Почему водители не любят велосипедистов

Обновлено: 05.07.2024

Валентина Пермякова — о важности ПДД для двухколесного транспорта.

Так вышло, что некому было выгулять собаку, а я была дома одна с ребенком. Взяла свою трехмесячную дочь в эргорюкзак на грудь, собаку на поводок, и мы пошли понемногу. И вот на Павла Зыкина у Еланского, взяв чуть вправо, буквально отскочила — сзади совершенно неслышно ехал велосипедист. Он вильнул вправо и объехал меня на приличной скорости, только чудом не задев.

Сердце ушло в пятки, я представила, как падаю плашмя, а ведь на груди у меня был маленький спящий ребенок. Велосипедист даже не остановился, хотя в след ему полетели проклятия (ну а как же), не извинился.

Мужик в камуфляже, 28 июля в восемь вечера промчавшийся мимо меня на Павла Зыкина у Еланского, знай — ты поступил мерзко. И я очень надеюсь, что ты прочитаешь это.

Для понимания: я тоже велосипедист. Но я всегда езжу по дороге, если со мной нет старшей дочери (ей 10, и ей можно ездить только по тротуару). Наши велосипеды оснащены звонком, а если что, я подаю сигнал голосом. И всегда (!) сбавляю скорость, если по тротуару идут люди.

Велосипедисты же в Ревде сплошь и рядом носятся, не разбирая дороги, там, где идут мамы с колясками, старики, дети. И искренне верят, что на такой скорости успеют вильнут и объехать людей. А что если не успеют?

Приходится напрягать слух и зрение, чтобы не дай бог не попасть под колеса или на тебя не наехали сзади. А как родители отпускают малышей, я даже представить не могу, это же страх — кто знает, успеешь ли ты выхватить малыша из-под колес такого вот велосипедиста-эгоиста? Это опасно. Это ненормально. Это совершенно неправильно, так себя вести и так относиться к другим людям.

ЛЮДИ! Я очень вас прошу! Соблюдайте правила дорожного движения, правила, которые гласят, что двигаться велосипедистам старше 18 лет следует по велодорожкам, где они есть, а если их нет (как в Ревде) — по правой обочине дороги. Тротуар — это исключительная мера, когда по обочине дороги проехать невозможно.

Если велосипедист на тротуаре мешает или создаёт опасность для пешеходов, он должен слезать с велосипеда и катить его рядом! Согласно п. 24.6 ПДД! Если уж вы выехали на тротуар, помните, что есть люди, для которых велик и человек на нем на тротуаре — большой стресс. Оснастите свой транспорт звонком. Или хотя бы кричите, чтобы идущие впереди знали, что вы сзади. Не надейтесь на авось. Беда, она приходит неожиданно.

Автомобилисты и велосипедисты: как избежать конфликта

Еще несколько лет назад антагонистами водителей в подобном материале были бы пилоты мотоциклов, а основным призывом и к тем и другим звучал бы уже набивший оскомину лозунг о взаимном уважении на дорогах.

Лозунг-то никуда не делся, а вот соотношение сил несколько поменялось: на роль главного раздражающего фактора для автомобилистов уверенно претендуют пилоты все тех же двухколесников, но уже без моторов — то есть, велосипедисты. Впрочем, для очистки совести отметим, что автомобили велосипедистов раздражают не меньше: чувства их исключительно взаимны.

С наступлением теплой погоды резко выросло даже не число велосипедистов, а, скорее, их концентрация внутри городского пространства.


С другой, с отношением среднестатистического велосипедиста к основным принципам своего перемещения по городу определенно надо что-то делать. К сожалению, среднестатистический велосипедист либо не знает о том, что ему, как и прочим участникам движения, следует неукоснительно соблюдать ПДД, либо знает, но по разным причинам не обращает внимания.

Возможно, для кого-то это станет новостью, но велосипед с точки зрения ПДД — абсолютно такой же участник движения, как и автомобиль (невзирая на отсутствие мотора).


Соответственно, у него есть положенные права — но есть и безусловные обязанности. К слову, предложение заставлять велосипедистов изучать ПДД в приказном порядке, то есть обязать их сдавать экзамен на право управления транспортом наравне с автомобилистами, прозвучало буквально на днях — и уже не в первый раз. Впрочем, скорее всего, никакой поддержки оно снова не получит.

Между тем, вопрос о взаимном уважении автомобилистов и велосипедистов снять очень просто: достаточно начать соблюдать писаные правила.

Как отмечает представитель свердловского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Дмитрий Ларионов, даже те велосипедисты, которые всерьез относятся к собственной безопасности и изучали ПДД, чаще всего обращают внимание лишь на главу 24, которая посвящена передвижению велосипедистов и мопедов.


Вообще, список претензий автомобилистов к пилотам двухколесного транспорта достаточно широк. Есть в нем, например, несоблюдение правила двигаться по проезжей части как можно правее: велосипедисты порой грешат использованием всей ширины дороги, что, безусловно, опасно.

Правильный вариант пересечения проезжей части на пешеходном переходе

Нарушение ПДД при пересечении проезжей части на пешеходном переходе

Велосипедисты порой забывают о прописанной в ПДД необходимости подавать сигналы перед маневрами, в темное время суток передвигаются подобно призракам, так как не снабдили свой транспорт положенной фарой, и тому подобное — любой автомобилист со стажем может продолжить список самостоятельно.


Соответственно, автомобилистам, дабы не попадать в скользкие ситуации, требующие длительных объяснений с ГИБДД, лучше взять на вооружение несколько собственных правил:

  1. Примите появление большого количества велосипедистов вокруг как данность. Они есть, они никуда не денутся, и они — такие же участники движения, как и вы.
  1. Перед любым маневром (в том числе и объезжая колдобину в пределах своей полосы!) смотрите в зеркала. Даже если вы поворачиваете направо из правого ряда, стоит взглянуть не только вперед, но и назад — между вами и тротуаром вполне может двигаться велосипедист, намеренный проехать перекресток прямо.
  1. Припарковавшись параллельно тротуару и намереваясь выйти из автомобиля, еще раз взгляните в зеркала. Велосипедист, врезавшийся в открытую дверь — плохая примета.
  1. Всегда (ВСЕГДА!) включайте сигналы поворотов перед совершением маневра. Этот совет, впрочем, поможет наладить отношения не только с велосипедистами, но и с остальными соседями по дороге.
  1. Ну, и постарайтесь относиться к встреченному велосипедисту, как к хрупкой вазе: вокруг вас металлическая оболочка, а у него хорошо если есть шлем.

Не исключено, что эти правила помогут избежать неприятностей, хоть в ПДД они и не значатся.

Если велосипедист нетрадиционной сексуальной ориентации неправ, то в тыкву, а велосепед на штраф стоянку спец.эвакуатором

Примите появление большого количества велосипедистов вокруг как данность. Они есть, они никуда не денутся, и они — такие же участники движения, как и вы.


А лучше меньше болтать и больше делать - посмотрите на Пермь: у них дцать лет как велосипедисты отделены от основной части дороги и конфликтов на два порядка меньше. Но зачем это делать нашим недотёпам типа Япопа… проще в СМИ писать и говорящей голове в ГИБДД выступать с ежедневным обращением…


недоавно читал статью о том, что шлем - абсолютно не нужный и даже опасный архаизм, который больше вреда, нежели пользы приносит.

Я даже это комментировать не буду, ибо велосипедисты здоровые и выносливые люди.

Если падать в травушку, то может и не важно. А в коряги и на камни ой как нужен.
Я не в теории, я падал.

так может на пешеходов тоже будем шлемы одевать?
и, кстати, в автомобиле тоже шлем нужен, тоже существенно повышает шансы на спасение головы от травм


Для детей и подростков шлем обязателен, для взрослых полезен. Тут каждый решает сам и по свои способностям. Опытный велосипедист, конечно, в большинстве случаев умеет падать правильно. Но это не страховка от ЧМТ.

ИМХО: наколенники и перчатки гораздо большую эффективность несут, нежели шлем

Личный опыт катания с 5 летнего возраста говорит об отсутствии даже одного касания головой.
Страдали ноги и то, что между ними (когда решился в 6 лет прокатиться не под рамкой Урала, а на ней, как взрослый), страдали ладони, когда шлепался на асфальт, но вот голова ни разу. И все окружение тоже ни разу головой не прикладывалось.

Еще раз акцентирую внимание, что речь идёт о катании в городской рекреации, а не о скоростном спуске с горы по пересеченной местности.

Особенно интересно мнение о факте, который в конце статьи есть. Про Амстердам и Копенгаген.
Понятно, что привычка - вторая натура. И большинство будет с пеной у рта доказывать, что шлем АРХИнеобходим.

Собственно, материал с аргументами:

1. Ездить на велосипеде без шлема не так опасно, как кажется
Почему принято считать, что шлем так необходим? В 1989 году медицинский журнал New England опубликовал исследование, согласно которому велошлем сокращает угрозу получения травмы головы и травмы мозга на 85% и 88% соответственно. С тех пор многие СМИ оперировали именно этими цифрами, не утруждая себя ненужными уточнениями. Например, эта статистика применима только в том случае, если ДТП произошло.
А что если сравнить риск получения травмы головы велосипедистом с риском получения такой же травмы другими участниками движения?
У пешеходов он в полтора-два раза выше. У автомобилистов – немного выше, у мотоциклистов – несопоставимо выше. Но предложение обязать пешеходов и водителей надевать шлем при каждом выходе из дома прозвучало бы смешно и нелепо.
Согласно австралийскому исследованию 1996 года, ношение шлемов водителями машин в 17 раз уменьшило бы количество смертей среди них от травм головы. Почему же тогда акцент делается именно на рисках велосипедистов?

2. Шлем провоцирует водителей!
Знаете, чем человек за рулём отличается от обычного человека? Он всегда уверен, что контролирует ситуацию. Даже если если он выпил 2 бутылки водки, разогнался на "БелАЗе" до 300 км/ч в гололёд, впереди на дорогу выбежал котик, и наш гонщик Спиди пытается маневрировать, одновременно глядя в навигатор, разговаривая по телефону и руля коленями.
К чему это я? Когда водитель видит вас в шлеме, он окончательно перестаёт задумываться о вашей безопасности.
Провели исследование и заметили, что когда водитель видит велосипедиста в шлеме, он ведет машину опаснее. Водители полагают, что шлем на вашей голове = безопасность. Если вдруг зацепят, ничего страшного: шлем же! Шлем якобы защитит вас от травмы, а водителя – от тюрьмы. При обгоне велосипедистов в шлеме водители оставляют им меньше места, чем когда человек не защищён.
На самом деле велошлем лишь провоцирует водителя вести себя менее аккуратно по отношению к вам. Стоит ли объяснять, как это сказывается на вашей безопасности на дорогах?

3. Шлем провоцирует велосипедистов!
Но давайте не будем перекладывать всю ответственность на водителей. На психологию самого велосипедиста ношение шлема действует точно так же. Шлем даёт своему обладателю ложное чувство безопасности.
Велосипедист начинает вести себя менее внимательно, ездит быстрее, решается на манёвры, на которые без защиты не пошёл бы. Особенно это касается детей. Дети и так склонны считать себя неуязвимыми, а в шлеме перед вами уже готовый супергерой.
Здесь можно ещё провести аналогию с горными лыжами. Когда лыжники надевают шлемы, они начинают больше рисковать, в результате количество травм не уменьшается, а, наоборот, возрастает!

4. Плохой обзор
Не все шлемы удобны. Иногда они слишком громоздкие, иногда они сползают на лоб. В ряде случаев это может послужить причиной того, что вы не заметите машину или пешехода и попадёте в аварию. Опять же, непонятно, почему эта проблема игнорируется статистикой.
Есть также теория, что носить велошлемы попросту вредно для позвоночника и его соединения с черепом, но в ней слишком мало доказательств.

5. Меньше велосипедистов
Законы об обязательном ношении шлемов провоцируют людей отказываться от велопоездок. Это попросту неудобно, шлем лишает велосипедиста удовольствия от передвижения. Кто-то не хочет портить прическу, кто-то не хочет таскать с собой громоздкий девайс. С велопрокатами вообще беда: надевать шлем после чужого вам человека просто негигиенично. Не хватало ещё чьих-то вшей подцепить.
Федерации велосипедистов в развитых странах активно противодействуют нелепому законодательству, но получается не всегда.
Таким образом, принудительное ношение шлемов велосипедистами затормаживает развитие велодвижения.
Дальше всё просто. Чем меньше велосипедистов, тем менее развитая в городах велоинфраструктура. Тем менее внимательны водители. И в итоге ездить на велосипеде становится опасно.

В Амстердаме и Копенгагене, самых велосипедных городах мира, шлемы используют единицы. Может быть, процентов 10% от всех участников велотрафика.

Вывод из этого очень простой: не надо опять устраивать театр безопасности. Я понимаю, что очень велик соблазн принять очередной дурацкий закон и поголовно нарядить велосипедистов в шлемы. Но это не уменьшит число пострадавших и погибших в ДТП.
Чтобы обезопасить велосипедистов, нужна прежде всего хорошая инфраструктура. У нас пока таких примеров нет. Некоторые города России к этому только-только устремились.
Носить или не носить шлем – личное дело каждого. Моя позиция сейчас такая. Для обычных поездок по городу шлем не нужен. Если вы занимаетесь спортом или собираетесь ехать там, где риск травм велик – дополнительная защита не помешает.

Многие автолюбители просто ненавидят велосипедистов, и глядя на такие видео в сети, становится понятно, почему их так не любят другие участники дорожного движения. Порой их хамское поведение просто бесит, но при этом они считают, что они всегда правы на дороге. Почему порой велосипедисты вызывают такой гнев у водителей? А вы посмотрите ролик далее. Сколько нарушений насчитаете вы?

Пользователь offline

В каждом стаде есть паршивая овца. И пешехобы и велосипедисты и водители все в большинстве своем хорошие.


Пользователь offline

Мик Мауссманн,
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

Почему автомобилисты, пешеходы и велосипедисты ненавидят друг друга?

За последние десять лет количество велосипедов в Минске выросло в несколько раз. По примерным оценкам, сегодня в столице их около 400 тысяч. Власти поставили по городу 300 велопарковок и построили или окультурили почти 100 километров велодорожек. Но это скорее обострило проблему: по велодорожкам стали ходить мамы с колясками и злить велосипедистов, а велосипедисты - выезжать на дороги и пугать водителей. Мы попытались разобраться, в чем же кроется причина повсеместной ненависти.

Для разговора по душам мы пригласили автомобилистов (с большим стажем и не очень), велосипедистов (опытных и не очень) и пешеходов.

Одна из самых больших проблем - стремительные велосипедисты на пешеходных переходах.

Автомобилист не пропустил велосипедиста, а велосипедист не спешился на переходе.

Автомобилист не пропустил велосипедиста, а велосипедист не спешился на переходе. Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Со мной такие ситуации случаются постоянно. Буквально несколько дней назад я подъехал к перекрестку, готовился поворачивать направо. Пропустил людей на зеленый, выждал паузу. И только тронулся, как мимо капота на огромной скорости просвистел велосипедист, - в легком ужасе вспоминает Геннадий, который за рулем уже 15 лет. - До него было всего полметра. И что, если бы я не среагировал, задел бы его? Было бы судебное дело и меня лишили бы прав.

Да, по правилам дорожного движения велосипедисты на пешеходных переходах обязаны вести велосипед рядом с собой. Но если нет, что ж теперь, сбивать тех, кто едет на зеленый свет?

- Никогда не спешиваюсь, и спешиваться не буду! Это то же самое, что выходить из машины перед тем, как проехать переход. Я замедляюсь до скорости пешеходов и еду параллельно с ними. Мне кажется, этого достаточно, - рассуждает велосипедистка Дарья.

- Ага, только в этой ситуации не тебе угрожают, а ты угрожаешь - едешь между людьми и запросто можешь на них наехать, - возражает Геннадий. - Объясните мне, в чем сложность спешиться?

- Ни в чем. Но дороги в Минске - через каждые 100 метров, и идти ты будешь дольше, чем ехать.

- А еще в том, что у Даши велосипед с обычными педалями, а у меня с контактными, - Евгений показывает свою подошву. - У меня специальные ботинки. И для того чтобы их отстегнуть, нужна пара секунд. Если каждые 100 метров спешиваться, до работы я буду ехать далеко-о не 25 минут. Хорошо, что в последнее время все больше пешеходных переходов оборудуют знаками, разрешающими велосипедистам не спешиваться.

Шлем Евгений купил десять лет назад, и с тех пор без него на велосипед не садится.

Шлем Евгений купил десять лет назад, и с тех пор без него на велосипед не садится. Фото: Павел МАРТИНЧИК

С велосипеда с контактными педалями просто так не спрыгнешь: ботинок нужно отстегивать.

С велосипеда с контактными педалями просто так не спрыгнешь: ботинок нужно отстегивать. Фото: Павел МАРТИНЧИК

- А вот я на велосипеде кататься не умею, и как эта адская машина действует, мне непонятно, - включается Ирина, молодой водитель. - Я не знаю, чего ждать: а вдруг велосипедист неудачно съедет с бордюра? А вдруг упадет прямо мне под колеса? Особенно когда они едут по МКАДу!

- После того как ко мне на обочине специально притерлась фура, я там не езжу, - открещивается Женя, поправляя яркий красный шлем. - Просто есть разные велосипедисты. Я, например, всегда убеждаюсь в том, что водитель или пешеход меня видит.

Если на дррогу велосипедистам нельзя, приоритета на тротуаре тоже нет, тогда куда деваться?

Если на дррогу велосипедистам нельзя, приоритета на тротуаре тоже нет, тогда куда деваться? Фото: Павел МАРТИНЧИК

- А есть же те, кто вообще не тормозит. Я на дух не переношу отчаянных, безбашенных, сорвиголова-велосипедистов, - злится Наталья-пешеход. - Когда мне было 9 лет, на меня наехал велолихач. Скорее всего, он рассчитывал, что люди начнут разбегаться, но этого не произошло. Мама отвлеклась на витрину магазина, а я почувствовала, как переднее колесо наезжает на мои ноги, а руль отбрасывает назад. После этого меня просто подбрасывает от страха при виде очередного фаната здорового образа жизни, который ныряет в толпу где-нибудь около Комаровки. Для скоростных поездок придумали велодорожки - зачем лезть на тротуары?

- Не слышно ж вас, подкрадываетесь, - соглашается Ирина. - Не у всех есть звонок.

- Но покрышки на большой скорости так шумят! Но вообще есть два типа велосипедистов: одни объезжают как можно дальше, другие - как можно ближе к пешеходу, - соглашается Евгений. - Знал одного такого: зацепил, упал, сломал руку и ходил несколько месяцев со спицами.

- А пьяные пешеходы? Недавно ехала по проспекту, во второй полосе. И уже издалека заметила очень пьяного мужика, который еле держался за светофор, - вспоминает Ирина. - И только я проехала мимо, как он рухнул на дорогу. Занял всем своим ростом целую полосу! Как затормозил внедорожник, который там ехал, загадка.

- Велосипедистам нигде нет места, а велодорожки - это фикция, - вздыхает Евгений. - Особенно центральная: пешеходный мостик прямой, а велосипедный - с резким подъемом, резким спуском и резким поворотом прямо за ним. Это как вообще? Раньше по ней ездил, а теперь стараюсь объезжать: она узкая, а там сейчас и велосипедистов, и людей на самокатах, на роликах, с колясками.

- Не один раз видели, как мамы с колясками переходят дорогу: ребенок в коляске, а она не смотрит дорогу и говорит по телефону, - качают головой водители.

Автомобилисты недоумевают: почему все бросаются прямо под колеса? Почему не берегут свою жизнь?

Автомобилисты недоумевают: почему все бросаются прямо под колеса? Почему не берегут свою жизнь? Фото: Павел МАРТИНЧИК

А пешеходов возмущает, когда автомобилисты останавливаются на переходе или выезде из двора. И иногда возмущает до глубины души

А пешеходов возмущает, когда автомобилисты останавливаются на переходе или выезде из двора. И иногда возмущает до глубины души Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Да все эти люди, которые прогуливаются по велодорожкам! Мамы с колясками, дети на самокатах, женщины с пакетами, пьяные, люди с собаками - такое ощущение, что часть со значками велосипеда медом намазана. А ведь рядом широченная часть для пешеходов, как на проспекте Независимости, например. Вот как это можно объяснить?

- У нас в Гомеле с велосипедными дорожками напряженка, в центре города их почти нет, - говорит Елена, мама двухлетней Кати. - И поэтому велосипедисты летят по тротуару, сшибая все на своем пути! Лично я не могу спокойно выпустить ребенка из коляски. И не потому что боюсь, что дочь попадет под машину, а потому, что ее скорее собьет какой-нибудь сумасшедший на велосипеде. И это дико раздражает! Почему на мотоцикле, скутере или на лошади по тротуарам не ездят, а на велосипеде ездят? Я считаю, что это не менее опасно.

- Я бегаю буквально полгода, но за это время столкнулась с жутко неадекватным поведением велосипедистов, - разводит руками минчанка Екатерина. - Дело в том, что люди на велосипедах почему-то уверены, что бегуну проще отбежать, чем велосипедисту повернуть руль - и, значит, объезжать его не нужно. Еще хуже, если мы сталкиваемся на тропинке в Парке Победы: тут нас, бегунов, толкают в спину ручками. Но за что? Почему? Разве я могу увидеть велосипедиста со спины? Так ни разу и не смогла догнать велосипедиста, чтобы спросить.

КОМПЕТЕНТНО

Недавно у ГАИ был рейд, за 4 часа которого мы привлекли к административной ответственности 29 велосипедистов. Это хороший вид спорта, движению уделяется много внимания (появляются велодорожки, велопереезды, понижаются бордюры), и вопрос только в одном: велосипедисты должны ездить по правилам. И когда они выезжают на проезжую часть, негодование водителей совершенно оправданно.

Ведь даже если вы каждый день ездите по одному и тому же маршруту и вам кажется, что вы знаете каждую трещинку и каждый поворот, помните: одинаковых ситуаций на дороге не бывает. Самое главное - это уважение друг к другу. Ведь какую бы разумную транспортную систему мы ни внедряли, ключевую роль играет человеческий фактор.

А КАК У НИХ?

В Нью-Йорке велосипедистам запрещено двигаться по тротуарам, они обязаны ехать по краю дороги.

В Цюрихе велосипедисты могут ехать и по проезжей части, и по тротуару и пересекать верхом пешеходный переход.

В Польше нетрезвый велосипедист может на год попасть в тюрьму.

В Берлине за то, что велосипедист едет по велодорожке не в ту сторону, могут оштрафовать на 25 евро.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: