Покрышки сколько сбил самолетов

Обновлено: 02.07.2024

А.И. Покрышкин - советский лётчик-ас, второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой. Первый Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (1972).
/По правде: по числу его побед и сбитых самолётов противника у исследователй накопились воросы/

Родился в Новониколаевске (Новосибирске) 6/19 марта 1913 го в семье фабричного рабочего-переселенца. (6 марта всегда называл своим днём рождения сам легендарный лётчик, хотя на самом деле его следовало бы перенести по новому стилю на 19 марта.) Несмотря на то, что семья имела ограниченный достаток, и район был не самый благополучный, Покрышкин с детства много времени уделял учёбе.

МиГ-3 А.И.Покрышкина, 55-й ИАП, лето 1941 г.

Стремясь достигнуть максимальных высот в освоении самолёта, Покрышкин все силы и знания отдавал совершенствованию своего боевого и лётного мастерства. Например, вначале он плохо стрелял по "конусу" но постоянные тренировки вывели его в ряд лучших снайперов полка. Учитывая то обстоятельство, что лётчики в воздухе хуже выполняли правые развороты избегая их, он намеренно тренировался именно в резких манёврах в правую сторону Вообще резкому маневрированию в схватках Покрышкин уделял большое внимание, и, чтобы выдерживать значительные перегрузки в полёте, он усиленно занимался спортом. В перерывах между тренировками Покрышкин даже подсчитал, сколько времени уходит на изменение положения истребителя с момента воздействия лётчиком на ручки управления - в бою всё представлялось важным.

Свой первый самолёт Покрышкин сбил 22 июня 1941 года - к сожалению, это был советский ближний бомбардировщик Су-2, приземлившийся на фюзеляж в поле. Хаос первого дня войны спас будущего аса, и он отделался только крупным нагоняем. На следующий день в разведывательном вылете он одержал победу над немецким Bf.109, но, засмотревшись на падающий самолёт, тут же сам был подбит и едва дотянул до аэродрома. Командование высоко оценило донесения лётчика, и его все чаще стали посылать на разведку. Несмотря на строгие указания, Покрышкин постоянно ввязывался в бой, считая зазорным возвращаться с полным боекомплектом. Однажды он прилетел назад с разбитым козырьком фонаря кабины - пуля хвостового стрелка Ju.88 попала прямо в прицел и лётчик чудом избежал гибели.

Пролетая над Прутом, Покрышкин атаковал понтонный мост, был сбит осколками зенитного снаряда и, парашютируя истребителем, упал прямо на лес, потеряв сознание. Очнувшись, он трое суток добирался через линию фронта до своего аэродрома, где его уже вычеркнули из списков живых. Вновь включившись в боевые действия, летая на штурмовку вражеских позиций и сопровождение бомбардировщиков, Покрышкин всё чаще стал задумываться о методах воздушных схваток, занося свои мысли в дневник под названием "Тактика истребителей в бою".

5 октября пара Покрышкина во время выполнения разведывательного полёта была внезапно атакована четверкой Bf.109. Лишившись ведомого, лётчик в одиночку сумел сбить один истребитель противника и на подбитом самолёте попытался выйти из боя. Три оставшихся "Мессершмитта" бросились в погоню, один за другим расстреливая беззащитный МиГ.

После тяжелых сражений 1941-го 55-й ИАП был отведён в тыл на переформирование и вскоре был переименован в 16-й гвардейский истребительный авиаполк. Пополненная новыми самолётами Як-1, эта часть снова попала на фронт в июне следующего гола В течение шести месяцев Покрышкин одержал на "Яке" не менее семи побед. Среди сбитых вражеских самолётов были два Ju.88 и четыре Bf.109.


Боевые самолёты А.И. Покрышкина

Но это так сказать традиционная версия. Хотя в последнее время многие исследователи стали говорить о меньшем количестве побед аса в начальный период войны. Весной 1943-го полк получил новую матчасть - американские истребители Р-39 "Аэрокобра". На этих машинах лётчики 16-го ГИАП попали в эпицентр воздушных сражений - на Кубань. Именно здесь проявились недюжинные способности А. Покрышкина как лётчика-истребителя. Он первым широко использовал боевой порядок под названием "Кубанская этажерка" и способствовал его внедрению во все подразделения истребительной авиации СССР.

По официальным данным, Покрышкин сбил в небе Кубани 16 вражеских самолётов, но фактически, как гоаорят некоторые исследователи, это число было гораздо больше. Только 12 апреля в районе станицы Крымской он уничтожил в воздухе 4 Bf.109, а 28 апреля в одном бою сбил пять немецких "лаптежников" Ju.87. Во время патрулирования советский ас никогда не летал по прямой, чтобы не терять скорость в небольшой зоне. Его истребитель передвигался волнообразно, по траектории наклонного эллипса.

24 мая Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени на его счету оказалось уже 25 сбитых самолётов противника. Через три месяца он был награжден второй Золотой Звездой. Сражаясь с люфтваффе на юге Украины, Покрышкин записал на свой счет еще 18 "Юнкерсов", включая два высотных разведчика. В ноябре 1943-го, используя подвесные баки, он устроил охоту за Ju.52, действующими на воздушных коммуникациях над Чёрным морем. За четыре вылета в условиях переменчивой морской погоды он отправил на дно пять трехмоторных транспортников.

В мае 1944-го Покрышкина назначили командиром 9-й гвардейской авиадивизии, но, несмотря на высокую должность, он не прекратил боевых вылетов, одержав до конца года очередные семь побед. Боевая деятельность самого известного аса СССР завершилась в Берлине. Всего за годы войны он совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 - в группе ( Михаил Быков в своих исследованиях указывает на 46 личных и 6 групповых побед лётчика. В военно-исторической и мемуарной литературе встречаются предположения о значительно бОльшем количестве фактически одержанных побед - 72, 90, более 100 ) .

После войны осваивал реактивную технику. Одним из первых начал летать на МиГ-9. В совершенстве овладел и другими типами реактивных истребителей. Покрышкин вступил в трения с сыном Сталина Василием, отказавшись служить в ВВС Московского военного округа. В итоге этого полковник Покрышкин, назначенный на генеральскую должность ещё в 1944-м и имевший в своём подчинении генералов, сам стал генерал-майором авиации только после смерти Сталина, в августе 1953-го. Из-за этого же Покрышкину пришлось перейти в войска ПВО страны, где он командовал различными авиасоединениями. Поскольку путь в Военно-воздушную академию ему был заказан, он в 1948 году окончил Военную академию имени Фрунзе. В 1957-м окончил Военную академию Генерального штаба.


В 1960-х защитил диссертацию по применению сетевого планирования в войсках ПВО. Наверное, этот напряжённый аналитический труд помог ему перенести тяжесть расставания с небом. Командование своеобразно "оценило" новации, обобщённые в диссертации, наградив за них. сослуживца Покрышкина, имевшего о работе весьма общее представление.






Если задаться вопросом сколько же живет летчик на войне, можно посмотреть статистику. В годы войны 1941-1945 годов пилот как правило совершал не более 5 вылетов. Но, Покрышкин, вопреки этому, смог совершить по самым скромным подсчетам около 650 боевых полетов, сбить больше полусотни воздушных судов врага и ни разу не проиграть. Его называли мастером воздушного боя, одним из лучших по результативности.

Но вот парадокс. В конце войны ему не разрешали подниматься в небо. Казалось бы, почему? Ответ прост. Александр Покрышкин прошел всю войну, от первого до последнего дня. И не только сам остался жив, но и никто из ведомых не погиб по его вине. Потому, был необходим его колоссальный опыт и он сам, как вдохновляющий пример – легенда авиации.

Преданность заветной мечте

Из воспоминаний Александра Покрышкина:


Выпускники Качинского летного училища. Александр Покрышкин в первом ряду крайний справа

Обучаясь в Качинском летном училище, Покрышкин показывал впечатляющие результаты, хотя иногда действовал не совсем по установленным летным правилам: мог посадить самолет со скольжением, хотя было бы разумнее уйти на второй круг; или при атаке вел стрельбу до последнего, тогда как уже было необходимо сманеврировать в сторону. Однако, он смог закончить учебу с отличием и был назначен на службу по охране рубежей Советско-Румынской границы.

Начало Войны и лётная стратегия Покрышкина


Из воспоминаний Александра Покрышкина:

В начале войны немецкие самолеты превосходили советские и по скорости, и по управляемости, и по маневренности. К тому же, нашим летчикам нужно было беречь каждую машину. Пополнять парк в первые месяцы войны было невозможно. Все авиапредприятия не работали, а переезжали в тыл.

Краснодарский край, ст. Калининская, апрель 1943 года. Прифронтовой аэродром. Совершает посадку аэрокобра (BellP-39 Airacobra). В то время из соединенных штатов Америки их по ленд-лизу получал СССР. Из самолета выходит пилот, переходит к рядом стоящей аэрокобре и тут же взлетает. Этим летчиком и был Покрышкин — командир эскадрильи 16 – го гвардейского истребительного полка. Оставленный им самолет снова заправляют и осматривают, так как последний скоро вернется и, пересев опять в этот самолет, отправится в очередной боевой полет. Со стороны казалось, что Покрышкин не чувствует усталости.

Конечно, Александр Иванович был уникален, и мог делать по 12 таких полетов за сутки. Это просто фантастика.


Но, непростые отношения с командованием, едва не стоили Александру Покрышкину его карьеры. У вновь назначенного командира полка, не было такого летного опыта как у Покрышкина, а потому он придерживался уже не совсем актуальных взглядов на алгоритмы ведения боя, которые Покрышкин не стремился выполнять и, мало того, позволял себе критиковать руководство. Можно только представить, каково командовать полком, когда у тебя в подчинении герой, который уже совершил более четырехсот боевых вылетов и сбил фактически 20 самолетов противника. Авторитет Покрышкина был налицо.

Любовь и семья А. Покрышкина


А. Покрышкин, его жена М. Коржук и дочь Светлана

Первенцом в семье Покрышкиных стала дочь Светлана, которая появилась на свет в 1945 году, так как сразу после свадьбы Александр с женой расстались почти на 2 года. Лишь однажды за это время Александр смог прилететь к молодой жене в краткосрочный отпуск. Командование даже выделило ему спецсамолет. К тому моменту Покрышкин стал признанным советским асом.

Личные достижения А. Покрышкина


Согласно опубликованным сведениям, Александр Покрышкин даже среди советских летчиков был только второй после Ивана Кожедуба. Всего 59 сбитых самолетов. Однако, в личных боевых блокнотах советского аса значится 89 побед.

Дело в том, что сбитые над морем Покрышкиным или в тылу фашистов самолеты остались не подтвержденными. Кроме того, сгорели при отступлении документы штаба полка подтверждающие 14 сбитых самолетов в самом начале войны. Но, эти бумаги фашистам были не нужны. И без них немцы, видя самолет Покрышкина в небе, впадали в панику.

24 августа 1943 года за 30 лично сбитых самолетов противника в 455 боевых вылетах гвардии майор Покрышкин был награжден второй Золотой звездой и стал дважды Героем Советского Союза. Но Александр Иванович считал более важным, чем уничтоженные самолеты врага – его эскадрилья.

Из воспоминаний Александра Покрышкина:

Покрышкин был боевым офицером, и всегда рвался на передовую. И даже когда главком А.А. Новиков в феврале 1944 года предложил гвардии подполковнику Покрышкину генеральскую должность начальника боевой подготовки истребительной авиации, Покрышкин без каких-либо колебаний отказался и просил вернуть его на фронт.


Иван Кожедуб (слева), Георгий Жуков (в центре), Александр Покрышкин (справа)

После сбитого 59 самолета противника гвардии полковнику Покрышкину вручили третью звезду Героя, ему запретили лично подниматься в небо. Советская авиация поистрепала Люфтваффе. Тогда Покрышкин предложил сделать на аэрокобрах специальные приспособления для крепления 100 килограммовых бомб, превратив таким образом истребители в бомбардировщики. И сам иногда все же умудрялся прорваться в небо.

Жизнь А. Покрышкина после окончания войны

После окончания войны Александр Покрышкин с отличием закончил Военную академию им. Фрунзе, а после Академию генерального штаба. До 1963 года Покрышкин летал практически на всех типах советских истребителей.


Владимир Петров

1. Cу-2 не был секретным. Просто А.И.П. не опознал самолёт при атаке.
2. Строить боевые порядки истребителей эшелонируя их по высоте - "этажеркой", в ВВС СССР начали в 69 ИАП Од.ВО ещё в июле-августе 1941 г. на И-16.
Так что не пионер.
3. Соединение "гашетки в одну" сложно назвать "революцией воздушных боев", тем более, что далеко не всегда "от залпа самолет противника разрывало".
4. Формула "высота=скорость=маневр" полностью по А.И.П. звучит так:
высота - скорость - маневр - огонь. Она известна задолго до 2 Мировой и с самого её начала успешно практиковалась немецкими, а потом и союзными истребителями на всех фронтах.
Но, в наших ВВС её активное применение, как и эшелонирования по высоте, началось лишь с весны 1943г. Почему? Потому, что для её применения нужны 3 конкретных условия, а именно:
- Скоростной, манёвренный и хорошо вооружённый истребитель-моноплан, с хорошим обзором для пилота, как минимум не уступающий по основным показателям самолётам противника.
- обязательное наличие надёжной приёмо-передающей радиостанции на ВСЕХ истребителях группы, без чего невозможно взаимодействовать и управлять боем.
- агрессивно (т.е. наступательно) настроенный лётный состав, уверенно владеющий техникой пилотирования своего истребителя и тактикой воздушного боя, знающий сильные и слабые стороны себя и противника.

Как только опытные, закалённые в боях советские лётчики получили Р-39, Яки -1Б,7, 9, Ла-5 в достаточных количествах, как только стали ими активно управлять с земли, тогда и перешли они от оборонительной, к наступательной тактике и в напряжённой борьбе завоевали господство в воздухе почти на всех фронтах. Только вот случилось это, увы в конце 1943 - начале 1944 гг.

По результатам боёв на Кубани в 4 ВА был проведён ряд т.н. "конференций по обмену опытом", в которых А.И.П. и другие не менее результативные и известные асы обсуждали с командованием все животрепещущие вопросы, требующие изменений. Именно тогда стали официально засчитывать самолёты, сбитые над территорией противника по докладам экипажей, внедрять управление воздушным боем с фронтового кп, и т.д.
Так что заслуга Покрышкина состоит в не в том, что он что-то "изобрёл", а в том, что он смог своими достижениями доказать необходимость изменений в тактике и официальной доктрине применения истребительной авиации, а затем, получив под своё руководство дивизию, образцово руководить ею в 44-45 гг.

Безусловно достижениями Александра Ивановича стоит гордиться. Но ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ достижениями, отделяя легенды от фактов и зная общую обстановку дел в то время.

Шамиль Баратов

По поводу использования формулы "высота - скорость - маневр - огонь" можно поспорить. Немцы, да, использовали формулу на всю катушку (только вместо "манёвра" вписали "дистанция"). Тот же Хартман "настрелял" свой счёт не в воздушных боях (как мы понимаем этот термин), а просто патрулировал в районе воздушной "свалки" и "валил" невнимательных, отбившихся, повреждённых. Короче классический "охотник", заметить-подкрасться-спикировать на минимальную дистанцию-атаковать-уйти на скорости не вступая в маневровый бой. Не знаю как у других, а у англичан (по воспоминаниям Джони Джонсона) в некоторых авиакрыльях эскадрильи до самого 1945 года летали "змейкой" теряя пилотов, да и вообще проявляли удивительную костность мышления в тактических вопросах. Кто интересуется, почитайте книгу "Лучший английский ас". Рекомендую. - http://www.knigka.info/2008/12/19/luchshijj-anglijjsk..
Кстати про "этажерку" у Джонсона, ни слова не сказано.

Valer Java

>1.Су-2 не был секретным 2.Строить "этажерки" начали . в 1941м 3.Соединение гашеток в одну 4.да формула без "огня"-ничто:-)).многие люди приходят к одинаковым выводам.

Александр Иванович Покрышкин начал свой боевой путь 22 июня 1941 года на самолете МиГ-3. К сожалению, в первый день войны в суматохе он подбил советский бомбардировщик Су-2, который впрочем сумел совершить вынужденную посадку.

Первая победа над врагом была одержана 26 июня - Покрышкин сбил Me-109E, но и сам был подбит, едва дотянув до аэродрома. До конца 1941 года он сбил ещё 2 самолета: румынский Pzl-24 (самолет польского производства) и немецкий Hs-126. В 1942 году, пилотируя МиГ-3 и Як-1, Покрышкин сбил 4 немецких истребителя: один Me-109E и три двухмоторных Me-110.

С апреля 1943 года Покрышкин на новом американском истребителе P-39 Aircobra (на которых летал до конца войны) участвует в воздушной Битве над Кубанью, где по-настоящему началась его звёздная карьера: за три месяцы Покрышкин сбивает 16 Me-109 разных модификаций, 4 пикировщика Ju-87 и один бомбардировщик Ju-88.

Потом были воздушные сражения над Южной Украиной, в Крыму, над Черным морем. Последнюю победу Покрышкин одержал 14 января 1945 г., сбив очередной Ju-87. Всего им было одержано 59 воздушных побед, из них 44 документально подтвержденных с обнаружением обломков сбитых вражеских машин.

Алекса́ндра Ива́новича Покры́шкина (6 [19] марта 1913 год, Новониколаевск — 13 ноября 1985 года, Москва) — советского лётчика-аса, второго по результативности (после Ивана Кожедуба) пилота-истребителя среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Первого трижды Героя Советского Союза. Маршала авиации (1972).

А.И. Покрышкин трижды герой СССР


(А.И. Покрышкин трижды герой СССР)

Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск). Отец - Покрышкин Иван Петрович (1885-1934), был настоящим сибиряком — сильным, мужественным, немного суровым. Его предки переехали в Сибирь из Вятской губернии. Мать - Покрышкина (Мосунова) Ксения Степановна (1885-1969).

дом семьи Покрышкиных в Новониколаевске, где родился и вырос будущий маршал


(дом семьи Покрышкиных в Новониколаевске, где родился и вырос будущий маршал)


В 1928 году Покрышкин успешно оканчивает семилетку. Некоторое время подрабатывает кровельщиком в строительных организациях, а весной 1930 года, вопреки воле отца, желавшего, чтобы сын получил профессию счетовода, поступает в школу ФЗУ Сибкомбайнстроя и уходит из дома в общежитие.
Сибкомбайнстрой - один из первых гигантов индустриализации, в годы войны крупнейший производитель боеприпасов. Через полтора года Александр оканчивает ФЗУ, до июля 1932 года работает слесарем-инструментальщиком. Затем добровольно идет на службу в РККА. По комсомольской путевке его направляют в Пермь, в авиационную школу. Но там неожиданно для себя он узнаёт о том, что летное отделение отменено. Осуществление мечты было отложено на несколько лет.
И все же авиатехником Александр становится первоклассным. Его девиз: " Знать всё в авиации ". В декабре 1933 года он оканчивает 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, а спустя год - Курсы усовершенствования техсостава ВВС РККА имени К. Е. Ворошилова в Ленинграде. С декабря 1934 по ноябрь 1938 года А. И. Покрышкин - старший авиатехник звена в 74-й стрелковой дивизии в Краснодаре. По службе характеризуется отлично.

Уже тогда проявляется его творческая натура. Он вносит ряд предложений по усовершенствованию авиапулемета ШКАС, конструкции самолета-разведчика Р-5. Отправляет свои разработки в Москву, получает благодарственное письмо от главного конструктора Н.Н. Поликарпова.

В 1939 году старший лейтенант А. И. Покрышкин оканчивает с отличными оценками авиашколу и с чувством огромной радости выезжает в Кировоград, в 55-й истребительный авиаполк. Здесь и началась его летная биография. И уже на этом этапе еще совсем юный Покрышкин проявил себя как сторонник энергичного пилотирования с высокими перегрузками, инициатор стрельбы с предельно короткой дистанции: " Пусть слабаки стреляют на двести метров, а я буду стрелять на сто и меньше! "
Войну Покрышкин встретил в Молдавии. И уже 23 июня открывает счет - сбивает первый Ме-109. 3 июля, уже имея несколько побед в воздухе, он был сбит зенитным огнем над рекой Прут. Самолет в ходе приземления на опушке леса был разрушен. Летчику, несмотря на повреждение ноги, удалось на четвертый день добраться до расположения полка. В санчасти Александр Иванович начинает вести тетрадь "Тактика истребителей в бою". Туда он заносит свои соображения и расчеты, рисует схемы. Творческий характер Покрышкина-летчика не остался незамеченным. Уже осенью командир полка В. П. Иванов поручает именно ему вводить в строй молодых летчиков.

Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. И единственным — в годы войны.
Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны.
Так почему же немцы так боялись Покрышкина, ведь он вроде бы сбил меньше, чем некоторые асы люфтваффе? Дело и в том, что немецкие асы не всегдла были, мягко говоря, скромны, и в том, что не все победы Покрышкина учитывались.
В течение 1941 года Покрышкиным были одержаны ещё 15 официальных побед, не вошедших в его общий счет. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолеты все равно пойдут в общий счет Победы.

Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счета подчиненных (в основном ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно распространенным явлением. Он старался поддержать своих подчиненных, подчеркнуть, что в бою победа зависит от слаженности действий всех участников.

Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях.
В полку под командованием А. И. Покрышкина служили и другие прославленные лётчики, в том числе дважды Герои Советского Союза Клубов А.Ф.и Речкалов Г.А. а также Герои Советского Союза Бабак, И.И., Бондаренко В.Е., Голубев Г.Г., Искрин Н.М., Карпович В.П., Лукьянов С.И., Селиверстов К.Е., Старчиков Н.А., Сухов К.В., Трофимов Н.Л., Труд А.И., Фадеев В.И., Фёдоров А.В., Фигичев В.А.
Не раз оставлял Покрышкин уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения, попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой…

В 1972 году, в 59 лет, боевого генерала Покрышкина, до 1963 года летавшего на новейших реактивных истребителях (последний - МиГ-17), окончившего с отличием Военную академию имени Фрунзе (1948) и Военную академию Генштаба (1957), кандидата военных наук, назначают на пост председателя ЦК ДОСАФ.

Маршал авиации, председатель ЦК ДОСААФ СССР, депутат Верховного Совета СССР А.И. Покрышкин


(Маршал авиации, председатель ЦК ДОСААФ СССР, депутат Верховного Совета СССР А.И. Покрышкин)

Сдержанный и деликатный, очень часто за свою службу был неудобен многим начальникам. Им не могла нравиться его инициатива и самостоятельность. Кроме того, Александр Иванович был абсолютно не честолюбивым человеком, не однажды отказывался от соблазнительных должностей. Он обладал чувством духовной чистоты. Был постоянно верен себе и своим мыслям. Величайшим преступлением считал покривить душой даже в мельчайших случаях, всегда и все старался высказывать полностью и окончательно, не оставляя никаких сомнений и недоговоренности. Требовал этого и от своих подчиненных. Видимо, таким и должен быть народный герой и выдающийся летчик.

А.И. Покрышкин с женой Марией и детьми


(А.И. Покрышкин с женой Марией и детьми)

13 ноября 1985 года в Москве в возрасте 72 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

По Вятской земле вот уже 600 нет год из года идет Великорецкий крестный ход. Его называют Вятская Пасха. Он длится как раз неделю, светлую седмицу. Каждый год верующие несут икону святителя Николая на реку Великая. Перед Первой мировой войной шли 24 тысячи православных, в годы хрущевских гонений на церковь — не более 30 богомольцев, шедших по ночам, тайком от милиции. В наши дни этот Крестный ход указом патриарха объявлен общероссийским.

Можно сказать, что образ святителя Николая сопутствует Покрышкиным от переселения из Вятки в город Новониколаевск до последней квартиры маршала авиации в Москве. В ближайшем к его дому на Большой Бронной храме Иоанна Богослова северный придел — святителя Николая. В 1990-е годы храм был восстановлен, сюда приходила помолиться о упокоении души воина Александра Мария Кузьминична Покрышкина .

Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе в Москве


(Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе в Москве)

Мария Кузьминична Покрышкина у могилы мужа


(Мария Кузьминична Покрышкина у могилы мужа)

Упокой, Господи, душу раба Твоего Александра в Своих Небесных Селениях и нас, недостойных, помилуй, по велицей Твоей Милости!

Читайте также: