Почему наезд на пешехода самый распространенный вид дтп

Обновлено: 19.05.2024

В Правилах дорожного движения пешеходом называется лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не выполняющее на ней работу. Пешеходами считаются также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску Согласно этому определению пешеходами не считаются лица, выполняющие на дороге работу, например рабочие, занятые ремонтом или уборкой проезжей части, устанавливающие дорожные знаки или наносящие разметку Такая работа может быть связана ремонтом транспортного средства, строительством здания, расположенного рядом с дорогой (установка временного тротуара, ограждения), и может относиться не только к дороге и расположенным на ней сооружениям (светофоры, столбы), но и к другим объектам.

При экспертном исследовании ДТП лица, занятые работой на дороге или вблизи нее, не выделяются в особую категорию и считаются пешеходами наряду с другими людьми. Причина заключается в том, что человек, находящийся на проезжей части, обязан заботиться о собственной безопасности независимо от того, работает он на дороге в данный момент или передвигается по личным надобностям. Водитель в свою очередь должен быть предупредительным к другим участникам движения, оберегать жизнь и здоровье всех граждан и не подвергать их опасности независимо от причин, вызвавших их появление на проезжей части. Поэтому в дальнейшем пешеходом называется любое лицо, находящееся на дороге вне транспортного средства.

Наездом автомобиля на пешехода считается такое ДТП, в процессе которого пешеход получил телесные повреждения или погиб в результате контакта с движущимся автомобилем. При этом безразлично, ударил ли автомобиль пешехода своей передней торцовой поверхностью или пешеход набежал на боковую сторону автомобиля.

Во время происшествия пешеход может получить травму от удара о детали движущегося автомобиля или о дорожное покрытие в результате отбрасывания. Причиной телесных повреждений и смертельных исходов может быть также переезд человека колесами автомобиля или сдавливания его между автомобилем и неподвижным предметом (например, стеной здания в узком проезде).

Наезд автомобиля на пешехода -- один из самых распространенных видов ДТП. В нашей стране наезды на пешехода составляют примерно 35--40%, а в городах и крупных населенных пунктах -- до 50--60% всех происшествий. При этом в подавляющем большинстве случаев наезды вызваны недисциплинированностью и невнимательностью пешеходов. Переход проезжей части в запрещенном месте и в непосредственной близости от движущегося автомобиля, игнорирование сигналов светофора и регулировщика, игры на проезжей части детей и подростков являются наиболее частыми причинами наездов. Большинство этих действий совершается внезапно и неожиданно для водителя; и он не всегда успевает принять меры, необходимые для предотвращения наезда, или принимает их с опозданием, которое часто стоит жизни пешеходу.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что по мере увеличения числа автомобилей в стране относительное число наездов обычно уменьшается из-за увеличения числа столкновений автомобилей, их опрокидываний, наездов на неподвижные препятствия. Однако общее число ДТП, связанных с наездами на пешеходов, даже в странах с высокоразвитым автомобильным транспортом все же остается достаточно большим.

Одним из этапов автотехнической экспертизы и анализа ДТП является определение взаимного расположения участников происшествия в момент возникновения опасной обстановки. Решение этой задачи при восстановлении механизма наезда автомобиля на пешехода представляет особые трудности, так как пешеход в отличие от автомобиля может двигаться по самой неопределенной траектории и с резко меняющейся скоростью. Поскольку истинной траектории и фактической скорости пешехода установить, как правило, не удается,обычно предполагают, что пешеход двигался по проезжей части равномерно и прямолинейно.

В зависимости от основных признаков, определяющих механизм наезда, их можно разбить на три группы.














По характеру движения автомобиля: А -- наезд при равномерном движении; Б -- наезд в процессе торможения.

По величине угла а между векторами скоростей автомобиля хa и пешехода хп (рис. 5.1, а и в); I--попутный наезд (==0); II--косой попутный наезд (0 90° обычно используют дополнительный угол ==180--.


Весьма серьезное значение для безопасности движения имеют зрение водителя и возможность своевременно заметить пешехода. Основной поток информации, получаемой водителем в процессе вождения, доставляют ему именно органы зрения.

Видимостью называют возможность различить особенности окружающей обстановки, обусловленную степенью освещенности предметов и прозрачностью воздушной среды. Характеристиками видимости служат дальность и степень видимости, зависящие от дорожных и метеорологических условий. Под дальностью видимости понимают максимальное расстояние, на котором рассматриваемый объект можно различить на фоне окружающих его предметов. Степенью видимости называют возможность различить характерные особенности наблюдаемого предмета: его цвет, форму и т. д.

Видимость окружающей обстановки может быть ухудшена вследствие плохого освещения дороги (в темное время суток), тумана, снегопада или дождя. При движении автомобиля по грунтовой дороге видимость часто ухудшают облака пыли.

Обзорностью называют возможность для водителя видеть дорожную обстановку на полосе своего движения и по обе стороны от нее, а также пространство на некоторой высоте над автомобилем. Обзорность может быть затруднена особенностями продольного профиля и плана дороги, а также деталями самого автомобиля (например, угловой стойкой кабины).

В зимнее время года обзорность ухудшается вследствие обмерзания или запотевания ветрового стекла, а также из-за налипания на него снега. Площадь, охватываемая стеклоочистителем, может оказаться недостаточной, и водитель не заметит своевременно препятствия.

Обзорность ухудшается при наличии на проезжей части или вблизи нее предметов -- движущихся и неподвижных, мешающих водителю выделить опасный объект (пешехода, транспортное средство), определить направление и скорость их движения.

В зависимости от видимости и обзорности наезды на пешехода можно разделить на наезды: при неограниченных видимости и обзорности; при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием; при обзорности, ограниченной движущимся препятствием; при ограниченной видимости.

Основные причины возникновения наездов на пешеходов:

- действия пешеходов, противоречащие требованиям ПДД, в результате которых водители лишены технической возможности предотвратить наезд (например, переход дорога в местах, где он запрещен);

- действия водителя, противоречащие требованиям ПДД, когда пешеходы пользуются преимущественным правок на движение (например, движение ТС при запрещенном сигнале светофора или по нерегулируемому пешеходному переходу при наличии на нем пешеходов);

- неправильные приемы управления, применяемые водителями, приводящие к потере управления транспортным средством и произвольному выезду на путь движения пешехода (резкое торможение, резкий поворот, слишком большая скорость движения);

- неблагоприятная дорожная обстановка, созданная другими участниками движения, при которой водитель вынужден применить приемы управления, вызывающие потерю контроля за движением ТС и произвольный выезд на путь следования пешехода;

- неисправности ТС, приводящие к внезапному отклонению его от направления движения или лишающие водителя возможности своевременно снизить скорость, остановиться или совершить маневр для предотвращения наезда.

В соответствии с целями судебной автотехнической экспертизы наезда на пешеходов разделен на группы по признакам, определяющим механизмы наезда.

1. По направлению движения пешехода:

- Наезды на пешеходов, движущихся в поперечном направлении (справа или слева);

- Наезды на пешеходов, движущихся в продольном направлении (в попутном направлении или навстречу).

- Наезды при движении пешеходов с постоянной скоростью.

2. По характеру движения пешехода:

- Наезды при движении пешеходов, которые меняют темп движения;

- Наезды на неподвижных пешеходов.

3. По характеру движения ТС:

- Наезд с постоянной скоростью до начала торможения;

- Наезд в процессе торможения;

- Наезд в процессе заноса.

4. По месту удара:

- Наезд и удар передней торцевой частью ТС;

- Наезд и удар другими частями ТС (например, боковой поверхностью).

5. По характеру удара:

- Наезд с блокирующим ударом;

- Наезд со скользящим ударом;

- Переезд через тело пешехода;

- Сжатие (сдавливания) тела пешехода между ТС и другим объектом.

6. По характеру ограничения обзорности и видимости:

- Наезд при неограниченной видимости и обзорности;

- Наезд при ограничении обзорности недвижимым предметом;

- Наезд при ограничении обзорности подвижным предметом;

- Наезд при ограничении видимости.

В зависимости от разновидности наезда изменяется и методика исследований, связанных с определением механизма ДТП.

Подборка наиболее важных документов по запросу Дтп по вине пешехода (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Дтп по вине пешехода

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное постановление Верховного суда Чувашской Республики от 30.06.2021 по делу N 22-1430/2021
Приговор: По ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств).
Постановление: Приговор изменен. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе защитника Осокина С.А. о том, что данное дорожно-транспортное происшествие произошло по вине пешехода ФИО8, создавшего аварийную ситуацию, не могут являться состоятельными, поскольку противоречат материалам уголовного дела, при этом в приговоре суда им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется. Указанные доводы объективно опровергаются не только показаниями допрошенных лиц, но и письменными материалами уголовного дела, в том числе заключениями автотехнических экспертиз.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Дтп по вине пешехода

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как составить и подать исковое заявление о возмещении ущерба от ДТП?
("Электронный журнал "Азбука права", 2021) виновник ДТП, в результате которого вам причинен имущественный вред, не заключал договор ОСАГО (в том числе при ДТП по вине пешеходов) и у вас нет полиса каско;

Нормативные акты: Дтп по вине пешехода

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Методические рекомендации по проведению мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения в целях ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, включающие типовые решения"
(утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" от 31.07.2019 N 5) С целью изучения условий и причин, способствующих возникновению МКДТП, проводится анализ каждого ДТП: оцениваются причины совершения ДТП по вине водителей и пешеходов, недостатки транспортно-эксплуатационного состояния УДС в местах совершения ДТП, факторы, оказывающие влияние на режим движения, в местах совершения ДТП, а также объекты, находящиеся в непосредственной близости от места совершения ДТП и т.д.

Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя

Если вы сбили пешехода, не уезжайте с места аварии. Вызовите скорую и ГИБДД, окажите человеку первую помощь. Также необходимо взять данные очевидцев и подробно описать обстоятельства аварии полицейским. Наказание за наезд на пешехода зависит от тяжести вреда его здоровью. За легкий и средний автомобилисту грозит арест или лишение прав, а за тяжкий или гибель человека – лишение свободы до 7 лет. В некоторых случаях водителям удается избежать такого сурового наказания.

По статистике Госавтоинспекции, в 2020 году произошло около 39 000 аварий с наездом на пешеходов. При этом каждый восьмой человек погибает в таких ДТП. Поэтому водитель должен быть предельно внимательным и следить за обстановкой на дороге. Но пешеходы также являются участниками дорожного движения. Соответственно, они тоже обязаны соблюдать ПДД. Поэтому не всегда за наезд на человека накажут автомобилиста.

В судебном заседании Вершинин свою вину признал и обстоятельства ДТП не оспаривал. Но просил суд не забирать у него права, так как использует автомобиль для ухода за свекровью. Мать несовершеннолетнего потерпевшего просила лишить Вершинина водительского удостоверения. После аварии сын нуждается в постоянном присмотре врачей и реабилитации. Более того, Вершинин высказывал угрозы при разговорах с ней. По этой причине ей пришлось даже обращаться к адвокату.

Судья изучила материалы дела: рапорты сотрудников ГИБДД, протокол осмотра места происшествия, схему ДТП, фотографии с места аварии, а также заключение эксперта. Она установила, что травмы потерпевшего возникли по вине Вершинина, поэтому лишила его прав на один год по ч. 1 ст. 12.24 КоАП (дело № 5-13/2019).

Вершинин с решением суда не согласился и подал жалобу в Самарский областной суд. Он настаивал, что судья неверно установила обстоятельства аварии. К тому же обратила внимание только на объяснения полицейских и протокол об административном правонарушении, а другие документы не исследовала.

Судья Петр Тукмаков оставил решение суда в силе. Полицейские – это должностные лица, наделенные государственно-властными полномочиями, поэтому их устным показаниям и составленным документам нельзя не доверять, решила апелляция (дело № 12-59/2019).

Тогда Вершинин обратился в Верховный суд с требованием вернуть права. Он вспомнил, что на месте ДТП полицейские уже составляли на него идентичный протокол. Поэтому суд не мог привлекать его к ответственности за одно и то же нарушение.

Судья Сергей Никифоров поддержал позицию коллег. Несоблюдение ПДД в жилой зоне и причинение легкого вреда здоровью – это два разных нарушения. Водитель должен понести наказание за каждое из них. При этом суд правильно установил, что из-за автомобилиста пострадал потерпевший. Поэтому постановление является законным и обоснованным (дело № 46-АД19-21).

Когда водителя не накажут за наезд на человека

Если вины автовладельца в столкновении с пешеходом не будет, то полицейский не возбудит дело. Его также поддержит суд. Так, в ноябре 2019 года водитель Ирина Меренкова* ехала по ул. Пархоменко в Волгограде. Возле тротуаров было много припаркованных машин. Выйдя из-за них, Людмила Девиченко* стала переходить дорогу не по зебре. Автомобилист пыталась затормозить, но наезда на пешехода избежать не удалось. В результате Девиченко получила вред здоровью средней тяжести.

Инспектор ГИБДД приехал на место столкновения и зафиксировал обстоятельства аварии. Он направил материалы дела эксперту. Но специалист не смог определить, имела ли Меренкова возможность остановиться перед пешеходом и увидеть его заранее. На основании этого заключения, протокола осмотра места происшествия, схемы ДТП и объяснений его участников полицейский установил, что вины автомобилиста в наезде на пешехода нет. По этой причине он отказал в возбуждении дела.

Потерпевшая не согласилась с решением полицейского и подала жалобу в Центральный районный суд г. Волгограда. Она считала, что водитель могла затормозить перед ней. Судья Галина Рудых не согласилась с потерпевшей. Ведь из заключения экспертизы видно, что обзору водителя мешал другой автомобиль на встречке. К тому же на обочине дороги стояло много авто, а выскочившую из-за них женщину просто не было видно. Суд обратил внимание, что пешеход нарушила ПДД и перешла дорогу не по зебре. Поэтому инспектор вынес законное постановление (дело № 12-1297/2020).

Тогда Девиченко обратилась с жалобой в Волгоградский областной суд. Она настаивала, что заключение эксперта не соответствует обстоятельствам ДТП. По этой причине инспектор отказал в возбуждении дела незаконно. Судья Игорь Циренщиков поддержал позицию коллег. Ведь в материалах дела нет доказательств, подтверждающих вину автомобилиста. Тот факт, что потерпевшая не согласилась с заключением эксперта, не является причиной для сомнения в его истинности. К тому же эксперт был предупрежден об уголовной ответственности, а его выводы мотивированны (дело №07р-1143/2020).

Эксперты: водитель не всегда виновен в наезде на пешехода

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин считает, что каждое ДТП с пешеходами сугубо индивидуально. Виновность водителя будет определять инспектор по обстоятельствам аварии и из заключения автотехнических, судебно-медицинских и других экспертиз. При этом если за рулем авто во время ДТП находился не собственник, то владельцу придется возмещать вред здоровью и нравственные страдания пешехода. Но собственник также может потребовать с пешехода деньги на ремонт его машины после аварии.




Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что при наличии действующего полиса ОСАГО страховая компания возместит вред пешеходу. Размер выплаты будет зависеть от диагноза пострадавшего и заключения судебно-медицинского эксперта. Дополнительные расходы пешехода (санаторно-курортное лечение, протезирование и др.) и утраченный заработок возместит страховщик в пределах 500 000 руб. Весь ущерб сверх этой суммы, а также моральный вред будет компенсировать виновник аварии.


Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что при вине пешехода и соблюдении ПДД автомобилистом последний не будет привлечен к ответственности за случившееся. Но нельзя забывать, что автомобиль – это источник повышенной опасности. По этой причине водитель обязан возместить вред здоровью пешехода, а также компенсировать понесенные им нравственные страдания.


Наезд на пешехода

Одним из наиболее опасных для жизни и здоровья видов дорожно-транспортных происшествий является такой вид как наезд на пешехода. В разное время года, статистика соотношения количества данного вида ДТП по отношению к другим может варьироваться, однако, почти всегда остается на первых позициях в печальной статистике унесенных дорогой жизней.

Общая характеристика данного вида ДТП

В юридической науке и практике принято относить к данному виду происшествия следующее:
— наезд на человека движущегося транспортного средства;
— происшествие, при котором человек наталкивается на движущееся транспортное средство;
— происшествие, при котором человек пострадал от перевозимого транспортным средством груза (или частей транспортного средства), выступающего за габариты транспортного средства.

Данный вид происшествия почти всегда сопровождается причинением пешеходу телесных повреждений различной степени тяжести, в том числе и таких, которые влекут за собой гибель пострадавшего, поскольку даже при контактировании с автомобилем, осуществляющим движение с небольшой скоростью, пешеход получает травмы.

Основноевремя совершения данного вида ДТП – темное время суток. Опасность возникновения повышается, порой многократно, при налички погодных условий, снижающих, или сильно ухудшающих видимость проезжей части и объектов, располагающихся на ней или в непосредственной близости.

Исходя из практики, основным местом совершения наездов на пешеходов являются населенные пункты. Однако, не так уж и редки случаи травмирования пешеходов и на загородных трассах.
Как правило, наезд на пешехода происходит в момент пересечения последним проезжей части, как слева направо, так и справа налево относительно направления движения транспортного средства. Случаи наезда на пешехода сзади, или на пешехода, двигавшегося во встречном направлении, менее распространены, однако и они, к сожалению, имеют место быть.

Наиболее распространенными причинами возникновения данного ДТП являются нарушение водителем пунктов ППД, регулирующих скорость движения транспортного средства, а также пункты Правил, регулирующие действия водителя в момент возникновения для него опасности для движения. Кроме того, зачастую, причиной происшествия становятся действия самих пешеходов, которые нарушают пункты Правил, регулирующие их поведение на, а также вблизи проезжей части.

Наиболее распространенным подвидом данной категории дорожно-транспортных происшествий является наезд на пешехода движущегося транспортного средства.

При таком виде происшествия, автомобиль контактирует с телом человека непосредственно частями кузова, что влечет почти всегда причинение вреда жизни и здоровья пешехода. Наиболее распространенный вид контактирования – передней частью автомобиля. В зависимости от направления движения пешехода, место контакта может быть расположено как слева или справа, так и по центру передней части автомобиля.

На проезжей части следовая информации, если таковая есть, помогает определить место наезда на пешехода, а также, в случае, если остался след торможения, минимальную скорость движения транспортного средства перед блокированием колес во время экстренного торможения.

Также к следовой информации на месте происшествия следует относить расположение различных частей автомобиля, осколков, а также предметов одежды пешехода, обуви, а также возможных вещей пешехода, которые находились при нем в момент наезда.

В следующей части: характеристика других подвидов данного ДТП, советы и, по возможности, ответы на Ваши вопросы.

Читайте также: