порядке хода осмотра. Раздел включает описания и характеристики:

  • Места происшествия – в случае ДТП это, зачастую, участок дороги. Даются все возможные характеристики полотна, инфраструктуры, знаков и разметки.
  • Объектов осмотра:
  • автомобилей;
  • придорожной растительности или сооружений, если таковые находятся в зоне осмотра;
  • следов торможения или отпечатков колес;
  • обломков;
  • потеков собранных следов;

Заключительный блок

Содержит список приложений (схем, фотографий, изъятых предметов, направления трупа и улик на исследования, слепки и оттиски), сведения об ознакомлении всех участников осмотра с протоколом и их подписи. Если есть замечания или возражения со стороны понятых, привлеченных специалистов и других лиц, они также фиксируются в заключительной части.

В протокол могут быть внесены вопросы, замечания, ходатайства и заявления защитника или фигуранта. Если кто-либо из участников отказывается подписывать протокол, причины также вносятся в документ, и удостоверяются подписями понятых или защитника.

Протокол осмотра места происшествия – базовый процессуальный документ, на который будут опираться дальнейшие следственные действия. Нарушение требований к обязательным элементам, порядку фиксации, не упоминание изъятых предметов, несоблюдение права участников не подписывать протокол и другие отклонения от законодательных норм могут сделать документ недействительным.

Ни административный, ни уголовно-административный кодексы РФ не предполагают прямого участия водителя в составлении протокола осмотра места ДТП. Но, хотя роль гражданина ограничена предоставлением информации и подписью под документом, к процессу осмотра и составлению протокола следует подойти очень серьезно.

Помните, что предоставление недостоверных данных сотрудникам полиции может повлечь дополнительную ответственность. Обратите внимание должностных лиц, ведущих осмотр, на значимые, на ваш взгляд, детали. Ознакомьтесь с точкой зрения оппонента, и если не согласны – сообщите об этом. Если считаете, что правоохранители действуют необъективно – выразите претензию, вплоть до внесения в протокол.

Внимание! При оставлении места ДТП сотрудники ГИБДД составляют протокол, в котором указывают или лишение права управлять ТС на срок от 1 до 1.5 года или адин. арест до 15 суток, согласно ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

При аварии с тяжелыми повреждениями или смертельным исходом водитель, оставивший место ДТП, будет привлечен к уголовному расследованию по ст. 264 УК РФ.

    и выгодно ли прибегать к его услугам?
  • Для чего нужен журнал учета дорожно-транспортных происшествий и как его правильно заполнять? , если есть ОСАГО и КАСКО?

Внимательно читайте документ перед подписанием. Именно на его основании будет определяться мера ответственности каждой из сторон. Опротестовать согласованный с вами протокол значительно хлопотнее, чем изначально добиться корректного изложения собственной позиции.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇


Как в варианте с преднамеренным убийством, так и при несчастном случае составляется документ, позволяющий фиксировать нарушение. Это может касаться не только убийства: дорожные аварии, несчастные случаи на производстве и другие моменты также заверяются документально. В этом помогают схема места происшествия и протокол осмотра. Правила их оформления требуют от следователя особых знаний. Каких? То, что должен учитывать специалист, ведущий документацию, подробно описано в этой статье.

важность планов и схем в криминалистике

Способы заверения документально

Чтобы документ имел силу, есть определенный порядок его оформления. Протоколы составляют по образцам, для заявлений есть необходимые требования. Это ожидается и от графического способа ведения документации – схемы имеют правила изображения, в этом они похожи на план местности. Кроме письменных документов, графических, существуют видео- и аудиоматериал. Они имеют большую силу: при разбирательстве в суде такой материал может рассматриваться как существенное доказательство вины или невиновности.

Основная функция схем – это наглядная иллюстрация случившегося. Схема места происшествия прикрепляется к протоколу и дополняет информацию в нем. Основные реквизиты практически всегда состоят из масштаба (если таковой соблюдается), условных обозначений, сторон света, даты и подписи понятых, следователя. Масштаб в полевых условиях соблюсти очень тяжело, а потому достоверности достигают благодаря соблюдению приблизительных пропорций.

На схеме фиксируется местоположение улик

Схема происшествия

Обязательной схему места происшествия считают в случае больших происшествий или когда расположение объектов, следов, улик может повлиять на дальнейший ход расследования. Такой документ составляют при ДТП, взрывах, пожарах. Всегда, кроме указания расположения объектов по отношению к сторонам света, изображают два неподвижных ориентира. Нельзя использовать как ориентиры все, что можно передвинуть: любая мебель, транспорт, мусорные контейнеры, кучи сена. В помещениях ориентирами служат стены, углы и дверные проемы, а на улицах – столбы, деревья, здания.

как начертить схему места происшествия

Часто могут понадобиться сразу две схемы: общая и частная. Общую есть смысл составлять в случае больших площадей, затронутых в происшествии (несколько очагов возгорания, связанные между собой аварии или преступления). Тогда дополнительно прикрепляется частная схема, иллюстрирующая то расположение объектов, которое было после происшествия именно в этом месте. Следователь может обойтись без помощи специалиста-криминалиста, однако лучше привлечь к работе такого сотрудника. Это обеспечит результативность из-за точности документа.

Протокол осмотра места происшествия

Свои обязательные реквизиты имеются и в протоколе осмотра. Прежде всего, это название документа и время осмотра. Примечательно, что обращается внимание не только на дату, но и на время начала осмотра и конец. Указывается наличие и вид освещения, погода (при проведении осмотра на улице) и статья, нормирующая данную ситуацию. Следователь пишет свои данные, адрес места преступления и данные понятых. Указывается, что понятым объяснили их обязанности, и они ставят подпись. Данные специалиста, заверенные им, находятся после подписей понятых в правом углу.

Несчастный случай: схема места происшествия

Иной случай, когда не было совершено ограбления, насильственных действий злоумышленника по отношению к жертве. К примеру, случился несчастный случай на производстве. Как составить схему места происшествия в таком случае? Даже в условиях произведения осмотра на производстве, следует придерживаться правил использования материалов для документации: не чертить схему на просвечивающей бумаге, писать тем, что потом смоется (нельзя писать тушью, не рекомендуется красная паста). Соблюдение отступов необходимо для дальнейшей подшивки документов – тогда не окажется часть чертежа недоступной для просмотра.

Несчастный случай на производстве

Заполнение бланка при ДТП

Дорожно-транспортные аварии – одни из самых неожиданных несчастных случаев, когда могут быть не только один или два пострадавших, но и число, превышающее десятки жертв. Бланк осмотра места происшествия составляется с учетом не только УКП РФ, но и КоАП, ПДД. Обращается внимание на регулирование этого участка движения, измеряется расстояние до бордюра. Указывается время суток, сезон, дорожное покрытие, погода и состояние водителя. Конкретно оговаривается дорожная разметка, наличие знаков, светофора и его сигнала (если работает).

Схема места происшествия составляется даже участниками происшествия в страховом полисе – там есть место для обозначения положения машин при столкновении. В случае, когда не было нанесено физического ущерба для здоровья ни одному из участников аварии, водители могут разойтись без того, чтобы дожидаться расследования (если один из пострадавших - пешеход, то шанс физического вреда значительно увеличивается). Тогда они сами схематически изображают свои ТС, игнорируя находящиеся рядом объекты.

дорожные аварии - частые несчастные случаи

Нюансы графического изображения

как начертить схему места происшествия

Глазомерная съемка

На то место, где стоит следователь, ставится точка на схеме. К этой точке приставляют визирную линейку двумя углами на бумагу, а одним - в воздух. Планшет с линейкой подносят к уроню глаз, и объект визуально совмещается с ее верхним ребром. Вдоль линейки на схеме чертят линию. Потом измеряют расстояние до выбранного объекта (рулеткой, шагами) и указывают на линии. Далее эта прямая глазомерной съемки может служить как основа для других вычислений.

схема места происшествия

В заключение

Схема места происшествия – это, прежде всего, способ фиксации информации о следах преступления или тех нюансах, которые могли привести к несчастному случаю. Хотя существует образец их составления, планы, схемы и сам протокол могут немного отличаться содержимым по требованию конкретной ситуации. В то время как образец помогает не упустить мелкие детали, порой такие необходимые при расследовании, следователь может успеть сделать некоторые выводы после использования стандарта, внеся свои коррективы в документ.

Самым первым документом, который составляется на месте аварии, является специальный протокол. Именно в этой форме содержатся все необходимые сведения, которые характеризуют происшествие в полной мере.

Протокол составляется должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями или участниками ДТП (так называемый Европротокол), когда повреждения носят незначительный характер и нет пострадавших в аварийной ситуации лиц. Людям, имеющим отношение к подобным происшествиям, стоит уделить внимание структуре документа, а также порядку его составления, о чем и будет рассказано в данной статье.

Когда нужен и кем составляется протокол осмотра места ДТП

Правила и особенности заполнения протокола осмотра места ДТП

Составлять документ требуется на специальном бланке, который используется сотрудниками дорожной полиции. Есть несколько разновидностей форм, которые сегодня применяются уполномоченными лицами:

  1. Протокол осмотра места происшествия, используется при делах об административном правонарушении.
  2. Специальный бланк применяется при оформлении происшествий, в результате которых был причинен тяжкий вред здоровью либо возник летальный исход.

Для каждой формы предусмотрен свой порядок заполнения и выбор подходящей формы зависит от того, насколько тяжелой была аварийная ситуация и какие последствия она имеет. Важно подчеркнуть, что протокол осмотра места ДТП является первичной документацией и в дальнейшем именно на его содержании строится обвинение или защита виновного лица. Должностное лицо, занимающееся оформлением протокола должно иметь общее представление о правилах составления документации, но водителям следует также знать о порядке заполнения таких форм, чтобы не стать жертвой сговора и фальсификации документов.

Сроки осмотра места происшествия

Достаточно часто лицам, попавшим в аварийную ситуацию, требуется дождаться приезда сотрудников ГИБДД, которые займутся осмотром места происшествия и составят все необходимые документы.


В это время участники ДТП не имеет права покидать место аварии и даже менять расположение автомобиля. К сожалению, подобная ситуация приводит к возникновению заторов и вызывает недовольство со стороны других участников дорожного движения.

Мужчина, заполняющий документ возле авто после ДТП

Регулированием этого вопроса занимается Приказ МВД № 185, где подробно описаны разные моменты, касающиеся оформления документов и выполнения прочих действий при аварийной ситуации. Что касается прибытия сотрудника на место происшествия, то здесь стоит обратиться к ст. 207—219 указанного документа. В этих положениях сказано, что есть четкие сроки прибытия госинспектора на место происшествия. В частности:

  • 20 минут — для Москвы и СПб;
  • до 15 минут — в других городах страны;
  • до часа — если авария произошла на трассе.

По завершению этого периода, участники событий могут покинуть место происшествия и это не будет являться нарушением общего регламента.

Форма и структура протокола

Чтобы осматривать место дорожно-транспортного происшествия, госинспектору заранее придется подготовить специальный протокол для внесения всех необходимых данных, полученных при осмотре. Документ имеет определенную форму и структуру. Его составные части должны быть заполнены в соответствии с действующим образом, а также сообразно предлагаемой инструкции. Далее в статье будет рассмотрен общий порядок заполнения формы протокола более детально.

Особенности заполнения вводной части

Первая часть протокола — это вводная.


Крайне важно ее заполнить правильно, поскольку здесь должны быть указаны все личные сведения участников происшествия, а также многие другие данные.

В этом разделе должны присутствовать такие данные:

  1. Населенный пункт, где оформляется протокол.
  2. Дата составления документа.
  3. Время начала и окончания необходимых мероприятий (осмотр, оформление протокола).
  4. Ф. И. О., звание и должности инспектора, выполнявшего осмотр.
  5. Ф. И. О., контактные данные, удостоверения личности понятых.
  6. Ф. И. О., адрес, принадлежность транспорта, участников ДТП.
  7. Все необходимые сведения на транспортные средства.
  8. Ф. И. О. и контактные данные, включая телефон и прописку, очевидцев происшествия.

Данные о свидетелях вносятся в документ на основании произведенного опроса лиц, находящихся на месте происшествия в момент ДТП или со слов участников происшествия. Иногда бывает так, что очевидец не может дождаться приезда дорожной полиции, но согласен дать показания в другое время, для чего оставляет свои контактные данные участникам аварии.

До начала обследования места происшествия и составления протокола каждому участнику аварии инспектор ГИБДД обязан разъяснить им права и обязанности, а также порядок и суть предстоящей процедуры. В подтверждение этого в вводной части протокола все лица обязаны поставить свои подписи.

Требования к описательной части

Описательная часть протокола является очень важной и о время судебного заседания по ДТП будет играть значительную роль. Перед заполнением этого раздела, сотрудник ГИБДД должен указать:

  1. В какую погоду выполнялся осмотр (ясную, пасмурную либо дождливую).
  2. Вид происшествия, имеющего место в конкретной ситуации (наезд, столкновение, опрокидывание автомобиля).

После удостоверения всех перечисленных моментов, можно будет приступить к оформлению описательной части, где обязательны к изложению следующие данные:

  1. Место происшествия (максимально точно) и его координаты.
  2. Участок дороги, где произошла авария, с его подробным описанием (тип покрытия и наличие выбоин).
  3. Дорожная разметка, таблицы, знаки.
  4. Какой была видимость из кабины водителя, насколько хорошо просматривался участок дороги.
  5. Расположение авто на месте происшествия, в отношении друг от друга и окружающей транспортной инфраструктуры.
  6. Повреждения видимого характера.
  7. Обнаруженные следы (следы шин, торможения, подтверждение направления движения машины).
  8. Какие элементы были отделены от автомобиля в результате столкновения с другим транспортом или иным препятствием.

На этом данная часть считается законченной и можно приступать к заполнению следующего раздела протокола.

Мужчина, держащий документы и водительские права

Заключительная часть протокола

Заключительная часть, размещена на последней странице документа, причем, здесь речь пойдет об определении и указании квалификации действий лица, нарушившего ПДД. В данном разделе обозначается ссылка на соответствующую статью КоАП РФ, с учетом того, какое происшествие имеет место быть. Здесь должны содержаться такие сведения:

  1. Использование специальных тех. средств для составления схемы ДТП;
  2. Список приложений к протоколу, включающий схему ДТП и фототаблицу;
  3. Информация о заявлениях, поступивших от участников или очевидцев происшествия (с расшифровкой подписи);
  4. Наличие замечаний к проведению осмотра.

В конце протокола ставятся подписи всех лиц, если необходимо, документ должен быть прочтен вслух, составившим его человеком.

Как правильно составляется при ДТП без пострадавших

Бланк и заполненный образец протокола осмотра места происшествия без пострадавших имеется у каждого из владельцев полиса ОСАГО. Речь идет о европротоколе, которые можно составить без вызова сотрудников ГИБДД, если происшествие:

  1. Не имеет пострадавших людей.
  2. Имуществу третьих лиц не было нанесено ущерба.
  3. Размер платы не должен превышать 100 тыс. рублей.

Кроме этого, водители должны быть в адекватном состоянии, у каждого должен иметься полис ОСАГО. Вызывать сотрудников ГИБДД необходимо лишь в том случае, когда между участниками происшествия возникло недопонимание по поводу выяснения виновного лица. Порядок составления протокола, аналогичный тому, который описан выше, только без участия сотрудника дорожной полиции.

Подготовка к осмотру авто

Непосредственно до начала осмотра автомобиля, важно произвести некоторую подготовку:

  1. Выполнить все обязательные действия по обозначению места происшествия, как аварийного.
  2. Оказать помощь пострадавшим.
  3. Обеспечить безопасное движение другим ТС и пешеходам.
  4. Обеспечить охрану следов и не перемешать объекты, имеющие важное значение.

Помимо перечисленных моментов, участники ДТП должны быть ознакомлены с процедурой и административной ответственностью.

Осмотр транспортного средства после ДТП

Осмотр транспорта, участвующего в аварии, является таким же обязательным мероприятием, как и изучение места происшествия. Осмотр проводится для выявления различных следов и улик, подтверждающих или опротестовывающих вину подозреваемого водителя. Кроме того, осмотр позволяет выявить обстоятельства, имеющие существенное значение для последующего расследования.

Для понимания суть этого мероприятия, читателям стоит изучить образец акта осмотра автомобиля после ДТП. В документе содержатся все важные сведения, полученные при осмотре транспорта. Порядок проведения осмотра описан в ст. 179 УПК, включая действие определенных норм и правил, регулирующих заполнение такого документа, как протокол осмотра.

Образец акта осмотра автомобиля после ДТП

Оформление протокола места происшествия — это весьма непростое занятие, особенно когда человек сталкивается с ним впервые. Важно действовать слаженно и руководствоваться здравым смыслом.

Приведенные ниже советы, позволят оформить документ без особых сложностей и соблюсти все правила и нормы при аварийной ситуации:

По завершению мероприятия останется лишь забрать свои копии документа, чтобы в дальнейшем иметь возможность получить компенсацию у страховщика или воспользоваться документом в качестве доказательства своей невиновности при рассмотрении дела в судебной инстанции.

Образец заполнения при ДТП с пострадавшими

Смертельный исход или тяжкие телесные повреждения во время дорожного происшествия встречаются достаточно часто. Обычно, за оказанием помощи пострадавшим и по причине шока, участники ДТП упускают многие моменты, связанные с оформлением протокола, однако важно взять себя в руки и выполнить все необходимые действия по заполнению бумаг.

В целом никаких особых различий между протоколом с пострадавшими и без них нет, однако, лучше заранее ознакомиться с примером заполнения протокола осмотра места ДТП с потерпевшими гражданами, чтобы иметь возможность в дальнейшем оценить, насколько правильно составляет документ сотрудник дорожной полиции.

Важным моментом является то, что заполнить акт без пострадавших лиц могут участники ДТП, а вот с пострадавшими — только должностное лицо. В последнем случае возникает уголовная ответственность, а это означает, что все бумаги должны быть оформлены максимально точно и тщательно.

Знак аварийной остановки на фоне авто

Особенности заполнения при уголовном процессе

Протокол осмотра места происшествия и акт осмотра транспорта являются основными документами при рассмотрении дела в судебном органе. Это связано с тем, что форма содержит первичные данные о месте преступления, а также различные свидетельства и прочие доводы со стороны очевидцев и других участников происшествия. Именно на основании представленных сведений в дальнейшем будут проводиться все необходимые оперативно-следственные действия.

Если обвиняемое лицо не будет согласно с заключением сотрудников ГИБДД, правозащитник начнет построение своей защиты именно с того, какие данные присутствуют в общем протоколе. Кроме того, в протоколе адвокат вполне может найти дополнительную информацию по делу, например, результаты обследования дорожных условий или фотоснимки следов на трассе.

При неправильном оформлении подобного документа, при выявлении неточностей и прочих несовпадений или нарушений, юрист может легко оспорить содержание этого протокола, в связи с несоблюдением процессуальных норм. В дополнение стоит отметить, что документ может использоваться при рассмотрении уголовного дела в качестве основы для проведения следственного эксперимента после аварии.

Приложения к протоколу осмотра места происшествия

Отдельно стоит сказать о приложениях, которые в обязательном порядке прикладываются к составленному протоколу. Здесь стоит отметить следующие документы:

  • протоколы осмотра трупов и средства передвижения, пострадавшего в аварии;
  • схема ДТП;
  • справки об участниках происшествия, в том числе на очевидцев и потерпевших.

Важным моментом является то, что в осмотре принимать участие могут не только госинспекторы, но и водители, управляющие автомобилями, попавшими в аварию. В качестве участников могут быть привлечены переводчик и правозащитник, понятые, очевидцы.

Заключение

Аварийная ситуация — это очень неприятное происшествие. Чтобы в дальнейшем доказать свою невиновность или получить компенсацию, стоит позаботиться о составлении специального протокола. Документ имеет стандартную форму и может быть составлен самими водителями или инспектором дорожной службы. Важно строго соблюдать процедуру оформления, поскольку в дальнейшем, протокол может быть использован в качестве первичного документа по уголовному делу.


В конце декабря минувшего года мне удалось добиться прекращения двух уголовных дел на стадии предварительного расследования. Об одном из них я и хочу рассказать. Итак, июньский вечер, время около 19 часов, т.е., светло, шестиполосная дорога, связывающая федеральную трассу с аэропортом – по три полосы в каждом направлении.

Как это у нас принято, по обочине дороги, ведущей в аэропорт, стоят автомобили – частично на обочине, частично – захватывая крайнюю правую полосу. Поставить машину в отстойник, как это делают другие водители, в ожидании прилета рейса, данной группе граждан, очевидно, не позволяют какие-то труднообъяснимые мотивы. Возможно – религиозного характера.

Водитель В., не подозревающий, что в скором времени он приобретет малоприятный статус подозреваемого, вез в аэропорт своих друзей.

Я почувствовал удар справа, при этом, с правой стороны, раскрылись подушки безопасности, автомобиль потерял управление и меня, по инерции, протащило еще несколько метров.

Когда я вышел из автомашины, то увидел, что правая передняя сторона моего автомобиля разбита, диск правого переднего колеса погнут, покрышка разорвана.

При ознакомлении с протоколом осмотра места происшествия и протоколом осмотра трупа, мной были установлены удивительные факты:

1. Как протокол осмотра места происшествия, так и протокол осмотра трупа, составлялись выехавшими на место происшествия сотрудниками ГИБДД.

Кроме того, что сотрудники ОГИБДД по ……… г.Москвы превысили свои полномочия при оформлении места происшествия, ими же был нарушена территориальность при проведении первоначальных следственных действий – в данном случае о ДТП они были должны сообщить в дежурную часть УМВД России по городскому округу ……… Московской обл.

Однако полиция не является органом дознания. Из подразделений полиции статусом органа дознания наделены лишь входящие в состав органов внутренних дел территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции.

Следовательно, первоначальные следственные действия проведены неуполномоченными на то должностными лицами, что позволяет сделать вывод о недопустимости протоколов этих следственных действий в качестве доказательств по уголовному делу.

2. Из схемы к протоколу осмотра места происшествия невозможно установить, в каком месте был совершен наезд на гр-на Л. – отсутствуют указания на осыпь стекла, грязи, пластмассовых деталей и другие следы, остающиеся на месте происшествия и подлежащие фиксации и изъятию при осмотре.

Этот же вывод следует из заключения специалиста в рамках проведенного исследования.

Отсюда вывод: потерпевший, перед наездом на него, находился на проезжей части дороги, а в стороне от своего автомобиля. А вот на каком расстоянии – установить невозможно, но если учесть, что “Nissan X-Trail”, относительно оси автомобиля потерпевшего, был смещен сантиметров на 40, а полет проходил по траектории, градусов 30, по отношению к “Nissan X-Trail”, то, относительно кромки проезжей части, в момент удара, он мог находится на расстоянии 2 – 2,5 м. Напомню, что согласно существующим ГОСТ ширина полосы проезжей части дороги данной категории, составляет 3,75 м.

3. Какие нарушения пунктов ПДД можно было вменить В.?

— нарушение скоростного режима, что не позволило ему принять своевременные и необходимые меры – торможение, вплоть до полной остановки (п.10.1. ПДД).

Поскольку я человек недоверчивый к словам, предпочитающий более весомые факты, вместе с моим подзащитным я выехал на место ДТП, провел необходимые замеры, и, рассчитав гипотетическую скорость по известной формуле, как частное от деления длины контрольного участка дороги на время преодоления контрольного участка, умноженное на 3,6 – число, полученное исследовательским путем, получил скорость – 72 км/час при максимально допустимой на данном участке – 80 км/час.

Тот факт, что скоростной режим моим подзащитным не нарушался, получило свое подтверждение и в заключении специалиста.

— поскольку, перед наездом на потерпевшего, мой подзащитный начал маневр перестроения в правую полосу, следствие вменяло ему нарушение п.п. 8.1., 9.10 ПДД, т.е., мой подзащитный совершил маневр должен быть опасный для окружающих и им не соблюден безопасный боковой интервал.

Даже, если абстрагироваться от того, что место наезда не установлено из-за безобразно составленной схемы осмотра места происшествия, к тому же неуполномоченным лицом, следовательно, и несоблюдение безопасного интервала доказать невозможно, опять-таки, доказать несоблюдение безопасного интервала невозможно.

Для того, чтобы не перегружать данную публикацию специализированными формулами расчета времени реакции водителя на внезапно появившееся препятствие при сопоставлении с иными расчетами, приведу лишь, полученное исследовательским путем число -1,7 м/сек – скорость движения спокойного шага мужчины в возрасте от 20 до 30 лет.

Т.е., мой подзащитный, заметив внезапно появившегося перед ним, на расстоянии от движущегося автомобиля потерпевшего, которому, зачем-то, потребовалось погулять по проезжей части, при всем желании не мог остановить автомобиль, а, уже в момент удара, что-либо было поздно делать.

Итог: дело прекращено за отсутствием в действиях моего подзащитного состава преступления.

Недовольными остались родственники погибшего; почему-то, ими напрочь игнорируется тот факт, что соблюдение ПДД, не право, а обязанность, выполнение которой может спасти жизнь. Если же, как и в данном случае, их родственник решил, что прогулка по проезжей части оживленной трассы укладывается в нормы ПДД, то должен был представлять себе последствия этой прогулки.

Автор публикации

Адвокат, руководитель Центра судебных экспертиз при ГРА.
Специализация: уголовные дела в сфере экономики, корпоративное право, защита прав потребителей.

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Поделитесь публикацией в соц.сетях, пригласите друзей и коллег к дискуссии

Вот бы еще увидеть ваши ходатайства.

Блестящая работа! Чувствуется класс и детальность анализа. Браво!

Отличный результат Вашей, Андрей Юрьевич, работы (Y) Поздравляю с победой!

Присоединяюсь к поздравлениям(party), отлично проработана вся доказательственная база(Y)

Отличная версия защиты, которая была настолько убедительной, что уголовное дело было прекращено.
С учетом представленного материала, полагаю, что в сборник квалификационных вопросов также должны входить вопросы на логику, физику, математику и прочие прикладные науки.:)

Сейчас напишу, что думаю по этому поводу, в скрытой части.

Не могу разделить всеобщую радость, ведь погиб человек.

Уважаемый Андрей Юрьевич, а зачем вашему клиенту, при наличии помехи понадобилось перестраиваться в правую полосу, да еще на такой скорости?

Ну, радость, полагаю, все-таки не по поводу того, что кто-то погиб, а по поводу успеха коллеги. А почему перестраивался? Тут всего два варианта. Либо неумеха, которого в школе не научили тому, что люди повсеместно прыгают под колеса самым внезапным образом, либо — лихач. Если до 40, то скорее — второе, если после — первое. Опытный водитель, увидев человека на обочине, всегда возьмет влево или снизит скорость.

Следовательно, вину в форме легкомыслия или небрежности вы не исключаете. Именно этот правовой аспект дела я и хотел обсудить чисто гипотетически.

Если Вы обратили внимание, то потерпевший, изначально стоявший напротив багажника, вопреки здравому смыслу и нормам ПДД (кстати, уже нарушенных им при парковке), зачем-то побрел в левее, навстречу неизбежному…

Андрей Юрьевич, ну конечно же обратил. Однако для опытного и аккуратного водителя такое поведение пешеходов должно быть вполне ожидаемо и он просто обязан был сбавить скорость, что бы успеть отреагировать на потенциального самоубийцу.

Водитель, исходя из обстановки, далеко не всегда может прогнозировать поведение пешехода; стоящий около проезжей части чел, разумеется, может начать движение для перехода через дорогу, а вот водилло, стоящий, напротив багажника своего авто, забрести на проезжую часть может, исключительно, по мотивам собственной дури. Т.е., придерживаясь установленного скоростного режима, совершая маневр, и сообразуясь с требованиями к безопасности совершения этого маневра, водитель должен учитывать не только гипотетическое поведение отдельно взятого идиота, но восприятие этого маневра другими водителями; например, если скорость движения общего потока составляет 75 км/час, при максимально разрешенной в 80, то резкое снижение скорости может привести к еще более неприятным последствиям.

Материалов дела я не видел и сам там тоже не присутствовал, но ситуация явно не однозначная.

Уважаемый Андрей Юрьевич, водитель вообще не может прогнозировать действия пешехода. Наличие пешехода вблизи проезжей части влияет только на степень ожидаемости водителем неприятностей которые пешеход может доставить, т.е. на время реакции водителя в конкретной дорожно-транспортной ситуации.

Отлично сказано, Алексей Анатольевич!

Думаете я зря высказал свое мнение в открытом обсуждении? Дела то прошлогодние, хотя конечно и их могут возобновить…

Ведь преступление не умышленное Уточню, оно с двумя формами вины.

Да, соглашусь. С двумя формами.

Пункты ПДД, которые нарушил водитель, правильно названы в статье.

Специально для Вас, наброски из моей, увы, еще не написанной книги:)
↓ Читать полностью ↓

АВТОТЕХНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

Автотехнические экспертизы – одни из наиболее часто встречающихся на практике экспертиз, что, прежде всего, связано с большим количеством дорожно-транспортных происшествий, в том числе, и связанных с тяжкими последствиями.
Зачастую, именно заключение эксперта является решающим доказательством по делу: свидетели ДТП отсутствуют, лицо, предполагаемый виновник дорожно-транспортного происшествия не спешит давать признательные показания, а технические средства видиофиксации, к сожалению, не получили еще большого распространения.
Автотехническую экспертизу можно разделить на несколько подвидов:
— Транспортно-трасологическая экспертиза. Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия.
— Экспертиза технического состояния транспортных средств. Исследование обстоятельств ДТП.
— Экспертиза дорожных условий. Экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
— Экспертиза транспортных средств по определению стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.
Также, может быть проведена комплексная психологическая автотранспортная экспертиза, особенностью которой является то, что эксперт разных специальностей дают общее заключение, касающееся не только состояния автотранспортного средства, дорожного покрытия, и т.д., но и психического состояния водителя. В момент, предшествующий ДТП.
Разберем отдельно каждый из приведенных подвидов.

Транспортно-трасологическая экспертиза (Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия).

Экспертиза технического состояния транспортного средства.

Экспертиза обстоятельств ДТП

Обстоятельства ДТП тесно связаны с ранее рассмотренной транспортно-трассологической экспертизой, поскольку направлены на достижение единой цели – выяснение обстоятельств ДТП, но транспортно-трасологическая экспертиза отвечает на узкий сектор вопросов, касающийся следов и механизмов их образования, когда экспертиза обстоятельств ДТП позволяет восстановить общую картину ДТП.
Вопросы, поставленные перед экспертом об обстоятельствах ДТП, применительно к конкретным случаям, могут быть сформулированы следующим образом:
— С какой скоростью двигалось транспортное средство в момент столкновения?
— Каковы тормозной и полный остановочный пути транспортного средства в заданных условиях?
— За какое время транспортное средство могло преодолеть заданный отрезок пути?
— Возможно ли при заданных условиях (скорости движения, состоянии проезжей части, расстояния до препятствия) остановить транспортное средство путем торможения?
— Определить место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, препятствие).
— Каковы причины заноса и опрокидывания транспортного средства?
— Имел ли водитель техническую возможность предотвратить происшествие и если да, то каким образом?
— Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, к пешеходу) в заданный момент?
— Каково было взаимное положение транспортного средства и препятствия в момент, предшествующий столкновению (наезду на пешехода)?

С нашей точки зрения вопросы, вроде:
— Как должен был действовать водитель в сложившейся дорожно-транспортной ситуации с точки зрения надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения?
— Соответствовали ли действия водителя требованиям ПДД?, — не являются корректными и выходят за пределы компетенции эксперта, поскольку требуют дать юридическую оценку действиям участников дорожного движения, что находится в исключительной компетенции следствия.

Экспертиза дорожных условий

Вопросы, касающиеся экспертизы дорожных условий могут разрешаться при назначении автотранспортной экспертизы, в частности, когда необходимо проверить показания участников дорожного движения, ссылающихся на причины совершения ДТП, вследствие объективных причин, например, в виде дефектов дорожного полотна.
Кроме того, такая экспертиза может быть назначена по делам об административных правонарушениях. Когда лицо, привлекаемое к административной ответственности за нарушения, предусмотренные гл.12 КоАП РФ, оспаривает свою виновность, ссылаясь, например, на дорожные знаки, установленные с нарушениями, или состояние дорожной разметки, не соответствующей требованиям ГОСТ.
В этом случае перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:
— Могли ли способствовать ДТП отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение?
— Соответствует ли установка дорожных знаков на данном участке дороги существующим нормам? (ГОСТ 52289-2004).
— Соответствует ли дорожная разметка на данном участке дороги действующим нормативам? (ГОСТ Р 51256-99)
— Соответствует ли действующим ГОСТ (ТУ), расположенные на данном участке дороги искусственные неровности (т.н. «лежачие полицейские?) (ГОСТ Р 52605-2006)
— Определить момент, когда водитель имел объективную возможность предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или путем объезда.
— Имелись ли причины и условия, связанные с организацией дорожного движения, способствующие возникновению ДТП.
— Имелась ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги?

Экспертиза по оценке автотранспорта

Комплексная автотехническая, психологическая экспертиза

Схема ДТП – графический план произошедшего автомобильного происшествия, рисуемый от руки. Он является одним из приложений к протоколу, составляемому автоинспектором в ходе оформления аварии, и к извещению о ДТП в адрес компании-страховщика. Для правильного составления схемы, чтобы она смогла служить юридически значимым документом, следует соблюдать ряд обязательных правил.

Схема ДТП – что это?

схема дтп

Главное предназначение план-схемы ДТП заключается в наглядном отображении особенностей произошедшей аварии. Составляется данный графический документ от руки, и заверяется росписью инспектора ДПС, оформлявшего аварию. В случае заполнения Европротокола, без привлечения сотрудников ГИБДД, схема подлежит заверке обоими участниками автомобильной аварии. Только после этого она получает статус юридического документа, и может служить доказательной базой при разборе обстоятельств ДТП.

Схема необходима, чтобы наглядно продемонстрировать заинтересованным лицам все нюансы происшествия. Несмотря на то, что составляется план от руки, он должен быть максимально информативен. В частности, содержать сведения об основных окружающих объектах, которые влияют на дорожную обстановку. Это светофоры, дорожная разметка, перекрёстки, некие помехи, ограничивающие обзор. Продублировать нарисованный схематичный план можно фотографиями и видеозаписями с места ДТП. При этом важно, чтобы они не вступали в противоречие с начерченной схемой.

Основное назначение схемы заключено в предоставлении для рассмотрения сотрудникам страхового агентства, решающим вопрос о назначении выплат по договору ОСАГО или КАСКО. Кроме того, составленные и заверенные по всем правилам схемы, подлежат рассмотрению в судебных органах в случае возникновения тяжбы между участниками столкновения, или при отказе в выплате страховых компенсаций.

Кто должен рисовать схему

Как нарисовать схему ДТП, зависит от нескольких факторов:

  • Обстоятельства произошедшего ДТП.
  • Серьёзность наступивших последствий аварии.
  • Число лиц, участвовавших в происшествии.

При выезде на место ДТП инспектора ДПС, вся ответственность по правильному составлению и регистрации плана аварии ложиться на него. Он же заверяет составленную схему собственноручной росписью. В дальнейшем этот документ будет рассматриваться в ходе установления вины сторон в произошедшем ДТП. При заполнении графической схемы, инспектором отображаются сведения, полученные при визуальном осмотре места аварии, опросе свидетелей и участников.

Самостоятельное составление плана происшествия его участниками допускается при оформлении ДТП без привлечения работников Госавтоинспекции. Такое допускается, когда ущерб от столкновения не превышает 100 тыс. руб. (для Москвы и С-Петербурга – до 400 тысяч). В бланке Европротокола даже имеется специально отведённое место для графического изображения автомобильной аварии. Если участники происшествия не знают, как правильно нарисовать схему ДТП, они могут обратиться за содействием к сотруднику своей страховой фирмы, или к инспектору ГИБДД, получив консультацию по телефону.

Для кого необходима

Схема автомобильного происшествия, имея полную юридическую силу, может рассматриваться в самых разных инстанциях. Чаще всего, она составляется для предъявления в ГИБДД и в страховую фирму, которой предстоит производить компенсационные выплаты.

В ГИБДД

Сотрудниками Госавтоинспекции план-схема ДТП используется в качестве дополнительного подтверждающего материала при рассмотрении обстоятельств аварии. Опираясь на этот документ, члены комиссии смогут установить истинного виновника аварии, либо определить степень вины каждого участника ДТП.

Страховая

Для предъявления страховщику, план составляется на бланке Европротокола, где для него имеется специальная графа. Места здесь не так много, поэтому нужно обозначить только наиболее значимые факты: дорогу, разметку, положения ТС до и после столкновения. Когда схему составлял сотрудник ДПС, её копия прикладывается к подаваемому страховщику протоколу о ДТП.

Как нарисовать схему ДТП: правила


Если водители для самостоятельного составления план-схемы столкновения могут использовать только бланк Европротокола, то сотрудник ГИБДД может применять любой бумажный лист. Это может быть тетрадный листок, бумага формата А-4, либо миллиметровка для масштабирования. Вместе с Европротоколом, при оформлении страховки ОСАГО, водителю выдаётся памятка о порядке его заполнения. Следуя этой инструкции, автолюбители смогут правильно заполнить документ, отобразив в нём все необходимые сведения.

Информация, включаемая в схему

Схема места ДТП должна содержать в себе определённые данные, позволяющие наглядно разобраться в нюансах происшествия. При составлении плана, водитель должен особое внимание уделить таким сведениям:

Спецсимволы

В процессе составления план-схемы, для лаконичности нужно использовать общепонятные символы. Они помогают расшифровать рисунок и нагляднее понять нюансы ДТП. Ими обозначаются грузовики и легковые авто, мотоциклы, разметка и прочие дорожные объекты. Стрелками указываются траектории движения обоих машин, их тормозной путь. Дорожные знаки либо рисуются наглядно, либо обозначаются их порядковыми номерами, согласно положениям ПДД.

Основные рекомендации по оформлению

бланк схемы дтп

Типовые схемы ДТП

На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.

Когда столкновение происходит на придворовой территории (парковка, стоянка, въезд/выезд со двора), схема составляется по тем же правилам, что и при ДТП на трассе. Когда схема составляется работником автоинспекции, водителям следует следить за правильностью её оформления, своевременно давая пояснения и поправляя возможные ошибки.

Ошибки при составлении схемы и их последствия

При выявлении в составленной схеме ошибок и несоответствий, она может быть признана недействительной. В результате пострадавшему отказывается в выплате компенсации, виновником признаётся не тот водитель, суд не принимает схему в качестве вещественного доказательства. Поэтому, прежде, чем заверить графический документ своей росписью, внимательно проверьте правильность его оформления.

Заключение

Правильно составленная схема при ДТП позволяет установить обстоятельства ДТП, выявив настоящего виновника. Поэтому, столь важно водителям знать общие правила и конкретные нюансы её оформления.

Читайте также: