Под тверью несоблюдение дистанции и скоростного режима привело к дтп с пострадавшим

Обновлено: 15.05.2024

Выезжая на дорогу, автовладелец обязан соблюдать ПДД РФ. Нарушение правил дорожного движения не только чревато штрафами, но и может стать причиной возникновения ДТП. Очень часто аварии происходят из-за несоблюдения дистанции. Нарушение на первый взгляд кажется мелким, однако в 2022 году за него предусмотрены денежные взыскания. Дополнительно несоблюдение дистанции отразится на определении виновника аварии.

Как определить виновного в ДТП при несоблюдении дистанции?


Потребность держаться на безопасном расстоянии от других автомобилей зафиксирована в пункте 9.9 ПДД РФ. Здесь говорится, что водитель обязан выбрать такую дистанцию от впереди идущего транспортного средства, которая позволила бы ему избежать столкновения. Правило распространяется и на боковые интервалы. Доказать возникновение нарушения проблематично. Дело в том, что инспектор не может измерить расстояние между движущимися автомобилями.

Дополнительно несоблюдение дистанции можно трактовать, как неоправданно быструю езду. В этой ситуации происходит нарушение пункта 10.1 ПДД РФ. Здесь говорится, что водитель обязан ехать со скоростью, не превышающей установленного ограничения и учитывая интенсивность движения, габариты автомобиля, перевозимого груза, метеорологические и дорожные условия. Особое внимание необходимо уделять видимости в направлении движения. В 2022 году человек обязан выбирать скорость, которая позволит ему беспрепятственно контролировать транспортное средство и соблюдать ПДД РФ. Если обнаружена опасность, которую можно предотвратить, необходимо снизить скорость вплоть до остановки.

В действующем законодательстве отсутствует указание дистанции, которую обязан соблюдать водитель. Фактически она признается условной величиной. Аналогичные правила действуют в отношении бокового интервала. В пункте 9.10 говорится, что необходимо соблюдать дистанцию, обеспечивающую безопасное движение по дороге и препятствующую возникновению ДТП. Поэтому наказать гражданина за нарушение правила проблематично. Обычно штраф за несоблюдение дистанции в 2022 году вменяют, если уже произошло столкновение.

Виновного в ДТП при несоблюдении дистанции определяет группа разбора. Ее формируют в ГИБДД из сотрудников организации. Группа разбора руководствуется положениями ПДД РФ, КоАП РФ и Административным регламентом (утвержден приказом МВД РФ №664 от 23 августа 2017 года). Виновника в ДТП при несоблюдении дистанции в 2022 году определяют с учетом следующих параметров:

  • погодные условия, в которых произошло ДТП;
  • длина тормозного пути;
  • состояние автомобиля;
  • присутствие знаков и разметки;
  • полученные повреждения.

Обычно виновным в аварии при несоблюдении дистанции признают водителя, ехавшего позади. Однако существует единственный случай, когда вину вменят автомобилисту, находившемуся спереди, – произошло резкое торможение без необходимости. В этой ситуации возникает нарушение п. 10.5 ПДД РФ. Однако предстоит доказать, что резкая остановка произошла без оснований.

Типовые ситуации аварий с несоблюдением дистанции

Существует несколько типовых ДТП, возникающих из-за несоблюдения дистанции:

  1. Автомобили движутся по одной полосе в одном направлении. Скоростной режим соблюдается. Внезапно первое транспортное средство резко останавливается без предупреждения, второй автомобилист въезжает в него, не успев затормозить. Виновником ДТП будет признан водитель второй машины, если передний автомобилист остановился, чтобы предотвратить аварию. Предполагается, что человек всегда должен держать в голове, что движущийся впереди автомобиль может резко остановиться. Необходимо ехать на расстоянии, позволяющим успеть затормозить.
  2. Автомобиль, находившийся позади, ехал значительно быстрее. В результате он врезался в находившееся впереди транспортное средство. Виновным признают водителя, выбравшего неподходящую скорость.
  3. Автомобиль, находившийся впереди, резко остановился без причины. Виновным признают водителя этого транспортного средства.

Размер штрафа за несоблюдение дистанции в 2022 году


Величина денежного взыскания отражена в части 1 статьи 12.15 КоАП РФ и составляет 1500 руб. В 2022 году гражданин может сэкономить, если оплатит денежные взыскания за несоблюдение дистанции в течение 20 дней. Соответствующее правило закреплено в части 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ. Размер скидки составляет 50%. Это значит, что гражданин, предоставивший денежные средства в течение 20 суток, обязан заплатить всего 750 руб.

Когда назначается штраф за несоблюдение дистанции при дорожно-транспортном происшествии?

Практика показывает, что за несоблюдение дистанции штрафуют, если уже произошла авария. Инспектор расследует причины ДТП, устанавливает его обстоятельства. Если выяснится, что одна из машин двигалась недопустимо близко, её водителя признают виновным. Возможен иной исход. Если человека признали потерпевшим, но заметили факт нарушения дистанции, лицо также будет обязано заплатить штраф.

Еще одним обязательным условием для несоблюдения дистанции является факт нахождения в движении обоих участников происшествия. Если двигался только один автомобиль, в силу вступают иные нормы.

Когда штраф за несоблюдение дистанции при ДТП не выписывается?

В 2022 году гражданина не накажут за несоблюдение дистанции в следующих случаях:

  1. Произошел наезд на автомобиль, находившийся в состоянии покоя. Обвинить в несоблюдении дистанции можно, если все транспортные средства двигались вперед (п. 9.10 ПДД РФ).
  2. Движение выполнялось задним ходом. Чтобы возникло несоблюдение дистанции, автомобили должны ехать вперёд.

Как обжаловать штраф?

Обжалование штрафа за несоблюдение дистанции в 2022 году выполняется в соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ. Обращаться необходимо к начальнику ГИБДД или в районный суд по месту рассмотрения дела. Инициировать процедуру можно в течение 10 суток. Соответствующие правила закреплены в статье 30.3 КоАП РФ. Период начинает исчисляться с момента получения постановления.

На практике гражданин может пропустить срок из уважительных причин. Период можно восстановить, подготовив ходатайство и направив его в адрес лица, которое будет рассматривать жалобу. При этом перечень оснований, которые признаются уважительными, в законодательстве не отражен. Соответствующее решение будет принимать уполномоченное лицо. Непосредственно процесс обжалования штрафа ГИБДД за несоблюдение дистанции выполняется по следующей схеме:

  1. Гражданин знакомится с особенностями сложившейся ситуации и находит причину, из-за которой можно обжаловать штраф.
  2. Человек собирает доказательства. Подтвердить неправомерность действий сотрудников ГИБДД могут свидетельские показания, результаты фотосъёмки, запись с видеорегистратора и документы.
  3. Человек оформляет жалобу. При этом в законодательстве точная форма документа не приводится. Важно лишь соблюдать правила делопроизводства и указать важную информацию. Если Вы затрудняетесь самостоятельно подготовить документ, используйте готовый образец.
  4. Все бумаги и доказательства передаются в уполномоченный орган. Им может быть ГИБДД или суд.
  5. Представитель уполномоченного органа рассматривает документацию. Период зависит от выбранной инстанции. Так, если гражданин обратился в ГИБДД, ответ обязаны дать в течение 10 суток. Если инициировано судебное разбирательство, период растянется до 2 месяцев.
  6. Гражданин получает итоговое решение. Если вердикт лицо не устроил, оно может начать процедуру обжалования штрафа за несоблюдение дистанции при ДТП, подготовив апелляцию.


Нюансы

Если Вы планируете обжаловать штраф за несоблюдение дистанции при ДТП в 2022 году, необходимо начать фиксацию доказательств еще на стадии оформления правонарушения. Обязательно снимите место аварии на камеру, уделив внимание предметам, из-за которых могло произойти ДТП. Непосредственно в суде Вы можете с помощью схемы аварии доказать, что опасность сокращения расстояния произошла из-за вынужденных или неверных действий других участников движения. Лучше заручиться поддержкой профессионального адвоката. Он поможет вам отстоять позицию и добиться положительного результата.

Обращайте внимание инспектора на сопутствующие обстоятельства. Наказания можно избежать, если авария возникла из-за внезапного отказа тормозов, езды по узкой дороге, на которой соблюдение безопасного бокового расстояния между машинами невозможно, или выполнения маневра автомобилистом без предупреждения об этом других участников дорожного движения.

WhatsApp

На самом деле в дорожных ситуациях, когда один из водителей автомобилей не выполнил требование ПДД уступить дорогу, а другой тем временем превышал скорость, далеко не всегда всё так просто. Но судебной практике 2022 года в большинстве случаев виноватым оказывается не уступивший дорогу, а правда не отстаивается ввиду экономии времени и нервов. В конце концов, есть ведь страховка ОСАГО, и она покроет ущерб! Но правду отстоять можно и нередко несложно, нужно лишь правильно и последовательно доказать, кто виноват в ДТП с превышением скорости. Давайте обо всём по порядку!

Что это за ситуации?

Итак, все такие аварии, о которых мы ведём речь в данной статье, связывают 3 главных обстоятельства:

  1. один из водителей превышал разрешённую на данном участке дороги скорость – незначительно либо существенно,
  2. другой участник обязан был уступить дорогу (например, на перекрёстке при повороте налево или под знак на равнозначном, при выезде с прилегающей территории, при развороте, перестроении и так далее – таких обстоятельств множество), но у него этого не получилось из-за превышения первым водителем,
  3. в результате таких "пирогов" произошло ДТП.

Вы думаете, что это сложная ситуация, в которой сложно разобраться?! Спешим вас успокоить. Судебная практика, в том числе 2022 года, пестрит такими и подобными происшествиями.

А вот сложным случаем можно назвать, к примеру, такой, когда вследствие обнаруженной помехи превышающий скорость начал резко тормозить, но контакта 2 автомобилей не произошло. Тем не менее, превышающего в результате торможения занесло, и это стало причиной ДТП, только повреждена одна машина. Такие случаи называют "бесконтактными ДТП".

ДТП с превышением скорости, встречный поток и поворот налево

Кто виноват: превышающий или создавший помеху?

Итак, обратимся сначала к ПДД и. не найдём здесь, конечно же, прямого ответа на наш вопрос. Есть множество пунктов, предписывающих уступать дорогу:

  • при повороте налево на перекрёстке встречному транспорту,
  • при проезде под знак "морковь" или "стоп",
  • при развороте встречным и попутным,
  • при движении на стрелку светофора, горящую одновременно с красным,
  • при перестроении,
  • и так далее.

Юридической грамотности ради, давайте взглянем в пункт 1.2 ПДД и поймём, что из комбинации определений терминов "уступить дорогу" и "преимущество" нам нельзя вынудить изменить траекторию или скорость движения того, кто имеет по отношению к нам преимущество.

Но есть всё же в Правилах ещё один пункт, который многие автолюбители считают универсальным – 10.1. Он предписывает вести автомобиль не только со скоростью, не превышающей разрешённую, но и с такой, который бы позволила избежать столкновения в случае внезапного возникновения опасности на дороге, а также с учётом погодных и иных условий.

Таким образом, получаем, что при прочих равных условиях виноваты оба водителя: и тот, кто создал помеху, и тот, кто ехал слишком быстро. Но не всё так просто! Потому что инспектор ГИБДД, приехавший на такое ДТП, с большой долей вероятности "завиноватит" именно того, кто создал помеху. Обоснование здесь простое: какая разница, с какой скоростью двигался другой участник – ведь ваше нарушение привело к происшествию.

И, казалось бы, это слишком очевидно. И потому что-то здесь не так, но что?!

Как доказать, что превышающий скорость тоже виноват?

Для ответа на этот вопрос нам нужно понимать, как именно определяется вина на практике 2022 года. Здесь обратим ваше внимание на то, что никакой сотрудник ГИБДД на месте ДТП не уполномочен определять виновника. Инспектор может только вынести постановление, определив ваше нарушение. Виновность определяет только суд.

Поэтому, если в отношении вас вынесли постановление по результату ДТП, его нужно будет обжаловать в суд.

В суде же у вас будет 2 возможных успешных исхода событий:

  1. либо вину переложат на другого участника – в отношении него вынесут постановление за превышение скорости (или прекратят за сроком давности или по иным причинам),
  2. вину признают обоюдной с разной степенью вины (например, 80% вашей вины и 20% того, кто превысил).

Возможен и третий – плохой вариант – постановление в отношении вас оставят в силе, то есть вы так и останетесь виновным в аварии. Но и в этом случае решение суда можно обжаловать в вышестоящий суд.

Но как правильно убедить судью в том, что превышение тоже стало причиной ДТП? Ответ здесь в ключевой тонкости – причине происшествия. То есть вам нужно доказать именно причинно-следственную связь превышения с аварией. Как это сделать?

Причинно-следственная связь с помехой и скоростью движения

Ещё в далёком 2008 году Верховный суд вынес Постановление Пленума, в рамках которого разъяснил именно по части скорости движения, что превышение должно быть причиной аварии.

В судебной практике 2022 года такая связь устанавливается достаточно простым нехитрым способом. Берём определённый фактор, который привёл к определённым последствиям. И теперь просто исключаем этот фактор. Изменились ли от этого последствия? Берём 2 нарушения разных участников ДТП: скоростного режима и требования ПДД уступить дорогу. И задаём себе вопрос: если убрать нарушение первого участника, насколько вероятно удалось бы избежать происшествия? А если убрать превышение второго – удалось бы избежать?

Именно такие вопросы ставят и судьи. Да, сами себе, но почти всегда для правильного ответа и всестороннего рассмотрения дела необходима экспертиза этой самой скорости, но об этом немного ниже.

Как пример, вы не уступили дорогу водителю, который ехал в нарушение ПДД днём без дневных ходовых огней. Стоит ли это нарушение другого водителя в причинно-следственной связи с ДТП? Нет, и вам не удастся убедить судью в том, что вы не видели днём целый автомобиль.

Другой пример: вы едете по обочине и врезаетесь в того, кто на неё перестроился для остановки. Правила перестроения нарушены? Кажется очевидным, но нет. При перестроении водитель обязан уступить дорогу. Но обязан не создавать помех он тому, кто имеет первоочередное право движения (определение из пункта 1.2 Правил). Но если у вас нет права на движение, то как при полном отсутствии такого права, оно может быть первоочередным? Как итог, у второго участника отсутствовала обязанность уступать вам дорогу. Конечно, если вы так и заявите, что ехали по обочине в нарушение, а не также собирались остановиться. Но если и собирались, то при наличии фактора высокой скорости движения вам снова не поверят.

Всё, что выше, мы написали для того, чтобы вы сами смогли определить для себя, насколько вероятен выигрышный для вас исход дела. Потому как все судебные издержки оплачивает проигравшая сторона.

Давайте рассмотрим ещё один пример, чтобы вам было немного понятнее.

При повороте налево вы обязаны не создавать помеху встречному потоку транспорта. Вы пропускаете автомобили, видите окно, в которое решаете прошмыгнуть, оценив, что до ближайшей встречной машины ещё далеко. Но вы неправильно оценили ситуацию, так как тот ехал с большой скоростью. Например, 120 км/ч вместо положенных 60.

Как результат, вот:

Судебная практика и доказательства причин аварии

В этом случае вам нужно будет убедить суд в том, что это вы как раз верно оценили ситуацию, но из-за очень высокой скорости встречного просто не смогли успеть проехать. Ведь пункт 1.3 ПДД обязывает всех участников соблюдать правила, и вы в полном праве рассчитывать при манёвре на соблюдение другими участниками дорожного движения таких правил. На этом и необходимо строить свои доводы в суде – не только ваше нарушение привело к ДТП, но и нарушение едущего с превышением. Кроме того, опираться нужно и на то, что при соблюдении скоростного режима можно было бы уменьшить вредные последствия в аварии (был бы меньший ущерб).

Экспертиза

В большинстве случаев для определения причинной связи ДТП с нарушениями обоих участников суды назначают экспертизу. Мы уже говорили выше, что она платная, и оплачивает её после суда проигравшая сторона. Стоить она может от 15 до 40 тысяч рублей в зависимости от поставленных судьёй эксперту вопросов, региона и города проведения.

Итак, если вы подали в суд для того, чтобы второго участника с превышением скорости привлекли тоже к ответственности, то эксперту задаются, как правило, следующие вопросы.

  1. Какая изначальная скорость была у автомобиля, какая в момент столкновения и какова разница этих скоростей?
  2. При какой начальной скорости движения водитель смог бы полностью остановиться и избежать столкновения?
  3. Имелась ли возможность избежать ДТП, если бы водитель двигался с разрешённой на данном участке скоростью?
  4. Имелась ли возможность избежать происшествия при той скорости, с которой ехал этот участник (может быть, он и недостаточно эффективно тормозил)?

Ключевой вопрос здесь под пунктом 3 – если ответ на него положительный, то шансы переиграть дело по меньшей мере в обоюдную вину достаточно велики. Но, конечно, при грамотном и последовательном составлении доказательств. Но и за другие ответы можно "зацепится" по меньшей мере в целях убеждения суда в том, что при меньшей скорости удалось бы смягчить результаты столкновения.

Как доказать само наличие превышения?

И это самый сложный случай. На самом деле, у каждого водителя в автомобиле должен быть видеорегистратор – он даст ключевые возможности для правильного определения скорости движения нарушающего водителя. Как? А очень просто!

Если на видео попал фрагмент движения машины "будущего виновника" хоть в пределах метра, то эксперт может установить его скорость, просто замерив временной интервал по простой формуле расчёте скорости (пройденное расстояние делим на время).

Если видео нет, то и здесь не всё потеряно. Но в любом случае потребуется экспертиза. Дело в том, что автомобиль – это сложная конструктивная система с различными элементами. Детали эти повредились в результате ДТП. Грамотный эксперт по этим деталям сможет установить приблизительную скорость движения – причём, нередко обоих участников. Так, есть элементы, которые могут деформироваться только при определённой минимальной скорости в момент столкновения.

Доказать ДТП с превышением скорости

Вывод

Таким образом, у вас несколько возможных целей при установлении степени виновности:

  • если скорость второго участника ДТП была намного выше разрешённой, то есть шанс доказать свою невиновность полностью ввиду невозможности правильно оценить возможность уступления дороги,
  • если превышение небольшое, то можно убедить суд в обоюдной вине – особенно, если превышающий успел бы оттормозиться до остановки и избежать столкновения,
  • также такая вероятность есть, если доказать, что ущерба было бы меньше при соблюдении скоростного режима.

Если же доказать сам факт превышения не удастся, то вина останется за вами. Также не исключено, что и суд не усмотрит даже при наличии доказательств причинно-следственную связь между нарушением скоростного режима и ДТП. Но в этом случае есть смысл такое решение суда обжаловать.

Несоблюдение дистанции в Твери стало причиной ДТП с пострадавшим

На Московском шоссе Твери 29 марта около 12.00 произошло столкновение двух транспортных средств. Об этом сообщает пресс-служба Управления ГИБДД УМВД России по Тверской области.

Водителя Фокуса с травмами увезли в больницу, где он отказался от госпитализации.

Что еще почитать

Названа простая ягода от "плохого" холестерина и для здоровья кишечника

Телеграм-канал

Елену Проклову положили в реанимацию с инсультом

Укрощение НАТО: разбор многоходовки Путина

Ковид следует рассматривать как эндемический вирус, похожий на грипп, и властям следует прекратить массовую вакцинацию после бустерной кампании – с таким удивительным заявлением выступил бывший председатель британской целевой группы по вакцинам доктор Клайв Дикс

Эксперт призвал пересмотреть принципы массовой вакцинации населения от коронавируса

В Женеве начались переговоры России и США по гарантиям безопасности для нашей страны

Политолог рассказал о возможной реакции России на нежелание США договариваться

В регионах

В Челябинске на новогоднем корпоративе жена застала мужа с любовницей-блондинкой

Праздник закончился потасовкой на корпоративе одной из челябинских компаний

Что делать в первые десять секунд сердечного приступа, чтобы спасти жизнь

Врачи рассказали, как спасти человека во время сердечного приступа, пока едет скорая

В новом году саратовцам могут грозить штрафы за отказ от вакцинации

В Тверской области сильно упадет атмосферное давление

В Тверской области поисковики нашли первого в 2022-м году красноармейца

В Тверской области в парке вырвали и украли лавку

В ОКБ Твери на вертолете санавиации срочно доставили мужчину

В Госдепе заявили, что Украина должна иметь шанс присоединиться к НАТО

Самолет ВКС вывез из Алма-Аты в Москву еще 84 россиянина

Замгоссекретаря Шерман: санкции против РФ затрагивают меры экспортного контроля

Найдено решение проблемы с трудоустройством инвалидов: учтен шведский опыт

Самое читаемое

Эксперт рассказал, что ждет Назарбаева

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что занял пост главы Совбеза страны, который ранее принадлежал первому президенту республики Нурсултану Назарбаеву

Русские силовики на Байконуре попали в осаду

Казахстан охвачен бунтами, а на Байконуре наконец вспомнили про местную Росгвардию и полицию, которым незадолго до этого в Москве в профильных ведомствах решили значительно сократить зарплаты

Россияне попросили Алину Кабаеву "разогнать голубятню" на ТВ

Автовзгляд


В России хотят штрафовать пешеходов за пользование смартфоном при переходе дороги



Womanhit


Встречаем Рождество: нетривиальные рецепты для праздничного стола



Охотники.ру

Памяти Алексея Стефановича


Охотник случайно удушился на ремне своего ружья


Чемпион по стрельбе выстрелил себе в живот на охоте


Московский Комсомолец

Читателям

Рекламодателям

Соблюдение авторских прав:

За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.

Для читателей:


— Девушки, как молодые водители, как правило, боятся и от того аккуратнее относятся к вождению, потому они совершают меньшее количество ДТП. Если даже взять по цифрам за ноябрь, всего 10 ДТП было с молодыми водителями, из них 6 — это мужчины, 4 — женщины,

— приводит цифры статистики Денис Михайлов.

Топ нарушений ПДД, которые совершают начинающие водители — это нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части, нарушение правила проезда перекрёстком (например, несоблюдение очерёдности) и неправильный выбор дистанции.

— Водители ещё молодые, невнимательные. На перекрёстках могут не увидеть знак, и получаются ДТП. Также расположение транспортного средства на проезжей части. Это маневрирование, отсутствие опыта при перестроении, при движении в потоке. Это основные нарушения, которые приводят к ДТП с молодыми водителями,

— обозначил Денис Михайлов.

В прошлых выпусках:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ответственность за несоблюдение дистанции

Автоинструкторы учат новичков правильно выбирать дистанцию на дороге. Опытные водители тоже знают об этом. Но ДТП из-за её несоблюдения от этого меньше не становится. Виновники получают штрафы, а в ряде случаев вынуждены доказывать, что происшествие случилось не по их вине. И правда, есть случаи, когда вы не обязаны оплачивать штраф за то, что въехали в зад впереди едущей машине. Есть нюансы, связанные с движением назад или аварией с припаркованным ТС. Не все подобные нарушения можно квалифицировать как несоблюдение дистанции. О том, как обстоят дела в 2022 году на самом деле – мы расскажем далее. А в одном из прошлых материалов мы подробно рассмотрели, собственно, тонкости пункта 9.10 ПДД об этом требовании.

Сколько размер штрафа за дистанцию на сегодня?

Финансовых санкций конкретно за это нарушение ПДД в КоАП не предусмотрено. Речь идёт о нарушении расположения автомобилей на дороге.

Сумма штрафа в 2020 году за несоблюдение дистанции – 1 500 рублей (ч. 1 ст. 12.15. КоАП РФ).

Теперь поясним, откуда и за что берётся штраф? Виновные получают взыскание не за то, что просто въехали в зад едущей впереди машине. Штраф выписывают за несоблюдение дистанции для возможности избежать столкновения с другим ТС – в соответствии с п. 9.10 ПДД.

Размер штрафа за дистанцию между автомобилями в 2022 году

Пример

Водитель "Логана" едет за автомобилем "Ниссан" по одной полосе. Внезапно впереди едущий водитель экстренно жмёт на тормоз. В результате такого манёвра едущий сзади "Логан" врезается в бампер "Ниссан". То есть происходит ДТП, из-за того, что первый водитель не соблюдал безопасную дистанцию и не учитывал требования п. 9.10 ПДД. Приехавшие на место происшествия сотрудники ГИБДД выпишут штраф водителю "Логана", а страховщикам придётся возмещать ущерб владельцу автомобиля "Ниссан".

Да, в большинстве случаев виновником признают того, кто ехал сзади и столкнулся с впереди едущим ТС. И не важно, какая дистанция была между автомобилями. Достаточно самого факта ДТП.

К слову, о точной дистанции в ПДД ничего не сказано – есть лишь требование соблюдать расстояния до других движущихся участников движения, чтобы избежать столкновения.

Тут есть и пояснения. Например, п. 10.1 ПДД предписывает учитывать разные условия: скорость езды, трафик на дороге, состояние ТС, погодные условия и прочее. Логично, что тормозной путь на обледеневшей дороге окажется длиннее, чем на сухом асфальте. А значит водителю придётся держать еще большую дистанцию. Об этом следует помнить – всё это напрямую связано с дистанцией.

Действует ли скидка?

Да, если не причинён вред здоровью потерпевших в ДТП.

Если вы въехали в зад впереди едущему авто, но никто из людей не пострадал в аварии – можно оплатить штраф с 50% скидкой. Главное при этом уложиться в 20-дневный срок на оплату. Итого со скидкой штраф за несоблюдение дистанции составит 750 рублей.

Если дистанция привела к ДТП, какое наказание?

Зависит от нарушений и ущерба. Здесь следует различать ответственность административную – непосредственно штраф за несоблюдение дистанции органам власти, и гражданскую – возмещение причинённого вреда тому, кому вы это вред, собственно, причинили виновными действиями.

Для наглядности разберём несколько ситуаций:

  • Въехали в другой автомобиль, никто в аварии не пострадал – выпишут штраф в размере 1 500 рублей,
  • От наезда на транспортное средство нанесён лёгкий вред здоровью пассажиров – накажут штрафом от 2 500 до 5 000 рублей, либо заберут водительские права на срок от 1 до 1,5 лет (ч. 1 ст. 12.24 КоАП), и это помимо санкции за дистанцию,
  • За вред здоровью средней тяжести – оштрафуют от 10 000 до 25 000 рублей, либо отнимут права на срок от 1,5 до 2 лет (ч. 2),
  • Если от ДТП нанесён тяжкий вред здоровью – то грозит арест, обязательные работы и реальное лишение свободы на срок до 2 лет, а максимальный тюремный срок за отягчающие обстоятельства – вплоть до 15 лет (ст. 264 УК РФ).

Так, в судебной практике есть такое дело, когда Селижаровский районный суд Тверской области вынес наказание водителю за наезд на велосипедиста с летальным исходом. Реальный срок был заменён условным, но виновника всё равно лишили водительских прав на 1 год и 6 месяцев (Приговор №1-6/2015, Дело № 1-6/2015).

Что грозит виновнику за дистанцию при ДТП

Может ли быть штраф, если аварии не было?

Ответ содержится всё в том же пункте 9.10 ПДД, где есть фраза "позволила бы избежать столкновения". Речь идёт о ДТП, а это как минимум столкновение транспортных средств – то есть один автомобиль въезжает в зад второй машины.

А вот если столкновения не произошло, значит, ничего не нарушено, штрафовать не за что! И неважно, какой зазор остался между бамперами двух ТС – 1 метр, 10 см или 1 мм.

Более того, инспекторы ГИБДД не могут просто остановить вас на дороге и выписать штраф за несоблюдение дистанции – ведь никакой аварии не произошло. Аналогично такие штрафы не могут прийти и с камер видеонаблюдения.

Тонкость со стоящим автомобилем

Вновь обратимся к пункту 9.10 ПДД, чтобы выудить оттуда фразу "до движущегося впереди транспортного средства". Всё понятно – оба участника аварии должны были двигаться в одном направлении. А вот стоящий автомобиль сюда не относится.

Поэтому, если вы не успели нажать на тормоз и въехали в задний бампер стоящего или припаркованного автомобиля, за дистанцию вас не оштрафуют. Здесь мы имеем дело с нарушением п. 10.1 ПДД. Он обязывает водителей ехать с такой скоростью, чтобы успеть среагировать на возникшую опасность впереди на дороге. Наказания можно найти в ст. 12.9 КоАП РФ.

Штраф виновнику, если въехал в стоячий автомобиль

Стоит ли и как обжаловать штраф?

Конечно, если вы уверены в своей правоте.

Для того, чтобы обжаловать штраф за дистанцию, вам нужно обратиться к начальнику ГИБДД или в районный суд. Основанием будет неправомерное назначение санкции по ст. 12.15 КоАП РФ. Но затягивать с обращением не стоит. Закон отводит на подачу жалобы всего 10 дней. Отсчёт времени начинается с даты получения постановления об административном нарушении.

Итоговое решение выносят в течение 10 дней с момента регистрации жалобы в подразделении ГИБДД. Если штраф не отменят, имеет смысл подать иск в районный суд по месту нарушения правил. Там разбирательства длятся не менее 2-х месяцев (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Совет! Для отстаивания своей невиновности подготовьте как можно больше доказательств. Здесь уместно приложить фото и видеоматериалы с регистратора, уличных камер, схему ДТП, экспертные и технические заключения. Также привлекайте свидетелей, заранее взяв их контакты на месте происшествия.

Ниже мы рассмотрим, на каких основаниях можно оспорить штраф за дистанцию на дороге.

Если машина стояла

Повторимся, если автомобиль впереди не ехал, а стоял на месте – вам не могут вменить нарушение п. 9.10 ПДД. Но будет с большой долей вероятности вменён пункт 10.1, а за его нарушение штрафа в 2022 году нет.

А чтобы доказать свою правоту, приложите к жалобе запись с регистратора в машине. Видео покажет, что другое ТС не двигалось с вами по одной полосе, а было припарковано, например, на стоянке.

Если произошло столкновение при движении задним ходом

Именно за дистанцию вас не могут штрафовать.

А что в таком случае происходит? Разберём 3 ситуации:

  1. Если вы поехали задним ходом по запрещённому участку (например, на перекрёстке) и врезались в другой движущийся автомобиль – вас могут оштрафовать за нарушение п. 8.11 ПДД и выписать штраф в размере 500 рублей (ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ),
  2. Если двигались по разрешённому участку с последующей аварией – сотрудник ГИБДД выпишет определение об отказе в возбуждении дела, штрафов в Кодексе за нарушение 10.1, как мы уже указали выше, не предусмотрено,
  3. Если вы передвигались задним ходом, а из сбоку стоящего автомобиля открылась дверь, в результате чего вы её задели – вашей вины здесь нет. Здесь мы говорим не о дистанции, а о боковом интервале. В данном случае виноват будет тот, кто открыл дверь. Хотя, в редких случаях в судебной практике определяют виновность и водителя в нарушение бокового интервала.

Штраф за дистанцию при движении задним ходом и ДТП

Если вы готовитесь к обжалованию, стройте аргументы исходя из направления езды автомобиля, то есть движение было назад и столкновение с сзади стоящим ТС – в нашем случае это два "столпа" идеальной защиты.

Показательно Решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан по делу №12-67/2013 об отмене штрафа за дистанцию. Автоледи сдавала задом и врезалась в стоящий автомобиль. Судья пояснил, что не соблюдались два условия: ТС не двигалось и было сзади, а не впереди.

Если ДТП не было

Значит и штрафа быть не может.

Его и не выпишут, но, если постановление у вас на руках – пишите жалобу в ГИБДД с мотивировкой "отсутствие ДТП". Скорее всего, постановление сразу отменят. Но если этого не произошло, идите с иском в районный суд – дело выигрышное, а закон на вашей стороне!

Если двигались по разным полосам дороги

Штраф за несоблюдение дистанции возможен только в случае движения по одной полосе дороги. Траектории машин не должны пересекаться.

Проще говоря, если ваш автомобиль едет по правой стороне, а второй участник двигался по левой с последующим перестроением и столкновением ТС, то здесь важно рассмотрение дела в динамике. Если инспекторы выписали штраф за дистанцию, его можно обжаловать в ГИБДД или в суде. Но нужно понимать, что с большой долей вероятности будет назначена экспертиза, где вопрос вкратце будет поставлен примерно следующий: что (чьё нарушение) стало причиной ДТП? Перестроение второго участника, когда тот просто "подлез" под вашу машину, и вы не успели увеличить дистанцию до него, либо после перестроения прошло время, а вы продолжали двигаться со слишком маленьким расстоянием до него.

Если едущий впереди слишком резко тормозил

Опять же, всё зависит от ситуации.

  • Есть понятие "резкое торможение без необходимости", когда водитель жмёт на тормоз без всякой причины (например, в шутку). И если кто-то так затормозит, а вы не успеете среагировать и въедете ему в зад – вашей вины здесь не будет. Тут речь идёт о нарушении п. 10.5 ПДД со стороны тормозившего. Он совершил манёвр не с целью избежать ДТП, а без необходимости. Но, конечно, вам нужны доказательства. Поэтому, если второй водитель не согласен признавать себя виновным, идёте в суд с записью видеорегистраторов или камер уличного наблюдения. Они помогут доказать, что в момент торможения не было угрозы ДТП.
  • Если торможение оправданно, а вы столкнулись с впереди едущим автомобилем, вина ляжет на вас. А заодно и штраф в 1 500 рублей. То есть накажут за то, что вы не держали дистанцию, из-за чего вовремя не среагировали на экстренную остановку первого ТС.

Совет здесь только один – соблюдать дистанцию и скоростной режим. Это сократит риски врезаться в другой автомобиль. Ну и поможет вам избежать ненужных штрафов за нарушение ПДД.

Читайте также: